Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

На тему- Ислам как государствообразующий фактор

Работа добавлена на сайт samzan.net:


23

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ульяновский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Юридический Факультет

Кафедра теории и истории государства и права

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

По дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

На тему: «Ислам - как государствообразующий фактор»

                                                                

                                                               

                                                                Выполнила:

                                                                          студентка 1 курса

                                                                         группы ЮР-13-2

                                                                          очного отделения

                                                                   Царева.Ю.Ю

                                                                            

                                                                Проверила:   

                                                                            заместитель декана

                                                                                          по учебно-методической

                                                       работе

                                                                              Кирпичникова И.Ю.

г.Ульяновск, 2013

Оглавление

Введение 3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАЛИФАТА 5

2.ПОНЯТИЕ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА И ТИПЫ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА 7

2.1Понятие исламского государства 7

2.2 Типы исламского государства 8

3.ФОРМИРОВАНИЕ ИСЛАМСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВА 11

3.1 Особенности исламской концепции государства 13

4.ОСНОВНЫЕ ДОКТРИНЫ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА 17

Заключение 23

Список использованной литературы 24


Введение

Пророк Мухаммед сказал:«Пророчество продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, оно исчезнет. Затем наступит период Халифата, основанного на пророчестве. Он также продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период монархии, причиняющей своим подданным зло и несправедливость, который также продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится. Затем наступит период правления зла и насилия, который продлится столько, сколько пожелает Аллах. Затем, когда пожелает Аллах, он прекратится.
Затем вновь наступит период Халифата, основанного на пророчестве».

Ислам возник в конце 6- в начале 7 века. Основателем этой религии был пророк Мухаммед. Помимо провозглашения и утверждения моральных норм, утверждения равенства между всеми мусульманами, запрещения насилия и кровопролития между людьми, ислам провозглашал сосредоточение власти в руках родовой знати, а именно в руках Пророка. В процессе того как последователей ислама стало очень много, а именно основная часть населения Аравийского полуострова, выявилась проблема всеобщего контроля и упорядочения отношений между приверженцами данной религии, в которую входили представители различных арабских племен. Однако эта проблема была быстро решена, так как в идее ислама кроется и то, что у мусульман должен быть единый лидер, тот кто поведет всех правоверных на праведный путь, направит на путь Аллаха. В последствии, после смерти пророка Мухаммеда, его преемники- халифы, заняли его место и осуществляли полномочия правителя всех мусульман. Как раз после смерти пророка Мухаммеда, идея «священной войны» начала проявляться во всю силу(хотя поначалу «джихад» использовался в оборонительных целях, а позже постепенно начал перевоплощаться и стал инструментом захвата и подчинения неверных) и началось долгое и кровопролитное строительство Халифата, в котором ислам сыграл роль катализатора, а значит государствообразующего фактора.


1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАЛИФАТА

 С первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию.

Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского Халифата. Центром ее становится город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения. Политический строй, сохраняя черты рабовладельческого, стал быстро приобретать черты феодализма. Большая часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне платили поземельные подати как наследственные арендаторы. На новые земли переселилась значительная часть населения Аравии.

Государственное устройство Халифата представляло собой централизованную монархию. Халиф являлся духовным и светским главой государства. Соединение в одном лице высшей светской и духовной власти представляет важную особенность монархии, придающую ей сложный характер феодально-теократического государства.

Среди высших чиновников государства главную роль имел визирь. Важное значение приобретают так называемые диваны. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодальной раздробленности на территории Халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей.

В первый период Халифата право и религия сливались воедино. Основным источником права признавался Коран. Его автором считается Мухаммед. Мусульманское право получило название «шариата» (прямой путь). Помимо религиозных предписаний, шариат заключает в себе нормы уголовного, гражданского и процессуального права. Дополнением к Корану служили и служат сборники преданий о судебных решениях Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских творцов законов.

Если в писаном праве имелся пробел, дозволялось прибегать к старому обычному праву - адату. Правовые, религиозные, этические нормы не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый комплекс. Сохраняется государственная собственность на землю, но по мере развития феодальных отношений получает распространение и частная собственность на землю. Халифат является одним из видов исламского государства. В следующем пункте я дам объяснение понятия исламского государства, а так же типы исламского государства.


2.ПОНЯТИЕ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА И ТИПЫ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

2.1Понятие исламского государства

Исламское государство — государство, в котором в основе жизни общества и государства лежит монотеистическая религия ислам. Элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права зафиксированы шариатом.

Исламская концепция государства отличается от западной. Прежде всего это концепция исламского государства, то есть государства дар аль ислам, то есть земли ислама, и государства, построенного по исламским законам. Таким образом, эта концепция описывает только собственно исламское государство, а не все вообще государства.

Необходимо заметить, что деления по формам государственного устройства в исламе затруднено. Классическая исламская государственно-правовая доктрина полагала, что мусульман нельзя делить в государстве по народам и все мусульмане суть единая умма, нераздельная и неразрывная. Существующие федерации, например, Объединённые Арабские Эмираты или Малайзия являются объединением государств, а не народов и в этом коренное отличие от пусть даже вестернизированных основ этих государств от западного понимания федерации. Конечно и в западных странах есть территориальное деление в федерации по территориям, но это больше условность, для удобства территориального деления.

Понятие исламская форма государства является собирательным и включает в себя понятие политической формы ислама и типа исламского государства. Политическая форма государства показывает, при помощи каких доктринальных основ правит правитель, на какие законы опирается власть, то есть в какой-то степени это аналог формы правления, но включает в себя и доктринальные вещи правления.

2.2 Типы исламского государства

Тип исламского государства наиболее близок к западному понятию государственно-правового режима, однако это вся совокупность конкретных форм государств, а не только средств и способов правления.

Типы исламского государства: султанат, эмират, имамат, халифат.

 

1.Султанат

Султанатом исторически называлось исламское государство с наследственной властью династии султана.

В мире в настоящее время два султаната: Султанат Оман в Аравии и Султанат Бруней в Юго-Восточной Азии. Султанат Оман расположен на юго-востоке Аравийского полуострова, граничит с королевством Саудовская Аравия, Объединёнными Арабскими Эмиратами и Республикой Йемен. В 1970 году приход к власти Его Величества Султана Кабус бен Саида.

 

2.Эмират

Эмират есть небольшое исламское государство, характеризуемое наследственной властью династии эмира или религиозным лидерством выборного эмира. Важен именно небольшой характер государства и его как бы этапность на пути возрождения халифата.

Северо-Кавказский эмират — исламское государство, существовавшее на территории Чечни и Западного Дагестана с сентября 1919 года по март 1920 года. Впоследствии включено в состав РСФСР.

 

3.Имамат

Имамат является исламским государством, в котором лидером является религиозный духовный руководитель имам, обладающий непререкаемым религиозным авторитетом. Имамат свойственен больше шиитской доктрине государственной власти и возможен его глобальный характер как у халифата.

 

Северо-Кавказский имамат (Имамат Шамиля) — исламское государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829—1859 гг. Упразднено Российской империей. Наибольшее развитие получило в годы правления имама Шамиля (1834—1859).

 

Йеменское Мутаваккилийское Королевство — исламское государство, существовавшее на территории Йемена в 1918—1962 годах. Глава — имам-король. Прекратило свое существование в результате антимонархической революции.

 

4.Халифат

Халифат является единым всемирным исламским государством по государственно-правовой доктрине ислама.

Халифатом называют феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII—IX вв. и возглавлявшееся халифами. Первоначальным ядром Халифата стала созданная Мухаммадом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — (умма). В результате арабских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд. Слово Халифат (араб. Khalifah — «наследник», «представитель») — означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его халифов.

3.ФОРМИРОВАНИЕ ИСЛАМСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВА

В основополагающих источниках исламского права, прежде всего в Коране и Сунне, не предписана какая-либо особая форма государства. Исламское право не разработало собственную конституционную теорию, тем не менее, любая форма исламского государства должна полностью соответствовать четким и недвусмысленным требованиям исламского права. На этой основе можно утверждать, что исламское право носит "надгосударственный" характер и закрепляет основы государственного строя, принципы организации и деятельности государственного механизма.

Наиболее ярким примером воплощения исламской концепции государства может служить мединское государство, созданное Пророком Мухаммадом в 622г. и развивавшееся под управлением его четырех преемников. Оно имело специфическую организацию, которая должна была сохраниться и после смерти Пророка со всеми необходимыми модификациями, связанными с прекращением Божественного откровения. В соответствии с этой точкой зрения правителя исламской общины после Пророка стали называть халифом, т. е. посланником Аллаха.

Сильное влияние теологического направления на исламскую правовую систему проявляется в том, что понятие государства неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формой организации исламской общины в соответствии с заветами Пророка Мухаммада, изложенными в Коране, а также в соответствии с преданиями о его жизни и деятельности (Сунне). Согласно учению Пророка Мухаммада идея о создании такого государства была ниспослана ему Аллахом. Он сосредоточил в своих руках высшую законодательную, исполнительную, судебную, контрольную власть, принимая решения обычно после совета с наиболее авторитетными мусульманами (иджма). Согласно аяту 3:159 Корана, правитель должен мягко и кротко обращаться с верующими, советоваться с ними в общественных вопросах, но, приняв решение, неукоснительно проводить его в жизнь, уповая на Аллаха.

"Постепенно ближайшие родственники и сподвижники Мухаммада консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти Мухаммада стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Первые четыре халифа, так называемые "праведные халифы" (Абу-Бакр, Омар ибн ал - Хаттаб, Осман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб), сделали много для становления и распространения ислама и завершили политическое объединение Аравии".

Согласно мнению Фазлури Рахмана в период правления первых четырех халифов между государством и исламской уммой не было большого различия, так как в Медине жили многочисленные сподвижники Пророка; особенно это относится к старшим из них, которые выступали в роли советчиков и контролеров и принимали непосредственное участие в управлении государством и законотворчестве. На этой стадии развития исламской государственности трудно было разграничить и даже различить право и административное управление. Лишь условно, "из вежливости", можно приписать законотворческие функции халифам этого периода, так как законы создавались совместно всей общиной или ее старейшинами.

В истории Арабского халифата выделяют два периода: дамасский, или период правления династии Омейядов (661-750), и багдадский, или период правления династии Аббасидов (750-1258), которые соответствуют основным периодам развития арабского средневекового общества, и, соответственно, государства и права .

Для эпох Омейядов и Аббасидов была характерна консолидация, в результате которой разрозненные группы населения составили исламское единое целое. Суть проводимой политики исламизации состояла в принятии новых норм и адаптации к ним доисламских норм и институтов как арабской, так и неарабской частями исламского населения. В период правления династии Омейядов халифат начал принимать несколько светский характер.

По мере развития исламского права развивается и исламская концепция государства. А.Х. Саидов отмечает, что все предложения о реформе в исламском государстве и праве противоречили традиционной исламской доктрине, согласно которой божественные предписания непреложны и не должны укладываться в законодательные рамки. Тем не менее, процесс законодательных реформ начался, и в сферу отношений, которые раньше регламентировались лишь исламским правом, вторглись нормативные источники европейского происхождения. Этот процесс, начавшийся в середине XIX в., затронул, прежде всего, сферы, в которых конфликт с традиционным исламским правом был не слишком острым.

Дальнейшее развитие исламской концепции государства привело к признанию и оправданию существования отдельных исламских государств в качестве альтернативы исторической модели единого исламского государства - халифата.

3.1 Особенности исламской концепции государства

Главная особенность исламской концепции государства заключается в подчинении всей его деятельности основным принципам исламского права, иными словами, исламское право носит "надгосударственный" характер, поскольку закрепляет основы государственного строя, принципы организации и деятельности государственного механизма. Также предполагается осуществление контроля над деятельностью государства со стороны народа, который должен осуществляться в соответствии с предписаниями исламского права. Это закрепляет принцип ответственности исламского государства перед своими гражданами.

Исламская концепция государства предполагает реализацию ряда конкретных институтов и норм исламского права при осуществлении государственной деятельности. Прежде всего, это относится к принципу "консультации". В ряде исламских стран во главе государства стоит совещательный орган, принципы формирования и деятельности которого в значительной степени укладываются в исламско-правовую концепцию консультативного правления. Например, согласно Конституции Катара, Консультативный Совет назначается эмиром, и в его функции входит давать советы главе государства, который полномочен принимать законы только после консультации с данным органом.

Центральным институтом суннитской государственно-правовой концепции выступает халиф - глава государства и общины правоверных, наделенный, как уже отмечалось, решающими светскими и духовными полномочиями. "Шиитские представления о власти (государстве), отстаивающие ее исключительно сакральный характер и отличающиеся этим от суннитской теории, имеют свою специфику, которая проявляется в том, что рассматривает вопросы структуры государства в тесной связи с общей концепцией власти и разрабатывает широкий круг иных проблем, имеющих прямое отношение к политике, демократии, политическому режиму, правления".

Главным конституционным принципом, отображающим влияние исламских институтов и норм на государственное право и одновременно выступающим как правовая основа такого влияния, является признание ислама государственной религией, которая существует приблизительно в 40 странах. Такие положения имеют, например, конституции Иордании, ОАЭ, Туниса, Катара, АРЕ, Пакистана и т.д. Например, статья 2 Конституции Арабской Республики Египет провозглашает, что ислам является государственной религией Египта.

Как отмечает Р. Давид, "многие государства с мусульманским населением продолжают заявлять в своих законах и часто даже в конституциях о верности принципам ислама. Подчинение государства этим принципам провозглашено конституциями Марокко, Туниса, Алжира, Мавритании, Ирана, Пакистана. Гражданские кодексы Египта 1948 года, Алжира 1975 года, Ирака 1951 года предлагают судьям восполнять пробелы закона, следуя принципам исламского права. Конституция Ирана и законы Индонезии предусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствие принципам исламского права".

Более того, во многих исламских государствах, имеющих Основной закон, высшая юридическая сила признается, тем не менее, за Кораном. Параллельно с нормами светского права здесь действуют положения исламского права. Сфера их распространения различна. Как правило, она охватывает отношения личного статуса, но может и выходить за эти рамки, включая гражданские, административные и уголовные отношения. Последнее характерно для стран Аравийского полуострова и Пакистана, где Конституционные поправки 1980 года закрепили в светском законодательстве Пакистана такие традиционно мусульманские институты, как религиозные налоги - закят и ушр, телесные наказания в виде публичной порки, отсечения кисти руки, избиения камнями, обязательную молитву для государственных служащих и пост. За несоблюдение этих правил предусмотрена юридическая ответственность.

Для более последовательного религиозно-правового регламентирования социальной жизни имеются специальные органы контроля за правотворческой деятельностью государства, определяющие соответствие принимаемых актов канонам исламского права. В Пакистане, например, данную функцию выполняют Совет исламской идеологии и Федеральный суд шариата. Монархи Таиланда, Марокко, Малайзии и ряда других стран имеют право принимать нормативно-правовые акты, противоречащие Основным законам своих государств.

В исламской концепции государства, как уже отмечалось ранее, существуют различные доктрины в отношении формирования и функционирования исламского государства. Сторонники одной призывают к установлению светского государства, другие стоят на традиционных позициях исламской концепции государства.

Но даже приверженцы светского пути развития исламских государств признают факт того, что неизбежно использование исламского права как личного закона мусульман в сфере конституционных прав и прав человека. Т.е. несмотря на признание светского пути признания государства исламское право будет оставаться важнейшим фактором в формировании правового менталитета, правового сознания и правового поведения мусульман, несмотря на то, что роль исламского права ослабевает в сфере публичного права.

4.ОСНОВНЫЕ ДОКТРИНЫ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА

Анализируя формирование и эволюцию исламских доктрин о государстве, необходимо отметить, что в первые века ислама (VII-X вв.) проблемы государственной власти по существу не находились в центре внимания исламско-правовой науки. Возникший как теократическое государство, халифат с первых дней своего существования основывался на принципе единства духовной и светской власти в лице главы исламского государства - халифа. Нормативные предписания Корана и Cунны не дают точных указаний относительно форм государственного устройства и механизмов регуляции деятельности исламского государства. Однако толкователи Корана и Сунны достаточно свободно интерпретировали священные тексты и создали специальные труды, отражающие исламскую концепцию государства. Основополагающая идея, которой они руководствовались, выражена в Коране: Аллах - единственный источник власти. При признании верховного суверенитета прерогативой Аллаха за его посланником Пророком Мухаммадом сохранялась функция контроля за точным исполнением на земле его воли.

Исламская концепция государства начала разрабатываться позже, в конце Х - начале ХI вв., т. е. тогда, когда власть халифата в последний период правления династии Аббасидов пришла в упадок. В исламском праве идеальное государство проявилось в его теократическом характере. Правоведы считали необходимым соединение в руках исламских правителей светской и духовной властей. В действительности такого государства не существовало со времен основания Омейядского халифата.

Значительным этапом в формировании исламской концепции государства является учение исламского правоведа Абдул Хасана Аль-Маварди (974-1058). Согласно доктрине Аль-Маварди государство опирается на две основы. Первая - это база строя, а вторая - политика (мудрое управление делами). База строя - это религия, сила или богатство. Государство, основанное на религии, наиболее желательно и прочно. В государстве, основанном на силе, если правитель в своих действиях соблюдает принципы справедливости и добродетели, народ добровольно вручает ему бразды правления и идет за ним, в результате чего такое государство будет прочным и стабильным. Однако если правитель пойдет путем тирании и деспотизма, то общество будет подвержено разрушительным тенденциям. Третий вид государства - то, которое основано на богатстве. Оно, согласно Аль-Маварди, самое непрочное и нестабильное. Политика имеет четыре основополагающих принципа: первый - строительство городов, второй - обеспечение безопасности и охраны народа, третий - организация армии и четвертый - управление финансами. По Аль-Маварди, правитель - это центр, а народ - периферия. Добродетель или порочность общества зависят от добродетеля или порочности правителя. Он выражает волю всей уммы и является богоугодным хранителем власти, защитником народа. Правитель не подвластен никому, кроме Аллаха, и подчиненный ему народ не имеет права назначать ему обязанности и требовать от него их исполнения.

На протяжении длительного периода в исламской концепции государства доминировали два подхода относительно характера государства, основное различие между которыми состояло в определении его соотношения с религией.

Первый подход представлен одним из видных исламских теоретиков права, сторонником теократической концепции исламского государства Ибн Таймийи (1263-1328). Его позиция была основана на тезисе о неразделимости государства и религии, "иначе в делах людских будут царить разброд и шатания". В противовес господствовавшему в то время мнению, Ибн Таймийа считал, что мусульмане не обязаны сохранять единый халифат. Ученым предусматривалось одновременное правление нескольких имамов.

Противоположной точки зрения придерживались исламские правоведы, отстаивавшие светскую модель исламского государства. Однако они также не отрицали определяющей роли ислама и исламского права в регулировании всех сфер жизни общества, в том числе публично-правовой.

Представителем данной концепции исламского государства считается Али Абдель Разек (1888-1966). Отстаивая идею светского государства (концепцию секуляризма) в своем труде "Исламские основы государства", он утверждал, что ислам не предусматривает концепции халифата в классическом и историческом смысле слова. Али Абдель Разек не только выступал за создание светского государства, но и утверждал, что исламское государство было, по сути, с самого начала светским, а не религиозным. Естественным следствием подобного тезиса было признание за современными исламскими обществами права создавать любые системы власти, какие представлялись им подходящими в тогдашних условиях.

В период правления Османской империи в начале XV в. сложилась иная концепция государства, характеризующаяся насаждением древних ближневосточных концепций государственности, поскольку в данный период административный аппарат в основном состоял из выходцев из Ирана и Египта. Необходимо согласиться с теми исследователями, например, с Гагилем Иналджиком, что османская концепция государства была продолжением древних турецких традиций, хотя в основном и брала свои истоки с Ближнего Востока, и соответствовала основным принципам исламского права и государства.

На рубеже XIX-XX вв. в исламской общественно-политической мысли произошел синтез панисламистских элементов османской доктрины и идеи Арабского халифата, выразителем которого стал исламский реформатор Максуд Рашид Рида (1865-1935). Основные положения его концепции были изложены в труде "Халифат или великий имамат". Ученый не отступает от установок средневековых идеологов и правоведов, считая, что ислам создал совершенную форму правления, и халиф является тенью Аллаха на земле.

В начале ХХ в. в большинстве исламских государств возобладала светская модель государства. Однако во второй половине ХХ в. наметилась тенденция к усилению роли ислама в общественной и государственной жизни и влияния исламского права на государственный строй этих стран. Это отчетливо проявилось в кардинальных изменениях, имеющих место в таких исламских государствах, как Пакистан, Иран, Судан и др. Иначе говоря, вопрос об "исламском правлении" - это уже не просто реакция на европейский секуляризм и его культурную экспансию, или противовес либерально-секуляристским идеологическим направлениям в исламском мире. Ф. И. Хачим подчеркивает, что возрождение ислама сегодня можно считать естественной реакцией на глубокий кризис в политической, экономической и военной сферах. Предлагается формула религиозной легитимации в противовес западному секуляризму и принцип социальной справедливости в противовес экономическому неравенству.

Как отмечает В. Е. Донцов, несмотря на наличие противоположных мнений относительно пересмотра правового и политического наследия ислама и исламского права, будущее секуляризма представляется не столь воспринимаемым в исламском мире, хотя, безусловно, в настоящее время в современной политической жизни мусульман присутствуют мощные не декларируемые секуляристские течения.

В последнее время даже в таких странах, где в процессе исторического развития возобладала модель светского государства, оттеснив сферу действия классического исламского права в сферу личного статуса, все настойчивее проявляются требования о соответствии ему нового законодательства, в том числе и в сфере государственного строительства. Несмотря на это, исламская концепция государства включает небольшое количество заимствований из западного права.

Следует согласиться с выводами Абдуллахи Ахмеда Ан-Наима, что, если не выступать за отказ от самого ислама, шариат будет оставаться крайне важным элементом, формирующим взгляды и поведение мусульман, даже если он и не станет публичным правом страны. Пока исламское население продолжает связывать на уровне психологии и в частной жизни свои религиозные верования с историческим шариатом, шариат будет по-прежнему оказывать сильное влияние на характер и политику государства. Маловероятно, что большинство мусульман навсегда примут секуляризацию своей общественной жизни. Представляется более предпочтительным подход, основанный на анализе публичного права шариата и исторического опыта мусульман, исходя из стандартов, преобладавших в то время, когда шариат создавался и начинал применяться, и поисков возможных путей выработки альтернативных принципов исламского публичного права, которые на деле могут быть применены в современных условиях.

В рамках исламской концепции государства также обнаруживаются два разных направления исламского правопонимания - суннитское и шиитское. Суннитская концепция государства связана с халифатом, где глава государства (халиф) наделяется главными полномочиями. Вместе с тем халиф при решении различных государственных вопросов должен соблюдать принцип совещательности, согласно которому он должен советоваться с религиозной элитой исламского общества. Шиитская концепция понимания исламского государства связана с формированием исламского государства - имамата, где в руках главы государства (имама) сосредоточивается вся полнота религиозной и светской власти.

Итак, несмотря на существующий плюрализм доктрин исламского государства, можно охарактеризовать его как государство, созданное Аллахом для обеспечения условий жизнедеятельности мусульман и для возможности сосуществования с остальными гражданами-немусульманами на основе принципов исламского права. Согласно исламской концепции государства его основное назначение рассматривается в связанности всех его органов исламским правом и ориентации их деятельности на осуществление его предписаний.


Заключение

Ни в Коране, ни в Сунне нет упоминания ни об исламском государстве (араб. – дауля), ни об обязанности мусульман его строить. Коран и Сунна лишь закладывают фундаментальные основы Исламского общества, воспитывают мировоззрение человека, дают базовые принципы и законы, в том числе политические, организации человеческого общества в соответствии с волей Аллаха. И в них при полном отсутствии упоминания о государстве лишь разъясняются мусульманам основные положения, касающиеся сферы власти, политического управления и подчинения.

«Спроси: “Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если вы только знаете?” Они ответят: “Аллаху”... Спроси: “В чьей деснице власть над всем сущим? Кто защищает и от кого нет защиты, если только вы знаете?” Они ответят: “Аллах”»… (Коран 23:84–89); «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас» (Коран 4:59).

Следовательно, круг вопросов о том, как должна выглядеть исламская политическая система, – будет ли это государство или нет, будет ли это централизованная система или наоборот – децентрализованная, каким образом будет обеспечиваться преемственность власти, как будет осуществляться взаимодействие исламского правителя и народа и многое другое – все это лежит в области иджтихада. То есть самостоятельного поиска наиболее эффективной модели организации политической власти исламскими учеными и политическими лидерами.

Таким образом, становится очевидным то, что ислам все таки играет определенную роль в построении исламского государства, так как считается необходимым то, чтобы мусульмане подчинялись не только Аллаху, но и его «наместникам»-«...обладающим властью среди вас...»(Коран 4:59).

Список использованной литературы

1.http://www.wikipedia.ru

2. http://www.idmedina.ru

3. http://www.bestreferat.ru




1. Млечный Путь через Светлану Драчёву Сергея Канашевского Марину Шульц МОМЕНТ ВСЕВРЕМЕ
2. Общее состояние рынка пива в России
3. а На холмистом берегу Тибра в 25 км
4. ЛЕКЦИЯ 13 по дисциплине 3421 Вычислительные машины системы и сети Раздел 4 Программное обеспече
5. Воля и разум- нужны ли России такие борцы за народное счастье Ильин А
6. Литература - Социальная медицина (понятие и основные критерии образа жизни)
7. на тему- Государственная власть- понятие свойства формы осуществления Студент
8. тематики книга приоткрывает малоизвестные страницы истории Шотландии и взаимоотношений с ее извечной сопер
9. ВВЕДЕНИЕ С давних времен медицина разделялась на хирургию и терапию
10. ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра общей и клинической фармакологии с курс
11. Курсовая работа- Бухгалтерский учет отпускных
12. Особливості контролю та забезпечення якості проектів інформатизиції
13. Инфинитивный оборот нереально-условной семантики в испанском языке
14. Курсовая работа- Значение и природа концессионных договоров в праве России
15. тематизувати і узагальнити знання учнів з даної теми навчити використовувати їх на прктиці-додавати до през
16. І. Зародження феодальних відносин у східних слов~ян
17. Российская таможенная академия Санктпетербургский имени В
18. Центробежные компрессоры Березанской КС
19. другому это можно назвать аллергической реакцией только проявляется поразному
20. Дипломная работа- Межличностные отношения в детской группе