Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Дизайн профиль Графический дизайн Кострома КГТУ 2012 УДК 7

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

PAGE   \* MERGEFORMAT 5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический университет

Кафедра технологии и материаловедения швейного производства

  

О.И. Денисова

Основы теории и методологии

дизайна 

Методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов вузов, обучающихся

по направлению подготовки 072500

«Дизайн» профиль «Графический дизайн»

Кострома

КГТУ

2012

УДК 7.017.4.681.327.1

Денисова, О.И. Основы теории и методологии дизайна: метод. указания к выполнению курсовой работы / О.И. Денисова. –   Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2012. – 32 с.

В методических указаниях систематизированы требования, предъявляемые к содержанию и оформлению курсовой работы по дисциплине «Основы теории и методологии дизайна», приведены сведения о возможных темах работ, возможностях.  При выполнении курсовой работы студент должен практически освоить основные этапы методического процесса проектирования продуктов дизайна, ознакомиться с принципами и методами формообразования различных объектов графического дизайна,  научиться применять теоретические знания о зарубежных и отечественных концепциях дизайна в процессе самостоятельной разработки различных компонентов визуальной среды.  

Методические указания предназначены для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 072500 «Дизайн» профиль «Графический дизайн» (очно), а также может быть рекомендовано в качестве дополнительной литературы студентам, обучающимся по профилю «Дизайн костюма».  

В  оформлении методических указаний использованы работы студентов кафедры ТМШП.

Рецензент:  

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом КГТУ

©  Костромской государственный технологический университет,  2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….4

  1.  Общие положения……………………………………………………..…. ……5
    1.  . Цели и задачи курсовой работы......................................................…………...5

1.2. Объект проектирования……………………………………………………...5

1.3. Объем отчета………………………………………………………………….6

2. Организация курсовой работы………………………………………………..6

3. Структура пояснительной записки …………………………………………..6

3.1. Титульный лист..................................................................……………………..7

3.2. Реферат .....................................................................................…………………7

3.3. Содержание..........................................................................…………………….7

3.4. Введение...............................................................................…………………….7

3.5. Исследовательская часть……………………………………………………8

3.6. Предпроектный анализ………………………………………………………8

3.7. Проектно-композиционный раздел………………………………………....8

3.8. Заключение ............................................................................………………….16

3.9. Список литературы…………………………………………………….……16

3.10. Приложения............................................................................……………..….16

4. Требования, предъявляемые к оформлению

    курсовой работы………………………………………………………………17

5. Требования, предъявляемые к защите курсовой работы………………..…17

Cписок литературы…………………………………………………………………18

Приложение А. Сроки выполнения разделов курсовой работы…………….. 19

Приложение Б. Примерные направления исследований…………………….. 20

Приложение В. Пример оформления титульного листа……………………....21

Приложение Г. Рекомендуемая литература ……………………………………..22

Приложение Д. Применение  ассоциативных методов активизации

творческого мышления и концепции «конструктивизм»

в дизайн-проектировании упаковки………………………………………...........24

Приложение Е.Разработка основных элементов и носителей

фирменного стиля…………………………………………………………………25

Приложение Ж. Модернизация существующих объектов

графического дизайна ……………………………………………………………29

Приложение З. Применение метода макетирования при разработке

объектов графического дизайна…………………………………………………30

Приложение И. Применение метода «сценарное моделирование»

при разработке объектов графического дизайна………………………………31

Введение

Данная курсовая работа завершает цикл изучения дисциплины «Основы теории и методологии дизайна» студентами-графиками.  Теоретическая и практическая работа студента над заданием строится в соответствии с единой проектной методикой и включает следующие этапы:

1) осмысление проблемной ситуации (необходимо сформулировать, в чем заключается проблема, потребности, конфликт);

2) предпроектный анализ (определить предварительную цель, подобрать и описать объекты-аналоги);

3) определение принципов и средств решения задачи (оценить возможности решения проблемы и выбрать методику);

4) формирование формального образа (представить «идеальное» решение и организовать работу  по его достижению);

5) анализ проектной ситуации;

6) эскизный поиск принципиальных решений (проектный синтез);

7) проектная проработка.

Процесс дизайн-проектирования разделен на исследовательскую и  практическую части.  В исследовательской части студент осуществляет сбор и анализ информации в соответствии с выбранной тематикой курсовой работы, а также синтез (овеществление) полученной информации в выбранных типах формообразования.   

На этапе синтеза рекомендуется применение методов эвристики для активизации творческого поиска.  В процессе синтеза результаты исследований реализуются в конкретных методах формообразования, следовательно, объект графического дизайна приобретает материальные формы, что должно быть отражено в виде зарисовок, поисковых эскизов (фор-эскизов), макетов. Практическая часть курсовой работы заключается в разработке выставочных эскизов или макетов графических объектов и оценке их дизайнерского уровня.

1.Общие положения

1.1.Цели и задачи курсовой работы

Целью курсовой работы является:

- систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний студентов по курсу «Основы теории и методологии дизайна»;

-практическое освоение методологии процесса проектирования новых, востребованных на современном рынке, объектов графического  дизайна, а также закрепление теоретических знаний по обоснованному выбору средств и методов проектирования для реализации концепции  проекта;

- синтезирование знаний, полученных при изучении курсов дисциплин «Цветоведение и колористика», «Творческие источники дизайна», «Пропедевтика» и др.;

- использование специальной литературы.

1.2.Объект проектирования

В рамках данной курсовой работы создается творческая концепция создания различных объектов графического дизайна, например: 

  •  книжных макетов и иллюстраций;
  •  рекламных и информационных плакатов;
  •  графическое решение открыток и почтовых марок;
  •  оформление грампластинок и DVD дисков;
  •  корпоративный стиль компании, включая его основной элемент - логотип;
  •  буклеты, брошюры, календари и другая рекламная полиграфическая продукция;
  •  упаковки, этикетки, обложки;
  •  сувенирная продукция;
  •  варианты разработки интернетов-сайтов.

Также объектом дизайн-проектирования могут быть системы предметов (их свойства),  предметно-оснащенные процессы, предметно-бытовая среда в целом.

При этом целью разработки может быть модернизация уже существующих графических объектов, т.е. улучшение отдельных технико-эстетических параметров изделия, которое сохраняет основные черты своего прототипа, так и разработка совершенно новых образцов – новых, перспективных или экспериментальных разработок.  Так, новая разработка – это существенно или принципиально новое технико-эстетическое решение, рассчитанное на современную реализацию. Перспективная разработка содержит аналогичное решение, рассчитанное на реализацию в будущем (в настоящем – нет соответствующих технологий или  не сформировалась потребность). Экспериментальная разработка – это свободный дизайнерский поиск, не всегда предназначенный для внедрения.

Возможно также создание проектного прогноза, т.е. определения возможного направления развития дизайна предметов или предметно-бытовой среды.

В соответствии с заданием студенты могут выполнять курсовые работы с решением некоторых вопросов научно-исследовательского характера.

1.3.Объем отчета

 Объем пояснительной записки к курсовой работе по композиции костюма составляет 35-40 страниц  А4 формата машинописного текста (без приложений). Текст набирается шрифтом Times New Roman , размер кегля – 14, стиль «обычный», с отступом красной строки 1,25 см, выравнивание основного текста – по ширине. Межстрочный интервал – полуторный.

 Структура научно-исследовательской и проектно-композиционной частей, заголовки разделов и подразделов обсуждаются студентом индивидуально с руководителем и зависят, в первую очередь, от целей и задач курсовой работы. Дополнительно прикладывается CD-версия курсовой работы.

  1.  Организация курсовой работы

Сроки выполнения основных разделов курсовой представлены в приложении А. Для планомерного решения проектных задач составляется график консультативных занятий с преподавателем (2 часа в неделю) и «экран успеваемости», отражающий качество и планомерность работы студента над выбранной темой.

Темы курсовых работ оговариваются и утверждаются в соответствии с установленным сроком (см. приложение А). Для упрощения процедуры выбора в приложении Б представлены примерные направления исследований.

Пояснительная записка оформляется в соответствии с нормативно-технической документацией и сдается на проверку не позднее, чем за неделю до защиты курсовой работы. Работа получает допуск к защите после исправлений всех замечаний, указанных преподавателем в листе-вкладыше.  

Защита курсовой работы организуется в форме презентации и/или краткого сообщения по результатам  исследований (5-7 минут) в присутствии преподавателей и студентов группы.

 

3. Структура пояснительной записки

Отчет по курсовому проекту состоит из следующих структурных элементов:

1- титульный лист;

2 – реферат;

3 – содержание;

4 – введение;

5  - основная часть;

5.1 – исследовательская часть;

5.2 – предпроектный анализ;

5.3 – проектно-композиционный раздел;

5.3.1 – синтез  результатов предпроектного анализа;

5.3.2 –разработка творческой концепции;

5.3.3 – постановка  задач проекта;

5.3.4 – поиск оптимального решения проектной задачи;  

6  – заключение;

7  - список использованных литературных источников;

8   - приложения.

3.1. Титульный лист

Титульный лист является первой страницей отчета и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Пример оформления титульного листа приведен в приложении В.

3.2. Реферат

 

Реферат должен содержать:

  •  сведения об объеме отчета, количестве рисунков, таблиц, приложений, количестве использованных источников;
  •  перечень ключевых слов (5-10 слов или словосочетаний, которые характеризуют содержание отчета);
  •  текст реферата.

 В тексте реферата указывается конкретный объект разработки, оговариваются цели и задачи исследований, возможные методы решения поставленных задач в области дизайн-проектирования. Дается краткая характеристика полученных результатов, оценка их новизны, значимости и степени внедрения. Составляются прогнозные предположения относительно дальнейших исследований по заданной теме.  Объем реферата – не более 1 страницы.

3.3. Содержание

Содержание должно включать введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеются), заключение, список использованной литературы, приложения. Указываются номера страниц, с которых начинаются данные  элементы отчета.

3.4. Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения научно-исследовательской и проектно-композиционной работы, сведения о планируемом уровне разработки. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, отражена связь данной работы с другими дисциплинами.

Объем введения 1-1,5 страницы.

3.5. Исследовательская часть

В научно-исследовательском разделе разрабатывается индивидуальная тема исследовательского характера непосредственно по теме курсовой работы. Цель раздела - анализ, обобщение, классификация по существенным признакам имеющегося материала по исследуемому вопросу. Рекомендуемый объем раздела - 15 страниц.

В процессе выполнения работы необходимо ознакомиться с литературными источниками, Интернет-ресурсами по исследуемому вопросу (приложение Г).  Обобщить и классифицировать теоретический материал. В конце раздела должны содержаться выводы по результатам теоретического исследования.

Текст обязательно должен сопровождаться иллюстративным материалом.

3.6. Предпроектный анализ

Анализ предпроектной ситуации включает:                       

  •  социально-экономический анализ, в процессе которого выявляются ведущие потребители;
  •  функциональный анализ (исследование способов использования объекта дизайна),
  •  функционально-стоимостной анализ (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения);
  •  технологический анализ (исследование материалов и возможных способов изготовления);
  •  анализ формы прототипов (исследование структуры аналогичных объектов, рассмотрение различных вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

3.7. Проектно-композиционный раздел

На этапе планирования должны быть сформулированы основные задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования, прежде всего назначение и функции проектируемых объектов графического дизайна, конструктивные и технологические требования к ним.

Разработка концепции объектов должна быть связана как с конкретными проектными задачами, так и с основными тенденциями развития графического дизайна. Дизайнер должен соединить воедино все сведения, отобранные при предпроектном анализе и создать образ продукта. Дизайнером создаются и оцениваются альтернативные концепции продукта, и одна или более концепций отбираются для дальнейшей разработки.  При выборе следует обратить внимание на то, что при разработке  следует отказаться от тех стереотипных решений, которые в большом количестве представлены на рынке. Основой концепции  может быть инновация самого продукта графического дизайна или же новизна в позиционировании бренда.

При выполнении проектно-композиционного раздела в случае возникновения ситуации «творческого кризиса» рекомендуется применение методов и приемов эвристики, что позволяет упростить процесс создания дизайнерских решений. Базовыми для генерации новых дизайнерских решений являются следующие эвристические методы: мозговой штурм и синектика, которые относятся к командным методам, а также такие «индивидуальные» методы, как морфологический анализ, метод «подвижных столбиков» и метод биссоциаций.  

При мозговом штурме важно количество идей, а не их качество. Команде проектировщиков объясняется проблема, и они садятся вокруг стола, стараясь выработать как можно больше идей и включить их в список независимо от их значимости. Считается, что, если существует лишь единственное решение проблемы, то тот, кто его выдвинул, всегда будет его защищать. Если позднее выяснится, что это решение ошибочно, проектировщик не сможет выдвигать новые идеи, бессознательно пытаясь предлагать только вариации первоначальной мысли. Идеи анализируются по нескольким критериям (например, актуальность, реализуемость, новизна).

Синектической команде требуется сильный лидер; кроме того, необходимо, чтобы каждый проектировщик в команде разбирался, по меньшей мере, в двух областях знаний.  В отличие от мозгового штурма и синектики, морфологический анализ – метод индивидуального решения проблем. При его использовании решение проблемы представляется не как единое целое, а как набор некоторых параметров. Каждый параметр характеризуется определенным набором значений. Анализ случайных комбинаций параметров позволяет дизайнеру мыслить новыми, необычными способами. В случае, когда количество параметров не более трех для реализации метода производят построение морфологической матрицы (куба). В других же случаях используются «подвижные столбики». Для этого каждый параметр представляется в виде списка (столбика) значений. Все столбики располагаются слева направо последовательно друг за другом и могут смещаться относительно других столбиков вверх или вниз. В результате формируются различные комбинации параметров, на основе анализа которых будут синтезироваться новые решения.

В основе метода ассоциативных цепочек или биссоциаций лежит принцип ассоциативного мышления. Задачей дизайнера является построение ассоциативных цепочек между случайно отобранным словом-ответом и объектом проектирования. В результате построения такой цепочки может возникнуть одна или несколько новых идей.

При выполнении курсовой работы возможно применение и других, не указанных выше методов. В тексте работы должно быть приведено краткое описание процесса и результата применения эвристического метода.

На этапе синтеза дизайнер применяет различные методы формообразования. В зависимости от выбранной концепции могут изменяться и тенденции формообразования: например, при рассмотрении концепции «конструктивизм» целесообразно применить геометрический подход к формообразованию, используя при этом  в качестве художественных средств плоские или объемные первичные геометрические формы: их сочетания станут основой композиции графических объектов (приложение Д).

Для разработки и представления своих идей дизайнерами могут применяться такие методы проектирования, как моделирование и макетирование.

Несомненным достоинством метода макетирования является его наглядность. Макеты выполняются либо в натуральную величину, либо в масштабе. При выборе материалов для макетирования учитывается тектоника и способность передать задуманную объемно-пространственную структуру объектов графического дизайна.

Наряду с использованием различных видов моделирования, таких как компьютерное, ретроспективное и другие, в работе возможно применение методик художественно-образного моделирования. Художественно-образное моделирование, в отличие от логического, основывается не на рациональном учете всех факторов и требований к проекту, а прежде всего на эмоциональном, целостном видении конечного результата творчества. В частности, можно рекомендовать такие рассматриваемые в литературе методики образного подхода, как «сценарное моделирование»,  «ситуация выставки», «ситуация музея», «отождествление себя с проектируемым объектом» (метод Альтшуллера), заимствование аналогии между выразительными особенностями дизайн-объекта и приемами повышения выразительности, разработанными в других областях искусства и культуры [1].

В завершении работы над проектно-композиционным разделом рекомендуется провести экспертную оценку дизайнерского уровня созданных объектов, выявить новизну и художественно-образную выразительность своих  разработок в сравнении с мировыми достижениями. В качестве экспертов к работе могут быть привлечены однокурсники или студенты старших курсов. При этом применяются следующие методы: «целостная интуитивная оценка», когда эксперт с первого взгляда на представленную разработку интуитивно-убежденно определяет ее уровень, руководствуясь художественным вкусом, предшествующим опытом и профессиональными навыками; метод «проектной продукции», когда эксперт ставит перед собой вопрос, как бы он сам вел разработку такого проекта и к какому бы результату в итоге пришел; метод «сценарного перевоплощения», где эксперт встает на позицию автора проекта и стремится раскрыть основную идею автора; метод сравнительной оценки с разработками-аналогами; метод комбинированной оценки, совмещающий элементы указанных приемов.

Пример последовательности работы над созданием объектов графического дизайна приведен на рисунках 1–8. Автором курсовой работы в рамках теоретического исследования были проанализированы стилевые направления  в дизайне упаковки начиная со второй половины 19 века до настоящего времени (рис.1, 2). 

 

Рисунок 1 – Жестяная кондитерская упаковка конца XIX – начала XX вв 

Рисунок 2 – Картонная упаковка 50-70е годы XX века

На основании анализа литературных источников выделены актуальные тенденции в современном дизайне упаковки, в частности, «Назад в прошлое», «Экологичность» и др. (рис.3)  

а

б

а – «Назад в прошлое»  (дизайнер упаковки М.Оливер);

б – «Экологичность» (дизайнер упаковки Д. Зигнверг)

Рисунок 3 – Пример актуальных направлений в современном дизайне упаковки

По  результатам предпроектных исследований  объектом разработки  была выбрана серия упаковок для специй: красного и черного перца. Прежде чем приступать к разработке концепции и эскизов упаковки, на этапе предпроектных исследований был проведен анализ видов и функций упаковки,  проанализированы принципы формообразования и приемы гармонизации композиции на примере наиболее существующих на современном рынке образцов-аналогов  упаковки, наиболее полно удовлетворяющей потребности потребителей (рис.4). Раскрытие достоинств и недостатков предшествующего дизайна упаковки, помогает не допустить аналогичных ошибок  при проектировании новых объектов.

Рисунок  4 – Аналоги упаковки специй

В процессе синтеза для активизации творческого поиска дизайнером был применен эвристический метод морфологического анализа, а точнее его разновидность - метод «подвижных столбиков». Метод основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается наибольшее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить новые решения. Пример таблицы морфологического анализа приведен на рисунке 5.

Материалы

Форма

Время использования

Цвет

Рисунок

стекло

цилиндр

одноразовая

красный

есть

бумага

куб

многоразовая

черный

нет

дерево

параллелепипед

синий

пластмасса

шар

белый

металл

конус

оранжевый

прозрачная пленка

органическая форма

коричневый

многоугольник

желтый

трапеция

зелёный

прямоугольник

многоцветный

Рисунок 5 – Пример морфологической структуры  в виде таблицы «подвижных столбиков» для разработки дизайна упаковки специй (студенческая работа)

После оценки вариантов дизайнером были составлены следующие комбинации, к которым были разработаны эскизы упаковки:

Бумага – органическая форма – одноразовая – красный /черный – нет рисунка (рис.6).

 

Рисунок 6 – Первый вариант дизайна упаковки специй (студенческая работа)

Прозрачная пленка– прямоугольник – одноразовая – синий/ оранжевый – нет рисунка (рис.7).

    

Рисунок 7 – Второй вариант дизайна упаковки специй (студенческая работа)

Бумага – прямоугольник – многоразовая – красный/ черный/ белый/ желтый – есть рисунок (рис.8).

Рисунок 8 – Третий вариант дизайна упаковки специй

(студенческая работа)

Далее автором составлена краткая характеристика своих работ: «Все работы выполнены в минималистическом стиле, что соответствует модным тенденциям в дизайне упаковки. Данный стиль был выбран ввиду того, что, проанализировав аналоги, было выявлено, что большинство упаковок оформлены красочно,  с множеством различных элементов и использованием фотографических изображений, следовательно, простой одноцветный дизайн будет выигрышно смотреться на их фоне» [2].  

Графический дизайн можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений и/или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и посланий. Графический дизайнер может пользоваться типографским оформлением, изобразительными искусствами и техниками вёрстки страниц для производства конечного результата. Варианты применения таких методов и подходов к постановке и решению задачи проектирования объектов графического дизайна представлены в приложениях Е-И.

3.8. Заключение

Заключение должно содержать: краткие выводы по результатам выполненной курсовой работы или отдельным ее этапам, оценку полноты решений поставленных задач, разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов курсовой работы.

3.9.  Список литературы

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003 [3].  Допускается оформление списка литературы по ГОСТ Р 7.0.5-2008 [4]. При использовании электронных ресурсов также дается  библиографическое описание [5].

Библиографические ссылки по месту расположения в тексте должны быть однотипными (либо затекстовые, либо внутритекстовые).

При этом следует учитывать, что в случаях, когда значительная часть ссылки включена в основной текст работы; приводится в виде цитат, примеров, примечаниях, эпиграфов, то используются внутритекстовые ссылки.

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте отчета и нумеровать арабскими цифрами.

3.10. Приложения

Приложения оформляются как продолжение пояснительной записки на последующих его страницах, имеют общую с основным текстом нумерацию страниц. В приложении помещают иллюстрации, рисунки, наброски, фотографии, таблицы вспомогательного характера. Каждое приложение начинают с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», напечатанного (написанного) прописными буквами. Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в пояснительной записке более одного приложения, их обозначают буквами в алфавитном порядке (без знака № ), например: «Приложение А», «Приложение Б» и т.д.

4. Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы

  •  Иллюстрации (чертежи, схемы, фотоснимки, копии, рисунки, наброски) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки.
  •  Чертежи, графики, схемы, помещаемые в отчете, должны соответствовать требованиям государственных стандартов ЕСКД [5].
  •  Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
  •  Все иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).
  •  Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой
  •  нумерацией в пределах всего отчета.
  •  Оформление таблиц в отчете - по ГОСТ 2.105-95 [5]
  •  Структура НИР, темы подразделов обсуждаются студентом индивидуально с руководителем и зависят, в первую очередь, от целей и задач курсовой работы.
  •  

5. Требования, предъявляемые к защите курсовой работы

При выполнении курсовой работы и подготовке ее к защите следует учесть, что при оценке работы и защите в комиссии учитывается:

- содержание и полнота изложенного материала;

- самостоятельность при выполнении курсовой работы (согласно отзыву руководителя курсовой работы);

- наличие в курсовой работе оригинальных решений, новизна идеи;

- качество систематизации  материала в пояснительной записке;

-качество графических работ, представленных в проектно-композиционном разделе;

- эффективность практического использования дизайнерских разработок;

- соответствие сроков выполнения разделов  курсовой работы графику;

- содержательность  презентации и доклада, представленных на защите работы

- правильность и полнота ответов на вопросы комиссии при защите работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Розенсон И. А. Основы теории дизайна/ И.А. Розенсон. — СПб.: Питер, 2008.
  2.  Ретивова Е.О. Использование метода морфологического анализа в дизайн-проектировании упаковки  / Е.О.Ретивова, О.И. Денисова, М.Л. Погорелова // Материалы 63-й  науч-техн. конф. молодых ученых и студентов «Студенты и молодые ученые КГТУ - производству» – Кострома: КГТУ, 2011.
  3.  ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие правила и требования составления
  4.  ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления
  5.  ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов
  6.  ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1 – Сроки выполнения разделов курсовой работы

Разделы

курсовой работы

Сроки выполнения

Выбор темы КР,

составление индивидуального плана работы

   2-я неделя февраля

Научно-исследовательская часть:

  •  сбор и систематизация информации по теме теоретического исследования;
  •  составление списка литературы по              исследуемой теме;
  •  подбор наглядных материалов, иллюстрации, ксерокопии  публикаций и пр.

   3-4  недели февраля

Анализ предпроектной ситуации, оценка новых   технологий. Постановка задач дизайн-проекта.

1-я неделя марта

Разработка одной или нескольких альтернативных концепций объекта проектирования  с применением методов эвристики. Выбор методов формообразования.

2-я неделя марта

Выбор метода  проектирования. Синтез результатов исследований при разработке эскизов/ макетов объектов графического дизайна в соответствии с выбранными методами.

3-4 недели марта -

1-я неделя апреля

Анализ и описание разработанных объектов графического дизайна. Выбор метода оценки уровня дизайна. Внесение изменений в дизайн по   итогам оценки (совершенствование, детализация    дизайна)

2-3 недели апреля

Оформление пояснительной записки

4-я неделя апреля –

1-я неделя мая

Сдача на проверку курсовой работы,

получение допуска к защите

2-я неделя мая

Защита курсовой работы

3-я неделя мая

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Примерные направления исследований

1. Конкуренция и дизайн. Экономическая эффективность дизайна.

2. Художественное начало дизайна. Эстетический момент в творчестве дизайнера.

3. Дизайн и проблема стиля.

4. Функционализм как метод творчества и как художественный стиль.

5. Арт-дизайн  как метод творчества и как художественный стиль.

6. Конструктивизм в дизайне.

7. Графический дизайн и другие средства массовой культуры (н-р, дизайн и кино, дизайн и телевидение, дизайн и радио)

8. Анализ современных тенденций в разработке фирменного стиля

9. Современная рекламная графика.

10. Дизайн упаковки.

11. Средства дизайнерской деятельности. Возможности современной вычислительной техники в решении дизайнерских задач

12. Оп-арт в рекламной графике.

13. Школа дизайна «Баухаус»: теоретические взгляды основателей.

14. Школа дизайна «Веркбунд»: теоретические взгляды основателей.

15. Стилевые направления в графическом дизайне.

16. Применение аксиоморфологической концепции дизайн-проектирования при разработке объектов графического дизайна
17. Структура дизайн-программы и разработка проектно-целевого, концептуального, организационного и проектного блока дизайн-программы.
18. Применение приемов "нон-дизайна" в дизайн-проектировании.
19. Анализ методик художественно-образного проектирования "выставочное  и музейное моделирование" "сценарное перевоплощение" и его применение при проектировании объектов графического дизайна
20. Проектирование объектов графического дизайна с учетом социальных ролей потребителей.
21. Основные тенденции формообразования объектов дизайна: геометрический подход и его структурные разновидности, органический подход, метафорический и технонаучный подход.

22. Анализ модульного метода формообразования и его применение при создании объектов графического дизайна

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Костромской государственный технологический университет

Кафедра технологии и материаловедения швейного производства

        Защищено с оценкой                                          Допущено к защите                                                          

       «.......» ..............2012 г                                    «......» ................2012 г

ОТЧЕТ

по курсовой работе дисциплине «Основы теории и методологии дизайна»

      Тема: «                                                                        »

                                                                        Исполнитель:

                                                                                  Студент ………….группа

                                                                                           (Ф.И.О., подпись)

Руководитель: ………….

                                                                                           (Ф.И.О., подпись)

Кострома, 2012

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Рекомендуемая литература

  1.  Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм; пер. с англ. В.Н. Самохина. – М.: Прогресс, 1974.
  2.  Аронов В. Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX в. / В. Р. Аронов. – М.: Советский художник, 1987.
  3.  Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт / Г.Б. Борисовский. – М.: Изд-во стандартов, 1989.
  4.  Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть 1. Этапы развития мирового дизайна / Н. В. Воронов. – М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 1997.
  5.  Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. Часть 2. Русский дизайн. Производственное искусство / Н. В. Воронов. –  М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 1998.
  6.  Гамаюнов В. Н., Коробовский Ю. Г. Основы дизайна / В. Н. Гамаюнов, Ю.Г. Коробовский.  – М.: Альфа, 1993.
  7.  Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Л.Глазычев . –  М.: Искусство, 1970.
  8.  Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна / Е.В. Жердев. – М.: Аутопан, 1993.
  9.  Жердев Е. В. Художественная семантика дизайна. Метафорика / Е.В. Жердев .– М.: Аутопан, 1994.
  10.  Кей К. Зрительные обманы / К. Кей. – Смоленск: Русич, 1999.
  11.  Клюев М. О дизайне. Методика проектирования для промышленного дизайна [Электронный ресурс] / М. Клюев. – Режим доступа:  http://www. rosdesign.com/design/teorofdesign.htm.
  12.  Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие / Н.А. Ковешникова.  – М.: Омега-Л, 2005.
  13.  Медведев В.Ю. Принципы и критерии эстетической оценки промышленных изделий – произведений дизайна: учебное пособие / В.Ю. Медведев. – СПб.: Изд-во СПГУТД, 1997.
  14.  Михайлов С.М. Основы дизайна: учебник для вузов / С.М. Михайлов, Л.М. Кулеева. – М.: Союз Дизайнеров, 2002. – 240 с.
  15.  Папанек В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. – М.: Издатель Д. Аронов, 2004. – 416 с.
  16.  Праздников Г.А. Процесс художественного творчества / Г.А. Праздников. – М.: Высшая школа, 1972. – 184 с.
  17.  Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей / С.Х. Раппопорт. – М.: Знание, 1987.
  18.  Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники: учебное пособие. Книга 1 / В.Ф. Рунге. – М.: Архитектура-С, 2006.
  19.  Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. – М.: М3 Пресс; Социально-политическая мысль, 2005.
  20.  Ульрих К. Промышленный дизайн: создание и производство продукта / К. Ульрих, С. Эппингер. – М.: Вершина, 2007.
  21.  Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна / С.О. Хан-Магомедов. –  М.: Галарт, 1995.
  22.  Яковлев В.Г. Проблемы художественного творчества / В.Г. Яковлев. – М.: Высшая школа, 1972.
  23.  Яцина О.А. Компьютерные технологии в дизайне. Логотипы, упаковки, буклеты / О.А. Яцина. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Применение  ассоциативных методов активизации творческого мышления и концепции «конструктивизм» в дизайн-проектировании упаковки

Рисунок Д.1 – Ассоциативная карта (студенческая работа)

 

Рисунок Д.2 – Эскизы упаковки чая с применением  концепции «конструктивизм» (студенческая работа)

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Разработка основных элементов и носителей фирменного стиля

Рисунок Е.1 – Забавная картинка-источник вдохновения

Рисунок Е.2 – Логотип детской организации «Каляка» (студенческая работа)

  

Кадр 1                                                   Кадр 2

   

Кадр 3                                                   Кадр 4

  

Кадр 5                                                   Кадр 6

Рисунок Е.3 – Дизайн рекламного ролика в рамках разработки

фирменного стиля (студенческая работа)

       

         

        

          

Рисунок Е.4 – Создание основных элементов фирменного стиля, фирменных героев и носителей фирменного стиля (студенческая работа)

а

  

б                                                              в

а- логотип кинотеатра

б- вариант оформления рекламного указателя на асфальте

в- реклама на стене здания

Рисунок Е.5 – Применение метода ретроспективного моделирования в дизайн-проектировании  фирменного стиля (студенческая работа)

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Модернизация существующих объектов графического дизайна

    

     

 

Рисунок Ж.1 – Модернизация упаковки кофе марки «NESKAFE»

с применением приемов оп-арт (студенческая работа)

ПРИЛОЖЕНИЕ З

Применение метода макетирования при разработке объектов

графического дизайна

       

       

       

Рисунок З.1 – Авторская открытка (студенческая работа)

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Применение метода «сценарное моделирование» при разработке объектов

графического дизайна

   

а  – «Машинка любит, когда ее катают»

  

б – «Мишка любит быть в твоих объятиях»

  

в  –  «Юла любит, когда ее вертят»

Рисунок  И.1 – Детская социальная реклама, задуманная в виде последовательно появляющихся частей изображения, содержащих начало и конец рекламного слогана (студенческая работа)

Денисова Ольга Игоревна

Основы теории и методологии

дизайна 

Методические указания к выполнению курсовой работы

для студентов вузов, обучающихся

по направлению подготовки 072500

«Дизайн» профиль «Графический дизайн»

Подписано в печать                     .Формат бумаги 60×84 1/16.

Печать трафаретная. Печ. л.         . Заказ     . Тираж    .

Редакционно-издательский отдел

Костромского государственного

технологического университета

156005, г. Кострома, ул. Дзержинского,17.




1. Куликовская битва Гончаров Андрей Михайлович учитель истории МБОУ Троицкая СОШ Клас1
2. Тема- Microsoft Word Создание комбинированных документов Цель- Научиться создавать документы сложной структуры
3. Тема- ldquo;Грошовий ринок особливості його функціонування і стабілізаціїrdquo; План- Економічна сутні
4. темами как текст записанный на какомлибо языке.
5. Динамика косовского кризиса и политика России Елена ГУСЬКОВА Современный кризис на территории бывш
6. САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.1
7. ; у болса румбты аны~та~ыз
8. Слово - Величайший памятник древнерусской литературы
9. Что предусматривает воинская обязанность Известно что десятикратное снижение уровня радиоактивн
10. Бухгалтерский учет у лизингополучателя
11. Часть 1 Главной причиной дефицита свободной энергии является зашлакованность организма что в свою очер
12. Тема- Социальная философия Моим родителям 1
13. ВВЕДЕНИЕ Одним из наиболее трагичных видов девиантного поведения является суицид
14. grmotey.com- Аркадий СТРУГАЦКИЙ Борис СТРУГАЦКИЙ ОТЯГОЩЕННЫЕ ЗЛОМ ИЛИ СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ Из десяти девя
15. Реферат- Розвиток фінансових ресурсів підприємства
16. Статья- Зоны геолого-экологического риска тектонической природы и безопасность жизнедеятельности
17.  Управления транзакциями3 1
18. і До самостійної роботи технікалаборанта допускаються особи не молодші 18 років які пройшли- ввід
19. Мой раб говорит правду
20. это та вещь которой обычно школьницы доверяют самое сокровенное