Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему- Методы познания и методы творчества в журналистике

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

     Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

                  Реферат

по дисциплине: «Основы журналистской деятельности»

на тему:

« Методы познания и методы творчества в журналистике»

                                                                      

                                                                      Работу выполнила:

                                                                      студентка  2 курса,

                                                                                  факультета культура,

                                                                                  направление подготовки журналистика

                                                                                 Анисимова Диана Георгиевна

                                                                     Преподаватель:

                                                            Шароградский Аркадий Владимирович

                                           Санкт-Петербург

                                                2013 г

                                         Содержание  

        

Введение…………………………………………………………………………………………………………….

Раздел I . Понятие метода в журналистике и виды методов познания…………………………………………………………………………………………………………….

Раздел II. ……………………………………………………………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………………………………………..

Список литературы ……………………………………………………………………………………………

                                         

                                                     Введение

В области средств массовой информации профессиональная культура – это не только хранилище стандартов, стереотипов, «памяти» журналистского сообщества, но и творческое своеобразие, индивидуальность мастера, умение ломать привычные нормы и создавать новое. Для каждого начинающего журналиста приобретение навыков самостоятельного творчества, умение пользоваться основными методами и жанрами журналистского творчества - одна из приоритетных задач не только на стадии получения образования, но и при работе.

Именно поэтому в своей работе я решила остановиться на методах познания и методах творчества в журналистике.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления и понимания методов журналистского творчества.

Цель курсовой работы – проанализировать применение основных методов журналистского творчества на страницах современной печати.

В ходе реализации поставленной цели решались следующие задачи:

- раскрыть понятие и содержание журналистского творчества;

- описать разнообразие методов журналистского творчества;

- исследовать методы журналистского творчества в периодических изданиях разной направленности;

- сравнить разнообразие методов, используемых в журналистском творчестве современной периодической печати.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), основной части, заключения, списка литературы.

Раздел I . Понятие метода в журналистике и виды методов познания.

Термин «метод» впервые стали употреблять мыслители Древней Греции. В античной философии этим термином характеризовали - путь исследования, прием доказательства, образ и способ изложения теоретических взглядов.

В современном значении этого слова под методом понимается способ или прием решения той или иной проблемы, подход к достижению поставленной цели.

Профессор, доктор филологических наук, известный специалист по теории журналистики Максим Николаевич Ким, указывает, что специфика и особенность журналистского познания заключается в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений .

Анализ – мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Абстрагирование – это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности – абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.

Конкретизация – это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.

Моделирование – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог – упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.

Дедукция – переход в процессе познания от общего к частному и единичному.

Индукция – переход в процессе познания от частного к общему .

Ким М.Н. также отмечает, что методы, которыми пользуется журналист, подразделяются на две группы :

-эмпирические ;

-теоретические;

Эмпирические методы делятся на :

1)Метод наблюдения  - он основан на личном наблюдений, личном познании действительности,  путем чувственного ее восприятия (наблюдение целенаправленно).

Наблюдение бывает :

 а)   по способу организации- открытое и закрытое;

 б) по степени участия:  «включенное»  и  «не включенное»; в первом случае  журналист становится, например, членом строительной бригады и работает там вместе с другими строителями, во втором   -  изучение происходит со стороны (спортивные состязания, прохождение праздника и т.п.)

 в) в зависимости от условий изучения предмета:  прямое  (наблюдать непосредственно) и косвенное (наблюдать опосредованно, используя косвенные связи);

 г) по временному признаку:  кратковременное и  длительное: кратковременное наблюдение используется  при подготовки оперативных публикаций. В случае же, когда надо изучать предмет подробно, основательно, применяется длительное наблюдение; длительное наблюдение  не следует понимать как обязательно одноразовое. Журналист может неоднократно обращаться к жизни какого-либо коллектива, наблюдать за происходящими в нем изменения за несколько лет.

2)Метод  переработки документов (документ-доказательство, или свидетельство о чем-либо):

 а) по типу фиксации:  рукописные, печатные, фото-кинопленки, магнитные пленки, лазерные диски и т.п.

 б) по типу авторства: официальные, личные;

 в) по степени близости объекта отображения: первоначальные,  производные

 г) по степени предназначенности для печати: преднамеренно созданные и непреднамеренно;

д) по сфере деятельности породившей документ:  бытовые;  общественно- политические;  производственные;  научные; государственно- административные;  справочно-информационные.

3)Формализованный метод   - составляет основу контент – анализ. Он требует изучения большого количества однотипных документов (например: подшивка газет и т.п.) по определенным параметрам этих документов. Это  трудоемкий процесс,   отнимающий у журналиста много времени и требующий особых навыков.

4)Метод интервью, бесед, опроса, анкетирования:

а) интервью - наиболее употребляемый метод получения информации (журналист задает вопросы собеседнику);

б) беседа-  построена на речевом общении (равноправие собеседников);

в) опрос-   выяснение у многих людей мнения по одному и тому же вопросу;

г)  анкетирование-  метод близкий к опросу, проводящийся с помощью разработанных анкет (этот метод очень громоздкий и поэтому употребляется реже, чем вышеперечисленные) .

5)Метод эксперимента;

 а) журналист «меняет профессию» внедряется в какую-то среду;

 б) специально организуется ситуация и наблюдается, как она протекает, журналист остается в своей роли, (журналист, н-р, организует письменное обращение к себе из разных районов города 100 адресатов и ждет, когда и как каждое из них к нему поступит).

Получение информации при помощи эксперимента часто применяется в ходе журналистского расследования.

Теоретические методы делятся на:

1) Формально- логические;        

2) Содержательно- логические;

Формально- логические методы-  это знания получаемые по законам логики, путем соответствующих умозаключений из старого знания, из уже известных фактов:

а)  индуктивное умозаключение:

исследуя предметы, явления, люди составляют о них представление путем индуктивного умозаключения. Это умозаключение есть переход от знания о единичном к знаниям об общем. Логика определяет индукцию как умозаключение  (и метод исследования), в котором вывод представляет собой знание обо всем классе предметов, полученное в результате исследования отдельных представителей этого класса. Но это только «вероятный» вывод, тем не менее, этот метод активно используется журналистами.

Существует два  вида индукции:  полная (обо всех видах предметов); неполная (при изучении отдельных видов класса)

б) дедуктивное умозаключение:

оно представляет собой развитие мысли от большей общности знания к меньшей (иногда от единого к частному)

в) традуктивное умозаключение:

 такой метод применяется в двух основных формах: сравнения и аналогии.

Сущность  следует  исходя из свойств нескольких признаков (двух или более) явлений, делается вывод о сходстве всех других признаков этих явлений. Аналогия проводится по главным, существенным, качественно единым признакам, исследуемых явлений, а не по случайным, второстепенным (догадкам, предположениям), знания здесь неполные.

2) Содержательно- логические методы исследования принимают во внимание изменчивость, развитие мира, значимость в том, что эта логика способна  соединить объективность содержания понятий и теорий с их текучестью, изменчивостью, отражающей текучесть и изменчивость реального мира.

Содержательная логика предлагает следующие методы  выявления связей предмета:  методы анализа и синтеза, гипотетический метод, метод историзма (логический метод),частные, конкретные методы.

Методы анализа и синтеза исходят из необходимости при изучении предмета  разделения его на составляющие, а затем соединения этих составляющих.

Анализ – лишь начало выявления  взаимодействующих элементов, взаимосвязи причин и следствий, а окончание его – соединение исследуемых отдельных элементов  в единое целое, т. е. в синтез.

Гипотетический метод  - это  метод, с помощью которого исследователь, опираясь на совокупность известных ему фактов, предпринимает  попытку предсказать развитие изучаемого явления в будущем. Без выдвижения гипотез  невозможно развитие человеческого знания, движение к истине. Этот метод представляется чаще всего в форме  догадки, предположения, основанных не на теоретическом анализе закономерностей общественного развития, а на прежнем опыте. Этот метод носит вероятностный характер.   

Метод историзма. Метод логический.

Исторический метод требует смотреть на каждый предмет с точки зрения того, как он возник, какие главные этапы в его развитии существовали, что он представляет собой в настоящий момент. Этот метод позволяет реконструировать конкретные индивидуальные грани явления, позволяет увидеть ступени его развития, показать обусловленность его нынешнего состояния его прошлым состоянием. Историческое исследование дополняется теоретическим анализом, который основан на логическом методе, позволяющем выделить из всего многообразия связей действительности наиболее существенные связи  

г) частные, конкретные методы. Они применяются в журналистике для реализации целей истолкования предмета отображения(описания, оценки, прогноза) и базируются на теоретических методах исследования.

Художественный метод:

Суть метода заключается в безграничном применении авторской фантазии, вымысла, которые дают необходимую для творца свободу создания художественного образа и выявления через него «правды жизни в целом». Но при этом отнюдь не ставится цель отразить актуальные сиюминутные   достоверные факты, чем, как известно, и «озабочена» в основном журналистика.

  В журналистике  элементы вымысла могут быть применены  лишь для того, чтобы  «оттенить» такие факты. Причем хороший журналист  всегда дает понять читателю, где достоверные факты, а где вымысел, фантазия, и  в чем смысл  их «сосуществования».

Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа . Методы получения информации, по сути, дополняют методы познавательной деятельности, разница лишь в этапности, т.е. на первоначальных этапах используются методы проработки документов, наблюдение и беседа в качестве пилотажного исследования. Для того чтобы подготовиться к боле основательному анализу с применением методов получения сведений, последние могут быть традиционными и нетрадиционными.

Рассмотрим традиционные методы более подробно:

1)Проработка документов

Документом называют любой материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией для передачи во времени и пространстве .

Задача, которую решает журналист, обращаясь к документу, состоит в том, чтобы получить необходимые ему сведения: политические, идеолого-этические, исторические, статистические, производственные, несущие определенные характеристики и описания людей и событий и тому подобные.

Обращение к документам начинается с их поиска. Здесь журналисту требуется высокий уровень библиографической, документоведческой грамотности. Ценность документальных источников и необходимость их использования имеют объективные предпосылки. Во-первых, потому, что потоки документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества. Во-вторых, информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, полученные другими методами, и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности.

Документы делятся на письменные (включая и рукописные, и печатные), иконографические (видео, кино, фото, картины, гравюры и тому подобное), фонетические (радио, магнитофон, грампластинки). В зависимости от авторства это могут быть официальные документы и документы личного происхождения. В связи с мотивацией создания документов выделяют спровоцированные (созданные по чьей-либо инициативе) и неспровоцированные (созданные по инициативе их автора) .

2)Беседа

Огромную долю сведений, в том числе и подтверждение документов, журналист получает в беседе - непосредственном речевом общении с лицами, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Беседа отличается от интервью, прежде всего тем, что все, участвующие в беседе, равноправны в изложении собственного мнения или формулировке вопросов. Беседа как метод познавательной деятельности журналиста такой вид организованного речевого общения, который предполагает отчетливое осознание журналистом стоящих перед ним задач и выработку тактики, соответствующей условиям общения. Надлежит получить пять групп данных: факты, мнения, объяснения, прогнозы, речевые приметы собеседника. Особые разновидности беседы - беседа по телефону и беседа в письмах.

3)Наблюдение

Этот метод познавательной деятельности предполагает непосредственное участие журналиста в изучаемой ситуации. Главное преимущество этого метода в том, что он позволяет наблюдать события и элементы человеческого поведения в момент их проявления. Здесь появляется возможность собирать данные независимо не только от умения предполагаемых собеседников говорить, но и от их желания говорить. Получая информацию из первых рук, журналист классифицирует виды наблюдения в зависимости от элементов контроля при наблюдении (контролируемое и неконтролируемое), в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктурированное), по степени подготовки (систематизированное и несистематизированное), по временным характеристикам (длительное и оперативное), по позиции наблюдателя (открытые и скрытые), по способу получения сведений (прямое и косвенное), по числу наблюдателей (коллективное и индивидуальное).

Предметом журналистского наблюдения становятся и сам человек, и его внешность, и характер, и то, как он говорит, и поведение, и реакция на происходящее, и разнообразные аспекты взаимоотношения и взаимодействия личности и коллектива, и характер общения, и уровень культуры общения, и средства общения (жестикуляция, мимика, слово, речь), и то, о чем говорится, и даже окружающая предметно-вещественная среда. Не менее важно в этом ряду и наблюдение за наблюдателем, фиксация собственных ощущений журналиста, чаще всего применяющаяся при использовании метода «маски», когда исследователь вливается в коллектив исследуемых на равных правах, скрыв свою истинную профессию.

Кроме традиционных методов получения сведений, журналист в своей практической работе использует методы смежных наук. Их может быть сколько угодно, однако наиболее популярные, это опрос (анкетирование, телефонный опрос, интервьюирование и т.д.), контент-анализ, эксперимент.




1. Тема 1 Особенности оказания сестринской помощи детям Особенности сестринского процесса при работе с д
2. тема ~Расчет каркаса одноэтажного здания ~
3. методические рекомендации для преподавателей Тема 5
4. тема не обладающая устойчивостью вообще не способна выполнять функции управления и имеет нулевую или даже о
5. за очень веселого ведущего который любил покривляться перед камерой но позже он умял свой пыл и мы спокойно
6.  ВЕЩЕСТВОМ ЯВЛЯЕТСЯ А воздух Б медь В зеркало Г гранит 2
7. тема Безслизистой Диеты издание 2012г
8. Лекция 11 ПРЕПАРАТЫ ФЕРМЕНТОВ Ферменты улучшающие процессы пищеварения Пепсин; Сок желудочны.
9. Тема- рекурсивные алгоритмы
10. Формирование белорусской государственности (1917-1921 гг)
11. Водолечение 1986
12. Екзаменаційні питання з культурології з тестовими завданнями
13. Характеристика отряда грызунов(Rodenti)
14. задание для студентов проходящих практику в одной школе
15. Анализ хозяйственной деятельности для студентов направления 6
16. Тема- Бытие субстанция материя
17. Лабораторная работа N 2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА N 2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ИНДУКТИВНОЙ КА
18. Лабораторна робота 1~3 Лабораторна робота 52 Лабо
19. Лабораторная работа ’ 3.html
20. Тема Организационноэкономическое обоснование производства новой продукции на промышленном предприятии