У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Страх и трепет Наслаждение и долг Болезнь к смерти.html

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-01-17

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 1.2.2025

Философия иррационализма

1. Философия Къеркегора

1) Биография Сёрен Къеркегор родился в Дании (1813 - 1855). Гениальный ф-соф. Основатель экзистенциализма. (Экзистенциализм - в центре внимания чел-к и его индивидуальное существование, внутренняя жизнь, учение об экзистенции).

В Ф. – культовая фигура. Работы: «Страх и трепет», «Наслаждение и долг», «Болезнь к смерти». Русск. ф-соф Лев Шестов 2-ю половину своей жизни излагал его ф-фию. В молодости К. вел разгульную жизнь. После разрыва с невестой Региной Ольсен – произошел духовный кризис. К. занялся интенсивной Ф., литературной работой. (Т. дневники – 15 томов). Издавался за свой счет. Современникам – почти не известен.

2) Истина – в субъективности. К. отказывается от ф-фии «чистого» (по Гегелю), абстрактного мышления. Утверждается Ф. конкретного ч-ского существования ф-фия индивидуальности.

Истина – в субъективности, в индивидуальности, в неповторимости собственного опыта. В максиме – у каждого – своя ф-фия.

На сколько мы индивидуальны, на столько мы приближ-ся к истине, экзистенции.

3) Задача – пробудить ч-ка к экзистенции. Экзистенция - сущность челов-го. бытия, вечное во временном; то, что наход-ся в самом чел-ке, это максима развития личности, максима самоактуализации, это «Бог в душе». Задача: стать, быть истиной. Воплотить в своей личности. Христос – Понтию Пилату - «Я есть Истина».

Экзистенция = истине. Истина есть экзистенция. Истина бытийна, истина – не гносеологична, не связана с познанием окружающего мира. Истина не познается, а реализуется в структуре собств. личности. Задача - стать истиной.

С др.стороны истина и экзистенция - иррациональна (т.е. не постигаема разумом, мышлением, логически не постигается).

Воплотить в себе личность Христа - сложно. (Нужно пройти очень долгий, бесконечный путь. «Возлюби дальнего, врага своего»).

4) Критерии истины – экзистенциалы (модусы подлинного бытия) -  сост-е выбора, страха, ответственности, страдания, тревоги, осознания того, что наша жизнь – есть бытие к смерти. Если они есть - мы приближаемся к экзистенции.

5) Личность и общество Личность обретается в одиночестве, в молчании. «Я доверяю только тишине. Почему? Потому, что она молчит».

Общ-во враждебно чел-ку, растворяет личность, уничтожает индивидуальность, Бога в душе. Живя в общ-ве, мы убегаем от самих себя, т.е. за нас решает общ-во, мы не выбираем. За нас выбирают другие, ситуация. Мы = соц. роли. В свободе чел-к независим от общ-ва. Личность реализ-ся в одиночестве. Чел-к - это сущ-во страдающее.

6) Страдание – основа творчества. Страдание - признак серьезного отн-ия к  миру, другим, жизни.

Это основа творчества. В каждом чел-ке заключено страдание. Ч-век в творчестве  страдает. Художник пишет собственной кровью.  Для мира его творение – прекрасное произведение. Путь христианина - это путь Христа, путь страдания, путь Голгофы.

7) Экзист. Мышление - противостоит научному, связана с выбором. ЭМ - свободно (т. к. бездоказательно), ЭМ субъективно. ЭМ связано с самоактуализацией л-сти. => формируется «внутреннее знание».  Внутр. знание связано со становлением личности.

Научное мышление - несвободно, безлично, абстракто (т.е. мысленное отвлечение, обособление от тех или иных свойств или связей предметов и явлений для  выделения существенных их признаков).

Ф-фия антинаучна.

8) Страх - отражение сущности человека, экзистенциал. Виды С. 1) повседневный- эмоционал. проекция возможности потери значимого для себя (здоровья, жизни, вещи) 2) страх перед смертью - высшая форма обыденного страха (и низшая – экзистенциального) 3) страх перед Ничто - страх не из-за чего-то конкретного и не перед чем. Страх вообще. Страх божий. Это экзистенциальный страх. Уничтожает 1-й тип страха (обыденный). Первохристиан называли – «те, которые ничего не боятся».

2 вида «страха божьего». 1 – «страх перед Богом» - перед возможным наказанием Бога за дурные поступки. 2 - «страх божий» - б. экзистенциальный, = страх перед Ничто

9) Учение о 3 стадиях развития личности: 1) эстетическая - сост-е молодого чел-ка. Хар-ся разбросанностью, случайностью. Эта стадия характеризуется эротизмом, душа хар-ся неустойчивостью, разбросанностью. Душа распадается на 1000-чи частей, «демонов».

Все становится модой: мода диктует ч-ка, «все в жизни дело моды». И религия, и божий страх – дело моды.

Отсутствие целенаправл-ти. Чел-к – игрушка чувств и страстей. Существует ради исполнения желаний. Чел-к – объект манипуляции. «Их гонят стадами и обманываю всех скопом».

Чел-к все выбирает несерьезно.

Чел-к живет иллюзией. Молодые – иллюзией будущего. Пожилые – иллюзией прошлого («Раньше были времена»).

Ценностью явл-ся не дух, а физич. природа. (Тост-молитва – «на здоровье!»). Отсюда не возникает вопрос о смысле жизни. Возникает меланхолия (т.е. болезненно-угнетенное состояние, тоска, отчаяние).

Чел-к остается одиноким в любви (образ Дон Жуана). Его охватывает неудовлетворенность, цинизм.

 

2) этическая ч-к пытается строго разделить добро и зло. Чел-к стремится к добру. Он следует внешним правилам, нормам. Но при этом происходит ограничение свободы ч-ка. Ради нравственности он должен идти на жертвы – подавлять естественные влечения. (Предвестие психоанализа Фрейда). Он превращ-ся в формальное существо.

Условное, причинно обусловленное поведение не м. б. нравственным. Т. к. оно превращается в средство по отношен. к внешней цели (в т. ч. и посмертному воздаянию, раю).

Влечения ограничиваются нормами. Ч-к осознает себя греховным.

3) религиозная стадия.

Люди забыли, что такое интровертированность, погруженность в себя.

А) Чел-к сталкивается с необходимостью в виде внешних норм, рождения, нравств-ых з-нов, смерти. Необход-сть рождения, взросления, учебы, общения, смерти.

Б) Необходимость нарушается в вере. Вера – абсолют возмож-сти, в Боге все возм-но. Вера расшир-е возм-ти, в вере устр-ся потеря значимого, в вере достигается все – в этом мире и в потустороннем.

В) Греху противостоит вера. Не каждое религиозн. поведение нравственно.

Г) Абсурд веры. Вера – парадоксальна и абсурдна. (Парадокс - соположенность 2-ух мнений относительно одной проблемы).

Д) Модель – ветхозаветный Авраам. Жена его – Сара. Они состарились. Не было у них детей. Много лет молились. Родился долгожданный сын Исаак. Бог приказывает Аврааму принести его Себе в жертву. Авраам ведет Исаака на гору Мориа. Заносит уже нож. Мотивационно уже убивает любимого сына Исаака. Бог отменяет его действие.

Поведение «рыцаря, патриарха веры» Авраама противоречит соц. нормам, разуму, морали, отцовским чувствам. Оно парадоксально и Абсурдно. Вера приносит страдание, страшит чел-ка. Страшно броситься в пучину Абсурда.

Религиозность, по Къеркегору, за пределами нравственности.

 

Представителем иррационализма явл-ся Артур Шопенгауэр. Мир как воля, по Шопенгауэру- это  слепая, бессознательная сила, к-рая правит миром. Мировая воля- единтсвенная, не зависимая от разума, свободная, слепая, дикая сила, к-рая не имеет ни плана, ни конечной цели, но заставляет людей подчиняться себе и действовать под влиянием ее темного и глхого позыва. -воля-первооснова реальности, чувст-но не воспринимается; -воля, к-ая лежит в основе всех изменений, слепа, иррац-на (не постигаема разумом, мышлением, твкой, к-рый не может быть выражен в логических понятиях), бессознательна (сопровождаема потерей сознания), не имеет цели. Бессозн. деят-ть ч-ка проявл-е слепой воли; -воля подобна «вещи в себе» (опирается на теорию Канта: в сознании отражаются лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность явл-ся неразрешенной загадкой- «вещью в себе»), субстанция (первооснова, сущность всех вещей и явлений), воля свободна, оан наход.вне времени. Наши влечения- средства к осущ-ю воли. Взгляд философа на вопрос: человеческой судьбы, свободы, возможностей чел-ка, счастья. Носит пессимистический хар-р. Он не верит в возможность чел-ка господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Судьба чел-ка находится в всеобщем мировом хаосе вещей и явл-ний и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Бессмертие души Шопенгауэр отрицал. Надеяться чел-к может только на себя: у него есть единственный достойный выход- преодолеть, погасить «волю к жизни», отказаться от ее ложных соблазнов. Гении подавляют волю к жизни. Идеал Шопенгауэра- нирвана, неприятие мира.

 

Одним из выдающихся философов иррационализма является Ф.Ницше. Он был не согласен с учением Чарльза Дарвина и заявил, что выживают не сильные,а слабые потому что их больше. У слабых больше ума (осторожности, терпения, хитрости, лицемерия). Философия жизни меняет отношение к науке, к-рая господствует над жизнью. ФЖ отвергает возможность научного познания и мировоззрения: истолкование мира возможность только исходя из жизни.

«Переоценка ценностей»Ницше заключается в отказе от «Великих заблуждений», которыми он называет ошибки вследствие смешивания причин и следствий (не из-за болезни чел-к становится бледным и вялым,а наследственное истощение приводит к болезням).

Есть процесс становления, где действует воля к власти. Она основа жизни, движущая сила мирового процесса. Становление невинно в нем нет цели. Никто не ответственен за то, что он вообще существует. Нет ничего что может мерить, сравнивать наше бытие. Церковь портит чел-ка, но заявляет, что исправляет его.

Отрицая бога, мы отрицаем ответственность в Боге. Этим спасаем мир. Поэтому ф-фия должна становится по ту сторону добра и зла. Все что повышает в чел-ке чувство власти, саму власть- хорошо. Все что происходит из-за слабости дурно.

Н.считл, что беда современного общ-ва, в том что христианство было принято как равенство всех перед Богом. Христианство- религия рабов. Из-за них убогих Христос пошел на распятие.

Ценности д/чел-ка должна устанавливать «воля к власти». Считал, что сущ-ет раса господ призванных повелевать и раса рабов- повиноваться господствующие классы должны отказаться от убеждений, норм и т.п. Сильный свободен от убеждений и морали. Потребность в вере- для слабых.

Для Ницше сверхчеловек- «победитель бога, антихрист», варвар с инстинктами зверя, для него все возможно, все дозволено. Ф-фия Ницше стала официальной лишь в 30 годы в Германии.  




1. Особенности банковского учета с применением Excel
2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ 1995 г
3. Боинга747 вероятно сбившегося с курса изза забастовки диспетчеров которая влетала прямо в мое окно круш
4. Черный кот на 2 смену Название мероприятия Дата
5. Семейный обед с папой мамой двенадцатилетней сестрой Клотильдой и двухлетней малышкой Жанной
6. ТЕМА 8 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ Особенности инфо
7. К лабораторной работе 7.html
8. БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИ
9. Зарубужный опыт регулирования рыночной экономики на примере Франции
10. Модуль независимая программная единица которая может включать в себя компоненты раздела описаний программ