Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

познание устанавливалось чаще всего путем сопоставлениязнания с мнением и верой

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.5.2024

Вопрос 18. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ 

Не основное ф-ии в конце

Теория познания, или гносеология, - это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Познание можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. В истории философии вплоть до XIX в. определение понятия «познание» устанавливалось чаще всего путем сопоставления

знания с мнением и верой. В XX в. «познание» тоже оказалось производным от «знания», причем крен в сторону истинного, научного знания усилился.

Наиболее приемлемым можно считать подход к познанию с позиции типов деятельности в пределах субъектно-объектных отношений.

Деятельность субъекта расчленяется, как известно, на три основных типа: практическую, ценностно-ориентационную и познавательную. Необходимо сопоставить последний тип с двумя предыдущими.

В отличие от практической познавательная деятельность есть духовная деятельность, которая сама не изменяет вещественно-субъектные, материальные системы, не преобразует природу и общество. В пределах же духовной деятельности в отличие от духовной ценностно-ориентационной деятельности познание дает информацию не о ценностях, а о сущностях; акт оценки, включенной в эту деятельность, есть осознание того, что те или другие явления могут удовлетворять наши потребности и интересы. В отличие от этой деятельности познание есть деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных об-

разов. Знание же - результат познания. Видов познания будет столько же, сколько и видов знания.

Виды познания: обыденное, религиозное, мифологиче-

ское, художественное, научное, эмпирическое, теоретическое и др.

Путь познания имеет свою собственную эволюцию от способа отражения через способ познания к научному методу. Эта эволюция принимает во внимание средства элементарного отражения, которые в основном одинаковы у человека и животного и различаются по степени развития. Осознание человеком способа познания добавляет к его структуре новые элементы: понятийный аппарат, систему общелогических приемов познания, категориальный каркас познания и его регулятор в виде системы принципов

и логики познания. Метод познания - это творческая лаборатория субъекта познания, ориентированная на способы самодвижения и саморазвития объекта познания.

Метод определяется природой объекта и уровнем его освоения. Выделяют общелогические приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование), методы чувственного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) и рационального (идеализацию, формализацию, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, методы мысленного

эксперимента, единства исторического и логического) познания. Также существуют формы научного и вненаучного познания.



Явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, называют объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, становится субъектом познания. Это может быть индивид, группа, общество в целом.

В истории философии сложилось несколько моделей гносеологического отношения субъекта и объекта. Одна из первых принадлежит древнегреческому мыс-

лителю Демокриту. У него субъект фигурирует не как объект познания, а как его образ. Образ – тончайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвавшись от тела, он обретает самостоятельность. Образы исходят от всех вещей, растений и живых существ

вследствие их энергичного движения и теплоты. Образ, достигая органов чувств, вызывает соответствующие ощущения. Представители философии объективного идеализма ссылались на «непосредственную данность» объекта в мысли субъекта. Чувственному миру, возникающему на время, исчезающему насовсем, древнегреческий философ Платон противопоставляет идеальный мир как действительный и реальный.

Г. Лейбниц отрицает субстанциональную пропасть между Богом и миром, утверждает принцип «предустановленной гармонии» как логической взаимосвязи всех вещей мира, непрерывности их развития и совместимости. Г. В. Ф. Гегель свое гносеологическое отношение к миру выстраивает на базе принципа тождества мышления и бытия, тождества логического и исторического. В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к его чистой духовной активности.

Объект же превращается в проявление, форму этой активности. Познание рассматривается как процесс конструирования объекта усилиями человеческого

ума, субъекта вне рамок его чувствительной деятельности. Далеко не продвинулись представители философии материализма, рассматривавшие связь субъекта и объекта как чисто физическое отношение. При этом познание видится как результат одностороннего

воздействия объекта на субъект. А в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний, определения их достаточности для решения

конкретной проблемной ситуации.

В отношении между знанием и объектом как источником знания есть свои проблемы Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда интенционально, т. е. направлено на свой объект. Вопрос о соотношении образа и предмета, знания и реальности является основным вопросом гносеологии. Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъективен по восприятию, но объективен по содержанию. В истории философии сложились три варианта связи образа и объекта: образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма); образ есть постижение разумом объективно существующих идей (объективный идеализм); образ есть субъективное освоение объективной действительности, существующей независимо от сознания субъекта (материализм). По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональные. По отношению к объекту делятся на информационные и проективные. Из этого следует, что познание - сложный процесс, включающий различные формы субъективного освоения объективной действительности.

2 Структура философского знания ф-ии в конце

Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:

. Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

. Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей.Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:

- Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.

- Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания.(диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)

- Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.

- Общая история познания, эволюция познания.

. Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.

В структуре философского знания выделяют так же:

. Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.

. Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.)

. Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры.

. Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-

мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..

. Философия истории.

. История философии.

Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:

. Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.

. Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).

. Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль,нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.



В целом философия претендует на выполнение следующих функций. 

1. Мировоззренческая функция: философия помогает сформировать целостную картину мира.

2. Методологическая функция: философия формулирует правила познания для всех частных наук.

3. Эвристическая (поисковая) функция: философия создаёт новые области теоретического исследования.

4. Функция социальной критики: философия осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

5. Футорологическая функция: философия отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.

6. Идеологическая функция: философия создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.




1. Лист Мебиуса
2. Реферат на тему- Життя і творчість Катрі Гриневичевої 1895 1947 Катря Гриневичева належить до того
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г N 70-Ф3
4. Х10 Только в сомнительных случаях используют объектив Х40
5. Пермский государственный национальный исследовательский университет Юридический факультет Кафед
6. тематикалы~ ба~ыт О~улы~- ~аза~ тілі 11 сынып
7. Абу Наср Фараби
8. Буденный, Семен Михайлович
9. Психологические особенности отношения к соблюдению нравственных норм у будущих педагогов
10. Особенности формирования отчетности при применении единого налога на вмененный доход (ЕНВД)
11.  Тип творца Трудовая активность для него синтез цели и средства жизнесуществования
12. 24592
13. 97 ’78 Коды Ф
14. ключ к стабильной работе акционерного общества
15. Том 1 Семейный роман ~ Маргарет Митчелл УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ Том 1 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава 1.
16. Реферат- Основные понятия и категории социально-национальной статистики
17. Вариант 5 Задача 5
18. Роль лікувальної фізичної культури та дієтотерапії
19. Средняя общеобразовательная школа 12 г
20.  Общие положения