Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

Подписываем
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предоплата всего
Подписываем
Более 10 лет прошло со времени введения в вузах курса социологии как обязательной общеобразовательной дисциплины и издания первых отечественных учебников по этому предмету. В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшее необходимость высшего социологического образования в стране. По данным Министерства общего и профессионального образования, в 1998 г. насчитывалось около 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово <социология>. Во многих крупных городах страны успешно функционируют социологические факультеты, готовящие профессиональные кадры для нашей дисциплины.
Ежегодно в стране проводится несколько конференций, научно-практических семинаров, посвященных проблемам преподавания социологии в вузах. Они проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах. Проблемы социологического образования постоянно обсуждаются в журнале <Социологические исследования> в рамках <круглых столов> и в специально созданной рубрике <Кафедра>.
В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим курсам. Их можно причислить ко второму и третьему поколениям отечественных социологических учебников и учебных пособий.
К первому поколению следует причислить несколько монографий конца 80-х и начала 90-х годов, выполненных в учебном жанре под наименованием <Марксистско-ленинская социология> и посвященных конкретизации на эмпирическом материале таких философских категорий исторического материализма, как <способ производства>, <производственные отношения>, <социальные закономерности>, <общественно-экономическая формация> и т.д.1 Им были свойственны сильная идеологическая ориентация и практически полное игнорирование достижений мировой социологической мысли. Вышедшую ранее, а именно в 1973 г., <Рабочую книгу социолога> нельзя рассматривать в качестве учебника по общей социологии, поскольку она была посвящена преимущественно методам конкретных социологических исследований.
Второе поколение социологических учебников представлено несколькими книгами, написанными с целью ознакомить отечественного читателя с основными школами и концепциями западной социологии. Ознакомительный характер изданий не предполагал, что излагаемые в учебнике понятия и категории будут использованы для объяснения тех социальных проблем, с которыми столкнулось в середине 90-х годов российское общество. Лучшими образцами этого поколения следует считать две книги1 , вышедшие в 1994 г. и ставшие своего рода этапными, поскольку показали новый, немарксистский, подход к изложению учебного материала. Авторов отличают широкая эрудиция и высокий профессионализм в части знакомства с основными теориями и парадигмами зарубежной социологии и одновременно отсутствие ориентации на российские реалии. Коротко говоря, второе поколение учебников являлось зеркалом зарубежной, но не отечественной социологии.
Однако большинство других учебников, выходивших начиная с 1994 г., представляли собой синтез исторического материализма, только несколько модернизированного, и заимствований из западной теоретической социологии. Неудачным такой гибрид следует назвать еще и потому, что глубокого анализа отечественной социологии и российской действительности в них не было.
Как именовать эти работы - третьим поколением или промежуточным образованием, находящимся между первым и вторым поколениями социологических учебников, - решать скорее историкам науки. Очевидно другое. В сфере социологического образования существует острая потребность в издании таких учебников, где бы органично соединялись три составные части, присущие современному учебнику: а) ведущие зарубежные теории и парадигмы, составляющие классическое наследие мировой социологии; б) лучшие эмпирические исследования и теоретические наработки советского и отчасти постсоветского периода, составляющие золотой фонд отечественной социологии; в) анализ текущей российской реальности, осмысление происходящих сегодня социальных процессов, их динамики, последствий и истоков.
Таким образом, в конце 90-х годов остро стала ощущаться потребность в таких учебниках, которые бы отражали российскую реальность и выступали инструментом ее познания, объяснения и реформирования. Подавляющее большинство западных учебников, с которых писались отечественные социологические учебники второго поколения, отражают реалии западного общества. Американские учебники раскрывают законы развития американского общества, особенности поведения и образа жизни американского населения, английские - повествуют об английском обществе, испанские - об испанском. В итоге даже лучшие наши учебники второго поколения представляли собой зеркало чужого общества, кое-как приспособленного к описанию российского.
Появление учебников принципиально нового типа, ориентированных прежде всего на анализ российского опыта и использующих западные классические теории всего лишь как инструмент, в равной мере опирающихся также на отечественную социологию, не только востребовано жизнью, но и подготовлено самим ходом развития социологии в России.
Можно говорить о том, что ныне создана благоприятная научная база для создания учебников нового поколения. С одной стороны, их методологический стержень составляет государственный образовательный стандарт по социологии для высших учебных заведений, задающий минимально необходимый набор понятий и категорий, обязательных для получения профессионального социологического образования. С другой стороны, достижения современной отечественной социологии позволяют гораздо полнее и глубже освещать такие фундаментальные проблемы российского общества, как социальная структура и стратификация, бедность и неравенство, конфликты и девиантное поведение, социальные институты и социальные процессы. Для создания такого учебника авторам необходимо только обобщить и осмыслить накопленный в стране опыт и эмпирический материал. Ранее, когда его не хватало, когда, к примеру, мы не знали, по каким закономерностям и с какой динамикой формируется средний класс в России, авторам приходилось восполнять информационный дефицит западными наработками. Так и возникал обучающий монстр: западные теории и западная эмпирика, призванные разъяснить особенности развития российского общества.
Социология наиболее чувствительна к национальной спе-цифике своей страны, социальным недугам общества, проб-лемам простых людей. Она оперативно откликается на них, являясь барометром общественного мнения. Но чтобы баро-метр точно указывал социальную атмосферу, нужно знать его устройство, принципы работы, шкалу измерения и т. д.
Принято считать, что функция учебника - обучить лю-дей правилам пользования научными инструментами, тео-риями и методами. Но еще важнее - сформировать анали-тическое мышление студента, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
Система научного знания составляет неотъемлемый эле-мент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается в том, писал Т. Парсонс, что она биологически не передается по наследству. Общество должно выработать механизмы овладения ею каждым новым поколением. Приз-вание высшего образования как раз и состоит в сохранении и передаче культурного наследия.
Учебники - специальный жанр литературы для студен-тов, на современном уровне науки и культуры излагающий систематические знания в той или иной дисциплине, - вы-ступают важнейшим опорным звеном механизма трансляции культурных образцов и ценностей. Без них невозможно пред-ставить себе процесс институциализации знания в сфере уни-верситетского образования.
Социологические факультеты, отделения и ка-федры в десятках и сотнях вузов страны в конечном итоге формируют научную инфраструктуру нового типа. Вузов-ские преподаватели сегодня не только пропагандисты и ретрансляторы готовых знаний. Они превратились в творцов нового, в исследователей, поисковиков, первооткрыва-телей. Ныне мы стоим на пороге нового этапа в развитии отечественной социологии.
Для науки нового типа нужны самые разные учебники. Одни должны излагать только общеизвестное, в популярной форме донося до читателя современные знания. Таков тради-ционный учебник, рассчитанный на то, что с основами со-циологии будут знакомиться те, кто никогда профессиональ-но социологией впредь заниматься не будет. Вместе с тем должна существовать и другая литература. Университетский учебник преследует цель воспитать будущих профессионалов, т. е. людей, умеющих применять социологические знания в самых различных сферах - промышленности, здравоохра-нении, рекламе, кино и т.п. По всей видимости, правильнее различать учебники элементарные и продвинутого типа. Пер-вые знакомят с азами науки и сообщают начальные сведения о чем-либо. Вторые идут дальше и формируют логику мыш-ления студента, дают знания в проблемной форме, как бы приглашая читателя поразмыслить над прочитанным, углу-биться в предмет, прочитать дополнительную литературу и провести самостоятельное исследование. Учебники продви-нутого типа вводят студента в творческую лабораторию уче-ного, постепенно и систематически подключают его к тому исследовательскому процессу, который характерен для нау-ки переднего края. Акцент в них должен делаться не на опи-сании, а на анализе, не на расширении кругозора, а на формировании аналитического мышления будущих профес-сионалов. Таким образом, учебник продвинутого типа дает теоретико-методологические основы знания.
Три тома настоящего учебника, написанного для социологов (студентов, аспирантов, преподавателей), охватывают три ключевых раздела общей социологии - методологию и историю социологии, социальную стратификацию и мобильность, социальные институты и процессы. Каждому разделу посвящен самостоятельный том. При изложении любой темы авторы старались придерживаться единой схемы: история вопроса, современное состояние, методология и методика исследования вопроса, основные результаты. Таким образом, к истории читатель обращается как бы дважды: в первом томе и в каждом последующем в соответствующих темах. Подобная логика подачи материала выбрана не случайно, поскольку она служит основным критерием выделения фундаментальных университетских курсов во всех странах мира.
Большой объем книги обусловлен еще и тем обстоятельством, что в ней, помимо обязательного, излагается материал, рассчитанный на дополнительную самостоятельную работу студента. Изложить весь материал трехтомника ни в одном лекционном курсе невозможно. Но этого и не следует делать. В лекциях излагаются ключевые проблемы, а большую часть материала студенты осваивают в процессе самостоятельной работы.
В трех томах данного издания обобщен преподавательский опыт авторов, эмпирические данные последних десятилетий, а также большой теоретический и исторический материал, изложенный в десятках и сотнях научных монографий, как отечественных, так и зарубежных. Авторы надеются, что книга принесет пользу при подготовке профессиональных социологов, от таланта, трудолюбия и квалификации которых зависит будущее нашей науки.