Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Региональные особенности выборов-99 |
Олег Зазнаев
Чем больше сложностей, тем лучше?
Особенностью избирательной кампании 1999 года в республике стало совмещение выборов в Государственную Думу Российской Федерации с выборами в Государственный Совет Республики Татарстан (РТ) и местные Советы народных депутатов. Несмотря на сомнительность такого совмещения с точки зрения законности и эффективности (см.: КПВО. 1999. N4 (29). С.220), власть в Татарстане пошла на этот шаг, проведя за один день выборы в представительные органы трех (а в Казани - четырех!) уровней.
Правящая элита прекрасно сознавала, что, в случае совмещения, внимание избирателя будет сконцентрировано на кандидатах и партиях федерального, а не местного уровня, и в этих условиях легче добиться нужных для нее результатов, легче отвлечь избирателя от республиканских проблем, проще запутать его и навязать свои кандидатуры. В ходе одновременного голосования по нескольким бюллетеням увеличивается вероятность случайного выбора, а возможность "подсказок" со стороны членов участковых избирательных комиссий и чиновников возрастает.
В ходе совмещенных выборов 19 декабря 1999 года на территории Татарстана проявилось, по крайней мере, два негативных момента.
Во-первых, избирателю было непросто разобраться в большом количестве бюллетеней и кандидатов. Так, в Казани каждый избиратель получил 7 бюллетеней: по выборам в Госдуму РФ - 2, в Госсовет РТ - 3 (по территориальному, Казанскому административно -территориальному, административно-территориальному округам), в Казанский горсовет - 1, в районный Совет - 1. В других городах и районах республики избиратели получили по 5 бюллетеней. Выбор осложнялся также недостатком информации о кандидатах: чем ниже уровень представительного органа, в который баллотировались кандидаты, тем меньше было о них информации.
Во-вторых, ссылаясь на то, что выборы совмещенные и избирательные комиссии физически не успевают обработать результаты, подсчет голосов затянули на несколько дней. Когда уже были известны итоги голосования по всей России, в Татарстане все еще продолжали "считать". Любопытно, что, по сообщениям прессы, данные из ряда сельских окружных комиссий поступили в Центризбирком РТ раньше, чем из казанских комиссий. Естественно, что все это породило у людей сомнение в достоверности результатов голосования: не для согласования ли результатов выборов с местными администрациями понадобилось избирательным комиссиям так много времени?..
Выборы в Государственную Думу РФ: без сюрпризов
Республиканские власти приложили немало усилий для поддержки движения "Отечество - Вся Россия". Один из лидеров ОВР в предвыборный период, Президент РТ М.Шаймиев, заявил, что движение наберет в республике 1 млн. голосов. Его прогноз (точнее сказать, заказ местным властям) оправдался. В выборах по общефедеральному округу в Татарстане победу одержало ОВР (40,6%), что в очередной раз подтвердило высокую управляемость электората республики. Значительно отстала от него КПРФ - 18%. "Единство" набрало 16,6%, СПС чуть дотянул до порога - 5,2%, а "Яблоко" и ЛДПР набрали менее 5% голосов. Четверо человек стали депутатами Госдумы по спискам избирательных объединений - один от КПРФ, трое от ОВР.
Что касается одномандатных территориальных округов, то здесь также обошлось "без сюрпризов": из пяти кандидатов, поддержанных властью, депутатами стали четверо. Как и на выборах 1994 года (тогда в марте в Татарстане состоялись выборы в первую Госдуму РФ) и 1995 года, главным фактором, обеспечившим победу кандидата, была поддержка власти.
В Альметьевском округе (N22) было зарегистрировано 5 кандидатов, трое из них "варяги" - жители Москвы, неизвестные избирателям округа (один из них выдвинут КПРФ), четвертый - редактор местной газеты. "Партия власти" сделала ставку на депутата Госсовета РТ Фандаса Сафиуллина (шедшего, естественно , от ОВР), который и победил в округе.
В Московском округе (N23) баллотировалось 8 кандидатов, семеро из которых выдвинули избирательные объединения - СПС, НДР, Русская социалистическая партия, КПРФ, ОВР, "Яблоко", Партия пенсионеров. Среди кандидатов - трое депутатов Госдумы РФ и один депутат Госсовета РТ. Победу одержал шедший от ОВР Олег Морозов. Это уже его третья победа в данном округе (в 1994, 1995 и 1999 годах).
В Набережно-Челнинском округе (N24) соперничали 7 кандидатов, четверо из которых представляли избирательные объединения - Российский общенародный союз, ЛДПР, КПРФ и "Духовное наследие". Здесь также победил поддержанный властью, но формально независимый кандидат - "водочный король" Салимхан Ахметханов, генеральный директор АО "Агрокомплекс Петровский". Ему отдало предпочтение большинство избирателей.
В Нижнекамском округе (N25) было зарегистрировано 8 кандидатов, среди них лишь трое "партийцев" - от КПРФ, Российского общенародного союза и избирательного блока "Русское дело". Один из кандидатов - депутат Госдумы РФ, выдвинутый избирателями. Первым финишировал ставленник власти - заместитель директора Департамента внешних связей Президента РТ Флюра Зиятдинова (ОВР).
В Приволжском округе (N26), единственном чисто городском , а значит, менее управляемом, зарегистрировали наибольшее число кандидатов - 9. Здесь власть попыталась противостоять депутату Государственной Думы РФ Сергею Шашурину (шел от Российского общенародного союза), выставив от ОВР директора одного из предприятий Рафаэля Мингазова, которого аналитики считали "непроходным". В округе баллотировались лидер коммунистов Татарстана депутат Госдумы РФ Александр Салий (прошел по спискам КПРФ), известный правозащитник Валентин Михайлов, а также представители "Яблока", НДР и СПС. Депутатом вновь стал С.Шашурин.
Выборы в Государственный Совет РТ: поражение партий
На 130 депутатских мест в Госсовете РТ на день голосования претендовало 488 кандидатов (на предыдущих выборах в 1995 году было зарегистрировано почти столько же - 468), то есть в среднем 3,8 человека на место. Всего же был 541 претендент, но не все были зарегистрированы в качестве кандидатов окружными избирательными комиссиями. 17 кандидатов сняты с регистрации по личным заявлениям, по решению Центризбиркома РТ или суда. Причинами снятия послужили недостоверность данных об имуществе, доходах и роде занятий, нарушение законодательства при сборе подписей избирателей и при выдвижении кандидатов. Среди пожелавших баллотироваться было 324 татарина и 156 русских. В числе претендентов были 40 женщин.
Активно использовалось право самовыдвижения, которое впервые зафиксировано в республиканском законодательстве лишь за пять месяцев до выборов: 140 человек сами изъявили желание стать депутатами, однако избраны были лишь трое.
Собраниями избирателей были выдвинуты: 186 кандидатов - по месту работы (прошли 85 человек), 63 кандидата - по месту жительства (29 стали депутатами).
Меньшую активность по сравнению с предыдущими выборами в Госсовет РТ проявили политические партии и движения Татарстана. Если в 1995 году от них было выдвинуто около трети всех зарегистрированных кандидатов, то в 1999 году - 99 кандидатов (чуть более 20%). Из 28 республиканских политических объединений, имеющих уставное право участвовать в выборах, воспользовались им 14. Наибольшее число (44 кандидата) было зарегистрировано от Компартии РТ. Компартия большевиков РТ (в республике существуют две коммунистические организации) выдвинула 3 кандидата. По 11 кандидатов выдвинули объединения "Равноправие и справедливость" и "Равноправие и законность", партии "Яблоко" и "Отечество - Вся Россия" представили по 5 кандидатов, ЛДПР - 4 кандидата, исполком Всемирного конгресса татар - 3. Остальные шесть партий и движений выдвинули по одному-двум кандидатам.
Результаты выборов кандидатов от партий выглядят удручающе: избраны лишь шесть человек, из них двое - представители Компартии РТ. Новый состав Госсовета РТ, как и прежний (в нем было три представителя КПРТ, один - партии "Иттифак", один - блока "Равноправие и законность"), оказался вновь беспартийным и "бесфракционным". Партии и движения Татарстана в очередной раз показали свою слабость и неспособность противостоять мощной административной машине правящей элиты, вновь лишившись парламентской трибуны и возможности институционального влияния на республиканскую политику.
Оценивая выборы 1999 года в Татарстане, многие оппозиционные кандидаты, партии и ряд средств массовой информации говорят о многочисленных нарушениях избирательного законодательства. Например, некоторым избирателям в Казани выдавали меньшее число бюллетеней (не 7, а 5 или меньше), затягивалось начало подсчета голосов на избирательном участке до 1 часа или даже до 3 часов ночи, в результате чего наблюдатели не досиживали до конца, так как вынуждены были утром идти на работу. Зафиксированы незаконные действия в отношении наблюдателей: их не допускали на избирательные участки либо не брали в поездку с переносной урной. По свидетельству наблюдателей, имели место случаи, когда участковые и окружные комиссии не выдавали копии протоколов по итогам голосования либо эти копии не заверялись. В Центризбиркоме РТ есть сведения о том, что председатели участковых комиссий получили указание направлять протоколы об итогах голосования сначала в районные администрации, а уже потом - в окружные комиссии.
Всего в Центризбирком РТ поступило около 300 жалоб и заявлений граждан (в 1995 году - более 400) из 20 районов и городов республики. Основные мотивы - отказ в регистрации и различные нарушения законодательства.
В период подготовки и проведения выборов в судебных инстанциях было рассмотрено 28 жалоб. Две из 24 жалоб на решение Центризбиркома РТ к середине января 2000 года признаны обоснованными и удовлетворены, пять удовлетворены частично, остальным отказано в удовлетворении.
В парламент по списку
Наиболее активной и самой влиятельной участницей выборов стала "партия власти". Как и на предшествующих выборах, был подготовлен список кандидатов, избрание которых было бы желательно. Этот список, выплывший на свет из президентского аппарата и опубликованный 1 декабря газетой "Вечерняя Казань", содержал ровно 130 фамилий - по числу мест в парламенте. Среди них фигурируют фамилии глав районных и городских администраций (53 человека), представителей исполнительной власти (8 государственных и профсоюзных чиновников, включая премьер-министра и главу президентского аппарата, 4 заместителя глав администраций). 41 человек в этом списке - директора (нефтяные "генералы", руководители агропромышленных предприятий и предприятий-монополистов и др.) и банкиры. Видимо, чтобы "разбавить" список власти, в него включили одного директора совхоза, двоих главврачей, одного директора школы, двоих главных редакторов, двоих вузовских работников . И ни одного рабочего или сельского труженика.
Примечательно, что из 130 человек только 31 не относится к титульному этносу, а среди кандидатов от "партии власти" в 63 административно-территориальных округах всего 10 человек нетатарской национальности.
Публикуя этот список, газета "Вечерняя Казань" 1 декабря 1999 года написала: "Знающие люди утверждают, что это те кандидаты, избрать которых в парламент власть считает делом чести, доблести и геройства. Проще говоря, кандидаты, которых надо провести любой ценой".
Победа пропрезидентских кандидатов была впечатляющей: из 130 ставленников "партии власти" победили 107, причем подавляющее большинство выиграло выборы в первом туре. Однако эта победа не была абсолютной. Без "ложки дегтя в бочке меда" все же не обошлось: 10 человек от "партии власти" проиграли выборы в первом туре, 6 человек - во втором туре. Среди проигравших значатся заместитель министра экономики РТ, четыре депутата Госсовета РТ (в том числе бывший премьер-министр РТ М.Сабиров), заместитель председателя Казанского горсовета, заместитель главы администрации, директор по собственности и председатель профкома КамАЗа, начальник филиала банка, гендиректор транспортного хозяйства.
Конечно, 16 проигравших - не так уж много, однако это свидетельствует о том, что, во-первых, административные ресурсы власти на выборах не безграничны и многое, оказывается, зависит от самих избирателей, а во-вторых - в общественном сознании происходят перемены в сторону понимания ценности и необходимости демократической процедуры голосования.
Выборы 1999 года продемонстрировали высокую активность избирателей. В первом туре 19 декабря явка по республике составила 74%. Было избрано 97 депутатов. В четырех округах большинство избирателей проголосо вало "против всех" - такого новейшая история Татарстана не помнит.
Второй тур состоялся 29 декабря при явке избирателей в среднем по республике 29,2%. Снижение активности во втором туре связано, прежде всего, с назначением даты голосования на предпраздничный рабочий день. В результате избрано 26 депутатов.
Итого в 130 округах в ходе двух туров избрано 123 депутата. Вакантными остались семь мест. В семи округах из-за низкой явки, голосования "против всех" или нарушений выборы не состоялись либо признаны недействительными.
Подавляющее большинство республиканских, районных и городских руководителей одержали победу с первого захода. Депутатами стали премьер-министр Р.Минниханов, руководитель аппарата Президента РТ Э.Губайдуллин, председатель Госсовета РТ Ф.Мухаметшин, председатель Национального банка "Татарстан" Е.Богачев. Избраны на новый срок все главы местных администраций, за исключением одного - главы администрации Чистопольского района А.Хайруллина (после выборов он назначен первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики), а также три заместителя глав администраций.
Значительно расширил свои ряды в Госсовете РТ директорский корпус. 25 депутатских мандатов достались генеральным директорам мощных промышленных гигантов - "Татнефть", КамАЗ, ЕлАЗ, "Нижнекамскшина", "Нижнекамс кнефтехим", "Татэнерго", "Татспиртпром", "Таттрансгаз" и др. В Госсовет РТ прошли шесть нефтяных "королей", а также несколько директоров крупных и средних предприятий республики.
В итоге Татарстан получил парламент, состоящий в основном из представителей номенклатуры. Этнический состав законодательного органа выглядит следующим образом: 94 депутата (76%) - татары, 28 депутатов (23%) - русские.
В Госсовет РТ избрано лишь пять женщин.
Имитация парламента
Сформированный в ходе выборов 1999 года парламент Татарстана, на мой взгляд, будет страдать теми же пороками, что и предыдущий Госсовет РТ (1995-1999 годов).
Во-первых, он не будет профессиональным и постоянно действующим органом. Депутаты - главы администраций и руководители предприятий вряд ли захотят расстаться со своими креслами и работать в Госсовете на постоянной основе. На это пойдут лишь немногие. В результате парламент будет состоять из меньшинства, занимающегося законотворчеством (так называемый "малый парламент"), и подавляющего большинства начальников, приезжающих (если найдется свободное время) лишь на сессии Госсовета.
Во-вторых, парламент Татарстана не будет эффективным законотворческим органом, ибо его качественный состав отрицательно скажется на принимаемых парламентом решениях.
В-третьих, Госсовет РТ не будет представительным органом, поскольку депутатский корпус состоит из представителей не народа, а государственно-административной, промышленной и сельскохозяйственной элит.
В-четвертых, парламент не будет независимым органом в системе разделения властей, способным сдерживать исполнительную власть, так как более 50 законодателей - глав районных и городских администраций, назначаемых Президентом, будут послушными проводниками воли первого лица. Роль парламента Татарстана сведется к тому, чтобы проштамповать готовое решение исполнительного аппарата. Госсовет РТ станет простым придатком исполнительной машины. Такой "имитационный парламент" неизбежно ведет к политическому застою и деградации, а в конечном итоге - к экономическому и социальному отставанию республики, росту общественного недовольства властью.
Олег Зазнаев - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Казанского государственного университета.