Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

либо века довольно условно

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-20

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Глава 26. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

Глава 26 РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX в.

Ограничение рассмотрения истории отечественной культуры рамками какого-либо века довольно условно. Ясно, что многочисленные процессы, характеризующие развитие того или иного пласта культуры, имеют свои собственные пространственные параметры и хроно-структуру. Это достаточно четко просматривается на примере зародившейся в XVIII в. отечественной науки, на православии, обретшем свою самобытность в Московском царстве, либо на метаморфозах развития материальной культуры в русских городах и деревнях. Поэтому, как и прежде, в данной главе необходимо будет остановиться на группе вопросов, наиболее полно раскрывающих сущностные процессы развития отечественной культуры. Во-первых, рассмотреть особенности формирования русской национальной культуры в начале XIX в. Во-вторых, следует остановиться на идейном противоборстве славянофилов и западников в рамках эволюции русской идеи. В-третьих, большой интерес представляет рассмотрение основных тенденций развития художественной культуры второй половины XIX в.

§ 1. «Золотой век» русской культуры

Формирование русской национальной культуры явилось выражением интенсивного роста национального самосознания. Если под национальной культурой понимать культуру нации как общности людей, складывающейся в ходе возникновения, формирования и утверждения капиталистического хозяйственного уклада, то применительно к России о ней следует вести речь примерно с XVII в. Тогда постепенно начал складываться всероссийский национальный рынок, что означало образование экономической общности всех русских областей, земель и княжеств. Значительным этапом формирования новой культуры явились петровские реформы и просветительские начинания, рассмотренные в предыдущей главе.

Вершиной русской культуры конца XVIII в. было творчество А. Н. Радищева (1749-1802). Идеал Радищевареспублика, равенство всех перед законом, свобода слова, свобода совести. Этот идеал обусловил основные гума-

нистические ориентиры творчества мыслителя. Признавая вслед за Ж.-Ж. Руссо, что человек свободен от рождения, Радищев писал: «Человек родится в мир равен во всем другому. Все одинаковые имеем члены, все имеем разум и волю. Следовательно, человек без отношения к обществу есть существо ни от кого не зависящее в своих деяниях. Но он кладет оным преграду, согласуется не во всем своей единой повиноваться воле, становится послушен велениям себе подобного, словом становится гражданином»*.

Таков просвещенческий пафос мыслителя, утверждавшего необходимость включения России в общеевропейский цивилизованный процесс.

К концу XVIII в. сложилась система образования, а в первой трети XIX в. завершилось создание русского литературного языка и реалистической литературы, классической национальной музыки. Изданная в 1807 г. книга «Картина России» сообщала об основных достижениях в культурной жизни периода петровских реформ и царствования Екатерины II, которые предварили наступление «золотого века» русской культуры.

Обычно этот «век» связывают с годами жизни и творчества А. С. Пушкина и называют его пушкинской эпохой. В иных изданиях его связывают с годами царствования Александра 1 и потому называют александровской эпохой. Как бы то ни было, это была эпоха, вобравшая в себя Отечественную войну 1812 г. и восстание декабристов 1825 г., государственные реформы и теоретические искания славянофилов и западников, нормативное закрепление русского литературного языка и зарождение революционно-демократической мысли. Образ человека новой эпохи, типичный для времени между завершением Отечественной войны и восстанием декабристов, наиболее полно был представлен в творчестве А. С. Пушкина. Впоследствии И. А. Гончаров писал: «Пушкин отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов отец науки в России. В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках»**.

* Радищев А. Н. Поли. собр. соч. Т. 1. М.-Л., 1938. С. 278. ** Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. II. М., 1949. С. 32.

482________________IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В творчестве Пушкина наиболее полно и всесторонне получил художественное выражение самый больной для русской общественной мысли вопрос вопрос о судьбах России. В самом деле, должна ли Россия следовать в своем развитии за Западом? Есть ли у России, русской духовной культуры собственные истоки или же ей остается перенимать и усваивать духовные ценности Запада? Каковы место и роль России в социально-политическом и культурном развитии мировой цивилизации? XIX век получает общепризнанное название века «исторического», в отличие от «просветительского» XVIII века, что находит выражение и в творчестве Пушкина.

Его обращение к истории России не самоцель, а потребность понять, осмыслить ее настоящее и будущее. Язык Пушкина остается основой русского литературного языка. И поныне издаются словари современного русского литературного языка, книжного и разговорного, берущие отсчет от пушкинской поры.

Художественные открытия Пушкина определили развитие практически всех областей русской литературы, искусства и духовной культуры Х1Х-ХХ вв. В его прозе получает блестящее решение задача познания и выявления в повседневном «быте» характерных черт исторического «бытия». Этому были посвящены путевые заметки, очерки, исторический роман, критические статьи. Велика заслуга Пушкина в формировании научной историографии. Основой его литературных новаций явился реалистический метод, т. е. изучение объективных законов бытия в их действии, в конкретных исторических, национальных и индивидуальных проявлениях. Этот метод Пушкин определял как «глубокое, добросовестное исследование» истины, как анализ «вечных противуречий существенности». Этот же метод, демонстрируя, по словам Ф. М. Достоевского, беспрецедентную в истории «всемирную отзывчивость», позволил Пушкину поэтически воссоздать черты любой эпохи и культуры.

В пушкинское время понятие «культура» еще не вошло в широкий обиход русского человека. Вместо него было распространено понятие «просвещение», характеризующее совокупность достижений в общественно-политическом устройстве, в различных областях знаний, в науке и искусстве. Так, например, в этом духе Пушкин пи-

Глава 26. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

сал о М. В. Ломоносове, который «обнял все отрасли просвещения... Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник»*.

Созданное в 1802 г. Министерство народного просвещения объединяло все три ступени образования (начальное, среднее и высшее) и охватывало поначалу около 500 светских учебных заведений. Сюда входили университеты и гимназии, главные и малые народные училища, солдатские школы, благородные институты и пансионы. Чуть позже были открыты лицеи Царскосельский, Демидовский в Ярославле и Ришельевский в Одессе, а также несколько институтов по подготовке инженеров.

Так был заложен мощный фундамент по подготовке кадров русской национальной культуры, что не замедлило сказаться уже в середине века. К тому же надо дополнить, что в начале века во многих учебных заведениях довольно прочные позиции занимали просветители или близкие к ним ученые В. Ф. Малиновский, А. П. Ку-ницын, А. С. Кайсаров, К. Ф. Герман, А. Ф. Мерзляков, М. Т. Каченовский и др.

Поначалу Александр 1 поощрял распространение просветительской философии в учебных заведениях. Однако это сопровождалось постепенным усилением цензуры (цензура как особое учреждение для контроля над печатью была введена в 1796 г.). Уже в 1826 г. был утвержден новый цензурный устав, который современниками был назван «чугунным». К примеру, один из параграфов устава гласил: «запрещается всякое произведение словесности, не только возмутительное против правительства и поставленных от него властей, но и ослабляющее должное к ним почтение»**.

Такая охранительная идеология, сковывающая развитие культуры во всех ее проявлениях, получила распространение после подавления восстания декабристов и была названа теорией «официальной народности». Ее вдохновителем явился граф С. С. Уваров, бывший в 30—40 гг. XIX в. министром народного просвещения. В 1832 г. «официальная народность» была им сформулирована в знаменитой триаде «православие, самодержавие, народность».

* Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 11. М С. 32. ** Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. М., 1905. С. 47.

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гаава 26. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

В своем всеподданнейшем докладе (1843 г.) он писал:

«Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, ввиду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие, собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения. К счастью, Россия сохранила теплую веру в спасительные начала, без коих она не может благо-денствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее, как на залог счастия общественного и семейственного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия... Спасительное убеждение, если Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущие; но тот и другой проистекают из одного источника и связу-ются на каждой странице Русского царства. Относительно к народности все затруднение в соглашении древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Неуместно было бы противиться этому периодическому ходу вещей; довольно, если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий, если примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к отечественному воспитанию.

Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соеди-

няла все выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было бы не чуждо европейского духа. Просвещение настоящего и будущего поколения в соединенном духе этих трех начал составляет, бессомненно, одну из лучших надежд и главнейших потребностей времени»*.

В последующие годы эта знаменитая уваровская «триада» воспринималась по-разному и далеко не однозначно то как реакционная, то как патриотическая. Однако «благодетельная» уверенность в том, что Россия первое государство, а русский первый человек во вселенной, всегда оставалась принадлежностью русского национального самосознания (достаточно вспомнить знаменитый тезис Филофея «Москва третий Рим»).

Теория «официальной народности» оказала влияние на взгляды славянофилов, спор которых с западниками определил ход развития отечественной культуры.

§ 2. Славянофилы и западники. «Русская идея»

Начало полемики между славянофилами и западниками пришлось на 1839 г., когда распространились в рукописях статьи А. С. Хомякова «О старом и новом» и И. В. Ки-реевского «В ответ А. С. Хомякову». При внешних разногласиях по ряду общемировоззренческих вопросов между этими направлениями дворянского либерализма существовала определенная общность. А. И. Герцен сравнивал их с двуликим Янусом или двуглавым орлом с одним сердцем: сердце билось одно, а головы смотрели в разные стороны.

Славянофилы выступали с обоснованием самобытности пути исторического развития России, который принципиально отличался от пути западноевропейского. Самобытность эта проявлялась, по их мнению, в следующем: отсутствие в истории России классовой борьбы; наличие поземельной общины; господство православия как

* Цит. по: Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина ХГХ в. М., 1975. С. 143-144.

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙКУПЬТУРЫ

Глава 26. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

единство истинного христианства. Эти особенности славянофилы приписывали и зарубежным славянам, за что так и были прозваны западниками.

Славянофильство было порождено в ходе дискуссии вокруг «Философических писем» ГГ. Я. Чаадаева (1794-1856). В первом из них можно проследить следующий ход его рассуждений о судьбах России:

«Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежали ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось...

Мы так удивительно шествуем во времени, что по мере движения вперед пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной...

Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к темяиз них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру...

...раскинувшись между двумя великими делениями мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим ~ на Германию, мы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природывоображение и разум и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара»*.

Таковы основные положения концепции мыслителя, предварившие культурологические искания отечественных ученых в последующие десятилетия. Чаадаев здесь выступил и теоретиком, фиксирующим противоречия в развитии русской цивилизации, и пророком, и благожелателем. И это несмотря на то, что многие современники, тот же Пушкин, были далеко не во всем с ним согласны.

* Чаадаев П. Я. Сочинения. М., 1989. С. 18-25.

Основатель славянофильства А. С. Хомяков (1804— 1860) объяснял духовные истоки национальной истории наличием в них «ассоциативности» и «соборности» (общности). Хомяков сводит все мировые культуры и религии к двум исходным началам кушитскому и иранскому. Первое из них означает покорную необходимость, вещественную или логическую, а второе свободную стихию духа, личности, стремление к творчеству. В «Записках о всемирной истории» Хомяков утверждает, что истинный характер русской истории заключается в православии как единственном источнике просвещения, а потому возвращение к исконным началам есть единственный путь к созданию самобытной национальной культуры.

И. В. Киреевский (1806—1856), соратник Хомякова, полагал, что усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно основываться на православии, изначально сохранившем в чистоте истину христианства. Киреевский утверждал консервативно-утопический идеал универсальной православной культуры, овладевающей «всем умственным развитием современного мира». Русская культура, полагал он, должна идти своей дорогой, не подражать слепо Западу, сохранять свою самобытность, не отрываясь от общего духовного наследия христианского мира. Россия способна внести «новое начало» во всемирную историю. Источники этого «начала» Киреевский усматривал в характере древнерусской общественной жизни и быта.

Достаточно выразительно сформулировал смысл славянофильства еще один его представитель К. С. Лк-саков (1817-1860). В статье «О русском воззрении» он писал:

«Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится точно так же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам и странам: так думают люди, называемые славянофилами... Славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 26. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

489

Западной Европы стоят за исключительную европейскую национальность) которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое»*.

По своим общественным позициям и идейным соображениям к славянофильству были близки писатели В. И. Даль, А. Н. Островский, С. Т. Аксаков, Ф. И. Тютчев и др.

Другим влиятельным течением русской общественной мысли 40—50-х гг. XIX в. было западничество. Его представители (историки Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, писатели И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др.) в той или иной форме выступали, как и славянофилы, за ликвидацию крепостничества. Однако, в отличие от славянофилов, западники ратовали за необходимость развития России по западно-европейскому пути. Основное средство для распространения и утверждения своих идей западники видели в просвещении и науке, т. е. во внесении в духовную жизнь рационального начала. В ходе подготовки реформы 1861 г. произошло сближение этих двух течений, в пореформенное время западничество как особое направление общественной мысли перестало существовать.

В идейном противостоянии славянофилов и западников (хотя, по словам литературного критика, западника П. В. Анненкова, спор между ними это спор «двух различных видов одного и того же русского патриотизма») получила оформление «русская идея».

По словам И. А. Ильина, «возраст русской идеи есть возраст самой России». Действительно, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, написанное в середине XI в., считается первым религиозно-философским памятником русской идеи. В начале XVI в. Филофей Псковский дал на основе идеи «собирания Руси» новое толкование русской идеи в теории «Москва третий Рим» («два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать»). Здесь в русской идее находит свое выражение православный мессианизм, который противостоял зарождающемуся в то время на Западе протестантизму.

В систематической форме русскую идею как своеобразную культурологическую концепцию изложил В. С. Соловьев (1853—1900) в докладе, прочитанном в 1888 г. в Париже. Русская идея, народно-религиозная по своей сути, должна, по Соловьеву, быть подчинена исходному принципу: «не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразовать его». Соловьев предложил объединить три разновидности христианства католичество, православие и протестантизм, исходя из того, что все человечество представляет собой единый социальный организм. Следовательно, «органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенной жизни, вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога».

Чтобы познать «истинную русскую идею», надо уяснить, полагал Соловьев, что должна сделать Россия во имя христианского начала и во благо христианского мира. Соловьев прославляет князя Владимира Святославо-вича, осуществившего христианизацию Руси, и Петра 1, который внес, хотя и насильственно, в Россию «ту цивилизацию, которую она презирала, но которая была ей необходима... постоянно занимая при этом своеобразное место между Востоком и Западом»*.

«Русская идея» Соловьева получила развитие в трудах целой плеяды представителей «серебряного века»: В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, Л. П. Карсавина и др.

Так, В. В. Розанов (1856—1919) в традиционное противопоставление «Россия Запад» вносит мотивы своей философии пола и семьи. Россию он представляет женским, а Европу мужским началом, а потому рассуждения о культуре он сводит на уровень бытовой, семейной, понятный каждому. «Русские имеют свойство, пишет он, отдаваться беззаветно чужим влияниям... Именно вот как невеста и жена мужу... Но чем эта «отдача беззаветнее, чище, бескорыстнее, даже до «убийства себя», тем таинственным образом она сильнее действует на того, кому была «отдана».

Много внимания «русской идее» уделил Н. А. Бердяев (1874—1948). Ее отличительной чертой, полагал философ,

* См.: Русская идея. М 1992. С. 112.

* Цит. по: Русская идея. М., 1992. С. 10.

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 26. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

является христианский мессианизм, наполняющий содержанием все стороны жизни общества, его историю, сознание, культуру. Бердяев прослеживает эту идею со средневековья («Москва третий Рим»), через славянофилов и Достоевского до религиозных и нерелигиозных (включая и марксизм) течений XX в. В 1915 г. в произведении «Душа России» он писал: «Как человек должен относиться к земле своей, русский человек к русской земле? Вот наша проблема... Прежде всего человек должен любить свою землю, любить во всех ее противоречиях, с ее грехами и недостатками. Без любви к своей земле человек бессилен что-нибудь сотворить, бессилен овладеть землей... Раскрытие мужественного духа в России не может быть прививкой к ней серединной западной культуры. Русская культура может быть лишь конечной, лишь выходом за грани культуры. Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и в русском искании правды»*.

Несколько особняком в эволюции русской идеи стоит культурологическая концепция Н. Я. Данилевского (1822—1885). Он был признанным идеологом панславизма, его знаменитый труд «Россия и Европа», по признанию современников, считался «катехизисом славянофильства». Несмотря на свою оригинальность и злободневность (книга «Россия и Европа» начала публиковаться с 1869 г. в журнале «Заря» как реакция панславизма на поражение России в Крымской войне 1853—1856 гг. и подавление Польского восстания 1863—1864 гг.), его теория цивилизации не стала знаменем социальных преобразований. В то время в России получает распространение марксизм.

Благодаря стараниям ряда последователей Данилевского его теория стала доступной зарубежным читателям (и той же Австрии его называли «апостолом славянства», тогда как в России его имя было едва известно), она стала прообразом широко известных в XX в. учений О. Шпен-глера и А. Тойнби.

Пожалуй, ключевым положением теории Данилевского, увязывающим в единстве понятия цивилизации и культурно-исторических типов с периодизацией истории и на-

правлениями естественно-исторического процесса, можно назвать следующее:

«Формы исторической жизни человечества, как формы растительности и животного мира, как формы человеческого искусства (стили архитектуры, школы живописи), как формы языков (односложные, приставочные, сгибающиеся), как проявление самого духа, стремящегося осуществить типы добра, истины и красоты.. разнообразятся по культурно-историческим типам. Поэтому, собственно говоря, только внутри одного и того же типа, или, как говорится, цивилизации, и можно отличать те формы исторического движения, которые обозначаются словами: древняя, средняя и новая история. Это деление есть только подчиненное, главное же должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития»*.

Иначе говоря, согласно Данилевскому, развитие общества как естественно-исторический процесс подразделяется на культурно-исторические типы, или, что то же самое, цивилизации, которые, в свою очередь, подразделяются на этапы древней, средней и новой истории и охватывают основные сферы человеческой жизни экономическую, социальную, политическую и духовную. «Основу естественной системы истории» образуют следующие культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический (аравийский), германо-романский (европейский), мексиканский, перуанский и славянский**.

Тем самым Данилевский обосновывает центральную идею своего труда: человеческая история не есть единая нить развития, а представляет собой историю отдельных «культурных типов». Из этой идеи вытекает определенная программная установка прогноз. «Большей клятвы не могло быть наложено на человечество, пишет Данилевский, как осуществление на Земле единой общечеловеческой цивилизации. Всемирное владычество должно,

* Цит. по: Русская идея. М., 1992. С. 311-312.

* Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. ** Там же. С. 87, 88, 125.

1991. С. 85.

ft/. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 26. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

следовательно, страшить не столько своими политическими последствиями, сколько культурными. Не в том дело, чтобы не было всемирного государства, республики или монархии, а в том, чтобы не было господства одной цивилизации, одной культуры, ибо это лишило бы человеческий род одного из необходимейших условий успеха и совершенствования элемента разнообразия»*. Эта идейная установка, по сути дела, выражает суть открытого уже в XX в. одного из основных принципов организации больших систем (биологических, социальных, технических) кибернетического принципа разнообразия как необходимого условия их функционирования, развития и управляемости. Впрочем, и в идеологическом, и в научном плане этот тезис Данилевского как нельзя кстати оказывается и при осмыслении российской действительности конца XX века.

Помимо того, что каждая цивилизация подразделялась Данилевским на три этапа исторического развития, каждая из этих цивилизаций прослеживалась автором сквозь призму, расщепляющую человеческую деятельность на четыре категории: религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую. Преследуя цель теоретического обоснования славанофильства и сопоставляя славянский мир с деятельностью предшествующих культурно-исторических типов, Данилевский приходит к выводу о том, что «славянский культурно-исторический тип в первый раз представит синтез всех сторон культурной деятельности в обширном значении этого слова... Мы можем надеяться, что славянский тип будет первым полным четырехосновным (объединяющим воедино названные выше четыре категории. И. К.) культурно-историческим типом. Особенно оригинальною чертою его должно быть в первый раз имеющее осуществиться удовлетворительное решение общественно-экономической задачи». Можно сказать, что Данилевский оказался пророком, ведь действительно в России, а затем в остальном славянском мире свершилась серия социальных революций, нацеленных на решение, в первую очередь, именно общественно-экономической задачи.

Для современника культурологическая концепция Данилевского представляет ценность, по крайней мере, в

* Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М 1991. С. 426.

двух отношениях. Во-первых, в его книге мы обнаруживаем классический образец культурологического исследования человеческой истории, предлагающего способы предотвращения «социальной энтропии, рассеяния творческой энергии культуры» (Н. Бердяев). Во-вторых, в этой книге мы обнаруживаем мощный заряд оптимизма и уверенности в жизнеспособности славянской культуры в целом и русской, в частности.

§ 3. Основные тенденции развития художественной культуры во 2-й половине XIX в.

Русская художественная культура 2-й половины XIX в. осознавала свою главную созидательную силу в решении двух основных проблем образ России и судьба человека. Эти проблемы получали разнообразное социально-политическое, философско-нравственное, религиозное и художественное выражение. В творчестве писателей, художников, композиторов, архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражение обрели черты художественной картины мира. Причем пространственно-временной континуум этой картины мира имел вполне осязаемые черты. Топография России стала главным мерилом отсчета пространства. Отсюда изобразительное искусство явилось непосредственным выражением картины мира, а господствующим видом изобразительного искусства стала станковая живопись, своего рода окно в мир. Летопись исторических судеб России, русского человека представляла отсчет времени.

Как в философии тот или иной крупный мыслитель является творцом оригинальной философской системы, так и в русской художественной культуре этого периода можно назвать целую плеяду мыслителей, творчество которых основывалось на созидании своего исходного образа мира, своего «космоса». Это Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, М. П. Мусоргский и П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин, В. И. Суриков и В. М. Васнецов. Две ключевые темы образ России и судьба человека воплотились в «русской идее». Общим «космосом» русского общественного сознания и художественной формы являлась народная Россия. При этом

494________________IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

важным свойством художественного сознания русских художников, композиторов, писателей являлась ориентация культуры на постижение своей жизненной роли.

В русском изобразительном искусстве, как ни в каком другом, выразилась тенденция отражения средствами искусства той сферы человеческого духа, которая, как считалось, была подвластна лишь философии и религии.

Пример тому картина А. А. Иванова (1806—1858) «Явление Христа народу», над которой он работал свыше 20 лет. В процессе ее написания он нарисовал более 300 эскизов. По словам самого художника, он стремился воплотить в одной сцене «сущность всего Евангелия».

Всмотримся в эту картину. На первом плане под вековым деревом расположилась группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем, который указывает на шестующего вдали Христа. Этой группе противостоит другая во главе с фарисеями (фарисеи представители религиозно-политической секты в Иудее, выражавшей интересы зажиточных слоев иудейского населения, фанатики и лицемерные исполнители правил благочестия). Эту группу замыкают два римских воина всадники. Между этими полюсами, олицетворявшими силы добра и зла, вереница фигур, символизирующих разную степень понимания происходящего и в целом состояние перехода человеческого рода от язычества к христианству (не считая Христа, на картине представлены 34 фигуры). Человечество на историческом перепутье так можно определить ведущую тему картины. Композиционно она построена так, что люди на первом плане как бы смотрят в гигантское зеркало, в котором отразилась природа с шествующей на ее фоне одинокой фигурой Христа. Он еще вдали, как бы олицетворяет будущее, которое пока молчит. Христос словно приносит с собой завет спокойствия и мировой гармонии, царящей в природе, которая обладает неким вселенским характером.

«Явление Христа народу» своеобразная художественная картина мира, которая выражает пространство (граница неба и земли, вековое дерево, чистый родник, каменистая тропа, группы людей все это мир природы и мир психических переживаний) и время (определяемое ходом Христа к людям как мерой реального отсчета времени). Время позволяет художнику превратить частный взгляд на мир в многообъемлемую «картину мира».

Глава 26. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

Свидетели явления Христа это люди с разным прошлым, но пока еще без судьбы; они внимают словам Иоанна Крестителя и вольны выбирать свой жизненный путь. А. Иванов размышляет и о судьбе русского человека, мотивируя сюжет картины, так: «Каждый русский должен отречься от себя и трудиться, сколько силы достанет, в пользу всего человечества, где более всего его поймут свои, как свежие люди, сохранившие первообразную целость нравов»*. Человеческий долг, по Иванову, служение людям, искусству и вере.

Христианская, религиозная тематика в русской живописи была продолжена В. М. Васнецовым (1848—1926) и Н. Н. Ге (1831-1894). Васнецов развивал эту тематику в образе «Мирового Христа» при росписи Владимирского собора в Киеве (освящен в 1896 г.). Эта роспись как бы путеводитель по духовной истории России. Идя к алтарю по центральному нефу собора навстречу изображению Богоматери с младенцем (написанная по византийскому канону Одигитрия), зритель окружен портретными изображениями пророков и отцов церкви, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.

Главная художественная идея А. Иванова ~ показать психологию людей, поставленных историей перед выбором пути, пророчить судьбу русского народа, хотя образ России в его главной картине отсутствует. У В. Васнецова же представлен образ России, который обращен в историю, потому ее ход в будущее, реальный отсчет времени как бы прекратился, потому прекратился и ход истории. Чувство времени становится уделом лишь душевного состояния самого зрителя. В. В. Розанов так отмечал это состояние художественного стиля Васнецова, труды которого во Владимирском соборе «суть вспоминатель-ные, по отношению к нашей истории, труды, а не про-рочественные труды. Это хвала девятивековому нашему прошлому...»**.

Сам художник писал в 1880 г., что «именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа... Задача найти образ Христа, по-моему,  задача всего европейского искусства, а русского в особенности».

* Цит. по: Русская художественная культура второй половины XIX в. Картина мира. / Под ред. Г. Ю. Стернина. М., 1991. С. 23. ** Розанов В. В. Среди художников. СП6, 1914. С. 50.

Глава 26. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Столь же глубокой духовностью, проникновеннным историзмом и эпической мощью характеризовалась музыкальная культура XIX в. Период с первой постановки в 1836 г. оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») до премьеры оперы-легенды Н. А. Римского-Кор-сакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Фев-ронии» в 1907 г. явился эпохой русской музыкальной классики.

В русской музыке этого периода отчетливо выразилась тенденция к усвоению современных ей достижений других видов художественной культуры, в особенности литературы. Причем это был не простой перевод с языка литературы на язык музыкальных образов; взаимодействуя с достижениями других искусств, музыка тем не менее формировала свою картину мира и свои способы осмысления жизни и истории отечества. Достаточно сказать, что русская оперная классика может быть представлена как музыкальная антология к «Истории государства Российского» Карамзина. Образы «Князя Игоря» А. П. Бородина и «Рогнеды» А. Н. Серова воссоздают дохристианскую Русь, события монголо-татарского нашествия находят выражение в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова. Действия ряда его опер («Садко», «Псковитянка») происходят в вечевых городах республиках Новгороде и Пскове. Оперы М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского также тематически связаны с историческими событиями, с деятелями русской истории.

Характерной чертой русской музыкальной культуры этого периода явилось обращение к национальному наследию: она сохраняет его в образах, сценах, интонациях. Н. А. Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни» писало своем увлечении славянской мифологией, что привело его к воспроизведению в своем творчестве всего годового цикла языческой обрядности наших предков. Более того, впервые после средневековья русская профессиональная музыка освободилась от роли сопровождения литературно-сценических произведений или просто украшения быта и вернулась к своему главному предназначению. Она вновь стала миросозерцанием в звуках. «Музыка, писал А. Блок, есть мысль (текучая) о мире».

Судьба распорядилась так, что русская культура рассматриваемого периода, будь то литература, живопись, музыка, взяла на себя роль, которую в европейских странах в то время выполняла философия, социология, политика. В свое время известный литературовед Н. Я. Бер-ковский, обобщая наблюдения западных писателей и критиков над литературой XIX в., вывел основополагающую черту этого периода " универсализм. «Русские,писал он, универсальные художники, они не довольствуются какими-либо углами действительности, они хотят сделать всю деятельность в целом предметом для искусства, они ищут художественных качеств повсюду, им мало, как к этому привык Запад, отдельных художественных областей жизни... И русская точка зрения на жизньточка зрения большого искусства справедливо казалась на Западе жизненным, социальным максимализмом»*.

Причин тому, что русская художественная культура взяла на себя функции собственно философско-мировоззренческого порядка, немало. Одна из них, пожалуй, наиболее очевидна. В 1850 г. князь П. А. Ширинский-Ших-матов, тогдашний министр народного образования, заявил: «Еще не доказано, что философия может быть полезной, а вред от нее возможен». После этого в университетах были упразднены кафедры философии и отменено преподавание философии как самостоятельной науки.

Спустя десятилетие гонения на философию прекратились, она была восстановлена в своих правах в университетах. Однако тогда же появляется увлечение идеей «положительной науки», способной, как предполагалось, решить все проблемы. Мировоззренческий вакуум был заполнен научным рационализмом. Действительно, бурный рост отечественной науки в это время давал тому определенные основания. И вместе с тем этот мировоззренческий вакуум компенсировался многими новациями отечественной художественной культуры и на рубеже вековвзрывом философской идеалистической мысли, ставшей духовным стержнем культуры «серебряного века».

По словам И. Э. Грабаря, «серебряный век» русской культуры стал «новым этапом исканий родной красоты».

* Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975. С. 24-25.




1. тема занимает особое место
2. на потом Но недавно мне попался на глаза следующий текст
3. Пб- Питер 20042012639 с
4. Таблица 3
5. то из соперников перед нами проявляет агрессию
6. Разработка факультатива Оптимальный портфель ценных бумаг
7. 2014 Резюме найдено на сайте JOB
8. 2 Разработать приложение которое позволяет перемещать выбранную фигуру желтый квадрат красный круг з
9. з курсу- ldquo;Основи економічної теоріїrdquo; Рекомендовано Вченою радою НПУ імені М
10. Банковские риски, надзор и аудит
11. тема внутреннего контроля3 2.
12. Финансовые результаты деятельности Сберегательного банка и направления их улучшения
13. Статья 313. Гарантии и компенсации лицам работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.html
14. Статья- Идиллия Пушкина «Земля и море» (источники, жанровая форма и поэтический смысл)
15. ТРУДОВОЕ ПРАВО для студентов очной и заочной формы обучения направление подготовки 030900.
16. Контрольная работа- Ринок акцій
17. Nendrosoglsnovozzreniyudzogchen- Во всех практиках которые мы выполняем нераздельны искусные методы и мудрость нераз
18. тематичної освіти та технологій Інституту післядипломної педагогічної освіти Київського універ
19. Задание 1. Задание включает 40 вопросов к каждому из них предложено 4 варианта ответа
20. облучения Автоклавирование Высушивание 3