Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УР
ГОУ СПО «САРАПУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РЕФЕРАТ.
ТЕМА: «Нравственное воспитание и мировоззрение школьников».
Симакова Екатерина Владимировна
Специальность: 050303
Курс 5 Группа 503
Форма обучения: очная
Руководство: Оленева Ю.Б.
2009г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………….………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственное воспитание………………………………………………………………5
1.1.Особенности процесса нравственного воспитания………………………………5
1.2.Механизм нравственного воспитания…………………………………………………..9
1.3.Задачи нравственного воспитания……………………………………………………….13
1.4.Средства и методы нравственного воспитания……………………………………15
1.4.1.Средства нравственного воспитания…………………………………………..15
1.4.2.Методы нравственного воспитания…………………………………………….17
Глава 2. Мировоззрение школьников………………………………………………………..20
2.1.Понятие о мировоззрении…………………………………………………………………….20
Глава 3. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников…………..21
Заключение…………………………………………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………………………………………….30
ВВЕДЕНИЕ.
Экономический и социальный прогресс общества неразрывно связан с возрастанием роли морального фактора, поэтому утверждение принципов морали в современном обществе и превращение их в личностные убеждения и нормы поведении в обществе одна из важнейших задач современности.
Общеизвестно, что школа, вузы система образования страны, которая должна выпускать людей не только научно образованных, развитых интеллектуально, здоровых физически, но и нравственно воспитанных. Эта задача справедливо кажется даже более важной, чем первая, и значение нравственного воспитания в обществе, в мире не уменьшается, а растет. Специалисты в разных областях, широкая общественность, средства массовой информации все видят одну из важнейших проблем современности: в обществе происходит разрушение, эрозия нравственности, можно сказать, энергичное, решительное освобождение человечества от морали, наблюдается резкое и, вероятно, прогрессирующее снижение нравственных норм во всех сферах жизни. Так ли это? Почему это происходит? Какова природа морали и почему надо поступать нравственно? Ответы на эти вопросы составляют основу нравственного воспитания.
Дети 21 века знакомы с элементами высшей математики, просвещены музыкально, стремятся достичь успехов в науки, искусстве, спорте. Но при всем этом они остаются детьми, с неустойчивой психикой и еще не до конца развитой нравственностью, а значит, требуют постоянной заботы и внимания со стороны старших.
В столь сложных условиях 21 века наиболее рациональном способом обеспечения успешного результата подготовки детей к жизни становится концентрация педагогических усилий на главном, стержневом образовании личности ребенка, которое будучи доведено до необходимого уровня, становится фундаментом для развития всех остальных сторон. Таким образованием, по нашему мнению, является нравственность, основанная на глубокой идейной убежденности и научном мировоззрении. Какими бы глубокими знаниями о научной картине мира не обладал человек, как бы глубоко он не разбирался в закономерностях общественного развития, он сможет стать подлинным преобразователем, борцом за общее дело, жить полнокровной жизнью, если опирается на нормы и требования морали.
Так, например, рост народного благосостояния, насыщение материальных потребностей, развитие образования привели к тому, что дети сегодня менее зависят от экономических бытовых нужд. Они имеют больше вариантов, альтернатив при решении любых вопросов. У них расширилась свобода выбора. И в то же время материальное благополучие привело к появлению среди детей эталонов, следование которым не требует особо нравственных усилий, слишком доступно. В результате возникло опасение, что процесс формирования внутренних нравственных критериев замедлился.
Нравственность неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, к труду и результатам труда.
Глава 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Нравственное воспитание целенаправленный процесс приобщения человека к моральным ценностям человечества и конкретного общества [7; 35]. С течением времени индивид овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного выбора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Нравственное воспитания личности сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные влияния. Нравственное воспитание направленно на формирование и развитие личности ребенка.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как, долг, честь, достоинство.
С точки зрения педагогической теории процесс нравственного воспитания в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов. Под понятием «педагогические действия» подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе всей учебно воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении, взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей как непосредственное, так и опосредованное воздействие на личность школьника.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: воспитатели постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Суть нравственно воспитанной личности состоит в усвоении ею знаний, идей, опыте общественного поведения, совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдавать предпочтение объективным отношениям, в которые включается школьник в разных видах деятельности и общения. Пройдя через сознание учащегося, объективные отношения воплощаются в общественно практическую деятельность и поведение, становятся реальными связями личности.
Все педагогические воздействия на ребенка представляют собой динамическую совокупность постоянно действующих сил. В какой мере они будут благоприятными, во многом зависит от педагога. Установление зависимости между условиями нравственного воспитания и намечающимися тенденциями в поведении ученика требует более глубокого изучения его мотивов, внутренних побуждений к действию. При этом педагогическому коллективу следует учитывать, что отдельные влияния на учащегося могут сказаться не сразу, а спустя некоторое время.
Таким образом, повседневная жизнь, учебная и трудовая деятельность ученика, те формы общения, которые складываются с товарищами, взрослыми и внешним миром, составляют важнейшие условия для формирования его психики, нравственного облика. Именно через эти условия общество влияет на формирование личности ребенка.
Нравственное развитие личности ученика происходит в учебно-воспитательном процессе лишь на основе преобразования отношений, складывающихся в общешкольном и классных коллективах и которые обуславливаются общественными отношениями и требованиями, регулирующими отношения между личностью и коллективом. Поэтому, воспитывая ученика, педагоги школы прежде всего должны заботиться о том, чтобы в коллективе складывались зрелые отношения, способствующие выработке у него нравственно-волевых качеств.
В процессе учебно-воспитательной деятельности школы ученик овладевает определенной системой действий и поступков, выраженных в нормах и правилах поведения, в нравственных идеях, которые становятся руководящими в отношениях школьников друг к другу, к взрослым, к самим себе. Серьезные задачи стоят перед школой в деле организации нравственного опыта учащихся.
Целесообразные влияния и условия жизни составляют сложную взаимосвязь необходимых компонентов нравственного воспитания. Достаточность или недостаточность влияний тех или иных факторов и условий в нравственном воспитании учащихся зависит от того, насколько они способны продвигать их в развитии, вызывать определенное отношение к окружающей действительности. Воспитательные влияния на нравственное развитие личности ученика оказывают наибольшее воздействие в том случае, если у школьника имеется некоторое представление о его будущем; если уровень его нравственного развития совпадает с фактическими отношениями, в которые он включен; если у учащегося имеется опыт выбора норм нравственного поведения в различных ситуациях; наконец, если в школе и семье создаются условия для противодействия аморальному поведению.
В практике нравственного воспитания условия социальной жизни и целенаправленная работа школы должны выступать в ограниченном единстве, что обеспечивает наибольшую его эффективность. Действие данного единства формирует у учащихся адекватные реальным представления о действительности и выбор правильных форм поведения в различных жизненных ситуациях. Знание причинно-следственных связей в поведении учащихся необходимо для педагогов школы в целях предвидения вариантов поведения. Однако следует учитывать, что прогнозирование имеет вероятностный характер. Познание путей трансформации школьником внешних влияний, условий и факторов позволяет понять процесс нравственного становления и развития личности.
В построении теории нравственного воспитания необходимо учитывать, что суть воспитательной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно.
Нравственное качество
Поступки, поведение
Чувства, отношения
Навыки, привычки
Мотивы
Знания, представления
Данная схема разработана С.А. Козловой [7;110]. Механизм нравственного воспитания имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого качества личности.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
Для формирования нравственности важно, чтобы это воспитание было осознанным. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного воспитания и качества, о его необходимости и преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Нравственное становление личности ребенка зависит от многих внешних и внутренних факторов, образующих механизм, который базируется на том, что психика ребенка имеет социальную природу и ее развитие обеспечивает то обучение, которое забегает вперед.
Анализ различных концепций нравственного формирования личности школьника показывает, что механизм этого явления можно раскрыть лишь при структурном подходе к изучению развития и становления личности. Этот подход позволяет увидеть перестройку многих связей в структуре личности, которая есть результат воздействия воспитателя.
В процессе нравственного воспитания ученик сам не вырабатывает норм поведения, а усваивает их вместе с общественным опытом. Но для этого чтобы у школьника осуществлялась внутренняя нравственная деятельность, необходимо добиваться такого положения, при котором внешние действия через обобщения должны переходить во внутренние. Изменение статуса ученика в коллективе изменяет его внутреннюю деятельность. Однако коллектив не оказывает прямого автоматического влияния на нравственное развитие личности. Воспитательная сила ученического коллектива наиболее эффективно действует тогда, когда личность проявляет активность и играет определенную роль в этом коллективе.
Целостность процесса нравственного воспитания характеризуется сочетанием всех его сторон и звеньев, находящихся между собой в постоянном взаимодействии. Функции каждой из этих сторон и каждого из его звеньев зависят от той роли, которые они в нем выполняют. В процессе нравственного воспитания личность выступает не только объектом, но и субъектом, в связи, с чем ее активность имеет исключительно большое значение в достижении его целей. Нравственное воспитании и самовоспитание составляют единство, но в то же время эти части имеют свои специфические черты и особенности.
Структура нравственного сознания школьника относительно устойчива, хотя отдельные ее элементы изменчивы в силу постоянного их обогащения и уточнения нравственных ценностей. Нравственное сознание имеет два уровня: теоретический и обыденный. Если первый из них составляет система обобщенных взглядов, нравственных отношений, то второй уровень, являясь продуктом повседневной деятельности, отражает, лишь отдельные стороны отношений и явлений. Наиболее важными элементами нравственного сознания следует считать идеи, взгляды, принципы.
Индивидуальное нравственное сознание ученика, определяемое общественным бытием и отражением его собственного «Я», в развитии происходит три стадии: переход от случайных к целенаправленным действиям, отделение себя от своих действий, переход от сознания своих действий к осознанию своих личных качеств.
В нравственном сознании ведущее место занимают убеждения, основой которых является система понятий, под которой подразумевается логически оформленная мысль, отражающая общие и существенные признаки отношений. При этом учащиеся не открывают истин нравственности и не подбирают для них определенных символов. Их задача состоит в усвоении понятий в готовом виде.
Психологическая подготовка ученика к усвоению нравственного понятия базируется на полной информации о нем, используются прошлый опыт, знания и умения. Овладение понятиями осуществляется на различных уровнях. Вначале ученика слабо их анализируют, не умеют дифференцировать и обобщать. На следующем этапе они уже овладевают умениями абстрактно-логического определения понятия. Завершается этот процесс умением дать точный анализ его содержания, используя логические доказательства.
Вооружение учащихся системой понятий на каждом возрастном этапе определяется задачами нравственного воспитания, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Нравственные понятия успешнее всего формируются, если ученики опираются на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образы поведения идеала, которые ранее были восприняты в опыте жизни и деятельности.
Стойкость нравственных убеждений в большей степени зависит от умения школьника самостоятельно и критически анализировать поступки и действия людей с точки зрения моральных идей. Для обоснования доказательств учащиеся используют знания, а уверенность в их истинности стимулирует к более активному формированию нравственных убеждений. Источником для выработки доказательств могут быть также требования коллектива или отдельных личностей.
Для того чтобы процесс нравственного воспитания был эффективным необходима постановка задач, направленных на достижение конкретного результата.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.
Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные идеала человека. На сегодняшний день значимым является становления воспитания деловых качеств, предприимчивость.
Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.
В советский период задачи нравственного воспитания были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения, патриотизм, трудолюбие, коллективизм.
На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются. Так, сегодня становится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Средства воспитания предметы, приспособления необходимые для достижения целей воспитания.
Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, фильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно для них. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.
Средством нравственного воспитания является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство деятельность как таковая необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в этой группе средств относится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания нравственных чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирования определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств.
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Методы воспитания способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на решение задач воспитания.
Для классификации методов исследователи определяют, какое-то основание. Так, академик Б.Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделил три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра), методы доверительного взаимодействия (педагогические требования и убеждения), методы воздействия (разъяснение, обсуждение).
Классификация В. И. Логиновой выстроена на основании активации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить методы в три основные группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение), методы формирования нравственного сознания (внушение, беседа), методы стимулирования чувств и отношений (поощрения, наказания).
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях [7;35]:
Глава 2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Понятие о мировоззрение.
Мировоззрение система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющие социальную, философскую, нравственную, эстетическую ориентацию человека. Существуют три типа мировоззрения житейское, философское и религиозное. Все эти типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов.
Мировоззрение это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер действительности. Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действующую силу.
Глава 3. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И МИРОЗЗРЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.
Вопросы о сущности и происхождении морали, о нравственном сознании и поведении людей изучает этика. Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и о том, почему люди должны поступать нравственно.
Мораль одна из форм общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение людей во всех областях жизни. Мораль это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей. По отношению к обществу, его институтам и друг другу. В отличие от правовых, нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в сознании, в привычном поведении и, тем не менее, имеют силу требований, силу предписания. Мораль носит исторически изменчивый характер, нравственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности».
Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством Праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.
Межнаучный анализ категорий морали и воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и попечение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им и в личном поведении, что и создает индивидуальную нравственность. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его нравственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости.
В зависимости от мотивов нравственного поведения и от места контроля над ним выделяют уровни нравственного развития. Л. Кольберг (США) экспериментально проверял доморальный, конвенциональный и автономией уровни нравственности, которые различаются по мотивам и внешнему или внутреннему контролю морального поведения человека. Доморальный (уровень: ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания внешний контроль). На конвенциональном уровне соблюдение морали состоит в подчинении требованиям общества, чтобы coхранить себя, успешно жить в мире с другими это тоже внешний контроль, хотя и более сознательный. На третьем, автономном уровне морального развития человек добровольно следует моральным нормам, которые становятся его жизненными принципами, и он следует им, даже если это угрожает его жизни, это внутренний контроль нравственного поведения.
Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу человека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы, моральные поступки вызывают у человека различные моральные чувства оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворение, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или отрицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации.
Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества, во-вторых, положительная их оценка, принятие их и стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компоненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.
Социальным же аспектом содержания нравственного воспитания являются нормы и принципы морали, принятые в обществе. Какие же моральные ценности должны составлять содержание нравственного воспитания в системе образования, семье, обществе? С одной стороны, все просто: каждая семья, народ передает молодежи те ценности, которые усвоили от предшествующего поколения. С другой стороны, жизнь в мире и в России стремительно меняется меняется и мораль. Этические нормы отражаются в политических решениях, в культурной, социальной, образовательной! политике и практике и в определенном смысле регулируются социальными институтами.
В развитых странах мира принята этика прав человека, современный гуманизм, приоритет личности. Это имеет противоречивое значение. Да, человек - высшая ценность, и общество должно обеспечить его полноценное существование и развитие природных задатков. С другой стороны, этот приоритет трактуется как абсолютный и ведет к полному освобождению личности от всяких моральных обязательств, что и доказывается историей и современной жизнью: сексуальная революция, рок-культура, преступность, наркомания, терроризм, разгул насилия на бытовом и государственном уровнях, война цивилизаций. В Европе, начиная с эпохи Возрождения, происходит процесс секуляризации жизни человека и общества освобождение от влияния церкви и христианской морали на духовную, умственную, художественную, практическую жизнь человека. Это привело и к отделению школы от церкви, значит, к разделению религиозного и светского воспитания. В XX и наступившем XXI в. люди доказывали и доказывают, что могут пренебрегать традиционными, религиозными и новыми, гуманистическими, ценностями.
Тем не менее современный мир нуждается в моральных нормах и придерживается принципов гуманизма, гуманистической морали. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следующие [8;110]:
1) гуманность как сущностное, характеристическое качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелюбии, готовности понять, помочь, поддержать;
2) вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистических ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам;
3) воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным;
4) ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения;
5) уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение;
6) честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом;
7) сдержанность в половой жизни, готовность к самоограничению, умеренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.
Это не моральный кодекс гражданина России, но это основные нравственные нормы, которые могут быть основой воспитательной работы и школе, семье, обществе.
Кроме либерально-гуманистической морали, в современном обществе продолжает иметь влияние религиозная, в частности христианская, нравственность. Философы, социологи, педагоги, ориентирующиеся на религию в деле воспитания, связывают с церковью возможность в рамках традиционной морали удержать молодежь от сексуальной распущенности, преступности, насилия, наркотиков. По их мнению, светская гуманистическая мораль не может быть опорой в жизни, ее принципы относительны и условны, нравственный закон не абсолютен, если он не исходит от Бога. Христианские философы-моралисты и педагоги считают, что подлинная мораль, абсолютные нравственные законы даны человеку Богом, освящены кисшей могучей, сакральной силой. Это предполагает не просто нравственное воспитание, но духовную жизнь, опыт, т. е. познание Бога через Молитву, смирение, доброделание, и как результат спасение души. Духовная, божественная природа морали для религиозно ориентированных педагогов является несомненной, и в этом они видят основу нравственного Воспитания и преграду для нравственного падения и цинизма.
И России уже выходит журнал «Духовно-нравственное воспитание», составлена программа и учебники по основам православия для школ. Однако, во-первых, преподавание христианской морали в школе противоречит закону и встречает противодействие общественности; во-вторых, усвоение христианской нравственности невозможно без веры, церкви, духовного опыта и принятия всего христианского мировоззрения. В-третьих, несмотря на привлекательность этого пути, на двухтысячелетнюю историю христианства, на великую силу христианского идеала, человечество все же идет путем науки, на основе рационального объяснения мира, на основе другого, научного, мировоззрения. И вряд ли русская система воспитания должна быть православной, несмотря на возрождение русской церкви.
Какими средствами решения задач нравственного воспитания располагает система образования, средняя школа России? Это прежде всего процесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, истории, обществознания и др. Школы могут ввести специальные уроки морали, как это часто делается за рубежом. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным, нравственным вопросам, обсуждения актуальных проблем жизни подростков. Помня о том, что человек воспитывается в деятельности, надо организовывать общественно полезную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, на решение доступных детям социальных проблем внутри и вне школы.
Формирование нравственного сознания, конечно, процесс тонкий и глубоко связан с формированием мировоззрения школьника, с развитием его самосознания, с поисками своего места в мире и смысла своей жизни. Поэтому так важно, чтобы процесс обучения и воспитания в школе способствовал стремлению подростка решать вечные вопросы жизни, думать о самом главном: что есть жизнь, человек, бог, природа... тогда, скорее всего, и с нравственностью будет лучше. Научные ответы на подобные «вечные» вопросы принято считать мировоззрением.
Мировоззрение система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность иго деятельности. Психология рассматривает мировоззрение как часть направленности личности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения это принятые человеком представления о мире как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания. Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников, их опыт, приобретаемый в общении и жизни. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.
Закон РФ «Об образовании» говорит, что содержание образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения. Там же сказано, что содержание образования должно «... учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений». Можно видеть, что политики и педагоги неопределенно высказываются о том, какое именно мировоззрение должна формировать государственная школа. Педагогика экзистенциализма считает недопустимым вообще формирование мировоззрения школой, расценивая это как ущемление свободы личности, следует считать это иллюзией, поскольку любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи. В советский период развития России это были диалектико-материалистические теории о природе, обществе, человеке, познании. Современная российская школа ориентирована в целом. На формирование у школьников научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям. В конфессиональных школах России формируется, как правило, религиозное мировоззрение.
В современных условиях при формировании мировоззренческих и нравственных убеждений, установок учеников разумно, очевидно, принимать принцип толерантности, терпимости к взглядам учащихся, принцип самоопределения личности, т. е. обеспечивать свободный выбор и ответственность за свои решения и действия.
Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить и них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Воспитание всегда большой труд для педагога. А нравственное воспитание один из самых сложных видов этого труда, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил педагога, специальных знаний и мастерства.
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает о мире, а должен и хочет его познать. Он должен не только физически жить, но хорошо, комфортно себя чувствовать среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Это все знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств и составляет понятие нравственности. Следовательно, нравственное воспитание ребенка является важным компонентом для формирования его личности.
Процесс нравственного воспитания школьников складывается в нашем обществе не стихийно, а в результате сознательной и целенаправленной деятельности. Исходным методологическим положением, определяющим стиль и характер управления этим процессом, является учение об управлении обучением и воспитанием подрастающего поколения.
Нравственно воспитывая детей, мы создаем благоприятные условия для будущей жизни общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.