Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Хотя РНР обладает общими объектно-ориентированными возможностями, он не является полноценным ОО-языком (например, таким, как C++ или Java). В частности, в РНР не поддерживаются следующие объектно-ориентированные возможности:
множественное наследование;
автоматический вызов конструкторов (если вы хотите, чтобы при конструировании объекта производного класса вызывался конструктор базового класса, вам придется вызвать его явно);
абстрактные классы;
перегрузка методов;
перегрузка операторов (это связано с тем, что РНР является языком со свободной типизацией);
закрытый и открытый доступ, виртуальные функции;
деструкторы.
Но и без всего перечисленного вы все равно сможете извлечь пользу из объектно-ориентированных возможностей, поддерживаемых РНР. Реализация ООП в РНР оказывает колоссальную помощь в модульном оформлении функциональности вашей программы.
Классы образуют синтаксическую базу объектно-ориентированного программирования. Их можно рассматривать как своего рода "контейнеры" для логически связанных данных и функций (методов). Класс представляет собой шаблон, по которому создаются конкретные экземпляры, используемые в программе. Экземпляры классов называются объектами.
Класс также можно рассматривать как тип данных, а объект как переменную (по аналогии с тем, как переменная $counter относится к целому, а переменная $last_name к строковому типу). Программа может одновременно работать с несколькими объектами одного класса как с несколькими переменными целого типа. Общий формат классов РНР приведен в листинге 1.
Листинг 1. Объявление классов в РНР.
class Class_name {
var $attribute_1;
//...
var $attribute_N;
function function1() {
//...
}
//...
function functionN() {
//...
}
} // end Class_name
Подведем итоги: объявление класса должно начинаться с ключевого слова class (подобно тому, как объявление функции начинается с ключевого слова function). Каждому объявлению атрибута, содержащегося в классе, должно предшествовать ключевое слово var. Атрибуты могут относиться к любому типу данных, поддерживаемых в РНР. После объявлений атрибутов следуют объявления методов, очень похожие на типичные объявления функций.
Методы часто используются для работы с атрибутами классов. При ссылках на атрибуты внутри методов используется специальная переменная $this. Синтаксис методов продемонстрирован в следующем примере:
<?
class Webpage {
var $bgcolor;
function setBgColor($color) {
$this->bgcolor = $color;
}
function getBgColor() {
return $this->bgcolor;
}
}
?>
Переменная $this ссылается на экземпляр объекта, для которого вызывается метод. Поскольку в любом классе может существовать несколько экземпляров объектов, уточнение $this необходимо для ссылок на атрибуты, принадлежащие текущему объекту. При использовании этого синтаксиса обратите внимание на два обстоятельства:
атрибут, на который вы ссылаетесь в методе, не нужно передавать в виде параметра функции;
знак доллара ($) ставится перед переменной $this, но не перед именем атрибута (как у обычной переменной).
3. Создание объектов и работа с ними.
Объекты создаются оператором new. Например, объект класса Webpage создается следующей командой:
$some_page = new Webpage;
Новый объект с именем $some_page обладает собственным набором атрибутов и методов, перечисленных в классе Webpage. Для изменения значения атрибута $bgcolor, принадлежащего этому конкретному объекту, можно воспользоваться определенным в классе методом setBgColor( ):
$some_page->setBgColor("black");
Следует помнить, что РНР также позволяет явно получить значение атрибута указанием имен объекта и атрибута:
$some_page->bgcolor="black";
Однако второй способ противоречит принципу инкапсуляции, и при работе с ООП поступать так не следует.
4. Нарушение инкапсуляции.
Допустим, вы создали класс, один из атрибутов которого представляет собой массив. Но вместо того чтобы работать с массивом через промежуточные методы (например, предназначенные для создания, удаления, модификации элементов и т. д.), вы в случае необходимости напрямую обращаетесь к массиву. В течение месяца вы уверенно программируете большое "объектно-ориентированное".
Но вот через месяц после успешного запуска вашего web-приложения Вы вдруг решаете, что массивы в данном случае не годятся и работать с информацией нужно только через базу данных.
Поскольку вы решили работать с атрибутами напрямую, вам теперь придется просматривать всю программу и везде, где происходят обращения к данным, вносить исправления в соответствии с новым интерфейсом. Задача весьма хлопотная, к тому же чревата риском внесения новых ошибок.
А теперь давайте посмотрим, что произошло бы при работе с данными с использованием методов. Все, что вам пришлось бы сделать при переходе от массива к базе данных перепрограммировать методы. Модификация автоматически распространяется на все точки программы, в которых присутствуют вызовы методов.
5. Конструкторы.
Довольно часто при создании объекта требуется задать значения некоторых атрибутов. К счастью, разработчики технологии ООП учли это обстоятельство и реализовали его в концепции конструкторов. Конструктор представляет собой метод, который задает значения некоторых атрибутов (а также может вызывать другие методы). Конструкторы вызываются автоматически при создании новых объектов. Чтобы это стало возможным, имя метода-конструктора должно совпадать с именем класса, в котором он содержится. Пример конструктора приведен в листинге 2.
Листинг 2. Использование конструктора.
<?
class Webpage {
var $bgcolor;
function Webpage($color) {
$this->bgcolor = $color;
}
}
// Вызвать конструктор класса Webpage
$page = new Webpage("brown");
?>
Раньше создание объекта и инициализация атрибутов выполнялись раздельно. Конструкторы позволяют выполнить эти действия за один этап.
Интересная подробность: в зависимости от количества передаваемых параметров могут вызываться разные конструкторы. Например, в листинге 2 объекты класса Webpage могут создаваться двумя способами. Во-первых, вы можете вызвать конструктор, который просто создает объект, но не инициализирует его атрибуты:
$page = new Webpage;
Во-вторых, объект можно создать при помощи конструктора, определенного в классе, в этом случае вы создаете объект класса Webpage и присваиваете значение его атрибуту bgcolor:
$page = new Webpage("brown");
6. Деструкторы.
Как упоминалось ранее, в РНР отсутствует непосредственная поддержка деструкторов. Тем не менее, вы можете легко имитировать работу деструктора, вызывая функцию РНР unset( ). Эта функция уничтожает содержимое переменной и возвращает занимаемые ею ресурсы системе. С объектами unset( ) работает так же, как и с переменными. Допустим, вы работаете с объектом $Webpage. После завершения работы с этим конкретным объектом вызывается функция:
unset($Webpage);
Эта команда удаляет из памяти все содержимое $Webpage. Действуя в духе инкапсуляции, можно поместить вызов unset( ) в метод с именем destroy( ) и затем вызвать его:
$Webpage->destroy( );
Необходимость в вызове деструкторов возникает лишь при работе с объектами, использующими большой объем ресурсов, поскольку все переменные и объекты автоматически уничтожаются по завершении сценария.
7. Простое и иерархическое наследование.
Наследование является исключительно полезным средством программирования, поскольку его применение предотвращает копирование кода, совместно используемого структурами данных. В общем случае синтаксис наследования характеристик другого класса в РНР выглядит так:
class Class_name2 extends Class_name1 {
объявления атрибутов;
объявления методов;
}
Ключевое слово extends говорит о том, что класс Class_name2 наследует все характеристики класса Class_name1.
Помимо возможности многократного использования кода, наследование обладает еще одним важным преимуществом снижается вероятность ошибок при модификации программы. Например, в иерархии, изображенной на рис. 6.1, изменения в классе "автомобиль" никак не отразятся на коде (и данных) класса "самолет", и наоборот.
Вызов конструктора производного класса не приводит к автоматическому вызову конструктора базового класса.
class Class_name2 extends Class_name1 {
//объявления атрибутов;
//объявления методов;
}
В листинге 3 приведены классы, моделирующие иерархию транспортных средств.
Листинг 3. Представление различных типов транспортных средств при помощи наследования.
<?
// Транспортное средство
class Vehicle {
var $model;
var $current_speed;
function setSpeed($mph) {
$this->current_speed = $mph;
}
function getSpeed() {
return $this->current_speed;
}
}
// Автомобиль
class Auto extends Vehicle {
var $fuel_type;
function setFuelType($fuel) {
$this->fuel_type = $fuel;
}
function getFuelType() {
return $this->fuel_type;
}
}
// Самолет
class Airplane extends Vehicle {
var $wingspan;
function setWingSpan($wingspan) {
$this->wingspan = $wingspan;
}
function getWingSpan() {
return $this->wingspan;
}
}
?>
Объекты этих классов создаются следующим образом:
$tractor = new Vehicle;
$gulfstream = new Airplane;
Приведенные команды создают два объекта. Первый объект, $tractor, относится к классу Vehicle. Второй объект, $gulfstream, относится к классу Airplane и потому обладает как общими характеристиками класса Vehicle, так и уточненными характеристиками класса Airplаne.
Ситуация, при которой класс наследует свойства нескольких родительских классов, называется множественным наследованием. К сожалению, в РНР множественное наследование не поддерживается. Например, следующая конструкция невозможна в РНР:
class Airplane extends Vehicle extends Building...
7. Многоуровневое наследование.
С увеличением размеров и сложности программ может возникнуть необходимость в многоуровневом наследовании. Иначе говоря, класс будет наследовать свои свойства от других классов, которые, в свою очередь, будут наследовать от третьих классов и т. д. Многоуровневое наследование развивает модульную структуру программы, обеспечивая простоту сопровождения и более четкую логическую структуру. Скажем, при использовании примера с транспортными средствами в большой программе может появиться необходимость в дополнительном разбиении на субклассы суперкласса Vehicle, продолжающем логическое развитие иерархии. Например, транспортные средства можно дополнительно разделить на наземные, морские и воздушные, чтобы суперкласс специализированных субклассов выбирался в зависимости от среды, в которой перемещается данное транспортное средство.
Краткий пример, приведенный в листинге 4, подчеркивает некоторые важные аспекты многоуровневого наследования в РНР.
Листинг 4. Многоуровневое наследование
<?
class Vehicle {
//Объявления атрибутов...
//Объявления методов...
}
class Land extends Vehicle {
//Объявления атрибутов...
//Объявления методов...
}
class Car extends Land {
//Объявления атрибутов...
//Объявления методов...
}
$nissan = new Car;
?>
Объект $nissan содержит все атрибуты и методы классов Саr, Land и Vehicle. Как видите, программа получается исключительно модульной. Допустим, когда-то в будущем вы захотите добавить в класс Land новый атрибут. Нет проблем: внесите соответствующие изменения в класс Land, и этот атрибут немедленно становится доступным для классов Land и Саr, не влияя на функциональность других классов. Таким образом, модульность кода и гибкость относятся к числу основных преимуществ ООП.
8. Абстрактные классы.
В некоторых ситуациях бывает удобно создать класс, объекты которого никогда не создаются (данный класс нужен всего лишь как базовый для создания производных классов). Такие классы называются абстрактными. Абстрактные классы обычно применяются в тех случаях, когда разработчик программы хочет обеспечить обязательную поддержку некоторых функциональных возможностей всеми классами, производными от абстрактного базового класса.
В РНР отсутствует прямая поддержка абстрактных классов, однако существует простое обходное решение достаточно определить в "абстрактном" классе конструктор и включить в него вызов die( ). Вернемся к классам из листинга 4. Скорее всего, вам никогда не придется создавать экземпляры классов Land и Vehicle, поскольку они не могут представлять физические объекты. Для представления реальных объектов (например, автомобилей) следует создать класс, производный от этих классов. Следовательно, чтобы предотвратить возможное создание объектов классов Land и Vehicle, необходимо включить в их конструкторы вызовы die( ), как показано в листинге 5.
Листинг 5. Создание абстрактных классов.
<?
class Vehicle {
//Объявления атрибутов...
function Vehicle() {
die ("Cannot create Abstract Vehicle class!");
}
//Объявления других методов...
}
class Land extends Vehicle {
//Объявления атрибутов...
function Land() {
die ("Cannot create Abstract Land class!");
}
//Объявления других методов.
}
class Car extends Land {
//Объявления атрибутов...
//Объявления методов...
}
?>
Попытка создания экземпляра этих абстрактных классов приведет к выдаче сообщения об ошибке и завершению программы.
9. Перегрузка методов.
Перегрузкой методов называется определение нескольких методов с одинаковыми именами, но разным количеством или типом параметров. Как и в случае с абстрактными классами, в РНР эта возможность не поддерживается, но существует простое обходное решение, приведенное в листинге 6.
Листинг 6. Перегрузка методов.
<?
class Page {
var $bgcolor;
var $textcolor;
function Page() {
// Определить количество переданных аргументов
// и вызвать метод с нужным именем
$name = "Page".func_num_args();
// Call $name with correct number of arguments passed in
if ( func_num_args() == 0 ) :
$this->$name();
else :
$this->$name(func_get_arg(0));
endif;
}
function Page0() {
$this->bgcolor = "white";
$this->textcolor = "black";
print "Created default page";
}
function Page1($bgcolor) {
$this->bgcolor = $bgcolor;
$this->textcolor = "black";
print "Created custom page";
}
}
$html_page = new Page("red");
?>
В этом примере при создании нового объекта с именем $html_page передается один аргумент. Поскольку в классе был определен конструктор по умолчанию (Раgе( )), вызывается именно он. Однако конструктор по умолчанию всего лишь выбирает, какому из конструкторов (Page0( ) или Page1( )) следует передать управление. При выборе конструктора используются функции func_num_args( ) и func_get_arg( ), которые, соответственно, определяют количество аргументов и читают эти аргументы.
Конечно, такое решение вряд ли можно назвать полноценной перегрузкой, но оно подойдет для тех, кто не может жить без этого важного аспекта ООП.
10. Функции для работы с классами и объектами.
В РНР существует несколько стандартных функций для работы с классами и объектами. Все они часто используются на практике, особенно в процессе разработки интерфейса, администрирования кода и диагностики ошибок.
get_class_methods( ).
Функция get_class_methods( ) возвращает массив имен методов класса с заданным именем. Синтаксис функции get_class_methods( ):
array get_class_methods (string имя_класса)
Простой пример использования get_class_methods( ) приведен в листинге 7.
Листинг 7. Получение списка методов класса.
<?
//...
class Airplane extends Vehicle {
var $wingspan;
function setWingSpan($wingspan) {
$this->wingspan = $wingspan;
}
function getWingSpan() {
return $this->wingspan;
}
}
$cls_methods = get_class_methods("Airplane");
// Массив $cls_methods содержит имена всех методов,
// объявленных в классах "Airplane" и "Vehicle"
?>
Как видно из листинга 7, функция get_class_methods( ) позволяет легко получить информацию обо всех методах, поддерживаемых классом.
get_class_vars( ).
Функция get_class_vars( ) возвращает массив имен атрибутов класса с заданным именем. Синтаксис функции get_class_vars( ):
array get_class_vars (string имя_класса)
Пример использования get_class_vars( ) приведен в листинге 8.
Листинг 8. Получение списка атрибутов класса функцией get_class_vars( ).
<?
class Vehicle {
var $model;
var $current_speed;
}
class Airplane extends Vehicle {
var $wingspan = 200;
}
$a_class = "Airplane";
$attribs = get_class_vars($a_class);
// $attribs = array ("model" => "",
// "current_speed" => "",
// "wingspan" => "200");
?>
get_object_vars( ).
Функция get_object_vars( ) возвращает ассоциативный массив с информацией обо всех атрибутах объекта с заданным именем. Синтаксис функции get_object_vars( ):
array get_object_vars (object имя_обьекта)
Пример использования функции get_object_vars( ) приведен в листинге 9.
Листинг 9. Получение информации о переменных объекта.
<?
class Vehicle {
var $wheels;
}
class Land extends Vehicle {
var $engine;
}
class car extends Land {
var $doors;
function car($doors, $eng, $wheels) {
$this->doors = $doors;
$this->engine = $eng;
$this->wheels = $wheels;
}
function get_wheels() {
return $this->wheels;
}
}
$toyota = new car(2,400,4);
$vars = get_object_vars($toyota);
while (list($key, $value) = each($vars)) :
print "$key ==> $value <br>";
endwhile;
// Выходные данные:
// wheels ==> 2
// engine ==> 400
// doors ==> 2
?>
Функция get_object_vars( ) позволяет быстро получить всю информацию об атрибутах конкретного объекта и их значениях в виде ассоциативного массива.
method_exists( ).
Функция method_exists( ) проверяет, поддерживается ли объектом метод с заданным именем. Если метод поддерживается, функция возвращает TRUE, в противном случае возвращается FALSE. Синтаксис функции method_exists( ):
bool method_exists (object имя_обьекта. string имя_метода)
Пример использования метода method_exists( ) приведён в листинге 10.
Листинг 10. Проверка поддержки метода объектом при помощи функции method_exists().
<?
class Vehicle {
//...
}
class Land extends Vehicle {
var $fourWheel;
function setFourWheelDrive() {
$this->fourWeel = 1;
}
}
// Создать объект с именем $саr
$car = new Land;
// Если метод "fourWheelDrive" поддерживается классом "Land"
// или "Vehicle", вызов method_exists возвращает TRUE;
// в противном случае возвращается FALSE.
// В данном примере method_exists() возвращает TRUE.
if (method_exists($car, "setfourWheelDrive")) :
print "This car is equipped with 4-wheel drive";
else :
print "This car is not equipped with 4-wheel drive";
endif;
?>
В листинге 10 функция method_exists ( ) проверяет, поддерживается ли объектом $car метод с именем setFourWheelDrive( ). Если метод поддерживается, функция возвращает логическую истину и фрагмент выводит соответствующее сообщение. В противном случае возвращается FALSE и выводится другое сообщение.
get_class( ).
Функция get_class( ) возвращает имя класса, к которому относится объект с заданным именем. Синтаксис функции get_class( ):
string get_class(object имя_объекта);
Пример использования get_class( ) приведен в листинге 11.
Листинг 11. Получение имени класса функцией get_class( ).
<?
class Vehicle {
//...
}
class Land extends Vehicle {
//...
}
// Создать объект с именем $саr
$car = new Land;
// Переменной $class_a присваивается строка "Land"
$class_a = get_class($car);
?>
В результате переменной $class_a присваивается имя класса, на основе которого был создан объект $саr.
get_parent_class( ).
Функция get_parent_class( ) возвращает имя родительского класса (если он есть) для объекта с заданным именем. Синтаксис функции get_parent_dass( ):
string get_parent_class (object имя_обьекта);
Листинг 12 демонстрирует использование get_parent_class( ).
Листинг 12. Получение имени родительского класса функцией get_parent_class( ).
<?
class Vehicle {
//...
}
class Land extends Vehicle {
//...
}
// Создать объект с именем $саr
$car = new Land;
// Переменной $parent присваивается строка "Vehicle"
$parent = get_parent_class($car);
?>
Как и следовало ожидать, при вызове get_parent_class( ) переменной $parent будет присвоена строка "Vehicle".
is_subclass_of( ).
Функция is_subclass_of( ) проверяет, был ли объект создан на базе класса, имеющего родительский класс с заданным именем. Функция возвращает TRUE, если проверка дает положительный результат, и FALSE в противном случае. Синтаксис функции is_subclass_of( ):
bool is_subclass_of (object объект, string имя_класса)
Использование is_subclass_of( ) продемонстрировано в листинге 13.
Листинг 13. Использование функции is_subdass_of( ).
<?
class Vehicle {
//...
}
class Land extends Vehicle {
//...
}
$auto = new Land;
// Переменной $is_subclass присваивается TRUE
$is_subclass = is_subclass_of($auto, "Vehicle");
?>
В листинге 13 переменной $is_subclass( ) присваивается признак того, принадлежит ли объект $auto к субклассу родительского класса Vehicle. В приведенном фрагменте $auto относится к классу Vehicle; следовательно, переменной $is_subclass( ) будет присвоено значение TRUE.
get_declared_classes( ).
Функция get_declared_classes( ) возвращает массив с именами всех определенных классов (листинг 14). Синтаксис функции get_declared_classes( ):
array get_declared_classes( )
Листинг 14. Получение списка классов функцией get_declared_classes( ).
<?
class Vehicle {
//...
}
class Land extends Vehicle {
//...
}
$declared_classes = get_declared_classes();
// $declared_classes = array("Vehicle", "Land")
}
?>