Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Философия
Тема 1. Философия как социокультурный феномен
1. Выберите суждения, характеризующие мировоззрение феномен духовного мира человека и общества:
а) это форма организации самосознания индивида и общества;
б) это представления о мире и месте человека в нем;
в) это совокупность индивидуального опыта человека;
г) это строгая непротиворечивая система суждений о природе.
2. Назовите исторические типы мировоззрения.
а) Религиозное; г) мифология;
б) экзистенциализм; д) философское.
в) атеизм;
3. Расположите в хронологической последовательности следующие феномены духовной культуры:
а) наука; в) философия.
б) мифология;
4. Определите время возникновения философского мировоззрения:
а) середина III тысячелетия до н. э.;
б) IIII вв. до н. э.;
в) VIIVI вв. до н. э.;
г) XVII-XVIII вв. н. э.
5. Согласны ли вы с утверждением:
Первая форма мировоззрения, мировоззренческая, была доинтеллектуальной, вторая, религиозная, надынтеллектуальной, т. е. не нуждающейся в логике и рациональном знании.
а) да, б) нет.
6. Назовите черту философского мировоззрения, представленную
в рассуждении российского мыслителя XX в. П. Б. Струве: «Как серьезные попытки ума человеческого уразуметь мир, философские направления рассматривают мир с разных точек зрения. ...Рассмотрение мира с этих разных точек зрения является не только возможным, но даже необходимым для его всестороннего и полного уразумения»:
а) сакральность; в) плюралистичность;
б)системность; г) концептуальность.
7. Определите, что является предметом изучения философии.
а) Бог;
б) физическая реальность;
в) материя;
г) наиболее общие сущностные характеристики мира, человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни человека.
8. Установите соответствие между представлениями о предмете философии и перечисленными философскими традициями.
1. Натурфилософия. 2.Неопозитивизм. 3. Марксизм. 4. Феноменология. |
а) Предмет философии логический анализ языка науки; б) предмет философии природа как таковая; в) предмет философии «жизненный мир» человека; г) предмет философии всеобщие объективные закономерности функционирования и развития природы, общества и познания. |
9. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику основных разделов философского знания.
10.Определите, в констатации каких отношений заключается суть основного вопроса философии:
а) теории к практике;
б) идеального к материальному;
в) сознания к материи;
г) содержания к форме;
д) причины к следствию;
е) духа к природе.
11. Выберите из приведенного перечня имена представителей философского идеализма:
а) К. Маркс; г) Г. Гегель;
б) Платон; д) Дж. Беркли;
в) Демокрит; е) Р. Декарт.
12. Укажите тип философского мировоззрения, представленный следующими суждениями: Мир есть не-Я, созданное нашим Я (И. Фихте); Мир есть Абсолютная идея (Г. Гегель); Мир есть воля (А. Шопенгауэр):
а) материализм; в) идеализм;
б) агностицизм; г) дуализм.
13. Выберите из приведенного перечня имена представителей философского материализма:
а) Д. Юм; г) Демокрит;
б) М. Хайдеггер; д) К. Маркс;
в) П. Гольбах; е) Лао-цзы.
14. Расположите в хронологической последовательности основные исторические формы материализма:
а) диалектический материализм;
б) наивный стихийный материализм;
в) метафизический материализм.
15. Соотнесите исторические формы материализма с именами философов-материалистов.
1. Стихийный наивный материализм. а) П. Гольбах;
б) К. Маркс;
в) Фалес;
2. Метафизический материализм. г) Ж. Ламетри;
д) Т. Гоббс;
е) Ф. Энгельс;
3. Диалектический материализм. ж) Демокрит;
з) Эпикур;
и) Г. Плеханов.
16. Определите философскую позицию, заключенную в словах древнегреческого философа Демокрита: «Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия... И атомы... носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля... Последние суть соединения некоторых атомов»:
а) дуализм;
б) материализм;
в) идеализм.
17. Укажите философскую позицию автора высказывания: «...Природа есть существо или совокупность существ и вещей, чьи появления, обнаружения и действия, в которых проявляется и существует их бытие, имеют свое основание не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических... силах и причинах»:
а) материализм;
б) идеализм;
в) дуализм.
18. Назовите имена представителей агностицизма:
а) Г. Гегель; г) И. Кант;
б) Д. Юм; д) Г. Лейбниц.
в) К. Маркс;
19. Определите философскую позицию автора высказывания: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов»:
а) агностицизм;
б) дуализм;
в) материализм.
20. Согласны ли вы с утверждением: «Философская позиция, отрицающая возможность достоверного познания сущности окружающей человека действительности, это позиция агностицизма».
а) да, б) нет
21. Согласны ли вы с утверждением: « рациональный метод философского познания и мышления исторически сформировался раньше, чем метафизический метод».
а) да, б) нет.
22. Выделите социокультурную предпосылку формирования метафизического метода в философии:
а) Великие географические открытия;
б) религиозная Реформация;
в) становление науки классического типа.
23. Расположите в хронологическом порядке ниженазванные формы диалектики в философском познании мира:
а) материалистическая диалектика;
б) стихийная диалектика;
в) идеалистическая диалектика.
24. Установите соответствие, характеризующее основные методы философского исследования.
1. Диалектический метод. 2. Метафизический метод. |
а) принцип развития; б) признание локального характера в) принцип всеобщей связи явлений; г) констатация устойчивости, неизменности предметов и явлений окружающего мира. |
25. Соотнесите имена философов с основными методами классической философии.
1. Диалектический метод. 2. Метафизический метод. |
а) Платон; б) Парменид; в) Дж. Беркли; г) Гераклит; д) Г. Гегель; е) Ж. Ламетри; ж) К. Маркс; з) Л. Фейербах. |
26. Соотнесите методы философского мышления с этапами развития философии.
1. Классическая философия. 2. Постклассическая философия. |
а) феноменологический метод; б) диалектический метод; в) герменевтический метод; г) структуралистский метод; д) метафизический метод. |
27.Расположите в хронологическом порядке основные исторические этапы взаимоотношения философии и частных наук:
а) философия и наука и противоположны, и едины;
б) философия и частные науки находятся в нераздельном единстве;
в) философия это «наука наук».
28. Соотнесите суждения о характере взаимосвязи философии и науки с перечисленными философскими традициями:
29.Согласны ли вы с утверждением: «сциентизм это мировоззренческая и методологическая позиция, в основе которой лежит представление о науке как наивысшей ценности культуры, достаточной для решения всех проблем человека и общества».
а) да, б) нет.
30.Согласны ли вы с утверждением: «антисциентизм это мировоззренческая и методологическая позиция, в основе которой лежит убеждение в принципиальной ограниченности науки в решении сложных человеческих и общественных проблем вплоть до отрицания ее культурной значимости».
а) да, б) нет.
31.Определите, о какой функции философии свидетельствует тот факт, что научное знание базируется на определенных философских представлениях, философских принципах и категориях:
а)мировоззренческой функции;
б)методологической функции.
Тема 2. Философия Древнего Востока и ее отличительные особенности
32. Назовите основные регионы, где зародилось философское мировоззрение:
а) Древний Восток; г) Древний Китай;
б) Древняя Греция; д) Древний Египет;
в) Америка; е) Древняя Индия.
33. Согласны ли вы с утверждением: «Путь формирования систематизированного философского знания в Древней Индии пролегал через оппозицию йоге».
а) да, б) нет.
34. Назовите имя представителя философии Древней Индии.
а) Лао-цзы; б) Платон; в) Конфуций; г) Сиддхартха Гаутама (Будда); д)Сократ;
35. Назовите основные философские школы древней китайской философии:
а) даосизм; г) кинизм;
б) скептицизм; д) конфуцианство;
в) джайнизм; е) буддизм.
36. Определите философскую традицию, к которой относится принцип
«у-вэй»:
а) буддизм;
б) конфуцианство;
в) даосизм.
37.Согласны ли вы с утверждением: «Мировоззренческий фундамент государственной идеологии средневекового Китая конфуцианство».
а) да, б) нет.
38. Установите соответствие основных категорий и философских систем, к которым они принадлежат:
1. Философия Древней Индии, а) Инь-ян;
б) цзы;
2. Философия Древнего Китая, в) нирвана;
г)сансара;
д)дао;
е)ци;
ж) карма.
39. Определите соответствие, позволяющее охарактеризовать специфику философии Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции.
1.Древняя Индия. 2. Древний Китай 3. Древняя Греция. . |
а) Внутреннее единство с религиозно-мифическим мировоззрением; б) ориентация на формирование практического политико-этического знания; в) развитие культуры теоретического мышления. |
40. Определите соответствие, позволяющее выявить отличительные особенности философии Древнего Востока и Древней Греции.
1. Философия Древнего Востока. 2. Философия Древней Греции. |
а) Культ разума и логики; б) установка на сохранение и упрочение традиций; в) ориентация на преобразование окружающего мира; г) высокий уровень рефлективности и рациональности; д) идея сохранения гармонии Космоса за счет внутреннего преобразования духовного мира человека. |
Тема 3. Основные черты и этапы развития античной философии
41. Выберите из приведенного перечня предпосылки, обусловившие особенности философии Древней Греции:
а) кастово-клановая иерархия общества;
б) торгово-ремесленные отношения;
в) демократия в общественной жизни;
г) господство земледельческой общины;
д) социальный динамизм.
42. Укажите черты, характерные для древнегреческой философии:
а) онтологизм;
б) агностицизм;
в) космологизм;
г) особый стиль мышления;
д) эмпиризм.
43. Согласны ли вы с утверждением: «Главную отличительную черту древнегреческой философии можно обозначить как космоцентризм »
а) да, б) нет
44. Назовите имена представителей философии Древней Греции.
а)Лао-цзы; б)Платон; в)Конфуций; г)Сиддхартха Гаутама (Будда); д)Сократ; е)Пифагор; ж)Зенон; з)Беркли; и)Парменид; к)Г. Гегель; л)Сенека.
45. Установите соответствие между именами древнегреческих философов и их учениями.
46. Назовите имена древнегреческих философов, разрабатывавших проблему первоначала и единой основы мироздания:
а) Платон; г) Гераклит; ж) Сократ;
б) Фалес; д) Анаксимен; з) Пифагор.
в) Протагор; е) Анаксимандр;
47. Соотнесите имена древнегреческих натурфилософов и выдвигаемые
ими варианты первоначал мироздания.
1. Гераклит. а) Атомы;
2. Фалес. б) воздух;
3. Пифагор. в) число;
48. Соотнесите имена философов и типы философского мировоззрения, основателями которых они были.
в) Зенон;
г) Платон.
49. Назовите мыслителя, которому принадлежит высказывание: «Все течет»:
а) Фалес; в) Гераклит;
б) Демокрит; г) Зенон.
50. Согласны ли вы с утверждением: «Первооснова всего существующего в пифагореизме это число».
а) да, б) нет.
51. Укажите, какое из философских учений наиболее полно разработано Парменидом:
а) учение о первооснове мироздания;
б) учение о форме;
в) учение о бытии.
52. Определите, кому из философов античности может принадлежать следующее высказывание: «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет»:
а)Гераклиту; б)Зенону; в)Демокриту.
53. Назовите имена древнегреческих философов, развивавших атомистическое учение:
а) Левкипп; г) Демокрит;
б) Зенон; д) Сократ;
в) Эпикур; е) Эмпедокл.
54. Согласны ли вы с утверждением: «Формирование классической науки и механической картины мира, происходившее в Новое время, в частности опиралось на античное учение об атомах».
а) да, б) нет.
55. Назовите имена древнегреческих философов, которых называли «учителями мудрости»:
а) последователей Платона;
б) скептиков;
в) софистов;
г) всех древнегреческих философов.
56.Назовите древнего философа, высказавшею мысль о том, что «человек мера всех вещей»:
а)Протагор; б)Лао-цзы; в) Эмпедокл; г) Сократ.
57. Установите, какое из следующих высказываний правильное:
а) школа философов-софистов содержательно предшествовала учению Сократа;
б) учение Сократа было идейным фундаментом философской школы софистов.
58. Выберите из приведенного перечня имя древнегреческого философа, у которого в западной традиции философствования впервые четко обозначился интерес к человеку:
а)Гераклит; б)Парменид; в) Сократ; г) Аристотель.
59.Назовите имя автора знаменитого высказывания «Человек, познай себя сам»:
а)Платон; б)Сократ; в) Будда; г) Конфуций.
60. Согласны ли вы с утверждением: «Древнегреческий философ Сократ, вступая в диалог с собеседником и желая, чтобы тот самостоятельно обнаружил степень своего незнания предмета обсуждения, использовал метод высмеивания».
а) да, б) нет.
61. Назовите, что составляет суть учения Платона о познании:
а) идея реинкарнации;
б) идея припоминания полученного знания;
в) идея божественного откровения.
62. Выделите представление о природе государства, характерное для Платона:
а) государство это результат общественного договора между людьми, гарантия их безопасности;
б) государство осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек подчиняет свои интересы государственным;
в) государство это «град земной», противостоящий «граду небесному».
63. Установите соответствие между типами человеческой души и их носителями (основными социальными слоями общества) в платоновском учении об идеальном государстве.
1. Правители-философы. 2. Воины. 3.Ремесленники и крестьяне |
а) Вожделеющая душа, отличающаяся сдержанностью; б) разумная душа, отличающаяся мудростью; в) аффективная душа, отличающаяся мужеством. |
64. Назовите имя философа автора философско-политической работы «Государство», в котором раскрывается представление об идеальном государстве:
а) К. Маркс; г) Платон;
б) Г. Гегель; д) Аристотель.
в) Конфуций;
65. Назовите имя древнегреческого философа, которому принадлежит а, следующее определение человека: «Человек есть общественное животное»:
а) Сократ; в) Демокрит;
б) Платон; г) Аристотель.
66. Определите, кто из древнегреческих философов осуществил синтез
и систематизацию всего комплекса античного научно-философского знания:
а)Аристотель; б) Парменид; в) Платон.
67. Укажите философские школы эпохи эллинизма:
а) рационализм; г) кинизм;
б) стоицизм; д) эпикуреизм;
в) агностицизм; е) пифагореизм.
68. Определите, что объединяет различные по ценностной ориентации философские школы эпохи эллинизма стоицизм, кинизм, эпикуреизм:
а) основатели философских школ родились в одном городе полисе Афинах;
б) эти философские учения объединяет общая этическая проблематика;
в) все эти школы образованы последователями Сократа.
Тема 4. Философия западного средневековья.
Философские поиски в культуре Возрождения
69. Определите хронологические рамки средневековой философии:
а) I-Х вв.; в) II-ХV вв.;
б) V-ХV вв.; г) Х-ХVIII вв.
70. Согласны ли вы с утверждением: «Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика ».
а) да, б) нет.
71. Установите соответствие между течениями средневековой философии и перечисленными типами философского мировоззрения.
в) агностицизм;
г) материализм.
72. Назовите имя философа, на идеи которого опирался Фома Аквинский, обосновывая принципы христианского богословия:
а) Платон; г) Демокрит;
б) Аристотель; д) Парменид.
в) Р. Декарт;
73. Соотнесите имена философов и время, в которое они жили.
в) XIII в.;
г) IV-V вв.;
д) III в.
74.Определите, что утверждает принцип гармонии веры и разума, выдвинутый Фомой Аквинским:
а) необходимость размежевания богословия и философии;
б) необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии;
в) примат философии над богословием.
75. Согласны ли вы с утверждением: «Основными традициями в развитии философии эпохи Возрождения являются гуманистическая, натурфилософская».
а) да, б) нет.
76. Укажите отличительные особенности философского мышления в эпоху Возрождения:
а) антропоцентризм; д) деизм;
б) пантеизм; е) антисхоластическая направленность;
в) панлогизм; ж) атеизм.
г) гуманизм;
77.Назовите определение человека, характерное для философии Возрождения:
а) это общественное животное;
б) это мыслящее существо;
в) это творец, художник;
г) это созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного до него;
д) это микрокосм.
78. Выберите и расположите в хронологической последовательности имена философов эпохи Возрождения.
а) Р. Декарт; б) Августин Блаженный; в) Николай Кузанский; г) Фома Аквинский;
д) Дж. Бруно.
79. Установите соответствие, позволяющее причислить названных философов к основным традициям философии Возрождения:
1. Гуманистическая традиция. а) Эразм Роттердамский;
г) Николай Кузанский;
д)Г. Галилей;
е)А. Данте;
ж)Н. Коперник;
з) Дж. Пико делла Мирандола;
и) Т. Мор.
80. Назовите представителей философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения.
а) Н. Гусовский; б) Ф. Скорина; в)Кирилл Туровский; г) С. Будный; д) Евфросинья Полоцкая.
Тема 5. Европейская философия Нового времени и социальные
идеи эпохи Просвещения
81. Назовите основные особенности философии XVII в.:
а) наукоцентризм; г) эмпиризм и рационализм;
б) антропоцентризм; д) диалектический стиль мышления;
в) механицизм; е) агностицизм.
82. Определите основополагающие темы исследования философии
XVII в.:
а) духовный мир человека;
б) отношение человека к Богу;
в) природное окружение человека;
г) социальная реальность;
д) познание человеком окружающего мира.
83. Назовите основное утверждение эмпиризма:
а) высший вид познания это интуиция;
б) все знание человека основывается на опыте;
в) мир в принципе непознаваем;
г) мистическое откровение источник знаний о мире;
д) разум играет решающую роль в познании человеком мира.
84. Установите соответствие между философскими традициями и методами исследования, к которым они тяготеют.
в) математические методы исследования;
г) вычислительный эксперимент;
д) интеллектуальная интуиция;
е) экспериментальное исследование природы;
ж) религиозное откровение;
з) дедуктивный метод в научном познании.
85.Назовите основное утверждение рационализма:
а) разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека;
б) главенствующую роль в науке играет эксперимент;
в) познание мира возможно благодаря божественному откровению;
г) в познании необходимо использовать диалектический метод;
д) мир в принципе непознаваем.
86.Установите соответствие, позволяющее причислить названных философов к эмпиризму или рационализму.
в)Г Лейбниц;
г)Б. Спиноза;
д)Дж. Локк;
е)Т. Гоббс.
87.Определите правильную трактовку механицизма XVII в. Это:
а) проявление диалектического стиля мышления;
б) способ объяснения изучаемых явлений, исходя из механических закономерностей;
в) проявление метафизического стиля мышления;
г) один из разделов классической науки.
88.Назовите имена философов XVII в., с которыми связано становление новых воззрений на роль личности, общества и государства:
а) Ф. Бэкон; в) Г. Лейбниц;
б) Т. Гоббс; г) Дж. Локк.
89. Согласны ли вы с утверждением: «Философия Просвещения это этап в развитии европейской философии, относящийся к XIX веку».
а) да, б) нет.
90.Назовите позицию философов эпохи Просвещения в трактовке социальных процессов:
а) материализм;
б) идеализм;
в) дуализм.
91.Определите время распространения и развития идей Просвещения в России:
а) в 1-й половине XVIII в.;
б) во 2-й половине XVII в.;
в) во 2-й половине XVIII в. и в начале XIX в.;
г) в XIX в.
Тема 6. Немецкая классическая философия и традиции
европейского рационализма
92. Определите хронологические рамки немецкой классической философии:
а) XVII в.;
б) 2-я половина XVIII в.;
в) XV в.;
г) середина XVIII в. середина XIX в.;
д) середина XVII в. середина XVIII в.;
е) ХIХ в.
93. Согласны ли вы с утверждением: «Основоположником немецкой классической философии является И. Кант ».
а) да, б) нет.
94.Определите философскую позицию Г. Гегеля:
а) субъективный идеализм;
б) метафизический материализм;
в) объективно-идеалистическая диалектика;
г) гносеологический оптимизм;
д) дуализм;
е) агностицизм.
95. Охарактеризуйте основное противоречие философии Г. Гегеля в оценке Ф. Энгельса. Это противоречие между:
а) материализмом и идеализмом;
б) рационализмом и эмпиризмом;
в) агностицизмом и гносеологическим оптимизмом;
г) системой и методом.
96.Соотнесите имена и философскую позицию названных мыслителей:
в) Л. Фейербах;
г) Ф. Шеллинг.
97.Назовите парадигму, которой отвечает стиль мышления немецкой
классической философии:
а) деятельностная; б) созерцательная.
98. Согласны ли вы с утверждением: «Создателем антропологического материализма является Ф. Ницше».
а) да, б) нет
99. Определите философскую позицию Л. Фейербаха:
а) субъективный идеализм;
б) критицизм по отношению к религии;
в) диалектический материализм;
г) объективный идеализм;
д) метафизический материализм;
е) сенсуализм.
100.Назовите, каким существом, по Л. Фейербаху является человек:
а) историческим и социальным;
б) природным;
в) биопсихосоциальным.
101.Укажите, к какому мировоззрению можно отнести взгляды Л. Фейербаха на социальную реальность:
а) материализм;
б) идеализм;
в) дуализм.
102.Назовите позиции, с которых европейский философский иррационализм XIX в. критиковал философскую классику:
а) позиции материализма;
б) позиции дуализма;
в) позиции антирационализма.
103.Кем и каким образом во 2-й половине XIX в. осуществлялось переосмысление наследия немецкой классической философии? Установите соответствие.
1. Рефлексия с позиций материализма, а) И. Кант;
б) Л. Фейербах;
в) Ф. Ницше;
2. Рефлексия с позиций иррационализма, г) К. Маркс;
д) А.Шопенгауэр;
е) Ф. Энгельс;
ж) С. Кьеркегор.
104.Назовите имя представителя философии жизни XIX в.
а) Г. Гегель; б) Ф. Ницше; в) Ф. Энгельс; г) С. Кьеркегор; д)А. Шопенгауэр.
105.Выберите из приведенного перечня имена представителей иррационалистической тенденции в философии XIX в.
а) Г. Гегель; б) Ф. Ницше; в) Ф. Энгельс; г) С. Кьеркегор; д) В. Дильтей; е) О. Конт;
ж) А. Шопенгауэр.
Тема 7. Становление марксизма как постклассической философии XIX в.
106. Согласны ли вы с утверждением: «Марксистская философия возникла во 2-й половине XIX в.».
а) да, б) нет.
107. Назовите имена философов, чьи труды в первую очередь явились теоретическими источниками марксистской философии:
а) Дж. Беркли; г) И. Кант;
б) Г. Гегель; д) Ф. Фихте;
в) Л. Фейербах; е) Г. Лейбниц.
108. Выделите черты, отличающие диалектику марксизма от гегелевской диалектики:
а) законченный характер;
б) сочетание с материализмом;
в) сочетание с идеализмом.
109. Назовите достижения науки XIX в., явившиеся естественнонаучными предпосылками формирования философии марксизма:
а) открытие клеточного строения живых организмов;
б) теория химического строения Бутлерова;
в) открытие закона сохранения и превращения энергии;
г) эволюционная теория Дарвина;
д) генетика.
110.Укажите основные достижения философии марксизма:
а) открытие материалистического понимания истории;
б) идея активности субъекта в познании;
в) преодоление созерцательности предшествующего материализма;
г) разработка диалектики как теории развития;
д) достижение единства материализма и диалектики;
е) формулировка категорического императива.
111. Согласны ли вы с утверждением: «Открытие материалистического понимания истории принадлежит К. Марксу».
а) да, б) нет.
112. Соотнесите имена философов и время их жизни.
д) XVIII в.;
е) ХVIII-ХIХ вв.
113.Из приведенного перечня выделите черту, характерную для философского творчества К. Маркса:
а) панлогизм; б) социоцентризм; в) пантеизм; г) деизм.
114.Расположите в хронологической последовательности:
а) немецкая классическая философия;
б) новоевропейская философия;
в) философия марксизма.
115.Назовите в хронологической последовательности исторические этапы эволюции философии марксизма:
а) неомарксистский;
б) ортодоксальный (классический);
в) постмарксистский;
г) ленинский.
Тема 8. Философия и национальное самосознание. Русская
философия. Философская мысль Беларуси
116.Определите время появления самобытной русской философии:
а) X в.; г) XX в.;
б) XII в.; д) XVII в.
в) XIX в.;
117.Назовите характерные черты русской философии:
а) панлогизм;
б) подверженность религиозному влиянию, особенно православию;
в) «некабинетный» стиль философствования; тесное переплетение с художественной литературой;
г) наукоцентризм;
д) европоцентризм;
е) антибуржуазная направленность;
ж) ярко выраженный интерес к морально-этическим проблемам;
з) рационализм.
118.Определите проблему, составлявшую предмет дискуссии между
славянофилами и западниками:
а) исторические судьбы России и русского народа в мире;
б) соотношение общественного бытия и общественного сознания;
в) природа общих понятий (универсалий);
г) необходимость размежевания богословия и философии.
119.Решите, можно ли согласиться с тем, что славянофилы позитивно относились к идее революционного преобразования российского общества:
а) нет; б) да; в) частично.
120.Соотнесите имена философов и направления русской общественной мысли:
1. Западники. а) Н. П. Огарев;
2. Славянофилы. б) А. С. Хомяков;
в) братья Аксаковы;
г) В. Г. Белинский;
д) А. И. Герцен.
121.Назовите имена представителей революционно-демократического направления русской философии, ратовавших за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа:
а) Н. Г. Чернышевский;
б) народники (Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров);
в) анархисты (П. А. Кропоткин);
г) марксисты (Г. В. Плеханов).
122.Выделите основные идеи философии В. С. Соловьева:
а) идея революционного обновления общества;
б) идея всеединства объединения и гармонии всех сторон бытия, идея многообразия, скрепленного Божественным единством;
в) идея непротивления злу насилием;
г) идея «богочеловечества» воплощения христианского идеала в истории, воплощения Божества и обожествления человека;
д) идея непосредственного перехода к социализму, опираясь на самобытность русского народа;
е) идея Софии всеобщей Божественной мудрости;
ж) идея христианского эсхатологизма.
123.Расположите в хронологической последовательности периоды развития самобытной русской философии:
а) почвенничество; б) славянофильство; в) евразийство.
124.Определите основные направления развития русской философии конца ХIХ-ХХ в.:
а) марксистская философия;
б) религиозная философия;
в) славянофильство;
г) русский космизм;
д) западничество;
е) философия русских революционных демократов;
ж) философия русского зарубежья.
125.Назовите статус, которым наделялся человек в русском космизме:
а) мыслящий субъект;
б) творческое и деятельное существо;
в) устроитель и организатор Вселенной;
г) созерцатель действительности.
126.Выберите из приведенного перечня имя мыслителя, с которым связано становление самобытной философской мысли в Беларуси:
а) Евфросинья Полоцкая;
б) Кирилл Туровский;
в) Ф. Скорина;
г) Л. Сапега.
127.Укажите хронологические рамки жизни и творчества Ф. Скорины:
а) XII в.; в) XVII в.;
б) 2-я половина XIV в.; г) 1-я половина XVI в.
128.Выделите отличительную особенность религиозно-философских взглядов С. Будного, жившего во 2-й половине XVI в.:
а) идеализм;
б) антитринитаризм;
в) агностицизм.
129.Определите философскую позицию белорусского философа XVII в. К. Лыщинского:
а) дуализм;
б) агностицизм;
в) материализм и атеизм.
130.Какая идея связана с именем канцлера Великого княжества Литовского Л. Сапеги?
а) Идея правового государства;
б) идея пантеизма;
в) идея рационализма.
Тема 9. Основные стратегии развития постклассической
западной философии
131.Укажите, какие две эпохи могут быть выделены в развитии европейской философии:
а) протофилософия; г) неклассика;
б) классика; д) постклассика.
в) неоклассика;
132.Выберите из приведенного перечня предпосылки кризиса классического философствования:
а) кризис рационалистического мировоззрения;
б) революция в естествознании;
в) фрагментация проблемного поля философии;
г) появление новых философских концепций.
133.Определите черты, отличающие постклассику от классической философии:
а) критика созерцательности предшествующей философии;
б) отрицание познаваемости мира;
в) критика объективизма предшествующей философии;
г) борьба материализма и идеализма;
д) лингвистический поворот в философии;
с) плюрализм философской мысли.
134.Назовите черту философского знания, характерную и для философской классики, и для постклассической философии:
а) логическая строгость выводов;
б) интерес к человеку;
в) рефлексивность;
г) противостояние материализма и идеализма.
135. Укажите основные стратегии постклассического философствования:
а) феноменологическая; г) социально-критическая;
б) аналитическая; д) эвристическая.
в) психологическая;
136.Из приведенного перечня выделите основные направления развития постклассической философии:
а) неотомизм; г) постпозитивизм;
б) неоплатонизм; д) постмарксизм;
в) экзистенциализм; е) патристика.
137.Назовите новые направления, возникающие в европейской философии на рубеже III тысячелетия:
а) философия науки;
б) философская герменевтика;
в) постструктурализм;
г) философия права.
138.Выберите из приведенного перечня имена философов классической эпохи.
а)Ж. П. Сартр; б)А. Камю; в)Г. Лейбниц; г)Парменид; д)К. Ясперс; е)Николай Кузанский;
ж)Л. Фейербах; з)К. Поппер; и)Т. Кун.
139.Выберите из приведенного перечня имена философов постклассической эпохи.
а)Аристотель; б)Э. Гуссерль; в)Дж. Локк; г)Р. Декарт; д)Л. Витгенштейн;
е)Ю. Хабермас; ж)И. Кант; з)Фома Аквинский.
140.Определите, для какого из течений современной западной философии своеобразная интерпретация жизненного мира стала центральной философской проблемой:
а) неотомизма; в) персонализма;
б) феноменологии; г) постпозитивизма.
141.Назовите имя основоположника феноменологии одного из самых влиятельных направлений современной философии:
а) В. Дильтей; в) М. Хайдеггер;
б) К. Ясперс; г) Э. Гуссерль.
142.Определите, что составляет содержание термина «иррационализм»:
а) отказ от познания мира;
б) отрицание возможности познания мира человеком;
в) отрицание познавательных возможностей разума;
г) сомнение в возможностях научного познания;
д) переориентация познания на различные нерационалистические способы постижения мира.
143.Среди приведенных феноменов человеческого бытия выделите тот, к которому в XX в. приковано внимание аналитической философии XX в.:
а) рисунок; б) язык; в) разум; г) чувства.
144.Выберите из приведенного перечня имя представителя аналитической философии.
а) К. Маркс; б) Л. Витгенштейн; в) Э. Гуссерль; г) О. Шпенглер;
Тема 10. Матафизика и онтология
145.Определите, что изучает онтология:
а) природу; б) материю; в) бытие; г) реальность.
146.Назовите имя философа, которому принадлежит первая попытка постановки проблемы бытия в европейской философии:
а) Фалес; г) Фома Аквинский;
б) Демокрит; д) Парменид;
в) И. Кант; е) К. Маркс.
147.Выделите категорию, которая может быть названа парной по отношению к категории «бытие»:
а) небытие; г) сознание;
б) дух; д) трансцендентное.
в) материя;
148.Назовите основные формы бытия:
а) бытие вещей; д) бытие космических объектов;
б) бытие процессов; е) бытие человека;
в) бытие природы; ж) бытие общества;
г) бытие сознания; з) бытие живых существ.
149.Укажите философскую категорию, которой соразмерно понятие «реальность»:
а) материя; б) дух; в) сознание; г) бытие; д) бессознательное.
150.Назовите философское направление, отвергающее существование
объективной реальности:
а) метафизический материализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) вульгарный материализм;
д) объективный идеализм.
151.Выберите из приведенного перечня философскую школу, отрицающую существование идеальной реальности:
а) метафизический материализм; г) вульгарный материализм;
б) субъективный идеализм; д) объективный идеализм.
в) диалектический материализм;
152.Укажите форму бытия, которая считается основополагающей в экзистенциальной философии:
а) бытие природы; в) бытие духовное;
б) бытие человека; г) бытие социальное.
153.Выделите основную идею в трактовке проблемы бытия философией постмодерна. Бытие понимается ею как:
а) становление;
б) устойчивая совокупность иерархических структур;
в) абсолютное и предельное основание мироздания;
г) Бог.
Тема 11. Универсум как объект философского
и естественнонаучного познания
154.Назовите философское учение, в рамках которого утверждается независимое существование двух субстанций материальной и духовной:
а) патристика; г) философия жизни;
б) схоластика; д) персонализм;
в) картезианство; е) неопозитивизм.
155.Определите, кому из философов принадлежит классическое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»:
а) В. И. Ленин; г) Т Кун;
б) К. Маркс; д) Э. Гуссерль;
в) Г. Гегель; е) Л. Фейербах.
156.Назовите важнейшее из свойств материи, зафиксированное в ее диалектико-материалистическом определении. Это свойство:
а) существовать в ощущениях человека;
б) быть трансцендентной миру;
в) быть объективной реальностью;
г) быть фиксируемой физическими методами.
157.Из приведенного перечня характеристик выберите атрибутивные свойства материи:
а) неисчерпаемость; г) непроницаемость;
б) наличие атомной структуры; д) структурность;
в) сохраняемость; е) самоорганизация.
158.Укажите философскую традицию, с которой сопряжено развитие математизированного естествознания, с научных позиций изучающего уровни структурной организации материи в живой и неживой природе:
а) рационализм; в) скептицизм;
б) иррационализм; г) агностицизм.
159.Из приведенного перечня выберите высказывание, соответствующее диалектико-материалистическому пониманию движения:
а) движение это перемещение тел в пространстве:
б) движение это любое изменение;
в) движение это поток сознания;
г) движение это любая совокупность ощущений человека.
160.Назовите философскую категорию, понимание которой зафиксировано в следующем высказывании: «...Все элементарные частицы в столкновениях достаточно большой энергии могут превратиться в другие частицы или могут быть просто созданы из кинетической энергии; и они могут превратиться в энергию, например, в излучение...»:
а) бытие; в) сознание;
б) небытие; г) материя.
161.Укажите, с чьим именем связана исторически первая в диалектико-материалистической философии классификация форм движения материи:
а) В. И. Ленин; в) Ф. Энгельс;
б) К. Маркс; г) А. Грамши.
162.Из приведенного перечня выделите принцип, лежащий в классификации форм движения материи (по Ф. Энгельсу):
а) генетический принцип;
б) принцип редукционизма;
в) принцип всеобщей связи явлений;
г) принцип коэволюции человека и природы.
163.Определите методологический подход к анализу биологических систем, на основе которого строится следующее высказывание Б. Рассела: «Все отличающее живую материю может быть сведено к химии и тем самым, в конце концов, к физике. Основные законы, управляющие живой материей, являются, по всей вероятности, теми же самыми, которые управляют и поведением атома водорода, а именно законами квантовой механики»:
а) физикализм; б) редукционизм; в) механицизм.
164.Назовите понятие, с которым в рамках классической философии часто отождествлялась категория «развитие»:
а) прогресс; в) регресс;
б) самоорганизация; г) связь состояний.
165.Из приведенного перечня выделите изменения, которые, составляют суть процесса развития:
а) обратимые; г) направленные;
б) качественные; д) закономерные;
в) случайные; е) количественные.
166.Выделите законы, относящиеся к диалектической концепции развития:
а) закон сохранения массы и энергии;
б) закон единства и борьбы противоположностей;
в) закон всемирного тяготения;
г) закон сохранения импульса;
д) закон перехода количественных изменений в качественные;
е) закон отрицания отрицания.
167.Назовите имя философа, впервые в истории европейской философии сформулировавшего законы диалектики как теории развития:
а) Аристотель; г) Г. Гегель;
б) Фома Ашнский; д) Ф. Энгельс;
в) И. Кант; е) В. С. Соловьев.
168.Назовите область современного научного знания, связанную с изучением явлений самоорганизации и претендующую на роль основания новой научной картины мира:
а) дианетика; в) диалектика;
б) теософия; г) синергетика.
Тема 12. Философия природы
169.Определите философскую категорию, соразмерную категории «природа», понимаемой в широком смысле слова:
а) бытие;
б) материя;
в) небытие.
170.Укажите, какая из приведенных составляющих философского знания исторически первой обратились к изучению природы:
а) натурфилософская;
б) антропологическая;
в) социологическая.
171.Определите, как понимается природа в философии Нового времени. Это:
а) бытие сущего; в) бытие становления;
б) субъективная реальность; г) небытие.
172.Из приведенного перечня выберите традицию, в рамках которой акцентируется внимание на сотворенной природе мира:
а) эволюционизм; в) креационизм;
б) структурализм; г) космизм.
173.Назовите тип цивилизации, для которого характерна идеология ненасилия в отношениях человека и природы:
а) западная цивилизация;
б) восточная цивилизация;
в) средиземноморская цивилизация;
г) микенская цивилизация.
174.Укажите тип объектов, особенности которого зафиксированы в содержании понятия «биосфера»:
а) неживое вещество; в) живое вещество;
б) неразумное существо; г) разумное существо.
175.Укажите, какую сферу характеризует термин «ноосфера»:
а) сферу труда; в) сферу духа;
б) сферу разума; г) сферу человеческого общения.
176.Назовите принцип, лежащий в основе учения о ноосфере:
а) принцип господства человека над природой;
б) принцип равновесия природных систем;
в) принцип коэволюции человека и природы.
177.Укажите принцип современного научного знания, приобретающий в современных условиях особое мировоззренческое значение для понимания связи человека с природой:
а) релятивистский принцип; .
б) антропный принцип;
в) принцип наблюдаемости;
г) принцип дополнительности.
Тема 13. Сознание как предмет философского
и научного исследования
178. Согласны ли вы с утверждением: «Сознание, возникающее в процессе исторического развития человеческого общества, это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности в мозгу человека».
а) да, б) нет.
179.Выберите суждение, характеризующее понимание человеческого сознания в рамках философии марксизма:
а) мысль продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного мира;
б) мысль это биотоки мозга;
в) мысль самостоятельное, независимое от мозга явление.
180.Назовите свойство сознания, о котором идет речь в следующем фрагменте из «Немецкой идеологии» К. Маркса и Ф. Энгельса: «Сознание... с самого начала есть общественный продукт и останется им, пока вообще существуют люди»:
а) идеальная природа;
б) субъективная форма;
в) объективное содержание;
г) общественно-исторический характер.
181. Согласны ли вы с утверждением: «По отношению к объективному миру сознание представляет собой высшую форму отражения действительности в мозгу человека».
а) да, б) нет
182. Определите, как постклассическая феноменологическая традиция трактует сознание. Это:
а) свойство высокоорганизованной материи;
б) нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности;
в) субстанция особого рода.
183. Согласны ли вы с утверждением: «Открытие сферы бессознательного в психике человека связано с именем К. Г. Юнга».
а) да, б) нет.
184. Установите соответствие между основными формами отражения и их важнейшими характеристиками:
1.Допсихические формы а) Идеальная природа;
отражения у простейших б) материальная природа;
и растений. в) сигнальный характер;
2. Психическое отражение г) непосредственное воздействие
у человека и животных. жизненно важного фактора.
185.В речевой деятельности человека обнаруживается единство языка и мышления. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать элементы этого единства.
1. Форма речевого процесса. а) Язык;
2. Содержание человеческой речи. б) мышление.
186.Укажите исторический период, в рамках которого произошел лингвистический поворот в философии:
а) XVIIXVIII вв.; г) VI в. до н. э.;
б) XIII в.; д) 1-я половина XX в.;
в) конец XIX в.; е) конец XX в.
187. Согласны ли вы с утверждением: «Концепция вторичности общественного сознания по отношению к общественному бытию принадлежит К. Марксу».
а) да, б) нет.
188. В какой сфере жизни общества К. Маркс обнаружил скрытые детерминанты общественного сознания?
а) Политической;
б) религиозной;
в) экономической.
189. Согласны ли вы с утверждением: «Представление о коллективном бессознательном было введено в философский обиход К. Юнгом».
а) да, б) нет.
Тема 14. Социальная философия
190. Установите соответствие, помогающее выяснить смысл, вкладываемый в понятие «общество»:
1. Общество (в широком смысле). 2. Общество (в узком смысле). |
а) Народ; б) обособившаяся от природы часть материального мира; в) государство; г) исторический этап развития общества. |
191. Из приведенного перечня выделите черты, присущие обществу как социальной системе:
а) сверхсложность; б) устойчивость в развитии; в) рефлексивность; |
г) иррациональноть; д) изменчивость; е) неустойчивость, слабая предсказуемость развития. |
192.Определите особенность общества как объекта познания, выраженную в высказывании итальянского философа XVIII в. Дж. Вико: «Человек и режиссер, и актер собственной драмы»:
а) принципиальная непознаваемость общества;
б) невозможность зафиксировать объективные закономерности в его развитии в силу их отсутствия;
в) тождественность объекта и субъекта социального познания.
193.Укажите, кто и когда в европейской философии поставил проблему специфики исторического (гуманитарного, социально-философского) познания:
а) В. Виндельбанд и Г. Риккерт в конце XIX начале XX в.;
б) И. Кант в конце XVIII в.;
в) Ф. Бэкон в XVII в.
194.Укажите способ постижения социальной, человеческой реальности, о котором говорит русский философ XX в. М. М. Бахтин: «Гуманитарные науки это науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении... При объяснении только одно сознание, при понимании два сознания, два субъекта»:
а) мистическое откровение;
б) интуитивное проникновение;
в) понимание.
195.Расположите в хронологической последовательности основные кульминационные точки социоприродной истории человечества:
а) промышленная революция;
б) неолитическая революция;
в) научно-техническая революция.
196. Согласны ли вы с утверждением: «Часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни общества, носит название: географическая среда».
а) да, б) нет.
197.Из приведенного перечня выберите закон общественного развития, который был введен Т. Мальтусом:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) народонаселения;
в) энтропии;
г) отрицания отрицания.
198.Выберите наиболее точную характеристику социальных отношений. Это:
а) отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения;
б) взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности;
в) связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них.
199.Назовите основные типы социальной деятельности людей:
а) духовная; г) материальная;
б) иррациональная; д) осознанная;
в) регулятивная; е) обслуживающая.
200.Назовите имена мыслителей, считавших разнообразие социальной деятельности людей основой целостности общества:
а) И. Кант; г) К. Маркс;
б) О. Конт; д) М. Вебер.
в) Л. Фейербах;
201.Установите соответствие между уровнями социальной структуры и основными элементами, относящимися к ним.
классы;
3. Микросоциальная структура. в) нация;
г) подростковые группы;
д) студенческие группы;
е) африканцы, европейцы, азиаты;
ж) средний класс;
з) социальные страты.
202.Расположите этносоциальные группы в порядке их появления в ходе исторического развития общества:
а) нации;
б) родоплеменные объединения;
в) народности.
203.Установите, правильно ли дано определение нации: «Нация это социальная общность людей, объединенных единым происхождением, культурой, языком, психологическим складом, образом жизни, территорией»:
а) да; б) нет.
204.Назовите имя мыслителя XIX в., выделившего социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества:
а) К. Маркс;
б) Л. Фейербах;
в) М. А. Бакунин.
205.Среди приведенного перечня обозначьте критерий выделения высшего, среднего, низшего классов в западной социологии XX в.:
а) отношение к собственности;
б) размер доходов;
в) социальный престиж.
206.Выберите правильное определение понятия «страта». Это:
а) форма научного познания;
б) элемент социальной структуры общества, выделяемый по ряду признаков;
в) один из элементов атмосферы.
207.Выделите высказывание, в наибольшей степени отвечающее реальному положению дел в современном обществе:
а) социальный статус человеком может только наследоваться;
б) социальный статус человеком может только приобретаться;
в) социальный статус человеком может и наследоваться, и приобретаться.
208.Определите, какое из высказываний правильное:
а) характер социальной группы (страты), в которую входит индивид, определяет его социальный статус;
б) индивиды, имеющие определенный социальный статус, объединяются в определенную группу (страту).
209.Определите, что такое социальная мобильность. Это:
а) переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса;
б) активные миграционные процессы в обществе;
в) возможность свободного передвижения по территории государства.
210.Определите характер социальной мобильности советского общества. Это было:
а) общество с развитой социальной мобильностью;
б) общество с малой социальной мобильностью.
211.Из приведеного перечня выделите основу жизни общества с точки зрения марксизма:
а) семейный быт;
б) общественное материальное производство;
в) сфера торговли;
г) природное окружение.
212.Расположите различные системы хозяйства в порядке их исторического формирования:
а) система натурального хозяйства; б) система рыночного хозяйства.
213.Укажите фундаментальные характеристики общества как системы. Общество это:
а) саморазвивающаяся система;
б) система индивидов;
в) самоорганизующаяся система;
г) закрытая система;
д) самодостаточная система.
214.Из приведенного перечня выберите основные факторы социальной динамики:
а) характер религиозных воззрений;
б) географическая среда;
в) характер экономического развития;
г) демографический фактор;
д) циклы космических событий;
е) национальная культура и менталитет людей.
215.Выделите источники социальной динамики. Это:
а) социальные конфликты;
б) согласие социальных групп;
в) борьба социальных противоположностей, возникающих прежде всего в экономической сфере.
216.Установите соответствие, помогающее определить позиции названных мыслителей в анализе проблемы направленности общественного развития.
217.Определите образ направленного развития общества, о котором идет речь в следующем высказывании: «Развитие общества „лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей»:
а) спираль;
б) синусоида;
в) замкнутый круг.
218.Укажите время появления в европейской философии понятия «социальный прогресс»:
а) IV-III вв. до н. э.; в) XVIII в.;
б) XII в.; г) XX в.
219.Соотнесите основные модели членения исторического процесса и имена их авторов:
1. Формационная. а) О. Шпенглер;
б) А. Тойнби;
2. Культурологическая. в) К. Маркс;
г) Н. Я. Данилевский;
3. Цивилизационная. д) П. А. Сорокин.
220.Определите социально-философскую оценку истории человечества, выраженную в следующем высказывании Н. Я. Данилевского: «Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков...»:
а) европоцентризм;
б) евразийство;
в) социоцентризм.
221.Назовите подход к оценке исторического развития, которому свойственны следующие содержательные характеристики: неприятие европоцентристской линейной схемы общественного прогресса; утверждение множественности и локальности культур и цивилизаций;
обращение к биологическим и антропологическим схемам объяснения истории:
а) культурологический; в) описательный;
б) формационный; г) цивилизационный.
222.Выделите основные содержательные характеристики формационного подхода к пониманию развития общества:
а) признание многообразия исторического процесса;
б) европоцентризм;
в) констатация закономерности и единства истории;
г) прогрессизм;
д) признание диалогизма истории;
е) утверждение экономической детерминированности истории.
223.Укажите концепцию истории, которая с позиций современной социальной философии является наиболее адекватной нынешним цивилизационным изменениям:
а) концепция общественно-экономических формаций;
б) концепция локальных культур;
в) концепция постиндустриализма.
224.Из приведенного перечня выделите идеи, характерные для учения евразийства:
а) идея единства восточнославянских народов, находящихся на «стыке» Европы и Азии, в геополитическом, историческом, культурном и духовном плане;
б) идея слияния всех наций в единое человечество;
в) идея разрушительности западного пути развития для Евразии;
г) идея влияния азиатской культуры на этнический менталитет восточных славян;
д) идея цивилизационной бесперспективности России.
Тема 15. Философия культуры
225.Назовите исторический период в развитии европейской философии, в рамках которого употребление термина «культура» приобрело устойчивый характер:
а) философия эпохи Возрождения;
б) античная философия;
в) философия эпохи Просвещения;
г) философия эпохи постмодерна.
226. Соотнесите подходы к определению культуры и основные содержательные трактовки этого феномена:
1. Деятельностный. а) Культура это социальный институт, транслирующий совокупность норм и правил человеческого поведения, деятельности;
2. Аксиологический. б) культура это совокупность знаковых программ поведения, деятельности, общения, в которых закреплен социальный опыт;
3. Семиотический. в) культура это способ сохранения,
воспроизводства, развития общества, особый способ жизнедеятельности человека;
4. Социологический. г) культура это совокупность материальных и духовных ценностей.
227. Соотнесите содержание понятий «культура» и «общество»:
а) эти понятия тождественны по содержанию;
б) между ними есть содержательная связь, но не тождество;
в) эти понятия не обладают общим содержанием.
228.Выделите понятия, с помощью которых можно охарактеризовать механизм развития культуры:
а) традиции; г) революция;
б) элитарная культура; д) новация;
в) преемственность; е) массовая культура.
229. Определите, что такое «футурология». Это:
а) учение об общественно-экономических формациях;
б) область научных знаний, в которой рассматриваются перспективы общественного развития;
в) раздел эстетики, изучающий направления в развитии искусства.
Тема 16. Теория познания и философия науки
230. Укажите, какая из перечисленных философских традиций познание понимает как процесс созерцания, к которому прибегает отдельный субъект в освоении абсолютных и неизменных законов окружающего мира:
а) философия марксизма;
б) герменевтика;
в) метафизический материализм;
г) прагматизм.
231.Выберите философскую традицию, для которой характерно понимание познания в качестве отражения действительности, обеспечивающего преобразующую деятельность социума (природопреобразующую и социально-историческую практики):
а) аналитическая философия;
б) философия марксизма;
в) герменевтика;
г) метафизический материализм.
232.Назовите философскую традицию, в рамках которой познание понимается как научный анализ знаковых структур, претендующий лишь на описание их логических и смысловых инвариантов:
а) аналитическая философия;
б) философия марксизма;
в) герменевтика;
г) прагматизм.
233.Укажите философскую традицию, трактующую познание как процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешнего мира, сколько самого себя:
а) аналитическая философия;
б) философия марксизма;
в) феноменология, герменевтика;
г) прагматизм.
234.Назовите философскую традицию, для которой характерно понимание познания как средства, обеспечивающего психологическую уверенность субъекта в своих силах и тем самым позволяющего ему наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность:
а) аналитическая философия;
б) философия марксизма;
в) феноменология, герменевтика;
г) прагматизм.
235. Определите философскую позицию, заключенную в следующем высказывании И. Канта: «Всякое наше созерцание есть только представление о явлении... Каковы предметы в себе и обособленно от... восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их»:
а) идеализм;
б) агностицизм;
в) дуализм.
236.Назовите имя представителя агностицизма в классической философии.
а) Ф. Бэкон; б) Г. Гегель; в) Д. Юм; г) Г. Лейбниц;
237.Определите гносеологическую позицию, заключенную в следующих словах немецкого философа XIX в. Ф. Энгельса: «Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они и не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой»:
а) гносеологический оптимизм;
б) скептицизм;
в) агностицизм.
238. Согласны ли вы с утверждением: «Понимание субъекта познания как созерцающего мир индивида характерно для идеализма».
а) да, б) нет.
239.Назовите философскую традицию, в которой берет начало идея активности субъекта в познании:
а) немецкая классическая философия;
б) философия марксизма;
в) метафизический материализм XVIIXVIII вв.
240.Определите, в какой из перечисленных философских традиций субъект познания понимается как социально организованный индивид, находящийся в системе связей, зависящей от уровня развития культуры и практики:
а) идеалистический эмпиризм;
б) марксистская философия;
в) метафизический материализм.
241. Согласны ли вы с утверждением: «Понимание субъекта познания как коллективного субъекта входит в классическую философию начиная с И. Канта».
а) да, б) нет.
242. Укажите парадигму в теории познания, в которой под объектом понимается фрагмент реальности, вовлеченный деятельностью человека в сферу его познания:
а) созерцательная;
б) деятельная.
243.Выделите особенность познания, подчеркиваемую в следующем тезисе немецкого философа XIX в. К. Маркса: «Главный недостаток всего предшествующего материализма, включая и фейербаховский, заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно»:
а) единство в познании чувственной и рациональной сторон;
б) практическая природа познания;
в) стремление к познанию истины.
244. Определите, какое из понятий, с точки зрения марксистской теории познания, шире по своему содержанию
а) «практика» б) «деятельность»?
245. Укажите основные формы практики в транскрипции марксистской философии:
а) научный эксперимент;
б) социальная практика, преобразующая подсистемы социума;
в) духовная деятельность;
г) материальное производство;
д) религиозно-проповедническая деятельность.
246.Укажите основные функции практики в процессе познания:
а) основа познания;
б) часть познания;
в) критерий истины;
г) цель познания;
д) начало познания;
е) предшественница познания.
247.Назовите отличительную особенность практики как критерия истины, о которой идет речь в следующем высказывании В. И. Ленина: «...Нельзя забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления»:
а) абсолютность;
б) непрерывный характер;
в) относительность.
248.Выделите основные формы чувственного познания: суждение, ощущение, восприятие, умозаключение, представление, понятие.
249.Выделите основные формы рационального познания: умозаключение, ощущение, понятие, восприятие, представление, суждение.
250. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать чувственные и рациональные формы познания:
в) конкретность;
г) наглядность;
д) абстрактность;
е) опосредованность.
251. Укажите направление в гносеологии, которое критикует в своем высказывании немецкий философ XIX в. Ф. Энгельс: «Сколько бы пренебрежения ни выказывать ко всякому теоретическому мышлению, все же без последнего невозможно связать между собой хотя бы два факта природы или уразуметь существующую между ними связь»:
а) эмпиризм;
б) рационализм;
в) агностицизм.
252. Определите гносеологическую позицию, заключенную в высказывании ученого и философа XVII в. Г. Лейбница: «...Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут ей быть сообщены... чувствами»:
а) эмпиризм;
б) рационализм;
в) сенсуализм.
253. Определите гносеологическую позицию, зафиксированную в высказывании французского философа-материалиста XVIII в. К. Гельвеция: «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума»:
а) эмпиризм;
б) рационализм;
в) сенсуализм.
254. Выберите из приведенного перечня имя представителя материалистического крыла рационализма.
а) Дж. Беркли; б) Р. Декарт; в) Г. Лейбниц; г) Д. Юм;
255. Укажите подход к анализу познания, демонстрируемый как эмпиризмом, так и рационализмом:
а) метафизический;
б) структуралистский;
в) диалектический;
г) феноменологический.
256. Согласны ли вы с утверждением: «Диалектико-материалистический подход к пониманию структуры познавательного процесса предполагает единство чувственного и рационального в познании».
а) да, б) нет.
257. Выделите положение, соответствующее корреспондентной концепции истины:
а) логическая схема, в которую укладываются данные опыта;
б) знание, которое соответствует действительности;
в) идея, руководство которой приводит к успеху.
258.Укажите положение, соответствующее когерентной концепции истины:
а) истина знание, которое является адекватным отражением объективного мира;
б) истина идея, руководство которой приводит к успеху;
в) истина логически непротиворечивое знание.
259.Укажите положение, которое соответствует прагматической концепции истины:
а) истина знание, которое является адекватным отражением объективного мира;
б) истина идея, руководство которой приводит к успеху;
в) истина логическая схема, в которую укладываются данные опыта;
г) истина знание, которое соответствует показаниям органов чувств.
260. Из приведенного перечня выберите имя сторонника когерентной концепции истины.
а) Аристотель; б) Ф. Энгельс; в) Л. Фейербах; г)Г. Лейбниц;
261. Из приведенного перечня выберите имена сторонников прагматической концепции истины.
а) Аристотель; б) Б. Спиноза; в) И. Кант; г) Платон; д) У. Джемс;
262.Выделите отличительные особенности понимания истины в рамках диалектическо-материалистической философской традиции:
а) истина есть результат отдельного акта познания;
б) истина есть процесс;
в) истина конкретна и объективна по содержанию;
г) истина абсолютна и вечна.
263.Установите соответствие, характеризующее понимание истины в классической и постклассической философии.
а) Истина феномен языкового ряда;
б) истина знание, соответствующее действительности;
в) истина форма психического состояния личности;
г) истина полезное знание;
д) истина знание, соответствующее законам логики.
Тема 17. Проблема человека в философии и науке
264.Укажите сферу философского знания, обращенную к изучению человека, фундаментальных основ его бытия:
а) гносеология; в) философская антропология;
б) онтология; г) социальная философия.
265.Установите соответствие между основными чертами философского понимания человека в разные эпохи и периодами истории, для которых они характерны.
266.Определите исторический этап в развитии философии, которому присущ следующий взгляд на человека: «Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий. ...Все наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом основа нравственности»:
а) античная философия;
б) философия Нового времени;
в) философия средневековья.
267.Назовите философскую традицию, для которой характерен следующий взгляд на человека: «Человек дело рук природы, он существует в природе, он подчинен ее законам... Он не может даже в мысли выйти из природы... Цивилизованный человек это такой человек, которому опыт и общественная жизнь дают возможность использовать природу для своего собственного счастья. Просвещенный, добродетельный человек это человек в стадии своей зрелости или своего совершенства»:
а) античная философия;
б) философия эпохи Просвещения;
в) немецкая классическая философия.
268.Назовите философскую традицию, для которой характерно следующее суждение о человеке: «Земной человек это определенная необходимая ступень в ряду организаций, имеющая определенную цель. Эта цель земного элемента на высшей ступени организации раствориться, перейти в высшую форму, возвратиться в свободу высшего элемента. Следовательно, это стремление предполагает человека. Он не отделен от мира, но живо вторгается в него... Между тем ясно, что способность реально воздействовать... присуща не столько отдельному человеку, сколько человечеству в целом»:
а) немецкая классическая философия;
б) философия Древнего Востока;
в) философия средневековья.
269.Укажите подход к пониманию человека в постклассической философии, который выражен в следующем высказывании: «...Существование человека относится к его сущности иначе, чем существование вещей мира к их сущности. Свобода человека предшествует его сущности, она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной, сущность бытия человека подвешена к его свободе... О человеке нельзя сказать, что он сначала есть, а затем он свободен; между бытием человека и его «свободобытием» нет разницы»:
а) экзистенциально-феноменологический;
б) натуралистический;
в) естественнонаучный.
270.Определите, какой из подходов к пониманию человека в постклассической философии представлен высказыванием: «Человек „выпал" из природы и все же еще находится в ней. Он отчасти, как бы отчасти животное... Необходимость искать новые решения противоречий его существования, все более высокие формы единения с природой, окружающими людьми и самим собой выступает источником всех психических сил, которые побуждают человека к деятельности, а также источником всех его страстей, аффектов и страхов»:
а) социологизаторский; в) экзистенциальный.
б) натурализаторский;
271.Назовите один из подходов к пониманию человека в постклассической философии, представленный высказыванием: «...В своей действительности сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений»:
а) экзистенциально-феноменологический;
б) натурализаторский;
в) социологизаторский.
272.Выделите основные подходы к проблеме происхождения человека:
а) естественно-эволюционный; г) аналитический;
б) феноменологический; д) уфологический.
в) креационистский;
273.Назовите имя ученого и мыслителя, предложившего концепцию, в которой были объединены эволюционный и религиозно-христианский подходы к проблеме происхождения человека:
а) Ф. Энгельс; в) Н. К. Рерих;
б) 3. Фрейд; г) П. Тейяр де Шарден.
274. Согласны ли вы с утверждением: «Процесс историко-генетического становления общества и человека называется гуманизмом».
а) да, б) нет.
275. Определите, сколько примерно длился процесс антропосоциогенеза:
а) 200 тыс. лет; в) 3,55,5 млн лет;
б) 1,5 млн лет; г) 4,5 млрд лет.
276. Из приведенного перечня выделите имя автора идеи антропогенеза:
а) И. И. Мечников; в) Г. Гегель;
б) Ч. Дарвин; г) И. Кант.
277.Расположите в хронологической последовательности основные этапы антропогенеза:
а) архантропы Homo habilis;
б) австралопитековые Homo erectus;
в) неоантропы Homo sapiens;
г) палеоантропы.
278.Соотнесите основные факторы антропосоциогенеза и соответствующие концепции, в которых они акцентированы:
1. Игровая концепция. 2. Трудовая концепция. 3. Психоаналитическая концепций 4. Символическая концепция. |
а) Трудовая деятельность; б) вытеснение в бессознательное инстинктивных сексуальных побуждений; в) символическая деятельность человека; г) игровая деятельность. |
279.Установите соответствие, позволяющее определить основателей ведущих концепций антропосоциогенеза:
280.Назовите имя автора исторически первой концепции антропосоциогенеза:
а) Г. Гегель; в) Ф. Энгельс.
б) К. Маркс;
281.Выделите социальный фактор, который, по мнению немецкого философа XIX в. Ф. Энгельса, сыграл решающую роль в антропосоциогенезе:
а) использование огня;
б) трудовая деятельность в коллективе;
в) освобождение верхних конечностей;
г) вмешательство внеземных цивилизаций.
282.Укажите природно-биологические предпосылки ангройпосоциогенеза:
а) возникновение речи;
б) прямохождение;
в) трудовая деятельность;
г) освобождение верхних конечностей и изменение кисти руки;
д) похолодание, обусловившее смену тропических лесов саван нами;
е) активный процесс мутагенеза, происшедший в результате повышения уровня радиации;
ж) возникновение социально обусловленных чувств и эмоций;
з) увеличение объема и усложнение организации головного мозга.
283.Назовите социальные предпосылки антропосоциогенеза:
а) активный мутационный процесс;
б) возникновение мышления, языка, речи;
в) смена экономики присваивающего типа производящей;
г) социальный способ общения между индивидами;
д) трудовая деятельность;
е) слияние родов в большие родоплеменные объединения;
ж) эволюция семейно-брачных отношений;
з) возникновение первичных морально-нравственных запретов.
284.Из приведенного перечня выберите высказывание, которое наиболее точно характеризует природу человека:
а) природа человека определена исключительно его принадлежностью к миру живого;
б) природа человека определена взаимодействием биологического и социального начал;
в) человек противостоит природе и является существом исключительно социальным;
г) природе человека присущ непреодолимый дуализм природного и социального начал.
285.Подтвердите или опровергните следующее утверждение: «В реальном человеке биологическое и социальное начала не могут быть выделены как самостоятельные. Биологическое и социальное это абстракции, с помощью которых исследуется человек как сложная целостная система».
а) Да;
б) нет.
286.Определите, какой из вариантов трактовки биосоциальной природы человека представлен следующими положениями: «Выбор социальных ролей индивидом генетически предопределен; социальные явления подчиняются биологическим законам; исследование человеческого поведения и деятельности невозможно без использования методов биологических наук»:
а) биологизаторский подход;
б) феноменологический подход;
в) социологизаторский подход.
287. Согласны ли вы с утверждением: «Концепции, которые абсолютизируют роль социального начала во взаимодействии природного (биологического) и социального в человеке, называются социологизаторскими».
а) да, б) нет.
288. Укажите исторические типы философии, для которых представления о единстве человека и мира базируются на принципе единства микро- и макрокосмоса:
а) философия Древнего Востока;
б) философия Нового времени;
в) античная философия;
г) философия Просвещения.
289.Определите место человека в мироздании, представленное в высказывании русского философа-космиста XIX в. Н. Ф. Федорова: «С одной стороны, человек, по коперникианскому учению, есть обитатель ничтожнейшей частички безмерной Вселенной, а с другой вся астрономия есть лишь мнение этого ничтожного обитателя этой частички; и чтобы это мнение стало истиною, стало действительностью, нужно человека сделать обладателем всей Вселенной, нужно, чтобы слепая сила была управляема разумом»:
а) это антропокосмическое существо;
б) это биосоциальное существо;
в) это одинокое, «заброшенное» в мир существо.
290. Согласны ли вы с утверждением: «Процесс совместного развития биосферы и человеческого общества называется коэволюцией ».
а) да, б) нет.
291. Соотнесите основные коэволюционные стратегии экосоциального развития и идеи, лежащие в их основе:
1. «Назад, к природе». а) Идея покорения человеком природы;
292.Выделите наиболее убедительную характеристику современной экологической ситуации:
а) угроза глобального кризиса имеет временный характер, она не влияет на творческую природу человека, его место в мироздании. Человек, опираясь на грандиозные достижения науки и техники, успешно решает эти проблемы;
б) угроза глобального цивилизационного кризиса имеет человеческое измерение. Это настоящий «антропологический кризис».
293. Определите одно из условий становления человека как личности, фигурирующее в высказывании немецкого философа XIX в. Г Гегеля о том, что истинная личность всегда не завершена в ее самосознании:
а)соответствие содержания человека социальным условиям его существования;
б) креативность (самотворение) человека;
в) изменение человека с возрастом.
294.Соотнесите различные типы цивилизационного развития и соответствующие им типы личности (по П. А. Сорокину):
295.Из приведенного перечня выделите имена философов XX в., сделавших индивидуальное бытие человека объектом философского интереса:
а) М. Хайдеггер; е) Н. А. Бердяев;
б) Б. Рассел; ж) 3. Фрейд;
в) Ж. П. Сартр; з) Э. Мунье;
г) К. Поппер; и) Л. Витгенштейн;
д) М. М. Бахтин; к) Э. Фромм.
296.Назовите имя философа, которой ввел в научный оборот понятие «жизненный мир»:
а) Ф. Ницше; в) К. Маркс;
б) Б. Спиноза; г) Э. Гуссерль.
297.Укажите характерные черты повседневного, обыденного мира человека:
а) конкретность; д) семантическая подвижность;
б) научная рациональность; е) онтологизм;
в) прагматичность; ж) обыденное сознание;
г) эмпиризм; з) интерсубъективность.
298. Из приведенного перечня выделите основные экзистенциальные проблемы:
а) смерть; д) истина; и) труд;
б) смех; е) жизнь; к)свобода;
в) гипотеза; ж) психика; л) счастье.
г) стыд; з) любовь;
299. Выделите направления в философии XX в., сделавшие экзистенциальные проблемы бытия человека объектом специального анализа:
а) постпозитивизм; б) психоаналитическая традиция;
в) неомарксизм; д) структурализм;
г) экзистенциализм; е) персонализм.
300. Назовите имя русского советского философа, разрабатывавшего проблему диалога:
а) В. И. Вернадский; в) А. Л. Чижевский;
б) Л. Н. Гумилев; г) М. М. Бахтин.
Составитель доцент кафедры политологии и социологии В.И.Гусев
PAGE 37