Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Семинарское занятие № 2
по теме «Философия нового времени».
Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.
Студент должен
знать: • основные понятия и философские направления данного периода
уметь: • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах данного периода.
1. Вопросы для подготовки:
1. Поиск нового метода познания:
а) эмпиризм Ф. Бэкона;
б) рационализм Р. Декарта;
в) сенсуализм Т. Гоббса и Дж. Локка.
2. Спор о субстанциональности мира:
а) монизм Б. Спинозы;
б) дуализм Р. Декарта;
в) плюрализм Г. В. Лейбница.
3. Европейская философия XVIII в.:
а) субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма;
б) общие черты философии эпохи Просвещения
4. Постклассическая европейской философии ХIХ в:
а) иррационализма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше,
б) философии С. Кьеркегора и А.Берксона.
2.Методические рекомендации:
Философия периода Нового времени продолжает тенденцию, намеченную в эпоху Возрождения. В XVII XVIII вв. на основе научной революции на одно из первых мест выходят гносеологические проблемы. Это и отражено в первом вопросе плана семинара. Анализируя философские воззрения Ф. Бэкона, следует обратить особое внимание на две ее части: критическую работу по перестройке здания науки (учение об идолах и критика схоластики), и позитивную деятельность разработку опытно-индуктивного метода познания (классификация видов опыта на плодоносные и светоносные и составление пяти видов таблиц). В противовес Ф. Бэкону Р. Декарт обосновал рационально-дедуктивный метод познания (учение об интеллектуальной интуиции и трех правилах дедукции). Заключали этот гносеологический спор в Новое время воззрения Т. Гоббса и Дж. Локка о чувствах как основе метода познания.
Безусловно, онтологические проблемы не остались за пределами внимания философов этого времени. Следует заметить, что спор о субстанции получил в этот период свой законченный вид и впоследствии занимал мало места в философской проблематике. Это и следует определить при рассмотрении второго вопроса.
XVIII в. стал своеобразным подведением итогов предыдущего развития философии. Сенсуализм в воззрениях Дж. Беркли и Д. Юма получил свою крайнюю форму и выразился в субъективном идеализме (концепция репрезентативного мышления, ассоциации идей). Философы эпохи Просвещения провели основательную критику не только старого способа мышления, но и существующего в этот период феодализма. Они внесли огромный вклад в становление идей правового государства и гражданского общества. На этом и следует сделать акцент при анализе третьего вопроса.
Постклассическая философия, прежде всего философия поисков смысла человеческого существования, философия, которая не удовлетворялась больше классической, просветительской трактовкой природы человека и пыталась найти, раскрыть некую истинную человеческую сущность, и весьма преуспела на этом пути, дав массу интересных гипотез и конструкций человеческого бытия. Это означает, что она подвергла критике те установки, которые вырабатывались в течение длительного периода предыдущими философскими школами. Итог этому развитию подвели мыслители немецкой классической школы. Они в своих воззрениях твердо верили в силу и целесообразность разума, в мощь индивидуального сознания. Формирование и совершенствование разума должно опираться на триаду, состоящую из научного познания, просвещения масс, демократию. В дальнейшем эти компоненты философского знания либо видоизменялись, либо отрицались вообще. В конце XIX XX вв. уже нет такого жесткого противостояния материализма и идеализма, которое наблюдалось в предыдущее время, более того прослеживается тенденция к диалогу и синтезу ряда современных направлений, их открытости и взаимообогащению. В сферу философского познания в этот период включаются все новые и новые вопросы, что значительно расширяет предмет философии. Классификация школ и направлений постклассической философии еще четко не представлена. Наиболее известны два ее вида:
1. Рационализм и иррационализм.
- Рационалистические школы представлены позитивизмом и его формами.
-Иррационалистическое направление включает философию жизни, психоанализ, экзистенциализм, современную религиозную философию и постмодернизм.
2. Сциентизм и антисциентизм.
3. Список литературы:
Основные источники:
1.Горелов А. А. Основы философии : учеб. пособие для СПО / А. А. Горелов. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 256 с.
2.Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин.-2-е изд.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.-288 с.
3.Сычев А.А. Основы философии : учеб. пособие / А.А. Сычев.-М.: Альфа-М: ИНФРА - М, 2010.-368 с.
4.Гуревич П.С. Основы философии : учеб. пособие / П.С. Гуревич.-М.: Кнорус, 2011.- 478 с.
Дополнительные источники:
1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.
Учебник, М. Юнити -Дана, 2009. - 463 с.
2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое
время. Книга 2. Учебник, М. Юнити-Дана, 2009. - 455 с.
3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское
просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. Юнити-Дана, 2010. - 483 с.
4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие М.,
Юнити-Дана, 2008 - 335 с.
5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие М.,
Юнити-Дана, 2009 - 287 с.
6. Наука и религия: научно-популярный журнал ООО «НИР Лтд».,
Интенет-ресурс:
Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. - М.:Кнорус,2010.
http://filosof.historic.ru/ - Цифровая библиотека по философии;
http://filosofia.ru/ -Библиотека философии и религии;
http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif- Университетская библиотека online