Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Прокуратура и положения новой конституции Украины. 8
13 июля i996 г. введена в действие новая Конституция Украины. Она стала первоосновой для правового оформления современных политических, экономических и духовных реалий в украинском обществе. Согласно ее положениям (раздел VII) прокуратура Украины составляет единую систему, на которую возлагаются: поддержание государственного обвинения в суде; представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие; надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор, который назначается на должность с согласия Верховной Рады Украины и освобождается от должности Президентом страны. Верховная Рада может выразить недоверие Генеральному прокурору, что влечет его отставку с должности. Срок полномочий Генерального прокурора пять лет. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры Украины определяются законом.
Конституционные основы украинской модели прокурорского надзора определены не только в нормах, включенных в специальный раздел о прокуратуре. Полномочия и формы осуществления прокурорского надзора определяются прямо или косвенно и конституционными нормами о государственном и общественном устройстве, о полномочиях и компетенции высших органов государственной власти, органов правосудия, местного самоуправления, нормами об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. Основной Закон Украины решил
40
два главных организационных вопроса для прокуратуры: сохранение прокуратуры как единой централизованной системы (ст. 121) и порядок назначения Генерального прокурора (ст. 122). Что же касается полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры, то эти вопросы должны решаться в Украине отдельным законом (ст. 123).
Названные конституционные нормы составляют политическое и юридическое ядро норм специального законодательства о прокурорском надзоре. С принятием 6 ноября 1991 г. Закона Украины «О прокуратуре» и практическим воплощением его в жизнь были заложены определенные предпосылки становления прокурорского надзора. Верховным Советом утверждено Положение о классных чинах работников органов прокуратуры Украины, Дисциплинарный устав прокуратуры Украины,ыытыыкыыыыыыыкыылыыиыыГыыеыылыной прокуратуры, установлено соотношение между классными чинами работников прокуратуры и воинскими званиями работников органов внутренних дел. Кабинетом Министров Украины утвержден Порядок и условия государственного обязательного страхования работников прокуратуры. Внесены изменения и дополнения в УПК, ГПК, АПК, регламентирующие правомочия прокурора в уголовном) гражданском и арбитражном судопроизводстве. Принят Закон «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов». Изданы приказы Генерального прокурора по основным направлениям прокурорской деятельности .
Но и новый раздел Конституции, к сожалению, не устранил ряд положений первоначальной концепции авторов проекта Конституции) направленных на принижение роли прокуратуры. В седьмом разделе Основного Закона статус прокуратуры неоправданно сужен, в нем нет функции общего надзора. Отсутствие ее в пе-
речне функций прокуратуры в известной мере противоречит детальному конституционно-правовому регулированию организационных основ ее построения и является примером влияния на Конституцию той политической борьбы) которая велась вокруг судьбы украинской прокуратуры. Единственным аргументом сторонников резкого ограничения компетенции прокуратуры является то, что на Западе ее органы главным образом не осуществляют надзор за соблюдением законности в хозяйственной деятельности. Вступив в Совет Европы, Украина должна приспособить свою правовую систему к европейским стандартам. Да, должна, но любая перестройка правоохранительного механизма не может проводиться без тщательного изучения всех ее последствий.
В итоговом документе панъевропейской конференции «Трансформация прокуратуры в орган, совместимый с демократическими принципами права», проведенной Советом Европы с участием 16 стран Европы (май 1993 г.), обращается внимание на несостоятельность попыток переделывать прокурорскую систему одной страны по принципу другой. Подчеркивается, что новую прокуратуру трудно создавать даже в условиях стабильности, еще труднее в период политических и социальных перемен. Чтобы не ошибиться, добиться успеха, считают участники конференции, важно, чтобы любая создаваемая прокурорская система была совместима с культурой и историей страны, воспринималась обществом, в котором она функционирует.
Таким образом, заявление некоторых наших оппонентов о том, что ликвидации надзорной функции прокуратуры требовал от нас Совет Европы, не совсем корректно. Требования Совета Европы, как видим, направлены на обеспечение высоких стандартов защиты прав и свобод человека, а какие органы будут это исполнять вопрос другой. Ведь даже в странах членах ЕС правовые системы не идентичны, в этом автор еще раз убедился, участвуя в международном семинаре по проблемам развития органов прокуратуры, который проводила Генеральная прокуратура Украины совместно с Сове-
том Европы.
В этом плане поучителен опыт российской Федерации, где Концепция судебно-правовой реформы (1991 г.) не предусматривала общего надзора прокуратуры, а в ноябре 1995 г. была принята другая редакция Закона «О прокуратуре Российской Федерации», где функция общего надзора не только была сохранена, но и значительно расширена. По тому же пути пошел и белорусский законодатель. Более того, Конституция РФ, в отличие от Конституции Украины, не детализирует функции прокуратуры непосредственно (ст. 129), а этот вопрос находит окончательное решение в Законе о прокуратуре (ст. 1). На наш взгляд, самый разумный выход.
Уж если у нас так любят ссылаться на авторитет Совета Европы, то еще раз отметим, что проведенный 1819 марта 1996 г. семинар «О совершенствовании деятельности прокуратуры на основе демократических принципов права» показал: предусмотренные Конституцией Украины ограничения функций органов прокуратуры не находят одобрения ни у ученых страны, ни у практических работников. Тем более не найдет одобрения «резекция» прокурорских функций у большинства граждан. Никакие ссылки на судебную защиту их не обманут, так как эта система сегодня чрезвычайно забюрократизированная и дорогостоящая. Может быть, когда-то будет и иначе, но сегодня прокурор единственная надежда и защита простого гражданина от правового беспредела.
Принятие седьмого раздела Конституции Украины в том виде, в каком он изложен сейчас, привело к противоречию двух основополагающих государственно-правовых документов, а именно Декларации о государственном суверенитете Украины и Основного Закона страны. Если раздел 3 Декларации закрепляет прерогативы прокуратуры следующим образом: «высший надзор за точным и однообразным исполнением законов осуществляет Генеральный прокурор Украины...», то в Основном Законе такое основополагающее положение отсутствует. Это не мелочь. Нормы Декларации никто не отменял. Более того, в обращении Верховного Совета
41
Украины к народу по случаю пятой годовщины принятия Декларации о государственном суверенитете Украины от 14 июля 1995 г. подчеркивается, что основные принципы государственного устройства Украины, провозглашенные в Декларации, не подлежат пересмотру.
О росте преступности в Украине и перерастании ее в «пятую власть» уже было сказано и написано столько, что вряд ли стоит об этом подробно говорить.
Может ли в таких социально-политических условиях не сохраниться закрепленный действующим законодательством статус прокуратуры как главного государственного института по соблюдению законов прежде всего структурами и должностными лицами? Органы прокуратуры, исполняя «старые» конституционные полномочия по осуществлению общего надзора, в 19921996 гг. выявили 336 тысяч нарушений закона, для устранения которых прокурорами были внесены протесты, предписания. За пренебрежение законами, по требованию прокуроров, было привлечено к ответственности почти 145 тысяч человек. Кроме того, лишь за 1995 г. по результатам расследования уголовных дел, возбужденных во время общенадзорных проверок, к уголовной ответственности было привлечено более тысячи человек. Таким образом. эта функция прокурорского надзора за исполнением законов является достаточно эффективной и необходимой. Органы власти, как правило, позитивно воспринимают протесты, предписания и представления прокуроров и с учетом их требований принимают меры по устранению нарушений. Большинство (почти 97 процентов) протестов удовлетворяется непосредственно органами, которые их издали. За прошедшие 5 лет удовлетворено более чем 65 тысяч протестов.
Другая сторона общего надзора защита конституционных прав и свобод граждан. В 19921996 гг. прокуроры защитили права почти 47 тысяч граждан по их обращениям. По требованию прокуроров восстановлены права граждан в связи с нарушениями трудового законодательства (6 тыс.), жилищного законодательства (более 3,5 тыс.), по вопросам
42
социальной защиты (почти 4 тыс.). На личном приеме у прокуроров побывало около 800 тысяч граждан.
Итак, будем исходить из того, что раздел VII Конституции действует и из всего спектра прокурорских полномочий, присущих общему надзору, осталось одно «представительство интересов гражданина или государства в судах в случаях, определенных законом» (п. 2 ст. 121). Такое положение не было известно ранее ни теории, ни практике прокурорского надзора. Это будет означать, что прокурор отныне может ставить вопрос о ликвидации любых нарушений законности только через суд. Внимательно вчитавшись в раздел VII Конституции, можно заметить, что у прокуратуры отобрали даже функцию уголовного преследования (то есть возбуждение уголовных дел, которое нельзя отождествлять с поддержанием государственного обвинения в суде). Тут уже видно желание не просто идти в ногу с Европой, но в чем-то и опережать ее.
Давайте теперь спрогнозируем, как намеченная перестройка повлияет на нащу судебную систему. Возможны два варианта. В первом резко уменьшится количество выявленных нарушений законности, которые в современных условиях способна установить только прокуратура. Во втором, если прокуроры начнут во всех случаях обращаться в суд, последствия будут просто непредсказуемыми. Современная судебная система не может управиться даже с теми делами, которые есть. Увеличение их количества может привести к ее параличу.
По словам министра юстиции, сегодня отечественное правосудие недоукомплектовано 340 областными и 351 районными судьями. 453 судьи совсем не имеют жилья, а 133 суда работают в аварийных помещениях (несмотря на постановление Верховного Совета «06 обеспечении деятельности судей»). Впрочем, судьи лишены не только крыши над головой, а и элементарного: конвертов, повесток, карандашей, чернил и другого, а неплатежи приводят к отключению электроэнергии, воды, связи. Значительная часть судов осталась без охраны, поэтому участились случаи воровства дел. Отсутствие кадров приводит и к увеличению, а также
нарушению сроков рассмотрения дел, что существенно влияет на действенность судопроизводства.
Не могу понять некоторых высших должностных лиц судебной системы органов юстиции, инициаторов «урезания» прокурорского надзора. Пусть попробуют нас убедить, что ликвидация общего надзора прокуратуры, функции уголовного преследования, расследования преступлений и некоторых других произведет благотворное влияние на состояние законности в Украине.
Сейчас Украина делает первые шаги в решении институционных и процедурных вопросов в отраслях гражданского и криминального судопроизводства. Однако менее заметны результаты реформ в сфере административного судопроизводства, потому что после распада СССР структура административного контроля почти не испытала изменений. Как следствие имеем закоренелую бюрократию, которая до сих пор пользуется значительной административной властью.
Только сейчас в Украине на повестку дня ставится вопрос о подотчетности в системе административного судопроизводства. Однако на оперативное решение этих вопросов вряд ли можно надеяться, так как понятия административной справедливости и недопущения своеволия во время осуществления административных полномочий существуют в нашем государстве только в зародышевом состоянии. Ни для кого не секрет, что большинство граждан не приобрели достаточного уровня общественной сознательности, чтобы оценить важность защиты и сохранения своих прав. И сможет ли украинский гражданин быть уверенным в том, что судопроизводство существует только для защиты его прав, когда именно судопроизводство не уверено в себе.
Какие же выводы можно сделать, анализируя события, связанные с принятием Конституции? Каковы ближайшие перспективы упадка (именно это слово кажется нам наиболее приемлемым) прокуратуры вследствие изменения ее конституционного статуса? Учитывая особенность момента почти одновременное «евро-пезирование» отечественной прокуратуры и сохранение «переходного» общего надзора за соблюдением «пост-
социалистической» законности, остановлюсь лишь на отдельных аспектах, которые будут характерны для деятельности прокуратуры на переходный период.
1. Не будем тешить себя иллюзиями, что работники прокуратуры станут как ни в чем не бывало выполнять свои обязанности по надзору за законностью, не думая о том, что скоро этой деятельности придет конец (п. 9 «Переходных положений»). Уже в ближайшее время мы столкнемся с существенным снижением эффективности надзорных мер) потерей кадров.
2. Несмотря на то) что на переходный пятилетний период надзорные функции прокуратуры сохраняются, нетрудно заметить, что функции общего надзора в сфере государственного управления уже переданы председателям местных государственных администраций и нет надобности дублировать действия по надзору за законностью двух государственных структур (администрации и прокуратуры).
3. Если уж сохранять надзорные функции прокуратуры в сфере административного и государственного управления) то их нужно ограничить достаточно узким) но самым важным участком. В области общего надзора это охрана прав и законных интересов граждан. Там, где возникают проблемы с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина, вмешательство прокурора обязательно и необходимо.
4. Хотя по Конституции (ст. 101) еще одним органом защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина должен стать Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, однако его возможности не стоит переоценивать. Он будет обладать меньшими, чем прокурор, правами, а предлагаемая процедура защиты сложной и малоэффективной. Так) обращению к уполномоченному должно предшествовать заявление гражданина в соответствующие государственные органы, в чччччччччччччччччччччччччччччччччтура. Своих представителей уполномоченный будет иметь только в городах республиканского и областного подчинения) что сделает их менее доступными, чем прокуроры. Наконец,
43
надо иметь в виду, что на создание нового органа защиты потребуются немалые средства и квалифицированные кадры, а их в настоящее время просто нет.
5. В переходной к рыночной экономике период было бы преждевременным устранять прокурора от правозащитной деятельности в сфере экономических отношений. Вопросы соблюдения законов о собственности, приватизации, налоговой, банковской, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности должны постоянно быть в поле зрения контролирующих органов. А прокуратуру в известной мере можно рассматривать как систе-мообразующее ядро государственного контроля.
6. Прокуратура, бесспорно, должна оставаться органом уголовного преследования, т. е. выявлять пре-
ступления, возбуждать уголовные дела, избирать меру пресечения, надзирать за дознанием и расследованием уголовных дел, оперативно-розыскной деятельностью) поддерживать государственное обвинение, осуществлять надзор за законностью исполнения приговоров, выполнять функцию отдельного предварительного следствия. Более того, в течение пяти лет после вступления в силу настоящей Конституции сохраняется существующий порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления) а также порядок проведения осмотра и обыска жилища или иного владения лица.