Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вселенная не существует в раз и навсегда законченном виде, а есть непрерывно творящая себя реальность.
Конечное это постоянно появляющийся и исчезающий момент бесконечного процесса изменения сущего. Изменение же вообще связано с выходом системы за свои пространственные, временные, количественные и качественные границы. Истинная бесконечность это процесс постоянного качественного новообразования, включающий в себя бесконечность пространства и времени, процесс обретения границ и их утраты, достижения равновесия и одновременно стремления к нарушению его, то есть постоянно, напряженно пульсирующий процесс единства противоположностей.
Бесконечность времени существования мира выражается понятием вечности. Вечность присуща лишь миру в целом, каждая конкретная система которого проходяща.
Бесконечность никогда не завершимый процесс расширения и углубления познания субъектом объективной реальности. По сравнению с прошлыми поколениями нам известно о мире несравненно больше, но впереди еще бездна неведомого, которую предстоит постигать следующим за нами поколениям.
Мы уже знаем, что в современной космологии общепризнанный является концепция происхождения Вселенной из Большого Взрыва. Существуют три разновидности этой концепции.
1) Гравитационное притяжение между медленно «разбегающимися» галактиками настолько сильно, что в какой-то момент оно заставит их начать сближаться, вплоть до обратного сжатия (коллажа);
2) Галактики «разбегаются» настолько быстро, что гравитационные силы никогда не смогут остановить их, и Вселенная будет расширяться вечно.
3) Гравитация близка к критическому значению, которое препятствует как бесконечному развертыванию Вселенной в пространстве, так и ее обратному сжатию.
Как же в них решается вопрос о конечности или бесконечности пространства?
В первой утверждается, что пространство конечно, но без границ, в двух других оно бесконечно.
Еще не раз нам придется ломать свои устоявшиеся представления о пространстве и времени, но одно всегда останется неизменным: пространство и время объективны, они представляют собой всеобщие формы существования материи и так же, как материя, качественно бесконечны.
«Быть может эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь,
и даже
Там та же мировая спесь»
В. Брюсов.
Итак, в мире все предметы и процессы конечны. Но совокупность конечных вещей и процессов бесконечна. Не существует никаких границ, за которыми могло бы быть еще нечто, не охватываемое понятием объективной реальности: она во всем, она все.
Таким образом, пространство и время представляют всеобщие формы существования материи, Вечность и бесконечность материи обусловливают вечность времени и бесконечность пространства, и соответственно, вечность и бесконечность Вселенной.
Список литературы:
1) «Основы философии» А.Г.Спиркин
2) «Основы философских знаний» В.Афанасьев
I. Понятия пространства и времени
Всеобщее свойство материальных тел обладать протяженностью, занимать определенное место и особым образом располагаться среди других предметов мира отражает философское понятие пространства.
Предметы находятся в движении, обладают протяженностью (в км, метрах, см, дм), размерами. Одни больше, другие меньше, все имеют длину, ширину, высоту, обладают объемом, занимают определенное место (находятся по отношению друг к другу дальше, ближе, выше или ниже, правее или левее и т.д.).
Любой из предметов обладает длительностью, имеет начало и конец; предметы следуют друг за другом в определенном порядке, в развитии каждого предмета имеются известные стадии, состояния. Одни только возникают, другие уже существуют, третьи разрушаются.
Всеобщее свойство материальных процессов протекать друг за другом в определенной последовательности (ночь-утро-день-вечер; зима-весна-лето-осень...), обладать длительностью и развиваться по этапам, стадиям отражает философское понятие времени.
Пространство и время представляют всеобщие формы существования материи.
Несмотря на кажущуюся очевидность понятий пространства и времени, они принадлежат к числу не только фундаментальных, но и одних из самых сложных характеристик материи; эти понятия часто становились предметом ожесточенных философских дискуссий в 20 веке.
Самое общее понимание пространства и времени опирается на наш непосредственный опыт. Мы знаем, что пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как протяженность, структурность, существование и взаимодействие.
Понятие времени, как и пространства, возникает также из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности разных объектов в одном и том же месте.
Таким образом, время тоже есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний.
Понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных объектов по отношению друг к другу в один и тот же момент времени, а в понятии времени отражается координация сменяющихся друг друга объектов в одном и том же месте пространства.
В чем же существо споров вокруг этих понятий?
Рассмотрим две противоположные точки зрения:
1) Согласно первой из них, соответствующей классической механике Ньютона, существуют независимые от материи абсолютные пространство и время, в которых осуществляются уже соответственно материальные события и процессы.
Абсолютные пространство и время это чистая протяженность и чистая длительность, они неизменны и постоянны. Можно убрать из пространства все тела, и все пространство останется, а свойства его сохраняются. То же и со временем: оно течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни ото чего не зависит; время это чистая длительность, непрерывный мировой поток, постоянная космическая шкала для измерения всех конкретных движений.
Итак, как мы видим, классическая механика, признавая объективность пространства и времени, отрывала их от материи, считала абсолютно однородными и неизменными. А.И.Ньютон, основатель этой механики, представлял пространство в виде огромного вместилища, в котором в определенном порядке расположены вещи, но сами эти вещи никакого отношения к пространству не имеют. Он считал, что пространственные свойства всех тел Вселенной одинаковы и полностью исчерпываются геометрией Эвклида (субстанциональная концепция).
2) Вторая точка зрения была ясно сформулирована в диалектическом материализме и затем подтверждена теорией относительности Эйнштейна (отсюда ее название реляционная, от латинского relativus относительный), и всем ходом дальнейшего развития науки. Смысл этой точки зрения состоит в том, что пространство и время мыслятся здесь не как особые отдельные от материи сущности, а как формы существования материи. Сам А.Эйнштейн, автор теории относительности современной естественно-научной теории пространства и времени, сказал о сути своей теории: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время».
Из такого понимания следует, что пространство и время, во-первых, суть объективные свойства материи и, во-вторых, как таковые всеобщи. Наряду с общими свойствами пространства и времени каждому из них присущи и качественно специфические свойства. Для пространства таковыми будут: трехмерность, симметрия и асимметрия, формы и размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества и поля. Специфические свойства времени иные: одномерность, асимметричность, необратимость, то есть направленность всегда от прошлого к будущему, ритм процессов, скорость изменения состояния. Следовательно, пространство и время в философском понимании надо рассматривать в единстве с движением и материей, они органически взаимосвязаны.
II. Единство материи движения пространства и времени
Огромный вклад в разработку научных представлениях о связи пространство и времени с движущейся материей внес Н.И.Лобачевский, который разработал неэвклидову геометрию, где говорится, что свойства пространства в различных областях Вселенной неодинаковы, что они зависят от самой природы физических тем, от происходящих в них материальных процессов.
Идеи Лобачевского о единстве пространства с движущейся материей получили свое подтверждение и конкретизацию в современной физике. Так называемая специальная теория относительности устанавливает зависимость пространственно-временных свойств от скорости их движения. В условиях небольших скоростей проследить эту зависимость невозможно; изменение пространственно-временных свойств можно обнаружить только при скоростях, близких скорости света: например при околосветовых скоростях длина движущегося тела по сравнению с покоящимся уменьшается по мере увеличения скорости. При этом и время не остается неизменным: с увеличением скорости течение времени замедляется. То естьМиры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь,
и даже
Там та же мировая спесь»
В. Брюсов.
Итак, в мире все предметы и процессы конечны. Но совокупность конечных вещей и процессов бесконечна. Не существует никаких границ, за которыми могло бы быть еще нечто, не охватываемое понятием объективной реальности: она во всем, она все.
Таким образом, пространство и время представляют всеобщие формы существования материи, Вечность и бесконечность материи обусловливают вечность времени и бесконечность пространства, и соответственно, вечность и бесконечность Вселенной.
ИСТОЧНИКИ:
1) «Основы философии»
А.Г.Спиркин
2) «Основы философских знаний»
В.Афанасьев
качественно иную как в великое, так и в малое.
Вселенная не существует в раз и навсегда законченном виде, а есть непрерывно творящая себя реальность.
Конечное это постоянно появляющийся и исчезающий момент бесконечного процесса изменения сущего. Изменение же вообще связано с выходом системы за свои пространственные, временные, количественные и качественные границы. Истинная бесконечность это процесс постоянного качественного новообразования, включающий в себя бесконечность пространства и времени, процесс обретения границ и их утраты, достижения равновесия и одновременно стремления к нарушению его, то есть постоянно, напряженно пульсирующий процесс единства противоположностей.
Бесконечность времени существования мира выражается понятием вечности. Вечность присуща лишь миру в целом, каждая конкретная система которого проходяща.
Бесконечность никогда не завершимый процесс расширения и углубления познания субъектом объективной реальности. По сравнению с прошлыми поколениями нам известно о мире несравненно больше, но впереди еще бездна неведомого, которую предстоит постигать следующим за нами поколениям.
Мы уже знаем, что в современной космологии общепризнанный является концепция происхождения Вселенной из Большого Взрыва. Существуют три разновидности этой концепции.
1) Гравитационное притяжение между медленно «разбегающимися» галактиками настолько сильно, что в какой-то момент оно заставит их начать сближаться, вплоть до обратного сжатия (коллажа);
2) Галактики «разбегаются» настолько быстро, что гравитационные силы никогда не смогут остановить их, и Вселенная будет расширяться вечно.
3) Гравитация близка к критическому значению, которое препятствует как бесконечному развертыванию Вселенной в пространстве, так и ее обратному сжатию.
Как же в них решается вопрос о конечности или бесконечности пространства?
В первой утверждается, что пространство конечно, но без границ, в двух других оно бесконечно.
Еще не раз нам придется ломать свои устоявшиеся представления о пространстве и времени, но одно всегда останется неизменным: пространство и время объективны, они представляют собой всеобщие формы существования материи и так же, как материя, качественно бесконечны.
«Быть может эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь,
и даже
Там та же мировая спесь»
В. Брюсов.
Итак, в мире все предметы и процессы конечны. Но совокупность конечных вещей и процессов бесконечна. Не существует никаких границ, за которыми могло бы быть еще нечто, не охватываемое понятием объективной реальности: она во всем, она все.
Таким образом, пространство и время представляют всеобщие формы существования материи, Вечность и бесконечность материи обусловливают вечность времени и бесконечность пространства, и соответственно, вечность и бесконечность Вселенной.
Список литературы:
1) «Основы философии» А.Г.Спиркин
2) «Основы философских знаний» В.Афанасьев
метрические свойства пространства и времени создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитацией. Как уже было сказано, в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется. Представим себе астронавта, летящего в глубинах галактики на ракете. Отправляясь в полет, он обещал каждую секунду посылать на Землю сигнал. Теперь представим себе такую картину: этот астронавт подлетает к затерявшейся где-то в галактике чудовищно сжавшейся звезде, плотность которой во много раз больше плотности атомного ядра. Земные наблюдатели с удивлением и страхом замечают, что по мере приближения к этому телу радиосигналы, посылаемые астронавтом, стали поступать не через секунду, а все реже и реже. И вот уже между ними стали проходить минуты, затем часы, потом годы и века... В конце концов сигналы совсем перестали поступать, а между тем астронавт, как и было условлено, посылал сигналы ежесекундно. Оказалось, что из этой плотной звезды не выходят ни излучения, ни какие-либо частицы и взаимодействует она с миром только через силу гравитации.
Таким образом, единое пространство-время Вселенной есть проявление действующих в ней гравитационных сил.
И единство пространства, времени и движения материи можно выразить так: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении.
Живые структуры также обладают особенными свойствами пространства и времени их геометрия усложняется, изменятся и ритм времени. Мы сталкиваемся здесь с биологической характеристикой времени и пространства: все организмы имеют свои биологические часы.
Свою особенную структуру имеет и время исторических событий, субъекты которых овладевают временем и пространством, организуя эти события, а кроме того, переживая их. Стало быть, историческое время это уже иная характеристика времени по сравнению с физическим временем, например, движения небесных светил.
Кода мы говорим, что время ускоряет свой бег, то имеем в виду, что события текут быстрее, то есть увеличивается интенсивность всех форм социальной жизнедеятельности. Социально-историческое время исчисляется поколениями, веками, тысячелетиями. Его особенным свойством является то, что исторические события хранятся в памяти человечества. В нем за точку отсчета могут быть взяты те или иные социальные события, даже легенды.
Проблемы времени в литературном творчестве художественное время также можно изучать специально. К примеру, выясняется соотношение временных отрезков в межличностных отношениях героев или в их биографии.
Единство художественного времени с художественным пространством носит название «хронотопа».
Существует и психологическое время, связанное с его субъективным переживанием. Так, напряженное ожидание «растягивает» время, а переживание удовольствия, радости «сокращает» время, делает его «уплотненным», время как бы «съеживается».
III. О многомерности пространства.
Согласно теории относительности, пространство и время изменяются не сами по себе, а в неразрывной связи друг с другом. Эта связь настолько тесна, что они образуют здесь неразрывное целое, и время приобретает как бы роль четвертого измерения в дополнении к трем измерениям пространства (длина, ширина, высота). Сам А.Эйнштейн говорил, что его удивляет та настороженность, с которой порой относятся к четырехмерному пространству, хотя оно говорит всего лишь о том, что тело с такими-то и такими-то тремя пространственными координатами находилось там именно в данный момент времени (четвертое измерение).
Но существует и многомерное пространство Гильберта. Оно призвано отразить наличие у исследуемого объекта каких-либо совсем не пространственных свойств, которые только выражаются как «пространственно-подобные» с помощью различных математических операций. Так, если к трем привычным пространственным координатам объекта добавляются еще три координаты, выражающие, например, три компонента импульса этого же объекта, то для обозначения совокупности всех этих данных говорят о шестимерном фазовом пространстве, хотя собственно пространственных координат здесь, как обычно, три. Понятие шестимерного фазового пространства, таким образом, есть математическая абстракция, оно не претендует на замену занятия трехмерного пространства. Многомерное пространство в прямом смысле этого слова.
Использование метода многомерности пространства является одним из приемов квантовой физики, вынужденной описывать «недоступные» чувственному восприятию. Многомерные пространства являются правомерной научной абстракцией, имеющей и физический, и математический смысл. Здесь нет ничего сверхестественного или бессодержательного.
Различные идеалистические трактовки многомерного пространства, например, теологов, помещающих в эти «сверхреальные» пятые, шестые и др. измерения каких-то духов или прямо идеальную субстанцию, принадлежат идеалистам, спекулирующим на достижениях естествознания.
Важнейшим свойством пространства и времени является их объективность, т.е, независимость от человеческого сознания. Идеализм отрицает объективность пространства и времени, считая их продуктом сознания человека. С их точки зрения пространство и время порождены абсолютной идеей, мировым духом.
Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» доказал несостоятельность идеалистический взглядов: Земля существовала во времени и пространстве задолго до появления человека. Земле миллиарды лет, человеку десятки тысяч.
IV. Вечность и бесконечность материи.
Чье воображение не волновало таинственное ощущение бездны мироздания? Кого не поражал вид темного неба, искрящегося мириадами звезд? Вечность и бесконечность материи обуславливают вечность времени и бесконечность пространства, например, вечность и бесконечность Вселенной.
«Открылась бездна звезд полна:
Звездам числа нет, бездне дна»
М.В.Ломоносов
Истинная бесконечность это процесс постоянного выхода за пределы конечного, но выхода не только количественного, но и качественного, даже сущного: одна мера определенности системы переходит в ные: одномерность, асимметричность, необратимость, то есть напр метрические свойства пространства и времени создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитацией. Как уже было сказано, в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется. Представим себе астронавта, летящего в глубинах галактики на ракете. Отправляясь в полет, он обещал каждую секунду посылать на Землю сигнал. Теперь представим себе такую картину: этот астронавт подлетает к затерявшейся где-то в галактике чудовищно сжавшейся звезде, плотность которой во много раз больше плотности атомного ядра. Земные наблюдатели с удивлением и страхом замечают, что по мере приближения к этому телу радиосигналы, посылаемые астронавтом, стали поступать не через секунду, а все реже и реже. И вот уже между ними стали проходить минуты, затем часы, потом годы и века... В конце концов сигналы совсем перестали поступать, а между тем астронавт, как и было условлено, посылал сигналы ежесекундно. Оказалось, что из этой плотной звезды не выходят ни излучения, ни какие-либо частицы и взаимодействует она с миром только через силу гравитации.
Таким образом, единое пространство-время Вселенной есть проявление действующих в ней гравитационных сил.
И единство пространства, времени и движения материи можно выразить так: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении.
Живые структуры также обладают особенными свойствами пространства и времени их геометрия усложняется, изменятся и ритм времени. Мы сталкиваемся здесь с биологической характеристикой времени и пространства: все организмы имеют свои биологические часы.
Свою особенную структуру имеет и время исторических событий, субъекты которых овладевают временем и пространством, организуя эти события, а кроме того, переживая их. Стало быть, историческое время это уже иная характеристика времени по сравнению с физическим временем, например, движения небесных светил.
Кода мы говорим, что время ускоряет свой бег, то имеем в виду, что события текут быстрее, то есть увеличивается интенсивность всех форм социальной жизнедеятельности. Социально-историческое время исчисляется поколениями, веками, тысячелетиями. Его особенным свойством является то, что исторические события хранятся в памяти человечества. В нем за точку отсчета могут быть взяты те или иные социальные события, даже легенды.
Проблемы времени в литературном творчестве художественное время также можно изучать специально. К примеру, выясняется соотношение временных отрезков в межличностных отношениях героев или в их биографии.
Единство художественного времени с художественным пространством носит название «хронотопа».
Существует и психологическое время, связанное с его субъективным переживанием. Так, напряженное ожидание «растягивает» время, а переживание удовольствия, радости «сокращает» время, делает его «уплотненным», время как бы «съеживается».
III. О многомерности пространства
Согласно теории относительности, пространство и время изменяются не сами по себе, а в неразрывной связи друг с другом. Эта связь настолько тесна, что они образуют здесь неразрывное целое, и время приобретает как бы роль четвертого измерения в дополнении к трем измерениям пространства (длина, ширина, высота). Сам А.Эйнштейн говорил, что его удивляет та настороженность, с которой порой относятся к четырехмерному пространству, хотя оно говорит всего лишь о том, что тело с такими-то и такими-то тремя пространственными координатами находилось там именно в данный момент времени (четвертое измерение).
Но существует и многомерное пространство Гильберта. Оно призвано отразить наличие у исследуемого объекта каких-либо совсем не пространственных свойств, которые только выражаются как «пространственно-подобные» с помощью различных математических операций. Так, если к трем привычным пространственным координатам объекта добавляются еще три координаты, выражающие, например, три компонента импульса этого же объекта, то для обозначения совокупности всех этих данных говорят о шестимерном фазовом пространстве, хотя собственно пространственных координат здесь, как обычно, три. Понятие шестимерного фазового пространства, таким образом, есть математическая абстракция, оно не претендует на замену занятия трехмерного пространства. Многомерное пространство в прямом смысле этого слова.
Использование метода многомерности пространства является одним из приемов квантовой физики, вынужденной описывать «недоступные» чувственному восприятию. Многомерные пространства являются правомерной научной абстракцией, имеющей и физический, и математический смысл. Здесь нет ничего сверхестественного или бессодержательного.
Различные идеалистические трактовки многомерного пространства, например, теологов, помещающих в эти «сверхреальные» пятые, шестые и др. измерения каких-то духов или прямо идеальную субстанцию, принадлежат идеалистам, спекулирующим на достижениях естествознания.
Важнейшим свойством пространства и времени является их объективность, т.е, независимость от человеческого сознания. Идеализм отрицает объективность пространства и времени, считая их продуктом сознания человека. С их точки зрения пространство и время порождены абсолютной идеей, мировым духом.
Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» доказал несостоятельность идеалистический взглядов: Земля существовала во времени и пространстве задолго до появления человека. Земле миллиарды лет, человеку десятки тысяч.
IV. Вечность и бесконечность материи.
Чье воображение не волновало таинственное ощущение бездны мироздания? Кого не поражал вид темного неба, искрящегося мириадами звезд? Вечность и бесконечность материи обуславливают вечность времени и бесконечность пространства, например, вечность и бесконечность Вселенной.
«Открылась бездна звезд полна:
Звездам числа нет, бездне дна»
М.В.Ломоносов
Истинная бесконечность это процесс постоянного выхода за пределы конечного, но выхода не только количественного, но и качественного, даже сущного: одна мера определенности системы переходит в метрические свойства пространства и времени создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитацией. Как уже было сказано, в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется. Представим себе астронавта, летящего в глубинах галактики на ракете. Отправляясь в полет, он обещал каждую секунду посылать на Землю сигнал. Теперь представим себе такую картину: этот астронавт подлетает к затерявшейся где-то в галактике чудовищно сжавшейся звезде, плотность которой во много раз больше плотности атомного ядра. Земные наблюдатели с удивлением и страхом замечают, что по мере приближения к этому телу радиосигналы, посылаемые астронавтом, стали поступать не через секунду, а все реже и реже. И вот уже между ними стали проходить минуты, затем часы, потом годы и века... В конце концов сигналы совсем перестали поступать, а между тем астронавт, как и было условлено, посылал сигналы ежесекундно. Оказалось, что из этой плотной звезды не выходят ни излучения, ни какие-либо частицы и взаимодействует она с миром только через силу гравитации.
Таким образом, единое пространство-время Вселенной есть проявление действующих в ней гравитационных сил.
И единство пространства, времени и движения материи можно выразить так: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении.
Живые структуры также обладают особенными свойствами пространства и времени их геометрия усложняется, изменятся и ритм времени. Мы сталкиваемся здесь с биологической характеристикой времени и пространства: все организмы имеют свои биологические часы.
Свою особенную структуру имеет и время исторических событий, субъекты которых овладевают временем и пространством, организуя эти события, а кроме того, переживая их. Стало быть, историческое время это уже иная характеристика времени по сравнению с физическим временем, например, движения небесных светил.
Кода мы говорим, что время ускоряет свой бег, то имеем в виду, что события текут быстрее, то есть увеличивается интенсивность всех форм социальной жизнедеятельности. Социально-историческое время исчисляется поколениями, веками, тысячелетиями. Его особенным свойством является то, что исторические события хранятся в памяти человечества. В нем за точку отсчета могут быть взяты те или иные социальные события, даже легенды.
Проблемы времени в литературном творчестве художественное время также можно изучать специально. К примеру, выясняется соотношение временных отрезков в межличностных отношениях героев или в их биографии.
Единство художественного времени с художественным пространством носит название «хронотопа».
Существует и психологическое время, связанное с его субъективным переживанием. Так, напряженное ожидание «растягивает» время, а переживание удовольствия, радости «сокращает» время, делает его «уплотненным», время как бы «съеживается».
III. О многомерности пространства
Согласно теории относительности, пространство и время изменяются не сами по себе, а в неразрывной связи друг с другом. Эта связь настолько тесна, что они образуют здесь неразрывное целое, и время приобретает как бы роль четвертого измерения в дополнении к трем измерениям пространства (длина, ширина, высота). Сам А.Эйнштейн говорил, что его удивляет та настороженность, с которой порой относятся к четырехмерному пространству, хотя оно говорит всего лишь о том, что тело с такими-то и такими-то тремя пространственными координатами находилось там именно в данный момент времени (четвертое измерение).
Но существует и многомерное пространство Гильберта. Оно призвано отразить наличие у исследуемого объекта каких-либо совсем не пространственных свойств, которые только выражаются как «пространственно-подобные» с помощью различных математических операций. Так, если к трем привычным пространственным координатам объекта добавляются еще три координаты, выражающие, например, три компонента импульса этого же объекта, то для обозначения совокупности всех этих данных говорят о шестимерном фазовом пространстве, хотя собственно пространственных координат здесь, как обычно, три. Понятие шестимерного фазового пространства, таким образом, есть математическая абстракция, оно не претендует на замену занятия трехмерного пространства. Многомерное пространство в прямом смысле этого слова.
Использование метода многомерности пространства является одним из приемов квантовой физики, вынужденной описывать «недоступные» чувственному восприятию. Многомерные пространства являются правомерной научной абстракцией, имеющей и физический, и математический смысл. Здесь нет ничего сверхестественного или бессодержательного.
Различные идеалистические трактовки многомерного пространства, например, теологов, помещающих в эти «сверхреальные» пятые, шестые и др. измерения каких-то духов или прямо идеальную субстанцию, принадлежат идеалистам, спекулирующим на достижениях естествознания.
Важнейшим свойством пространства и времени является их объективность, т.е, независимость от человеческого сознания. Идеализм отрицает объективность пространства и времени, считая их продуктом сознания человека. С их точки зрения пространство и время порождены абсолютной идеей, мировым духом.
Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» доказал несостоятельность идеалистический взглядов: Земля существовала во времени и пространстве задолго до появления человека. Земле миллиарды лет, человеку десятки тысяч.
IV. Вечность и бесконечность материи
Чье воображение не волновало таинственное ощущение бездны мироздания? Кого не поражал вид темного неба, искрящегося мириадами звезд? Вечность и бесконечность материи обуславливают вечность времени и бесконечность пространства, например, вечность и бесконечность Вселенной.
«Открылась бездна звезд полна:
Звездам числа нет, бездне дна»
М.В.Ломоносов
Истинная бесконечность это процесс постоянного выхода за пределы конечного, но выхода не только количественного, но и качественного, даже сущного: одна мера определенности системы переходит в