Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра английского языка и методики его преподавания
«Использование веб-квест технологии в обучении иностранным языкам »
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента 4 курса 411 (1) группы
специальности 050303 - Иностранный (Английский) язык с дополнительной специальностью "Французский язык"
факультета иностранных языков и лингводидактики
Пармаксиза Леонида Викторовича
Научный руководитель
ст.преподаватель ____________________________________Л.Н Тернова
Зав. кафедрой
канд. филол. наук, доцент Т.А. Спиридонова
Саратов 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Проблема прецедентности в свете теории дискурса……………………………………………………..……….......................6
ГЛАВА 2. Особенности использования прецедентных феноменов в персональном дискурсе американской молодёжи………………………………………………………….....................…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………......30
ВВЕДЕНИЕ
В связи с модернизацией системы образования и введением Федеральных Государственных Стандартов в ступенях среднего общего образования представляется практически невозможным использование в обучении иностранным языкам старых методик, относящихся к парадигме обучения где преподаватель является единственным активным участником процесса образования, а обучающийся лишь пассивно воспринимает. Также с развитием информационных технологии преподаватель перестаёт быть самым авторитетным и доступным источником информации. Помимо этого цели стандарта требуют не только освоения программы, но и развития многих навыков и качеств учащегося. Все эти факторы заставляют искать новые формы обучения которые могли бы ответить изменившимся реалиям жизни и образования. Одной из таких форм является веб-квест, как одна из разновидностей проектной формы обучения. Таким образом, актуальность затрагиваемой темы определяется необходимостью исследования эффективности сравнительно новой формы обучения иностранному языку, как отвечающей требованиям ФГОС и современных реалий образования. Объектом являются наблюдения опыта применения данной формы обучения в 5 классе школы а также последующий устный опрос, а предметом работы анализ этого опыта на предмет соответствия требованиям стандарта, а также любых других положительных воздействий. Целью работы является апробация данной формы обучения в условиях общеобразовательной школы и выяснение преимуществ и недостатков его использования.
Цель работы определила ее задачи:
В данном исследовании использованы методологические основы метода проектов и веб-квест технологии .
В данной работе применялись методы, ??????????
Теоретическое значение данной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут внести определенный вклад в дальнейшую разработку проблемы.
Практическая ценность работы представляется в том, что данная работа может быть использована в курсах лексикологии и на занятиях по практике английского языка.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей список научной литературы и приложения.
Во введении обосновывается выбор объекта анализа и темы исследования, формируется конкретная цель и основные задачи исследования, отмечается актуальность исследования, а также его теоретическое и практическое значение.
Первая глава посвящена роли информациооных технологий в образовании и веб-квест технологиии, а также проводится анализ близости веб-квест технологии к методу проектов
Во второй главе проводится анализ апробации веб-квеста выделяются плюсы,минусы и возможности усовершенствования.
Заключение содержит общие выводы, полученные в ходе исследования.
Библиография содержит список источников информации использованных в данной. В приложении содержится печатная версия таблицы прилагаемой в качестве помощи в выполнении веб-квеста.
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ВЕБ-КВЕСТ И МЕТОД ПРОЕКТОВ.
В связи с модернизацией системы образования и введением Федеральных Государственных Стандартов (ФГОС) особенно сильно возросла роль использования информационных технологий и наполнения ими информационной образовательной среды (ИОС). Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования записанных в ФГОС является : «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий» [фгос].Так как данное требование является метапредметным, то есть согласно ФГОС «межпредметные понятия и универсальные учебные действия» , значит данное требование относится ко всем предметам.
Существует много факторов, обусловливающих ориентацию современной системы образования на построение учебного процесса на базе ИКТ. Одним из основных факторов, на наш взгляд, является стремительно возросшее количество пользователей Интернет в России за последние годы. Согласно данным Левада центра [7]. Опрос проведен 25-28 октября 2013 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%. Ежедневно пользовались интернетом 59% опрошенных, по сравнению с 37% в 2012г. Что также важно для нашего исследования ежедневно или несколько раз в неделю пользуются интернетом и электронной почтой чаще всего учащиеся и студенты (92%) и россияне моложе 25 лет (91%). По данным опроса видно, что за последние два года количество пользователей интернета в России возросло с 52% до 62%. Большинство из использующих интернет ищут в нём информацию (71%) на втором месте стоит общение (66%).
В связи со столь широким использованием информационных технологий появился такое понятие как Информационно-образовательная среда. Информационно-образовательная среда (ИОС) - это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность. Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых. Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
В свою очередь развитие информационных технологий привело к смене самого формата интернет сети. Формат раннего интернета, также называемый Веб 1.0, характеризовался следующими особенностями:
Но в следствие развития инфраструктуры и технологий интернет сетей появилась следующая методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются-Веб 2.0. Появление названия Веб 2.0 принято связывать со статьей Тима ОРейли, «Что такое Веб 2.0» от 30 сентября 2005 года [http://old.computerra.ru/think/234100/], но стоит отметить что сама концепция и отдельные её технологические составляющие появились. Веб 2.0 не является технологией или каким-то особым стилем Веб-дизайна. Для определения сути подходит определение Веб 2.0 как комплексного подхода к организации, реализации и поддержке Веб -ресурсов. Несмотря на то, что значение этого термина до сих пор является предметом многочисленных споров, те исследователи, которые признают существование Веб 2.0, выделяют несколько основных аспектов этого явления:
На данный момент также существуют такие понятия как Веб 3.0 и даже Веб 4.0, но их введение не является столь значимыми для интернет технологии как в общем , так и для нашего исследования.
Такие данные позволяют нам утверждать, что использование интернет технологий в образовании должно перейти из экзотического в повседневное, вслед за тем как перешло бытовое использование сети. А то что основными занятиями являются поиск информации и общение, даёт сильные предпосылки для использования веб-квест формы обучения.
Итак веб-квест чаще всего характеризуется как проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. [8]. Авторами данной технологии являются Берни Додж и Том Марч. Данная технология разрабатывалась для интеграции Интернета в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов. Была представлен Берни Доджем в Университете Сан-Диего в 1995 году. Сам Берни Додж определил веб-квест так: веб-квест это исследовательски-ориентированная деятельность, в которой вся информация, используемая учеником, добывается из Интернета. Сегодня, когда реализуются федеральные государственные стандарты в образовании, данная технология может найти достойное место среди педагогических технологий, так как особенностями данной формы работы являются: групповая и проектная форма работы, притом как следствие такой особенности, как элементы ролевой игры работа в группе является необходимой, в отличие от любой другой проектной деятельности; также одной из возможностей такой формы работы является межпредметная связь, квест может задействовать знания и навыки нескольких предметов, знания находящиеся в глобальной сети довольно часто обновляются что делает их более актуальными, чем например те же в школьных учебниках, а то что это знания были найдены самостоятельно и использованы в работе, даёт опыт практического применения знаний полученных в ходе выполнения веб-квеста. И наконец активное использование интернет-ресурсов даёт возможность развития ИКТ компетенции.
Берни Додж предлагает следующие виды заданий для веб-квестов [9] :
Для успешной реализации данной технологии обычно требуются определенное аппаратное и программное обеспечение. Обязательное условие наличие Интернета. Учащиеся могут работать над веб-квестом как в школе в рамках урока (уроков), а также дома. Веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, при этом дополнительную мотивацию при выполнении веб-квеста можно создать, предложив учащимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.). Именно этот момент является очень важным по нашему мнению. Также о важности наличия ролевого элемента в обучении иностранным языкам упоминает Г.А. Китайгородская. Она связывает его с таким феноменом как косвенное целеполагание. [10] Принцип заключается в том что слишком жесткое и четкое задание создаёт сильное напряжение, что мешает его выполнению. Таким образом Г.А. Китайгородская предлагает сместить мотив обучения в содержание деятельности, а также совершить игровую подмену целей, когда во время деятельности обучающиеся направляют свои усилия на содержание деятельности, в нашем случае на решение проблемного задания ,и косвенно изучают язык, когда на самом деле получается что не проведя работу с материалами на иностранном языке выполнить работу невозможно, но так как внимание смещено на цели самого веб-квеста подмена остаётся незамеченной, тем самым снимая ненужное напряжение.
В данном разделе мы рассмотрели социальные предпосылки использования методики веб-квеста, то есть вводимые ФГОС и повысившееся количество интернет пользователей. Также мы упомянули технологические предпосылки, то есть полноценное внедрение стандарта Веб 2.0. Затем мы раскрыли понятие веб-квеста, историю его появления , а также его методические преимущества.
Веб-квест технология идеологически близка методу проектов , возникшему еще в 20-е годы нынешнего столетия в США, и может по праву считаться приемником идей данного метода. Для того чтобы подтвердить это нам следует рассмотреть историю данного метода, его философские основы и его настоящее.
Один из его основоположников, Дж. Дьюи , считал что образование его времени терпит неудачу потому, что оно отрицает фундаментальный принцип - школы как формы общественной жизни. Оно расценивает школу как место, где должно быть дано определенное количество информации, где должны быть изучены определённые дисциплины и сформированы определённые привычки. Ценность их, как представляется, в основном лежит в далёком будущем. Ребёнок должен делать всё это ради чего-то другого, всё это - просто приготовления. И как результат, они не становятся частью жизненного опыта ребёнка и, следовательно, не являются в полном смысле слова обучением .[1] Нравственное воспитание сконцентрированное вокруг концепции школы как модели общественной жизни - это то, которое получают через необходимость вступать в конструктивные отношения с другими людьми в процессе совместной работы и размышления. Системы образования пренебрегающие этими идеями затрудняют или делают невозможным получение подлинного систематического обучения, так как одно из серьёзных затруднений обучения состоит в том, что материал представляется в чисто формализованном виде или рассматривается как совершенно новая особая форма опыта, которую ребёнок может добавить к тому, что уже имеет. В действительности наука ценна тем, что она даёт возможность интерпретировать и проверять уже имеющийся опыт. Знакомство с наукой должно происходить не как с каким-то совершенно новым содержанием, а как с факторами, уже вовлечёнными в прошлый опыт ребёнка и как с инструментами, с помощью которых можно легко и эффективно этот опыт упорядочить .касательно же языков Дьюи считал, что язык - это инструмент логики, но он в основном и в первую очередь является социальным инструментом. Язык - это средство общения, это инструмент, с помощью которого человек может поделиться с остальными своими мыслями и чувствами. Если рассматривать язык просто как способ получения информации или лишь как средство продемонстрировать то, что человек узнал, то он теряет свою социальную направленность и цель. Таким образом его идеи имеют абсолютно четко замечается пересечение его идей с идеями популярными в образовании на данный момент, а именно: использование языка , как инструмента коммуникации, обучение в сотрудничестве и на основе реальной жизни, отход от формализации знаний и главенствующей роли учителя. Но Дьюи лишь использовал свои идеи прагматической философии в русле педагогики, а вот его последователь Уильям Херд Килпатрик уже официально считается основоположником метода проектов. Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в книге «Метод проектов» в 1918 г. Встречаясь с конкретными проблемами в практической деятельности, ученики вновь и вновь обращались к теории. Этот опыт быстро распространился и в общеобразовательных школах. Учителя впервые практически познакомились с методом проектов. Дети должны были получать знания и приобретать необходимый опыт при решении практических проблем в реальных жизненных ситуациях. Отметим, что В. Килпатрик находился под влиянием психологических идей Э. Торндайка даже в большей мере, чем Дж. Дьюи. В соответствии с «законом учения» Э. Торндайка, выполнение действия, к которому у ученика есть наклонность, приносит ему больше удовлетворения, чем выполнение действия, которое ему не нравится и которое он выполняет по принуждению. Из этого утверждения В. Килпатрик сделал заключение, что психология ребёнка, его желания, наклонности должны играть решающую роль в учебном процессе. Торндайк также высказывался в пользу обучения и "умению зарабатывать средства к жизни", техники, ремесел и практических умений. [2]
По мнению В. Килпатрика , проект имел четыре фазы: замысел, планирование, исполнение и оценку. В идеале все части проекта ученики должны были выполнять без участия учителя. Только тогда, когда ученики могут демонстрировать свободу действий, они становятся действительно независимыми, могут самостоятельно судить о результатах. [3]
В России на тот момент данным вопросом занималась группа под руководством Станислава Теофиловича Шацкого.[4] Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Перейдём от истории данного метода к конкретному определению его сути. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, что в свою очередь очень близко к заданиям технологиии веб-квест.[5] Чтобы добиться такого результата, необходимо обучить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать реальные проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. То есть всё то, что записано в федеральном государственном стандарте.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость межпредметных связей , то есть умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
При использовании метода проектов позиция учителя меняется из неприемлемой в современной парадигме традиционной роли важнейшего источника знаний, в организатора познавательной, исследовательской деятельности. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится изменить свою работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Евгения Семеновна Полат предлагает следующие этапы работы над проектом[6]:
Также Е.С.Полат выделяет особый тип проектов, достаточно схожий с веб-квест технологией, но всё же имеющий существенные отличия-телекоммуникационный проект. Под учебным телекоммуникационным проектом Е.С.Полат понимает совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. Особенно Е.С.Полат выделяет международные проекты для иностранного языка, ибо с их помощью создается естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения. Е.С.Полат указывает что как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Согласно Е.С.Полат Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Признаки работ соответствующих педагогически определению Телекоммуникационного проекта таковы:
То есть подобрать проект так чтобы, использование телекоммуникационных технологий не было лишним или насильно привнесёным элементом, а являлось необходимостью. Из такого определения можно сделать вывод что телекоммуникационный проект, это в первую очередь общение,в то время как веб-квест это решение поставленной проблемы.
В этом разделе мы рассмотрели теоретико-философские основы возникновения метода проектов в обучении, и проследили его пересечения с веб-квест технологией. Также мы рассмотрели чем является сам метод проекта и что его определяет. Также мы рассмотрели типологию проектов,. Но даже столь близкий по форме телекоммуникационный проект описанный Е.С.Полат, имеет существенные отличия от веб-квест формы проекта.
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ФЕНОМЕНОВ В ПЕРСОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ АМЕРИКАНСКОЙ МОЛОДЁЖИ.
Мы провели апробирование веб-квест технологии, во время прохождения педагогической практики с учениками 5-го класса. Темой нашего веб-квеста являлся тур по основным городам Великобритании, что соответствовало проходимым темам достопримечательности и ориентирование в городе. Методом жеребьёвки города были распределены между 4-мя группами учеников, на группы ученики делились самостоятельно, группы были равны по численности.Затем частично было разъяснено задание, так как такая форма работы была абсолютно новой, но основная информация и указания находились на сайте веб-квеста.
Веб-квест можно создать как собственный сайт самостоятельно или на какой-либо базе, но также существует более простой вариант-это сайты-конструкторы веб-квестов. Мы использовали один из таких сайтов zunal.com. Такие сайты основываются на том что веб-квест имеет очень чёткую структуру. Вот её части[11]:
Важно отметить что данное задание касается двух проходимых классом тем достопримечательности и ориентирование в городе, таким образом дает им возможность опробовать недавно полученные знания в ролевой ситуации.
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, презентации, эссе, веб-страницы. На выполнение данного веб-квеста учащимся была отведена неделя.
В результате из 4-х групп, удачно выступили 3 и 1 группа не смогла выступить ввиду болезни одного из ключевых членов группы. Результатом работы каждой группы стало ролевое выступление с презентацией где ученики в ролях гида и тур агента должны были дать исчерпывающую информацию детям в ролях туристов. Все выступавшие подготовили презентации и справились с заданием.
В процессе презентации были выявлены следующие затруднения:
В результате использования технологии вебквеста были отмечены следующие результаты:
После презентаций был проведен устный опрос в свободной форме, чтобы узнать мнение учеников о данном вид работы. Большинство отозвалось положительно, называя задание более интересным и увлекательным, два ученика отозвалось отрицательно, оба назвали групповую форму работы неудобной по причине сложности синхронизации совместных усилиий. Такие ответы свидетельствуют о необходимости более частого проведения групповых работ, так как являются результатом неумения работы в группе, и не выявляют каких-либо недостатков веб-квест технологии.
Исходя из итогов выполненных заданий можно внести следующие доработки:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе курсовой работы были даны выдержки из ФГОС с требованиями к результатам образования, данные требования совпадают с полученными положительными результатами применения веб-квест технологии. Также отмечается заметный рост интернет пользователей, а значит и расширение доступа к нему, что даёт основания для широкого введения веб-квест технологии. Также раскрываются понятия Веб 1.0 и Веб 2.0, их отличия и особенности. Во втором разделе первой главы рассматриваются схожие черты веб-квест технологии и метода проектов, из чего следует вывод что практически все положительные особенности метода проектов присутствуют в веб-квест технологии.
Во второй главе мы рассматриваем типовую структуру веб-квеста на примере созданного нами. Также мы анализируем итоги его апробации во время прохождения педагогической практики в школе, выделяя его положительное влияние как технологии, и недостатки которые встретились именно нам в процессе апробации.
В результате было выявлено множество положительных результатов, которые в большинстве своём отражены в ФГОСах. Это такие результаты как бучение работе в группе, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, Развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, формирование навыков учебно-исследовательской и творческой деятельностей. Также было отмечено повышение интереса к процессу обучения ,так как процесс выполнения веб-квеста и представления его результатов не был рутинным и отвлекал внимание на квестовую часть.
Итак, подводя итог, можно сказать что: использование веб-квест технологии в обучении иностранным языкам даёт однозначно положительные результаты, но требует определённой подготовки и опыта от учителя и от учеников. Из чего следует что использование веб-квест технологии не должно быть единичным, так как технологическое усложнение делает задания интереснее, но оно невозможно без практики. Также данная технология успешно развивает межпредметные связи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
29