Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Мир простых людей в гомеровских поэмах «Илиада» и «Одиссея»
Мир гомеровских поэм не знает жестко проводимого разделения на свободных и рабов. Труд мыслится здесь пока еще и рамках патриархального, главным образом, домашнего рабства, хотя господин распоряжается жизнью и смертью подвластных ему людей. Вот почему нас не удивляет усердие царевны Навсикаи («Одиссея»), стирающей одежды своей семьи, включая родителей и пятерых братьев, ни прилежание прекрасной Елены, проводящей целые дни за прялкой, ни ловкость героя Одиссея, который сам валит огромные сосны, обтесывает бревна и связывает их в плот, укрепляет на нем мачту и парус.
Все, что сделано с умением, поэт называет «прекрасным», «хорошим», «священным», «божественным», т. е. достигшим степени небывалого совершенства. В гомеровском эпосе подробнейшим образом рисуются эти прекрасные вещи, сделанные руками богов и людей. Стоит подробно вчитаться в описание щита Ахилла, которое занимает сто тридцать стихов, или оружия Агамемнона, чудес кузницы бога Гефеста, или дворцов царей Алкиноя и Менелая, чтобы почувствовать всю эту преизбыточную щедрость красоты, окружающей героев. И все это грозное оружие и боевые колесницы сияют блеском меди, серебра, золотыми насечками и узорами, не уступая золоту, серебру, янтарю, слоновой кости чаш, кувшинов, тазов, веретен, корзин, ларцов, сандалий, поясов, подвесок, ожерелий.
Сияние солнца и свет пронизывают мир, в котором воюют или странствуют герои Гомера, хотя всюду их подстерегает мрак смерти, черный ужас, темная пучина бедствий. Жить для героя эпических поэм значит «видеть свет солнца». О солнечном свете мечтает тень Ахилла в царстве мертвых. И недаром Ахилл говорит, что лучше быть на земле. батраком у бедного человека и хотя бы недолго видеть яркое сияние солнца, чем царствовать среди мертвых (Ил., XI, 489501). Солнечный свет преображает всю природу. Море то вспыхивает искрами огня («виноцветное»), то «фиалковое» в игре света и тени, то «пурпурное». Над морем встает богиня Эос-Заря в солнечно-золотистом, как весенние цветы крокусы, одеянии, сверкает под солнцем вершина Олимпа, золотистое облако покрывает Зевса и Геру, а с него падают, сверкая, капли росы.
Красота сопутствует героям, и боги при желании делают их еще прекраснее и величественнее. После того как Одиссей отмылся от тины и грязи, богиня Афина делает его выше и полнее, завивает ему кудри наподобие цветов гиацинта, так что Одиссей весь светится красотой. Афина накануне встречи Пенелопы с супругом умащает ее лицо красотой, делает ее выше и стройнее. Красота, таким образом, предстает здесь в виде какой-то материальной и светоносной сущности, которой можно натереться и от которой человек светится, изумляя окружающих. При всем великолепии героического мира в поэмах Гомера есть место и трудовым будням, и скромной жизни, и повседневной тяжелой работе. Простота и скромность быта характерны не только для хижины свинопаса Евмея, но и для дома властителя Итаки Одиссея. В доме глиняный пол, грубые тяжелые столы, балки потолка, черные от дыма, поднимающегося из громадного очага вверх. Подневольные женщины перемалывают жерновами зерно и прядут пряжу, а зоркая ключница Евриклея наблюдает за ними. Отец Одиссея, старик Лаэрт, в грязном и грубом заплатанном хитоне работает в саду наряду со слугами. Свинопас Евмей принимает неузнанного им Одиссея в хижине, укладывает спать на козьих шкурах, под которые он набросал ветки; накрывает гостя плащом, но не может поделиться одеждой, ибо она у него единственная.
Мирная трудовая жизнь ремесленника и земледельца подробно рисуется в гомеровских сравнениях, а отнюдь не в сюжетном повествовании, что особенно примечательно.. Ведь в сравнениях всегда поясняется менее известное с помощью чего-то более знакомого как для автора, так и для его слушателей. А близкой и на редкость знакомой для слушателей была их собственная нелегкая жизнь, которую поэт использовал в эпических сравнениях и которую они узнавали до мелочей.
Гомер как бы живет заодно с героями своих сравнений, сочувствуя слабому, бесправному труженику. В сравнениях мы находим пахаря за плугом, лесоруба за едой, голодного дро-восека, мать, что работой кормит детей, вдову, оплакивающую погибшего за родину мужа, старика, потерявшего единственного сына, отца, обнимающего сына, вернувшегося домой через десять лет, или изгнанника в поисках приюта.
Таким образом, интерес эпического певца-аэда сосредоточен не только на его прославленных героях, но и на незаметных тружениках, несущих тяготы жизни…
Персей
Персей герой аргосских сказаний. По предсказанию оракула у дочери аргосского царя Акрисия Данаи должен родиться мальчик, который свергнет и убьет деда. Акрисий заключил дочь в подземелье, но Зевс проник к ней в виде золотого дождя, иДаная родила Персея. Акрисий повелел посадить дочь и внука в ящик и бросить его в море. Волны вынесли ящик на остров Сериф, где рыбак Диктис спас мать и ребенка. Брат рыбака, царь острова Полидект, воспылал страстью к Данае; с тем, чтобы отделаться от Персея (сказочно быстро выросшего в богатыря), он предложил юноше добыть голову Горгоны Медузы, взгляд которой обращал все живое в камень. Афина иГермес помогли Персею, который добрался до вещих старух трех сестер Граий, имевших на троих один глаз и один зуб. Хитростью Персей похитил у Граий этот зуб и глаз и вернул их за крылатые сандалии, мешок и волшебный шлем Аида (шапку-невидимку); по другой версии, герой получил все эти предметы от нимф. Грайи показали Персею путь к Горгонам. Наученный Афиной, Персей, чтобы не превратиться в камень, наблюдал за Медузой по ее отражению в полированном щите и отрубил ей голову. Возвращаясь, Персей пролетал над скалой, к которой была прикована Андромеда, обреченная на сьедение морскому чудовищу. Герой убил чудовище и женился на Андромеде. Прибыв на Сериф, Персей застал Данаю в храме, где она скрывалась от преследований Полидекта. Персей обратил Полидекта в камень, показав ему голову Медузы Горгоны. Исполнив подвиг, Персей отдал сандалии и шлем-невидимку нимфам, а голову Медузы-Горгоны Афине. Желая увидеть деда, Персей отправился в Аргос и там во время игр случайноубил Акрисия брошенным диском.
Персею приписывали основание Микен. От Андромеды Персей имел дочь Горгофону и шестерых сыновей. Старший из них, Перс, считался родоначальником персидского народа, Алкей отцом Амфитриона, Сфенел отцом Эврисфея, Электрион Алкмены. По поздним мифам боги вознесли на небо Персея, Андромеду, Кефея, мать Андромеды Кассиопею, морское чудовище (Кита), превратив их в созвездия. Существует мнение о восточном происхождении мифа о Персее, но анализ имен действующих лиц заставляет предполагать микенское происхождение легенды. Миф привлекал многих художников (Тинторетто, Тициан, Рубенс, Рембрандт, Тьеполо), скульпторов (Бенвенуто Челлини, Канова и др.). Черты мифа о Персее вошли в христианскую легенду о Георгии Победоносце.