Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Анабаптистское движение
План
I. Введение
II. История анабаптистского движения
1. Исторические предпосылки
2. Начало движения
3. Распространение в Европе
4. Реакция ортодоксии и реформаторов
5. Раскол анабаптизма
III. Богословие анабаптистов
1. Учение о таинствах
2. Дисциплина
3. Служители церкви
4. Писание
5. Учение о Боге
6. Антропология и сотериология
7. Эсхатология
8. Учение о церкви
IV. Выводы
Библиография
I. Введение.
На всех этапах своего развития евангельское христианство сталкивалось с серьезным сопротивлением со стороны католической и ортодоксальной церквей, движение же анабаптистов в этом ряду стоит на особом месте, так как ему противостояли и ортодоксы и протестанты.
Изучая данную тему, я понимаю, что не смогу претендовать на то, чтобы мой труд был исчерпывающим. Причиной этому является тот факт, что группы анабаптистов весьма многочисленны и разнообразны и послужили началом для очень многих современных деноминаций. В этой работе я постараюсь дать полный и в тоже время лаконичный обзор анабаптизма, прослежу этапы исторического развития этого движения, перечислю основные и в тоже время общие пункты их вероучения, и покажу их влияние на современных евангельских христиан.
II. История анабаптистского движения.
1. Исторические предпосылки.
В пятнадцатом веке по Европе распространялась волна христианского мистицизма, а также были проведены некоторые реформы в монастырях. Это был период Братства смиренной жизни, эпоха Уиклифа и лоллардов, Гуса и гуситов. Это была эпоха, предвещавшая бурю.
В этот период времени в Европе шло быстрое разложение феодальных отношений, развертывался процесс первоначального накопления капитала и зарождались капиталистические формы хозяйства, развивались города. В связи с этим политическая и экономическая почва “уплывала” из под ног дворянства; бюргерство и феодальное крестьянство разлагались; ремесленники и крестьяне нищали, превращались в пауперов и бродяг. С 1521 года стали издаваться особые законы “плакаты” против еретиков, был учрежден трибунал инквизиции. В 1534 1535 годах происходят массовые народные выступления. В Европе в эту эпоху появилось множество течений, оппозиционных феодализму и его церкви, которые вошли в историю под названием протестантизма. Этот период связан с реформацией церквей в западноевропейских странах. В этом движении против косервативно-католического лагеря четко выделились два основных направления: бюргерско-умеренное и революционное, крестьянско-плебейское. Оба направления выражали свой протест языком религии.
Народная реформация получила свое выражение в анабаптизме. Анабаптисты активно участвовали в крестьянской войне в Германии в 1524-1525 годах. Поражение в войне наложило отпечаток на взгляды общества, появились настроения деморализации и замешательства, политической пассивности и неверия в возможность свергнуть существующий строй.
2. Начало движения.
Движение анабаптистов возникло в Швейцарии из-за того, что на этой территории существовала свобода. Ни феодализм, ни папство не смогли подчинить себе землю, на которой жили отважные наемные солдаты. То, что Цвингли считал Библию основой учения проповедников, вдохновило анабаптистов, основывавшихся на Библии.1 Но Цвингли чувствовал, что его движению не хватает поддержки со стороны гражданских властей, которые симпатизировали младенческому крещению, и согласился оставить младенческое крещение, но уже не в качестве спасительного таинства. А анабаптисты учили, что взрослому верующему, который был окрещен в младенчестве, следует перекреститься.
Цвингли встал на позиции младенческого крещения, а более радикальных анабаптистов осудили, их церкви закрыли. На них начались гонения, многие были убиты, другие бежали за границу.
3. Распространение в Европе.
Когда анабаптистам пришлось бежать из Швейцарии, из общего анабаптистского движения выделились, по крайней мере, три ветви.
«Швейцарские братья» в Цюрихе родились из движения под предводительством Гребеля Манца. Именно к ним восходят своими корнями группы амишей из Пенсильвании. Группа меннонитов (братьев) в Голландии и Северной Термании была основана Симоном Менноном (1496-1561 гг.), беженцем-анабаптистом, который занимал пацифистскую позицию, противопоставив ее мюнстерскому «гражданскому неповиновению и мятежу». В 1676 г. меннонитам была дарована свобода вероисповедания. Гуттериты в Моравии жили сельскохозяйственными коммунами
Анабаптисты хотели вернуть Церкви силу и веру первых веков, когда она представляла собой не богатый и мощный государственный институт, а братство и семью верующих. Анабаптисты вообще не признавали большинства церковных обычаев и ритуалов, в частности крещения младенцев, поскольку выбор исповедания должен быть свободным и осознанным. Поэтому всем взрослым верующим необходимо было креститься ещё раз, по убеждению, причём окончательное решение о крещении принималось полноправными членами общины. Практике перекрещения движение и обязано своим названием: "анабаптисты" означает "перекрещенцы" (от греч. "анабаптизо" - "вновь погружаю").
Анабаптисты утверждали, что христиане - это свободный, не терпящий принуждения народ, а вера - свободный дар Бога и светская власть не вправе насаждать Слово Божье силой. Анабаптисты также верили, что Церковь должна быть отделена от общества, даже если общество считает себя христианским. Истинные последователи Христа - это странники. Его Церковь - это собрание "нездешних" (не от мира сего) людей.
Другой главный принцип анабаптизма - требование полного разделения Церкви и государства, правового равенства и социальной справедливости. Не случайно именно анабаптисты составили главную силу повстанцев в периоды Крестьянской войны в Германии (1524-1526 гг.) и Мюнстерской коммуны (1534-1535 гг.). Потерпев поражение, они бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию. 2
4. Реакция ортодоксии и реформаторов.
Рост их численности представлял очень серьезную проблему для территориальной церкви. Дело в том, что, несмотря на смертный приговор, вынесенный им на Шпейерском сейме в 1529 году по согласованию с реформатами, неустрашимость мучеников и их безупречное поведение приводили к столь массовому притоку людей в это движение, что утвердившиеся церкви рисковали остаться без прихожан. Филипп Гессенский отмечал, что сектанты живут более чистой жизнью, чем лютеране, а писавший об анабаптистах лютеранский служитель свидетельствовал, что они много времени проводят среди бедных, одеваются очень просто, усердно молятся, читают Евангелие, в беседах особое внимание уделяют внешней жизни и добрым делам, говорят о необходимости помогать своему ближнему, давать просящему, совместно пользоваться имуществом, ни над кем не властвовать и относиться ко всем людям, как к братьям и сестрам. Вот какими были те, кого казнил в Саксонии курфюрст Иоганн. Но вновь кровь мучеников оказалась живительной влагой для церкви.3
Эта проблема очень беспокоила Лютера. В 1527 году он писал об анабаптистах:
«С ними поступают несправедливо, и меня глубоко тревожит, что этих бедных людей столь безжалостно убивают, сжигают и жестоко уничтожают. Пусть всякий верует по своему разумению. Если он заблуждается, он будет достаточно наказан адским пламенем. Если они не подстрекают к бунту, им должно противодействовать Писанием и Словом Божьим. Огнем вы не добьетесь ничего».
Это, однако, никоим образом не означало, что для Лютера все вероисповедания были одинаково хороши. Он решительно подчеркивал, что неправильная вера приводит к адскому огню и что, хотя истинную веру невозможно утвердить через принуждение, чинимые на ее пути препятствия необходимо устранять. Гражданская власть, безусловно, не должна терпеть богохульства. В 1530 году Лютер заявил, что есть два вида преступлений, за которые необходимо карать вплоть до смертной казни, а именно подстрекательство к мятежу и богохульство. То есть наказывать следовало не за религиозные заблуждения как таковые, но за их публичное проповедование словом и делом. Свобода, однако, от этого ничуть не выигрывала, так как отказ занимать гражданские должности и идти на военную службу Лютер воспринимал как подстрекательство к бунту, а неприятие положений Апостольского символа веры как богохульство.
Протест анабаптистов против наказания за богохульство рассматривался как богохульство. Отказ от крещения во младенчестве приведет к появлению языческого общества и отделению от Церкви, а образование сект преступление против Бога.
Лютер писал: «Хотя представляется жестоким наказывать их мечом, еще более жестоким будет позволять им поносить служение Божье и, не располагая истинным вероучением, выступать против истины, стремясь, таким образом, подорвать гражданский порядок». В постскриптуме ко второму меморандуму Лютер призывал сочетать суровость с милосердием.4
Чтобы понять позицию Лютера, следует иметь в виду, что не всегда анабаптисты оказывались безвредными с социальной точки зрения. Тот год, когда Лютер подписал меморандум, рекомендовавший смертную казнь даже для мирных анабаптистов, стал годом, когда часть из них перестала быть мирной. Ожесточенные десятью годами непрерывных гонений группы фанатиков в 1534 году якобы получили откровение от Господа о том, что теперь им надлежит быть не овцами, ведомыми на закланье, но ангелом с серпом, пожинающим поле. Фанатики-анабаптисты силой взяли город Мюнстер в Вестфалии и ввели там правление святых, о котором мечтал Томас Мюнцер. Католики и протестанты объединились для того, чтобы дать отпор правлению новых Даниилов и Илий. В целом эта история нанесла огромный вред репутации анабаптистов, которые и до того и после были мирным народом. Однако одна-единственная бунтарская вспышка породила опасение, что под овечьими шкурами скрываются волки, а посему лучше принять против них меры до того, как они явят себя в своем истинном обличье.
Вот что о том времени говорится на одном из православных сайтов: «В это время в городе появляются два Жана - Жан Маттисон и Жан Бокельзон, - оба выходцы из Голландии. Маттисон считался у голландских анабаптистов пророком. В Мюнстере Маттисон назвался Енохом, а Бокельзон - Илией. Оба пророка ходили в длинных, ветхозаветного покроя, одеяниях. В свое время Жан Бокельзон был воспитан евреями-портными в г. Лейдене, поэтому его стали именовать Иоанном Лейденским. Когда этот Иоанн Лейденский прибыл в Мюнстер в 1534 году, ему было всего 24 года; он был уже женат и с женою содержал в Голландии дом терпимости.
Далее “пророк” объявил отобрание всех ценностей и уничтожение всех книг, кроме Ветхого Завета. Все книги и библиотеки были сожжены.
Ссылаясь на пример ветхозаветных патриархов, Иоанн Лейденский не только узаконил, но и объявил обязательным многоженство. Женщин, которые отказывались признавать многоженство, он предавал казни. Своим женам, которые ему надоедали, он саморучно рубил головы.
При таком законодательстве в “Сионе” установился неслыханный разврат и насилие. Под конец в городе не оставалось ни одной девственницы старше 10-11 лет.» 5
Это показывает к каким разрушительным последствиям может привести один случай за всю историю благочестивого в своей сути движения.
Наступил ряд гонений со стороны католиков и протестантов. Вышел императорский эдикт, предписывающий уничтожать анабаптистов “без предварительного суда инквизиции”. Король Вильгельм Баварский объявил анабаптистам: "Кто отречётся, будет обезглавлен; кто не отречётся, будет сожжён". 6
Постепенно в учении анабаптистов всё отчётливее начали звучать идеи ухода от мира, эсхатологические ожидания и надежда на Второе пришествие Мессии.
Жестокость, с которой выполнялся эдикт, во многих стала вызывать, фактически, обожание своих страданий и мучений. Себастьян Франк говорит: “...большая часть (анабаптистов) проповедует о кресте, как о единственном пути к жизни ... проповедь эта была бы совершенно справедлива, если бы они идолопоклоннически не обожали своих страданий, надеясь спастись не через Христа, а через одни личные свои страдания” .
5. Раскол анабаптизма.
После поражения анабаптистов в Мюнстере, влияние тех, кто внутри анабаптистского движения выступал на евангельских позициях против применения насилия, возросло. Среди анабаптистов началась борьба направлений. Дело шло к взаимному отчуждению. И это стало очевидным на съезде их руководителей в Бохольте. Его созвали в 1536 г. для того, чтобы преодолеть разброд и попытаться сохранить движение единым. Но этого не удалось сделать. Большинство главных фигур, таких, как Менно Симонс, Оббе и Дирк Филлипсы и представители мельхиоритского Страсбурга, не присутствовали на нем7 .
После съезда раскол анабаптистов стал совершившимся фактом. Главными направлениями, заступившими на место анабаптизма в его прежнем виде были: батенбургцы, меннониты, давидорийцы. Между ними растеклись мюнцерцы, переставшие существовать как самостоятельное течение.
Батенбургцы последователи Иоанна Батенбурга. Он претендовал на роль преемника Иоанна Лейденского, призванного восстановить на земле Царство Христа посредством силы. Согласно учению Батенбурга, “время пощады язычникам истекло”, и тем, кто не подчинился гласу Божьему, отныне уже закрыт путь к переходу в число “избранников Господних”. Поэтому надлежит приступить к безжалостному истреблению неверных, жизнь и имущество которых отданы Богом Своим избранникам. Для этого применять любые средства: убийства, поджоги, грабеж и все прочие способы насилия. Крещение прекратить, а тех, кто впредь пожелает присоединиться к “избранникам Божиим”, принимать не в качестве равноправных братьев, а как подвластных братенбургцам слуг.
Давидорийцы последователи Давида Йориса, в прошлом дельфтийского купца. По Йорису, в истории спасения примечательны три личности, носящие имя Давид. Это в первую очередь Давид, сын Иессея. Затем Иисус Христос, Сын Давидов. И, наконец, третий Давид он сам, Давид Йорис! На нем покоится Дух Христа. Он приведет к победе народ Божий. Йорис резко выступал против догматизма. Писание нельзя принимать буквально, ибо “буква убивает, а дух животворит!” Он старался избежать преследований, даже ценой собственных убеждений. Сторонники Йориса крестили своих детей, если они таким образом могли избежать преследований.
В 30-х гг. XVI в. под влиянием умеренных анабаптистов из Нижнерейнской области сложилось новое духовное течение. Во главе его стал Менно Симоне (Симонис Меннон; 1496- 15б1), бывший католический священник из Голландии. С риском для жизни он путешествовал по стране, посещал рассеянные анабаптистские группы в Северной Европе и вдохновлял их своими проповедями, которые произносил обычно под покровом, ночи. Менно был убеждённым пацифистом, его имя прочно связано с неприятием насилия в анабаптизме. В 1539 г. Менно Симоне написал трактат "Основа христианского учения". Он не был даже самым сильным представителем раннего анабаптистского богословия [9], но большая часть его последователей-анабаптистов в XX в. называет себя меннонитами. Творческое наследие Менно Симонса стало европейским достоянием и так или иначе продолжало жить не только в традиции меннонитов, но и других родственных протестанских школ.8
В 1б32 г. на Дартской конференции были утверждены основы меннонитского вероучения. Помимо общепротестантских принципов спасения и всеобщего священства в канон вошли покаяние в грехах, сознательное крещение по вере, хлебопреломление, т. е. причащение, омовение ног, церковное отлучение, отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. Меннониты самоизолировались и от государства, и от общества.9
Со временем меннониты утратили многие характерные черты анабаптизма. Дорожа покоем, они стали законопослушными. В интересах выживания ослабили своё проповедническое рвение. Они стали прекрасными фермерами, умелыми хозяевами и вообще людьми, для которых главное - спокойная и тихая жизнь. В настоящее время в мире насчитывается около 1,5 млн. меннонитов.
III. Богословие анабаптистов.
Как я уже упоминал существовало несколько основных течений, некоторые из них впадали в крайности, но все же большая часть анабаптистов придерживалась, теологии которая и на сегодняшний день принадлежит евангельским христианам (большая часть популяризации этой теологии принадлежит Менно Симонсу)
1.Учение о таинствах.
Таинств у перекрещенцев только два крещение и евхаристия, или, как они называли, хлебопреломление. Отрицая крещение детей, анабаптисты вполне последовательно выходили из учения Лютера, что таинства только тогда действительны, когда принимаются с верою. Это учение было еще больше развито Цвингли. Взгляды и сочинения Цвингли были гораздо более радикальны, чем взгляды Лютера. Именно он заложил основы швейцарского протестантизма и реформаторского богословия.10
2. Дисциплина.
Для того, чтобы исключить отрицательное влияние нежелательных элементов на библейский характер общины, применялось отлучение. И если верующий согрешит, его должно отлучить от церкви, в ней нет места грешникам. Закоренелых грешников, спорщиков и лжепророков исключали из общины. Христианин обязан, подчинятся гражданским властям, если предъявленные к нему требования не противоречат Писанию.11
3. Служители церкви.
Цюрихские крещенцы учили о всеобщем священстве всех членов церкви. Лютер и Цвингли также говорили о всеобщем священстве, но оно у них существовало только в теории, на практике они, как считали анабаптисты, нарушали принцип своего учения, учредив официальных проповедников, которые, как государственные чиновники, получали жалование. Анабаптисты же на практике старались осуществить свою теорию, хотя и они не могли в абсолютном виде выдержать это учение. Во всяком случае, на все официальные назначения проповедников они смотрели, как на противоестественное ограничение свободной деятельности духа, живущего в каждом верующем. Истинным вождём анабаптистов был Валтасар Губмайер, он считал что нельзя запрещать служителям церкви жениться и ожидать при этом от монахов целомудрия.12
И все же анабаптисты не могли обойтись без церковных служителей, которые появились у них впоследствии. Во главе общины стоял креститель, лицо, по сути, выполнявшее обязанности пресвитера, епископа. Крестители в каждой организуемой ими общине ставили учителя или пастыря, хотя пастырь избирался часто самой общиной. В обязанность пастыря входило: поучение верующих во время богослужений, начинать преломление хлеба при совершении евхаристии и произнесение отлучения от лица общины недостойных ее членов. Кроме пастыря, в общине были дьяконы так называемые “служители бедных”, их обязанность была заботиться о бедных собратьях по вере и помогать им из общих средств. Для проповеди неверующим обычно избирались особенно даровитые и энергичные члены церкви, благовестники. Их уполномочивало на проповедь Евангелия все собрание.
Их служение было очень просто, оно состояло из проповеди Слова, молитв и песнопений духовного содержания. Они часто не имели определенного места для проведения богослужений. Во множестве их песен обычно оплакивалось тягостное положение избранных. Общины анабаптистов записывали имена мучеников и сообщали их списки другим. Песни большей частью заканчивались воззванием к Господу:
“О Господи, как долго молчишь ты! Прийди же Господи скорее, прийди и прекрати пролитие крови святых Твоих, перед троном Твоим святым”.
Хотя некоторые из них выступали против пения в церкви: например цюрихские радикалы высказывают свое, вполне определенное, самостоятельное мнение относительно церковного устройства. “Мы, говорят они, никакого учения о пении и никакого примера его не находим в Новом Завете, при совершении евхаристии”.
4. Писание.
Для большинства анабаптистов Евангелие являлось единственным правилом веры и поведения, они основывали свою догматику на Новом Завете, а Ветхий Завет часто использовали для иллюстрации того или иного догмата.
5. Учение о Боге.
Учение о Боге анабаптистов совпадало с учением реформаторов с тем отличием, что, признавая Божий суверенитет в отношении человека они не делали большого акцента на предопределении. В отношении воплощения Христа они подчеркивали, что Христос через чудодейственное воздействие Святого Духа принял в Марии плоть. Однако не от Марии Он как “Слово”, Которое было Духом, только прошел через тело Марии и стал плотью, но не является ее творением. Относительно учения о Святом Духе Менно говорит следующее:
“Святой Дух Личность! По сущности Своей Он не может быть отличен от Отца и Сына. Он ведет нас дорогой правды, очищает, успокаивает, наказывает и радует нас. Он сообщает нашему духу, что мы дети Божии. Отец, Сын и Святой Дух едины, как солнце, свет и тепло. Они Трое по числу и Едины по сущности. Их можно различить, но нельзя разлучить”.
6. Антропология и сотериология.
Мнение Анабаптистов о первородном грехе и падшей греховной природе человека совпадало с мнением по этому вопросу швейцарских реформаторов. По вопросу спасения существовали разногласия между их мнением и мнением реформаторов, хотя они признавали оправдание по вере, но настаивали еще и на том, что у спасенного человека должны быть добрые дела. Его вера должна подтверждаться делами, иначе эта вера мертва.
Мюнцер (один из анабаптистских лидеров) говорил:
“Не от выкраденных букв получает человек веру, она дается ему через небесный голос, который бывает слышен во глубине души, но это не значит, однако, что вера, получаемая человеком свыше, была бы по отношению к нему как нечто внешнее, нет, эта вера органически сливается с нравственными силами человека, делается руководящим началом в жизни человека, делает его действительно святым, а не оправданным только. Получив такую веру, человек не может не делать добрых дел”.
Но Мюнцер весьма необычно понимал “добрые дела”, поскольку его жизнь полна примеров нечестности и преступлений. Говоря о спасении, он выступает против “сладкого Христа”, т.е. пути спасения по Лютеру одной верой без дел. Он считает, что этот путь “отрава для мира”. Кто не хочет иметь “горького Христа”, тот в меду найдет себе смерть.
7. Эсхатология.
Здесь не было полного согласия практически каждая группа понимала эту доктрину по-своему Меннониты, например возвращали Царство Христа (Царство Небесное) на небо, не имея желания восстанавливать его здесь, на земле. Они верили и ждали Второго пришествия Христа, но не для установления террора для грешников на земле, а понимали этот вопрос с духовной стороны; Христос должен был прийти за церковью, Невестой Христа для того, чтобы взять ее на небо. И потому церковь должна приготавливать себя к этой встрече. О времени второго пришествия Христа знает только Бог. 13
8. Учение о церкви.
В целом, главным вопросом у крещенцев является учение об общине как братстве верующих. У последователей Менно, как и у швейцарских анабаптистов, конгрегационно-пресвитерианский тип общины. Служению общине подчинялось все: время, деньги, труд, здоровье. Преданность общине была для них равнозначна преданному служению Богу.
Менно пробовал установить разницу между истинной общиной и лжецерковью. Следующие пункты указывают на его понимание истинной церкви.
1. Где верно и чисто проповедуется Слово Божие.
2. Где правильное евангельское толкование и проведение крещения и хлебопреломления.
3. Где послушное исполнение Священного Писания или христианская благочестивая жизнь.
4. Где сердечная, искренняя любовь к ближнему: “Где искренняя, братская любовь... с плодами любви, там община Христа”.
5. Где открыто признают себя сторонниками Иисуса Христа.
6. Где преследование и гонение за веру. Истинная община на земле это “экклесия крусис”, община у креста.
IV. Выводы
Реформация принесла большие изменения в религиозное мышление Западной церкви. И вместе с тем, она повлияла на сознание в культурном, социальном и политическом плане всего западного общества и всего мира. Реформаторы, какими бы одаренными они ни были, не смогли бы силой своих способностей и интеллекта сделать ничего подобного. Ведь они сделали не так уж много вновь открыли Слово Божие для народов Европы и указали в нем на любящего Бога и единственный путь к Нему через веру в Иисуса Христа, все остальное сделало само Слово Божие.
Взгляды реформаторов различались по некоторым доктринам, что, в конечном счете, послужило тому, что возникло несколько направлений протестантской Реформации. Начало развития реформаторских церквей происходило в борьбе противоречивых экклезиологических и богословских взглядов.
Вклад анабаптистов заключается не в создании каких-то новых верований, а в следовании основным принципам Писания: строили церковную доктрину и практику исключительно на Писании, требовали крещения взрослых, настаивали на полном отделении церкви от государства, предъявляли высокие требования к образу жизни своих прихожан, в котором не нарушались бы как доктринальные, так и богослужебные положения, признавали главенство любви (в одних случаях это вело к пацифизму, в других к коммунам), утверждали такое церковное самоуправление, при котором все члены церкви участвуют в принятии решения, настаивали на свободе выбора верований и объединении с единоверцами.
Многие баптистские деноминации и группы берут начало в движении анабаптистов. 14
Библиография.
1 Эрл Е. Кернс Дорогами христианства (М.: «Протестант», 1992), 249
2 С.В. Санников История баптизма (Одесса:ОБС, «Богомыслие», 1996), 43
3 Рон Брекин Сладость гонений, (Санкт- Петербург: Шандал, 2000), 125
4 Там же, 126-128
5 Виктор Халин Сектоведение: Что такое анабаптизм www.ortodox.ru
6 Дронов И.П. Взгляды реформаторов на природу церкви( Одесса: Богомыслие №5, 1996), 52
7 Там же, 55
8 Л.Н. Митрохин Баптизм: история и современность (СПб.:РХГИ, 1997), 148
9 Меннониты www.rin.ru/religion
10 С.В. Санников Двадцать веков христианства. Второе тысячелетие.(Одесса:ОБС «Богомыслие», 2001), 337
11 Хусто Л. Гонзалес История Христианства Т.2, (Санкт- Петербург: Библия для всех, 2002), 58
12 Р.А. Крыжановский Кто такие баптисты? (Ирпень: Ассоциация «Духовное возрождение»,2012), 24
13 Подберезский И.В. Протестанты и другие (Санкт- Петербург: Мирт, 2000), 203
14 Деннис Мокк Обзор истории Церкви (Москва, 2001), 188