Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема Философия Нового времени и Просвещения Примерная тематика вопросов Понятия эмпиризм и се

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Тема. Философия  Нового времени и Просвещения

Примерная тематика вопросов

  1.   Понятия «эмпиризм» и «сенсуализм» (Бэкон, Гоббс, Локк)
  2.  Рационализм как направление философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц)  
  3.  Важнейшие новации эпохи Просвещения.
  4.  Субъективный идеализм Беркли и Юма.
  5.   Основные идеи французских просветителей.

Рекомендуемая литература

  1.  Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1978.
  2.  Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.
  3.  Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М., 1989 – 1994.
  4.  Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. М., 1982 – 1989.
  5.  Локк Дж. Сочинения: в 3 т. М., 19851988.
  6.  Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 3: Новое время (от Леонардо до Канта). СПб., 1996.
  7.  Гриненко Г.В. История философии. М.2006
  8.  Кузнецов В.П. Вольтер и философия французских просветителей.
  9.  Антология мировой философии: В 4-х т. М.1969-1972. Т.3
  10.  Вольтер. Философские повести. М.1978.
  11.  Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Избранные сочинения: в 3 т. М.1961.
  12.  Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. М.2003.
  13.  Г.В. Баранов. Философский практикум. М.2005г.

Методические рекомендации.

1.Новоевропейская картина мира

Термин «эпоха Нового времени» может использоваться в широком ир узком значениях. В широком значении этот период времени с XVII по XIX век включительно, а в узком – это 17 столетие. В данной лекции термин «эпоха Нового времени» используется в узком значении.

Исходным моментом в создании новоевропейской картины мира  явилась критика античных и средневековых представлений о космосе как о замкнутой сфере и о Земле как о центре Вселенной. Теоретической базой этой критики послужили изменения в методологии исследования природы. Еcли раньше знания о мире формировались на основании данных органов чувств, то теперь приоритет отдавался построению математизированных теорий, которые в дальнейшем проверялись с помощью экспериментов. При этом сам эксперимент принципиально отличался от опыта, поскольку осуществлялся в искусственных условиях и был нацелен на выявление скрытых свойств вещей.

Картина мира, созданная великими учеными XVII века – Галилеем, Кеплером, Декартом и Ньютоном с помощью математизированного естествознания и экспериментального метода, выглядела следующим образом. Бог создавал мир, приводил его в движение и больше не вмешивался в его развитие. После получения энергетического импульса- «первтолчка» - мир уже не требует какого-либо божественного вмешательства, т.е. может бесконечно долго работать в автономном режиме.  Данная форма отношений Бога и мира получила наименование деизма. Сам мир понимался как бесконечная во времени и пространстве Вселенная, существующая по законам механики и подчиняющаяся теории всемирного тяготения. Теория всемирного тяготения позволила Ньютону объяснить причины и траектории движения тел Солнечной системы.

Законы механики были применены и для объяснения человека, в результате человеческое тело представилось в качестве искусно созданного Богом механизма, подчиненного причинно-следственным отношениям. Более того, тело переставало пониматься в качестве начала, подчиненного душе, напротив, психическая жизнь стала рассматриваться как продолжение физиологических процессов.

В Новое время оформляются две научные стратегии в познании мира. Первая – рационалистическая – исходила из того, что адекватным инструментом в познании является разум, поскольку существует тождество между законами природы и мышления. Причина такого тождества в общей гармонии мира, о которой позаботился Бог. Чувства в таком познании играют вспомогательную роль, они предоставляют только материал, который разум классифицирует методом дедукции.

Вторая научная стратегия Нового времени – эмпирическая – базировалась на том, что главную роль в познании мира играет непосредственный чувственный опыт. Теоретическое суждение  мире, с точки зрения эмпириков, всегда будет нетождественным реальности, т.е. условным, это индуктивная интерпретация человеческим разумом чувственных данных.

2.Картина мира эпохи Просвещения

В исторической науке XVIII столетие получило наименование эпохи Просвещения. Это объясняется тем, что большинство мыслителей и ученых этого времени полагало решить острые социально-политические проблемы путем перенесения принципов рациональности из сферы науки и философии в сферу общественной жизни.

Как и в предшествующую эпоху, картина мира в XVIII столетии имела механистический характер. Одако, деистическое мировоззрение, обосновывая неучастие Бога в земных делах, провоцировало мыслителей на поиск естественных причин явлений, происходящих в мире.  Поэтому в картине мира XIII века произошли существенные изменения, связанные с появлением таких феноменов, как атеизм и материализм. Отрицание существования бога привело к тому, что некоторые мыслители этого времени признавали в качестве абсолютного начала материю. Под материей понимали совокупность простейших элементов вещества – корпускул, которым изначально была присуща способность к движению и которые взаимодействовали между собой по законам механики. Материя не нуждалась в идеальном начале, поскольку сама обладала способностью порождать различные формы неорганической и органической природы. Этот принцип развертывания скрытых возможностей материи получил наименование эволюции.

Творческие задания и упражнения.

  1.  Ответьте на следующие вопросы:
  2.  Как соотносятся понятия «материализм», «номинализм», «эмпиризм»? Можно ли между ними поставить знак равенства?
  3.  Философское сомнение у Декарта и Бэкона: сходство и различие.
  4.  Что понимают под словом  «опыт» следующие мыслители: Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Беркли, Юм?
  5.  Г.В. Баранов. Философский практикум. М.2005г.,  с. 85, задание 10, текст для анализа: Декарт. 
  6.  Г.В. Баранов. Философский практикум. М.2005г.,   С.44., задание 17, текст для анализа: Декарт Р.
  7.  Г.В. Баранов. Философский практикум. М.2005г., с. 67, задание 2, текст для анализа: Гольбах П.А.
  8.  Г.В. Баранов. Философский практикум. М.2005г., с. 81 задание            8, текст для анализа: Декарт и Гольбах.
  9.   Заполните таблицу, сравнив Монтескье, Руссо, Вольтера, Дидро, Гельвеция Гольбаха, по следующим основаниям:

- какова философская позиция: атеист, материалист, идеалист, деист  или др.

- отношение к научно-техническому прогрессу

- делали акцент в развитии общества на естественно-природные факторы или на социально-экономические

-  отношение к частной собственности

-трактовка человека

- отношение к религии

-перечислите общие черты, которые были присущи всем просветителям.




1. то сказать друг другу
2.  Наименование компании проекта 2
3. . Утвердить прилагаемые Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организа
4. Банковская гарантия
5. Функции рынка позитивные и негативные стороны рыночного механизма
6. Д А О Д Э Ц З И Н Л А О Ц З Ы
7. конспект лекцій Дніпропетровськ 2010 Міністерство фінансів України Дніпропетр
8. Доклад- Особенности средневекового искусства Западной Европы
9. ГОД НАЗАД Человек с Земли пришел к решению
10. тематический сбор регистрация и анализ данных по проблемам относящимся к маркетингу
11. РЕФЕРАТ1
12. тема 10. Методы управления Методы управления ~ это способы осуществления управленческой деятельности ко
13. Реферат- О воспитании сознания
14. потока ’ поезда Время прибытия Назначение вагонов в составе
15. наного виробу у порівнянні з запланованим
16. Пользователь запускает программу хранящуюся в долговременной памяти она загружается в оперативную и начи
17. Формы и виды кредита
18. на тему- Автоматизация процесса измельчения зерна Руководитель работы
19. Реферат- Социология, культурология, религоведение
20. Изобразительная деятельность