Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
8. Эволюция творчества Э.М.Ремарка.
Эрих Мария Ремарк (1898-1970) - немецкий писатель, рядовой солдат в первой мировой, покинувший Германию в конце 1932 г. и проведший всю оставшуюся жизнь в Швейцарии, Франции и США. Опыт жизни в эмиграции во многом сформировал романное творчество второй половины его жизни.
Отличительные черты романов:
1. война изображается как индивидуальные переживания человека;
2. автобиографичность;
3. подчеркнутый лиризм (не смотря на военную тему)
4. ведущая тема- сохранение ценностей «окопного братства».
1928 г. - первый роман о первой мировой войне “На западном фронте без перемен” - восприятие страшных будней войны, таких, какими их испытали люди “потерянного поколения”. Она принесла Ремарку мировую известность. Следующий роман “Возвращение” (1931 г.) - посвящен первым послевоенным месяцам: безысходное отчаяние, безнадежная тоска людей, не знавших, не видевших пути, чтобы вырваться из бесчеловечной, бессмысленно жестокой действительности; + отвращение Ремарка ко всякой политике, в том числе и революционной.
После захвата власти гитлеровцами, в 1933 году, Ремарку пришлось покинуть родину. Нацистские пропагандисты бешено травили его, обвиняя, прежде всего, в “подрыве воинского духа”, в дискредитации немецкой солдатчины.
Уже в эмиграции был издан роман “Три товарища” (1938 г.):
1. размытый соц. фон: стерты конкретные признаки места и времени;
2. описывается общая ситуация жизни немецкой столицы 1928г предфашистский год;
3. изображает наст. мужчин сильные, сдержанные, трезво оценивают ситуацию и каждый индивидуален;
4. тема одиночества.
Рассказ ведется от первого лица. Роберт Локамп - это прежде всего лирический герой, который видит мир и воспринимает людей, думает и чувствует во многом, как сам автор. Он не зеркальное отражение самого Ремарка, но очень близкий ему человек, сверстник и друг.
В 1941 г. вышли романы “Люби своего ближнего” и “Флоттзам” о жизни эмигрантов-антифашистов. Той же теме посвящен роман “Триумфальная арка” (1946 г.). (тема - одиночество Равика, трагический гуманизм Равик-хирург, но убивает чел.).
В книгах “Время жить и время умирать” (1954 г.) - о второй мировой войне и “Черный обелиск” (1956 г.) - о годах инфляции - все внятней и отчетливей ощущается целеустремленная, непримиримая ненависть писателя к фашизму и милитаризму. Герои первых романов Ремарка недоучившиеся гимназисты, желторотые юнцы. Война опустошила их души, надломила их еще не окрепшее сознание, духовно искалечила их, уцелевших физически.
“На западном фронте без перемен”, “Возвращение” и “Три товарища” - первые книги Ремарка - явились своеобразным художественными документами эпохи, поэтическими летописями и манифестами поколения.
Писатель никуда не зовет, ничему не хочет учить - он не моралист-проповедник. Он просто повествует о своих сверстниках, об их мыслях, ощущениях, страданиях и радостях; он не осуждает их непрерывного пьянства, легкого, даже циничного отношения к любви. Ремарк пытался во всем оставаться нейтральным наблюдателем. К счастью, это ему не удавалось.
Уже в романе «Возлюби ближнего своего» конфликты носят не столько частный, сколько политический характер. Его герои изгнанники из гитлеровской империи являются носителями антифашистской темы. Крайней периферией пространства эмиграции в романе является Париж, который наиболее оппозиционен Третьему Рейху. Один из эмигрантов, Мариль, рассказывает: «Париж для всех нас - последняя надежда и последняя судьба» . Во всей Европе именно Париж оказывается тем местом, где полиция наименее интенсивно преследует эмигрантов, а шансы на спасение наиболее высоки. Наличие в сюжете романа «катарсического» элемента - прямое следствие наличия в его художественном пространстве «порогового», или «переломного», хронотопа. «Пороговая» сущность анализируемого событийного ряда романа подтверждает рубежный характер парижского пространства и «поддерживает» статус Парижа как границы пространства эмиграции.
9. Французская реалистическая литература I пол. XX века (А. де Сент-Экзюпери, Л.Арагон, П.Элюар).
Академик Федоров предложил термин «классический феноменальный реализм»:
классический - т.к. связан с предшествующей гуманистической лит-рой, т.е. опора на идеи классич лит-ры; феноменальный - исключительность человеч личности.
Основные проблемы и темы:
1. тема «потерянного поколения» - молодые люди-добровольцы на 1мир войне и разочаровав в идеалах «за равенство и братство».
2. идея ответственности. Экзюпери «Военный летчик» описаны осн. духовные законы ноосферы.
3. идея соц. детерменизма
4. эпический театр, его хар-ки: - это повествовательный театр, - не аристотелевский, т.е. обращен не к чувству, а к разуму зрителя, - эффект очуждения (отстранения).
Антуан Мари Жан-Батист Рожер де Сент-Экзюпери (19001944) французский писатель и профессиональный лётчик.
Был лётчиком-испытателем, с середины 1930-х гг. выступал и как журналист, в частности, в 1935 году побывал в качестве корреспондента в Москве и описал этот визит в пяти небезынтересных очерках. Корреспондентом отправился он и на войну в Испании. В начале Второй Мировой войны Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов и был представлен к награде. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В 1943 г. он вернулся в ВВС Франции и участвовал в кампании в Северной Африке. 31 июля 1944 года отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полет и не вернулся.
Поль Элюа́р (1895-1952) французский поэт, выпустивший более сотни поэтических сборников. В 1929 году Поль Элюар встречает Сальвадора Дали и с ним же позднее знакомит свою жену. Гала принимает решение уйти от Элюара к Дали. В начале Второй мировой войны Поль обосновался в Париже и присоединился к подпольной борьбе против оккупировавших Францию нацистов. Он писал стихи, чтобы поддержать дух партизан в годы Сопротивления. Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений Элюара «Свобода» разбрасывались с английских самолётов над Францией.
Луи́ Араго́н (18971982) французский поэт и прозаик, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1957). Участвовал в Первой мировой войне санитаром. В 1919 - 1924 годах входил в парижскую группу дадаистов, в 1924 году вместе с Андре Бретоном и Филиппом Супо основал движение сюрреалистов. Во время Второй мировой войны Арагон участвовал в движении Сопротивления. Сборники стихов «Фейерверк», «Нож в сердце», «Глаза Эльзы», «Паноптикум».
10. «Эпический театр» Б.Брехта.
Этот термин появился в 20-е г. ХХ века. Его вводит сначала Пискатор, а затем Брехт называет так стиль игры выходящий за пределы классической «аристотелевской» драматургии.
Хар-ки эпического театра:
- это повествовательный театр,
- не аристотелевский, т.е. обращен не к чувству, а к разуму зрителя,
- эффект очуждения (отстранения), т.е. действие происходит в далеком времени или месте н-р 17век, Китай.
Бертольт Брехт (18981956) немецкий драматург, поэт, публицист, режиссер, теоретик театра. Он участник германской революции 1918 года. Первая пьеса была написана им в 1918 году. Брехт всегда занимал активную общественную позицию, что проявлялось в его пьесах, наполненных антибуржуазным духом. «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея», «Восхождение Артура Уи», «Кавказский меловой круг», «Человек из Сычуаня», «Трехгрошовая опера» наиболее известные и репертуарные его пьесы. После прихода к власти Гитлера, Брехт эмигрировал из страны. Жил во многих странах, в том числе в Финляндии, Дании, США, создавая в это время свои антифашистские произведения.
Теоретические взгляды Брехта изложены в статьях: «Широта и многообразие реалистической манеры письма», «Народность и реализм», «Малый органон для театра», «Диалектика на театре», «Круглоголовые и остроголовые» и другие.
Брехт называл свою теорию «эпическим театром». Основной задачей театра Брехт видел способность донести до публики законы развития человеческого общежития. По его мнению, прежняя драма, названная им «аристотелевской», культивировала чувства жалости и сострадания к людям. Взамен этих чувств Брехт призывает театр вызывать эмоции социального порядка гнев против поработителей и восхищение героизмом борцов. Вместо драматургии, которая рассчитывала на сопереживание зрителей, Брехт выдвигает принципы построения пьес, которые бы вызывали в публике удивление и действенность, осознание общественных проблем. Брехт вводит прием, названный им «эффектом отчуждения», состоящий в том, что хорошо известное преподносится публике с неожиданной стороны. Для этого он прибегает к нарушению сценической иллюзии «подлинности». Он добивается фиксации внимания зрителя на важнейших мыслях автора с помощью введения в спектакль песни (зонга), хора. Брехт полагал, что главная задача актера общественная. Он рекомендует актеру подходить к образу, создаваемому драматургом, с позиций свидетеля на суде, страстно заинтересованного в выяснении истины (метод «от свидетеля»), то есть всесторонне анализировать поступки действующего лица и их побудительные мотивы. Брехт допускает актерское перевоплощение, но только в репетиционный период, на сцене же происходит «показ» образа. Мизансцены должны быть предельно выразительны и насыщены вплоть до метафоры, символа. Брехт, работая над спектаклем, строил его по принципу кинокадра. С этой целью он использовал метод «модели», то есть фиксации на фотопленке наиболее ярких мизансцен и отдельных поз актера с целью закрепления их. Брехт был противником иллюзорности, воссоздаваемой на сцене среды, противником «атмосферы настроений».
Важная черта Брехта стремление к самосовершенствованию: пишет дидактические материалы, ставит пьесу «Мать» по Горькому. 15 лет вместе с женой проводит в эмиграции («мы страны меняли чаще, чем сапоги»). 1949г открыл свой театр в Германии «Берлин ин ансамбль».
11. Западноевропейская драма Абсурда (Э.Ионеско, С.Беккет, Г.Пинтер).
дра́ма абсу́рда абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века лит-ра модернизма! В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб.
«Абсурд» был заимствован из философии экзистенциализма «Миф о Сизифе» Камю. («абсурд зависит столько же от человека, сколько от мира»).
О драме абсурда заговорили после премьер пьес: «Лысая певица» (1950) Эжена Ионеско и «В ожидании Годо» (1953) Сэмюэла Беккета.
Признаки Д.А.:
1. гротескно-комическая демонстрация ложности и бессмысленности любых форм (обесценивание языка), в к-ых протекает бытие среднего человека и к-ми он отгораживается от безысходного трагического удела. Все герои Д.А. убогие существа.
2. метафоричная передача чувства шока, возникающая при осознании иллюзорности всех жизненных ценностей.
3. антифабульность, антигерой, антидействие, бесконфликтность
4. пьесы об общечелов ситуации: средний чел обыватель, убогий; человеческий удел то, что предстоит испытать в жизни.
=> очень трудно определить жанр пьес:
- фантасмогория=фант ситуация («Носороги»), трагический фарс, лирическая исповедь, антипьеса, соврем моралитэ, клоунада, трагедия слов.
На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.
Эже́н Ионеско́ (19091994) французский драматург румынского происхождения, один из основоположников эстетического течения абсурдизма (театра абсурда), признанный классик театрального авангарда XX века. Своё происхождение пьесы Ионеско ведут от уличного театра, commedia dell'arte, цирковой клоунады, фильмов Ч. Чаплина, Б. Китона, братьев Маркс, античной комедии и средневекового фарса можно найти истоки его драматургии во многих жанрах, и не только сценических. Типичный прием нагромождение предметов, грозящих поглотить актеров; вещи обретают жизнь, а люди превращаются в неодушевленные предметы. «Цирк Ионеско» термин довольно часто применяемый к его ранней драматургии. «Лысая певица». Действие представляет собой разговор в английском доме в окрестностях Лондона, становящийся все более странным, бессмысленным и алогичным. Участники разговора две супружеские пары, Смиты и Мартены, служанка и пожарный.
Сэ́мюэл Бе́ккет (19061989) ирландский писатель. Один из основоположников (наряду с Эженом Ионеско) театра абсурда. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года. Произведения: пьеса «В ожидании Годо», романы «Моллой», «Малон умирает» и «Безымянный», драма «Конец игры», последний роман - «Как это».
12. Французский «новый роман» (Н.Саррот, А.Роб-Грийе).
«Новый роман» или «антироман» название литературного направления во французской прозе, сложившегося в конце 1940-х начале 1960-х годов и противопоставившего свои произведения социально-критическому, с разветвленным сюжетом и множеством персонажей, роману бальзаковского типа, который было принято считать одной из стержневых традиций французской литературы. Бальзаку «новые романисты» противопоставили Флобера, Кафку, Вирджинию Вулф, «Чуму» Альбера Камю, «Тошноту» Сартра. Камю и Сартр поддерживали «новых романистов», Сартр использовал для их характеристики термин «антироман».
Само выражение «новый роман» впервые употребил критик Эмиль Анрио (газета «Монд», 22 мая 1957) в рецензии на только что появившиеся романы «Ревность» Алена Роб-Грийе и «Тропизмы» Cаррот. Кроме перечисленных, к данному литературному направлению причисляют Мишеля Бютора, Маргерит Дюрас, Робера Пенже, Жана Рикарду, Клода Симона. Определяющими для самопонимания приверженцев «нового романа» выступили такие тексты-манифесты, как эссе Натали Саррот «Эра подозрения» (1956) и сборник статей Алена Роб-Грийе 19561963 годов «За новый роман» (1963). Важной вехой в становлении новой школы стал авторитетный симпозиум «Новый роман: вчера и сегодня» в городке Серизи-ла-Салль (1971).
Натали Саррот (при рождении Наталья Ильинична Черняк; 1900 1999) адвокат, французская писательница, родоначальник «нового романа». Признание писательница получила только после публикации её романов «Портрет неизвестного», «Мартеро», «Планетарий» и «Между жизнью и смертью». Все творчество Саррот построено на описании психических реакций. В центре внимания её романов подсознательные всплески эмоций, душевные порывы, тончайшие оттенки человеческих чувств. Стиль Натали Саррот уникален. Её произведения невозможно подделать, так же как и заимствовать элементы её произведений так, чтобы они остались неузнанными. Французские критики назвали творчество Саррот «литературной константой века». Её произведения невозможно классифицировать или подогнать под какие-либо рамки, они не поддаются четкому структурированию. По первым произведениям Натали Саррот относили к «новому роману», считая это направление наиболее полно отражающим суть творчества автора. Позже её творчество отнесли к классике французской литературы XX века, её даже номинировали на Нобелевскую премию, лишь в самый последний момент, решив отдать премию более политизированному произведению.
Ален Роб-Грийе (1922 2008) французский прозаик, сценарист и кинорежиссёр, основной идеолог «нового романа». В 1970х становится рецензентом, а позже литературным директором издательства «Минюи». Под его руководством это издательство стало подлинным центром течения нового романа. Выходят его романы «В лабиринте» (1959), «Ревность» (1957). В начале 1960-х писатель активно включается в работу в кинематографе, сначала как сценарист, а позже и как плодовитый режиссёр.
Стиль Роб-Грийе в его первых романах можно охарактеризовать как шозизм (вещизм). Повествование нарочито обезличенное и плоскостное. Главным мотивом становится навязчивая и повторяющаяся опись предметов, неживых вещей, каких-то случайных бытовых деталей, казалось бы, совершенно излишних и оттесняющих рассказ о событиях и образы персонажей. Однако, постепенно становится ясно, что никакого события и не происходит, а опись предметов мира заставляет поставить вопрос о том, что такое бытие. Единственное, что можно утверждать о мире романов Роба-Грийе он существует. Все, что есть в мире это знаки, но не знаки чего-то иного, не символы, а знаки самих себя. То есть, Роб-Грийе решительно порывает с метафорой. Строй прозы Роб-Грийе часто называют загадочным и непонятным, несмотря на внешнюю упрощённость и обезличенность, и не случайно появилось устойчивое выражение «романы-лабиринты Роб-Грийе».
13. Мастерство реалистической прозы У.С.Моэма.
Уи́льям Со́мерсет Мо́эм (1874 1965) английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, агент английской разведки.
Участник 1-й мировой войны 191418; агент британской разведки, в том числе в России (сборник новелл «Эшенден, или Британский агент», 1928).
Первый успех Сомерсету Моэму принесли пьесы: «Леди Фредерик» (пост. 1907), позднее «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). В романах «Луна и грош»(1919), «Пряники и эль» (1930) выразилось неприятие Моэмом религиозного лицемерия, уродливых мещанских нравов. Попытки освободиться от низменности буржуазных норм жизни показаны в романе «Остриё бритвы» (1944).
Наиболее известен во многом автобиографический роман воспитания «Бремя страстей человеческих» (1915); тонкий психологизм в изображении нравственных исканий героя сочетается с широтой изображаемой картины мира.
Творчество Моэма развивалось в русле критического реализма, иногда с элементами натурализма. Произведения Сомерсета Моэма всегда остросюжетны. Записные книжки, предисловия к своим и чужим книгам и особенно книга «Подводя итоги» (1938) полны интересных наблюдений над творческим процессом, содержат ряд проницательных литературных оценок и самооценок.
Знаток человеческой души и характера, умевший выразить их с редкой стилистической точностью. Особенность его художественного взгляда на мир - восприятие происходящего в трагикомическом ключе. Осмеянию подвергаются и общественные установления, и житейская суета, и собственные убеждения. Свои взгляды на мир Моэм высказывает откровенно, порой шокируя общепринятую мораль. По художественной манере Моэм реалист до мозга костей, говорить правду о том, что знаешь, - его основная заповедь. При этом Моэм очень строг к форме: стройность сюжета, выверенность диалога, чистота интонации повествования, экономность и емкость описаний, неизменная суховатая ирония - все то, что сложилось в понятие <моэмовский стиль>, характерный для лучших его романов и рассказов, одновременно раскованный и открытый - и по-английски сдержанный: каждое слово точно, взвешенно, употреблено абсолютно к месту. В этом суть феномена успеха Моэма-рассказчика. Его знаменитый роман - <Бремя страстей человеческих> (1915) во многом автобиографичен.
14. Жанр антиутопии в литературе XX века (О.Хаксли, Дж.Оруэлл).
- жанр научной фантастики; направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.
Впервые слово «антиутопист» как противоположность «утописта» употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (1952).
Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Таким образом, отличие утопии от антиутопии лишь в точке зрения автора.
Хар-ки утопии:
1. выраженная дидактивность, 2. изображение несуществующего идеального общ-ва, 3. универсальность, 4. способность автора к историч предвидению, 5. подробное описание, 6. пафос критисизма, 7. важная фигура рассказчика
В антиутопии все со знаком «-» !!! + к к19в появл: 8. обращенность в будущее, 9. техницистская утопия, 10. множественность миров, 11. эволюционная утопия.
1651г первая антиутопия «Левиафан» Гоббса
1714г «Басня о пчелах» Мандевилль
К к19в появл антиутопия будущего связано с научн фант.
1920 «Мы» Замятина (первая антиутопия в России)
Самые известные романы-антиутопии принадлежат английским авторам О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932), Д. Оруэллу «1984» (1949); в России дань жанру отдал Е. Замятин («Мы», 1923), в Америке - Р. Брэдбери («451 по Фаренгейту», 1953). Особым типом антиутопического романа стала книга Уильяма Голдинга «Повелитель мух» (1954).
Олдос Леонард Хаксли (18941963) английский писатель. Автор известного романа-антиутопии «О дивный новый мир». 1921г р. «Желтый Кром», «Шутовской хоровод», «Эти бесплодные листья» (1927), «Контрапункт». Черты: - автобиографичность образов, - интеллектуальные романы. Сквозные темы романов: музыка, живопись, архитектура. «О дивный новый мир» (1932) строка из «Бури» Шекспира. Действие романа разворачивается в Лондоне далёкого будущего (около 26 века христианской эры, а именно в 2541 году).
Джордж Оруэлл (19031950) английский писатель и публицист. Наиболее известен как автор антиутопического культового романа «1984» и повести «Скотный двор». 1934г «Дни в Бирме». Осн. тенденция: автор выступает в 2х функциях: как автор и как участник событий. Взгляд на себя со стороны.
1945г повесть-притча «Скотный двор».
1949г послед роман «1984»: тотал.гос-во Океания, аппарат состоит из 4х министерств (иронично): М Правды, М Мира, М Любви, М Изобилия.
Черты произведений: - притчивость, - использование универсальных лозунгов (против идей тоталитаризма), - тоталитаризм всегда враг личности. Оруэлл подчеркивает расхождение с идеями Хаксли. Он идет за соц.сатирой Свифта. Тоталит.гос-во не может достичь высокого уровня развития, потому что оно беспощадно к своим творцам.
15. Японская литература XX века: основные тенденции развития.
Романтизм Симодзаки Тосон поэзия близка к Байрону и Шейли, сборник «Молодые травы».
Господствующее направление в лит-ре 10-20-х г натурализм Втоботэй Симэй (р.»Плывущее облако»), Таям Катай (пов.»Постель»), Нацумэ Сосэки, Мори Огай (пов. «Юность»), С. Футабатэя, Р. Токутоми, С., Д. Куникиды, Т. Симадзаки - нашли отражение черты критического реализма.
Большое распространение получил жанр эгоромана (="роман о себе"), начинателем которого считается К. Таяма.
Во втором десятилетии XX века в лит-ре появляется ряд новых тенденций, представляющих собой отход от принципов натурализма. Зарождается течение неоромантизма, представители которого - К. Нагаи, Д. Танидзаки, М. Киносита - называли себя также "группой эстетов" (тамбиха).
Неосенсуализм - Я. Кавабата (р. «Стон горы»), Р. Ёкамицу, Х. Сато - они видели идеал прекрасного в простоте и естественности человеческих отношений, в слиянии человека с природой. В поэзии сенсуалисты - С. Хагивара, С. Мура, Б. Ямамура - явились предшественниками многочисленных модернистских течений и школ. Сборники стихов Хагивары "Вою на луну" (1917 год) и "Синяя кошка" (1923 год), положили начало лирической традиции гэндайси - "современных стихов" новейшего времени.
Одним из крупнейших писателей этого периода является Р. Акутагава - блестящий стилист и глубокий психолог. В 1935г учреждена литер.премия им.Акутагавы.
В период Первой и Второй мировых войн японская литература отличалась сильной милитаризованной направленностью, а рамки цензуры действовали очень жестко. Сразу же после окончания Второй мировой в печати выступили старые признанные мастера. В 1946г было опубликовано несколько произведений К. Нагаи - "Дневник Кафу" и "Дневник охваченного бедствием". В том же году появились рассказ Н. Сиги "Луна пепельного цвета" и роман Дз. Танидзаки "Мелкий снег".
Послевоенный период оказался плодотворным и для Я. Кавабаты, создавшего в это время ряд выдающихся произведений, за которые он был удостоен в 1968 году Нобелевской премии.
Во второй половине 50-х годов на литературную арену вышло так называемое поколение "третьих новых" - С. Ясуока, Д. Ёсиюки, Д. Сёно, Н. Кодзима и другие. В их творчестве социально-политическая проблематика уступает место изображению повседневных будней человека, анализу его внутреннего мира, тех нравственных коллизий, с которыми он сталкивается в современной жизни. Вследствие интереса к описанию своего личного опыта эти писатели получили также название "обращенного в себя", или "интровертного" поколения ("найко сэдай").
Крупные достижения в современной японской прозе связаны с именами К. Абэ, Т. Кайко и К. Оэ.
В созданных Абэ в зрелую пору его творчества таких произведениях, как "Женщина в песках" (1962 год), "Чужое лицо" (1964 год), "Человек-ящик" (1973 год), писатель рисует аллегорическую картину больного, уродливого мира, в котором человек лишен возможности вести достойное существование. Новые грани конфликта между личностью и обществом отразил в своем творчестве Т. Каика (романы "Японская трехгрошовая опера" (1959 год), "Летняя тьма" (1972 год). В творечестве К. Оэ отразились многие черты духовной биографии его сверстников - "опоздавшего поколения". В своих лучших произведения - романах "Опоздавшая молодежь" (1962 год), "Объяли меня воды до души моей" (1973 год), "Игры современников" (1979 год) и других Оэ поднимает важнейшие философские и морально-этические проблемы, стоящие перед современным человечеством. В 70-е годы японской критикой было отмечено появление двух новых талантливых писателей - К. Накагами и Р. Мураками.
В целом современная японская литература характеризуется чрезвычайно быстрыми темпами литературного развития, в ней ежегодно появляются десятки новых имен, возникают новые тенденции.