Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

г

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 5.5.2024

           

Московская    Духовная    Академия    

    

 

студента   1 курса  В   Просянка   Романа

Биография   заслуженного   профессора

   Московской   Духовной  Академии

Алексея  Ивановича   Георгиевского

                        (1904—1984 г.)

г.  Сергиев  Посад

 1999

 

В 1943  году   Московский   Патриархат   начал  работу   по   возрождению  Духовных  школ . Пожелтевшие  уже  страницы  Журнала  Московской   Патриархии   за  июнь  1944  года  подробно  повествуют  о  замечательном   событии  церковной  жизни — открытии  Богословского  института  и  Богословско-пастырских  курсов  при  нем, преобразованных  в  1946  году  в Семинарию  и  Академию. С тех  пор до  настоящего  дня  продолжается  большая  повседневная  работа  по  воспитанию и  образованию пастырей  Церкви, а также  ученая и общественная  деятельность Московских  Духовных  школ.[5]

Алексей   Иванович    Георгиевский    ( 1904 — 1984 )  был   одним   из  первых,  кто  вошел  в состав  Комиссии по подготовке  к  открытию  Духовных   школ   в  Москве,  и  почти  сорок  лет  своей  трудовой  жизни  он  отдал  научно-педагогической   деятельности  в  наших  школах.   

А И Георгиевский  родился  14 (27)  января 1904  года  в  семье  псаломщика, затем  дьякона Ильинской церкви, что в селе Черкизове, под  Москвой, Георгиевского Ивана Георгиевича. С сентября 1911 по июнь191 4 года учился  в Коломенском  земском  начальном  училище, где его отец  преподавал  пение.2   В сентябре 1914 года Алексей Георгиевский начал обучение в Перервинском Духовном училище, которое окончил по первому разряду в июне 1918 года. Затем он поступил в Единую трудовую школу Сокольнического района города Москвы, где учился до июня 1922 года. С 1922 по 1926 год продолжил обучение на Словесном отделении Государственного Института Слова (бывший Историко-филологический факультет Московского Университета) За сочинение на тему “О женщинах в творчестве Н В Гоголя “ в 1926 году А И Георгиевский Ученым Советом Института утвержден кандидатом словесных наук.3 С того времени по 1943 год преподавал русский язык и литературу в средних и высших учебных заведениях города Москвы, а также с1932 по 1936 год еще и заведовал учебной частью в учебном секторе киностудии Межрабпом–фильм.4  

17 октября 1943 года Алексей Иванович утвержден Московской Патриархией в качестве сотрудника по подготовке (с учебно- методической стороны) к открытию Московского Богословского института и Пастырских курсов. 6 июня 1944 года он был назначен доцентом кафедры Литургики и ученым секретарем Богословского института, реорганизованного в 1946 году в Московскую Духовную Академию. А И Георгиевский– член Совета  и Правления Института, затем Академии, со дня их организации5hghgghghg

Одновременно с 1 июня 1944 года до 1946 года привлекался к работе по внешним церковным сношениям Патриархии,6 а с 1 января 1954 года по декабрь 1959 года включительно состоял членом Отдела Внешних  Церковных Сношений Патриархии и работал в Академии. Большая осведомленность в богословской литературе вообще и в литургической в частности помогла А И Георгиевскому в достаточной степени овладеть за два с половиной года литургической специальностью и поставить преподавание литургики на должную высоту, чему способствовал также его значительный педагогический опыт. О литургических интересах А И Георгиевского свидетельствовали и некоторые его труды, появившиеся в печати за период  работы в Богословском институте, а затем и в Академии. Так, им составлены напечатанные в Православном календаре за 1945 год литургические заметки, написана и печатается в календаре этого же года статья “Литургическая сторона таинств и других треб”, 20 апреля 1945 года в Софийском Университете прочитана (и напечатана) публичная лекция “О церковном обряде”. Кроме того, в сборнике “Патриарх Сергий и его духовное наследство” печатается его статья “Образ Патриарха Сергия по его письмам”.А И Георгиевский выполняет также работу по поручениям Патриархии. Так Собор 1945 года  назначил его председателем Мандатной комиссии по выборам Патриарха Московского и всея Руси, а с 8 по 22 апреля 1945 года Георгиевский находился в составе Патриаршей делегации, посетившей

Болгарию.

Но главный уклон его интересов к литургики и более чем двухлетний опыт педагогической работы в этой области явились свидетельством усовершенствования в  избранной специальности. Руководство Академии ходатайствует перед Аттестационной комиссией, назначенной Святейшим Патриархом Алексием для утверждения в ученых званиях наставников М Д А, об утверждении А И Георгиевского в ученом звании доцента. Постановлением Комиссии 10 февраля 1947 года Алексей Иванович вновь утвержден в звании доцента по кафедре Литургики. Одновременно он исполняет обязанности казначея Академии.   

В 1947 году его статья о”Литургической стороне таинств” и другие его литургические заметки из наших календарей 1945– 1947 года перепечатаны в “Песнослове” в городе Харбине. 10 июля 1948 года на Совещании Глав и представителей автокефальных Православных Церквей в Москве А И Георгиевский выступил с докладом “О церковном календаре”. Этот доклад напечатан в первом сборнике “Деяний” и перепечатан в иностранных изданиях на французском и других языках. Алексей Иванович отметил простоту и научную ценность юлианского летоисчисления (в противовес новому Григорианскому и исправленному Юлианскому календарю) для астрономии, истории и Пасхалии. “Наша Русская Православная Церковь для своей внутренней жизни вполне удовлетворяется этой юлианской системой, и, принимая Григорианский календарь для гражданского обихода, не видит в настоящее время необходимости в ее реформе”,– говорил он (2) Анализируя историческое формирование и сущность системы юлианского счета лет, а также мнения профессора В. В. Болотова и митрополита Антония (Вадковского) о ней, А И Георгиевский делает следующие выводы :    

“1 Светлый праздник Святой Пасхи весь православный мир должен совершать в одно и то же воскресение только по старому стилю, согласно Александрийской Пасхалии

2 В таком случае, если будет выработан новейший способ летоисчисления, удовлетворяющий всем научным, церковным и практическим требованиям, то он может быть будет введен в церковную практику только после соборного утверждения всею Православной Церковью.

3 В настоящее время считать допустимым для каждой автокефальной церкви вести счет для неподвижных праздников по существующему в этой церкви летоисчислению.”(там же).

На заседании комиссии о Церковном календаре 13–14 июля 1948 года А И Георгиевский выступил в защиту Александрийской Пасхалии

В числе изданий Московской Патриархии в 1951 году вышла в свет книга доцента М.Д.А. А И Георгиевского “Чинопоследование Божественной Литургии”. По указанию самого автора, эта книга предназначается быть кратким литургико–практическим пособием для учащихся духовных семинарий. Хорошо с внешней стороны оформленная книга по своему внутреннему содержанию и достоинству для понимания широкого круга читателей изложению заслужила  особое внимание не только со стороны духовенства, Русской Православной Церкви, но и православных мирян. На этот труд автор получил благословение Святейшего Патриарха Сергия и 128 рукописных и печатных отзывов ( среди них : митрополитов Николая, Макария, Елевферия, Вениамина, архиепископа Луки и от многих епископов, священников, а также от Советов Московской и Ленинградской Духовных Академий и семинарий.) Часть отзывов напечатаны в Журнале Московской Патриархии, а также во многих иностранных журналах.

А И Георгиевский внес в скудную русскую церковно– практическую литературу весьма ценный вклад. Его книга–не простой литургический учебник, но серьезный, продуманный, абстоятельный экзегетический труд, выгодно отличавшийся от так называемых “ Богослужебных указаний”, изданных Московской Патриархией в 1949–1951 году в отдельных выпусках и представляющих собою простую перепечатку указаний Типикона и поэтому совершенно не имеющих научного характера                       .                                                                                              

“Чинопоследование Божественной литургии” А И Георгиевского не просто перечисляет помещенные в служебнике священнодействия и молитвы, но и часто дополняет служебник и подробно указывает, когда, где и как то или другое священнодействие должен совершать священник и дьякон. При этом выясняется значение каждого священнодействия и смысл отдельных молитвословий и песнопений на протяжении всего чина Божественной литургии святителя Иоанна Златоустого, святителя Василия Великого и литургии Преждеосвященныых Даров.

В приложениях к “Чинопоследованию Божественной литургии” даны общие правила о порядке Евангельских чтений и подробные указания о так называемой отступке, благодарственные молитвы по Святом причащении, отпусты в Господские, Богородичные праздники, дни памяти святых и дневные.  

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), почетный член Московской Духовной Академии, писал, что труд А И Георгиевского “даст учащимся духовных семинарий, готовящихся к пастырскому служению, а равно и начинающим пастырям познание тех технических приемов, которые обычно усваиваются новопосвященными пастырями путем практического научения от их руководителей и нетвердое знание которых доставляет начинающему пастырю много волнений                                                

Знать наперед все эти приемы, усвоить,что,когда и как должен делать священнослужитель при совершении Божественной литургии,–это значит твердо стать на ноги, приобрести уверенность и спокойствие духа, которые так необходимы для осмысленного,неторопливого и благоговейного совершения Божественной службы.” (3)    

Богатый плод этого труда А И Георгиевского был очевиден. В отзывах о книге,которые автор получил от архипастырей, пастырей Русской Православной Церкви и коллег из духовных школ, отмечалось,что она служит прекрасным учебником по церковному уставу для учащихся семинарий, хорошим настольным руководством не только для молодых, но и опытных священнослужителей.

С 1 июня 1950 года по 31 декабря 1953 года А И Георгиевский состоял по совместительству исполняющим обязанности ответственного секретаря редакции “Журнала Московской Патриархии”,редактировал настольный и стенной календари на эти годы, а также “Богослужебные указания” по 1954 год включительно.

В то время Русская Православная Церковь испытывала большую нужду в богослужебных книгах. В связи с этим в 1953 году Алексей Иванович подал докладную записку на имя Его Святейшества о возможности быстрого удовлетворения потребности в книгах путем перепечатки их офсетным способом. Данная идея была одобрена Его Святейшеством, Синодом Русской Православной Церкви и Министерством Культуры СССР.  

Доцент А И Георгиевский продолжает изучать святоотеческие творения и древне–христианские литературные памятники, содержащие драгоценные данные для истории христианского богослужения. Результатом этой работы– его статьи: “Смысл обряда”, “Храмовая символика”, “Русские литургисты конца 19 и начала 20 века”. Летом 1956 года А И Георгиевский выступил в защиту церковных обрядов на Конференции с представителями Англиканской Церкви.  

В 1958 году Советом Академии доцент Георгиевский утвержден в звании профессора по кафедре Литургики, а также стилистики русского языка. Его любовь к Церкви и светлое чувство радости о Воскресшем Господе придавала лекциям и докладам назидательный характер и оставляла в сердцах многочисленных учеников добрый и спасительный след. На лекциях по стилистике и в докладах на литературные темы Алексей Иванович прививал слушателям любовь к отечественной культуре, к богатствам русского языка, повышая этим чувства подлинного патриотизма и любви к своей великой Родине. Актовый зал древних чертогов Московской Духовной Академии хорошо помнит многократные выступления маститого профессора. Переполненная аудитория всегда с глубоким вниманием слушала речи, доклады, лекции старейшего преподавателя Московских Духовных школ.

В 1971 году по предложению Преосвященнейшего Ректора М Д А и С Алексей Иванович Георгиевский был избран Советом Академии членом Поместного Собора Русской Православной Церкви от Московской Духовной Академии. Кандидатура профессора не вызвала у Совета никакого сомнения в достоинстве его быть участником Поместного Собора уже во второй раз. Собор назначил А И Георгиевского (как и в 1945 году) членом Мандатной комиссии по выбору Патриарха Московского и всея Руси.      

В 1974 году, в год 30–летия возрождения Московских Духовных школ и в связи с 70–летием со дня рождения, А И Георгиевский удостоен Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом звания заслуженного профессора Академии.

Ряд поколений пастырей и преподавателей Духовных школ, учившихся “у Троицы”, хранит в своей памяти образ этого замечательного педагога, эрудированного богослова, опытного наставника, доброго, милосердного христианина, человека широкой, прекрасной души. Разве можно забыть питомцам вдохновенные лекции Алексея Ивановича, пронизанные евангельской радостью о Воскресшем Христе?! Пасхальная радость была леитмотивом всей его жизни, ее он старался передать всем своим ученикам. Замечательно, что последняя его публикация в “Богословских трудах”–“Догмат о воскресении”(сборник№25) вышла в свет накануне его кончины. Студенты называли Алексея Ивановича “Радость моя”,потому что это были его любимые слова, которые он часто повторял, добавляя:” целую вас”.

А И Георгиевский все свои силы отдавал Московским Духовным школам и, будучи уже в преклонных летах, не хотел порывать связей с любимым учебным заведением. Только вследствие болезни он вынужден был в последние годы прекратить чтение лекций, но продолжал вносить посильный вклад в жизнь Академии, оставаясь её научным консультантом(4).         Добрый христианин А И Георгиевский заслуженно пользовался авторитетом среди коллег по академической профессорско–преподавательской корпорации. Будучи широко осведомлен в церковных вопросах, он давал консультации, советы обращавшимся к нему молодым преподавателям, а на заседаниях Совета Академии во время дискуссий по тем или иным вопросам церковно–практического или богословского характера его слово нередко было решающим. Он стяжал большую любовь и общее уважение всей академической семьи.   

Заслуги профессора А И Георгиевского отмечены церковными наградами. В1964году Святейший Патриарх Алексий удостоил его награждения орденом святого равноапостольного князя Владимира 2 степени, в 1980 году Святейшим Патриархом Пименом он награждён орденом Преподобного Сергия Радонежского 2 степени и в 1984 году– орденом святого равноапостольного князя Владимира 3 степени. Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр 3 в 1951 году наградил А И Георгиевского орденом святых первоверховных апостолов Петра и Павла.  

Прикованный к одру болезни, Алексий Иванович по–христиански переносил страдания, неоднократно причащался Святых Христовых Таин, был напутствован Таинством Елеосвящения. Ранним утром 1984 года, в день праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм, Господь призвал душу Своего раба, верой и правдой послужившего Ему до конца дней своей земной жизни.

*******************************************************

Вчерашние питомцы Московских Духовных школ сегодня уже трудятся на Ниве Церковной в различных званиях и на различных послушаниях.

9

                9

99  

 

2 Эти  данные приводятся в сведениях из биографии  профессора (от 27 апреля 1973 года  и от 18 марта 1981 года ), которые хранятся в личном  деле А И Георгиевского ( архи  в М Д А ). 17 октября 1943 года Алексей Иванович подал заявление в Святейший Синод Русской Православной Церкви с просьбой  предоставить работу по учебной линии. В Curriculum vitae он указал, что в Коломенском земском начальном училище учился с !911 по 1913 год и за это время  окончил 3 класса.

 

3  Кандидатское сочинение А И Георгиевский писал у профессора С К Шамбина.                  

4 Наряду с преподаванием А И Георгиевский вел и методическую работу, составляя программы по литературе и русскому языку для разных учебных заведений, читал в объединениях словесников доклады по методическим вопросам. Последним местом его преподавательской работы было Художественное училище, откуда он окончательно перешел в Богословский институт преподавать литургику.

5 А И Георгиевский состоял членом Правления с начала открытия Института по декабрь 1949 года.

6 Уже в организационный период восстановления духовных школ Православной Церкви выполнял в Наркомфине миссию о приравнении по налогообложению преподавателей  духовных заведений к преподавателям светских учебных заведений.




1. Стаття 132 Територіальний устрій України грунтується на засадах єдності та цілісності державної
2. Евросеть по 1СРарус Центр Учёбы Пер
3. Реферат- Учет денежных средств и операций в иностранной валюте
4. ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ ldquo;ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТrdquo; ДЛЯ 5 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 1204 И 1901 Тема 1- ldquo;Инн
5. Отечественная история для студентов заочной формы обучения Восточные славяне в VIIIX вв
6. Лекция 3 Умань 05
7. а из Хаоса Смешения устройство Космоса и ряд других
8. Я Вам пишу
9. 6 Основы формирования умений и навыков Понятие об умениях и навыках Никакая деятельность человека
10. реферат Дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Київ 2002 Дисер
11. Применение информационных технологий в издательском деле и полиграфии
12. ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТГПУ УТВЕРЖДАЮ Проректор декан фа
13. Зарубежная литература XIXXX вв
14. а подготовлены Л
15. НА ТЕМУ- Компьютеризация обучения как одна из крупномасштабных инноваций образования
16. Организация ремонтного хозяйства предприяти
17. Значение художественной литературы в становлении школьников
18. Время экологического ликбеза
19. реферату- Суспільний та державний устрій Риму в період принципатуРозділ- Історія Всесвітня Суспільний та д
20. ти месяцев больного ОРВИ шумное дыхание; диагностирован стеноз гортани 1 степени