У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Под контактом с клавиатурой следует понимать ощущение напрерывной связи свободно управляемой рукой через

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 1.2.2025

Работа над фортепианной техникой по системе Либермана

ФУНДАМЕНТ ТЕХНИКИ ПИАНИСТА

Воспитание ощущения контакта с клавиатурой

Фундаментом современной техники является контакт с клавиатурой в сочетании с активным и точным пальцевым ударом.

Под контактом с клавиатурой следует понимать ощущение напрерывной связи свободно управляемой рукой через конец пальца с клавишей

Свобода рук не имеет ничего общего с расхлябанностью и распущенностью. Свобода — это отсутствие напряжений, являющихся помехой движению.

Контакт с клавиатурой изменяется в зависимости от характера музыки, темпа, динамики, фактуры.

Первоначальные упражнения пианиста посвящены ощущению опоры на клавиатуру, контакта с клавиатурой.

Причины отсутствия контакта с клавиатурой:

  •  невнимание педагога к данному вопросу
  •  ученик не умеет пользоваться весом ипри слабости пальцев сжимает руку
  •  неумение сочетать активный пальцевой удар с опорой на клавиатуру

Упражнения для выработки контакта с клавиатурой. Целесообразно играть ряд упражнений в одном занятии. Нельзя выключать слуховой контроль:

  •  очень медленный темп. До нажатия клавиши палец соприкасается с ней, кисть опущена. Взятие звука воспроизводится путем энергичного короткого толчка всей руки, палец как бы хватает клавишу. Затем рука принимает первоначальное положение. Исполнять легато и нон легато
  •  тот же пассаж играют в более подвижном темпе. Рука опирается не на каждый палец отдельно, а на всю группу суммарно. Группа звуков берется единым движением руки. Пальцы играют без подъема. Их самостоятельность сосредоточена в кончиках.  Этот прием  в простейшем виде – короткие лиги по 2 звука.
  •  упражнение выполняется в быстром темпе.  Чем быстрее темп, тем меньше вес руки и тем больше самостоятельность пальцев (барабанящие движения). Постепенно количество звуков в группе увеличивается. Звучание приобретает рассыпчатость.
  •  Необходимо в каждой группе найти интонационный динамический центр (2-3 звука), которому соответствует центр физического нажима. Такая игра приобретает полноту, исчезает утомляемость рук.

Умение играть всей рукой нужно воспитывать одновременно сочетая работу над мелкой техникой и произведениями как кантиленного характера, так и аккордового склада. Кроме того сочетать штрихи легато, нон легато и стаккато.

Примеры кантилены: Чайковский ноктюрн cis moll, Шопен ноктюрн b-moll, Лист Утешение №3

При работе над аккордами  стаккато следует соблюдать 2 этапа: игру от клавиш, а затем сверху.

Развитие физических возможностей пальцев:

При игре на рояле нужны «крепкие» пальцы. Именно пальцевой удар придает ясность и блеск быстрым последовательностям. Пальцевая, мелкая техника является самым трудоемким видом фортепианной техники.

Необходимо сочетать в игровом процессе участие всей руки и плечевого пояса с активными пальцевыми движениями. . Нужно не отказываться от пальцевого тренажа, а использовать его с умом. Старинный принцип langsam und stark  не только не потерял своего смысла, но и приобрел новый, в связи с мощностью исполняемых произведений. Пальцевой тренаж — это гимнастика, а не сама игра.

Упражнения:

  •  удар пальца не должен подменяться движением руки. Сначала тренироваться на столе, рука до локтя лежит на столе, а пальцы поочередно работают от пястья. Затем перенести движение на клавиатуру, временно можно поддерживать свободной рукой кисть играющей руки.
  •  подъем пальца производится одновременно с взятием предыдущего звука. Очень полезно учить медленными трелями с переменным акцентом.
  •  необходимо, подняв палец, точно нацеливаться в центр клавиши. Помощь окажет игра с точками (пунктир) и игра трелями. После медленных с высоким подъемом пальцев упражнений нельзя сразу играть в быстром темпе. Необходимо переходить постепенно и умело.
  •  При работе над развитием физических возможностей пальцев часто появляется «тряска рук». Исправлять ее надо с помощью следующего упражнения: одна рука поддерживает играющую руку в кисти, препятствуя каким-либо движениям. Перед взятием звука палец слегка приподнимается и очень тихо, но самостоятельно ударяет по клавише. В дальнейшем сила звучания увеличивается.
  •  необходимо воспитывать 5-й палец, вслушиваясь в разницу звучания вершины и остальных звуков аккорда. Можно проучивать аккорды, играя вершину не одновременно с другими звуками, либо оставляя верхний звук, другие исполнять стаккато.
  •  Для 1-го пальца характерна неприспособленность к самостоятельным движениям и тяжеловесность. Нужно развивать самостоятельность 1-го пальца., не подменяя движением руки.Отвечает поставленной цели и фактура «альбертиевых басов»

Работа над техникой – умственный процесс.

Раньше панацеей считался метод механического повторения трудных мест в медленном темпе. С середины 19 века передовые педагоги, а позже представители анатомо-физиологической школы стали понимать ограниченность этого взгляда. Научные данные доказали, что движениями рук руководят определенные центры головного мозга.

Следовательно, процесс игры — это в первую очередь умственный процесс, а затем физический. «При разучивании нового произведения необходимо, чтобы в уме сложилась совершенно ясная звуковая картина, прежде чем начнется механическая или техническая работа» - И. Гофман.

В инструктивных этюдах музыкально-звуковые задачи носят предварительный, подготавливающий характер. Работая над ними нужно представлять цели, которым будет служить подобная фактура в художественных произведениях.

Музыкально-звуковые задачи в этюдах  касаются качества звука, ( полный, поверхностный, мягкий ит.д), ровности звучания 9связь с динамической ровностью), тембра звука, темпа.

Тембр звука, динамика – определяет артикуляцию.

Причины технических неудач:

  •  способы игры в медленном темпе механически переносятся в быстрый темп
  •  рука не принимает достаточного участия в игровом процессе
  •  совершаются аппликатурные ошибки
  •  отсутствует понимание особенностей фактуры
  •  ученик не владеет позиционной техникой и методом технической группировки.

Фиксирование своих недостатков затруднено. Если учащийся играет пьесу целиком или крупными разделами. Нужно учить отдельные, небольшие отрывки произведения. Порой нужно работать над одной интонацией, переходом.

Работа над техникой в произведениях и этюдах классического типа. Переход к быстрому темпу

Уже при работе над классической фактурой нужно позаботиться, чтобы плечо и предплечье помогали пальцам, используя динамические центры, предвидя неожиданные повороты. Пальцы при этом должны играть экономно.

Способы игры в быстром темпе должны претерпеть существенные видоизменения по сравнению с медленным. Нужно играть экономно, чтобы рука не уставала,отдыхать во время игры. В быстром темпе преодолевать неравенство пальцев при помощи всей руки. Переходить к темпу небольшими отрывками в подвижных. Но не быстрых темпах. Приспособляться к «рельефу» фактуры. Использовать динамический центр, «центральный узел» (Игумнов) путем необходимых нажимов.

Работа над техникой в произведениях романтического и послеромантического типа.

«Позиция» и метод технической фразировки

Произведения романтического типа отличаются большой широтой охвата клавиатуры, отказом от общих форм движения. Неизмеримо возрастает роль кисти, предплечья, плеча.

Нужно мыслить так, чтобы трудное сделать легким, добиться целесообразности в работе

Чтобы избежать растянутости руки, нужно хорошо владеть позиционной игрой. Признаком позиции является «несменяемое» положение 1-го пальца.

.В отличие от предшествующих методических разработок (С. В.Сафонова, С.Савшинского, С.Добровольского.) предложенная С.М.Мальцевым классификация позиций представляется исчерпывающей. Позиции классифицируются по следующим основаниям: неподвижные позиции (к ним относятся такие положения руки на клавиатуре, которые возникают при исполнении любых аккордов и созвучий, взятых одновременно, либо при любых фигурациях на звуках этих аккордов или созвучий) и подвижные позиции (подразумевается переход из одной неподвижной позиции в другую вокруг одного или нескольких осевых пальцев). Неподвижные позиции могут быть: прямыми (если пальцы расположены подряд) и обращенными (если пальцы расположены не подряд). В отношении близости расположения пальцев друг к другу различают: тесные (на ступенях хроматической гаммы), средние (на ступенях диатонической гаммы), широкие (на ступенях аккордов терцовой структуры и иных, построенных на более широких интервалах созвучия и фигурациях) и смешанные (сочетающие различные элементы). В позиции могут быть заняты как все пять пальцев, так и лишь некоторые из них, образуя соответственно: полные позиции и неполные позиции. Одни и те же позиции могут иметь сразу несколько перечисленных выше разных качественных характеристик. Авторы рекомендуют строить работу над любым пассажем следующим образом: сначала анализ позиций, затем тренировка в неподвижных позициях, и, наконец, тренировка позиционных переходов.

Любая гамма, арпеджио состоит из нескольких позиций.

В медленных темпах при необходимости легато нужно уметь гибко подкладывать 1-й палец. Но в быстрых темпах пассаж разбивается на простые позиции и используется принцип перекладывания , а не подкладывания 1-го пальца. Таким образом, простые группы нанизываются на единое движение руки. Основные правила:

  1.  при смене позиции, рука передвигается на все ноты следующей позиции
  2.  последний звук перед сменой позиции берется легким самостоятельным движением пальца. Можно проучить последнюю пару нот удвоением.

Другой важный метод овладения сложной фактурой  - метод технической группировки.

Ее основной принцип – главную трудность распределить не внутри, а между группами. Например: укбукбукбукбук. Не укб-укб-укб, а ук-бук-бук. Музыкальный пример – восходящие ломаные децимы заменяются нисходящими ломаными октавами.

Далеко не безразлично, как группируются звуки пассажа, откуда с какого звука мыслится начало построения.

Не следует путать техническую группу с позицией. Целесообразная техническая фраза может совпадать с позицией, может объединять несколько позиций, помещаться внутри позиции. «В техническом отношении наиболее удобна та группировка, при которой главная двигательная трудность находится не внутри группы, а между группами» - Г.Коган.

Аппликатура

Большое значение в технической работе имеет выбор аппликатуры

Аппликатуру нужно сознательно выбирать на начальной стадии работы. Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе. В быстрых пальцевых последовательностях стремиться к тому. Чтобы один и тот же палец употреблялся по возможности реже. В унисонных последовательностях лучше выбирать симметричную аппликатуру.

 




1. Деньги и ценные бумаги в гражданском праве
2. .Концепция стоимости денег во времени
3. Контрольная работа По дисциплине- Конституционное право Вариант 3
4. Роман Лазурко Роман Лазурко На шляхах Европи Вступне слово Історія це скарбниця досвіду
5. ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Крупко Л
6. ИК Банк гКазани счет получателя и наименование банка 2 ЧОУ ВПО Инст
7. Отношения России и ВТО на современном этапе
8. издательским советом Национального института бизнеса Нацио
9. Реферат на тему- Акробатичні елементи м
10. вариант Жіктеуді~ негізгі міндеттері ~андай Д~ріханада ж~не емдеу ~йымдарында ассортиментті бас~а