Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ПАРМЕНИД
<О ПРИРОДЕ>
(ок. 470 г. до н.э.)
[Вступление]
фр. 1 Кони, несущи меня, куда только мысль достигает
Мчали, вступивши со мною на путь божества многовещий,
Что на крылах направляет по миру познавшего мужа.
Этим путем я летел, по нему меня мудрые кони,
Мча колесницу, влекли, а вожатыми девы мне были.
Ось, накалившись в ступицах, со скрежетом терлась о втулку,
Ибо с обеих сторон там ее подгоняли два круга
Взверченных вихрем; а девы, которые дочери солнца,
Ночи покинув чертог, ускоряли мою колесницу
К свету, откинувши прочь руками с голов покрывала.
Там вот ворота путей дня и ночи, объемлемы прочно
Притолокой поверху и каменным снизу порогом,
Сами в высоком эфире закрыты громадами створов,
Грозновозмездная Правда ключи стережет к ним двойные,
Начали девы ее уговаривать ласковой речью
И убедили толково засов, щеколдой замкнутый,
Вмиг отпереть от ворот. И тотчас же они распахнулись
И сотворили зиянье широкоразверстое створов,
В гнездах один за другим повернув многомедные стержни,
Все на гвоздях и заклепках. И сразу туда, чрез ворота.
Прямо направили девы упряжку по торной дороге.
И приняла благосклонно богиня меня; и десницей
Взявши десницу, рекла ко мне вот как и молвила слово:
«Юноша, спутник бессмертных возниц! О ты, что на конях,
Вскачь несущих тебя, достигнул нашего дома,
Радуйся! Ибо тебя не злая Судьба проводила
Этой дорогой пойти не хожено здесь человеком
Но Фемида и Правда. Теперь все должен узнать ты:
Как убедительной истины непогрешимое сердце,
Так и мнения смертных, в которых нет верности точной.
Все ж таки ты узнаешь и их: как надо о мнимом
Правдоподобно вещать, обсуждая все без изъятья.
фр. 5 Мне безразлично, откуда начать, ибо снова туда же
Вернусь я.
[Путь истины и путь мнения]
фр. 2 Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав.
Что за пути изысканья единственно мыслить возможно.
Первый гласит, что «есть» и «не быть никак невозможно»:
Это путь убежденья (которое истине спутник).
Путь второй «что не есть» и «не быть должно неизбежно»:
Это тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна,
Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся),
Ни изъяснить…
фр. 3 Ибо мыслить то же, что быть…
фр. 6 Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь
Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать.
Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья,
А затем от того, где люди, лишенные знанья,
Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит
В их груди заплутавшим умом, а они в изумленьи
Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы,
Коими «быть» и «не быть» одним признаются и тем же
И не тем же, но все идет на попятную тотчас,
фр. 7 Нет, никогда не вынудить это: «не-сущее суще».
Но отврати свою мысль от сего пути изысканья,
Да не побудит тебя на него многоопытный навык
Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом шумящим,
И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод
фр. 8 Разумом, мной приведенный. Один только путь остается,
«Есть» гласящий; на нем примет очень много различных,
Что нерожденным должно оно быть и негибнущим также,
Целым, единородным, бездрожным и совершенным.
И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу
«Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.
Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю
Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо
Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила
Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?
Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.
Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,
Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то
Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы,
Иль погибать, но держит крепко. Решение вот в чем:
Есть иль не есть? Так вот, решено, как и необходимо,
Путь второй отмести как немыслимый и безымянный
(Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный.
Как может «быть потом» то, что есть, как могло бы «быть в прошлом»?
«Было» значит не есть, не есть, если «некогда будет».
Так угасло рожденье и без вести гибель пропала.
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот не больше его ничуть, а там вот не меньше,
Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим.
Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим.
Но в границах великих оков оно неподвижно,
Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель
Прочь отброшены их отразил безошибочный довод.
То же, на месте одном, покоясь в себе, пребывает
И пребудет так постоянно: мощно Ананка
Держит в оковах границ, что вкруг его запирают,
Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:
Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось.
То же самое мысль и то, о чем мысль возникает,
Ибо без бытия, о котором ее изрекают,
Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого
Сверх бытия ничего: Судьба его приковала
Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет
Все, что приняли люди, за истину то полагая:
«Быть и не быть», «рождаться на свет и гибнуть бесследно»,
«Перемещаться» и «цвет изменять ослепительно яркий».
Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно
Отовсюду, подобное глыбе прекруглого шара,
От середины везде равносильное, ибо не больше,
Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот.
Ибо нет ни не-сущего, кое ему помешало б
С равным смыкаться, ни сущего, так чтобы тут его было
Больше, меньше там, раз все оно неуязвимо.
Ибо отвсюду равно себе, однородно в границах.
Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю
Я об истине: мнения смертных отныне учи ты,
Лживому строю стихов моих нарядных внимая.
Смертные так порешили: назвать именами две формы,
Коих одну не должно и в этом их заблужденье.
Супротив различили по виду и приняли знаки
Врозь меж собою: вот здесь пламени огнь эфирный.
Легкий, тонкий весьма, себе тождественный всюду,
Но не другому. А там себе и противоположно
Знанья лишенную ночь тяжелое, плотное тело.
Сей мирострой возвещаю тебе вполне вероятный,
Да не обскачет тебя какое воззрение смертных.
фр. 4 Виждь, однако, умом: от-сущее верно при-суще,
Ибо не отрубить от сущего сущее в смычке,
Ни распыляя его повсюду всяко по миру,
Ни собирая в одно…
фр. 9 Но коль скоро все вещи названы «светом» и «ночью»,
Качества ж их нареклись отдельно этим и тем вот,
Все наполнено вместе светом и темною ночью,
Поровну тем и другим, поскольку ничто не причастно
Ни тому, ни другому.
фр. 10 Ты познаешь природу эфира и все, что в эфире,
Знаки, и чистой лампады дела лучезарного солнца
Незримотворные, также откуда они народились.
И круглоокой луны колобродные также узнаешь
Ты и дела, и природу, и небо, что все обнимает,
Как и откуда оно родилось, как его приковала
Звезд границы стеречь Ананка…
фр. 11 …как земля и солнце с луною,
Общий для всех эфир, небесное млеко, а также
Крайний олимп и звезд горячая сила пустились
Вдруг рождаться на свет…
фр. 12 Те, что поуже венцы, огнем беспримесным полны,
Те, что за ними ночью, но брызжет пламени доля,
А посреди них богиня, которая всем управляет.
Всюду причина она проклятых родов и случки,
Самку самцу посылая на случку, равно и напротив:
Самке самца.
фр. 13 Первым из всех богов она сотворила Эрота…
фр. 14 Свет ночезарный, чужой, вкруг земли бродящий…
фр. 15 Вечно свой взор обращая к лучам лучезарного солнца.
фр. 16 Смесь какова всякий раз многоблудных членов, такая
Людям и мысль приходит на ум; тождественна, право,
С тем, что она сознает, природа членов и в людях,
И во всех, и во всем, ибо мысль это то, что в избытке.
фр. 17 Мальчиков справа, а девочек слева…
фр. 19 Так родились эти вещи согласно мненью и ныне
Суть, а потом, коль скоро однажды возникли, погибнут.
Люди же каждой из них нарекли приметное имя.