Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1.Тема как основа журналистского творчества: понятие, типология, факторы "аудиторной перспективы".
Тема
Задумывая некую публикацию, журналист, прежде всего, должен определить тему. В этом мнении сходится большинство журналистов и публицистов.
С греческого « тема» - это «то, что положено в основу». Как считает В. М. Горохов, журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению с художественной темой нормативна, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности».
Сообщения о таких событиях должны вызвать изменения в знаниях, опыте и даже взглядах и поведении аудитории. На выбор темы также оказывает влияние концепция издания, редакционный план работы. Персональные наблюдения. Вкусы и предпочтения самого журналиста.
Давайте теперь обратимся к процессу журналистского творчества. Разработанному Г.В. Лазутиной. У неё начальный этап звучит как «выработка заявки на тему» и предполагает решение трёх задач:
· Выбор объекта (о котором журналист будет писать);
· Определение масштабных проблем, в контексте которых может быть значима данная ситуация;
· Планирование и организация хода работы.
Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематические лини реализуется в журналистике при участии всех типов творчества., выработанных человечеством, - научно, художественного, публицистического. Без обращения к ним невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. И хотя разные программы в качестве основных используют либо научные, либо художественные, либо публицистические формы творчества, в каждом из них может быть найдено место для любой из форм.
К научному типу творчества в журналистике прибегает тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго излагаемые сведения, важные для формирования научной «картины» мира. Это - мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и другие документы, разнообразные сведения из различных областей науки. Ведь аудитории необходимо получить знания о закономерностях происходящих процессов и тенденциях социального развития, о характере современной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономической, политической, социальной и других областях жизни.
Художественный тип творчества также широко представлен в журналистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения занимают иногда преобладающее место. Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности определяются способностью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, прошлого и будущего. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества.
Однако при всей значимости научных и художественных произведений ведущее место в журналистике занимают произведения публицистического типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творчества сформировалась для «обслуживания» общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. Если также учесть, что публицистика в той или иной мере и форме несет информацию, связанную с мировоззрением, миросозерцанием и историческим сознанием, то ее роль для журналистики оказывается тем более значимой.
Результатом творческой деятельности в журналистике является то или иное влияние на аудиторию, воздействие на массовое сознание и поведение. В результате потребления предлагаемой журналистикой информации в сознании аудитории формируется определенный образ мира, система установок, направленность воли. Так, творческая деятельность в журналистике является не только познавательно - креативной, но и проявляется в произведении как самовыражение автора по поводу познанных явлений жизни, тем самым оказываясь фактором формирования социальной позиции аудитории, ее убеждений.
2. Способы реализации темы в различных коммуникативных текстах (территориальная и типологическая обусловленность ).
3. Типы источников информации.
Источники информации в журналистике это субъект деятельности или объект события, с которыми журналист вступает в тесное взаимодействие с целью получения нужной информации определенного направления и вида.
К основным источникам информации в журналистике относят:
1. Государственные организации объекты-накопители (милиция, скорая помощь, пожарная служба, аварийные службы, ГАИ, суды), которые позволяют узнать информацию неблагоприятного характера и благоприятные события, происшедшие в обществе, благодаря своей отчетности и постоянной фиксации информации разного рода.
2. Информационные агентства это информационного рода службы, которые обеспечивают журналистскую деятельность «сырым», фактическим материалом, который относится к жестким новостям. Данные агентства предоставляют материал и самостоятельно в контакт с аудиторией не вступают.
3. Глобальная сеть Интернет достаточно дешевый и мощный механизм, которые позволяет удовлетворять потребности журналистов в информационных ресурсах различного рода. Он содержит много интересной и полезной для журналиста информации, укрепляет связь и согласованность между работниками, связанными журналистикой. Он, также, позволяет быстро и надежно вступать в контакт с другими журналистами и их информационными источниками, которые находятся на различных расстояниях.
4. Человек - основное звено в системе получения достоверной и максимально точной информации. Он является отличным и достоверным носителем информации, которая востребована в кругах журналистов. Человек это, также, транслятор информации, которую он наблюдал и изучал. С целью получения информации от человека журналисты проводят интервью и анкетирование или опрос.
5. Общение журналистов с «коллегами по цеху». неиссякаемый источник деловой информации, который позволяет натолкнуть на мысль, открыть факты и уточнить концепцию.
6. Наблюдение и эксперимент - источники, которые позволяют максимально точно изучить явление в целом, а не отдельные его аспекты.
4. Основные современные формы информирования журналистов
Система информирования журналистов :
5.Метод наблюдения в журналистике: общие и профессиональные характеристики. Функции метода в журналистском творчестве.
Метод наблюдения в журналистике.
Непременным условием восприятия выступают логические категории воображение и понятие. При помощи понятия журналист логически оформляет полученные данные, правильно понимает ситуацию. Понятие помогает представить, то что не наблюдаемо. Если понятие выступает качественно новой формой отражения по сравнению с представлением, то воображение такое понятие формирует, придает ему качественные черты. Деятельность воображения обуславливает активный характер восприятия, придает ему творческий характер.
Наблюдение процесс сложный, творческий. Его структура определяется как внешними, так и внутренними условиями. Внешние условия связаны с объектом наблюдения, а внутренние с личностью самого наблюдателя. Наблюдение связано со значительными трудностями. Одна из них это реакция людей, которые являются объектом наблюдения.
Существует много разнообразных видов наблюдения:
- ^ Открытое наблюдение характеризуется тем, что журналист не скрывает своего присутствия или цели и содержания своей работы, и те, за кем наблюдают, знают о факте наблюдения.
^ Скрытое наблюдение используется при исследовании конфликтной ситуации, то есть не скрывая своего присутствия, до определенного времени не сообщает цели и истинного содержания работы.
^ Включенное и не включенное наблюдение. Этот метод предполагает, что журналист не просто со стороны фиксирует событие, явление, процессы, а выполняет определенные функции в коллективе, который является объектом наблюдения. Включенное и не включенное наблюдение в свою очередь могут быть скрытыми или открытыми.Включенное наблюдение скрыто, когда люди не знают, что за ними наблюдают, о таком наблюдении говорят, что журналист «поменял профессию». Включенное открытоенаблюдение предполагает, что люди знают о целях наблюдателя.
^ Прямое наблюдение это непосредственный контакт журналиста с реальной действительностью.
Косвенное наблюдение это наблюдение не самого исследуемого явления или процесса, а его проявления через другие социальные факты.
Тип наблюдения выбирается в зависимости от конкретных задач, которые ставятся перед журналистом.
^ Стандартизированное наблюдение это наблюдение, связанное с предварительным выделением объекта наблюдения.
Неструктурированное наблюдение не имеет строгого плана наблюдения
^ Систематическое и несистематическое наблюдение. месту проведения (полевое и лабораторное)
6. Метод наблюдения в журналистике: основные модификации
7. Принципы работы журналиста с документами.
Документ.
В работе журналиста с документами как источником информации есть несколько основных принципов, которых следует придерживаться. Документ должен быть подлинным. Копию необходимо заверить у лица, по должности уполномоченного это делать. Видео- и аудиозапись в качестве документа рассматривается лишь тогда, когда она является исходной, то есть не подвергалась монтажу. Работа с архивами требует специальных знаний и навыков, поэтому следует консультироваться со специалистами. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.
8. Использование документов в журналистском материале.
9. Профессиональное общение журналиста: функции, специфика, типы и формы.
Общение: структура, содержание, языки.
В центре системы - человек. Он проявляет себя в общении, познании, деятельности.
Понятие "общение" означает объединение, слияние, образование некой целостности, обмен информацией, взаимопроникновение.
"Философский энциклопедический словарь" - это "процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей). Теория коммуникации - это "процесс циркуляции информации в обществе, передачи того или иного содержания от одного сознания к другому посредством знаков".
Психологическая основа общения - родовая потребность человека в контакте с другими людьми, объединение с ними.
Принято различать три основные формы общения - межличностное (взаимодействие двух-трех или более людей, состоящее в обмене между ними информацией), межгрупповое (коллективное в малых группах) и массовую коммуникацию (общение больших социальных групп и общества в целом).
При межличностном и межгрупповом общении оно носит преимущественно личностный характер. Субъект и объект общения постоянно меняются позициями. Характерна непосредственная обратная связь. Массовая коммуникация имеет ряд своих особенностей, которые заметно отличают ее от первых двух форм.
В практической деятельности журналист имеет дело со всеми формами социального общения. Но главное поле деятельности - массовая коммуникация. И межличностное, и межгрупповое, проявляясь на стадии подготовки материала для СМИ, чаще всего становятся исходным моментом процесса массовой коммуникации.
Общение имеет три взаимосвязанные функции:
-коммуникативную (обмен информацией между общающимися индивидуумами и массами),
-перцептивную (процесс восприятия человека человеком, познание друг друга и установление понимания),
-интерактивную (взаимодействие, то есть не только обмен информацией, знаниями, идеями, но и организация действий - обмен действиями).
Процессы коммуникации и перцепции обеспечивают конечный момент общения - взаимодействие (интеракцию).
Содержание общения составляют собственно психологические процессы обмена информацией (значениями). Восприятия человеком друг друга и установления взаимодействия людей в межличностном, групповом общении и массовой коммуникации.
Входе исторического развития общения и познания люди выработали определенные языки общения: вербальные, невербальные, конституциональные (физиогномика).
Вербальные языки - письменный и звуковой. Это определенная знаковая система, имеющая свою семантику, грамматику, фонетику, синтаксис и лексику.
Невербальные языки - жесты, мимика, пантомима (оптико-кинетическая система), тембр голоса, тональность, паузы, смех, слезы (пара- и экстралингвистическая системы), пространственное общение (проксемика), визуальное общение (контакт глаз).
Конституциональный язык учитывает характеристики тела человека (рост, овал лица, форма носа, цвет волос и т.д.) в связи с его психическими свойствами (темперамент, характер, установки) и поведением.
В процессе общения эти языки переводятся на язык психических свойств, психических ситуаций и психических эффектов. Глубокое знание форм общения, практическое овладение языками - одна из важнейших сторон профессиональной и психологической культуры журналиста.
Особенности массовой коммуникации как вида общения.
Журналист имеет дело со всеми формами социального общения. Однако главное поле его деятельности - массовая коммуникация. Это вытекает из природы журналистики как средства массовой информации.
Особенности массовой коммуникации:
-это общение в больших социальных группах,
-реализуется через специальные каналы, которые превращают непосредственное общение в массовое,
-осуществляется через знаковую систему, учитывающую специфику каналов и массовой коммуникации (знаковая система - это нечто вроде специального аппарата, с помощью которого передается значение, то есть смысл, содержание, мысль),
-"отсроченная" обратная связь, так как журналист и аудитория разделены в общении пространством и временем.
Из наличия каналов вытекают такие особенности массовой коммуникации:
-социальная ориентированность,
-институциональность,
-организационно-управленческий характер.
Информация в массовой коммуникации предназначена не для общения одного-двух человек, а для больших социальных групп. Потому все средства массовой информации независимо от форм собственности выражают интересы определенных социальных групп.
Технологии профессионального общения журналиста.
При общении с участниками процесса массовой коммуникации журналист должен четко и полно представлять и учитывать психологические особенности каждой из сторон. Одно из главных требований - ответственная оценка своих способностей, профессиональных качеств.
Он должен определить свое отношение к аудитории, к власти, к своему нравственному и профессиональному долгу. В соответствии с этим и определяется цель и задачи того или иного выступления в СМИ, общения со своей аудиторией.
В процессе общения журналиста главной задачей является достижение высокой эффективности взаимодействия с объектом. Если это источник информации, то многое будет зависеть от того, как выглядит журналист, как говорит, как действует, как знает других, как умеет воздействовать на сознание и эмоции собеседника и т.д.
Чтобы достичь цели общения, необходимо учитывать интересы и ценности адресата, его предрассудки и ожидания. Нужно умело использовать свой социальный статус и имидж, уметь перевести официальное общение в доверительное, личное.
Нужно уметь в каждом конкретном случае найти такую форму и манеру поведения, которые способствовали бы оперативному и полному решению поставленной задачи. Необходимо научиться соразмерять ситуацию со своими возможностями, браться за серьезную проблему тогда, когда полностью уверен в ее разрешении.
Личность журналиста и ее роль во взаимодействии с аудиторией.
Основной доминантой, определяющей все психологические особенности журналиста как личности и профессионала, является общественный, публичный характер деятельности всех работников СМИ. В отличие от политиков, юристов, педагогов общественная деятельность журналиста осуществляется в особой, образно публицистической форме.
Труд журналиста так же отличается от труда представителей творческих профессий - писателя, поэта, режиссера. Он характеризуется
-высокой оперативностью,
-социальной направленностью,
-специфическим отношением к самому себе и своей профессии,
-особыми взаимоотношениями с аудиторией.
Основная деятельность журналиста - сбор, обработка и распространение социальной информации в ее специфической форме - журналистской информации.
10. Структура беседы как профессионального общения журналиста (этапы, типология вопросов), приемы и "правила" ее ведения
Правила Саватски
Проработав много лет журналистом на радио и телевидении, я все еще считаю, что интервью - самый сложный и требовательный жанр журналистики. Интервьюер должен быть подготовлен, построение беседы и вопросы должны быть тщательно продуманы, мы должны уметь слушать собеседника и реагировать на неожиданные повороты в беседе. К сожалению, в последнее время преподаванию методики и технологии интервью в университетах многих стран мира уделяется все меньше внимания. Похоже, что многие уверены в том, что журналисты априори являются хорошими интервьюерами. Анализ интервью неизбежно приводит к выводу, что многие сформулированные репортером вопросы усложняют процесс сбора информации или не выводят собеседника на информационно насыщенные ответы...
Два вопроса в одном
Задавать два или три вопроса в одном - это все равно, что сделать несколько выстрелов из двустволки подряд. Получив целую «очередь» вопросов, респондент будет вынужден задуматься над тем, какие вопросы ему/ей были заданы, и на какой нужно начать отвечать. Замешательство объекта интервью с ответом вызовет паническую реакцию у репортера, который, желая поскорее заполнить брешь в эфире, задаст еще один вопрос - и это в дополнение к уже заданным вопросам! Новый вопрос, возможно, станет спасительной соломинкой для объекта интервью, который, ухватившись за нее, начнет отвечать на этот, последний, и возможно, не самый удачный или не самый острый во всей череде вопросов, так и не ответив на другие...
Перегруженные вопросы
Другим примером перегруженного вопроса может послужить вопрос, заданный Биллу Клинтону: «Правда ли, что у вас был роман с Дженнифер Флауерс в течение 12 лет?». Клинтон ответил: «Нет!», и не соврал, поскольку роман действительно длился не 12 лет...
Предположения и утверждения самого журналиста
Предположения самого журналиста относительно той или иной темы могут быть представлены в форме вопроса, однако от этого они не перестают быть его/ее утверждениями. Это, как правило, может вызывать со стороны объекта интервью протесты и желание внести коррективы. Бывший премьер-министр Швеции, ныне министр иностранных дел, Карл Бильдт - мастер в плане ухода от ответов на вопросы, содержащие утверждения самого журналиста. Он «испортил» таким образом не одно интервью...
Вопросы, предполагающие односложный ответ (да - нет)
Закрытый вопрос предполагает односложный ответ. Я полагаю, что около 50% всех вопросов, задаваемых журналистами во всех странах, относятся именно к таким. Эту разновидность вопросов просто обожает чертенок, сидящий во время интервью у меня на плече. Этот грех нередко усугубляется преувеличениями, эмоционально окрашенными словами, утверждениями самого репортера.....
Подготовься!
Основа основ успешного интервью - тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, сколько и сам объект интервью. Представление о том, что журналисту следует задавать спонтанные или невежественные вопросы, отражающие средний уровень аудитории, совершенно ошибочное. Лишь тот, кто владеет предметом беседы, сможет спросить о существенном. Вступительный или первый вопрос интервью может казаться другим простым и наивным, но задавая его, журналист преследует определенную цель. Быть подготовленным к интервью означает, что журналист, в какой-то степени, может предвидеть, какие ответы вызовет тот или иной вопрос, а значит может заранее подготовить и альтернативные последующие вопросы...
Структура
Готовясь к интервью, вы должны не только сформулировать и записать вопросы, но и продумать порядок, в котором они будут заданы. Журналист должен проработать структуру беседы, ее начало, развитие и окончание по законам драматургии. Это особенно важно для электронных средств массовой информации, когда вопросы и ответы слышны аудитории. У газетчика же есть возможность по окончанию интервью расположить ответы в том порядке, в котором он считает нужным. Конечно, сегодня и радиожурналистам не так уж сложно произвести монтаж, да и телерепортер может с помощью монтажа выстроить беседу так, как он того хочет, но в идеале следует задавать вопросы в логическом порядке. Качество интервью в таком случае значительно улучшается. Оно становится более упорядоченным и продуманным...
Слушать и слышать собеседника
Для того, чтобы задавать подходящие последующие вопросы и придать живость интервью, репортер должен обладать умением слушать. Подготовиться к интервью, составить и записать свои вопросы -полдела. Умение слушать своего собеседника - вторая его половина. Слишком тщательная подготовка может привести к тому, что репортер начинает задавать свои вопросы чисто автоматически, не слушая, что же его собеседник отвечает ему. В голове у такого журналиста крутится лишь одна мысль: «Ну закругляйся, закругляйся, зануда, чтобы я поскорее смог задать мой следующий суперумный вопрос»...
Контакт глаз и язык жестов
Во время интервью важно не забывать и о языке жестов и мимике. Не следует садиться слишком близко к объекту интервью - во-первых, это плохо с точки зрения композиции кадра, во-вторых, мешает собеседнику сосредоточиться и спокойно отвечать на вопросы. С другой стороны, не нужно садиться и слишком далеко от него - это создает несколько напряженную и натянутую атмосферу. Решая, как разместиться, полагайтесь на свой опыт и интуицию. Обе стороны должны чувствовать себя удобно...
Метод «Чекерс»
Загнанный в угол политик или власть предержащее лицо нередко прибегает к обороне с помощью метода «Чекерс». Этот метод впервые был применен Ричардом Никсоном во время предвыборной кампании 1952 года. Именно тогда Д. Эйзенхауэр объявил о том, что сенатор Никсон является кандидатом на пост вице-президента США. Никсона обвинили в том, что он незаконно принял 18 000 долларов на проведение предвыборной кампании. Чтобы защитить себя от нападок, которым Никсон подвергался со всех сторон, он решил выступить с речью, которая впервые за всю историю политической борьбы транслировалась в прямом эфире. С окаменевшим от скорби лицом, направив свой взгляд прямо в камеру, Никсон заявил, что готов отчитаться перед американским народом за каждый заработанный и использованный им цент. У его бедняжки-жены Пат, увы, не было возможности купить норковую шубу, ей приходилось довольствоваться «пальто достопочтенной республиканки». Вся эта история, утверждал Никсон, - результат бесконечных нападок злопыхателей-либералов. Они зашли настолько далеко, что обвинили Никсона в том, что он принял в подарок (то есть как взятку) - пятнистого кокер-спаниеля по кличке Чекерс...
Пресс-конференции
Вусловиях пресс-конференции сложно получить полноценное интервью. С помощью метода «Чекерс» у власть предержащих имеются хорошие шансы выйти сухими из воды перед толпой репортеров, мешающих друг другу говорить и задавать вопросы. Хотя на обычной полусонной шведской пресс-конференции вопросы задаются крайне редко. Бывает и такое, что на пресс-конференции главы местной администрации не слышно ни одной реплики вообще. Обычно встречи с прессой в Швеции проходят по заведенному порядку - тот, кто созвал пресс-конференцию, дает достаточно детальное описание события, решения или предложения, после чего корреспондентам предоставляется возможность задавать вопросы. Теле- или радиожурналисту имеет смысл записывать все, что говорится во время пресс-конференции. Позже может пригодиться оригинальная запись того, что было сказано. Если речь идет о крупном событии, скажем о заявлении премьер-министра об уходе в отставку, то зрители и слушатели заинтересованы в том, чтобы услышать развернутое объяснение принятому решению из уст самого премьер-министра...
Этика интервью
ледует уважать права человека, с которым мы собираемся делать интервью. По возможности нужно откликаться на его/ее пожелание заранее узнать по какому каналу и в какой программе будет показано интервью, в связи с чем, сколько эфирного времени займет, каков предмет обсуждения?
11. Психологические аспекты профессионального общения в журналистике.
Психологические эффекты в журналистике.
В современной журналистике широкое распространение получили приемы и методы, позволяющие воздействовать на аудиторию в выгодном для связанных с данным СМИ кругам направлении с целью получения определенного эффекта. Знание этих приемов позволяет искать наиболее эффективные методы противодействия, нейтрализации вредного воздействия.
Манипулирование общественным мнением, индивидуальным и массовым сознанием с помощью СМИ стало во всем мире средством психологического обеспечения политических целей и одним из способов управления обществом как в тоталитарных, так и демократических государствах, Идеологический плюрализм, гласность, наличие оппозиционных газет, законодательства о свободе печати, моральных кодексов журналистов лишь ограничивают, но не исключают манипулирование.
В основе манипулирования лежат такие психологические способы, как внушение, заражение и подражание. Оно использует не убеждающее, а эмоционально-волевое и бессознательное воздействие, особые социальные установки. Одна из целей манипулирования - сделать аудиторию внушаемой, податливой для пропагандистского и управленческого воздействия.
Мифологизация - это использование специально придуманных картин мира, описаний и оценок событий и явлений с целью маскировки реальной действительности для обеспечения стабильности того или иного режима. Пропагандистские мифы мистифицируют действительность, создают "ложное сознание". Особое влияние они оказывают на молодежь, которая, не имея личного опыта и наблюдений, в последние годы воспитывается на всевозможных фальсификациях исторического процесса, примитивном понимании демократии, рыночной экономики, извращенных нравственных постулатах и установках.
Стереотипизация сознания - это использование специально внедряемых в обыденное сознание априорных суждений, обретающих силу нравственного закона. Психологические стереотипы помогают быстро и "экономно" воспринимать явления жизни, но, с другой стороны, они тормозят творческие начала в человеке, зомбируют сознание.
В процессе формирования стереотип проходит три стадии - выравнивание, усиление и ассимиляцию.
В соединении с приемами манипулирования стереотипизация сознания дает высокий пропагандистский эффект.
Идентификация - это сложный процесс уподобления себя значимому другому как образцу. Отождествляя себя с большими и малыми группами, общностями, люди принимают их цели, нормы и ценности, осознают, в чем состоит его личный и общественный интерес, каким должно быть его социальное поведение. С другой стороны, крушение групповых идентификаций, разрыв преемственности и нарушение традиций влечет за собой массовую дезориентацию и воспринимается в массовом сознании как гибель, распад привычного образа мира.
Имиджмейкерство - это создание сфальсифицированного образа товара, человека, явления, но частично опирающегося на реально существующие качества. Имидж сгущает краски образа и тем самым выполняет функцию механизма внушения. Здесь активно используется эмоциональная сфера психики человека, специально заданные социально-психологические установки, ассоциативная память, воображение, различные формы внушения, заражения, подражания. Широкую практику получили "утечки" секретной информации, распространение через печать слухов, публикации компрометирующих материалов.
Клипмейкерство - это применение специального способа подачи информации, основанного на органическом соединении двух контекстов - визуального и смыслового. Главный принцип - максимум эмоций и минимум сознания. Характерны назойливость и агрессивное навязывание. Это ведущий метод деятельности развлекательной и "желтой" прессы. Психологическая ставка делается на эпатаж, секс, мазохизм, насилие и внешнюю аполитичность.
Убеждающее комментирование - это способ воздействия на аудиторию, основанный на знаниях с привлечением опытных журналистов и компетентных специалистов. Решающую роль играет личность комментатора, доверие к нему аудитории. Общение ведется в форме откровенного диалога, "двустороннего" анализа сообщений.
Способы психологического воздействия СМИ на аудиторию.
Существуют всесторонне разработанные и изученные способы воздействия на сознание и поведение индивида в процессе общения. Это - подражание, внушение, заражение, убеждение.
Механизмы их осуществления сложны и взаимосвязаны. Они действуют комплексно и широко применяются в массовой коммуникации. Здесь достаточно глубоко и полно изучено влияние внушения, формы его проявления. Однако в полной мере используются все способы.
Подражание - это копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности. С подражанием связаны такие понятия как установки, нормы, ценности, если в их основе лежит влияние лидера, авторитета. Распространенной формой является конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.
Заражение - это такой эмоционально-психологический настрой, при котором происходит бессознательное коллективное или индивидуальное воздействие на аудиторию. Здесь особенно велико влияние харизмы авторитетного лица, мнение лидера.
Наиболее распространенным в СМИ способом является внушение. Это такое воздействие на личность, которое приводит либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного чувства, состояния, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Широко используются такие приемы и эффекты, как манипулирование, мифологизация, имиджмейкерство, стереотипизация.
Убеждение - это воздействие, ориентирующееся на развитое мышление, на развернутую систему знаний индивида, на твердо сформировавшиеся идеи и социальные установки. В отличие от других способов это сознательное, интеллектуальное воздействие. Оно требует широкого использования разнообразных логических приемов аргументации, доказательства своих позиций. Особенно сложно вести убеждение в условиях, когда с помощью внушения, заражения или подражания в аудиторию внесены неправильные, чуждые принципы и позиции. Умелое владение приемами убеждения - признак высокого профессионализма журналиста.
12. Получение информации в различных коммуникативных условиях
13. Интервью: подготовка и проведение, коммуникативные факторы успеха.
Перед интервью спросите у корреспондента перечень основных проблем, вопросов, которые его преимущественно интересуют, обратите его внимание на ключевые моменты, которых хотите коснуться во время разговора. Следует продумать наиболее вероятные вопросы и заранее подготовить на них профессионально грамотные и по возможности краткие ответы. Запомните фамилию, имя и отчество интервьюера, постарайтесь узнать информацию об этом человеке: образование, темы, которыми занимается, опыт работы, характер. Если репортер убедится, что вы являетесь авторитетным специалистом в данной области деятельности, то он будет воспринимать вас как ценный источник информации и обращаться к вам постоянно. Поэтому важно произвести на журналиста благоприятное впечатление.
В процессе интервью надо придерживаться следующих правил:
1)Поздоровавшись с интервьюером, не суетитесь, ведите себя спокойно, непринужденно.
2)Обязательно смотрите собеседнику в глаза, отвечайте на вопросы уверенно, оптимистично.
3)Отвечая на вопросы, не уклоняйтесь от темы. Остерегайтесь двусмысленных толкований вашей точки зрения. Избегайте ответов типа «да» или «нет», но не будьте слишком многословны. Если вы не знаете ответа на вопрос, так прямо об этом и скажите.
Некоторые репортеры нарушают законы жанра, включают в формулировку вопроса свою личную точку зрения. В подобной ситуации надо стараться донести до аудитории то, что вы хотели сказать, проложите путь к важным для вас темам.
4)Не бойтесь проявлять инициативу, даже «развернуть» беседу в нужном для Вас направлении.
5)Не оспаривайте в деталях ошибочного утверждения - перечислите правильные факты.
6)Когда в первый раз упоминаете вашу организацию - сообщите ее полное название. После этого можно использовать аббревиатуру.
7)Постарайтесь произнести что-нибудь запоминающееся, а также характеризующее вас как человека, не лишенного чувства юмора, остроумия.
8)Завершая интервью, поблагодарите журналиста за интерес к вашей фирме и к вам лично, за актуальные, содержательные вопросы.
14. Интерактивные методы в творческой деятельности журналиста.
15. Социологические опросы в практике современной журналистики (цели, виды, специфика).
Сегодня журналисты все чаще используют в своей работе качественные и количественные методы изучения аудитории.
Количественные параметры аудитории разных СМИ могут многое объяснить в нашем понимании социального организма. Общение с людьми входит в число универсальных социальных процедур, наряду с изучением документов, его социологической модификацией в виде контент-анализа и наблюдением фактов действительности. Само исследование, его качественность, надежность выводов зависят от основных составных частей: выбранного адекватного целям метода, квалифицированного «инструментария» для изучения качественных и количественных характеристик аудитории, собственно содержания документа, общения с источником информации. Задача определения потенциальной аудитории радио, телевидения, газет решается отработанными методиками, среди которых главенствует опрос. Здесь важно снизить влияние возможных внешних факторов на характер ответов людей при опросе. Это, условно говоря, внешние факторы фигура интервьюера и определенные признаки опрашиваемого. При анкетировании фигура исследователя уходит на второй план: опрашиваемый имеет дело с текстом, где за вопросом следует перечень ответов, из которого ему следует выбрать соответствующий личному мнению ответ. Такая процедура позволяет в коротки сроки опросить довольно большие группы людей.
Это самый распространенный вид процедур при изучении аудитории СМК в масштабах целой страны.
В последнее время стали часто использоваться «дневники (радио) телепотребителя». Здесь исследователь обращается к любой семье с просьбой к каждому ее члену тщательно фиксировать все случаи контактов с источниками информации в течение суток. Оставляют дневник в семьях не более двух недель, чтобы не поставить под сомнение чистоту эксперимента.
В подобной ситуации более адекватным инструментом является электронный счетчик, аудиометр, или пиплметр. Этот метод позволяет добиться более объективной картины: будучи подключенным к телевизору он фиксирует все переключения каналов. По сравнению с информацией, получаемой из дневников, здесь измеряется каждая секунда смотрения.
Часто используется «Прессовый опрос», когда в печати публикуется анкета с просьбой к читателям ответить на ее вопросы. Однако эти акции представляют мнение лишь активных читателей. Поэтому на качество репрезентативной выборки влияет количество присланных писем.
Качественные методы отличаются от количественных тем, что больше ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта.
Отказ от широты охвата компенсируется глубиной исследования, т.е. детальным изучением социального явления в его целостности и взаимосвязи с другими явлениями».
Среди традиционных методов выделяют метод наблюдения. В его основе , как пишет Г.В. Лазутина лежит «способность человека к предметно- чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним»2.
Метод активно используется на практике журналистами и применять его лучше в исследованиях не требующих репрезентативности данных, и в случае когда информация не может быть получена иными средствами.
Метод эксперимента в журналистике часто отождествляют с включенным наблюдением, ибо журналист поддерживает взаимосвязь с объектом изучения.
Эксперимент может проводиться и скрытно, что связано с созданием искусственного импульса, позволяющего лучше раскрыть все стороны изучаемого объекта. Его целесообразнее проводить если перед корреспондентом стоит задача глубокого проникновения в жизнь людей, требующая проявить натуральные поведенческие реакции. В своей книге В.А. Ядов рассматривает такие виды интервью как документальное, интервью мнений, формализованное интервью, неформализованное интервью. В журналистской практике чаще используется методика свободного интервью. Характер беседы зависит от личностных особенностей человека, от обстановки, от конкретной житейской ситуации, от предмета обсуждения. В последнее время журналисты используют фокусированное интервью. Этот метод больше ориентирован на изучение процессов восприятия и по продолжительности может быть ограничен только задачами и целями исследованиями.
Биографический метод, используемый в журналистике, заимствован из смежных областей человеческого познания: литературы, этнографии, истории, психологии. При помощи биографического метода собираются различные жизненно- исторические свидетельства и воспоминания очевидцев событий, семейно- исторические документы, дневники, записи описания.
Обращаясь к биографическому исследованию журналист может воссоздать
«историю» становления отдельной личности, показать определяющие моменты в ее профессиональном росте.
Нами рассмотрены наиболее часто используемые в журналистике количественные и качественные методы. На основе изученного материала можно сделать выводы о специфике количественных и качественных методов в изучении аудитории СМИ. Методы позволяют глубже и полнее, всесторонне и детально изучить явления и факты особенно в интересующей нас журналистской сфере социологии. Нами отмечено что для каждого метода существуют свои процедурные правила выполнения практических действий. К каждому методу разрабатывается свой рабочий инструментарий, с помощью которого и достигается цель. Мы можем отметить, что сегодня наблюдается тенденция к взаимодополнению и взаимопроникновению методов, что ведет к развитию культуры журналистского труда.
16. Журналистское расследование как творческий метод: специфика, функции и цели.
Журнали́стские рассле́дования (англ. Investigative journalism) вид журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица и/или организации укрыли от общества.
Цели журналистского расследования выступают одним из основных факторов, предопределяющих своеобразие данного вида деятельности. В качестве основной цели предполагается необходимость установления истинных причин определенных событий, процессов, ситуаций; обнаружения тайных пружин расследуемых явлений или раскрытия порочного механизма совершения преступления, разоблачения преступников. Расследование может проводиться с целью достижения какого-то политического или экономического результата, например разоблачения деятельности экстремистской политической организации, выявления фактов злоупотребления должностным положением, смещения коррупционера с министерской должности, лишения махинатора депутатского иммунитета и предания его суду, возвращения в страну награбленных капиталов и пр.[2].
В результате проведенного и опубликованного расследования достигается и такая важная цель, как нравственное воспитание аудитории, поскольку любое расследование заключает в себе моральное обобщение, вытекающее из примеров разоблачения каких-либо преступлений. Деятельность папарацци питает желтую или «желтеющую» прессу «ответвления» расследовательской журналистики, на первый план которых выступают чисто коммерческие цели издания и авторов. Журналистские расследования помогают разным СМИ решать такую важную для них утилитарную задачу, как привлечение внимания аудитории. Журналист редко ставит перед собой только одну из этих целей. Но даже если дело обстоит именно так (например, он хочет разоблачить лишь социально опасные действия некоего олигарха), это отнюдь не значит, что результат расследования, независимо от самого расследователя, не будет содействовать решению каких-то иных, «попутных» задач.
Любое расследование как и любой журналистский материал начинается с выбора темы. Это могут быть события, явления и факты, как общеизвестные, так и конфиденциальные сведения, неизвестные никому. «Порой поводом для изысканий становится заурядный на первый взгляд эпизод, и единственный совет, который можно дать на этот счет будьте внимательны к мелочам». Началом расследования могут стать:
Этапы
Познавательные этапы журналистского расследования возникают в силу необходимости последовательного решения задач в процессе расследования, которые связаны одна с другой причинно-следственными отношениями. Поэтому, не решив предшествующую (не создав причину), нельзя решить последующую (получить следствие). Конечно, отдельные этапы в том или ином конкретном случае могут быть «микшированы», то есть оказаться слабо проявленными, но, тем не менее, говорить об их существовании можно. Знание познавательных этапов позволяет более осознанно двигаться к цели, поставленной в ходе расследования. Основные этапы журналистского расследования:
17. Журналистские расследования в практике современных СМИ.
Проверяющие подсчитали прежние "заслуги" межрайонной типографии и прослезились
Российское информационное агентство Ura.ru сообщило том, что «по некоторым данным, на этой неделе будет подано заявление в правоохранительные органы на экс-директора ГУП «Межрайонная типография» Владимира Анисимова».
Контрольное управление областного правительства провело проверку и выяснило, что, оказывается перевел все активы госкомпании созданному им же ЗАО «Межрайонная типография». ГУП теперь является арендатором и лишь наращивает долги, хотя ранее зарабатывал хорошие средства для областного бюджета. В контрольном управлении считают, что Анисимова стоит привлечь минимум за мошенничество.
Чернила на 99% состоят из воды
Действительно, на доходы, извлеченные в Арендном предприятии «Межрайонная типография» (АП «МТ») в 1997 году было явно незаконно создана аффилированная коммерческая структура ООО «Полиграф-Сервис», которая в 1998 году была некорректно преобразована в ЗАО «Челябинская Межрайонная типография» (ЗАО «ЧМТ»). В зарегистрированном Вячеславом Тарасовым уставе ЗАО «ЧМТ» неясно, каким образом, даже записали, что «Полиграф-Сервис», оказывается, «являлся правопреемником АП «МТ».
Хозяева ЗАО «ЧМЖ» незамедлительно выпустили ценные бумаги акции путем обмена на них долей участников ООО «Полиграф-Сервис». Основными акционерами вновь созданной коммерческой структуры стали Анисимов Владимир Васильевич 51 % акций, Хлыстун Светлана Ивановна 17 % акций и Дойкин Александр Николаевич 17 % акций
Коммерческие матрешки при госструктурах, естественно, на самых льготных условиях размещались в зданиях, принадлежавших Челябинской области, помещениях, последовательно находившихся в оперативном управлении: АП «Межрайонная типография», ГУП «Межрайонная типография», ОГУП «Межрайонная типография», ОАО «Межрайонная типография». И у этих вышеназванных предприятий, согласно заключенным договорам аренды с ЗАО ««Челябинская Межрайонная типография», образовалась многомиллионная кредиторская задолженность.
Главное контрольное управление региона в марте этого года провело проверку законности использования имущества, а также обоснованность проведения приватизации имущественного комплекса и активов при образовании ОАО «Межрайонная типография» (ОАО «МТ») за последние пять лет. Для справки: 100 % уставного капитала ОАО «МТ» являлись собственностью Челябинской области, и увод активов общества в «тень» являлся убедительным основанием для доследственной ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Тем более, что главный затейник теневых финансовых операций Владимир Анисимов одновременно являлся руководителем всех юридических лиц, задействованных в мошеннической схеме: АП «Межрайонная типография», ГУП «Межрайонная типография», ОГУП «Межрайонная типография», ОАО «Межрайонная типография» и, конечно же, ЗАО «Челябинская межрайонная типография». Точно так же и Светлана Хлыстун являлась главным бухгалтером всех вышеназванных предприятий, а также ООО «Полиграф-Сервис». А их сотоварищ Александр Дойкин ухитрился совмещать обязанности директора ООО «Полиграф-Сервис», ЗАО «ЧМТ» и главного инженера ОАО «МТ».
Прессу легче задавить, чем задобрить
Концессионеры настолько запутались в своих должностях, что допускали множественные досадные проколы при оформлении документов, прикрывающих их финансовые деяния. Так, к примеру, оформляя акт сверки взаимных расчетов на 31 декабря 2010 года, Владимир Анисимов в лице заказчика ЗАО «ЧМТ» и исполнителя ОАО «МТ» подписал данную бумагу о задолженности ОАО «МТ» перед ЗАО «ЧМТ» на сумму более чем в 2 млн рублей. Забыв, наверное, при этом, что еще 24 декабря 2010 года был уволен, и уже не числился руководителем ОАО «МТ», и, следовательно не обладал полномочиями для подписания. Чтобы понятнее были размах финансовых нарушений и злоупотреблений, добавлю, что в тот же день, 31 декабря, Владимир Васильевич точно так же подмахнул еще один документ о еще одной задолженности ОАО «МТ» перед ЗАО «ЧМТ» на сумму более 3-х с половиной млн рублей.
А ведь проверкой вскрыты еще и «погашения директором ОАО «МТ» Анисимовым В.В. неустановленной кредиторской задолженности 2010 года на счет ЗАО «ЧМТ» в 5 300 000 рублей. И оплата неустановленных полиграфических услуг директором ОАО «МТ» Анисимовым В.В. на расчетный счет ЗАО «ЧМТ» в 9 913 576, 06 рублей».
Ревизоры КРУ утверждают, что заключение только одного договора ЗАО «ЧМТ» № 2010-01/109 от 11 января 2010 года «послужило причиной создания неплатежеспособности и причинения материального ущерба в денежной форме, что является одним из признаков преднамеренного банкротства, так как Анисимовым В.В. данная сделка совершена в противоречие рыночным условиям и обычаям делового оборота по увеличению неплатежеспособности должника».
Паразитирование на государственных структурах достигло самого циничного масштабов. При проверке преемники Анисимова даже не предоставили документы, подтверждающие право использования ЗАО «ЧМТ» полиграфического и иного дорогостоящего оборудования, принадлежащего ОАО «МТ». Новое руководство «Межрайонной типографии» признало, что подобная работа по разграничению производственного процесса только ведется.
В 2010 году акционерным обществом сдавались в аренду нежилые помещения и оборудования 13 сторонним организациям с заключением договоров аренды по ценам, определяемым соглашением сторон…
Но главное все же то, что «в процессе реорганизации путем приватизации ОГУП «МТ» в Акционерное общество еще в 2006 году основные средства вдруг сократились в 6,2 раза по сравнению с 1998 годом. При этом балансовые суммы основных средств в 1998 году и в 2006 году указывают на их отсутствие на момент подготовки и приватизации ОГУП «МТ», то есть имущества, без которого невозможна профильная деятельность Акционерного общества, определенная его уставом полиграфическая и издательская».
Большой пирог делить легче
Подобные проверки надо проводить в сотнях предприятий Челябинской области, использующих государственную собственность. На 1 января 2009 года в регионе существовало 772 унитарных предприятия, и все они являлись коммерческими юридическими лицами. А в 2008 году, накануне кризиса, унитарных предприятий в Челябинской области было еще больше 830.
Являясь коммерческими организациями, МУПы и ГУПы очень похожи друг на друга, примерно как ЧУК и ГЕК. В своей деятельности они ограничены целями и задачами, отраженными в своих уставах, определяемыми их учредителем, т.е. муниципальным или государственным органом власти.
Постановлением правительства Российской Федерации в 1999 году была утверждена «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (№ 1024 от 09.09.99 г.). В Концепции было отмечено, что существующая система управления унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального реформирования.
Деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна, количество предприятий не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью. Авторами Концепции было установлено, что отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий. Но сегодня мало кто помнит эту Концепцию, как и другие нормативно-правовые документы.
В 2005 году были опубликованы критерии оценки деятельности губернаторов, разработанные администрацией Президента. Всего таких критериев получилось 30. Но особый интерес представляют два: «Темп изменения объема поступления доходов от использования имущества, находящегося в собственности региона» и «Темп изменения доли убыточных государственных унитарных предприятий, находящихся в собственности региона». Губернаторы прочитали и приняли к сведению…
Однако это не остановило рост числа предприятий. Если в 2004 году в нашей области было 218 областных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, то в 2005 325, в 2006 504, в 2007 498, в 2008 477!
По данным Министерства экономического развития, на 1 января 2009 года общая остаточная стоимость имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения и оперативного управления составила 31,3 миллиарда рублей. Это при том, что стоимость имущества, с учетом государственной казны Челябинской области, составила 40,8 миллиарда рублей.
В 2009 году по итогам финансово-хозяйственной деятельности областными государственными унитарными предприятиями перечислено 23,1 миллиона рублей при плане 20 миллионов рублей. Если эту сумму разделить на все ГУПы, то на каждое предприятие приходится около 300 тысяч рублей.
За это же время, сообщили экономисты, были осуществлены мероприятия по приватизации двух ОГУП путем их преобразования в открытые акционерные общества, а также проведен аудит двух предприятий…
Но все еще существует, оказывается Постановление Губернатора Челябинской области (№ 249 от 21.06.2000 г.), в котором отмечено «Установить, что проведение ежегодных аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным в отношении областных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения». Однако затем в Законе Челябинской области «О порядке управления государственной собственностью Челябинской области и приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области» (№ 207-ЗО от 18.12.03 г.) ст. 7 п.13 требование об ежегодных аудиторских проверках было исключено.
Проверка бывшего областного государственного унитарного предприятия «Межрайонная типография», проведенная, к сожалению, только в марте 2011 года, убедительно показала несовершенство многих экономических механизмов, созданных в регионе за последнее десятилетие.
Владимир Филичкин
18. Принципы формирования индивидуальной системы источников информации.