I ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Область дизайна как вида художественнотворческой деятельности
Работа добавлена на сайт samzan.net:
VII. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств.
Протодизайн. Предметный мир в эпоху ремесленного производства. Первобытное общество и Древний мир (Египет, Древняя Греция, Древний Рим).
Декоративно-прикладное искусство Средневековья.Научные открытия и изобретения 13-16 вв. Развитие оптики, книгопечатание.
Материальная культура эпохи Возрождения. Декоративно-прикладное искусство, машины и механизмы. Леонардо да Винчи. Дизайн в процессе разделения искусства, ремесла, техники и зарождения промышленного производства.
Классицизм. Становление новых принципов развития архитектуры, прикладного искусства, ремесел. Русский классицизм и ампир. Дворцовые ансамбли, мебель, фарфор.
Промышленная революция в Европе. Машинная техника, транспорт, телефон и радио, фотография и кино, бытовые механизмы, воздухоплавание и авиация.
Роль общенациональных и международных торгово-промышленных выставок во второй половине 19 в. Первые теории дизайна. Готфрид Земпер, Джон Раскин, Уильям Моррис.
Стиль модерн и его влияние на развитие дизайна конца 19 начала 20 в. Национальные школа модерна. Модерн в дизайне среды, в графическом дизайне.
Модерн в России. Средовый дизайн, графический дизайн.
Развитие дизайна и возникновение школ. Ранний американский функционализм, «Чикагская школа». Производственный союз «Веркбунд» в Германии, Питер Беренс и Всеобщая электрическая компания (АЭГ).
Вальтер Гропиус. Баухауз в Ваймаре, Дессау, Берлине. Цели, программа, структура обучения. Архитектура, предметный дизайн, дизайн мебели, графический дизайн.
Неопластицизм П. Мондриана. «Де Стейл»: особенности пластического языка. Универсальность графического и объемного формообразования.
Направления художественного авангарда в Европе и России. Фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм. Супрематизм К. Малевича. Супрематизм в дизайне. Э. Лисицкий, Суетин и др.
Конструктивизм 20-х годов. Пионеры советского дизайна. Вл. Татлин, А. Родченко, Л. Попова и др. Средовый дизайн, графический дизайн.
Советский плакат 20-30-х годов. Коммерческий, агитационный, киноплакат. Дизайн в развитии агитационно-массового искусства.
Дизайнерская школа ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа (1920-1930-е гг.).
Функционализм и «интернациональный стиль» в Европе и США между первой и второй мировыми войнами.
Развитие Ар Деко в Европе и США в период между первой и второй мировыми войнами. «Стримлайн» в США.
Послевоенный дизайн в США. Неофункционализм, элитарный дизайн (стайлинг), «автомобильный» стиль, «органический» дизайн.
Скандинавский дизайн в послевоенный период.
Дизайн в Великобритании, Германии и Франции в послевоенный период.
Итальянский дизайн 50-60-х годов. Стиль «Оливетти». Концепция «бель дизайн» и «радость эксперимента».
Дизайн в СССР после ВОВ. Концептуальные поиски советских дизайнеров 60-70-х гг. ВННИТЭ. Развитие системы конструирования.
60-70-е годы: поп-дизайн и оп-арт. Футуристический дизайн, «космическое» формообразование. Метаболизм.
60-70-е годы: Радикальный дизайн, антидизайн. Италия. Студии «Алхимия», «Суперстудио», «Струм». Германия. «Фрог-дизайн».
Постмодернизм в средовом дизайне. США (Р. Вентури, Ч. Мур), Италия («Мемфис»), Германия.
Постмодернизм в средовом дизайне. Франция. Группа «Тальер». Филипп Старк. Жан Поль Готье.
Постмодернизм в средовом дизайне. Австрия (Ханс Холляйн), Великобритания, Япония.
Хай-тек. Франция (Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду), Великобритания (сэр Норман Фостер, Рон Арад), Испания (С. Калатрава), Австрия (Х. Холляйн), Япония.