Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема униженных и оскорбленных в творчестве Ф

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей «натуральной школы» 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что внутренний мир человека очень сложен. В сравнении с пушкинским Самсоном Выриным («Станционный смотритель») и Евгением («Медный всадник»), гоголевским Башмачкиным («Шинель»), «маленькие люди» Достоевского тоже «унижены и оскорблены». Но их главное сходство - социальный статус, а по духовному статусу герои Достоевского совсем не похожи на своих литературных собратьев.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский так же обращается к теме «униженных и оскорбленных». Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду), так и многообразие судеб страдающих, обделенных жизнью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира «униженных и оскорбленных», который выходит в романе на первый план. Ведь Мармеладовы далеко не единственные представители этого мира: проблема поставлена шире. К «униженным и оскорбленным» относятся Раскольников, его мать и сестра, некоторые эпизодические персонажи (например, Лизавета).

Судьба Раскольникова - одна из возможных путей духовного развития таких людей. Это один из тех героев Достоевского, которые противопоставляют себя миру и другим людям, выбирают «бунт» против общества и узаконенной им морали. Раскольников убежден, что «власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее», а все остальные обязаны подчиняться. Он не захотел быть одним из тех, кто подчиняется. Раскольников «осмелился» взбунтоваться - именно это было главным мотивом его преступления. «Я захотел осмелиться и убил... я только осмелиться хотел. Соня, вот вся причина!»

Соня Мармеладова - абсолютно противоположный вариант развития характера «униженного и оскорбленного» человека. Она отрицает бунт и выбирает путь, наиболее приемлемый для Достоевского, - путь смирения перед Богом. Соня - блудница с точки зрения общественной морали, но с точки зрения христианства она — святая, так как жертвует собой ради близких и сохраняет Бога в своей душе.

Соня - такая же сложная натура, как и Раскольников. Она живет напряженной духовной жизнью, страдает от своей униженности, ее терзает мысль о «бесчестном и позорном ее положении». Для Раскольникова остается загадкой, как Соня, с ее характером и «тем... развитием, которое она получила», могла «оставаться в таком положении и не сошла с ума», как «этакой позор и такая низость совмещаются в ней с другими противоположными и святыми чувствами». Но Сонечка нашла для себя надежную нравственную опору: ее духовный стержень- это вера («Что ж бы я без Бога была?») и сострадательная любовь к Катерине Ивановне и ее детям.

Еще один вариант судьбы «маленьких людей» - судьба Мармеладовых, людей, которым «некуда пойти», зашедших в нравственный тупик.

Мармеладов - опустившийся как в социальном, так и в нравственном смысле человек. Его облик довольно нелеп: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, -пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие». В Мармеладове и в его жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию «униженных и оскорбленных» (пьянство Мармеладова, безумие Катерины Ивановны). Они не способны ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость столь непомерна, что смирение для них невозможно. Они «бунтуют», но их бунт трагикомичен. У Мармеладова это пьяные разглагольствования, «кабачные разговоры с различными незнакомцами». Он рассказывал Раскольникову, что пропил «даже чулки своей жены», которая дерет его за вихры, и он говорит, что это ему «в наслаждение». Но это навязчивое самобичевание Мармеладова ничего общего не имеет с истинным смирением.

У Катерины Ивановны «бунт» превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, в результате чего ее выгоняют на улицу, идет к генералу «добиваться справедливости», откуда ее также с позором выгоняют). Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. «На мне нет грехов! Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!» - говорит она перед смертью.

Драма семьи Мармеладовых разворачивается в самой грязной части Петербурга. Достоевский показывает, как беспросветная нищета и сам Петербург заставляют людей терять человеческий облик.

Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические (пьяная девушка, которую Раскольников встретил на бульваре, безропотная Лизавета, сносившая оскорбления сестры, и многие другие), дополняют общую картину безысходности, горя и унижения.

Лизавета, ставшая случайной жертвой Раскольникова, наверное, в своей смерти так же, как и Катерина, нашла облегчение, избавление от повседневного рабского труда и унижения. Семья Мармеладовых, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу униженных и самоунижающихся людей, для которых даже смерть становится радостью.

Огромную роль в раскрытии этого мира перед читателем играет описание города, обстановка, в которой жили все эти герои. Петербург в романе не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. Город давит на людей. Его шумные и грязные улицы угнетают людей. А дома, в которых живут наши герои?! Комнаты обычно рисуются в полутьме. Все давит на людей в них — давят стены, давят потолки... Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Эта деталь очень важна. Давление стен и потолков на людей символично. Оно как бы усиливает давление нищеты, которая толкает людей на преступления, порождает горе, страдания, безумие.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» перед нами предстает целый ряд «униженных и оскорбленных», «маленьких людей». Но мне кажется, что автор видит причину их несчастий и горестей не только в социальном статусе. Важной причиной также являются сами люди, разучившиеся ценить свое человеческое достоинство и, как .Следствие, не умеющие сострадать другим. И только «красота спасет мир», красота духовная. Поэтому миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей ценности - на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.




1. Силовой анализ механизма]
2. тема стандартов безопасности труда ССБТ ГОСТы отраслевые стандарты стандарты предприятий санитарные нор
3. Вариант 34 Часть 1 1 Отношения между особями одной стаи волков
4. Розрахунок раціонів кормів
5. 310 3ст. СаHPOCOHCPOOHHO KsCPOOH1
6. Реферат- Методы бухгалтерского учета
7. 20 г. Вопросы к экзамену по дисциплине Философия для специальности 108 01 01 Профессиональн
8. Высшая нервная деятельность ~ интегративная деятельность головного мозга обеспечивающая индивидуаль
9. Естествознание - фундаментальная наука.html
10. В в слове Введение далее вкладка вставка в ней разрыв страниц и так перед всеми заголовками чтобы он
11. Курсовая работа- Образовательная и познавательная ценность сказок в развитии младших школьников
12. Бифидобактерии и использование их в молочной промышленност
13. Лабораторна робота ’ 4 ldquo; УПРАВЛІННЯ СИГНАЛАМИrdquo; Виконав- cт.html
14. Маскарад
15. масові заходи в приватних хатахабо на площах
16. Монументальная скульптура
17. Современная школа как социальная система и как объект управления
18. Янка Журба сапр.
19. Лекция гр 1 гр2 Калмыков В
20. Продольные электромагнитные волны