Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Термины и понятия

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Тема:  ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

      Термины и понятия.
      
Вервь (от слав. «вервь» — веревка; участок земли, отмеренный веревкой) — община в Древней Руси.
      
Вече — народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.
      
Княжеская дружина — профессиональные военные, подчинявшиеся князю.
      
Люди — свободные общинники.
      
Мотыжное земледелие — тип земледелия, при котором используется мотыга в качестве орудия обработки земли. Производительность труда низкая.
      
Оседлость — образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия.
      
Пашенное земледелие — традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.
      
Подсечно-огневая система земледелия — система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2—3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.
      
Племенное военное ополчение — военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников — воев. Во главе ополчения стоял воевода.
      
Старейшины — родоплеменная знать.

Повесть временных лет
(Извлечение)

      Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля...
      ...Так же и... славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
      Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, по берегам его удил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
      И после этих братьев [Кий, Щек и Хорив] стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах.
      Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.

Тема. ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

      Основные даты и события
      
862 г. — призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.
      
882 г. — объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.
      
907, 911 гг. — походы Олега на Царьград. Первые договоры с Византией.

      Термины и понятия
      
Антинорманнская теория — направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «русь» нужно искать в глубокой древности.
      Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686—1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идет речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Этой же точки зрения придерживается Б. А. Рыбаков.
      
Варяги (от древнескандинавского vaeringjar) — 1) в русских источниках — скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.); 2) наемные дружинники русских князей IX—XI вв.; 3) купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки».
      
Историография — 1) написание истории, создание исторических трудов, совокупность исторических сочинений; 2) одна из специальных исторических дисциплин, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки.
      
Норманнская теория — направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Была сформулирована во второй четверти XVIII в. немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. С точки зрения этой теории: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово «русь» норманнского происхождения.

      Персоналии
      
Рюрик (862—879) — варяжский конунг, призванный ильменскими словенами, согласно «Повести временных лет», княжить в Новгород. Основатель династии Рюриковичей.
      
Олег (879—912) — древнерусский князь. Правил с 879 г. в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры.

      Версии происхождения термина «русь»

Первая версия 

Вторая версия

Название одного из племен полян, обитавшего в районе среднего течения Днепра и его притока — реки Рось

Широкий надплеменной дружинно-торговый общественный слой, консолидирующийся вокруг князя, образующий его дружину, войско, административный аппарат (скандинавы, родоплеменная славянская знать)

«Повесть временных лет»
(Извлечение)

      ...В лето 6390 (882). ...Это Олег начал ставить города и установил дани словенам и кривичам, и мери, и установил давать дань варягам Новгорода по 300 гривен на лето ради сохранения мира, которая и давалась варягам до смерти Ярослава.
      В лето 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
      В лето 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и не позволил им платить дань хазарам, сказав: «Я им противник, а вам — незачем».
      В лето 6393 (885). Послал к радимичам, спрашивая: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но дайте мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И владел Олег полянами и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал...


Тема: РУСЬ В ПРАВЛЕНИЕ ИГОРЯ, ОЛЬГИ И СВЯТОСЛАВА

      Основные даты и события
      
944 г. — договор с Византией.
      
945 г. — восстание древлян и убийство князя Игоря.
      
Ок. 957 г. — поездка Ольги в Константинополь и принятие христианства.
      
964—972 гг. — походы Святослава.

      Термины и понятия
      
Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI—XVI вв. слово «дань» означало налог и феодальную ренту.
      
Погосты — первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Позднее место сбора дани.
      
Полюдье — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позднее так называлась сама дань, размер которой не был определен. В Новгородской и Смоленской землях в XII в. — фиксированная денежная повинность.
      
Уроки — размер дани. Введены княгиней Ольгой.

      
Персоналии
      Игорь (912—945) — древнерусский князь. Продолжал деятельность Олега, подчиняя восточнославянские племена. Совершал походы в Константинополь, в 941 г. — неудачный, в 944 г. заключил договор с Византией. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.
      
Ольга (945—962) — киевская княгиня, жена Игоря. Подавила восстание древлян. Установила размер дани (урок) и устроила места сбора дани (погосты). В 957 г. приняла христианство, крестилась под именем Елена. Канонизирована Православной церковью.
      
Святослав (962—972) — древнерусский князь, выдающийся полководец. С 964 г. совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; подчинил вятичей, воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский каганат, в 967 г. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми и болгарами вел русско-византийскую войну 970—971 гг. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Был убит печенегами у днепровских порогов.

«Повесть временных лет»
(Извлечение)

      В год 6454 (946). И пошла Ольга по земле древлян, определяя повинности и распорядок. И становища ее ловили до сих пор. И пришла в город свой Киев с сыном Святославом, и пробыла здесь год.
      В лето 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мcте погосты и дани, и по Луге — оброки и дани... И так, установив все, вернулась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним в любви...

Вопросы
для сравнения 

Игорь 

Ольга 

Святослав 

Основные
направления
деятельности

Внешняя политика

Внутренняя политика

Внешняя политика

Особенности правления

Покорение уличей, тиверцев, древлян (отсоединились после смерти Олега). Походы против хазар, Византии

Принятие христианства, введение единой системы налогообложения (уроки и погосты)

Покорение вятичей, разгром Хазарского каганата, подчинение ясов (осетин) и касогов (адыгейцев), походы против Волжской Булгарии и Дунайской Болгарии, война с Византией из-за этих территорий

Итоги правления

Расширение территории Древнерусского государства, изменение его международного положения

Укрепление власти киевских князей

Расширение территории Древнерусского государства, изменение его международного положения

      Вопросы:1. Почему Ольга уделяла большее значение внутреннему устройству государства? 2. Какое значение имела ее реформа сбора дани? 3. Какое значение для укрепления международного авторитета Руси имели походы Святослава?


Тема. РУСЬ ВО ВРЕМЕНА ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА

      Основные даты и события
      
972—980 гг. — правление великого князя Ярополка.
      
980—1015 гг. — княжение Владимира I.
      
980 г. — языческая реформа Владимира. Попытка создать единый культ, объединяющий 6 основных божеств различных племен.
      
988 г. — принятие христианства.

      
Персоналии
      
Владимир I Святой (?—1015 гг.) — великий князь киевский с 980 г., младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах князя называли Красным Солнышком. Канонизирован Русской православной церковью.

      
Термины
      
Православие — одно из главных направлений в христианстве. Возникло в 395 г. после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы сложились в Византии в IX—XI вв. Окончательно оформилось как самостоятельная церковь в 1054 г. после разделения христианской церкви на католическую и православную. Особенности нашли отражение в самом названии восточной ветви христианства. Православие — «правильная» вера, «правильное» вероисповедание, «правильная, истинная» церковь. Провозглашает верность древности, неизменность идеалов (в истине ничего нельзя менять, иначе она станет ложью). В основу учения положены Священное Писание — Библия (Ветхий и Новый заветы) и Священное Предание.

«Повесть временных лет»
(Извлечение)

      ...И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия.

      Значение Крещения Руси. Крещение Руси:
      1) развитию грамотности, книжного дела, культуры;
      2) расширению связей с Византией и другими странами Европы;
      3) развитию хозяйства;
      4) укреплению брачных отношений;
      5) идеологическому укреплению власти великого князя.

Тест.
      
1. К какому времени относится завершение формирования Древнерусского государства:
      а) VII в.;
      б) VIII в.;
      в) IX в.;
      г) Х в.
      
2. Отметьте главную причину образования государства у восточных славян:
      а) внешняя опасность;
      б) достижение определенного уровня развития производительных сил;
      в) влияние варягов;
      г) принятие христианства.
      
3. Отметьте имена византийских авторов, писавших о восточных славянах:
      а) Плиний Старший, Птолемей Клавдий;
      б) Птолемей Клавдий, Прокопий Кесарийский;
      в) Тацит;
      г) Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег.
      
4. С именем какого князя связан разгром Хазарского каганата:
      а) Владимира I Святого;
      б) Святослава;
      в) Олега;
      г) Игоря.
      
5. Найдите и отметьте ошибку в указании территории расселения восточных славян:
      а) между Припятью и Западной Двиной — дреговичи;
      б) вдоль реки Полоты — полочане;
      в) к востоку от Днепра — радимичи;
      г) в районе Смоленска — северяне.
      
6. Князь Владимир при крещении получил имя:
      а) Константин;
      б) Юрий;
      в) Иван;
      г) Василий.
      
7. Принятие христианства:
      а) повлияло на развитие ремесел;
      б) способствовало укреплению княжеской власти;
      в) усилило влияние волхвов;
      г) способствовало развитию культуры;
      д) вызвало первые междоусобицы в государстве;
      е) укрепило международное положение Древнерусского государства.
      
8. Заполните пропуски в тексте.
      В период образования Древнерусского государства население подвластных киевскому князю славянских земель платило ________. Платежи собирались _______. В Х в. размер платежей был _______.
      Варианты ответов:
      а) дань;
      б) выкуп;
      в) полюдье;
      г) наместники князя;
      д) не установлен;
      е) фиксирован.
      
9. Верны ли утверждения:
      А. В конце IX—X в. происходило расширение территории Древнерусского государства.
      Б. С момента своего возникновения Древнерусское государство было тесно связано с Византией.
      а) Верно только А;
      б) верно только Б;
      в) оба суждения неверны;
      г) оба суждения верны.
      
10. Найдите ошибку в тексте.
      В отличие от распространенного на Руси язычества христианство служило идейной основой объединения русских княжеств. Повысив международный престиж Руси, оно не способствовало развитию культуры.
      
11. Во главе Русской православной церкви в Х в. стоял:
      а) митрополит;
      б) епископ;
      в) патриарх;
      г) архиепископ.
      
12. Фраза «Хочу на вы идти» принадлежит:
      а) Владимиру I;
      б) Олегу;
      в) Святославу;
      г) Рюрику.
      
13. В каком городе и в каком году был поставлен памятник «Тысячелетие России»:
      а) в Киеве в 1888 г.;
      б) в Смоленске в 1862 г.;
      в) в Новгороде в 1862 г.;
      г) в Москве в 1864 г.
      
14. Формой политического устройства Древнерусского государства была:
      а) абсолютная монархия;
      б) сословно-представительская монархия;
      в) боярская республика;
      г) раннефеодальная монархия.
      
15. Размер дани, установленный княгиней Ольгой, назывался:
      а) уроки;
      б) погосты;
      в) полюдье;
      г) оброк.

Тема. РУСЬ В XI—XII вв.

      Период XI—XII вв. в истории Руси характеризуется, с одной стороны, как время формирования вотчинного хозяйства, оформления сословной структуры, аппарата управления раннефеодальным государством, с другой — как период начала политической раздробленности, вызванной рядом объективных причин: «лествичным» порядком престолонаследия, княжескими усобицами, развитием феодально-вотчинного хозяйства.
      Изучение этой темы раскрывает перед учащимися особенности социально-политического и социально-экономического развития раннефеодального государства в период его расцвета. Обращение к начавшемуся на рубеже XI—XII вв. процессу политического дробления единого государства на самостоятельные удельные княжества позволяет глубже изучить его причины.

      
Основные документы эпохи: «Повесть временных лет», Русская Правда, «Изборник», «Устав» и «Поучение» детям Владимира Мономаха, Правда Ярославичей, «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве».
      

Тема. ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

      Основные даты и события
      
1015 г. — восстание в Новгороде против варягов.
      
1036 г. — Ярослав Мудрый нанес сокрушительное поражение печенегам, от которого они не смогли оправиться.
      
1037 г. — заложен Софийский собор в Киеве.
      
1051 г. — образование Киево-Печерского монастыря.

      Термины и понятия
      
Гривна — основная денежная единица в Киевской Руси.
      
Династический брак — брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.
      
«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.
      
Раннефеодальная монархия (IX—XI вв.) — форма политического режима, при котором монарх находится в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями.
      
Русская Правда — первый письменный свод законов Древней Руси.

      Персоналии
      
Ярослав Мудрый (ок. 978—1054 гг.) — великий князь киевский (с 1019 г.), сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026 г. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов Русская Правда.
      
Нестор — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков Средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет» (ок. 1113 г.).

            В. О. Ключевский:
      «Когда умирал отец, тогда, по-видимому, разрывались все политические связи между его сыновьями: политической зависимости младших областных князей от старшего их брата, садившегося после отца в Киеве, незаметно. Между отцом и детьми действовало семейное право, но между братьями не существовало, по-видимому, никакого установленного, признанного права...»

      А. Е. Пресняков:
      «Старое семейное право покоилось на нераздельности житья владения. С разделом разрушался семейный союз, и обычные понятия не знали преимуществ и прав старшего брата над другими. Понятия эти, господствуя в междукняжеских отношениях, становились в резкое противоречие с политической тенденцией киевских князей создать прочное подчинение Киеву подвластных областей.
      И первый, вытекавший из обстоятельств, выход из дилеммы — стремление объединить в руках киевского князя все владения отца, «быть, владея, единому в Руси»».

      С. М. Соловьев:
      «Единство княжеского рода поддерживалось тем, что каждый член этого рода, в свою очередь, надеялся достигнуть старшинства и соединенного со старшинством владения главным столом киевским. Основанием старшинства было старшинство физическое, причем дядя имел преимущество пред племянниками, старший брат — пред младшими, тесть — пред зятем, муж старшей сестры — пред младшими шурьями, старший шурин — пред младшими зятьями; и хотя во время господства родовых отношений между князьями встречаем борьбу племянников от старшего брата с младшими дядьми, однако племянники при этом никогда не смели выставлять своих родовых прав, и притязания их, основывавшиеся на случайных обстоятельствах, должны были, исключая только одного случая, уступать правам дядей самых младших».

      Р. Г. Скрынников:
      «Старшинство перестало играть безусловно решающую роль в определении права на власть. Смена правителей в столице влекла за собой перемены власти на периферии Киевской Руси: каждый новый киевский князь направлял своих сыновей наместниками в другие города (прежде всего в Новгород). При этом в политической борьбе все чаще использовались половецкие отряды».

Борьба Ярослава Мудрого за власть

Этап междоусобной
борьбы
 

Хронологические рамки этапа 

Содержание этапа 

I этап

1015—1019 гг.

Борьба со Святополком Окаянным

II этап

1019—1026 гг.

Борьба с Мстиславом Тмутараканским

Внешняя политика Ярослава Мудрого

Основные направления 

Цели и задачи 

Основные события 

Итоги 

Борьба с кочевниками

Защита южных рубежей Руси от набегов кочевников

1016 г. — Святополк нанял печенегов для борьбы против Ярослава.
1036 г. — последний поход печенегов на Киев, в ходе которого Ярослав нанес им сокрушающий удар

Устранение угрозы со стороны печенегов. Однако им на смену пришли половцы

Отношения с Польшей

Стабилизация западных границ Руси

1026 г. — Ярослав совершил поход на Польшу и вернул Перемышльский район, находившийся в составе Польши после вмешательства Болеслава в русские распри в 1018 г.
1037 г. — новый глава польского государства Казимир признал за Русью Белз, Берестье, Перемышльский район

Укрепление власти великого князя и стабилизация западных границ

Отношения с Германией

Сближение Руси и Германии

1024 г. — Германия вместе с Русью способствовала восстановлению польского государства.
1040 г. — посольство Руси побывало в Германии. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) вышла замуж за Генриха IV

Династический брак укрепил союз Германии и Руси

Отношения с Венгрией

Укрепление международного положения

Династический брак короля Венгрии Андрея I и третьей дочери Ярослава Мудрого — Анастасии.
Основой союза была также борьба против Польши

Династический брак укрепил союз Венгрии и Руси

Отношения с Византией

Сохранение
дружественных
отношений

1042 г. — приход к власти в Византии Константина XI Мономаха положил начало ухудшению отношений с Русью.
1043 г. — неудачный поход сына Ярослава Владимира на Византию.
1051 г. — Ярослав Мудрый возвел на митрополичий престол русского церковного деятеля Илариона

Укрепления отношений не произошло. Смерть Ярослава Мудрого положила конец единой государственной политике Руси по отношению к Византии

«Повесть временных лет» (1113 г.)
(Извлечение)

      В год 6545. Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах... И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться...
      Ярослав же, как мы сказали, любил книги и много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалование, веля им учить людей...

Тема. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В XI в.

      Термины и понятия.
      
Бояре — вотчинники, знать. Источники пополнения: родоплеменная знать, разбогатевшие общинники-аллодисты, служилая знать (старшая дружина).
      
Вира — денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.
      
Вотчина — форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах.
      
Гривна — весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси.
      
Закупы — люди, попавшие в долговую кабалу, отрабатывающие «купу» (ссуду). После выплаты долга могли стать свободными. В случае побега теряли остатки свободы и становились рабами. В случае обращения в раба без законного основания освобождались от долга и получали свободу.
      
Изгои — люди, потерявшие связь с общиной, либо выкупившиеся на волю холопы. Занимали промежуточное положение между свободными и несвободными категориями населения.
            
Рядовичи — люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.
      
Смерды — социальный слой Древнерусского государства, занимавшийся сельским хозяйством, в положении которого переплетались элементы свободы и несвободы.
      
Холопы — категория рабов, которые либо были посажены на землю, либо входили в состав челяди или дружины феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой.
      
Челядь — домашние рабы.

Дискуссия об уровне социально-экономического развития Древней Руси

Участники дискуссии 

Б. Д. Греков 

И. Я. Фроянов 

А. Н. Сахаров, В. И. Буганов 

Общественные отношения в Древнерусском государстве носили в основном феодальный характер уже в X в. В это время складывался класс феодалов, появилась феодальная земельная собственность, зарождались классовые отношения и классовая борьба. Элементы рабства на Руси были спорадическими

До конца XI в. преобладал патриархальный, родоплеменной уклад. Большинство населения были свободными собственниками земли на общинной основе. Одновременно в обществе существовали и рабовладельческие отношения. Лишь в конце XI в. начали складываться раннефеодальные отношения

Система феодальных отношений складывается на Руси ко второй половине XI в., когда формируются крупные земельные владения

      1      «Вотчинное хозяйство (от слова „отец“) — переданные князем своим вассалам (старшая дружина — бояре) населенные земли на правах наследственной собственности. Право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю.
      Население вотчины за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками и озерами должно было вносить владельцу платежи деньгами и продуктами, исполнять разного рода повинности и работы. Наряду с этим оставались и общегосударственные поборы и повинности.
      Вотчинное хозяйство было, как правило, крупным, в нем появилась возможность лучше организовать и обработку почвы, и расчистку леса, и строительство хозяйственных построек и т. д. Оно было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи. Феодал был заинтересован в том, чтобы население вотчины не разорялось, потому что это грозило бы разорением и ему.
      Вотчинники обладали не только правом владения землей, но и правом суда над населением вотчины».

Государственное управление в XI в.

Боевое построение русского войска

      

  

Правда Ярослава 

Правда Ярославичей 

Устав Владимира Мономаха 

Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников

Штраф (вира), запрет кровной мести

Штраф (вира)

Защита собственности князя и его земельных владений

 

Увеличение размеров штрафов за судебные функции

Введение письменного судопроизводства

Выделение новых категорий зависимого населения (закупы)

Уточнение положения закупа

      

Тема. ВРЕМЯ НОВЫХ УСОБИЦ

      Термины и понятия
      
Любечский съезд — съезд древнерусских князей, состоявшийся в 1097 г. в городе Любече — вотчине Владимира Мономаха, на котором было принято решение о том, что «каждый владеет отчиной своей», юридически оформившее политическую раздробленность на Руси.
      
Половцы (кипчаки) — тюркоязычный народ, кочевавший в XI — начале XIII в. в южнорусских степях. Совершали набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в.

      Основные даты и события
      
Середина XI в. — у границ Руси появились половцы.
      
1097 г. — Любечский съезд русских князей.

      
Персоналии
      
Владимир Мономах (1053—1125 гг.) — князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.
      
Изяслав, Святослав и Всеволод — сыновья Ярослава Мудрого, создатели Правды Ярославичей.

Тема. ВЛАДИМИР МОНОМАХ — ВЕЛИКИЙ КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ
      Основные даты и события
      
1113 г. — восстание в Киеве.
      
30-е гг. XII в. — условная дата начала феодальной раздробленности.
      
1147 г. — первое летописное упоминание о Москве.
      
1157—1174 гг. — княжение Андрея Боголюбского.
      
1176—1212 гг. — княжение Всеволода Большое Гнездо.

      
Термины и понятия.
      
«Крестовый поход» — название похода Владимира Мономаха против половцев в 1111 г.
      
Съезды князей — личные встречи носителей высшей власти, уполномоченные принимать судьбоносные для страны решения.

    
«Поучение» Владимира Мономаха
(Извлечение)

      ...Ибо как Василий учил, собрав юношей: душой быть чистым, непорочным, телом — слабым, в разговоре — негромким, соблюдая слово Господне: есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, а душу ввысь, суеты избегая, не пытаться поучать беспечных во власти, ни во что почитать всенародную славу.
      Старых почитай как отца, а молодых как братьев; в доме своем не будьте беспечны, но за всем следите; не полагайтесь на ключника или слугу, чтобы не посмеялись к вам приходящие над домом вашим, ни над вашим столом. Пойдя на войну, не отсиживайтесь, не оглядывайтесь на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сами снаряжайте охрану и ночью, расставив стражу со всех сторон, рядом с воинами ложитесь и пораньше вставайте; оружие с себя никогда не снимайте второпях, не разглядев по небрежности, внезапно ведь человек погибает. Остерегайся лжи, и пьянства, и блуда, ибо от них душа погибает и тело. Отправляясь каким путем по своим землям, не позволяйте слугам вред причинять ни своим, ни чужим, ни в деревнях, ни на пашнях, чтобы не стали нас проклинать. Куда ни пойдете, где ни пристанете, напоите и накормите убогого, но больше всего почитайте гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный или посол; если не можете почтить его даром — едой да питьем приветьте, ибо они, повсюду бывая, прославят человека по всем землям — или добрым, или злым.
      Смерти, дети мои, не страшась, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, какое вам Бог пошлет; ибо если я от войны, и дикого зверя, и от воды, и с коня свалившись уберегся, никто из вас не повредится и не убьется, пока не будет от Бога повеления, а если уж от Бога наступит смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не смогут отнять от нее; но если и доброе дело — остерегаться самому, то Божие обережение лучше человеческого.

      Вопросы к документу: 1. Какую цель преследовал Владимир Мономах, создавая «Поучение»? 2. К кому обращается Владимир Мономах в своем «Поучении»? 3. Какие идейные и нравственные принципы утверждались в «Поучении»?

Тема. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ.
РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

      Термины и понятия
      
Боярская республика — Новгородская республика, где высшим органом власти стало собрание свободных горожан — владельцев дворов и усадеб в городе — вече. Оно собиралось или на Софийской площади, или на Ярославовом дворище Торговой стороны. Вече было гласным. На нем очень часто присутствовала масса городского населения (феодально-зависимые, кабальные люди), не имевшего права голоса. Эти люди бурно реагировали на прения по тем или иным вопросам. Эта реакция оказывала на вече давление, иногда достаточно сильное. Вече обсуждало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирался посадник, тысяцкий, архиепископ.
      
Политическая раздробленность — процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя. На Руси политическая раздробленность наступила во второй четверти XII в., после окончательного распада Киевского государства. Продолжалась до конца XV в. Является показателем зрелости феодального общества.
      
Посадник — глава Новгорода, ведавший управлением и судом, контролировавший деятельность князя.
      
Тысяцкий — начальник новгородского ополчения.
      
Уделы — совокупность земель, удельных имуществ и доходов.

Причины политической раздробленности:

1. Рост городов, развитие хозяйства.
2. Формирование и развитие крупных земельных вотчин (местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы).
3.Обширная территория, различные природные и экономические особенности отдельных земель.
4. Полиэтнический состав страны.
5. Порядок престолонаследия

Вопросы
для сравнения
 

Киевское
княжество
 

Галицко-
Волынское
княжество
 

Владимиро-
Суздальское
княжество
 

Новгородская
земля
 

Особенности географического положения

Юго-Западная Русь

Юго-Западная Русь, на границе с Польшей и Венгрией в предгорьях Карпат, поблизости от Византии, Балкан, дунайского торгового пути

Северо-Восточная Русь, междуречье Оки, Волги и Клязьмы

Северо-Западная Русь

Природные условия

Плодородные земли

Наиболее плодородные земли на Руси

Умеренный климат, лесная полоса

Благоприятные для развития торговли

Система управления

Князь

Власть князя ограничивалась боярами

Сильная власть князя

Аристократическая республика

Особенности хозяйствования

Пашенное земледелие, развитое ремесло

Пашенное земледелие

Земледелие, скотоводство, промыслы

Ремесло и торговля

      Тема. КУЛЬТУРА РУСИ Х — НАЧАЛА XIII в.

            Термины и понятия
      
Глаголица — одна из древнеславянских азбук, расположенная так же, как и кириллица, но отличающаяся от нее начертанием букв. Происходит, по мнению ученых, из греческой скорописи VIII—IX вв.
      
Кириллица — одна из двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя середины IX в. Кирилла (до принятия монашества — Константин), который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги.
      
Летописи — погодные записи событий.
      
Мозаика (буквально «сложенный из кусочков») — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Один из древнейших видов изобразительного искусства.
      
Фреска — форма живописной росписи стен, когда краски наносятся на сырую штукатурку.

      Основные даты и события
      
988 г. — принятие христианства.
      
1037 г. — заложен Софийский собор в Киеве.
      
1045—1050 гг. — строительство Софийского собора в Новгороде.
      
IX—X вв. — возникновение кириллицы.
      
Ок. 1113 г. — составление Нестором «Повести временных лет».
      
X в. — возникновение героического былинного эпоса.

Тест.

      1. Признаками раннефеодального государства являются:
      а) значительная, но не абсолютная власть главы государства;
      б) власть главы государства, основанная на военной силе;
      в) значительное влияние церкви на власть;
      г) власть главы государства не ограничена.
      
2. Соотнесите даты правления князей с их именами.
      1) 912—945 гг.         А) Ярослав Мудрый
      2) 980—1015 гг.       Б) Игорь
      3) 1113—1125 гг.     В) Владимир I Святой
      4) 1019—1054 гг.     Г) Владимир Мономах
      Ответ:

1 

2 

3 

4 

 

 

 

 

      3. Свободные крестьяне на Руси назывались:
      а) смерды;
      б) люди;
      в) закупы;
      г) холопы.
      
4. Глава исполнительной власти в Новгороде, следивший за исполнением решений веча и охранявший интересы города перед приглашаемыми князьями:
      а) тиун;
      б) тысяцкий;
      в) посадник;
      г) огнищанин.
      
5. Расставьте отрывки из летописи в хронологическом порядке.
      А) «Ярослав же сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик».
      Б) «Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — Святой Богородицы Благовещения, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины».
      В) «Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом».
      Г) «Вложил Бог Владимиру мысль в сердце понудить брата его Святополка пойти на язычников весною. Святополк же поведал дружине своей речь Владимира».
      Ответ: ___________
      
      
6. Соотнесите термин и его объяснение.

Термин

Объяснение термина

1) фреска

А) Вид искусства, буквально означающий «сложенный из кусочков»

2) летопись

Б) Форма живописи, когда краски наносятся на мокрую штукатурку

3) мозаика

В) Запись событий по годам

4) икона

Г) Сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории

      Ответ:

1 

2 

3 

4 

 

 

 

 

      7. Продолжите логический ряд понятий. Закуп, рядович, холоп, ___________
      
8. Что из перечисленного ниже является экономической предпосылкой раздробленности на Руси?
      а) расцвет культуры;
      б) хозяйственное обособление земель, стремление к независимости от Киева;
      в) полиэтнический состав населения страны;
      г) порядок престолонаследия.
      
9. Отметьте древнейший памятник русского права.
      а) Правда Ярослава;
      б) Закон Русский;
      в) «Устав» Владимира Мономаха;
      г) договор Олега с греками 911 г.
      
10. Высшей мерой наказания по Русской Правде являлась:
      а) смертная казнь;
      б) каторга;
      в) пожизненное заключение;
      г) конфискация имущества и выдача преступника (вместе с семьей) в рабство.
      
11. Найдите и исправьте ошибки в тексте.
      Сложившееся на юго-восточной оконечности Европейского континента Древнерусское государство сыграло незначительную роль в формировании облика средневековой Европы в целом, ее политической структуры международных связей, ее экономической эволюции, ее культуры. Киевская Русь являлась центром транзитных торговых путей, соединявших Западную и Центральную Европу с арабским Востоком и Византией. На положение Руси влияли в X—XII вв. Византия, Хазарский каганат, Болгарские государства на Волге и на Балканах, которые прикрывали Центральную и Западную Европу от кочевников — печенегов и половцев.

Тема III. РУСЬ В XIII—XV вв.

      Рассматриваемый период оказался значимым для истории не только России, но и мира. Динамичные изменения в Европе, сопровождавшиеся длительными конфликтами (например, Реконкиста в Испании, Столетняя война Англии и Франции), отражали борьбу за лидерство среди новых национальных государств. Начиная с XIII в. в Европе закладываются основы будущих правовых государств: создаются парламенты, принимается Великая хартия вольностей в Англии.
      В Азии в начале XIII в. возникло Монгольское государство, за короткий срок подчинившее себе большую часть Евразии, в том числе и Русь.
      С юга Европа подверглась экспансии Османской империи, в ходе которой существование прекратила Византия. В конце XV в. свои путешествия совершают X. Колумб, Васко да Гама и др. Начинается процесс колонизации других континентов, укрепивший экономические позиции стран Запада.
      В истории России период начала XII — конца XV в. по традиции называют удельным. И действительно, к середине XII в. на территории Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель. К началу XIII в. их было около 50, в XIV столетии — примерно 250.
      В недрах феодальной раздробленности начинают созревать предпосылки для объединения страны. Однако политическая централизация Руси происходила значительно быстрее, чем преодолевалась ее экономическая разобщенность. Наличие внешней опасности с востока и запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия.

      
Основные понятия темы: баскак, большая соха, кормления, Золотая Орда, местничество, наместник, Судебник, Юрьев день, ярлык.
      
Основные документы эпохи: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», Судебник 1497 г., «Сказание о граде Китеже», «Моление Даниила Заточника».

Тема. НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ

      Основные даты и события
      1208—1223 гг. — завоевательные походы монголов в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье.
      1223 г. — битва на реке Калке.

      Термины и понятия
      Араты — рядовые монголы-скотоводы.
      Нойон (господин, князь) — название предводителей древних монгольских аристократических родов.
      Нукеры — дружинники на службе монгольской знати в XII—XIII вв.
      Тумен — высшая организационно-тактическая единица монголо-татарского войска, насчитывавшая 10 тысяч воинов. Возглавлялся темником.
      Улус — родоплеменное объединение с определенной территорией, подвластное хану или вождю.
      Хан (тюркский и монгольский титул в Средние века и Новое время) — вождь племени, государь.

      Персоналии
      Чингисхан (1155—1227 гг.) — основатель Монгольской империи, крупнейший завоеватель и государственный деятель. Настоящее имя Тэмучэн (Темучин). В 1206 г. на курултае (съезде монгольской знати) был провозглашен Чингисханом (Великим ханом). Правление Чингисхана оказало влияние на развитие политической и духовной культуры населения многих азиатских регионов.
      Джучи (ок. 1184 — ок. 1227 гг.) — старший сын Чингисхана от старшей жены Бортэ из племени онгхират (кунгират).
      Угедей (Угэдэй) (1186—1241 гг.) — второй монгольский Великий хан, третий сын Чингисхана от старшей жены Бортэ. Завершил завоевание Северного Китая, покорил Армению, Грузию, Азербайджан. В его правление предприняты походы Батыя в Восточную Европу. В Монгольской империи при Угедее была проведена перепись населения, закончено строительство столицы Каракорума. В империи была организована почтовая служба (ям)

Тема. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ. ВТОРЖЕНИЕ КРЕСТОНОСЦЕВ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ


      Основные даты и события
      1237—1238 гг. — поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
      12391240 гг. — поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь.
      1241 г. — вторжение Батыя в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию.
      1233—1257 гг. — крестовые походы в Прибалтику.
      1237 г. — создание Ливонского ордена.
      1240 г. — разгром шведов на Неве Александром Ярославичем.
      1242 г. — Ледовое побоище.
      Ок. 1243 г. — образование государства Золотая Орда.
      1252—1263 гг. — княжение Александра Невского.

      Термины и понятия
      Баскаки — военная охрана сборщиков дани.
      Золотая Орда — государство, созданное в ходе монгольских завоеваний в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили степи Восточной Европы, Казахстана и Западной Сибири, земли в Крыму, на Северном Кавказе, Волжско-Камская Булгария, Северный Хорезм. Находясь в вассальной зависимости от Золотой Орды, «Русский улус» (Северо-Восточная Русь) сохранял автономию, старые княжеские династии и христианство. Столицы: Сарай-Бату, с первой половины XIV в. — Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV в. Золотая Орда распалась на Большую Орду, Сибирское, Казанское, Крымское и другие ханства.
      Ливонский орден — католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Восточной Прибалтике на латышских и эстонских землях в 1237—1561 гг. Орден вел захватнические войны против Литвы и Руси.
      Ордынское иго (1243—1480 гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя.
      Ордынский выход — дань, выплачиваемая русскими князьями монголо-татарам.
      Ярлык — грамота на княжение.

      Персоналии
      Александр Невский (1221—1263 гг.) — новгородский князь в 1236—1251 гг., с 1252 г. — великий князь владимирский. Одержал выдающиеся победы над шведами (Невская битва — 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище — 1242 г.), благодаря чему обезопасил западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью.
      Батый (1207/08—1255 гг.) — монгольский хан, внук Чингисхана, сын Джучи, старшего сына Чингисхана, завоеватель западных и северных земель, составивших монгольский улус. Основатель государства Золотая Орда.

Тема. МОСКВА — ЦЕНТР ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ. ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ


      Основные даты и события
      1325—1340 гг. — княжение Ивана Калиты.
      1327 г. — восстание в Твери.
      1378 г. — битва на реке Воже.
      1380 г. — Куликовская битва.
      1382 г. — набег хана Тохтамыша на Москву.

      Термины и понятия
      Волостель — глава волости, исполняющий административные, финансовые и судебные функции.
      Кормление — система местного управления, когда кормленщики-наместники (управитель уезда) и волостели (управители волостей), имевшие штат чиновников, содержались за счет населения. В их ведении находились суд, сбор налогов. Кормленщики находились под контролем царя.
      Наместник — должностное лицо на Руси в XII—XVI вв., возглавлявшее местное управление.
      Централизация — процесс объединения земель, результатом которого становится формирование единой верховной власти, устанавливающей единый административный аппарат, подконтрольный центру, единые законы, общие вооруженные силы и др. Закономерный и прогрессивный этап в экономическом и социально-политическом развитии общества.

      Персоналии
      Иван I Калита (?—1340 г.) — князь московский, великий князь владимирский. Сын Даниила Александровича Московского. Заложил основы политического и экономического могущества Москвы. Добился у Золотой Орды права сбора монголо-татарской дани на Руси. При Иване I резиденция русского митрополита была перенесена из Владимира в Москву.
      Семен (Симеон) Гордый (1316—1353 гг.) — великий князь московский и владимирский, старший сын князя Ивана I Калиты. Успешно воевал с Новгородом и Литвой.
      Иван II Красный (1326—1359 гг.) — великий князь владимирский и московский, второй сын Ивана I Калиты. Продолжал объединение русских земель.
      Дмитрий Иванович Донской (1350—1389 гг.) — великий князь владимирский и московский, сын Ивана II Красного, внук Ивана I Калиты. При нем в 1367 г. построен белокаменный Кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарского ига; руководил их разгромом в битве на реке Вожа в 1378 г. В Куликовской битве 1380 г. проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В его княжение Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение своему сыну Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью.

     

Предпосылки процесса централизации

Экономические предпосылки

Политические предпосылки

Внутренние

Внешние

а) Развитие ремесла и торговли;
б) рост городов;
в) начало процесса складывания единого рынка

а) Формирование сильной верховной власти;
б) усиление позиций дворян и нарождающихся бюрократических структур

Потребность борьбы с внешней опасностью

Основные этапы политической централизации Руси

Этап

Хронологические рамки

Характеристика этапа

Содержание этапа

I

Начало XIV в. — 1389 г.

Период борьбы московского княжества со своими соперниками за лидерство в объединительном процессе и начало освобождения Руси от ордынского ига

Возвышение Москвы. Победа Московского княжества в борьбе за владимирский великокняжеский престол. Победа русских войск в Куликовской битве под знаменами московского князя

II

1389—1462 гг.

Период дальнейшей борьбы Москвы за упрочение своих позиций, укрепление власти великого князя Московского в результате феодальной войны

Феодальная война между потомками московского князя Дмитрия Донского (1425—1453 гг.). Присоединение Нижегородского княжества, борьба с Литвой (1406 г. — потеря Смоленска) и Ордой (набег Едигея и осада Москвы)

III

1462—1533 гг.

Период завершения политико-территориального формирования Русского государства при Иване III и Василии III, свержение ордынского ига

При Иване III: присоединен Новгород (1471 и 1477— 1478 гг.), Тверь (1485 г.), Вятка (1489 г.); стояние на Угре и конец ордынского ига (1480 г.); ликвидация Большой Орды с помощью крымского хана Менгли-Гирея; установление протектората над Казанью (1487 г.); войны с Великим княжеством Литовским и присоединение Северских земель (конец XV — начало XVI в.). При Василии III: присоединение Пскова (1510 г.), Смоленска (1514 г.) и Рязани (1521 г.)

Тема. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА — РОССИИ. ИВАН III

      Основные даты и события
      1425—1453 гг. — феодальная война.
      1462—1505 гг. — княжение Ивана III.
      1478 г. — окончательное присоединение Новгорода к Москве.
      1480 г. — стояние на Угре.
      1485 г. — присоединение Твери к Москве.
      1497 г. — принятие Судебника Ивана III.
      XV — начало XVI в. — создание ансамбля Московского Кремля.

      Термины и понятия
      Автокефальная церковь — самостоятельная в административном отношении церковь в православии.
      Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — начала XVIII в. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжьими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
      Местничество — система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV—XV вв. с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682 г.
      Пожилое — пошлина в России конца XV—XVII в., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (осеннего).
      Поместье — владение, получаемое князьями — дворянами за службу.
      Помещики — держатели поместий, дворяне.
      Приказы — центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями великокняжеского управления.

      Персоналии
      Василий II Темный (1415—1462 гг.) — сын Василия I, великий князь московский с 1425 г. Одержал победу в феодальной войне (1425—1453 гг.). Ослеплен в ходе войны в 1446 г. князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова.
      Василий Косой (?—1448 гг.) — удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вел долголетнюю феодальную войну с Василием II Темным. Пытался захватить власть в Москве, но был побежден в 1436 г. и ослеплен.
      Дмитрий Шемяка (1420—1453 гг.) — сын Юрия Дмитриевича, князь Галича-Костромского. В ходе феодальной войны в 1446 г. взял в плен и ослепил Василия II Темного, после ряда поражений бежал в Новгород.
      Юрий Дмитриевич (1374—1434 гг.) — князь звенигородский и Галича-Костромского, сын Дмитрия Донского. С 1425 г. вступил в борьбу с Василием II Темным. В 1433—1434 гг. дважды захватывал великокняжеский стол.
      Иван III (1440—1505 гг.) — сын Василия II, великий князь московский с 1462 г. Женат первым браком на княжне тверской Марии Борисовне, вторым — на Софье Палеолог. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Были присоединены Ярославль, Новгород, Тверь, Вятка, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго (стояние на Угре в 1480 г.), составлен Судебник 1497 г., развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула — великий князь всея Руси.

Управление Русским государством при Иване III

      Во-вторых, Судебник уравнял частновладельческих крестьян с черносошными (государственными) и дворцовыми в уплате налогов в казну.
      В-третьих, ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах.
      В-четвертых, впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября по старому стилю), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое — деньги за «двор» — хозяйственные постройки. Рассмотрение размера пожилого целесообразно провести на основе извлечения из Судебника, приведенного в конце параграфа.
      В-пятых, изменяется система комплектования войска: вместо дружин создается единая военная организация — московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»).
Историческое значение образования Русского централизованного государства:
      1) завершение периода политической раздробленности и разорительных усобиц внутри страны;
      2) укрепление обороноспособности страны, что позволило освободиться от монголо-татарского ига;
      3) создание благоприятных условий для развития хозяйства и культуры (введена единая система мер и весов);
      4) рост международного авторитета Русского государства.
      В заключение можно привести цитату из текста параграфа, в которой автор XVI в. отразил чувства своих современников: «Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».

Тема. КУЛЬТУРА И БЫТ XIV—XV вв.

  Термины и понятия
      Былины — русские народные эпические песни-сказания.
      «Задонщина» — памятник древнерусской литературы конца XIV в., воинская повесть о Куликовской битве 1380 г. Написана (возможно, Софонием Рязанцем) с ориентацией на «Слово о полку Игореве».
      Историческая песнь — жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях.
      Светлица — часть крестьянского жилища восточных славян, парадная комната, предназначенная для рукоделия и других чистых домашних работ. Устраивалась на женской половине, преимущественно в верхней части дома (на верхних этажах).

      Основные даты и события
      1425—1427 гг. — построен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
      XV в. — создан иконостас Благовещенского собора Кремля.
      10—20-е гг. XV в. — Андрей Рублев создал «Троицу».

      Персоналии
      Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.) — византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV — начале XV в. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон, создал фрески в церкви Спаса Преображения. Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой.
      Даниил Черный (ок. 1360—1430 г.) — русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими иконописцами расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.) и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре (1420-е гг.).
      Пахомий Логофет (Пахомий Серб) (?—1480-е гг.) — русский ученый, монах, писатель XV в. Автор жизнеописаний московских и новгородских святых.
      Афанасий Никитин (?—1474/75 гг.) — тверской купец, русский путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468— 1474 гг.). На обратном пути посетил Африку (Сомали), Маскат в Аравии, Турцию. Путевые заметки «Хождение за три моря» — ценный историко-литературный памятник.
      Прохор с Городца — один из крупнейших русских живописцев начала XV в. В 1405 г. вместе с Ф. Греком и А. Рублевым расписал фресками старый Благовещенский собор Московского Кремля.
      Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — ок. 1430 гг.) — русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Его произведения отличаются глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью образов, идеей согласия и гармонии, совершенством художественной формы. Вершиной творчества считают «Троицу», написанную для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Участвовал в создании росписей и икон для соборов: Благовещенского в Московском Кремле (1405 г.), Успенского во Владимире (1408 г.), Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (1425—1427 гг.), Спасского в Андрониковом монастыре в Москве в 1420-х гг., Успенского собора в Звенигороде и др. Кроме того, был автором ряда миниатюр.
      Солари Пьетро Антонио (1450—1493 гг.) — итальянский архитектор, работавший в России с 1490 г. Участвовал в строительстве стен и башен Московского Кремля (1490—1493 гг.), Грановитой палаты (1487—1491 гг.).
      Филофей — русский религиозный писатель, публицист начала XVI в. В письмах к Василию III отстаивал теорию «Москва — Третий Рим», согласно которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (Первого и Второго Рима) он связывал с их изменой «истинному христианству». Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. Сторонник иосифлян.
      Фиораванти Аристотель (1415/1420—1486 гг.) — итальянский архитектор и инженер, работавший с 1475 г. в России. Построил Успенский собор Московского Кремля (1475—1479 гг.). Участвовал в военных походах Ивана III на Новгород, Казань, Тверь в качестве военного инженера и начальника артиллерии.
      Фрязины (Фрезини) Алевиз и Марко — итальянские зодчие XV в., участвовавшие в строительстве стен, башен и палат Московского Кремля.





1. Екатеринбург
2. восхода и заката
3. НОСОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ Filodoro OMS Pompe Glmour Mrilyn Griff
4. Особенности древнеегипетской культуры. Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера
5. менеджменту изменений
6. Эпам системзвед
7. Посторонний Альбер КамюПосторонний Сочинения- Прометей; Москва; 1989; Перевод- Ната
8. Реферат- Ответы на билеты по экологии
9. Краткая история представления о Вселенной
10. Изображение трагедии русского народа в литературе, посвящённой гражданской войне
11.  Определить группу крови
12. гемобластозы Гемобластозы это опухоли кроветворной ткани
13. Лекция 11 Информационная культура и ее аспекты
14. тематически применяются вербальные и невербальные методы воздействия на пациента и группу и совместно прини.
15. ПОЛЬСКОЙ ВОЙНЫ 1919 1920 гг
16. Вариант 1 РОССИЯ Опять как в годы золотые Три стёртых треплются шлеи И вязнут спицы росписн
17. Реферат по дисциплине
18. Тема 9. Профессиональная и организационная адаптация персонала
19. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии 1886 г
20. орфоепія запозичене з грецької мови і означає правильну вимову