Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Раздел II. ОБЩЕСТВО (СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ)
Тема 1. Исторический путь человечества: парадигмы исследования *
1. Теория формаций и реальность истории. 2. Ци-вилизационный подход: целостность и многообразие мира.3. Культурологическая парадигма общественного развития.
1. На сегодняшний день сложились следующие парадигмы исследования исторического пути человечества: формационная, цивилизационная и культурологическая. В соответствии с формационным подходом исторический процесс объясняется как восхождение от одной формации к другой, формации размещаются по хронологическим периодам. Понятие «экономическая общественная формация» введено в научный оборот К. Марксом и составляет основу материалистического понимания истории.
С точки зрения марксизма, экономическая общественная формацияэто исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий, феодальный и капиталистический к коммунистической формации. Экономическая общественная формация имеет свои особые законы возникновения и развития, но вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Смена формаций происходит в результате социальных революций.
* Парадигма термин, введенный в науку американским философом Т. Куном (р. 1929) и означающий признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблемы и ее решения.
46
Таким образом, формационная парадигма предполагает оперирование такими обобщающими понятиями, как «способ производства», «класс», «общество» и т. п., т. е. понятиями высокой степени абстрагированности. В силу этого формационная парадигма представляет .далеко не весь спектр процессов становления и развития общества и человека в нем. Поэтому возникает необходимость дополнить данную модель анализом исторического развития как результата взаимодействия еще двух составляющихцивилизационной и культурно-исторической.
Цивилизационный и культурологический подходы де-.лают исследования более конкретными и дают возможность .преодолеть абстрактность в изучении общества и человека. Эти парадигмы, включая формационную, создают почву для сближения социально-экономического исследования с исследованием культуры, ценностей, норм, картины мира, религиозных установок, формирующихся в сознании людей, тем самым преодолевается традиционный разрыв между социальной историей и изучением ментального универсума эпохи.
2. Цивилизацииэто крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь или воздействовать на нее. Каждая цивилизация самобытна, «живет» своей жизнью, имеет свою «историческую судьбу», свои институты и ценности. Взаимодействуя, цивилизации не теряют собственной уникальности, заимствования могут лишь ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их.
Этнографические параметры цивилизации хорошо передаются термином «культурный ареал». ^Функции цивилизации: реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории; дифференциация культурной жизни в тех же рамках места и времени. Специфичность цивилизации придает духовный фактор. В отличие от формационного деления для цивилизационного подхода характерно указание на преемственность, передачу культуры через механизм традиций. Цивилизация не совпадает с формацией, так как реализует собственную преемственность во времени и с другими цивилизациямив пространстве. Цивилизация воплощает непре-47
рывность в истории. Число цивилизации невелико (например, по перечню Н. А. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби,не более 30, включая погибшие).
В современных концепциях цивилизаций, как правило, речь идет о западной и восточцой цивилизациях. Существуют самые различные критерии определения цивилизации: по технико-экономическим факторам, исходя из критериев «духа» и «стиля», «ментальности», «этноса», «массового (коллективного) сознания», «мировоззрения», «географического культурного ареала» и т. п. Обобщенно можно сказать, что цивилизация есть собственно социальная организация общественной жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных (базисных) общностей в целях воспроизводства общественного богатства.
Цивилизационная парадигма британского историка, философа А. Тойнби (18991975) изложена в 12-томном труде «Исследование истории» (19341961). Тойнби осуществляет исследование на основе систематизации огромного фактического материала в форме, по его словам, «культурно-исторической монадологии», т. е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается историческое существование человечества и которые он называет «цивилизациями». Это представление Тойнби сложилось под определенным влиянием немецкого философа истории и культуры О. Шпенглера (18801936). Различие в том, что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает за человеком способность к свободному самоопределению, а динамику цивилизации определяет «законом вызова и ответа», согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным «ответом» на вызов истории. Адекватный «ответ» заслуга «творческого меньшинства», которое властвует сначала в силу своего авторитета, а затем превращается в «господствующее меньшинство». Возникновение цивилизации, ее рост, «надлом», упадок и разложение связаны со способностью или неспособностью «творческого меньшинства» найти адекватный ответ на вызов истории.
3. Согласно Шпенглеру, именно культура является универсальной категорией в исследовании Общества. Рассмотрение культуры как универсальной категории предполагает следующие направления: 1) культура как основа интеграции или дифференциации; универсальность или локальность культур; 2) выявление роли куль-48
туры в поддержании социальной стабильности, преемственности, динамики развития (культура как система создания, хранения, распространения, потребления духовных ценностей).
Шпенглеровская циклическая модель исторического процесса модифицируется с признанием объединяющей роли «мировых проповеднических религий» (буддизм, христианство, ислам), которые и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. В работе «Закат Европы» (19181922) Шпенглер выдвинул концепцию культуры, которая рассматривается, во-первых, не как единая общечеловеческая культура, а как расколотая на восемь культур, каждая из которых вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена»способа «переживания жизни»: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, а также пробуждающаяся русско-сибирская культура; во-вторых, как подчиненная жесткому биологическому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат,
На основе этой биологической ритмики в пределах общего цикла эволюции в каждой из вышеназванных культур Шпенглер выделяет два главных этапа: восхождение культуры (собственно культура) и ее нисхождение (цивилизация). Первый из них характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни социальной и политической, религиозной и этнической, художественной и научной, второй «механическим» типом эволюции, представляющим собой «окостенение» органической жизни культуры и ее распад.
Концепции Тойнби и Шпенглера подводят к возможному многообразию решений дилеммы: «история мировой культуры» или «история локальных цивилизаций», а также к постановке современной компаративистской парадигмы исследования: Запад Восток Россия («евроцентризм» «востокоцентризм» - «синтез культур»). Следует отметить различия между цивилизацией и культурой, имеющие место в рассматриваемых концепциях: 1) цивилизация функциональна, технологична, институциональна, культураценностна, связана с постановкой целей; 2) цивилизацияусвоение образцов прогресса; культуралишь способ освоения этих достижений в национальных рамках; 3) тип культуры выража-49
•от общее отношение общества к миру, а цивилизация конкретную форму реализации этого типа в конкретных исторических обстоятельствах.
Несмотря на разнообразие точек зрения, современные исследователи сходятся в одном: цивилизационно-культурологический подход дает возможность проследить тенденции исторического процесса, выявить перспективы синтеза культур, а также определить роль и место человека в мировом культурно-цивилизационном процессе, избегая при этом крайностей ^«евроцентризм» или «востокоцентризм») в изучении человеческой истории и культуры).
Концепции Тойнби и Шпенглера дали толчок многим современным исследованиям общества в нетрадиционном стиле. В качестве примера выделим «мир системный подход». Его возникновение датируют 1974 г., когда вышла в свет книга американского автора И. Вал-лерстайна «Современный мир система», в которой мир представлен в качестве единого объекта исторического исследования, вне деления на локальные культуры и цивилизации. Валлерстайн предложил использовать понятие «историческая система» как базовое в противоположность понятию «общество». «Мир системный анализ» является весьма перспективным. На наш взгляд, он позволяет применить компаративистскую парадигму к анализу проблемы Запад Восток Россия.
Нас интересует в данном случае вопрос о том, какие влияния испытывает человек, включенный в «мир», «социум», «культуру», что детерминирует его деятельность, формы познания, мышления, сознания? Не секрет, что «западный» и «восточный» человек существенно отличаются по психологическому складу, типу личности, менталитету. С другой стороны, стремление людей жить в «общем доме» планеты Земля заставляет их искать объединяющие, интегрирующие начала.
Тема 2. Общество центральное понятие социальной теории
/. Концепции «естественного права».2. Социологические концепции. 3. Марксистская концепция общества и неомарксизм.
1. Человеческое общество представляет собой деятельную совокупность людей. Оно характеризуется
50
прежде всего определенным набором способов взаимодействия и объединения людей, выражает их всестороннюю зависимость друг от друга. Обществовесьма. сложный объект изучения. Трудности усугубляются многозначностью данного понятия. Часто понятие «общество» подменяется другими, близкими, но не тождественными терминами, например, понятием «государство».
Парадигма «различения (разведения)» понятий «общество» и «государство» (государство основной институт политической системы общества, осуществляющий управление им, охрану и обеспечение его экономической и социальной структуры) намечается древнегреческим философом Платоном (427347 до н. э.) в его работе «Государство», а также Аристотелем (384 322 до н. э.), учеником Платона в работе «Политика».
В их подходах к обществу есть некоторое различие. Первый ставил целью создать идеальную модель общества, где интересы личности целиком подчинены интересам государства; второй искал такую комбинацию качеств, заимствованных из реально существующих типов общества, которая могла быть оптимальной в тех или иных условиях.
Общее во взглядах Платона и Аристотеля выражено в самом определении общества как многообразия отношений между людьми, возникающих без участия государства. Государство может эти отношения узаконить (или оставить без правового оформления) уже после того, как они возникли. В этих концепциях право государства по отношению к человеку утверждалось как абсолютное, а о правах человека по отношению к государству речи не шло. Эту проблемупроблему прав человека в обществе впервые поставило христианство.
Оно заявило о равенстве всех людей перед Богом, В XIII в. крупнейшим христианским философом Фомой^ Аквинским (12251274) были заложены основы концепции «естественного права». В XVIXVII вв. она была развита в нерелигиозных формах. Основной тезис, с которого начинают свое рассуждение сторонники концепции «естественного права» Гуго Греции (15831645), Томас Гоббс (15881679), Джон Локк (16321704), Жан-Жак Руссо (17121778), следующий: жизнь, разум и целый ряд других качеств человек получил от Бога или от природы. Если так, то человек может вступить с обществом, государством и властью в определенные отношения. И если, например, власть не обеспечи-51
вает его права на жизнь, то он, в свою очередь,, имеет право такой власти не подчиняться. К «естественным правам» человека были отнесены право на жизнь, право на собственность и право на свободу распоряжаться ими. Гуго Гроций считает стремление к разумному общению отдельных индивидов источником права; а собственно правоэто сумма социальных норм, опосредствующих взаимодействие людей, оно естественно и «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом». Законэто средство, которое способствует осуществлению права.
Томас Гоббс в работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1615) отмечает, что в человеке есть нечто непреложное, через что нельзя перешагнуть,это право на жизнь. Но для того чтобы гарантировать это право, люди должны заключить «общественный договор», выйти из «естественного состояния войны всех против всех» и делегировать часть своих «естественных прав» определенному общественному лицусюзерену с тем, чтобы сохранить остальные. Таким образом, в результате договора государство возникает тогда, когда воля и сила многих соединяются воедино. Из соединения этих отдельных сил образуется одна могущественная-сила, в которой люди нуждаются для сохранения внутреннего мира, а также защиты от внешних врагов.
В отличие от Гоббса, Джон Локк акцентирует внимание на моменте согласия. Он считает, что в естественном состоянии нет «войны всех против всех», индивиды свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Но в предгосударственном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.
Принципы свободы и равенства, провозглашенные и частично осуществленные в Нидерландах, Англии, Франции в период ранних буржуазных революций, способствуют появлению политических учений об обществе и государстве. Центральное место среди них занимает эга-литаристская концепция Ж.-Ж. Руссо. Это страстная проповедь имущественного и социального равенства 52
людей. В основе его концепции общественного договора лежит «общая воля» людей. ;.
Центральной проблемой концепций .«естественного права» является проблема этического обоснования естественных прав человека, живущего в обществе,, государстве. Эти концепции способствовали оформлению..нового подхода в объяснении общества будущего как идеального, в котором на основе формирования и развития гражданского общества будут разрешены все социальные проблемы (И. Кант, Г. Гегель, социалисты-утописты) .
2. Наряду с концепциями «естественного права» развиваются различные социологические концепции. Видным представителем этого направления является О.Конт (17981857)французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе «позитивной религии человечества», введший в употребление понятие «социология». Он подвел теоретический итог социально-философских концепций общества от Д. Юма и А. Смита до Ж.-Ж. Руссо и А. Сен-Симона. В его социологии «синтезируются» понятия и методологические подходы различных наук об обществе и человеке: психологии, политэкономии, этики и философии истории. Обобщая подходы, разработанные к тому времени наукой, О. Конт подчеркивает необходимость рассмотрения обществах 1) сквозь призму идеи прогресса '(общество результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество); 2) через идею социального порядка (общество авто-.матически действующий «механизм», состоящий из эмпирических обобщений политико-юридической мысли, из взаимосвязанных «частей», «элементов», «атомов»). По Конту, наряду с «эгоистически-личностным» у человека имеется «социальный» инстинкт. Выразителем последнего выступает не отдельный человек, а семья, единица общества как «социального организма». В ней господствует непосредственное единение, на основе которого может быть образован социальный организм.
В целом в социологии Конта оказался реставрированным этический подход к обществу, его идеи о различении семейной и социальной связи, о разделении «общества» и «общины», о развитии общества по аналогии с биологическим организмом нашли свое .развитие в
53
трудах видных представителей немецкой и французской социологических школ (Ф. Теннис, Э. Дюркгейм и др.)-Эти идеи также оказали влияние на взгляды крупного английского ученого Г. Спенсера и предвосхитили методологию структурно-функционального анализа Т. Пар-сонса (19021979)американского социолога, создателя теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Парсонс предпринял попытку построить общую аналитическую логико-дедуктивную теоретическую систему, охватывающую реальность во всем ее многообразии.
В XIXначале XX в.: 1) происходит постепенное наполнение понятия «общество» новым содержанием, более активно отражающим природу социальности; 2) прослеживается стремление объединить «механически» структурное и «органически» эволюционное толкование общества; 3) происходит переход от чиста исторической констатации различия типов общества к выявлению идеально-типической противоположности тенденций, доминирующих в традиционном и современном обществах, что характерно для трудов М. Вебера (18641920) немецкого социолога, социального философа и историка, основоположника понимающей социологии и теории социального действия.
Социальная теория XX в. характеризуется множественностью концептуальных подходов при постановке проблемы «что такое общество». Разработаны концепции, рассматривающие общество в рамках дихотомии «традиционное (доиндустриальное) общество» и «индустриальное», а также различные концепции современного общества: индустриального (У. Ростоу, Р. Арон), постиндустриального (Д. Белл), технотронного (3. Бжезинский), информационного (А. Тоффлер), .массового (X. Ортега-и-Гассет, О. Рисмен, Р. Миллс, Э. Шилз), концепции открытого и закрытого общества (К. Поппер).
3. К. Маркс (18181883) при разработке концепции . общества исходил: 1) из признания деятельности, практики основной формой жизнедеятельности общества; 2) из различения материальной и идеальной сторон общественной жизни («общественного бытия» и «общественного сознания»). По Марксу, «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу», т. е. общественные отношения важнейший специфи-
")4
•ческий признак общества. Сообразно двум сторонам жизни общества выделяются материальные, в первую
••очеред производственные, экономические и идеологиче-
•ские отношения. К материальным относятся: отношения по поводу собственности, обмена, распределения, потребления, производственно-технические, организаци-
•онные, бытовые, семейные, классовые, национальные и другие отношения. К идеологическим можно отнести политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические отношения.
Марксистская концепция общества продолжает оставаться в поле зрения научных исследований, посвященных этой проблеме, и в частности неомарксистских. «Неомарксизм», или «западный марксизм»условный термин, обозначающий совокупность марксистских и марксистски ориентированных течений, характеризующихся критическим отношением как к капитализму, так и к «реальному социализму» 3080-х годов XX в. и его «марксистско-ленинской» версии.
Неомарксизм распадается на два основных, противостоящих направления: «диалектико-гуманистическое» и «сциентистское». В первом случае при рассмотрении общества в центр внимания ставится человек как субъект исторического действия. Представители этого направления пытаются реабилитировать «гуманистическую концепцию» молодого Маркса. Их основная проблематикачеловеческая субъективность, проблема .отчуждения, восстановления целостности человека. Ко второму направлению относятся течения, рассматривающие марксистскую концепцию общества как конкретную науку. В рамках этого направления выделяется прежде всего течение, возглавляемое Л. Альтюссером (р. 1918, французский философ-марксист). Концепция общества частично изложена в его работах «За Маркса», «Читать ..Капитал"» и др. Специфичным в трактовке общества у Альтюссера является опора на теорию «зрелого» Маркса периода «Капитала». Его концепция «теоретического антигуманизма» базируется на посылке, что конкретный индивидне исходный пункт анализа, а конечный результат, поэтому анализ человека не может быть использован в качестве объясняющего принципа при изучении социального целого. Ко второму направлению можно также отнести аналитический марксизм, возникший в конце 70-х годов нашего века в Великобритании и США и стремящийся развивать учение
55
об обществе на основе методов современной науки: функционального (Л. Д. Коэн); теории игр и модельной логики (Дж. Элстер, Дж. Ремер). В рамках этого течения исследуются мотивы человеческого поведения, строятся соответствующие модели, переосмысливаются и уточняются многие категории исторического материализма.
Анализ различных взглядов и подходов при рассмотрении феномена общества позволил нам увидеть многогранность и многозначность самого понятия, проследить трудный путь его формирования как социологической категории.
Тема 3. Общество (социум) как развивающаяся система
1. Общество: специфика существования и структура. 2. Функционирование и развитие общества. 3. Общественный прогресс.
1. Обществоэто сложная социальная система. Как и всякая система, общество может быть охарактеризовано: 1) с точки зрения способа существования общество как часть мира, образованная совместно действующими, сознательно преобразующими его людьми; 2) с точки зрения функциональных характеристик общество как организованная деятельность человеческих коллективов, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования. Общество образуется лишь таким коллективом, который способен действовать как единое целое, имеет общие потребности, осозйает их и стремится удовлетворить в организованной совместной деятельности. В этом плане человеческое общество представляет собой реальную социальную группу, в рам.ках которой осуществляются не просто многие, а все необходимые для существования людей функции, от производства вещей до воспитания подрастающего поколения, от политической регуляции до духовного творчества, т. е. общество образуется социальной группой, способной собственной деятельностью обеспечить все необходимые условия жизни; 3) с точки зрения его структурыобщество как совокупность элементов, подсистем, а также их связь между собой. Конечным неделимым элементом социальной системы вы-
~>6
ступает отдельный человекиндивид, а общим знаменателем, к которому можно свести все многообразие частей общества, процесс человеческой деятельности. Именно деятельность как способ существования общества определяет его структуру и очерчивает его границы,
Простейшими элементами организованной человеческой деятельности являются три класса структурных образований: 1) класс субъектов, с которыми связана сама способность действовать; 2) класс объектов, которые люди. используют для достижения своих целей, распадающихся на два вида: вещи и символы; 3) общественные связи и отношения, наличием которых определяется само существование системы, ее способность функционировать и развиваться как единое целое..
Наиболее значимы в социальной системе общественные отношения, которые устанавливаются между людьми в процессе их совместной материальной и духовной деятельности и проявляются в разделении общественного труда, собственности или власти. Они распадаются на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех общественных отношений важнейшими являются производственные, экономические, они определяют характер политических, правовых, нравственных, религиозных и других отношений. Все этоэлементы общественной организации (субъекты, объекты, отношения). Что же представляют собой ее подсистемы?
В общественной жизни, исходя из основных видов деятельности, можно выделить четыре основные сферы (подсистемы): 1) материально-производственную, производящую предметы практической жизнедеятельности; 2) социальную (вся деятельность, связанная с человеком становящимся); 3) регулятивную (деятельность, направленная на создание и регуляцию многообразных общественных связей и отношений); 4) духовную (деятельность по производству и воспроизводству необходимых форм человеческого сознания: знаний, умений, художественных образов, нравственных норм, религцоз-ных верований и др.). Такова структурная организация общества, включающая социальные элементы, общественные сферы (подсистемы), общественные отношения.
2. Проанализировав общество как социальную систему, мы очертили его структуру, вычленили ее срстав-57
ляющие. Но этого недостаточно, чтобы ответить на вопрос о функционировании общества как целостного развивающегося социального организма. Для этого необходимо рассмотреть, каким образом функционируют отдельные составляющие, как они взаимодействуют между собой, что вызывает такое взаимодействие и какова его последовательность, т. е. рассмотреть общество функционально; раскрывая совокупность важнейших взаимодействий на всех уровнях социальной системы, в результате которых общество оказывается способным функционировать, т. е. поддерживать и воспроизводить свою целостность в самых различных условиях существования. Обществоэто не только социальная система, не только целостный организм, но и развивающийся организм. Поэтому можно поставить еще один вопрос: как удается обществу сохранить преемственность в процессе изменения. Чтобы ответить на него, необходимо выявить универсальные законы функционирования и развития, которые проявляются в любом обществе, и главные факторы, лежащие в основе функционирования общества.
В зависимости от мировоззренческой позиции исследователей можно выделить и различные концептуальные подходы при рассмотрении этого комплекса вопросов: 1) сторонники материалистического понимания истории анализируют историю человечества как смену общественно-экономических формаций, считают материальное производство (производительные силы и производственно-экономические отношения) определяющим' фактором развития; 2) основополагающую роль духовной жизни общества подчеркивают сторонники рассмотрения исторического развития как постоянной циклической смены социокультурных систем; 3) нередки попытки синтезировать эти два взаимоисключающих подхода, тогда связь материального и духовного рассматривается. как взаимодействие, в котором отсутствует однозначная связь причины и следствия. '
3. Обществоэто развивающаяся система, поэтому-наряду со структурным и функциональным анализом необходимо рассматривать его в динамике. Представить общество как закономерный естественно-исторический. процесс, определив его сущность, направленность, выявив, каким образом соотносится внутреннее единств» этого процесса с его внешним конкретно-исторический многообразием. '>8
При рассмотрении этого вопроса также выявляются различные концептуальные подходы: 1) марксистская традиция общественного прогресса исходит из признания того, что восхождение человечества на более высокие исторические ступени поступательного развития осуществляется в процессе смены общественно-экономических формаций. Развитие определяется закономерностями материального производства, диалектическим взаимодействием производительных сил и производственных отношений. С этих позиций действие закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил прослеживается во всей человеческой истории, начиная с самых ранних ее ступеней. Высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса считается развитие производительных сил, включая развитие самого человека; 2) с других позиций пытаются осмыслить динамику общественного развития авторы теорий модернизации и других концепций общественно-экономического и политического развития в западной социологии, объясняющие процесс перехода от стабильного «традиционного» к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. Преодоление эволюционной «отсталости» традиционных обществ мыслится результатом такого изменения социальных институтов, которое поощряло бы развитие рациональности европейского типа, вознаграждало индивидуальные усилия, умственную энергию и изобретательность.
Выделяются два типа модернизации. Первый тип оригинальная спонтанная модернизацияхарактерен для стран, переживающих переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов (Западная Европа, США, Япония). Другой типвторичная, «обращенная» модернизацияхарактерен для стран, по тем или иным причинам отставшим в своем развитии и теперь, при широком использовании опыта передовых государств, пытающихся достичь того же уровня и качества жизни. Основным фактором вторичной модернизации являются социокультурные контакты с уже существующими центрами индустриальной культуры. В целом же характерная черта теории модернизацииконцентрация внимания на межформационных, длительных линиях истории в поисках решения проблемы преемственности развития стран как результата противоречивого взаимодействия
59
внутренних и общецивилизационных социокультурных факторов.
Например, в отличие от марксистской традиции, политическая система, согласно теории модернизации, зависит не от характера общественно-экономической формации, а от типа осовременивания, т. е. способа перехода от господствующих в обществе традиционных ценностей к современным рациональным структурам. Вся социальная эволюция зависит от эволюции рациональности. Задача теорий модернизацииобобщить конкретные модели развития. Это открыло бы универсально необходимые предпосылки экономического роста и способствовало бы обязательным изменениям, которые должны произойти в укладе общественных отношений и в культурных образцах социального поведения в этих странах. Тогда старое традиционное общество смогло бы преодолеть барьер, за которым его организация станет способной к самостоятельному развитию в быстро меняющемся мире.
Рассматривая общество как развивающуюся систему, следует специально подчеркнуть одно важное обстоятельство. При различных подходах к его исследованию мы имеем не «ставший» объект, а «становящийся», подвижный, изменяющийся. Кроме того, все его подструктуры, начиная с человека, и все его функциональные элементы также подвижны. Они коэволюционно развиваются, даже если в определенные периоды вступают в противоречие друг с другом.