Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Лекция 7 - Форма и содержание сообщений онлайн-журналистики
В связи с тем, что любой материал в сети может быть размещен достаточно легко, резко обозначилась проблема низкого качества публикаций в Интернете. СМИ, существующие в конкурентной среде, должны, прежде всего, соответствовать следующим требованиям в представлении информации: оперативность, точность в передаче деталей, грамотность. Одним из важных факторов конкурентоспособности любого СМИ является уровень профессионализма издания, то есть наличие в штате профессиональных журналистов. Репутация компании как источника качественной информации, новейших знаний и экспертной информации важнейшие факторы, которые могут обеспечить высокую популярность у читательской аудитории, а значит и высокую рентабельность.
Необходимо отметить, что планка качества сетевого СМИ была установлена Фондом эффективной политики, автором таких сетевых проектов, как ежедневная интернет-газета Gazeta.Ru, «Русский Журнал», национальная информационная служба «Страна.Ru», лента новостей Lenta.ru, ежедневная интернет-газета «Вести».
Новые технологии распространения информации требуют пересмотреть жанровое и формальное оформление текстов. История развития СМИ показывает, что с эволюцией носителей информации видоизменяются и методы ее распространения.
Становление жанров и системы печатных СМИ приходится к концу XIX века. С появлением телеграфа в XIX веке наступает время адаптации жанров к новым средствам распространения информации.
Общеизвестно, что в журналистике идет постоянное обновление «жанровой палитры», причем наиболее активно оно происходит в такие переломные моменты развития общества, какой наблюдается в настоящее время. Меняются характер, форма представления материала, происходит некая мутация привычных, устоявшихся текстовых форм. Подобные изменения вызваны необходимостью «адаптации» жанров к новым коммуникативным реалиям.
С появлением сети как нового средства информации к названиям жанров прибавляется приставка веб, что указывает на среду опубликования материала.
Необходимо отметить, что в целом в сетевых СМИ в той или иной мере представлены все три вида жанров информационные, аналитические и художественно-публицистические. Большинство сетевых СМИ в своих выпусках используют информационные и аналитические жанры. Так, новости сначала оперативно подаются аудитории, а потом, некоторое время спустя, даются комментарии, оценка этих событий. Есть «чисто» новостные СМИ и СМИ аналитической направленности. Как показала практика, наиболее эффективны издания, в которых совмещаются оба вида информации. Наименьшее распространение в сетевых СМИ приобретают художественно-публицистические жанры. Впрочем, данная тенденция сейчас характерна для всей системы СМИ.
Авторские проекты сети. Веб-обозрение жанр, который не так часто встречается в традиционной журналистике. Однако появление в сети материалов данного жанра, особенно в начальный период развития сетевых СМИ, приобрело характер эпидемии. Причина такой популярности в том, что простому пользователю трудно ориентироваться в большом количестве информации, представленной в Интернете. Ему намного удобнее обратиться к тексту журналиста, который собрал эту информацию, проанализировал и структурировал.
Обозрение призвано рассказывать аудитории об актуальных процессах и событиях, происходящих в жизни общества, анализировать их, давать оценку и прогноз. В России первым к этому жанру обратился Иван Паравозов, выложив на сервер http://www.ok.ru/ свои первые материалы. Название жанра трансформировалось в веб-обозрение.
Как правило, веб-обозрения имеют фрагментарную структуру текста, состоящую из блоков «ссылка короткий комментарий». Такой вид представления информации в сети оказался крайне эффективным.
Сначала инициатива в опубликовании подобного рода материалов появилась у самих обозревателей, но вскоре сам читатель стал проявлять повышенный интерес и спрос на подобные публикации.
Процесс создания веб-обозрения включает в себя следующие стадии сбор информации в Интернете, ее анализ, обработка, структурирование, сопровождение авторскими комментариями и публикация на каком-либо информационном ресурсе Интернета.
Чтобы веб-обозрение вызвало интерес читательской аудитории, оно должно соответствовать следующим требованиям: обращение к актуальной проблеме, интересный язык изложения материала, сильная авторская позиция она должна быть яркой, ясной и достаточно обоснованной.
Блоги или веблоги еще один специфический авторский жанр сети. Веблог (weblog) означает «сетевой журнал», причем журнал не в значении «периодическое издание», а в значении «судовой журнал», «дневник». По форме это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный, комментарий. Авторы веблогов (блоггеры), как правило, пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментируют публикации в Интернете, давая на них гиперссылки.
Особенности формы подачи материала. Учитывая коммуникативные особенности среды, стиль изложения материала в сетевой журналистике изменяется. Основные особенности «сетевого текста» определяются спецификой сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.
Поведение читателя сетевых СМИ существенно отличается от потребителей традиционной прессы. Исследования показывают, что большинство посетителей веб-страниц отдают предпочтение беглому ознакомлению с текстом.
Причиной этому служит, во-первых, гипертекстовый характер среды и огромные массивы информации, из которых необходимо выбрать только то, что действительно нужно пользователю. Сеть представляет интерактивную среду, работая в которой, пользователи переходят между различными блоками информации с использованием гиперссылок. После того как пользователь проводит некоторое время в интернете, у него вырабатывается определенный стиль навигации по сети, характерный именно тем, что сначала он бегло просматривает большие объемы информации и гиперссылок, а потом начинает более детально изучать то, что его действительно заинтересовало. Для навигации по сети американцы используют глагол «surf». Оригинальное значение этого глагола «заниматься серфингом», то есть передвигаться по волнам быстро, по хаотичной траектории.
Во-вторых, это проблемы визуального восприятия информации из интернет-издания. Известно, что чтение текста с экрана монитора происходит приблизительно на 25 % медленнее, чем чтение текста в печатных СМИ. Поэтому люди избегают чтения большого объема текста с экрана монитора. Как правило, пользователи ограничиваются беглым просмотром материала, останавливая внимание лишь на словах, фразах, абзацах, которые представляют для них интерес.
Есть еще проблемы материального характера доступ в интернет в большинстве случаев обходится для жителей нашей страны крайне дорого, то есть пользователь ограничен во времени для поиска и просмотра материала. Поэтому за минимальное время он старается получить максимум информации.
Необходимо учитывать эти особенности среды при составлении текстов для сетевого издания и делать веб-страницы пригодными для беглого просмотра. Интерес читателя к материалу зависит как от содержания материала, так и от формы подачи. Специалисты выделяют следующие особенности представления материала в сети.
При адаптации материала для сетевого издания необходимо снижать объем текста на 50 %, по сравнению с материалом в печатном издании. Именно поэтому стиль написания текстов для интернет-изданий некоторые специалисты характеризуют как усеченный.
Основная информационная нагрузка ложится на заголовки, первый и последний абзацы, а также на первые предложения каждого абзаца. Следует соблюдать принцип: один абзац одна законченная мысль. Причем структура предложений должна быть предельно простой. Запутанная структура и сложные слова тем более трудны при чтении материала с экрана монитора.
Составлению заголовков в Интернет-издании следует обратить особое внимание. При просмотре списка материалов на первой странице пользователи в первую очередь замечают выделенные заголовки, при этом, не обращая внимания на описание. Поэтому тексты заголовков должны быть самодостаточными и раскрывать тему, даже если сопутствующая информация недоступна. Заголовок должен предельно четко передавать содержание материала, представляя собой краткую выдержку из него. Недопустимо использование «эффектных» формулировок, первое слово должно быть наиболее информативным. Например, «131,7 тыс. т. потребность Белоруссии в картофеле» или «Британские спецслужбы считают, что Саддам Хусейн был убит в результате ночной бомбардировки в понедельник» (Gazeta.ru 09.03.03).
Для оптимизации визуального восприятия текста структура материала должна быть выстроена с учетом определенных правил.
Текст необходимо разбивать на отдельные части с использованием подзаголовков. Для выделения ключевых предложений и абзацев следует использовать выделение цветом или начертанием для привлечения внимания. Еще на стадии проектирования издания стоит предусмотреть свободное пространство вокруг текста, необходимое для комфортного чтения. Также надо обеспечить разборчивость материала для читателя, поэтому фон и текст должны быть оформлены контрастными цветами. В качестве фона страницы следует использовать либо однотонный цвет, либо узор, имеющий минимальную контрастность. Лучше отказаться от фоновых изображений. Преобладающее большинство сетевых изданий как российского сектора интернета, так и других стран, используют черный либо близкий к черному цвет шрифта и в основном белый фон.
Значительно лучше воспринимается текст с использованием рубленых шрифтов, таких, как Arial, Verdana. Шрифт с засечками (Times New Roman) размером 10 и меньше пунктов зачастую некорректно отображается на мониторах с низкой разрешающей способностью. Поэтому сетевые издания в основном используют рубленые шрифты размером 9-10 пунктов. В заголовках используется шрифт в 10-12 пунктов, возможно выделение.