У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

омоложению Эта особенность лежит в основе процессов ее изменчивости динамики и тесно связана с проблемой

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.2.2025

Глава VIII

Технология МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА

8.1. Молодежная культура как феномен сферы свободного времени

Культуре имманентно присуща способность к «омоложению». Эта особенность лежит в основе процессов ее изменчивости, динамики и тесно связана с проблемой преемственности поколений. От того, какие ценности предпочтет молодежь, во многом будет зависеть то, каким будет общество, какое будущее его ждет.

Интерес к предпочтениям молодежи смело можно отнести к вечным: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», – сетовал Сократ еще в 470 году до Рождества Христова.

Молодежная проблематика в современной науке актуализировалась в середине 50-х годов XX века. В 1956 году вышла монография израильского социолога С. Эйзенштдта «От поколения к поколению», которая содержала теоретические положения по проблеме гомогенных возрастных групп молодежи в сфере свободного времени.

Причину образования «peer group»1 С. Эйзенштдт видел в антагонизме между социальными ориентациями семьи и вторичных общественных структур, присущих современному индустриальному обществу. Вследствие этого семья утрачивает свою главенствующую роль первичной инстанции социализации. В большей мере ее берут на себя «peer group», которые рассматриваются как неформальные возрастные молодежные группы свободного времени. В дальнейшем интерес к проблемам культурного времяпрепровождения  молодежи, ее досугу возрастает.

Досуг – самая доступная сфера для молодежи, необходимая социальная площадка для своих конкретных дел, так как по своему статусу молодежь не принадлежит еще к миру взрослых, поэтому изучение молодежной культуры тесно связано с ценностями, поведением, активностью молодежи в сфере свободного времени. Ценностная система, которая складывается в молодежной культуре сегодня, через определенное время становится основой ориентации общества в целом, «омоложения» ядра его культуры. Таким образом, проблема свободного времени и досуга, как его специфической части, носит социальный характер.

Человек и время – понятия неразрывные. Люди всегда стремились к целесообразной и организованной во времени деятельности, пытаясь учитывать его и беречь. К этому принуждала и приучала сама жизнь, природа и вся окружающая действительность, подчиненная определенным социальным и биологическим ритмам.

Современные исследования проблем свободного времени связаны в первую очередь с его рациональным использованием и организацией, что органически связано с совершенствованием и ростом экономического и культурного потенциала общества. Задача рационализации свободного времени, способов рационального проведения досуга может быть поставлена и решена лишь при учете целого ряда обстоятельств, связанных со способом включения личности в жизнь общества, ее функционированием в социальной системе и личным осознанием времени.

Задача рационального использования времени носит конкретно-исторический характер. В древности и даже еще в средние века индивид, жизнь которого была неразрывно слита с жизнью первичного коллектива, не чувствовал себя обладателем времени. Ощущение времени, как принадлежащего отдельной личности и подлежащему сознательному регулированию, возникла, как предполагают ученые, на рубеже феодализма и капитализма. Этому способствовала система частного предпринимательства, расширившая экономическую свободу личности и повысившая ее ответственность за повседневное поведение. В этот период, в соответствии с требованием протестантской этики, труд выступал как жизненное призвание, а игры и развлечения считались не только не рациональными, но греховными. Рационализация времени связывается, прежде всего, с его продуктивностью.

Однако уже в христианстве возможность осмысления времени и индивидуального выбора обусловливается не только экономической целесообразностью, но и культурой. В идеологии просветителей свободный выбор между добром и злом стал рассматриваться как нравственный атрибут личности. Соответственно время человека характеризуется через нравственный выбор. В дальнейшем, по мере технизации и интенсификации деятельности, формирования целостного личного самосознания принципы рационального времяпользования были распространены на досуг. Потребность рационализации досуга вытекает не из стремления получить большую прибыль, увеличить производство, а из ценностных ориентаций. Сегодня эта потребность связана, прежде всего, с пониманием свободного времени как пространства индивидуального развития и социального формирования личности. Такой краткий экскурс позволяет в общем виде представить свободное время как конкретный исторический комплекс общественно-культурных явлений с многообразными социальными функциями, обусловленными как объективными, так и субъективными факторами.

Довольно часто в литературе понятие «свободное время»  используется как синоним «досуг». Категория «свободное время» представляет собой более широкое по своей структуре и содержанию понятие, по отношению к которому досуг относится,  как часть к целому. Если свободное время отождествляется с внерабочим временем в целом, то под досугом следует понимать лишь ту часть этого времени, которая остается за вычетом из него всех необходимых затрат на естественные биологические и физические потребности. Таким образом, досуг оказывается частью бюджета свободного времени личности в строгом  собственном смысле этого слова.

Свободным временем человек может располагать по собственному усмотрению, но его бюджет и содержательная характеристика обусловлены уровнем материального производства, характером производственных отношений, общим состоянием культуры данного общества, социально-демографической характеристикой индивида.

Социальная сущность и значение свободного времени, как определенной фазы в жизнедеятельности человека, характеризуется:

· формой социального бытия, имеющей конкретно-исторический характер, обусловленной уровнем материального производства, характером производственных отношений и общим состоянием культуры данного общества;

· сущностью данной формы бытия – свободное волеизъявление людей, свободная деятельность, обусловленная не естественной необходимостью добывания средств к существованию, а внутренними социальными потребностями совершенствования физических, нравственных и интеллектуальных сил человека;

· частью личного времени человека, объем, содержание и структура которого обусловлены социально-демографической характеристикой и уровнем индивидуальной культуры.

Английский социолог С.Б. Линдер указывает на поверхностность распространенного мнения, согласно которому с ходом научно-технического прогресса у людей появляется все больше свободного времени. Это мнение возникло потому, считает Линдер, что экономисты до сих пор рассматривали свободное время лишь как производственное.

Между тем, с возрастанием массы потребительских товаров и услуг увеличивается необходимое время для потребления. В связи с этим возникает общий дефицит времени, развертывается «борьба за время», которая порождает спешку, сокращает и рационализирует общение, обнажает целенаправленность и утилитарность даже неформальных приятельских отношений. Мы вынуждены читать ради выгоды, общаться ради контактов, иметь lanch для заключения контракта, играть в мяч для поддержания коллектива, проводить досуг для укрепления семьи.

С другой стороны, исследователи обращают внимание на избыток свободного времени. При этом многие из них отмечают, что наличие избытка свободного времени имеется у некоторых малокультурных групп населения. По мнению Б.А. Грушина, недостаток времени – самая главная причина низкого уровня культуры свободного времени. Согласно социологическим исследованиям люди с низким культурным уровнем проведения свободного времени жалуются на нехватку времени. Неспособность освоить свободное время приводит к росту явлений антикультуры. Таким образом, рационализация свободного времени – вечно актуальная проблема. Сегодня эта проблема связана, прежде всего, с нехваткой времени, которая в свою очередь обусловлена интенсификацией всех видов деятельности, а также нерациональной организацией элементов образа жизни, связанной с низким уровнем культурного развития самой личности.

Вопросы и задания

1. Какое определение Вы могли бы дать своему личному свободному времени, исходя из общей характеристики социальной сущности свободного времени? Продолжите: мое свободное время это …

2. Социальной сущностью свободного времени является «свободная деятельность» человека. Свобода – одна из неоспоримых человеческих ценностей, в которой человек реализует свое внутреннее богатство. Однако, самые радикальные умы, выступавшие в защиту этой «святыни», полагали, что свобода не абсолютна.

а) Чем, на Ваш взгляд, обусловлено волеизъявление человека в свободное время?

б) В чем Вы видите отличие свободы от своеволия?

3. Какие социальные и индивидуально-личностные факторы способствуют (или не способствуют) рациональной организации свободного времени.

4. Приведите пример идеальной рационализации свободного времени. В какой степени соответствует этот пример организации Вашего личного свободного времени.

Список рекомендуемой литературы

1. Воробьев С.В. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. Н. Новгород, 1991.

2. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967.

3. Гришенко Ж.М., Поликарпов В.А. Самоопределение молодежи в условиях перестройки: опыт социальной типологии / Социологические исследования, 1990. №7.

4. Григорьева Е.И. Современная технология социально-культурной деятельности. Учеб.-метод. пособие. Тамбов, 1998.

5. Дубин Б. Зеркало юности / Свободная мысль. 1993. №9.

6. Диалог о рок-музыке. М., 1990.

7. Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.

8.2. Сущность  и  основные  понятия  молодежной  культуры

Проблемы свободного времени следует рассматривать в тесной связи с конкретной фазой жизни, в которой формируется личность: детство, юность, зрелость и старость. В каждом из этих периодов так или иначе имеется фаза свободного времени, в связи с чем возникают специфические проблемы. Роль периода юности в сфере свободного времени является темой множества исследований и размышлений. Трудности с молодежью, существующие на протяжении веков, часто состоят в стремлении к значительному расширению сферы развлечений за счет сферы исполнения непреложных обязанностей, протестуя против дисциплины и принуждения.

Юность – это период учебы и подготовки к общественной жизни. В современном обществе социализация молодежи протекает  большей степени вне первичного института опеки – семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом процессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников (peer droup) и др.

В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется заметный контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, главным образом,  в группах сверстников. Свободное время молодежи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биологическими, психологическими, социальными характеристиками.

Характеристика молодежи достаточно изучена в отечественной и зарубежной литературе. Молодежь – эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группообразующим фактором». Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки   и связи с увеличение периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения.

Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Вопреки такому представлению, сама молодежь настойчиво стремится к обособлению. Чтобы утвердить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различным «неформальным» организованным методам сопротивления против такого «непризнания». Иногда она вторгается в область политики, но больше всего проявляет себя  в области культуры.

В окружении себе подобных молодежь накапливает знания  о культурной жизни и к этим знаниям вписывает свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто бывают не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой.

Возникновение обособленной молодежной культуры является  результатом индустриального развития общества и иных факторов. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозначил быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. Резкое снижение сопротивления внешней среды создало определенный «люфт», свободный от выполнения необходимых биологических действий от ежедневной борьбы за существование. Постепенно этот «люфт» начал заполняться случайными, избыточными образцами поведения, и прежде всего со стороны молодежи. За спиной молодых людей, обретших свободу от пожизненного труда, – мощный пласт многовековой культуры, который и служит основным материалом для построения молодежной культуры. Лем рассматривает молодежную культуру как имманентный феномен культурно-исторического процесса, с необходимостью возникающий в обществе, достигшем высокого материального благосостояния. Никогда общество не могло предложить молодежи столь массовые формы свободного времяпрепровождения, какие возникли в индустриальных странах «массового потребления». В отличие от прежних социально обусловленных форм досуга современные в большей степени затрагивают художественно-эстетические переживания и ориентированы на специфическое восприятие молодежи.

Стержневым элементом в отечественной молодежной культуре оказалось удовлетворение музыкально-развлекательных потребностей. В структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпочтительными  и они связаны с восприятием музыки. Шествие рок-музыки по российской земле оформилось в рок движение. Рок-музыка в нашем отечестве являла собой вызов окружающему миру, и молодежь использовала ее как средство противопоставить себя, свое мироощущение идеалам старших поколений. Причины же, вызвавшие молодежное культурное движение, еще до конца не выявлены.

Зарубежные исследователи, в частности Т. Парсонс отмечают следующие специфические проявления молодежной культуры:

– стремление выработать автономные формы поведения и независимые от взрослых формы мышления и выйти из-под контроля взрослых;

– резко критическое отношение к традиционным ценностям образа жизни;

– «открытость» по отношению к новым ценностям и ценностным ориентациям;

– двойственность (амбивалентность) психических переживаний, связанных с маргинальностью, и неоднозначность противоречивых соотношений чувств любви и ненависти [2].

Немецкий исследователь молодежной культуры Гугенбергер основные проявления молодежной культуры охарактеризовал как коллективный «нарциссизм», безучастное сосуществование с общественной культурой, антиурбанистический эффект утомленных групп.

К. Кенистон отмечает, что для взрослых обычно допущение: молодежь ведет себя сумасбродно, эксцентрично, неправильно потому, что таков возраст. Но сегодня такое поведение – основа молодежной культуры. Ценности молодежной культуры действительно отличаются от ценностей доминирующей в обществе культуры. Но ценностная специфика каждой из функционирующих молодежных культур признается лишь на время до приобретения общественного статуса.

Охарактеризованные проявления молодежной культуры позволяют отметить, что молодежная культура как феномен общественной культуры представляет собой сложное, противоречивое образование, обособившееся в системе культуры общества. При этом место молодежи в общественной жизни, ее отношение к ценностям культуры общества, традициям, зависит от происходящих на каждом данном историческом этапе социокультурных процессов. Это высказывание находит подтверждение у Айзенштадта, который писал, что  появление формализованных и возрастно-однородных групп в обществе тем выше, чем более закрытыми или недоступными для молодежи являются его ведущие социальные институты и чем менее эффективно семья, как институт социализации. Таким образом, дистанцированность от общественной жизни и вытеснение молодежи в культурно-досуговую область не всегда зависят от нее самой. Но в зависимости от того, какое место занимает молодежь в жизни общества, складывается и ее отношение к господствующим в обществе ценностям. Отношение к ним может быть как пассивным, некритическим, так и оценивающим, вплоть до отрицания. Рассмотрение сущностных проявлений молодежной культуры позволяет перейти к рассмотрению проблемы дефиниции данного понятия. В этом направлении предпринят целый ряд попыток. Рассмотрим некоторые из них. Одним из так называемых широких определений является следующее: «Молодежная культура – это часть общей культуры общества». Данное определение указывает на соотношение молодежной культуры и общества, как части к целому, без содержательной характеристики указанных явлений и взаимосвязей. Более определенную характеристику молодежной культуры содержит другое определение: «Современная молодежная культура – довольно сложное, социально духовное образование, включающее в себя научное мировоззрение, правовые, политические, нравственные, художественные познания, культурную общность мышления, чувств, быта, досуга» [10]. Тем не менее, это определение не позволяет увидеть разницу между молодежной культурой и культурой общества, которое также является «сложным социально духовным образованием». Наиболее полным и содержательным, на наш взгляд, определением является следующее: «Молодежная культура – это исторически сложившееся и обособившееся в культуре общества сложное противоречивое социально-культурное образование со специфическими ценностями, нормами, образцами поведения, носителями которых является молодежь как специфическая социально-демографическая группа».

Вопросы и задания

1. Какие факторы определяют культурные особенности свободного времени молодежи?

2. Какие из нижеперечисленных ценностей наиболее значимы для Вас, а какие на Ваш взгляд для Ваших родителей? Перечислите в порядке возрастания значимости этих ценностей.

Ценности

Наиболее значимые ценности

для Вас

для ваших родителей

Любовь

Дружба

Личная жизнь

Образование

Семья

Секс

Деньги

Творчество

Труд

Религия

Отдых

Развлечения

Патриотизм

Книги

Музыка

Как Вы можете объяснить сходство или различие в ценностном предпочтении молодежи и  людей старшего поколения?

3. Дать определение молодежной культуре, наиболее полно характеризующее ее сущность.

4. Назвать и объясните факторы возникновения и обособления молодежной культуры.

5. Охарактеризуйте основные специфические проявления молодежной культуры, отмеченные Т. Парсонсом.

Список рекомендуемой литературы

1. Актуальные проблемы современной молодежной культуры. Материалы Всероссийской научно-метод. конф. Горький, 1990.

2. Бэр В. Молодежный кризис и молодежный протест. Штутгарт, 1982 // Р.Ж. Общественные науки за рубежом. 1983. Сер.1. №4, С.61-63.

3. Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970.

4. Илле М. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи / Социологические исследования. 1990. №12.

5. Кенистон К. Чего добиваются студенты? / Америка. 1970. №159.

6. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. СПб., 1994.

7. Киселева Т.Г. Социокультурная деятельность. История, теоретические основы, технология. М.: МГИК, 1995.

8. Криминалоги о неформальных молодежных объединениях. М., 1990.

9. Лисовский В.Г. Советское студенчество: социологические очерки. М., 1990.

10. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития / Ред. Козлов А., Саралиева З.М., 1991.

11. Неформальная Россия. М., 1990.

12. Орлов Г.П. Свободное время и вечность. Свердловск, 1982.

13. О чем тоскуют британские подростки? / За рубежом, 1992. №24.

14. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб.: СПб. университет, 1996.

15. Соколов Э.В. Рациональное использование времени и культура досуга / Социология культуры. Методология и практика культурно-просвети-тельной деятельности. Сб. науч. трудов. Л., 1992.

8.3. Молодежная  субкультура

Во многих современных отечественных и зарубежных исследованиях подчеркивается субкультурный характер молодежной культуры.

Впервые термин «субкультура» был применен к явлениям, обнаруженным в исследованиях молодежной преступности в США. Этот факт обусловил тот негативный оттенок, который прочно связался с этим понятием в целом. Его используют при описании именно негативных культурных процессов. В Великобритании доминирует более поздняя традиция исследования молодежных субкультур, связанная с резкой мировоззренческой дифференциацией внутри альтернативного молодежного движения.

В 60-х годах субкультурный подход к молодежной культуре получает широкое распространение в зарубежных исследованиях. Вне зависимости от оценок субкультуры (позитивных, нейтральных, негативных) авторы субкультурных концепций исходят из признания многообразия, разнообразия, своеобразия культур.

В отечественной литературе понятие «молодежная субкультура» стало использоваться для характеристики явлений и процессов, происходящих в период «перестройки» российского общества на рубеже 80-90-х годов. Это был период объективно-критического анализа острых проблем в социальной науке и журналистике, вскрывшего пеструю гамму различных противоречий, в том числе, имевших место в молодежном неформальном движении. Неформальные объединения рассматриваются как субъекты, носители и творцы собственной культурной среды, нормативов поведения, общения, ценностей, имеющих глубокий символический смысл для членов группы, создавших собственную культуру.

Основные причины возникновения и функционирования субкультур объяснялись тем, что существующие в обществе ценности не в полной мере выражают потребности конкретных социальных групп. Для удовлетворения данных потребностей социальные группы начинают модифицировать доминантные для общества ценности или вырабатывать собственные. Так появляется определенное своеобразие в элементах культуры различных социальных групп, обусловленное спецификой условий и образа жизни.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, классы, которые и становятся субъектами и носителями собственной культурной среды. Не претендуя на построение дефиниции, в самом широком смысле молодежную субкультуру можно рассматривать как вид субкультуры, субъектом которой выступает молодежь, представляющая особую социально-демографическую группу.

Впервые в отечественной литературе определение субкультуры дает С.Н. Иконникова: «Субкультура – это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры, чтобы распознать ее. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами» [5]. В этом определении даны качественные характеристики, обозначенные составляющие субкультуру элементы, которые могут служить признаком отличия ее от общей культуры. Приведенное определение можно рассматривать как имеющее основополагающее, эвристическое значение.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкультура» складывается из смысла двух составляющих: «суб» и «культура». Слово культура с приставкой «суб-» обретает совершенно новое смысловое значение. При этом само это понятие чаще всего трактуется расширительно. В результате этого оно рискует обрести негативный смысл. Так, по Т. Парсонсу, молодежная субкультура выполняет дезинтегрирующую функцию по отношению к социальной системе. Молодежная субкультура рассматривается и как нечто содержащее инновационные потенции молодежной культуры, как источника дальнейшего прогрессивного развития общественной культуры. Это мнение подкрепляется суждениями М. Вебера, В. Дильтея о том, что молодежь играет роль генератора новаторства.

Составная часть слова «суб» в переводе с латинского означает:

1) расположение под чем-либо или около чего-либо;

2) подчиненность;

3) второстепенность.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкультура» указывает на характер взаимоотношения и взаимодействия культуры молодежной социально-демографической группы и общественной культуры.

На возникновение и развитие молодежных субкультур влияют изменения образа и уровня жизни общества, крупные социальные события. Возможны появления и активизация субкультур при улучшении условий жизни молодежной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.п.). Второй тип молодежных субкультур можно назвать субкультурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения молодежи.

Отличительными чертами молодежных субкультур являются «стили». Можно выделить три основных элемента стиля:

1) образ – элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия;

2) манера поведения – особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка);

3) слэнг – специфический словарь и его использование.

Одна из основных функций стиля – это установление границ группы отделение от других. Нередко в молодежной культуре существует оппозиция одной группы к другой.

Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает молодежи условное решение проблем, которые она испытывает. Она предлагает стиль, ценности, идеологию, которые могут быть использованы для формирования особой идентичности, выходящие за пределы, предписанные социальным происхождением и статусом. Субкультура помогает решать молодежи и внутренние экзистенциональные проблемы. С ее помощью молодежь, хотя и иллюзорно, решает свои психологические проблемы. Этим объясняется исключительная притягательность субкультур для некоторой части молодежи.

Рассмотрение характеристики и функции молодежной субкультуры позволяет дать ее определение. Молодежной субкультурой называется дистанцирующая от общей культуры совокупность ценностей, норм и самодеятельного поведения молодежи, поддерживающая коллективный стиль социально-культурной молодежной общности, проявляющаяся в специфических, альтернативных потребительских ориентациях в сфере досуга, в особенностях самовыражения.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните термин «субкультура». По отношению к каким явлениям это понятие впервые стало употребляться в зарубежной литературе?

2. Для характеристики каких явлений молодежного движения в России стало использоваться понятие «субкультура»?

3. Что означает «субкультурный подход» к молодежи?

4. Дайте определение понятию «субкультура».

5. Какие факторы влияют на возникновение и развитие субкультур?

6. Охарактеризуйте понятие «стиль», как отличительную черту молодежной субкультуры.

7. Являетесь ли Вы субъектом какой-либо субкультуры?

8. Какие проблемы помогают Вам решать принадлежность к субгруппе.

9. Можно ли использовать понятия «молодежная субкультура» и «молодежная культура» как идентичные?

Список рекомендуемой литературы

1. Андреева И.Н., Голубева Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы, система ценностей. / Социологические исследования. 1989: №4.

2. Ариарский М.А. Педагогика досуга. Л.: ЛГИК, 1989.

3. Борисова-Лукашанец Е.Г. О лексике современного молодежного жаргона / Литературная норма в лексике и фразеологии. М., 1983.

4. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений / Общественные науки и современность. 1996: №3.

5. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. Учеб. пособие. М.: МГИК, 1991. С.25.

6. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика. Учеб. пособие М.: МГУК, 1998.

7. Суртаев В.Я. Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. СПб.: А. К., 1997.

8. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи. Сущность, типология, управление. СПб.: СПб университет, 1991.

9. Чеснокова В.Ф. Проблемы молодежных субкультур, возникающие на базе занятий искусством в свободное время / Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. М.: НИИ культуры, 1990.

10. Щепаньская Т.Б. Символика молодежной культуры: опыт исследования системы. СПБ, 1993.

8.4. Неформальные объединения молодежи

в социальной жизни общества

Потребность самовыражения, самоутверждения и общения на основе единства взглядов, интересов сверстников привела к появлению в различных социально-возрастных группах неформальных объединений. В основе большинства неформальных группировок и объединений лежит стихийно-групповое общение. Несмотря на то, что эти группировки существуют независимо от официальных объединений и организаций, определенная часть этих группировок сотрудничает с ними.

Анализ объективных и субъективных факторов появления различных группировок молодежи свидетельствует о наличии в молодежной среде иногда диаметрально противоположных взглядов на окружающий мир, действительность, общество и нравственные ценности. Необходимо отметить, что основная часть молодежи, входящей в неформальные объединения, имеет позитивную направленность своих действий, что требует широкой поддержки этой деятельности со стороны официальных учреждений. В первую очередь это относится к объединениям социальных инициатив, экологического и историко-культурного движения.

Серьезные упущения в культурно-воспитательной работе по месту жительства, работы и учебы привели к распространению в обществе примитивного вкуса, пошлости, росту алкоголизма, наркомании, преступности. Если обратиться к данным социологического опроса 1999 года, проведенного среди подростков и молодежи  в возрасте от 14 до 25 лет в г. Тамбове Центром медицинской профилактики, ТМО «Психиатрия-наркология», при участии кафедры социально-культурной деятельности, то можно увидеть, что из 500 опрошенных 35,8% респондентов уже пробовали наркотические вещества: из них юноши – 25,3%, и девушки – 10,5%. И если у девушек первое употребление наркотиков происходило в возрасте 15-17 лет, то у юношей – в 11-14 лет. Были даже зафиксированы случаи употребления наркотических средств в 7-8-летнем возрасте.

Особенно большие недостатки видны в семейном воспитании, которое не могут заменить ни школьные, ни внешкольные учреждения. Данные исследований в различных регионах страны свидетельствуют, что неблагополучие в семьях, безответственность к родительским обязанностям, отсутствие у родителей времени на воспитание детей становятся основными причинами аморальных проявлений у молодежи. Семья слабо воспитывает трудолюбие, растит иждивенцев, потребителей, запросы молодежи растут год от года. Отсутствие контактов с родителями, снижение их авторитета в глазах молодежи приводит к бездуховности, эгоизму, жестокости.

Немалую роль играет и процесс отчуждения части молодежи от традиционных институтов социализации, которые наряду со школой и другими учебными и культурно-досуговыми учреждениями снизили свое влияние на молодежь. Отсюда и стремление молодежи к самореализации через группировки, кампании и объединения.

Данные социологического исследования, проведенного весной 2000 года в некоторых школах города Тамбова, свидетельствуют, что 35% опрошенных нами школьных педагогов однозначно квалифицировали любую досуговую деятельность подростков вне школы и семьи как отрицательно влияющую на их поведение и воспитание. Это при условии, что сами подростки в 96% случаев считали ее для себя необходимой, а 32% подростков пояснили, что именно неформальное общение в досуговой среде позволяет им легче переносить трудности, невзгоды, конфликты и другие негативные моменты, связанные с взаимоотношениями в семье, педагогами. Среди подростков с девиантным поведением об этом заявили почти 80% опрошенных респондентов.

Велика роль социально-психологических факторов вступления молодежи в неформальные группировки. Психологическая зависимость, подражание лидеру группы с твердым характером, волей и авторитетом в сочетании со стремлением уйти от опеки и контроля родителей, школы, являются основными причинами прихода молодежи, особенно подростков в антисоциальные группы.

Существуют различные подходы к типологии неформалов. Так, например В.Т. Лисовский подразделяет неформальные группы на:

– общественно-политические;

– социально-культурные, творческие (художественные, театральные, клубы по интересам);

– прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив);

– клубы социальной помощи;

– религиозные и полурелигиозные;

– правозащитные группы и объединения;

– спортивные;

– спортивные и музыкальные фанаты;

– асоциальные в сфере свободного времени (панки, металлисты, рокеры и т.п.);

– антисоциальные (национал-социалистические, хулиганствующие и др.);

– националистические;

– этические (или социально-психологической направленности, семейные, родительские клубы);

– историко-патриотические.

Среди группировок асоциальной направленности можно выделить следующие:

Случайная группа, в нее входят молодые люди, лишенные самоконтроля, склонные к дракам на улице и в общественных местах, жестоким избиениям взрослых, сделавших замечание, и способные к актам вандализма. Это моталки – противостоящие друг другу группировки, организованные по территориальному принципу. У каждой моталки есть свой условный знак, которым они помечают дома и улицы, «принадлежащие» группе. Уличные – группировки с предельно низким общим уровнем развития, которые общаются на почве пьянства, токсикомании и сексуальной развращенности.

Группа переродившегося интереса, к ним относятся спортивные и музыкальные «фанаты», слепо поклоняющиеся своим «кумирам», «рокеры», для которых нормой является езда на мотоцикле со скоростью 150 км/час на заднем колесе в ночное время. Другое их название «ночные всадники». Противоречивость групп «ночных всадников» заключается в том, что, с одной стороны, в своем большинстве это обычно ребята, жаждущие приключений, общения, а с другой, идущие на нарушение общественного порядка.

Ретретистская группа, члены этой группы считают себя невинной жертвой каких-то враждебных сил, чаще всего со стороны взрослых и для них характерно стремление ухода от настоящей действительности. Это панки у которых довольно низкий уровень трудолюбия, крайне высокое самомнение о своих творческих способностях. Хайрасты – (системные люди»), – члены этой группы путешествуют по стране без денег, потребляют наркотики, бездельничают, занимаются «свободной любовью». Вседозволенность и распущенность – их основное кредо. Пацифисты – отличительными признаками этой группы являются моральная незрелость, потребительский подход к жизни. Баба – члены этой группы пассивны, проповедуют смирение и ничегонеделание, что приводит к  пьянству и наркомании.

Преступная группа, эти группы создаются осознанно для совершения преступлений. К ним относятся: теляги, которые объединены к «блатной жизни» и во всем стремятся копировать преступный элемент. Фашиствующие группировки. Это особо опасная группа, для которой характерна железная воля, дисциплина, культ насилия, вандализм, особая агрессивность.

Остановимся более подробно на причинах появления и развития группировок с антисоциальной направленностью. В стихийно возникающих в некоторых микрорайонах группировках с хулиганскими установками с наибольшей полнотой проявляется групповой эгоизм, юношеская тяга к коллективным действиям. Особо важную роль в организации и деятельности этих антисоциальных групп играют лидеры, чаще всего бывшие преступники. Немало написано о «казанском феномене». Долгие годы подростковая преступность в Казани привлекала внимание многочисленных комиссий, которые стараются оказать помощь различным учреждениям города в решении проблемы растущей подростковой преступности.

Тамбовская область тоже не является исключением. По данным социологических исследований, проведенных в последние годы в Тамбовской области, было зафиксировано более 40 видов различных неформальных объединений, как уже сформировавшихся, так находящиеся в стадии формирования сегодня в пределах нашей области особое распространение получили объединения по месту жительства, как стихийные общности сверстников, складывающиеся по территориальному принципу. В основном возрастной состав колеблется от 13 до 25 лет. Первую возрастную группу составляют подростки от 13-14 до 18-19 лет, вторую – молодые люди от 19-20 до 23-25 лет, называемые на их жаргоне «стариками». Через эти объединения проходят до 80% юношей. Корни многих объединений по территориальному признаку уходят в историю. Социальный состав этих группировок довольно широк, от учащихся школ, ПТУ, техникумов до студентов вузов. Эти группировки объединяют в основном юношей и их влияние на девушек незначительно.

Любопытно отметить, что различные территориальные группировки делят сферы своего влияния в Тамбове следующим образом: «Бугор», «Центр», «Юг», «Монастырь», «Автовокзал», «Белый бак», «Пехотка», «Летка», «Шацкая», «Авангард», и пригороды: «Ласки», «Полынки», «Перикса», «Пригородный лес», «Донское», «Строитель», «Бокино» и другие. Для Моршанска характерны такие территории, как: «Вокзал», «Привокзал», «Центр», «Базево», «Громок», «Химмаш», «Климовка», «Соловьевка», «Коршуновка», «Америка», «Устье», а в городе Рассказове: «Большие дома», «Арженка», «Дубняк», «Чибизовка», «Мальщина», «Лесные», «Восточные», «Платоновка», «Совхоз» и другие.

Основное содержание деятельности территориальных группировок – это совместное проведение свободного времени. Процветают в этих группировках пьянство, токсикомания, сексуальная распущенность и отличаются они агрессивностью по отношению к другим объединениям молодежи. Эти группировки диктуют молодежи антисоциальные нормы поведения, поэтому часто происходят территориальные конфликты, которые возникают на танцах, дискотеках, в местах массового скопления молодежи. Процветает в этих группировках определенная система подавления более слабых сильными, различные формы самосуда. Лидеры территориальных группировок являются некоронованными королями улиц и микрорайонов. Чаще всего лидеры – бывшие уголовники и преступники – имеют определенные клички и используют в поведении и жаргоне элементы преступного мира.

Наибольшую опасность для нашего общества представляет деятельность группировок фашиствующей молодежи. Бездумное увлечение определенной части молодежи фашистской символикой и атрибутикой иногда сопровождается противонравственными действиями, насилием, жесткостью. И несмотря на то, что сами подростки называют эти действия играми, прежде всего в них надо видеть уголовщину и вызов нравственным принципам демократического общества. Фашистские группировки крайне малочисленны на фоне неформального движения в целом и рецидивы их появления зафиксированы, прежде всего, в крупных городах.

Исследователи пытаются определить причины участия молодежи в неформальных группировках. Главная причина заключается в общих просчетах в политическом, гражданственном, нравственном, патриотическом и интернациональном воспитании молодежи. Противоправные действия являются и откликом на социальную незащищенность, и ущемленность в правах молодежи. Согласно данным социологов, только 17% молодежи считают, что они имеют право участвовать в управлении государством, так как молодежь была практически выключена из участия в политической жизни страны. Много недостатков в заполнении свободного времени молодежи. О каком духовном росте можно говорить, если большинство школьников и молодежи ничего не читают.

Анкетирование, проведенное среди участников некоторых неформальных объединений, показало, что большинство участников их отмечает формализм, фальшь, бездуховность, показуху в работе с молодежью социальных институтов (семья, школа, училище, вуз и др.)

Нельзя требовать решения проблем только от правоохранительных органов, в работу должны включаться общественные организации, профсоюзы, трудовые коллективы, учебные заведения и культурно-досуговые в особенности.

Необходимо создание эмоционально-привлекательной альтернативы антисоциальному движению.

Необходимо выработать четко выраженную стратегию и тактику в отношении неформальных объединений молодежи.

Чаще всего в отношении к молодежным группировкам виден поверхностный, недеффиренцированный подход. Нельзя видеть только отрицательные стороны в неформальном движении, надо пресечь равнодушие со стороны социальных институтов к неформалам, так как они являются носителями не только отрицательных, но и положительных тенденций.

К сожалению, пока трудно противостоять неформалам, т.к. мы отстаем в осмыслении и прогнозировании явлений молодежной среды.

Основная задача заключается в том, чтобы вывести неформальные объединения на поверхность, научиться работать с неформалами не формально. Особое внимание должно быть уделено формированию личности молодежи, т.к. необходимо избежать социальной пассивности значительной части молодого поколения. Активизация самой личности, самостоятельность в освоении и осмыслении знаний, критический подход к различным точкам зрения могут способствовать повороту неформального движения к активному участию в положительной практической деятельности.

Несмотря на то, что современная молодежь вырабатывает и усваивает жизненные  установки и ценности в сложной социальной обстановке, характеризующейся трудностями и противоречиями как субъективными, так и объективными, есть много путей социальной активизации молодежи.

Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются в:

– усилении самодеятельных начал в деятельности подростков и молодежи;

– повышении политической культуры молодежи;

– развитии творческого потенциала и активности личности;

– осуществлении индивидуального воздействия на отдельную личность с учетом специфики его интересов, потребностей и психологических данных.

Список рекомендуемой литературы

1. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М.: Мысль, 1990. С. 269.

2. Криминология о неформальных молодежных объединениях. М.: Юридич. лит-ра, 1990.

3. Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагогика, 1990.

4. Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника) / Сост. В. Березовский, Н. Кротов. М.: Молодая Гвардия, 1990. С. 382.

5. Молодежь в XXI веке: социальное участие. Материалы Всероссийской научно-практич. конф. 11-12 июля 2000 г. Тамбов, ТГУ, 2000.

8.5. Ориентиры молодежной культуры досуга в XXI веке

Происходящие в жизни человеческих сообществ значимые изменения осуществляются в лоне культуры с присущими ей самобытностью и специфичностью. Изменения в культуре, т.е. формирование новых идей, ценностей, норм поведения вызываются группами причин: внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития, самоорганизации культуры данного общества, и внешними.

Системный кризис в российском обществе привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых западных ценностей не могла не повлиять на социальные и культурные установки молодежи и без того носящие крайне неустойчивый противоречивый характер. Молодежь оказалась под влиянием многосторонних процессов. С одной стороны, закономерных, связанных со становлением личных качеств, с другой, возникшего в обществе кризиса тотального характера.

Кризис, который продуктивно понимать не как упадок всего и вся, а как предел возможности прежней социокультурной системы, проявляется не только в экономике, политике, но и в духовной сфере, в культуре, в системе ценностных ориентаций и установок молодежи.

Анализ реальной социокультурной ситуации в стране – предмет самостоятельного исследования. При всем разнообразии взглядов, подходов к пониманию состояния общества ситуация выбора ориентиров не вызывает возражения у большинства ученых самых разных социокультурных ориентаций. Перед ситуацией выбора поставлена и современная молодежь. От того, какие ценности предпочтет сегодня молодежь, во многом будет зависеть то, какое будущее ждет российское общество.

Изучение ценностных ориентаций молодежи в сфере досуга предоставляет возможность выявить не только степень ее адаптации к новым социальным условиям, но и ее инновационный потенциал. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реальностью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения.

Для утверждения статуса своей самостоятельности молодежь самоорганизуется в неформальные образования. Под неформальными образованиями можно понимать определенные типы молодежного сообщества, возникшего и существующего для удовлетворения потребностей и интересов его членов, чья деятельность не регламентирована правовыми документами и не подотчетна государственным организациям. По оценкам некоторых специалистов-исследователей, около 50% молодежи до 30 лет входят в неформальные объединения. В этих группах собственной субкультурой идет достаточно творческий процесс принятия, переработки, отторжения официальной культуры и разработки образцов, стандартов, стиля собственной микрокультуры. В этом смысле подобные группы являются своеобразными субъектами культуры, способными в известной мере и при определенных обстоятельствах повлиять на развитие и изменение культуры общества.

Саморазвивающиеся структуры и группы в сфере досуга являются следствием определенной системы ценностей. К субъектам современной молодежной культуры досуга, как правило, относят следующие направления молодежных неформальных образований: экологические, историко-культурные, национально-патриотические, правозащитные, миротворческие, экономические, культурно-художественные, религиозные и др. В обозначении этих ориентаций отчасти видится стремление сравнивать происходящие социокультурные процессы в среде российской молодежи с движением «новых левых», «зеленых» и другими альтернативными движениями Америки и Западной Европы 60-70-х годов.

Наблюдение за развитием неформальных движений, анализ их программных документов позволяет отметить, что природа и специфика даже антитехнократической ориентации российской молодежи исходит скорее из отечественных проблем, чем глобальных цивилизационных.

При анализе динамики ценностных ориентаций молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов преемственности и изменчивости. Динамику ценностных ориентаций в таком случае можно представить такими типами:

– сохранение старой системы ценностей субъектом, несмотря на происходящие в обществе перемены;

– расстройство индивидуальной ценностной системы, состояние индивидуального ценностного вакуума, состояние отчуждения, по определению Э. Дюркгейма – аномии;

– развитие – изменения в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной среде.

Изучение ценностных ориентаций в сфере досуга – достаточно разработанное направление в отечественных исследованиях проблем молодежи. Данные многочисленных исследований указывают на существование в молодежном сознании противоположных тенденций, что соответствует социокультурной ситуации «выбора», перед которой сегодня стоит российская молодежь. Нарушение связей между различными сферами жизни молодежи (труда, потребления, досуга) привело к возникновению нередко противоположных друг другу ценностей.

Так, например, ослабление мотивации труда происходит одновременно с усилением досуговых ценностей в молодежной среде. Отмеченная тенденция характерна и для западной молодежи. Однако особенность ее проявления в России состоит в том, что распространение в молодежной среде постиндустриальных досуговых ценностей является не следствием индустриального бума или экономического перепроизводства, а результатом диффузии западной культуры и образа жизни. В условиях неразвитой экономики и кризиса производства противоречие между трудовыми и досуговыми ценностями в сознании молодого поколения могут обостряться, принимая подчас извращенные формы.

8.6. Методика и организация воспитательной работы
детских  и  молодежных  общественных  объединений

Организация и методика воспитательной работы молодежных и детских общественных объединений должна быть направлена на стимулирование и развитие социально значимых качеств личности. Для достижения успеха на этом пути часто бывает недостаточно формального соблюдения целей и задач общественного объединения и осуществления деятельности по программам общественного объединения. Требуются определенные условия, которые способствовали бы максимальному проявлению социальной и творческой активности. Осуществление этих задач невозможно без выработки четких представлений у членов организации о социально-культурной среде, государственных и негосударственных формированиях, взаимодействующих с данным общественным объединением, а также без достижения взаимопонимания с конкретными представителями  властных, образовательных и воспитательных учреждений. Участник общественного объединения должен иметь вполне определенные представления и отношение к тому досуговому коллективу, в работе которого он принимает участие, а также понимать и принимать то место, которое он в нем занимает.

Руководитель общественного объединения должен выступать не только в роли воспитателя и учителя, но являться прежде всего товарищем, способным помочь каждому участнику общественного объединения, научить новому, способствовать приобретению уникального опыта общения и деятельности в рамках общественного объединения. Соблюдение вышеперечисленных условий, как нам кажется, позволит участнику молодежного или детского общественного объединения оптимальным образом проявлять свою самостоятельность и социально-культурную активность, направленную на преобразование своего города, села, поселка. Одной из главных психолого-педагогических особенностей работы руководителя подобного общественного объединения или же социального педагога (руководителя программы) можно назвать обязательное требование создания атмосферы уверенности в своих силах у всех членов общественного объединения. Практическое осуществление данного положения основывается на поощрении конкретных видов деятельности, в которых добивается тех или иных успехов каждый из членов общественного формирования. Подчас именно в рамках проведения какого-либо мероприятия общественного объединения возникает ситуация первого серьезного успеха личности, что, в свою очередь, ведет к повышению самооценки, способствует преодолению трудностей общения и переходу  личности на новую социально-культурную ступень развития. Среди причин, тормозящих развитие личности, можно выделить позицию изгоя (отвергнутого), в которую иногда попадает отдельный член общественного объединения; личностные особенности (характер, темперамент); некоторые заболевания (нарушения нейропсихологического статуса), способные оказать серьезное влияние на процессы общения, деятельности и социального взаимодействия; конфликтные отношения с социальным окружением. Для устранения вышеперечисленных причин, способных оказать отрицательное воздействие на процессы личностного роста и социализации, необходимо проведение комплекса психолого-педагогических мероприятий. Они включают в себя использование элементов арт-терапии, психотренинга, аутогенной тренировки. Для проведения коррекционных занятий подойдут не только искусственно созданные условия групповой деятельности. Иногда для этого можно эффективно использовать некоторые значимые события, произошедшие в жизни членов общественного объединения. На таком примере бывает интересно рассмотреть то, какие социально-психологические потребности и установки реализовывал в процессе социального взаимодействия тот или иной участник этой ситуации. На конечном этапе обсуждения  руководитель занятия совместно с его участниками приходит к общим выводам относительно мотивов, установок, морально-нравственной атмосферы и тех потребностей, для удовлетворения которых совершали определенные действия участники этого события. Создается альтернативный сценарий развития событий. Такое моделирование разнообразных социально-культурных ситуаций позволяет участникам общественного объединения планировать свое поведение, создает новые социально-психологические установки, способствует осуществлению контроля за процессами удовлетворения потребностей и результатами деятельности. В тех случаях, когда в работе общественного объединения принимают участие профессиональные психологи и социальные педагоги, возможно эффективное применение и других методик совместного проведения досуга.  

Обращает на себя внимание тот факт, что одной из принципиальных особенностей работы с теми, кто имеет затруднения в области социально-культурного взаимодействия, является воспитание у них чувства привязанности и доверия к окружающим, а также развитие навыков общения в непривычных ситуациях. Эта работа, как правило, становится частью тех задач, которые ставит перед собой социальный педагог (руководитель программы) в рамках практических занятий по различным направлениям своей деятельности. Хорошо, если это сочетается с получением навыков правовой культуры и творческим подходом к решению трудных жизненных ситуаций. Ясно осознаваемые цели общественного объединения, четкие способы их осуществления, приемы, используемые в работе по программам, становятся примером для многих участников общественного объединения и в некоторых случаях способны выступить основой для выработки собственного мировоззрения. Общение в группе на занятиях общественного объединения должно происходить в форме коллективного диалога, обсуждения или беседы. Во время таких встреч необходима большая опора на личные высказывания участников, это способствует преодолению рецидивов «псевдоинтеллектуальных бесед» в которых отвлеченными рассуждениями прикрываются истинные мотивы поведения.

Иногда возможно возникновение таких ситуаций, в которых один или несколько участников общественного объединения начинают проявлять негативное отношение к занятиям в общественном объединении. Руководитель программы в этом случае может стать заложником своих субъективных представлений о личности этого молодого человека. Для предотвращения подобных тенденций безусловно необходима консультация специалиста-психолога. Чтобы дать возможность социальному педагогу самому оперативно принимать решения в той или иной ситуации, был составлен «Примерный перечень нарушений, связанных с изменениями нейропсихологического статуса».

С другой стороны, учеными давно было замечено, что с наступлением подросткового и юношеского возраста периодически могут возникать ситуации пресыщенности общением. Результатом этого процесса становится стремление к уединению, одиночеству. Подчас, такое самоуглубление способствует формированию навыков самоанализа, компенсации негативных переживаний, общему становлению и развитию личности. Для создания атмосферы уединения, спокойной домашней обстановки в рамках занятий по программам общественного объединения подойдут такие формы работы, как «Вечер встреч», «Домашняя гостиная», «Встреча с друзьями» и другие. Помимо этого, следует определенным образом видоизменить пространство повседневного взаимодействия участников общественного объединения. Если занятия  проходят в одной большой комнате, то в ней следует выделить одно или несколько мест, где человек смог бы уединиться. Для более эффективного обучения навыкам саморегуляции, способности противостоять эмоциональным и психофизиологическим перегрузкам полезно выделить отдельное помещение с целью проведения в нем занятий по аутогенной тренировке, медитации и т.п.

Участники общественного объединения и его руководитель должны понимать и то, что далеко не всякая деятельность может способствовать развитию личности. В работе общественного объединения необходим контроль за формированием, реализацией и удовлетворением разнообразных потребностей тех личностей, которые принимают участие в социально организуемой коллективной деятельности. Всякое развитие должно иметь свою основу. Основой развития личности, на наш взгляд, выступает процесс удовлетворения разнообразных потребностей личности. Удовлетворение или неудовлетворение какой-либо из потребностей так или иначе обязательно скажется на результатах процесса социализации в рамках общественного объединения. Как нам кажется, молодежное или детское общественное объединение призвано перевести процесс спонтанного удовлетворения потребностей и формирования мотивов деятельности  в акт осознанного принятия решения на основе сопоставления всех «за» и «против», и, как следствие, трансформировать развитие личности в рамках общественного объединения в саморазвитие личности.

Изначально побудительным мотивом организации молодежного или детского общественного объединения становится осознанное стремление к изменениям в своей жизни. Группа молодых людей начинает понимать, что по отдельности они уже не могут эффективно решать свои личные проблемы. Основным движущим механизмом такого стремления выступают потребности. Говоря точнее, эти молодые люди поднялись до уровня, на котором для развития их личности потребовалось удовлетворение комплекса социогенных потребностей. Однако чаще всего юноша или девушка вступают в уже существующее общественное объединение. Приходя в него, они находятся на различных ступенях развития потребностной сферы. Если это самые простые – биогенные – потребности, то они, скорее всего, будут стремиться к получению безопасности, эмоциональному контакту, двигательной активности или же к пониманию своего места в окружающем их мире. Удовлетворение биогенных потребностей является необходимым условием для начала развития следующих за ними психофизиологических потребностей. По мере удовлетворения большей части психофизиологических потребностей возникают социогенные потребности личности, а затем и духовные. Такой переход может происходить только путем постепенного и последовательного закрепления и удовлетворения потребностей личности на каждом этапе ее развития. Свободное «перескакивание» через некоторые этапы становления личности часто заканчивается соскальзыванием на низшие ступени пирамиды потребностей.

Для составления планов своей работы, написания программ социальный педагог или руководитель общественного объединения должен использовать таблицу классификации потребностей. Это позволит прийти к постепенному возвышению потребностной сферы личности в рамках деятельности молодежного или детского общественного объединения. Результатом развития личности станет соотнесение тех качественных изменений, которые происходили в личности под воздействием социализирующего влияния работы общественного объединения с общегрупповыми запросами коллектива. Высшей же ступенью развития пирамиды потребностей считается  осознанная потребность в творчестве.

Создание и эффективное функционирование любого общественного объединения требуют от его руководителей определения целей и задач, ради которых будет осуществляться вся дальнейшая деятельность. Необходимо четко представлять, кто будет принимать участие в работе общественного объединения, каким будет социальный статус его членов. Помимо этого, надо определить все возможные препятствия на пути к достижению цели, имеющиеся ресурсы, а также разбить весь процесс деятельности на этапы. Независимо от того, на какой стадии становления находится организация, при разработке плана работы полезно образно представлять себе весь процесс деятельности и конечный результат труда.

В процессе создания общественного объединения его организаторам важно иметь представление об организационно-правовых формах, в которых может осуществлять свою деятельность нарождающееся формирование. В законе «Об общественных объединениях» перечисляются следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

– общественная организация;

– общественное движение;

– общественный фонд;

– общественное учреждение;

– орган общественной самодеятельности.

Применительно к деятельности в рамках культурно-досуговой сферы наиболее подходящими и жизнеспособными формами организации общественного объединения можно назвать общественную организацию и орган общественной самодеятельности. В ст.8 закона «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Ст. 12 этого же закона говорит о том, что «Органом общественной самодеятельности является имеющее членства  общественное объединение, цель которого не совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания».  

Юридическая регистрация общественного объединения поможет в привлечении средств для реализации программ от государственных структур (Комитетов по делам молодежи, Департаментов образования и культуры), негосударственных благотворительных фондов. Как уже говорилось выше, для определения целей и задач общественного объединения необходимо обозначить основные проблемы, над решением которых будет работать организация. Тем самым, инициативная группа по созданию общественного объединения определяет основной круг актуальных потребностей участников. Решить эту проблему можно несколькими способами. Первым можно назвать письменный ответ на вопросы: Чего ты хочешь получить от общественного объединения? Чего ты хочешь сам в данный момент? Что ты можешь дать общественному объединению? Еще одним вариантом получения объективной информации о потребностной сфере членов общественного объединения может стать анализ их личных высказываний. В этом случае требуется обобщить большой эмпирический материал, касающийся тех или иных мнений, суждений, имеющих отношение к работе общественного объединения. Третьим вариантом может стать тестирование, то есть использование широко распространенных формализованных методик изучения личности (Люшер, Айзенк, MMPI и т.д.).

Нельзя забывать о том, что любая организация живет, взаимодействуя с окружающей ее социально-культурной средой, и поэтому представляет собой открытую систему. Вследствие этого необходимо определить факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам, действующим в молодежной или детской общественной организации, можно отнести социально-психологическую атмосферу коллектива, уровень развития навыков социально-культурного взаимодействия участников общественного объединения, половозрастные, социально-экономические и иные составляющие социально-культурного портрета членов общественного объединения, роль руководителя общественного объединения, программно-методические особенности деятельности организации и реализация в их рамках принципа возвышения потребностей. Внешние факторы социально-культурной среды – особенности взаимодействия с властными структурами (администрациями различных уровней на местах, представителями учреждений культуры, образования, воспитания), совместное с Комитетами по делам молодежи определение приоритетов детской и молодежной политики, потенциальные члены организации (студенты, школьники, рабочая и сельская молодежь), другие молодежные организации, законодательная база деятельности общественных объединений.

После определения внутренних  и внешних факторов, оказывающих воздействие на деятельность организации, необходимо выделить приоритеты в работе общественного объединения. Это позволит более эффективно использовать в управлении организацией материальные и духовные ресурсы. Важно помнить, что выживает та организация, которая сможет адекватным образом реагировать на внутренние и внешние изменения окружающей среды, поэтому следует разбить обе группы факторов (внешние и внутренние) на те, которые способствуют выполнению основных целей и задач в общественном объединении, и те, которые им препятствуют. Все вышеперечисленные моменты необходимо учитывать при составлении программ общественного объединения.

Особо следует отметить факторы внутренней и внешней субкультуры, способные оказать существенное влияние на процессы эффективной работы организации. В научной литературе считается признанным фактом интегративная функция культуры. Под этим подразумевается ее способность объединять, направлять, а иногда и координировать процессы совместной деятельности, создавать некое ментальное поле, заставлять действовать множество людей как единый организм. Члены общественного объединения приходят в него, будучи уже подвергнуты определенному воздействию, подчас нескольких культур. Помимо той культуры, которая пропагандируется сейчас в рамках официальной культурной политики государства, существует еще, по крайней мере, несколько особых культурных направлений (субкультур). Среди них можно назвать традиционную городскую культуру, народную или сельскую культуру, молодежную субкультуру. Каждое из этих направлений в различной степени оказывает воздействие на подрастающее поколение. Однако в первую очередь, это, конечно, относится к разнообразным направлениям молодежной субкультуры. Приходя в организацию и принося с собой те или иные культурные представления, молодые люди создают в рамках деятельности общественного объединения новые, иногда принципиально отличные от уже существующих культурные стереотипы поведения. Возникает, так называемая, корпоративная культура, появляются новые традиции, обряды и ритуалы. Принципиально важное значение имеет тот факт, принимаются или не принимаются в рамках новой культурной среды основные цели и задачи организации, как определяется ее основная миссия, какие основополагающие ценности принимаются большей частью членов организации. Для этого также необходимо периодически проводить определенные исследования социально-культурной среды внутри организации. По результатам этих исследований все организационные ценности должны быть распределены по степени важности и определены приоритеты. Как показывает опыт, главные организационные ценности должны быть обязательно продекларированы в уставе организации. Подчас, именно на их основе принимаются важнейшие решения в кризисные моменты деятельности объединения. В некоторых организациях введена традиция создания собственной истории организации, в которой фиксируются важнейшие мероприятия, их участники и результаты. Выше уже упоминались специфические обряды, ритуалы и традиции различных организаций. Особо интересными могут быть обряд вступления в организацию, традиция совместно отмечать знаменательные даты в жизни организации, ритуал вступления в должность нового руководителя организации, а также его выборы.

В рамках реализации корпоративной организационной культуры интересно проследить ее знаковые элементы. К ним относятся знаки отличия, элементы одежды, лозунги, плакаты, печатная продукция организации и т.д. Человеческая психология тесно связана со знаково-символическими представлениями и поэтому важно привязывать какой-либо символ к определенной качественной составляющей жизни организации (руки, соединенные в рукопожатии – дружба и коллективизм, весы Фемиды и символическое изображение щита – защита прав и свобод личности).

Вопросы и задания

1. Назвать функции руководителя общественного объединения.

2. Перечислить причины, тормозящие развитие личности.

3. Что необходимо для создания комфортной атмосферы по программе  общественного объединения?

4. Дать характеристику организационно-правовым формам общественных объединений.

Список рекомендуемой литературы

1. Гришин В.В., Лушин П.В. Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990.

2. Григорьева Е.И. Методика и организация самодеятельного творчества и любительских объединений в культурно-просветительной работе. Тамбов, 1988.

3. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Методика организации детского и юношеского творчества. Тамбов, 1997.

4. Каверин С.Б. Психологическая классификация потребностей // Вопросы психологии. №5. 1987.

5. Каверин С.Б. Психология труда. М., 1998.

6. Кирш Д.В. Социально-культурная деятельность как поле реализации уставных задач детских, юношеских и молодежных общественных объединений // Державинские чтения. №3. Тамбов, 1998.

7. Кирш Д.В. Молодежные общественные объединения – практический способ решения социально-культурных проблем // Женщина – лидер: Социально-экономические и нравственные аспекты. Котовск-Тамбов, 1999.

8. Пиз А. Язык телодвижений, как читать мысли других по их жестам. Нижний Новгород, 1992.

9. Поварницина В.А. Воспитателю о развитии личности ребенка. Курган, 1995.

10. Семья Г.В., БоброваТ.В., Абидоков Ш.М. Как создать общественное объединение учащейся молодежи. М., 1998.

1 Слово «peer» этимологически восходит к лат. «par» – равный, причем в данном случае имеется в виду равенство не только по возрасту, но и по социальному статусу, и по взглядам, ценностям и формам поведения.

PAGE  141




1.  В концепции МФШ ~ гласные [и] и [ы] не встречаются в одной и той же позиции отношение доп
2. Формирование рыночной цены
3. 1996 гг оно уменьшилось на 16 млн
4. Освидетельствование и переосвидетельствование пострадавших
5. Необоротні активи Нематеріальні активи 1000
6. Термин детский церебральный паралич ДЦП обозначает группу двигательных расстройств возникающих при по
7. .Донецка Ростовской области Учитель географии биологии.
8. тематика. Учение о смысле добродетелей
9. ПРИСВЯТА
10. Лекция 4. Философия эпохи Возрождения Основные черты эпохи Возрождения XIVXVI вв.