Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

«Проза любви» в лирике Н А Некрасова

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.11.2024

"«Проза любви» в лирике Н. А. Некрасова"

Нисколько не умаляя общественного значения стихотворений Некрасова, которые внесли в русскую лирику “рыдающие звуки” и заставили содрогнуться при виде страданий народных, нельзя не сказать о произведениях, где поэт исследует' тонкие движения человеческой души, изображает “жизнь сердца”, проникает в сокровенные уголки внутреннего мира людей.

О “страницах любви” у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить их в гражданской лирике.

Объектом внимания поэта становится “проза в любви” с ее постоянными размолвками, ссорами и взаимными упреками. И здесь художник остается верным правде жизни.

В стихотворении “Мы с тобой бестолковые люди...” Н. Некрасов учит нас видеть светлое начало даже в самых горьких сюбытиях. Ведь ссора перестает быть страшной, когда ты знаешь, что за ней последует “возвращенье любви и участья”.

Мастерство поэта заключалось в том, что он создал в любовной лирике два характера: лирического героя и лирической героини. Лирическая героиня — личность незаурядная, сильная, наделенная глубоким умом. Она подруга и единомышленница, способная поддержать в трудную минуту, принять важное решение, найти выход из сложных обстоятельств (“Ты всегда хороша несравненно...”).

Для того чтобы представить себе лирического героя, откроем стихотворение “Застенчивость”. В нем запечатлено одно из нелегких душевных состояний, которое переживает чем-либо смущенный или угнетенный человек. Лирический герой умен, наблюдателен, тонок, но жизнь не поддержала его надежд и он утратил веру в будущее.

Важным является то, что герой сам пытается понять, каковы асе причины его “бесталанной долюшки слезной”, его “сознанья бессилья обидного”, и находит ответ: “Придавила меня бедность грозная”. Н. Некрасов психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней чувствующего на ногах “гири железные”.

Окружающая действительность может быть сурова не только по отношению к затаенной любви, но и к той, которая уже стала реальностью. В стихотворении “Тяжелый год — сломил меня недуг...” мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда — счастье — борьба — “жизнь без счастья” — враг — друг — любимая. Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки “не пощадила”. Причина этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей несчастливости жизни. Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу:

Истерзана, озлоблена борьбой...

Страдалица! Стоишь передо мной...

В любви, по Н. Некрасову, нет и не может быть застылости и однообразия. Вспомним стихотворение “Да, наша жизнь текла мятежно...” Оно увлекает и силой выраженного в нем чувства, и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого чувства.

Самые первые строки — своеобразный конспект повести или романа, открывающие напряженность, динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: “Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат”.

Любящие расстались на время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи:

Но с той поры, как все кругом меня пустынно,

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

Постепенно в воспоминаниях герой возвращается к началу любви. Для него очевидно, что нарастание чувства сопровождается усилением сомнений.

Главенствующая роль в союзе двух сердец принадлежит вере. Не случайно слово “вера” или производные от него повторяются в тексте так часто:

Как ты хотела верить мне,

И как и верила, и колебалась снова,

И как поверила вполне!

Динамику чувства Н. Некрасов соединяет с диалектикой жизни. Так поэт помогает нам открыть в изменчивых формах бытия незыблемые ценности. Одна из них — любовь, творящая, возводящая свои вершины, делающая каждый день счастливым.

Н. Некрасов показывает нам самые разные этапы любовного чувства, объединяя их подчас в одном произведении. Так происходит в стихотворении “Давно отвергнутый тобой...”. Вначале лирический герой предстает перед нами отчаявшимся, готовым к самоубийству, но затем возвращается счастье взаимности, а с ней и полнота жизни. Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательности. Человеческие чувства не защищены от вторжения враждебного мира. Непредсказуемость судьбы создает ощущение трагизма.

В изумительной лирической миниатюре “Прости”, по форме напоминающей заклинание (благодаря анафорическому повтору слова “не помни”), прослеживается зависимость любви от хода жизни:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленъя, —

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на которой возвела его любовь. Благородством сердца измеряеются и апогей и закат чувства. Поэтому последние строки звучат как завещание:

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь, —

Благослови и не забудь!

“Любви светило” наделяется свойствами живого существа: оно “ласково всходило”, согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на возможность преодолеть все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными.

Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/




1. европейскими державами Германия и Австро Венгрия все больше охлаждались
2. Реферат- Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси
3. А есть наука об изменении технического состояния машин методах обеспечения их работоспособности и безопас
4. Гражданский истец гражданский ответчик их представители и законные представители вправе обжаловать приго
5. То что сегодня будет здесь дано является прежде всего некоего рода принципом для толкования сказок и л.
6. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук Х
7. Твой 1
8. Тема- Первые попытки модернизации России
9. тематики и информатики Курсовая по информатике На тему- Визуал
10. I. Нормальны ли мы Нет более расхожей мысли чем та что мы обитатели западного мира XX в
11. ПРОАНАЛІЗУЙТЕ МІСЦЕ ЛЮДИНИ У ДЕРЖАВІ В ІСТОРІЇ ПОЛІТИЧНОЇ ДУМКИ
12. ТЕМАХ Спеціальність 08
13. Концепции современного естествознания Целесообразно разделение материала по настоящей дисциплине на
14.  Кожа cutis соответствует коже передней брюшной стенки
15. практиканта Иванова Рита Казимовна группа 12ПиП1 факультет педагогики и психологии КГУФКСТ Иванов
16. Тема 2 Оборотні фонди підприємства
17. тематичних наук Одеса 2003 Дисертацією є рукопис.
18. Опыт государственного регулирования малого бизнеса в странах Азии
19. Кафедрой- дмн профессор А
20. лист 05 Марта 2014 г