Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

L Gy Scienz Фрагменты Весёлая наука была задумана первоначально как продолжение

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.6.2024

Ф.Ницше

Весёлая наука

            Friedrich Nietzsche

           «La Gaya Scienza»

           (Фрагменты)

      «Весёлая наука» была задумана первоначально как продолжение

           «Утренней зари», вышедшей в 1881 г. Рукопись (первых четырёх книг)

           была в целом написана зимой 1881-1882 г. в Генуе; к этому же времени

           относится создание 63 стихотворений, объединённых названием «Шутка,

           хитрость и месть». В апреле того же года в Мессине возникло

           большинство стихотворений цикла «Песни принца Фогельфрай»;

           законченность и самостоятельность рукописи позволили издать её

           отдельной книгой, которой Ницше в напоминание о провансальской «la

           gaya scienza», объединяющей певца, рыцаря и вольнодумца, дал

           название «Весёлая наука». Книга (первые четыре книги) вышла в свет в

           конце августа 1882 г. в издательстве Э. Шмейцерна. Переиздавая зимой

           1886-1887 г. в лейпцигском издательстве Э. В. Фрицша свои сочинения,

           Ницше счёл нужным дополнить «Весёлую науку» новой, пятой книгой

           («Мы, бесстрашные») и стихотворным приложением «Песен принца

           Фогельфрай», а также новым предисловием.

                 Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения

           в 2-х томах, том 1, издательство «Мысль», Москва 1990.

                 Перевод — К. А. Свасьяна.

 

           «ШУТКА, ХИТРОСТЬ И МЕСТЬ»

           Ближний

           Ближнего близко нельзя подпускать:

           Взять бы его да подальше убрать!

           Будет тогда он звездой мне сиять!

           Переодетый святой

           Силясь скрыть избранность Божью,

           Корчишь чёртову ты рожу

           И кощунствуешь с лихвой.

           Дьявол вылитый! И всё же

           Из-под век глядит святой!

           Мудрец говорит

           Чужой и всё же нужный этим людям,

           То солнцем, то грозой веду свой путь я —

           И вечно недоступный людям!

           КНИГА ПЕРВАЯ

           14

           Наша любовь к ближним — разве она не есть стремление к новой

           собственности?

           21

           Здесь проступает основное противоречие той морали, которая нынче в

           таком большом почёте: мотивы этой морали противоречат её принципу!

           То, чем эта мораль хочет доказать себя, она опровергает сама своим

{2}            критерием морального! Положение «ты должен отречься от самого себя и

           принести себя в жертву» должно было бы, во избежание конфликта с

           собственной моралью, быть введено в силу таким существом, которое

           при этом отреклось бы от своей выгоды и, быть может, обрело бы

           собственную гибель в акте требуемого самопожертвования личности. Но

           покуда ближний (или общество) рекомендует альтруизм ради пользы, в

           силе остаётся прямо противоположное положение: «ты должен искать

           себе выгоды, даже за счёт всех других», стало быть, здесь на одном

           дыхании проповедуется «ты должен» и «ты не должен».

           26

           Что значит жить? Жить — это значит: постоянно отбрасывать от себя

           то, что хочет умереть; жить — это значит: быть жестоким и

           беспощадным ко всему, что становится слабым и старым в нас, и не

           только в нас. Жить — значит ли это, следовательно: быть

           непочтительным к умирающим, отверженным и старым? Быть всегда

           убийцею? — И всё-таки старый Моисей сказал: «Не убий!».

           КНИГА ТРЕТЬЯ

           116

           Стадный инстинкт. Там, где мы застаём мораль, там находим мы

           расценку и иерархию человеческих стремлений и поступков. Эта оценка

           и иерархия всегда оказываются выражением потребностей общины и

           стада: то, что идёт им на пользу во-первых, во-вторых и в-третьих, —

           это и служит высшим масштабом при оценке каждой в отдельности.

           Моралью каждый побуждается быть функцией стада и лишь в качестве

           таковой приписывает себе ценность. Поскольку условия сохранения

           одной общины весьма отличались от условий сохранения другой, то

           существовали весьма различные морали, и с точки зрения предстоящих

           ещё существенных преобразований стад и общин, государств и обществ

           можно решиться на пророчество, что впереди предстоят ещё весьма

           различные морали. Моральность есть стадный инстинкт в отдельном

           человеке.

           129

           Условия Бога. «Сам Бог не может существовать без мудрых людей, —

           сказал Лютер, и с полным правом; но «Бог ещё менее может

           существовать без неумных людей» — этого добрый Лютер не сказал!

           135

           Происхождение греха. Грех, как он нынче ощущается повсюду, где

           господствует или некогда господствовало христианство, — грех есть

           еврейское чувство и еврейское изобретение, и с точки зрения этого

           заднего плана всей христианской моральности христианство на деле

           добивалось того, чтобы «оевреить» весь мир. В какой мере удалось ему

           это в Европе, тоньше всего ощущается в той степени чуждости, каковую

           всё ещё сохраняет греческая древность — мир, лишённый чувства греха,

           — по отношению к нашим восприятиям, несмотря на всю добрую волю к

           сближению и усвоению, в которой не испытывают недостатка целые

           поколения и множество превосходных людей. «Лишь когда ты покаешься,

           смилостивится Бог над тобою» — у какого-нибудь грека это вызвало бы

           хохот и досаду: он сказал бы: «Так могут ощущать рабы». Здесь в

           качестве предпосылки допущен некто Могущественный,

           Сверхмогущественный и всё-таки Мстительный: власть его столь велика,

           что ему вообще не может быть нанесено никакого ущерба, кроме как в

           пункте чести. Каждый грех есть оскорбление респекта, некий crimen

           laesae majestatis divinae — и ничего больше этого! Самоуничижение,

           унижение, валяние в пыли — таково первое и последнее условие, с

{3}            которым связана его милость, — стало быть, восстановление его

           божественной чести! Причиняется ли грехом поверх этого вред,

           насаждается ли им глубокое, растущее зло, охватывающее и душащее,

           как болезнь, одного за другим, — всё это ничуть не заботит этого

           тщеславного азиата на небеси: грех есть прегрешение перед ним, не

           перед человечеством! — кому он даровал свою милость, тому дарует он

           и эту беззаботность к естественным последствиям греха. Бог и

           человечество мыслятся здесь настолько разъятыми и

           противопоставленными, что, в сущности, перед последним вообще не

           может быть совершено никакого греха, — всякий поступок должен

           рассматриваться лишь в своих сверхъестественных последствиях, отнюдь

           не в естественных: так волит этого еврейское чувство, которому всё

           естественное предстаёт чем-то недостойным самим по себе. Греку,

           напротив, ближе оказывалась мысль, что даже кощунство может обладать

           достоинством, даже воровство, как у Прометея, даже убой скота, как

           обнаружение безрассудной зависти, -случай Аякса: это было их

           потребностью — возвести преступление в достоинство и створить его с

           достоинством, изобрести трагедию — некое искусство и некое

           удовольствие, которое глубочайшим образом осталось чуждым еврею,

           несмотря на всю его поэтическую одарённость и склонность к

           возвышенному.

           140

           Слишком по-еврейски. Если Бог хотел стать предметом любви, то ему

           следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего

           правосудие: судья, и даже милосердный судья, не есть предмет любви.

           Основатель христианства недостаточно тонко чувствовал здесь — как

           иудей.

           143

           Величайшая польза политеизма. То, что отдельный человек

           устанавливает себе собственный свой идеал и выводит из него свой

           закон, свои радости и свои права, — это считалось до сих пор

           наиболее чудовищным из всех человеческих заблуждений и самим

           идолопоклонством…

           221

           Отцы и сыновья гораздо больше щадят друг друга, чем матери и дочери.

           262

           Sub specie aeterni. А: «Ты всё быстрее удаляешься от живущих: скоро

           они вычеркнут тебя из своих списков!» — Б: «Это единственное

           средство разделить с мёртвыми их преимущество. — А: «Какое

           преимущества?» — Б: «Не умирать больше».

           265

           Последний скепсис. Что же такое в конце концов человеческие истины?

           — Это — неопровержимые человеческие заблуждения.

           268

           Что делает героическим? Одновременно идти навстречу своему

           величайшему страданию и своей величайшей надежде.

           270

           Что говорит твоя совесть? «Ты должен стать тем, кто ты есть».

           271

           В чём твои величайшие опасности? В сострадании.

           272

           Что ты любишь в других? Мои надежды.

           273

           Кого называешь ты плохим? Того, кто вечно хочет стыдить.

           274

           Что для тебя человечнее всего? Уберечь кого-либо от стыда.

           275

{4}            Какова печать достигнутой свободы? Не стыдиться больше самого себя.

           КНИГА ЧЕТВЁРТАЯ

           «SANCTUS JANUARIUS»

           283

           В конце концов познание протянет руку за тем, что ему подобает: оно

           вознамерится господствовать и обладать.

           296

           Как тяжко живётся, когда чувствуешь против себя и вокруг себя

           суждение многих тысячелетий!

           313

           Никаких изображений мученичества. В мире достаточно возвышенных

           вещей, чтобы искать возвышенное там, где оно связано тесными узами с

           жестокостью; к тому же моё честолюбие ничуть не было бы

           удовлетворено, если бы мне вздумалось строить из себя изощрённого

           палача.

           326

           Врачеватели души и страдание. Всем проповедникам морали, а также и

           всем теологам свойственна одна общая дурная привычка: они хотят

           внушить людям, что дела обстоят весьма скверно и что требуется

           жесткое, крайнее, радикальное лечение. И поскольку люди, все, как

           один, слишком ревностно и целыми столетиями подставляли ухо этим

           учителям, им в конце концов действительно передалось нечто от того

           суеверия, что с ними обстоит довольно скверно, так что теперь они

           весьма охочи до того, чтобы стонать и не находить в жизни ничего

           больше и корчить друг другу омрачённые рожи, словно бы им и в самом

           деле невмоготу. В действительности они необузданно уверены в жизни и

           влюблены в неё, исполненные несказанных хитростей и уловок, чтобы

           одолеть любую неприятность и вырвать жало у страдания и злосчастья.

           Мне кажется, что о страдании и злосчастье говорится всегда в

           преувеличенных тонах, как если бы преувеличение выглядело здесь

           хорошим тоном; напротив, умышленно умалчивают о том, что существует

           уйма болеутоляющих средств против страдания, как-то: обезболивание,

           лихорадочная торопливость мыслей, спокойная поза, хорошие и дурные

           воспоминания, намерения, надежды и множество видов гордости и

           сочувствия, обладающих почти анестезирующим действием, тогда как при

           высших степенях страдания уже сам по себе наступает обморок. Мы

           горазды в подслащивании наших горечей, в особенности же душевных

           горечей; мы находим вспомогательные средства в нашей храбрости и

           возвышенных состояниях, как и в более благородных горячках

           покорности и резиньяции. Потеря остаётся потерей едва ли в течение

           одного часа; откуда ни возьмись, падает нам с неба подарок — скажем,

           новая сила или хотя бы даже новый повод для обнаружения силы! Чего

           только не нафантазировали проповедники морали о внутреннем

           «убожестве» злых людей! Чего только не налгали они нам о несчастье

           людей, подверженных страстям! — да, «ложь» здесь весьма уместное

           слово: они были прекрасно осведомлены о бьющем через край счастье

           этого типа людей, но хранили на сей счёт гробовое молчание, так как

           это оказывалось опровержением их теории, согласно которой всякое

           счастье наступает лишь с уничтожением страсти и с подавлением воли!

           Что же касается рецепта всех этих врачевателей души и расхваливания

           ими жесткого, радикального лечения, то позволительно спросить:

           достаточно ли болезненна и тягостна на самом деле эта наша жизнь,

           чтобы с выгодой обменивать её на стоический образ жизни и

           оцепенение? Мы чувствуем себя недостаточно скверно для того, чтобы

{5}            быть вынужденными чувствовать себя скверно по-стоически!

           334

           …любви надо учиться.

           335

           Итак, ограничимся очищением наших мнений и оценок и созиданием новых

           собственных скрижалей — и не будем больше корпеть над «моральной

           ценностью наших поступков»! Да, друзья мои! Пробил час отвращения ко

           всей моральной болтовне одних в адрес других! Моральное

           судопроизводство должно быть оскорблением нашему вкусу! Предоставим

           эту болтовню и этот дурной вкус тем, кому нечего больше и делать,

           как волочить прошлое пядь за пядью сквозь времена, и кто сам никогда

           не есть настоящее, — многим, стало быть, очень многим! Мы же хотим

           стать тем, что мы есть, — новыми, неповторимыми, несравнимыми,

           полагающими себе собственные законы, себя-самих-творящими! И для

           этого должны мы стать лучшими выучениками и открывателями всего

           законного и необходимого в мире: мы должны быть физиками, чтобы

           смочь быть творцами в названном смысле, — между тем как до сих пор

           все оценки и идеалы зиждились на незнании физики либо в противоречии

           с нею. И посему: да здравствует физика! А ещё больше то, что

           принуждает нас к ней, — наша честность!

           336

           Скупость природы. Отчего природа оказалась столь скаредной к

           человеку, что не дала ему светиться, одному больше, другому меньше,

           в зависимости от внутренней полноты света у каждого? Отчего великие

           люди не выглядят в своём восходе и закате, как солнце? Насколько

           более недвусмысленной была бы тогда жизнь среди людей!

           337

           …божественное счастье, исполненное силы и любви, полное слёз и

           полное смеха, счастье, которое, словно вечернее солнце, постоянно

           сорит неисчерпаемыми богатствами и ссыпает их в море и, словно это

           солнце, лишь тогда чувствует себя богаче всех, когда и беднейший

           рыбак правит ещё золотым веслом! Это божественное чувство да

           наречётся тогда — человечность!

           338

           И дабы промолчать здесь кое о чём, я не хочу промолчать о моей

           морали, которая говорит мне: «Живи скрытно, чтобы тебе удалось жить

           по себе! Живи в неведении того, что кажется твоему времени наиболее

           важным! Проложи между собою и сегодняшним днём, по крайней мере,

           шкуру трёх столетий! И крики сегодняшнего дня, шум войн и революций

           да будут тебе журчанием! Ты захочешь также помогать: но только тем,

           нужду которых ты полностью понимаешь, ибо у них одна с тобою скорбь

           и одна надежда, — твоим друзьям: и лишь таким способом, каким ты

           помогаешь сам себе, — я хочу придать им больше мужества, больше

           стойкости, больше простоты, больше веселья! Я хочу научить их тому,

           что нынче понимают столь немногие, а те проповедники сострадания и

           того меньше, — сорадости!»

           КНИГА ПЯТАЯ

           «МЫ, БЕССТРАШНЫЕ»

           346

           Мы ошпарены кипятком познания и до очерствелости охлаждены познанием

           того, что в мире ничто не свершается божественным путём, ни даже по

           человеческой мере — разумно, милосердно или справедливо: нам

           известно, что мир, в котором мы живём, небожествен, неморален,

           «бесчеловечен», — мы слишком долго толковали его себе ложно и лживо,

{6}            в угоду нашему почитанию и, значит, в угоду некоей потребности.

           347

           Ибо таков уж человек: можно было бы тысячекратно опровергнуть перед

           ним любой догмат веры, — но если бы он нуждался в нём, он всё снова

           и снова считал бы его «истинным» — согласно тому знаменитому

           «доказательству силы», о котором говорит Библия… Вера всегда больше

           всего жаждется, упорнее всего взыскуется там, где недостаёт воли:

           ибо воля, как аффект повеления, и есть решительный признак

           самообладания и силы. Это значит: чем меньше умеет некто повелевать,

           тем назойливее влечётся он к тому, кто повелевает, и повелевает

           строго, — к Богу, монарху, званию, врачу, духовнику, догме,

           партийной совести. Из чего, пожалуй, следовало бы вывести, что

           причина возникновения и внезапное распространение обеих мировых

           религий, буддизма и христианства, заключались главным образом в

           чудовищном заболевании воли… Всюду, где человек приходит к

           основополагающему убеждению, что им должны повелевать, он становится

           «верующим»; можно было бы, напротив, вообразить себе некую радость и

           силу самоопределения, некую свободу воли, при котором ум расстаётся

           со всякой верой, со всяким желанием достоверности, полагаясь на свою

           выучку и умение держаться на тонких канатах и возможностях и даже

           танцевать ещё над пропастями. Такой ум был бы свободным умом par

           excellence.

           358

           …церковь есть прежде всего структура господства, гарантирующая

           высший ранг более духовным людям и настолько уверенная в могуществе

           духовности, что запрещающая себе всякие более грубые средства

           насилия, — уже одним этим церковь при всех обстоятельствах есть

           более аристократическая институция, чем государство.

           364

           Ах, как трудно перевариваются ближние!

           365

           Была бы у нас охота выносить эту чужбину, холод, гробовую тишину,

           всё это подземное, скрытое, немое, неизведанное одиночество, которое

           у нас зовётся жизнью и с таким же успехом могло бы зваться смертью,

           когда бы мы не знали, что из нас получится, — и что мы только после

           смерти приходим к нашей жизни и становимся живыми, ах! слишком

           живыми! мы, посмертники!

           371

           Мы, непонятные. Нас путают — стало быть, мы сами растём, непрерывно

           меняемся, сдираем с себя старую кору, мы с каждой весной сбрасываем

           ещё с себя кожу, мы становимся всё более юными, более будущими,

           более высокими, более крепкими, мы всё мощнее пускаем наши корни в

           глубину — во зло, — и в то же время всё с большей любовью, с большим

           обхватом обнимаем небо, и с большей жаждою всасываем в себя его свет

           всеми нашими ветвями и листьями. Мы растём, как деревья, — это

           трудно понять, как и всё живое! — не на одном месте, а повсюду, не в

           одном направлении, но вверх и вовне, как и внутрь и вниз, — наша

           сила идёт одновременно в ствол, сучья и корни, мы уже вовсе не

           вольны делать что-либо частное, быть чем-либо частным...

           375

           …мы и впредь, как и раньше, будем скакать на безумных огненных

           зверях, и если мы замешкаемся, то мешкать вынудит нас, пожалуй,

           меньше всего опасность…

           377

           Мы, безродные. Мы, дети будущего, как смогли бы мы быть дома в этом

           настоящем! Мы неблагосклонны ко всем идеалам, в которых кто-либо мог

           бы ещё чувствовать себя уютно даже в это ломкое, поломанное

           переходное время; что же до их «реальностей», мы не верим в их

{7}            долговечность. Лёд, по которому сегодня можно ещё ходить, стал уже

           очень тонок: дует весенний ветер, мы сами, мы, безродные, являем

           собою нечто проламывающее лёд и прочие слишком тонкие

           «реальности»... Мы ничего не «консервируем», мы не стремимся также

           обратно в прошлое, мы нисколько не «либеральны», мы не работаем на

           «прогресс», нам вовсе не нужно затыкать ушей от базарных сирен

           будущего, — то, о чём они поют: «равные права», «свободное

           общество», «нет больше господ и нет рабов», не манит нас! — мы

           просто считаем нежелательным, чтобы на земле было основано царство

           справедливости и единодушия (ибо оно при всех обстоятельствах стало

           бы царством глубочайшей посредственности и китайщины), мы радуемся

           всем, кто, подобно нам, любит опасность, войну, приключения, кто не

           даёт себя уговорить, уловить, умиротворить, оскопить, мы причисляем

           самих себя к завоевателям, мы размышляем о необходимости новых

           порядков, также и нового рабства, — ибо ко всякому усилению и

           возвышению типа «человек» принадлежит и новый вид порабощения — не

           правда ли? При всём этом мы должны чувствовать себя как на иголках в

           век, который горазд бахвалиться тем, что он самый человечный, самый

           кроткий, самый правовой из всех бывших до сих пор под солнцем?

           Достаточно скверно, что как раз при этих прекрасных словах возникают

           у нас тем более безобразные задние мысли! Что мы видим в них лишь

           выражение — и маскарад — глубокого расслабления, утомления,

           старости, скудеющей силы! Какое нам дело до мишуры, с помощью

           которой больной приукрашивает свою слабость! Пусть он выставляет её

           напоказ, как свою добродетель, — не подлежит никакому сомнению, что

           слабость делает кротким, ах, таким кротким, таким правовым, таким

           безобидным, таким «человечным»! — «Религия сострадания», в которую

           нас хотели бы обратить, — о, нам достаточно известны истеричные

           самцы и самки, которым нынче нужна как раз эта религия для покрывала

           и наряда! Мы не гуманисты; мы никогда не рискнули бы позволить себе

           разглагольствовать о нашей «любви к человечеству» — для этого мы

           недостаточно актёры! Или недостаточно сен-симонисты, недостаточно

           французы! Нужно глубоко погрязнуть в галльском излишестве

           эротической раздражительности и влюбчивой нетерпеливости, чтобы, всё

           ещё продолжая играть в порядочность, лезть на человечество со своей

           похотью... Человечество! Была ли ещё более гнусная карга среди всех

           старух (разве что «истина»: вопрос для философов)? Нет, мы не любим

           человечества…

           378

           «И станем снова светлыми». Мы, щедрые подаятели и богачи духа,

           стоящие, подобно открытым колодцам, на улице и не властные никому

           воспрепятствовать черпать из нас: мы не умеем, увы, защищать самих

           себя там, где мы хотели бы этого, мы никак не можем помешать тому,

           чтобы нас не мутили, не темнили, — чтобы время, в которое мы живём,

           не бросало в нас своей «злободневности», грязные птицы — своих

           испражнений. Мальчишки — своего хлама, а изнемогшие, отдыхающие

           возле нас странники — своих маленьких и больших невзгод. Но мы

           поступим так, как мы всегда поступали: мы примем и то, что в нас

           бросают, в нашу глубину — ибо мы глубоки, мы не забываем этого, — и

           станем снова светлыми…

           379

           …мы — «избранники Божьи»: тонкое презрение есть наш вкус и

           преимущество, наше искусство, возможно, наша добродетель, мы — самые

           современные среди современных!..

           380

           Нужно быть очень лёгким, чтобы увлечь свою волю к познанию в такую

           даль и как бы над своим временем, чтобы сотворить себе глаза для

           обзора тысячелетий и вдобавок ещё и чистое небо в этих глазах! Нужно

{8}            избавиться от многого, что гнетёт, парализует, подавляет, тяжелит

           нас, нынешних европейцев.

           382

           Великое здоровье. Мы, новые, безымянные, труднодоступные, мы,

           недоноски ещё не проявленного будущего, — нам для новой цели

           потребно и новое средство, именно, новое здоровье, более крепкое,

           более умудрённое, более цепкое, более отважное, более весёлое, чем

           бывшие до сих пор здоровья.

           …идеал, к которому мы никого не хотели бы склонить… идеал

           человечески-сверхчеловеческого благополучия и благоволения, который

           довольно часто выглядит нечеловеческим…




1. деятельность по поддержанию общественного имущества дома в санитарном и технически надлежащем сост.
2. Особливості і форми комунікативної поведінки собак
3. тематичних наук ЛИЧАК Михайло Михайлович Інститут космічних досліджень НАНУ та НКАУ завідувач відділу
4. Северодвинский техникум управления и информационных технологий НОУ СПО СТУИТ НОУ СПО Северодвински
5. Тема Западноевропейская система менеджмента- сущность позитивный опыт возможности использования в Ре
6. Доклад- Причины беспризорности и безнадзорности
7. Петрозаводский государственный университет Юридический факультет Политические режимы
8. Электр жетегі туралы т~сінік
9. Тема 6 МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 1
10. Дипломная работа- Учет и аудит дебиторской задолженности
11. Статья- Этнокультурная вариативность социализации
12. Українська мова та література група 402 Практична робота 34 Основи створення електронних по
13. МУЗЫКАЛЬНАЯ РОМАШКА Музыкально ~ интеллектуальная игра ЦЕЛЬ- проверит возможности детей; их сообразите
14. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук Харків 2000 Дисерта
15. МОЯ БОРЬБА за.
16. jpg с помощью FS не изменяя разрешение Понизить качество файла imge options B Сохранить его в формате TIFF C
17. Земли поселений
18. ТЕМАХ НА ОСНОВІ ВИКОРИСТАННЯ СТОХАСТИЧНИХ ПАРАМЕТРІВ ЇХ РОБОТИ Спеціальність 05
19. Статья- Боровицкая (Предтеченская) башня Московского Кремля
20. Насекомые у Фета