Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Скованные одной цепью
Чтобы "нефтянка" жила, не надо ее душить
Александр ТРИФОНОВ
Автомобиль для большинства моих соотечественников, похоже, вскоре опять превратится из средства передвижения в предмет непозволительной роскоши. За прошедшее лето цены на бензин увеличились более чем вдвое, но специалисты полагают, что рост будет продолжаться, приближаясь к среднеевропейскому уровню. Но вот что еще я заметил: булочная, в которой беру хлеб, тоже потихоньку повышала цены, хотя темп роста немного отставал от бензинового. То же самое наблюдалось и по отношению к большинству других продуктов и товаров. Но если от лишней поездки на машине еще можно отказаться, то без хлеба, сами понимаете, - никак. Вот и получается, что все мы скованы одной цепью - цепью рыночных отношений, причем, таких, какие сотворили для нас все еще живые монетаристы.
Известно: что ни происходит в мире - все беда для нашей страны. Когда мировые цены на нефть упали до низшей за последние годы отметки - менее 10 долларов за баррель, залихорадило не только нефтяную промышленность. Нефтяники начали затяжную и, в общем-то, небезуспешную борьбу с правительством за снижение налогов, акцизов и пошлин, привлекая на свою сторону всех, кому еще не совсем чуждо понятие здравого смысла. Прогнозы тех месяцев - один пессимистичнее другого. Да, страна потеряла многое. Но удержалась на краю пропасти, хотя на те месяцы пришлись две смены правительства и печально знаменитый дефолт 17 августа прошлого года. Но с начала нынешнего, вопреки прогнозам экспертов, мировые цены на нефть пошли в гору и увеличились с тех пор почти вдвое. Какое счастье, скажете вы, особенно для таких сырьевых стран, как Россия! И будете неправы. Ибо для нас любое благо - опять беда. Нефтяные и бензиновые цены потащили за собой все остальные. Процесс для рынка нормальный и естественный. Но - для рынка. А есть ли таковой у нас - большой вопрос.
Осмелюсь предположить, что бензиновый кризис во всех его неблаговидных и, прямо скажем, неприятных ипостасях - лишь вершина айсберга, имя которому - застарелые, тяжелые, пока не поддающиеся лечению болезни российской экономики. В самом деле, если считать за рынок натуральный обмен, так называемый бартер, которым до сих пор пробавляются предприятия, крепко спеленутые при этом сонмищем посредников, то он вроде бы есть. Но это - не более чем виртуальная реальность, мифическая экономика, производящая лишь деньги, убегающие за рубеж, да новые проблемы. С тех пор, как появился этот монстр под названием "бартер", нефтяники борются с ним всеми доступными им способами. Да и все, кто всерьез думает о производстве и его расширении, проклинают систему, которая успешно хоронит все благие начинания.
Но вот на недавней встрече с представителями МВФ министр по налогам и сборам Александр Починок заверил миссию в том, что с 1 ноября текущего года все нефтяные компании будут вносить налоги в федеральный бюджет на 100% "живыми" деньгами. Таким образом, выполнится одно из основных требований Фонда по предоставлению России очередного кредита. Прекрасно! Только вот "откуда деньги, Зин?" У нефтяников выбор не богат - от экспорта и с бензоколонок. Но АЗС в абсолютном большинстве принадлежат отнюдь не нефтяникам. И это тоже нонсенс, одна из непонятных для иностранцев особенностей нашей страны - у них-то торгуют те, кто добывает нефть и ее перерабатывает. Тот же "ЛУКОЙЛ" еще летом предлагал вполне разумное и, главное, своевременное решение - передать частные АЗС под эгиду нефтяных компаний. Не реквизировать собственность, не изъять ее волевым решением, а работать с владельцами АЗС по соглашению, франчайзингу, как во всем цивилизованном мире. Преимущества? Гарантированные поставки, но и жесткий контроль, разумеется. Вот откуда могли потечь ручейки "живых" денег, которые, сливаясь, образовали бы мощную налоговую реку - извечную голубую мечту любого правительства.
Но нет. Замотали вопрос, а теперь и вовсе забыли. Вместо этого правительство заставило 57 предприятий, в том числе и нефтяных, подписать "пакт о ненападении" - Соглашение о сотрудничестве по стабилизации положения в экономике РФ. Кто его теперь выполняет? Только все те же добросовестные и законопослушные нефтяники.
Справедливости ради нужно заметить, что упреки, раздающиеся в адрес нефтяных компаний в связи с бензиновым кризисом, порою имеют под собой основание. Но это относится к тем, кто главной своей целью до сих пор считает увод активов и прибылей в оффшорные зоны и умение уходить от налогов. К сожалению, чтобы пересчитать компании, которые стремятся вести цивилизованный нефтяной бизнес, заботиться о людях и развивать производство, много будет и пальцев одной руки. Компании, о которых говорю, хотят использовать все преимущества, которые дает им рост мировых цен на нефть. Наконец-то появилась возможность инвестировать в разработку новых месторождений, заняться реконструкцией старых, вспомнить о социальных программах.
Но нет, нельзя поднимать голову в наше время. Вжик! - и нету ее! Если с 1 октября вступит в силу постановление правительства о повышении экспортных пошлин на нефть, если сохранятся запретительные пошлины на вывоз бензина, мазута, то это может окончательно подорвать нефтяную промышленность, которую привычно, даже не вдумываясь в суть, называют "курицей, несущей золотые яйца". Для кого несущей?
Если для нас всех, то давайте отложим нож в сторону.
Кризис по-прежнему бьет больнее всего по небогатому населению. Водители на АЗС изъясняются теперь исключительно нелитературно. И это лишь начало.
А между тем президент нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов недавно сказал буквально следующее: "Количество выпускаемого бензина сегодня достаточное. А подорожание происходит естественно. Мы уже интегрированы в мировое сообщество. Зарплата наша не интегрирована. Нужно параллельно поднимать и зарплату людям, и соответственно стоимость товаров. Ведь цена бензина в России составляет сегодня 30% мировой. Это надо приводить в соответствие с зарплатой, которая сегодня не отвечает даже минимальным требованиям. Увы. Не прислушиваться к здравому смыслу стало нашей печальной традицией".