У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 10 Средневековье

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 1.2.2025

Тема 10. Средневековье. Византийская культура.

Литература.

  1.  Культурология: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. А. Н. Марковой.  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2.  Порьяз А.  Мировая культура: Средневековье. М.: ОЛМА-Пресс, 2001.
  3.  Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М.: ТЕРРА, 1991.
  4.  Вейс Г. История культуры народов мира. Расцвет Византии: Арабские завоевания. Эксмо-Пресс, 2006.
  5.  Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры . М.: Высшее образование, 2005.

I. Теоретическая часть.

 

 1. Понятие Средневековье. Термин «Средневековье» был введен в 1667г. немецким историком Горном для обозначения тысячелетней эпохи (V-XV вв.) между Древностью и новым временем. Культуры, сформировавшиеся и развивавшиеся в это время, обладали рядом общих черт, что позволило называть их средневековыми в русле исторической типологии. Главное, что объединяет средневековые культуры - теоцентричность мировосприятия людей. И средневековую европейскую, и византийскую, и арабо-исламскую культуры мы можем назвать в полном смысле религиозными, поскольку комплекс религиозных верований предшествовал развитию культуры и становился ее духовным стержнем. Христианство стало основой средневековой европейской и Византийской культур, ислам создал арабскую цивилизацию.

Следует отметить, что современные исследователи отказываются от  уничижительной характеристики, связанной с понятием «средние века», которая содержит смысл провала, перерыва в культурной истории.

Античный мир, развиваясь свободно и стремительно, вступил в эпоху эллинизма – время подведения его итогов, собирания всех достижений (III-I вв. до н.э.). Развитие науки и техники, открытие восточной мудрости и философия, военные походы и путешествия расширили  представления греков об Эйкумене. Мир уже переставал быть упорядоченным и замкнутым границами полиса, чему во многом способствовало знакомство с традиционными культурами. В это время греко-римская верхушка воспринимает библейское единобожие как выдающееся философское  достижение, а образ философа  вбирает в себя образы  и восточного мудреца, и мага, и священнокнижника. Рождается универсализм - представление о единстве мира и едином мировом времени. После походов Александра Македонского встреча и взаимодействие восточного и западного типа культур стала очевидной.

Рим встал на путь построения империи и подвел исторический итог античности, окончательно очертив границы распространения  античной культуры и синтезировав ее с Востоком. Республиканское правление ушло в прошлое, монархия приобрела деспотические черты, пытаясь утвердить представления о сверхчеловеческой природе императорской власти. Свобода полисов была отменена. Распространение восточных учений превратило классическую диалектику и логику в особый вид магического очищения. Популярными стали сочинения по астрологии, магии, далекие от эллинского рационализма. Идея прогресса сменилась идеей вечности и неподвижности империи.

В этих условиях получает распространение христианство, зародившееся  в контакте древней иудейской религии с верованиями других народов и формировавшееся в начале своего пути как одна из многочисленных мессианских сект. Э. Ренан считает, что «христианство получило начало в VIII в. до Рождества Христова, когда первенствующие пророки, овладев израильским народом, сделали его народом Божиим, призванным ввести в мир чистое богопочитание... Переворот совершился в тот день, когда вдохновленный человек, не принадлежавший к духовенству, осмелился сказать: «Как можете вы думать, что Богу угодны курения ваших жертв и тук ваших козлов. Оставьте эти жертвоприношения, которые суть мерзость перед Господом; делайте добро».

 2. Роль христианства. Христианство было эллинизировано апостолом Павлом, без чего оно не смогло бы так быстро распространиться и утвердиться, так как Иисус проповедовал вдали от философских центров. Главная идея христианства – о греховности человека и возможности его спасения через веру в триединого Бога и искупительную жертву Христа – была универсальной.  Она стала и социальным протестом, и новым восприятием действительности.  Античность открыла рациональность, логичность и создала представление об идеальном как абстракции (мир понятий, идей). Соединение абстрактно-идеального с восточной чувственностью воплотилось в христианстве -  человек стал испытывать чувства по отношению к абстракции, любить Бога. В представлении человека появляется дух в полном смысле этого слова, уже не как предчувствие чего-то в себе или мире, а как  открытие своей духовности и  действенное посвящение себя познанию этого духовного содержания. По Д. Вико, христианский бог отличается тем, что представляет собой Чистый ум, в то время как в языческих богах тело и дух нераздельны. Духовность выделилась и стала предметом главного интереса человека. Именно этот интерес стал основой религиозных культур в средневековье.

Античному рационализму, не справившемуся с разрешением кризиса культуры, христианство противопоставило веру. И даже «некоторые императоры верили, что еще могут заклясть судьбу, отказавшись от прежних богов, чье покровительство оказалось бесплодным, и признали нового бога христиан. Успехи Константина казались оправдывающими эти надежды: под эгидой Христа преуспеяние и мир как будто возвращались. Но это была всего лишь краткая отсрочка, христианство оказалось неверным союзником Рима. Структуры римского мира нужны были церкви лишь как форма, в которую можно отлиться, как опора или средство самоутверждения. Религия вселенского призвания, христианство не рисковало замкнуться в границах одной цивилизации» (Жак Ле Гофф).

Христианство зародилось как единая религия. В 313 г. Миланский эдикт провозгласил его государственной религией Римской империи. А уже через несколько лет основание Константинополя, этого Нового Рима в Малой Азии, станет осязаемым  и символичным фактом овосточивания римской культуры. Раскол империи в 395г. на Западную и Восточную станет началом раскола и христианства на восточную (православие) и западную (котолицизм) его ветви. Не смотря на множество попыток, преодолеть раскол уже не удастся (официальный раздел церквей произойдет в 1054г.). Православие станет духовным стержнем Византийской культуры, католичество – Средневековой Западноевропейской.

 3. Особенности Византийской культуры. Византия считала себя законной наследницей Рима. Ее жители называли себя ромеями, хотя как государство она имела неоднородную территориальную и этническую структуру с преобладанием греческого населения. Целостность Византии как культуры определяло православие. В самом названии этого направления в христианстве отразилась убежденность его приверженцев в правильности, изначальной истинности православного вероучения, провозгласившего верность древности. На первых вселенских соборах был принят Символ Веры («собирание вместе» Священного Писания – Библии и Священного Предания – постановления Вселенских Соборов и отцов церкви), оставляемый в христианстве без изменений.  Если дана истина, то в ней ничего нельзя менять, иначе она станет ложью. Отсюда ориентировка Византийской культуры на прошлое, на старину, и, соответственно замедление темпов развития. Византийский мир стал результатом овосточивания античной традиции на базе ортодоксального христианства. Синтез, искусное соединение несоединимых с точки зрения рациональности противоречащих друг другу начал (восточного - мифического и западного – логического), распространенное на все сферы жизни,  стало характерной чертой Византийской культуры, и до сих пор  понимается под туманным термином «византийство».

Переживая мощные подъемы и жесточайшие кризисы, Византия просуществовала почти одиннадцать веков, в течение которых религиозное единство и мощное централизованное государство сохраняли ее целостность. Государственным строем Византии была военно-бюрократическая монархия. Вся полнота власти принадлежала императору, наделяемому священными качествами, и опирающемуся на разветвленный бюрократический аппарат. Важная роль армии определялась тем, что власть не была наследственной. Императора провозглашали армия, Сенат и народ, хотя часто это было номинально – сильный император обеспечивал власть своему преемнику. Государство в соответствии с чисто восточной традицией вмешивалось и контролировало практически все сферы жизни. Взаимоотношения власти и общества стали строиться на принципах подданства, а не гражданства. Значимость человека определялась той ролью, которую он играл в иерархической системе. Единоличная, ничем не ограниченная власть освящалась церковью. Это противоречило античному представлению о свободе и частной собственности. Выход был найден в том, что свобода стала пониматься как добровольное посвящение себя духовным идеалам, а  право собственности освящалось или нет императором, поскольку его власть имела божественное происхождение. Высшие права собственности стали принадлежать государству, но благодаря античному наследию развитие права, в том числе и имущественного, было необычайно высоким. В годы правления императора Юстиниана (527-565 гг.), когда Византия достигла вершин своего расцвета, был создан свод гражданского права, позволивший даже некоторым исследователям характеризовать ее как правовое государство (что сомнительно), но, главное, оказавший значительное влияние на дальнейшее развитие права.  

В начальный период существования Византии  империя и церковь вступили в долгий спор за свое главенство, вылившийся в православную идею симфонии властей.  Огромная роль церкви, ее воздействие на все средневековое общество определялось христианским постулатом о том, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может спастись без помощи церкви. Считалось, что наряду с единым богом и единой церковью должна существовать и единая империя, обретающая сакральные функции спасения всего человечества. Особая роль государственного начала в Византийской культуре привела к тому, что император в соответствии с симфонией властей не мог вносить изменения в Символ Веры и совершать культовые действия, но, обладая правом назначать и смещать патриархов, стал подлинным главой церкви. Византийские императоры соединяли в своем лице роль  законных наследников языческих римских цезарей и боголюбивых покровителей церкви.

Общественная система в Византии, под влиянием восточных культур, возвратила себе корпоративный характер, но на другой экономической основе.  Рабовладельческие отношения постепенно сменились раннефеодальными, сформировался государственный феодализм. Крестьянская община, уплачивающая государству налоги, стала корпоративной структурой. К XI в. крестьяне рассматривались властью уже как государственные. К этому же времени упала роль крупных земельных латифундий, основанных на рабском труде. Ремесленники и торговцы также организуются в корпорации, находящиеся в полной зависимости от государственной власти. Церковь становится богатой организацией, строящейся по тому же корпоративному принципу.

Духовная жизнь в Византии была чрезвычайно богата, хотя и находилась под контролем церкви и государства. Важную роль играли идеалы монашества, мистицизм, распространены были традиции аскетизма – «жизни на началах духа». Идеи исихазма – особенно сурового аскетизма – обосновывали необходимость внутреннего самоуглубления, которое только и открывает путь к истине и создает состояние покоя. Но традиции грамотности, образования и развития наук, утвердившиеся в Античности, не были утрачены. Достижения византийской культуры в области математики, литературы, книжном деле, живописи, архитектуре оказали мощнейшее влияние на дальнейшее развитие славянского мира и Западной Европы. Византия сохранила достижения древности, создала величайшую православную культуру и погибла под натиском турок-мусульман в 1453г.

Вопросы для самопроверки.

  1.  Что означает термин «средневековье»?
  2.  Какова роль христианства в становлении византийской культуры?
  3.  Какие черты в социально-политической, хозяйственно-экономической и духовной сферах отличают византийскую культуру от античной?

II. Обучающие задания и упражнения.

I. Работа с ключевыми понятиями, терминами и определениями.

1. Сформулируйте соотношение понятий:

  •  Автократия и самодержавие;
  •  Акафист и гимн
  •  Икона и фаюмский портрет;
  •  Библия, теология, икона, храм.

2.  Дайте определения понятиям: 

Корпорация, феодализм, аскетизм, автократия.

II. Работа с культурологическим текстом.

1. Прочитайте и ответьте на вопросы.

Леонтьев К. Византизм и славянство. Глава I. Византизм древний

Что такое византизм?

Византизм есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая
свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие, понятийные начала и свои
определенные в истории последствия.<…>

Отвлеченная идея византизма крайне ясна и понятна. Эта общая идея слагается из
нескольких частных идей: религиозных, государственных, нравственных, философских
и художественных.

<…>  Представляя себе мысленно византизм, мы, видим перед собою как бы
строгий, ясный план обширного и поместительного здания. Мы знаем, например, что
византизм в государстве значит - самодержавие. В религии он значит христианство
с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и
расколов. В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того
высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности
человеческой, которое внесено в историю германской феодализмом; знаем
наклонность византийского нравственного идеала к разочарованию во всем земном, в
счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному
нравственному совершенству здесь, долу. Знаем, что византизм (как и вообще
христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; что он
есть сильнейшая антитеза идее всечеловечества в смысле земного всеравенства,
земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства.

Византизм дает также весьма ясные представления и в области художественной или вообще эстетической: моды, обычаи, вкусы, одежду, зодчество, утварь - все это
легко себе вообразить несколько более или несколько менее византийским. Византийская образованность сменила греко-римскую и предшествовала романо-германской. Воцарение Константина можно считать началом полного торжества византизма (IV век по Р. X.). Воцарение Карла Великого (IX век), его венчание императорское, которое было делом папства, можно считать первой попыткой романо-германской Европы выделить резко свою образованность из общевизантийской, которая до тех пор подчиняла себе, хотя бы только духовно, и все западные страны... Именно вслед за распадением искусственной империи Карла все яснее и яснее обозначаются те признаки, которые составят, в совокупности своей, картину особой, европейской культуры, этой в свое время новой всемирной цивилизации. Начинают яснее обозначаться будущие пределы позднейших западных государств и частных культур Италии, Франции, Германии, близятся крестовые походы, близится цветущая эпоха рыцарства, феодализма германского, положившего основы чрезмерному самоуважению лица (самоуважению, которое, перейдя путем зависти и подражания сперва в буржуазию, произвело демократическую революцию и породило все эти нынешние фразы о беспредельных правах лица, а потом, дойдя до нижних слоев
западного общества, сделало из всякого простого поденщика и сапожника существо,
исковерканное нервным чувством собственного достоинства). Вскоре после этого
раздаются и первые звуки романтической поэзии. Потом развивается готическое
зодчество, создается вскоре католическая поэма Данте и т. д. Папская власть
растет с того времени.

Итак, воцарение Карла Великого (IX век) - вот приблизительная черта раздела,
после которой на Западе стали более и более выясняться своя цивилизация и своя
государственность.

Византийская цивилизация утрачивает с этого века из своего круга все обширные и
населенные страны Запада, но зато приобретает своему гению на Северо-Востоке
югославян, а потом и Россию.

Века XV, XVI, XVII суть века полного расцвета европейской цивилизации и время
полного падения византийской государственности на той почве именно, где она
родилась и выросла. Этот же самый XV век, с которого началось цветение Европы, есть век первого усиления России, век изгнания татар, сильнейшего против прежнего пересаждения к нам византийской образованности посредством укрепления самодержавия, посредством большего умственного развития местного духовенства, посредством установления придворных обычаев, мод, вкусов и т. д. Это пора Иоаннов, падения Казани, завоеваний в Сибири, век постройки Василия Блаженного в Москве, постройки странной, неудовлетворительной, но до крайности своеобразной, русской, указавшей яснее прежнего на свойственный нам архитектурный стиль, именно на индийское многоглавие, приложенное к византийским началам.
<…>
Обломки византизма, рассеянные турецкой грозой на Запад и на Север, упали на две
различные почвы. На Западе все свое, романо-германское, было уже и без того в
цвету, было  уже развито, роскошно, подготовлено; новое сближение с Византией и
через ее посредство с античным миром привело немедленно Европу к той
блистательной эпохе, которую привыкли звать Возрождением, но которую лучше бы
звать эпохой сложного цветения Запада; ибо такая эпоха, подобная Возрождению,
была у всех государств и во всех культурах, эпоха многообразного и глубокого
развития, объединенного в высшем духовном и государственном единстве всего или
частей.
<…>Соприкасаясь с Россией в XV веке и позднее, византизм находил еще бесцветность и
простоту, бедность, неприготовленность. Поэтому он глубоко переродиться у нас
не мог, как на Западе, он всосался у нас общими чертами своими чище и
беспрепятственнее.
Нашу эпоху Возрождения, наш XV век, начало нашего более сложного и органического
цветения, наше, так сказать, единство в многообразии, надо искать в XVII веке,
во время Петра I или, по крайней мере, первые проблески при жизни его отца.
Европейские влияния (польское, голландское, шведское, немецкое, французское) в
XVII и потом в XVIII веке играли ту же роль (хотя и действовали гораздо глубже),
какую играли Византия и древний эллинизм в XV и XVI веках на Западе.
В Западной Европе старый, первоначальный, по преимуществу религиозный византизм
должен был прежде глубоко переработаться сильными местными началами германизма:
рыцарством, романтизмом, готизмом (не без участия и арабского влияния), а потом
те же старые византийские влияния, чрезвычайно обновленные долгим непониманием
или забвением, падая на эту, уже крайне сложную, европейскую почву XV и XVI
веков, пробудили полный расцвет всего, что дотоле таилось еще в недрах
романо-германского мира.
Заметим, что византизм, падая на западную почву, в этот второй раз действовал
уже не столько религиозной стороной своей (не собственно византийской, так
сказать), ибо у Запада и без него своя религиозная сторона была уже очень
развита и беспримерно могуча, а действовал он косвенно, преимущественно
эллино-художественными и римско-юридическими сторонами своими, остатками
классической древности, сохраненными им, а не специально византийскими началами
своими. Везде тогда на Западе более или менее усиливается монархическая власть
несколько в ущерб природному германскому феодализму, войска везде стремятся
принять характер государственный (более римский, диктаториальный, монархический,
а не аристократически областной, как было прежде), обновляются несказанно мысль
и искусство. Зодчество, вдохновляясь древними византийскими образцами,
производит новые сочетания необычайной красоты и т. д.
У нас же со времен Петра принимается все это уже до того переработанное
по-своему Европой, что Россия, по-видимому, очень скоро утрачивает византийский
свой облик.
Однако это не совсем так. Основы нашего как государственного, так и домашнего
быта остаются тесно связаны с византизмом. Можно бы, если бы место и время
позволяли, доказать, что и все художественное творчество глубоко проникнуто
византизмом в лучших проявлениях своих. Но так как здесь дело идет почти
исключительно о вопросах государственных, то я позволю себе только напомнить о
том, что Московский дворец наш хотя и неудачен, но по намерению своеобразнее
Зимнего и был бы и лучше его, если бы был пестрее, а не белый, как сначала, и не
песочный, как теперь, потому что пестрота и своеобразие более византийской (чем
Петербург) Москвы пленяет даже всех иностранцев. Cyprien Robert говорит с
радостью, что Москва есть единственный славянский город, который он видел на
свете; Ch. De Mazade, напротив того, говорит с бешенством, что самый вид Москвы
есть вид азиатский, чуждый муниципально-феодальной картине Запада и т. д. Кто из
них прав? Я думаю, оба, и это хорошо. Я напомню еще, что наша серебряная утварь,
наши иконы, наши мозаики, создания нашего византизма, суть до сих пор почти
единственное спасение нашего эстетического самолюбия на выставках, с которых
пришлось бы нам без этого византизма бежать, закрывши лицо руками.
<…>Я буду говорить несколько подробнее лишь о государственной организации нашей, о
нашей государственной дисциплине.
Я сказал, что у нас при Петре принялось многое цивилизующее, до того уже
по-своему переработанное Европой, что государственная Россия как будто бы вовсе
утратила не только облик византизма, но и самые существенные стороны его духа.
Однако, сказал я, это не совсем так. Конечно, при виде нашей гвардии (la
guarde), обмундированной и марширующей (marschieren) по Марсову полю (Champ de
Mars) в Санкт-Петербурге, не подумаешь сейчас же о византийских легионах.
При взгляде на наших флигель-адъютантов и камергеров не найдешь в них много
сходства с крещеными преторианцами, палатинами[2] и евнухами Феодосия или Иоанна
Цимисхия. Однако это войско, эти придворные (занимающие при этом почти все
политические и административные должности) покоряются и служат одной идее
царизма, укрепившейся у нас со времен Иоаннов, под византийским влиянием.
Русский царизм к тому же утвержден гораздо крепче византийского кесаризма и вот
почему:
Византийский кесаризм имел диктаториальное происхождение, муниципальный
избирательный характер.
Цинциннат, Фабий Максим и Юлий Цезарь перешли постепенно и вполне законно сперва
в Августа, Траяна и Диоклетиана, а потом в Константина, Юстиниана, Иоанна
Цимисхия.
Сперва диктатура в языческом Риме имела значение законной, но временной меры
всемогущества, даруемого священным городом одному лицу; потом посредством
законной же юридической фикции священный город перенес свои полномочные права,
когда того потребовали обстоятельства, на голову пожизненного
диктатора-императора.
В IV же веке христианство воспользовалось этой готовой властью, привычной для
народа, нашло в ней себе защиту и опору и помазало по-православному на новое
царство этого пожизненного римского диктатора.
Естественность этой диктаториальной власти была такова, привычка народов к ней
так сильна, что под властью этих крещенных и помазанных Церковью диктаторов
Византия пережила западный языческий Рим на 1100 с лишком лет, т. е. почти на
самый долгий срок государственной жизни народов. (Более 1200 лет ни одна
государственная система, как видно из истории, не жила: многие государства
прожили гораздо меньше).
Под влиянием христианства законы изменились во многих частностях; новое римское
государство, еще и прежде Константина утратившее почти все существенные стороны
прежнего конституционного аристократического характера своего[3], обратилось,
говоря нынешним же языком, в государство бюрократическое, централизованное,
самодержавное и демократическое (не в смысле народовластия, а в смысле
равенства; лучше бы сказать эгалитарное). Уже Диоклетиан, предшественник
Константина, последний из языческих императоров, тщетно боровшийся противу
наплыва христианства, был вынужден, для укрепления дисциплины государственной,
систематически организовать новое чиновничество, новую лестницу властей,
исходящих от императора (у Гизо можно найти в "Histoire de la civilisation"
подробную таблицу этих властей, служивших градативно новому порядку).
С воцарением Христианских Императоров к этим новым чиновническим властям
прибавилось еще другое, несравненно более сильное средство общественной
дисциплины -- власть Церкви, власть и привилегия епископов. Этого орудия Древний
Рим не имел; у него не было такого сильного жреческого привилегированного
сословия. У христианской Византии явилось это новое и чрезвычайно спасительное
орудие дисциплины.
Итак, повторяю, кесаризм византийский имел в себе, как известно, много
жизненности и естественности, сообразной с обстоятельствами и потребностями
времени. Он опирался на две силы: на новую религию, которую даже и большая часть
не христиан (т. е. атеистов и деистов) нашего времени признает наилучшей из всех
дотоле бывших религий[4], и на древнее государственное право, формулированное
так хорошо, как ни одно до него формулировано не было (насколько нам известно,
ни египетское, ни персидское, ни афинское, ни спартанское). Это счастливое
сочетание очень древнего, привычного (т. е. римской диктатуры и муниципальности)
с самым новым и увлекательным (т. е. с христианством) и дало возможность первому
Христианскому Государству устоять так долго на почве расшатанной, полусгнившей,
среди самых неблагоприятных обстоятельств.
Кесарей изгоняли, меняли, убивали, но святыни кесаризма никто не касался. Людей
меняли, но изменять организацию в основе ее никто не думал.
Относительно византийской истории надо заметить еще следующее. В нашей
образованной публике распространены о Византии самые превратные или, лучше
сказать, самые вздорные, односторонние или поверхностные понятия. Наша
историческая наука была до последнего времени незрела и лишена самобытности.
Западные писатели почти все долго страдали (иногда и бессознательным)
пристрастием или к республиканству, или к феодализму, или к католичеству и
протестантству, и потому Византия Самодержавная, Православная и вовсе уже не
феодальная не могла внушать им ни в чем ни малейшего сочувствия. Есть в
обществе, благодаря известному складу школьного обучения, благодаря известному
характеру легкого чтения и т. п., привычка, не долго думая, чувствовать симпатию
к иным историческим явлениям и почти отвращение к другим. Так, например, и
школа, и стихи, и множество статей и романов приучили всех нас с ранних лет с
содроганием восторга читать о Марафоне, Саламине и Платее и, отдавая все
сочувствие наше эллинским республиканцам, смотреть на персов почти с ненавистью
и презрением.
Я помню, как я сам, прочтя случайно (и у кого же? - у Герцена!) о том, как во
время бури персидские вельможи бросались сами в море, чтобы облегчить корабль и
спасти Ксеркса, как они поочередно подходили к царю и склонялись перед ним,
прежде чем кинуться за борт... Я помню, как, прочтя это, я задумался и сказал
себе в первый раз (а сколько раз приходилось с детства и до зрелого возраста
вспоминать о классической греко-персидской борьбе!): "Герцен справедливо зовет
это персидскими Фермопилами. Это страшнее и гораздо величавее Фермопил! Это
доказывает силу идеи, силу убеждения большую, чем у самих сподвижников Леонида;
ибо гораздо легче положить свою голову в пылу битвы, чем обдуманно и холодно,
без всякого принуждения, решаться на самоубийство из-за
религиозно-государственной идеи!"
С этой минуты я, сознаюсь, стал на Древнюю Персию смотреть уже на так, как
приучили меня школа 40 и 50-х годов, поэзия и большинство исторических
попадавшихся мне сочинений. Я полагаю, что у многих есть какие-нибудь подобного
рода воспоминания.
Мне кажется, главная причина тут в том, что Персия не оставила нам таких хороших
литературных произведений, как оставила Эллада. Греки умели изображать все
реальнее и осязательнее, "теплее", так сказать, других своих соседей и
современников, и оттого мы их знаем лучше и любим больше, несмотря на все их
пороки и ошибки.
Молчание не всегда есть признак бессодержательности. G. Sand хорошо называла
иных людей, исполненных ума и души, но не одаренных умением выразить свою
внутреннюю жизнь, les grands muets; к таким людям она причисляла и известного
ученого, G. St.-Hilaire, который, по-видимому, многое понимал и предвидел глубже
своего товарища и соперника Кювье, но не мог никогда восторжествовать над ним в
спорах.
Наука, однако, во многом впоследствии оправдала St.-Hilaire'a. Быть может, и
Персия была, сравнительно с Грецией, такой же Grand Muet. Есть примеры и ближе к
нам. Если рассматривать жизнь России со времен Петра I и до наших времен, разве
она многосложностью своих явлений не драматичнее, не поэтичнее, не богаче хотя
бы истории однообразно переменчивой Франции XIX века? Но Франция XIX века
говорит о себе беспрестанно, а Россия до сих пор еще не выучилась говорить о
себе хорошо и умно и все еще продолжает нападать на чиновников и заботиться о
всеобщей "пользе".
Рим, средние века Европы и тем более Европа новейшего, более близкого к нам
времени оставили нам также такую богатую, распространенную тысячами путей
литературу, что чувства, страдания, вкусы, подвиги и даже пороки римлян,
рыцарей, людей Возрождения, Реформы, людей пудры и фижм, людей революции и т. д.
нам знакомы, близки, более или менее родственны. От времен Пизистрата или даже
от Троянской войны до времен Бисмарка и Седанского плена перед нами проходит
великое множество лиц, привлекательных или антипатичных, счастливых и
несчастных, порочных и добродетельных, но во всяком случае множество лиц живых и
понятных нам. Один из нас сочувствует одному лицу, другой - другому; один из нас
предпочитает характер аристократической нации, другому нравится демагогия; один
предпочитает историю Англии времен Елизаветы, другой Рим в эпоху блеска, третий
Афины Перикла, четвертый Францию Людовика XIV или Францию Конвента, но во всяком
случае для большего числа образованного общества жизнь всех этих обществ - жизнь
живая, понятная хоть урывками, но понятная сердцу.
Византийское общество, повторяю, напротив того, пострадало от равнодушия или
недоброжелательства писателей западных, от неприготовленности и долгой
незрелости нашей русской науки.
Византия представляется чем-то (скажем просто, как говорится иногда в словесных
беседах) сухим, скучным, поповским, и не только скучным, но даже чем-то жалким и
подлым.
Между павшим языческим Римом и эпохой европейского Возрождения обыкновенно
представляется какая-то зияющая темная пропасть варварства.
Конечно, литература историческая уже обладает несколькими прекрасными трудами,
которые населяют мало-помалу эту скучную бездну живыми тенями и образами.
(Таковые, например, книги Амедея Тьерри.)
История цивилизации в Европе Гизо написана и издана уже давным-давно. В ней мало
повествовательного, бытового; но зато движение идей, развитие внутреннего нерва
жизни, изображено с гениальностью и силой. Гизо имел в виду преимущественно
Запад; однако, говоря о Церкви Христианской, он должен был поневоле беспрестанно
касаться тех идей, тех интересов, вспоминать о тех людях и событиях, которые
были одинаково важны и для западного и для восточно-христианского мира. Ибо
варварства, в смысле совершенной дикости, простоты и бессознательности, вовсе не
было в эту эпоху, но была, как я вначале уже сказал, общая византийская
образованность, которая переступала тогда далеко за пределы византийского
государства точно так же, как переступала государственные пределы Эллады
когда-то эллинская цивилизация, как переступает еще дальше теперь европейская за
свои политические границы.
Есть и другие ученые книги, которые могут помочь нам, если мы захотим восполнить
тот недостаток представлений, которым мы, люди неспециальные, страдаем, когда
дело касается Византии.
Но искать охотников мало, и до тех пор, пока найдутся хоть между русскими,
напр., люди с таким же художественным дарованием, как братья Тьерри, Маколей или
Грановский, люди, которые посвятили бы свой талант византизму... пользы живой,
сердечной пользы не будет.
Пусть бы кто-нибудь, напр., переделал или даже перевел просто, но изящно, на
современный язык Жития Святых, ту старую "Четью-Минею" Димитрия Ростовского,
которую мы все знаем и все не читаем, и этого было бы достаточно, чтобы
убедиться, сколько в византизме было искренности, теплоты, геройства и поэзии.
Византия не Персия Зороастра; источники для него есть, источники, крайне близкие
нам, но нет еще искусных людей, которые сумели бы приучить наше воображение и
сердце к образам этого мира, с одной стороны, столь далеко отошедшего, а с
другой - вполне современного нам и органически с нашей духовной и
государственной жизнью связанного.
Предисловие к одной из книг Амедея Тьерри "Последние времена Западной Империи"
(Derniers Temps de l'Empire d'Occident) содержит в себе прекрасно выраженные
жалобы на пренебрежение западных писателей к византийской истории. Он
приписывает, между прочим, много важности пустой игре слов Bas-Empire (Нижняя
империя, империя низкая, презренная) и называет летописца, который первый
разделил римскую историю на историю Верхней (итальянской) и Нижней (греческой)
империй, летописцем неудачливым, неловким, несчастным (malencontreux).
"Не надо забывать, - говорит Тьерри, - что именно Византия дала человечеству
совершеннейший в мире религиозный закон - христианство. Византия распространила
христианство; она дала ему единство и силу".
"И между гражданами Византийской империи, - говорит он далее, - были люди,
которыми могли бы гордиться все эпохи, всякое общество!"

Леонтьев К. Византизм и Славянство // Леонтьев К. Избранное. М., 1993.

  1.  Какое влияние, по мнению автора, Византия оказала на Западную Европу?
  2.  Что досталось России в наследство от Византии?
  3.  Чем автор объясняет долголетие византийской государственности?
  4.  Каково было влияние Византии на дальнее культурное развитие человечества?

  1.  Обучающий тест.

1. Какой из признаков не относится к особенностям культуры Византии:

а) внешняя помпезность, парадность;

б) гуманизм;

в) приверженность к строгой обрядности;

г) сознание превосходства над культурой других народов.

2. Что нельзя отнести к характерным чертам византизма:

а) тесное сотрудничество государства и церкви;

б) полное подчинение личности автократическому государству;

в) синтез христианизированного восточного эллинизма с элементами ромейской, иудейской, иранской культур;

г) синтез ремесла, науки и искусства.

3. Что не является чертой, отличающей Византию от Средневековой Европы:

а) культ императора как сакральной фигуры;

б) Церковь как орган, подотчетный светской власти и не претендующий на политические функции;

в) глубокая религиозность культуры;

г) отсутствие периода культурного упадка V-X вв.

4. Наиболее распространенной корпоративной структурой в Византии были;

а) крестьянские соседские общины митрокомии;

б) цеховые ремесленные организации;

в) городские коммуны;

г) этнические землячества.

5. При этом императоре была проведена кодификация законов, которая затрагивала широкий круг имущественных и иных гражданских отношений:

а) Константин Великий;

б) Василий II;

в) Юстиниан;

г) Михаил Палеолог.

6. С именем крупнейшего учёного Византии Львом Математиком связано:

а) начало алгебры, изобретение световой сигнализации,  и создание движущихся статуй во дворце;

б) развитие геометрических знаний и архитектуры;

в) достижения в астрономии, уточнение календаря;

г) создание  художественных произведений, в которых реализовывалась идея «гармонию проверить алгеброй;

7. С какого периода в истории Византии роль рабов как производительной силы стала падать и постепенно заменяться трудом зависимых крестьян:

а) V-VI вв.

б) VII-VIII вв.

в) XI-XIII вв.

г) XV-XVI вв.

8. Прообразом иконы считается:

а) фаюмский портрет, возникший в Египте в IV в. до н. э.;

б) вавилонские мозаики;

в) сирийские барельефы с портретными изображениями;

г) этрусские фрески.

9. Византийская манера иконописи предполагала:

а) изображение глубоких духовных переживаний в лице святого;

б) статичное изображение святого с удлиненным овалом лица;

в) изображение святого на фоне храма или креста;

г) изображение святого с огромными живыми глазами.

10. В Византийской литературе эпохи Юстиниана господствовали жанры:

а) роман и героическая песня;

б) историография и гимнография;

в) исторической эпопеи и элегии;

г) гимна  и героической песни.

Ответы:

1 –б;  2-г; 3-в; 4-а; 5-в; 6-а; 7- в; 8-а; 9-б; 10-б.

IV. Практические упражнения, задачи.

1. Заполните таблицу: периодизация развития культуры Византии:

Период

Хронологические рамки

Характеристика социально-политического устройства

Особенности

развития искусства

Высшие достижения

Ранневизантийский период

IV-VII вв.

Иконоборческий период

VIII в.–первая половина IXв.

Поздний период

Вторая половина IX-XII вв.

Ренессансный период

XIII-XVвв.

 

  1.  Охарактеризуйте основные черты византийского художественного стиля во время правления Юстиниана Великого.
  2.  Докажите, что особенностью византийской философии являлось то, что она использовала идеи Платона, Аристотеля. Для этого охарактеризуйте достижения следующих мыслителей:
    1.  Фотия – 820-891гг.;
    2.  Михаила Пселла – 1018-1078гг.;
    3.  Виссариона (1403-1472);
    4.  Георгия Трапезундского (1396-1484гг);
    5.  Симеона (1025-1092гг);
    6.  Николая Кавасила (XIV в.)

4. Заполните таблицу «Этапы  развития архитектуры Византии»

Этап

Хронологические рамки

Характеристика

Выдающиеся сооружения

Ранневизантийский

V-VIII вв.

Средневизантийский

VIII-XIII вв.

Поздневизантийский

XIII-XV вв.

5. Охарактеризуйте особенности изобразительного искусства периода «палеологовского ренессанса» ( XIII-XVвв.).

 

III. Творческие задания.

  1.  Подготовьте мини эссе  по следующим темам, высказав свое мнение:
    •  Пора отказаться от наследия «византизма» в российской политике?

4. Контрольные задания и тесты.

1.  Дайте короткие ответы на следующие вопросы.

Тест 1.

  1.  Какой характер носила общественная система Византии?
  2.  На каком принципе строились отношения общества  и власти в Византии?
  3.  Как в Византии была решена дилемма соединения восточного всемогущества государства и античного признания частной собственности?
  4.  Что стало духовной основой развития Византийской культуры?
  5.  Автократия – это…
  6.  Что, полагали в Византии, может обеспечить спасение всего мира?
  7.  Какое представление о времени было характерно для византийской ментальности?
  8.  Арианство, несторианство, монофизитство – это….
  9.  Имели ли права крестьянские общинники продавать свои земли?
  10.  Чей труд стал постепенно вытеснять труд рабов в Византии начиная с XI в.?

Тест 2.

  1.  В качестве культурно-исторического феномена Византия стала результатом овосточивания (какого?)…. Мира?
  2.  Как называется общество, союз, группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов?
  3.  Какие черты Античной культуры были усвоены Византией?
  4.  «Символ веры» - это….
  5.  Византийцы полагали, что наряду с существованием единой церкви должна существовать и единая…., обеспечивающая спасение человечества.
  6.  Как называется краткое изложение существа христианского вероучения, сохраняемого в православии без изменений?
  7.  Почему в Византии в борьбе за престол широко использовалось насилие?
  8.  Как называется аскетическое учение, оказавшее исключительное влияние на византийское религиозное сознание, исходившее из положений, что внутреннее самоуглубление открывает путь к истине и дает состояние покоя и возможность общения с Богом?   
  9.  Где находился храм Святой Софии?
  10.  Почему в Византии очень широкой распространение получило монашество?

2. Контрольный тест.

1. Вершиной художественной культуры Византии считают:

а) Колизей;

б) Мавзолей в Галикарнасе;

в) храм святой Софии в Константинополе;

г) собор в Модене.

2. Какое направление в христианстве провозгласило верность древности, неизменность идеалов:

а) православие;

б) католицизм;

в) кальвинизм;

г) лютеранство.

3. О ком говорили в Византии, что он "ниже только Бога и сейчас же следует за Богом":

а) о патриархе;

б) об императоре;

в) о римском папе;

г) о христианском философе.

4. Константин VII Багрянородный вошел в историю не только как император, но и как

а) знаменитый историк;

б) знаменитый юрист, создавший свод законов;

в) великий литератор и поэт;

г) великий христианский философ.

5. В XI в. среди византийских мыслителей выделялся своим универсальным и новаторским умом. Он восстановил почитание философии Платона:

а) Михаил Пселл;

б) Никифор Влеммид;

в) Фотий;

г) Николай Кавасила.

6. Кто основал в XIV в. аскетическое течение исихазма:

а) Михаил Пселл;

б) Григорий Палама;

в) Фотий;

г) Иоанн Дамаскин.

7. Византия достигла вершин своего расцвета:

а) при император Михаиле Палеологе (XIII в.)

б) при императоре 740 г. Льве III ( VIII в.)

в) в годы правления императора Юстиниана I ( VI в);

г) в период царствования Василия II (X-XI вв.) 

8. Византийская культура является результатом:

а) синтеза западных и восточных элементов при господствующем положении греко-римских традиций;

б) соединения православия с варварским культурным миром;

в) самобытным культурным феноменом с преобладанием характеристик восточного типа развития;

г) соединения христианства с восточными религиями.

9. Искусство Византии стремилось к выражению:

а) божественного проявления во всем;

б) внутреннего мира художника;

в) идеи вечности православной империи;

г) противоборства с варварским миром.

10. Как назывались отношения церкви и государсва в Византии:

а) принцип Плифона;

б) единство власти и духа;

в) симфония властей;

г) православие и самодержавие.

Ответы: 1-в; 2-а; 3-б; 4-а; 5-а; 6-б; 7-в; 8-а; 9-а; 10-в.




1. Нормативные акты и их действие
2. Реферат на тему- Історикоархітектурний огляд Візантії Історія Візантії починається з IV стол
3. Лопе де Вега Собака на сене
4. 1 Физикогеографическая и климатическая характеристика места расположения 9 1.html
5. Шпаргалка- Билеты по литературе (Украина)
6. Понятие и виды трудового стажа1
7. правовая мысль в Древней Индии.
8. .- 154 г Цена- 219руб
9. Правовое государство. Понятие и основные черты. Правовой статус товарной и фондовой биржи.html
10. Философия скуки- ПрогрессТрадиция; москва; 2003 ISBN 5898261613 Аннотация Что такое скука когда она возни