Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

Работа добавлена на сайт samzan.net:


PAGE  10


Всеобщего блага

Основные категории морали

обро

совесть

счастье

благо

Справедливость и её виды

долг

Альтруизма

Эгоизма

Воздающей справедливости

Моральная  мотивация

Моральная практика

Способы мотивации

Особенности морального выбора в юридической деятельности

Уравнивающая

Распределяющая

Воздающая

Понятие категории морали

Моральный выбор и его принципы

Классификация категорий морали

Понятие морального выбора

Принципы морального выбора

Классификация и характеристика категорий  морали

ГЛАВА 3.  ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

§1.  Классификация и характеристика категорий морали

В общем смысле “категория” представляет собой определенное понятие, отражающее наиболее существенные  свойства, стороны предмета или явления.

 Категории морали - наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и элементы морали.

Подходы относительно принципа построения системы этических категорий и их классификации. Один из подходов предлагает в основу классификации положить одну из этических категорий, которая играет формальное значение. Конфуций - человечность, Сократ - благо, Платон - справедливость, Гольбах - личный интерес, Гегель - право.

Поэтому наиболее убедительной выглядит такая точка зрения, в которой в основе классификации лежит структура и содержание морали (объекта этики).

Первая группа категорий отражает содержание морального сознания. К этой группе относятся: моральные принципы, нормы, убеждения, нравственная цель, моральный мотив, счастье, добро, благо, справедливость, выбор, нравственный идеал, самоконтроль, самооценка. совесть); категории моральных чувств (стыд, гордость, любовь, ненависть, зависть); категории нравственной воли (мужество, самообладание, смелость, выдержка, малодушие).

Категории этой группы отражают на теоретическом уровне субъективную сторону морали. В них объективная социальная необходимость выражена в виде конкретных идей о должном.

 Вторая группа категорий отражает моральные отношения: нравственное взаимодействие, нравственный контакт, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральную сторону общественного мнения и т.д. Категории этой группы выражают взаимодействие людей. Они представляют способ связи морального сознания и нравственного поведения.

 Третья группа категорий выражает реализацию в действительности конкретных моральных норм, ценностей, идеалов и др. То есть, как представления людей о моральных ценностях выражаются в их поведении. К этой группе категорий относятся следующие: нравственная свобода, моральный поступок, моральное действие, деяние, линия поведения, моральные последствия, нравственные санкции воздаяния. С помощью этих категорий представляется возможным выразить качественную сторону функционирования морали, которая отражается в таких категориях, как моральная ответственность, долг, честь, достоинство, героизм, мужество, верность, благородство и др. Эти категории представляют собой по сути дела моральные качества личности, которые более подробно рассматриваются в следующей главе.

Предложенная классификация весьма условна. В действительности изложенные категории являются элементами целостной системы, взаимосвязаны, находятся в единстве и противоречии, взаимообусловливают друг друга. Это объясняется единством и взаимопроникновением всех сторон морали. Единство и взаимопроникновение их обусловливается тем, что любая категория морали может быть выражена лишь посредством других. Например, категория  чести может быть представлена с помощью понятий достоинства, ответственности. Категории этики, имея общие черты с категориями других наук, в то же время обладают целым рядом особенностей.

Во-первых, категории этики носят оценочный характер.

Во-вторых, категории этики отражают не все общественные отношения, а лишь ту их часть, в которой присутствует нравственный аспект.

В-третьих, во многом определяются силой общественного мнения и самосознанием личности.

В-четвертых, регуляции общественных отношений с  осуществляется с позиций сущего и должного.

В-пятых, в категориях этики значительно больше эмоциональная сторона общественных отношений.

Основными наиболее общими категориями морали (этики) являются: добро и зло, благо, счастье, совесть, справедливость, долг и др. Сущность этих категорий заключается в следующем.

Добро и зло являются этической характеристикой человеческих отношений и человеческой деятельности. По своему ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Человек познает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; человек ценит добро, поскольку испытал на своем опыте, что такое зло. По мысли одного из древних китайских мудрецов, тот, кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему добр. «Доброе» — это хорошее, полезное, ценное для данного индивида

Категории добра и зла в истории этической мысли меняли свое конкретное содержание в зависимости от понимания природы нравственности. Единство и противоположность добра и зла проявляются, во-первых, в том, что добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных и стихийных событий и явлений, а характеризуют намеренные действия людей, совершенные свободно, то есть поступки. Во-вторых, добро и зло обозначают не просто свободные поступки, но действия, сознательно соотнесенные с высшими ценностями, в конечном счете — с идеалом нравственного совершенства.

Добро и зло взаимоотрицают друг друга; они взаимозависимы, несмотря на противоположность содержания. Идея непреодолимой связи добра и зла конкретизируется в ряде этических положений, указывающих на то, что они содержательно диалектически взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое.

 Добро - понятие, которое выражает положительное нравственное значение различных явлений и заключается в поступках, направленных на благо, пользу для других людей.

Когда о человеке говорят “добрый”, то как раз имеется в виду, что он готов прийти на помощь другому и делает это не ради личной выгоды, не напоказ, а выражает свою сущность. Готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру выражаются в фундаментальном моральном понятии «добродетель». Добродетель способствует проявлению нравственной сущности человека, которая реализуется в поступках, соотнесенных с образцами поведения, принятыми в обществе. Именно добродетель как совокупность внутренних качеств личности, воплощающих нравственный человеческий идеал, всегда и везде деятельно противостоит пороку.

Противоположно добру - зло. Эта категория является обобщенным выражением о том, что заслуживает осуждения и не отвечает интересам людей, в поступках приносящих им вред. Зло имеет место там, где к человеку относятся не как к человеку, а как к вещи с целью извлечь из него выгоду, использовать в своих корыстных целях.

Добро и зло являются основными категориями морали. Мораль можно определить как способ осмысления действительности в рамках противоположности добра и зла.

 Наряду с понятием добра в этике употребляется термин благо. Благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей.

Природные, материальные и общественные явления становятся благом, лишь, поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют достойной  жизни  людей.

В античной этике благо отождествлялось со счастьем, компонентами которого наряду с душевным благополучием и удовлетворением, являются богатство, удача, здоровье и др. В последующем понятие “благо” стали чаще отождествлять с добром. В идеологической практике понятие “благо” употребляется в значении благополучия человека.

Категория “счастье

В чем заключается счастье? В богатстве, в здоровье, в семейном благополучии, в уважении окружающих, в удовлетворении работой? Но можно ли обладать этими благами и не быть счастливым? Сводится ли оно к указанным благам или представляет их совокупность?

Иногда счастье понимают как жизнь полную удовольствий. Но верно ли это?

Удовольствие - это положительное эмоциональное переживание вообще. Человек может испытывать удовольствие от самых разных вещей: от вкусной пищи и хорошей погоды, от интересной книги и беседы с умным человеком, от доброго поступка (собственного или чужого). Чувство удовольствия вызывается удовлетворением любой потребности, однако счастливая жизнь не может состоять из сплошных удовольствий. Человек не способен испытывать удовольствие непрерывно, они утомляют его и постоянно переходят в свою противоположность - в страдания.

Категория “счастье означает длительное и глубокое удовлетворение человека своей жизнью в целом. Стремление к счастью - свойство человеческой натуры. Нет человека, который не мечтал бы о счастье и не старался бы его достичь. Но далеко не все единодушны в понимании того, в чем заключается счастье.

Одно из самых древних толкований счастья сводится к тому,  что оно совпадает с удачей. Такое толкование счастья не зависит от личных усилий человека, оно является даром судьбы. Хотя удача сама по себе не делает человека счастливым, а неудача не всегда вызывает несчастье. Многое зависит от того, как человек относится к прихотям судьбы. Сплошные удачи начинают надоедать и уже не вызывают прежней радости.

Счастливой обычно именуется жизнь, состоявшаяся во всей полноте желаний и возможностей. Это — удавшаяся жизнь, гармоничное сочетание всех ее проявлений, обладание наилучшими и наибольшими благами, устойчивое состояние эмоционального подъема, радости.

Первоначально в культуре счастье понималось как: От чего зависит счастье человека - от него самого или от внешних условий? удача, дар судьбы

Зависимость жизни человека от внешних условий, в том числе от капризов судьбы, совершенно очевидна Однако в совокупность обстоятельств, определяющих качество жизни человека, входит также его собственная позиция и активность — его сознательная воля Судьба неравномерно распределяет среди людей свои награды и наказания. Но и люди по разному реагируют на превратности судьбы и по-разному могут справляться с ними — одни пасуют перед незначительными трудностями, другие оказываются на высоте даже перед лицом великих бедствий Человек реализует себя, раскрывает свои потенции,

Счастье субъективно. Счастье не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными Претендующими на общезначимость представлениями о счастье.

Из истории мы знаем многих великих людей, которые не обладали богатством, но считали себя счастливыми. Они были вполне удовлетворены своей жизнью и не хотели бы променять ее на другую.

 Совесть является внутренним контрольным механизмом, выражающим способность личности к моральному самоконтролю, критической оценке своих поступков. Совесть - это суд человека над самим собой, так как человек находится не только под постоянным контролем окружающих, но и под контролем собственным (самоконтролем). Она показывает способность человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков.

Главная функция совести - осуществление морального самоконтроля. Самоконтроль - это такая деятельность человеческого сознания, посредством которой оно следит за собой и отмечает правильность или ошибочность собственных операций. Основными формами самоконтроля являются:

- чувство довольства собой (нравственное удовлетворение) или досады на себя;

- чувство гордости или стыда. Чувство стыда за свои безнравственные деяния человек испытывает как перед другими людьми (если они об этом знают), так и перед самим собой.

- “чистая совесть” или угрызения совести.

 Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних моральных побуждений, моральные личные обязательства, взятые на себя добровольно. 

Долг преобразует общественные потребности в индивидуальное принуждение человека. Источником морального долга является принадлежность индивида к обществу и различным социальным общностям: семье, трудовому или учебному коллективу, стране и т.д. Из принадлежности личности к той или иной социальной группе вытекает определенная совокупность обязанностей. Человек, у которого есть семья, имеет семейный долг (совокупность обязанностей перед семьей), общественный долг, долг судьи. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Та сторона морали, которая выражается в необходимости отдавать другим, содействовать и помогать им, и есть моральный долг. Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), в которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

С долгом и обязанностями тесно связано понятие ответственности. Ответственностью называется мера осуществления нравственного долга личности в ее поступках. Другими словами, ответственность есть показатель того, насколько личность может выполнить и выполняет свой долг.  Требования общества к личности, осознаваемые ею как необходимые, есть долг. Готовность и умение выполнить эти требования есть ответственность. Понятие ответственности отражает объективные и субъективные возможности индивида выполнить возложенные на него обязанности.

Существуют разные виды ответственности, определяющие, за что и перед кем человек отвечает. Во-первых, это ответственность перед самим собой за свою жизнь, свои поступки и т.д. Проявляется такая ответственность в личных сомнениях, чувстве стыда, страха и т.п. Во-вторых, ответственность человека за свои действия и поступки перед другими людьми. Моральная ответственность в данном случае проявляется в угрызениях совести, боязни отрицательного общественного мнения и общественных санкций. В данном случае в зависимости от субъекта действий ответственность может быть индивидуальной и коллективной.

Мера ответственности личности связана со степенью ее свободы. Чем свободнее личность в своих действиях, тем большую ответственность за них она несет. И, наоборот, чем меньше свобода, тем меньше ответственность. Результаты наших действий в чем-то зависят от наших усилий, а в чем-то от объективных внешних обстоятельств. В каждом отдельном случае отдельный вес наших усилий и внешних обстоятельств бывает разным. Какие-то действия полностью определяются нашим сознанием и волей, другие же от них совершенно не зависят.

За те последствия, которые являются результатом собственных усилий и инициативы, субъект несет всю полноту ответственности. Те последствия, которые вызваны внешними обстоятельствами, предполагают значительно меньшую ответственность или вообще исключают таковую.

С рассмотренными выше ценностями органически связана категория верности. Верность - это понятие, которое характеризует неизменность и постоянство в отношении к людям и к делу, в исполнении долга, в приверженности  избранным принципам и  идеалу.

Верность - категория многоплановая. Она может проявляться в преданности конкретному человеку (другу, любимой, матери и т.д.), семье коллективу, народу, Родине. И в этом смысле верность отражается в понятии патриотизма. Патриотизм - это нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.

 Патриотизм, выражающий привязанность человека к месту своего рождения, любовь к своей Родине, возник в седой глубине веков. Нравственное значение патриотизма определяется тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Но патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к другим народам и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к “чужакам”. Этот аспект в патриотическом сознании приобрел особую актуальность в последние годы, когда неприкрытый национализм в ряде регионов страны рядится в тогу борцов за национальную независимость и суверенитет.

Этика судьи - одна из разновидностей профессиональной этики. Возникновение профессиональной морали объективно закономерный процесс. Она, как и мораль вообще, появилась в ответ на социальную необходимость в регуляции поведения людей в рамках общественного разделения труда. Профессиональная этика - социально детерминированное явление. В ней помимо общечеловеческого содержания присутствует всегда и нечто особенное, определяемое принадлежностью к профессии.

Рассмотренные в данной главе категории морали важны для всех людей, в том числе и для представителей юридической профессии. Однако существуют категории, которые ввиду специфики профессиональной деятельности имеют гораздо большую значимость для юристов. Применительно к  деятельности судьи их можно разделить на две группы.  К первой группе относятся категории долженствования и поведения. Это - понятия справедливости, долга, моральной ответственности, чести и достоинства судьи, дисциплины и самодисциплины, требовательности, исполнительности и другие. В них выражаются моральные обязанности личности.  Категории долженствования носят ярко выраженный императивный характер. Ко второй группе профессиональных этических категорий относятся категории, выражающие особенности моральных проявлений в экстремальных условиях, в которых нередко осуществляется деятельность судьи.   Это - мужество, смелость, самообладание, выдержка, решительность и другие.

Интегральной ценностью - качеством для судьи является категория чести.  Она тесно связана и во многом сходная с категорией достоинства и раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Честь связана с конкретным положением человека, родом его деятельности (честь врача, честь судьи, честь офицера) и признаваемыми за ними моральными заслугами. В категории “честь” содержится не только дифференцированная оценка людей и отражается  их репутация, но и выражаются определенные требования к человеку поддерживать ту репутацию, которой обладает группа или коллектив, к которой он принадлежит. В категории “честь” кристаллизуется способность индивида самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля.

Категория чести как и другие категории профессиональной этики применительно к личности, выражаются через моральные качества, сущность которых рассматривается в следующих главах.

 Категория “справедливость” выступает как равенство в праве быть счастливыми и в обладании необходимыми для этого благами. Она отражает отношение к людям в соответствии с истиной, без учета личных симпатий и антипатий. В отличие от добра, которое отражает общие интересы, устремления и надежды, справедливость поворачивается к каждому человеку по-разному, вызывая у него различные переживания — от зависти и негодования до благодарности и признательности. Справедливость более конкретно, чем добро, связана с жизненно важными интересами людей и выступает в качестве меры реализации добра.

Справедливость включает соответствие:

- между ролью отдельных людей, социальных общностей в жизни общества и их социальным положением;

- между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием). Как мера воздаяния справедливость представляет собой оценку поведения личности с позиций добра и зла, поощрения и наказания. В правовом отношении справедливость выступает как воздаяние с правовой точки зрения, с позиций равного правового подхода;

- между достоинством людей и их признанием. Каждый достойный человек должен быть справедливо оценен, при этом в основе общественной оценки личности должны лежать его нравственные, деловые и другие качества, достоинства, а не его лояльность и преданность отдельным лицам или групповым интересам.

- между правами и обязанностями. Обязанности и права всегда существуют в единстве. Такое единство означает, что обладающий правами обладает и обязанностями, а всякая обязанность дает человеку соответствующее право.

Соблюдение справедливости в отношении других предполагает исполнение своих обязанностей (при наличии возможности предъявлять другим те или иные требования), а справедливость в отношении себя предполагает отстаивание собственных прав. В этическом плане требование недопущения несправедливости означает: не допускать совершения   

Справедливость — одно из основных понятий нравственного сознания и важнейшая категория теоретической этики. Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязанности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц (например, правило равного воздаяния) и уравнительное распределение или разные обязанности для разных лиц (например, дифференцированный уровень ответственности при выполнении разных работ) и дифференцированное распределение.

Таким образом, мы можем выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости: уравнивание, направленное на сохранение целого; оценка индивидуального вклада каждого в увеличение общественного богатства (в укрепление могущества целого); защита индивидуальности; условия для утверждения индивидуальности (возможности для самореализации); допустимая степень выражения собственного интереса.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Уравнивающая  справедливость основана на равенстве субъектов. Она требует удовлетворять интересы всех людей одинаково. Уравнивающая справедливость препятствует тому, чтобы отдельные люди получили какие-то односторонние преимущества.

Распределяющая справедливость требует при удовлетворении интересов, при оценке и вознаграждении учитывать личную заслугу каждого человека или его достоинство. В некоторых случаях равенство в удовлетворении потребностей оказывается несправедливостью. Примером этому может служить так называемая уравниловка. Если несколько человек работают вместе и за разное количество и качество труда получают одинаковую зарплату, то это несправедливость, так как и добросовестный работни

В связи с тем что вопросы распределения благ и характер ответственности в развитых обществах регулируются не только моралью, справедливость также является категорией политического и правового сознания. Тем не менее в той мере, в какой политические решения и законы рассматриваются как справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, о том, согласны ли люди жить в обществе, имеющем такие законы и проводящем данную политическую линию, или же они отвергают его как негуманное, бесчеловечное, унижающее достоинство человека или отдельных групп людей и т.д.

Справедливость в отношениях между людьми означает необходимость считаться с человеческим достоинством  каждого, признание законных интересов человека, утверждение таких способов поведения, которые удовлетворяли бы собственные потребности и потребности окружающих.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia), что позволяет рассматривать сотрудника юстиции — юриста — как глашатая, защитника справедливости, для которого справедливость есть нравственный и служебный долг.  Требования справедливости нашли отражение в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., в основных принципах и нормах Конституции Российской Федерации и других документах.

Особое значение категория справедливости имеет для судейской деятельности. В статье 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и  основных   свобод   гласит:   «Каждый   имеет  право   при   определении   его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела…»

Принципиальное значение в судебной деятельности имеет проблема соотношения законности и справедливости. В силу того, что законодательство объективно несет в себе известную консервативность, а регулируемые им отношения довольно сложны, могут возникать ситуации, когда решение, соответствующее букве закона, окажется несправедливым. В таких ситуациях в юридической практике предусматривается возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела. Например, можно смягчить наказание или вовсе освободить от него.

§ 2. Моральный выбор и его принципы

 

Моральный выбор это – возможность субъекта (человека) определять и выбирать различные варианты поведения и действовать соответственно им.

Ответственное отношение к своему образу жизни превращает его в предмет морального выбора. В моральном выборе, как в любом другом, реализуется свобода воли человека. Характерная особенность выбора состоит в том, что перед субъектом открывается несколько разных возможностей действовать, различные варианты поведения. Каждый день, каждый час, каждую минуту мы стоим перед выбором. Есть маленький, житейский выбор: например между утренним чаем и кофе. Есть и Большой выбор – выбор спутника жизни, профессии, партнеров, хобби, места жительства.

В ситуации выбора человек действует произвольно: по своей воле и желанию. Выбор отсутствует там, где субъекту приходится действовать под давлением внешних обстоятельств или  бессознательно. При наличии выбора субъект становится хозяином действия и вследствие этого несет ответственность за него. Своим выбором он изменяет действительность  и за это изменение должен отвечать.

Выбирая, он оказывает влияние на интересы других. Иногда ситуация складывается так, что все возможности имеют положительное значение. Тогда приходится выбирать между большим и меньшим злом. Но чаще всего моральный выбор есть выбор между добром и злом.

Еще в древнегреческой этике была поставлена проблема, может ли человек, выбирая между добром и злом, сделать сознательный выбор в пользу зла. Выдающийся греческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.), полагал, что сознательный выбор зла невозможен. Тот, кто выбирает зло, поступает так по незнанию, не понимая разницы между добром и злом и не предвидя последствий своих действий. Зло существует в мире только из-за незнания, безрассудства, невежества людей. Сократ в форме философского рассуждения попытался обосновывать мысль, что всякий негодяй является между с тем глупцом и негодяй он как раз потому, что глуп. Мудрый человек не может быть безнравственным человеком. В принципе сократовское рассуждение справедливо, но в действительности дело обстоит несколько сложнее. Конечно, те люди, которые сознательно выбирают зло, делают это не от большого ума. Тем не менее сознательный выбор зла возможен. Нравственное добро не всегда представляется нежелательным для конкретного человека. Благородный поступок есть безусловно моральная ценность, но некоторые люди предпочитают благородству житейский успех. Быть честным в спортивном состязании – это благородно, но иногда жажда победы перевешивает норму спортивной чести. Предательство является величайшим нравственным злом, но есть люди, которые предают своих единомышленников, сознавая всю низость этого поступка, предают, например, ради собственного спасения.

В основе линии поведения лежит какая-либо ценность и даже несколько ценностей. Своей активной деятельностью люди, либо, наоборот, разрушают какие-то ценности. Тот, кто считает ценностью справедливость, будет активно бороться за восстановление справедливых отношений между людьми.

Ценности также выступают для человека объектом морального выбора. Роль общественных условий, среды и воспитания в усвоении личностью тех или иных ценностей необычайно велика. Но каждая моральная ценность становится регулятором поведения только тогда, когда она свободно принята личностью, становится частью ее души, принимается сердцем. Только те ценности, которые стали частью нашего собственного «я» влияют потом на выбор поступков и линии поведения.      

Четыре нетождественных вида стратегических установок, принципов морального выбора (морального не в смысле положительно-ценного, а смысле нравственно значимого, т.е. включая и принципы «безнравственного» содержания)

К принципам  морального выбора относятся следующие:

Это прежде всего принцип общего блага — сознательная установка личности на максимализацию совокупного блага общества или определенной общности людей — производственно-трудового коллектива (принцип коллективизма в собственном смысле), класса (принцип классовости), отечества {принцип патриотизма), международной общности (принцип интернационализма) и т. п. Личность, руководствующаяся принципом общего блага, среди доступного ей набора возможных линий поведения избирает не просто социально-полезный вариант (интегративная социальная ценность поступков может быть положительной и в других вариантах), а тот образ действий, который в данной конкретной ситуации или сфере деятельности представляется ей оптимальным, имеющим наивысшую социальную ценность (в экстремальных ситуациях обеспечивающим минимальные потери для общества). Такая личность выходит за пределы своей собственной потребности, сознательно делает потребности всех членов общности предметом собственной заботы и тем самым утверждает свою «родовую сущность».

Принцип альтруизма — субъективная установка на максимализацию блага другого при определенном игнорировании собственных интересов. Естественно, речь идет об идеализированном типе личности, которая не принимает в расчет собственное благо или потери от избираемого образа действия.

Принцип эгоизма можно определить как сознательное стремление человека при выборе поступков и общей линии своего взаимодействия с другими максимализировать собственные выгоды при полном игнорировании интересов своих контрагентов. Принцип эгоизма в данном смысле – это не само прирожденное стремление каждого человека к собственному счастью, а неизбежная при определенных исторических условиях его деформация.

При других условиях и обстоятельствах столь же необходимыми формами проявления человеческого стремления к счастью выступают остальные принципы: «...как эгоизм, так и самоотверженность, — писали Маркс и Энгельс,— есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждение индивидов»1. Принцип эгоизма как субъективная установка закономерно возникает в условиях объективного антагонизма человеческих интересов их взаимоисключения и несовместимости.

Принцип воздающей справедливости означает сознательное стремление личности выбрать такой образ действия, чтобы достичь максимального равенства в своих взаимоотношениях с контрагентами, эквивалентности обоюдных услуг.

Можно сказать, что его цель — сократить до минимума разницу между своими и чужими выгодами. В этом принципе в отличие от эгоистического настроя, человек уже возвышается над узколичными потребностями, поскольку он принимает во внимание не только собственное благо от общения с другими, но и благо своего контрагента, которому он содействует взаимно. Однако там, где взаимность невозможна, такой поборник справедливости может проявить полнейшее равнодушие к судьбе другого, воздержаться от оказания помощи, поскольку эти не сулит ему никакой выгоды.

В нравственной сфере, как было показано, мы имеем два момента: действительное поведение, реальные поступки и субъективную их мотивировку-намерение, цель, вообще предваряющее и опосредствующее реализацию поступков сознание.

Исходя из указанной тенденции, следует подходить к человеческим мотивам. В отличие от неживых предметов человек способен действовать по своей воле, управлять действиями при помощи сознания. Внешние события влияют на наше поведение не прямо, а через психику и сознание. Мотивация – это процесс выбора поступков в соответствии с внутренним выбором личности. Основу его составляет преобразование внешних определяющих причин во внутренние субъективные побуждения. Любое осознанное действие человека имеет какой-то мотив. Анализ мотивации может привести к осознанию главного, доминирующего побуждения — исходного или первичного. Многие психологи и этики считают (очевидно, правильно), что в основе всех мотивов у людей лежат их осознанные потребности и интересы.

Мотивы поведения значительно отличаются друг от друга по своему характеру. Можно выделить несколько способов мотивации и соответствующих им видов мотивов. Во-первых, побуждающими причинами человеческих действий могут быть так называемые естественные влечения: голод, жажда, половое влечение, боль и т.п. Способ мотивации поведения, основывающийся на естественных влечениях, можно назвать биологическим.

Во-вторых, побудительной причиной действий может быть стремление к личной пользе. Руководствуясь такими побуждениями, делают, например, зарядку по утрам, одевают шарф в ветреную погоду, принимают какое-либо лекарство или усиленно готовятся к экзаменам. В данном способе мотивации сознание личности усматривает в предметах и явлениях окружающего мира полезность. Этот способ можно назвать утилитарным (от лат. utilitas - польза).

В-третьих, побудительными причинами поведения выступают различные эмоциональные переживания. Если кто-то совершает действия не потому, что надеется извлечь из него какую-либо пользу для себя, а потому, что оно доставляет ему удовольствие, радость, то мотивом в этом случае будет эмоциональное переживание. Примером данного способа мотивации служат действия спортсмена, участвующего в спортивном состязании из-за связанного с ним азарта. Удовольствие здесь доставляет возможность испытать острые переживания и торжество победы. Исходя из подобных же или близких побуждений люди занимаются охотой и рыбной ловлей, чтением художественной литературы, художественной самодеятельностью и т.п. Почти всякое хобби (развлечение, которому придаются в свободное время) основаны на данном способе мотивации, а также любая деятельность, в которой важен не результат, а сам процесс. Сознание в этом способе мотивации выявляет в окружающем мире то, что доставляет удовольствие и вызывает радость. Поэтому данный способ мотивации может быть назван гедонистическим (от греч. hedone - наслаждение).

В-четвертых, побудительной причиной действий иногда становится стремление получить положительную оценку со стороны окружающих, завоевать их уважение, поднять свой престиж. К данному способу мотивации относятся все поступки, которые совершаются с целью выставить себя в более выгодном свете. Действия, рассчитанные на внешнее одобрение, могут носить примитивный характер, каким является, например, хвастливое вранье, распространение всяких небылиц о себе, но могут представлять собой и сложные формы приумножения «морального капитала». В этом способе мотивации проявляется зависимость субъекта от общественного мнения.

В-пятых, побудительной причиной действий является также стремление к добру, готовность совершить действие из чувства долга перед обществом (или другим человеком), забота о сохранении собственного достоинства. Этот способ мотивации является собственно моральным. Любое действие, которое совершается не ради личной выгоды, удовольствия или внешнего одобрения, мотивируются именно таким способом. В основе этого способа мотивации лежит сознание общественной необходимости, свободное подчинение ей.

Человек, питающий благородные помыслы, гораздо ближе к совершению добрых дел, чем тот, кто внутренне пуст, а тем более — тот, кто находится в плену низменного образа мыслей. И, напротив, человек, замысливший злое дело, субъективно вплотную приблизился к его осуществлению.

Но намерения являются субъективной предпосылкой положительно или отрицательно ценного поступка, а потому и его предвестником. Стало быть, выявление мотивов и намерений — крайне важно. Но не само по себе, а благодаря открывающейся с их помощью возможности предвидеть коррелятивные им поступки, их социальную ценность.

Отдельный поступок — это единичное проявление нравственной сущности человека и, как таковое, он может носить случайный характер. Для выяснения нравственного облика человека за исходное необходимо брать реальную ценность данного и других, нам известных его поступков, ориентироваться не на то, каким он сам себе кажется, а тем более — изображает свои намерения перед другими, — а каков он в действительности, как он действует и проявляет себя в реальных жизненных обстоятельствах.

Нельзя вынести правильное суждение о человеке на основании того ,или иного отдельного факта, это необходимо делать на основании всей его совокупной деятельности, которая особым образом откладывается в его сознании. Поэтому необходимо максимально тщательное изучение мотивов, составляющих субъективную основу уже известных нам по объективным последствиям действий личности.

Подлинный характер намерения совершить такой поступок в данной, конкретной ситуации выявляется только после его претворения на практике. При этом может случиться, что реальная ценность поступка не совпадает с той его оценкой, которая предполагалась в намерении и была получена по аналогии, на основании широко распространенные нормы. Для его решения необходимо принять во внимание диалектику нормы, как обобщенной оценки, и единичной постфактуральной оценки конкретного поступка.

Критерии для различения хороших и дурных намерений, доброй и злой воли можно почерпнуть только из практики. Нравственная практика и генетически и актуально является ведущей, решающей. Роль намерений, субъективных мотивов и убеждений этим  не оспаривается и не принижается. Результаты действия, моральная практика выступают в конечном счете основной нравственно-оценночного познания и критерием его истинности.

  Моральный выбор в профессиональной деятельности сотрудников судебных органов имеет свои особенности.

Выбор в деятельности судьи всегда означает признание приоритета (предпочтения) одной ценности перед другой. В одних случаях обоснование выбора и сам выбор не вызывают затруднений, в других — связаны с острейшей борьбой мотивов. Ситуации второго рода обычно называют нравственными конфликтами. Нравственный конфликт — это столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора.

         Судебная деятельность, связанна с острым противоборством, использованием специфических сил и средств, достаточно часто ставит работников аппарата суда в ситуации нравственного конфликта. Данные конфликты возникают при наличии мотивов противоположной направленности, когда судье приходится мысленно «взвешивать» общественную необходимость, выраженную в требованиях долга, правовых нормах,  личные планы, рационально осознанные мотивы и идущие вразрез с ними желания, когда возникает колебание между личным выбором и законом.

Нужно отличать конфликтность морального выбора, то есть реальные нравственные конфликты, от таких мнимо-конфликтных столкновений и противоречий моральных норм, которые обусловлены не ситуацией выбора, а неправильным, догматическим или релятивистским истолкованием той или иной нормы, ее применением без учета конкретных условий нравственной жизни.

      Среди конфликтов, имеющих профессиональное значение для работников аппарата суда, следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты проявляются как острые нравственные противоречия между людьми (личность —общество, личность—группа, личность — личность, группа — группа, группа—общество). Они выражают расхождение направленности ценностных ориентации отдельных личностей, социальных групп и общества.

Природа внутренних конфликтов иная. Их источниками являются сложность, разнохарактерность, борьба мотивов в сознании личности, находящихся в подчинении и соподчинении друг другу. Выбор поведения человека при разрешении такого конфликта во многом зависит от направленности личности, ее ориентации на те или иные ценности. Практика показывает, что далеко не каждый человек может работать в судебной в системе или занимать должность судьи, так, как сотрудники, ориентирующиеся на правовые ценности, при столкновении различных норм в первую очередь будут исходить из требований законов и приказов. Человек, для которого высшими ценностями являются нормы нравственности, при разрешении конфликта будет ориентироваться на соблюдение принципов справедливости и гуманизма, он не сможет поступиться своими нравственными убеждениями ради чьих бы то ни было интересов. Личность, ориентирующаяся на профессиональные ценности, как правило, отдаст предпочтение служебной целесообразности. Основным мотивом деятельности такого сотрудника является служение государству, профессиональный долг. Прагматик при разрешении конфликта на первое место поставит наиболее эффективное достижение стоящих перед ним целей.

Понятно, что направленность личности характеризует типичное поведение человека. Но судебная деятельность нередко связана с чрезвычайными, нестандартными ситуациями, которые могут влиять на поведение людей, приводя к нетипичным для них поступкам. Однако при любой направленности личности, при наличии тех или иных предпочтений, в любых ситуациях юрист в первую очередь должен исходить из интересов личности, общества и государства, на защите которых он стоит. Приоритет добра, справедливости, профессионального долга должен служить основой при поисках выхода из любых служебных ситуаций, какими бы сложными и конфликтными они ни были.

Судебная деятельность нередко осуществляется в условиях нравственного конфликта.  Форм проявления моральных конфликтов в деятельности судебных органов существует множество. Они обусловлены конкретными особенностями того или иного направления этой деятельности, специфическими условиями, в которых осуществляется эта деятельность, социально-психологическими характеристиками участников конфликта и другими обстоятельствами. Например, в отношениях судьи и прокурора конфликт может возникнуть в связи с неправильным пониманием целей, задач, форм и методов деятельности этих органов, а также с различиями индивидуальных особенностей (установки, психические состояния, взгляды, интересы и т.д.). Развитие конфликта приводит к его разрешению, то есть выбору определенного варианта поступка или поведения. Здесь важно помочь человеку определить правильную позицию, лежащую в основе принимаемого им решения, причем эта позиция будет тем более прочной, чем более осознаваемые человеком моральные требования превращаются в его убеждения. Этот вопрос имеет практическое значение для деятельности судебных органов.

Выводы

1. Категории морали - это своеобразный продукт синтеза того, что реально существует в жизни, и того, что по мнению людей должно быть (желаемого)

2. Основными категориями морали являются добро, благо, совесть,       справедливость, долг,  счастье.

3. Моральные категории классифицируются в соответствии со структурой морали и подразделяются на категории морального сознания, категории моральных отношений и категории моральной практики.

4. Моральный выбор - это   возможность субъекта (человека) определять различные варианты поведения и действовать соответственно им. Его принципами являются: принцип общего блага;   принцип альтруизма; принцип эгоизма; принцип воздающей справедливости.

  5. Моральный выбор в профессиональной деятельности сотрудников судебных органов имеет свои особенности. Выбор в деятельности судьи всегда означает признание приоритета (предпочтения) одной ценности перед другой. В одних случаях обоснование выбора и сам выбор не вызывают затруднений, в других — связаны с острейшей борьбой мотивов.

                                    Вопросы для самоконтроля.

1.Понятие категорий морали

2. Как классифицируются категории морали?

3. Дайте характеристику основных моральных категорий: добро, благо, совесть, справедливость, долг, ответственность, верность и т.д.)

4. Добро и зло: понятие и соотношение.

5. В чём заключается сущность морального выбора?

6.Охарактеризуйте принципы морального выбора.

7.В чем состоит этический смысл альтруизма, эгоизма, гедонизма, прагматизма?

          8.Определите сущность морального выбора в деятельности судьи.

9. Какова роль мотивации в моральном выборе?

10. В чём заключаются источники мотивации?

Темы докладов

  1.  Этические категории и их функции.
  2.  Категории добра и зла в истории этической мысли.
  3.  Категория долга, служебный и моральный долг сотрудников судебной системы.
  4.  Совесть как способность к моральному самоконтролю личности.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

 

   

1 Маркс К., Энгельс Ф., Собр. Соч., т. 3, -С.-. 236.




1. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Вінниця 2
2. это собрания официальных представителей выступающих от имени государств которые созываются на ограниченн
3. вступления в брак и равноправности
4. реферату- Формування органів та взаємодія частин зародкаРозділ- Біологія Формування органів та взаємодія ч
5. Правовое регулирование избирательного процесса
6. Контрольная работа Вариант 1 1
7. Берегсталь завод ООО
8. Вариант 2 Проанализируйте приведенный текст по следующему плану- АЖанр текста
9. Задачи и функции самоменеджмент
10. Техногенно-экологическая безопасность Украины
11. Грамматическая правильность речи
12. за положения в обществе образованности и образа жизни этот социальный слой был непонятен основной части нас.html
13. тема маркетинговых коммуникаций Вариант 5 Студент
14. Актинидия коломикта- красота и польза
15. Реферат- Актинобациллезная плевропневмония свиней
16. Європейська колонізація майже не торкнулася імперії
17. Реферат- Средства автоматизации проектирования
18. тематический факультет Кафедра информатики и математического обеспечения автоматизированных систем
19. Лекция . Анализ инвестиционных проектов 3
20. Реферат- Черемуха обыкновенная