Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра социологии
И.И. Рогов, Я.Г. Зинченко
СОЦИОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону
2012
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра социологии
Зинченко Я.Г., Рогов И. И.
Социология: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института-филиала РАНХиГС, 2012. 46 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемыми к содержанию и уровню подготовки студентов бакалавриата очной и заочной форм обучения по направлению подготовки «Экономика». Включает общие сведения о курсе, учебные планы, программу курса, планы семинарских занятий, список рекомендуемой литературы, вопросы к зачету, тесты, глоссарий.
Печатается по решению кафедры.
Протокол № 11 от 24 апреля 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о курсе |
4 |
Учебно-тематические план |
5 |
Программа курса |
7 |
Планы семинарских занятий |
10 |
Литература |
16 |
Рекомендации по использованию информационных технологий |
18 |
Вопросы к зачету |
19 |
Тесты |
20 |
Глоссарий |
24 |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Социология в современном мире представляет комплексный вид знаний, использующий как теоретические, так и практические конструкты. Социология изучает общество, в котором мы живём, и элементы, из которых это общество состоит. В рамках курса социологии для студентов бакалавриата очной и заочной форм обучения по направлению подготовки «Экономика» предусмотрено изучение основных социологических проблем, теоретико-методологической базы и понятийного аппарата. Изучение курса социологии позволит студенту выработать комплексные знания об обществе и применять их при анализе актуальных проблем экономической теории и практики.
Цель курса представить предметное поле социологии, изучить наиболее важные понятия социологической теории, овладеть теоретическими и практическими основами анализа современных социально-экономических процессов, а также умениями и навыками использования социальных технологий в практической деятельности.
Задачи курса:
- формирование у бакалавров представления о предмете и объекте социологии;
- изучение концептуальных положений социальной науки в контексте специфики экономических процессов;
- формирование у бакалавров знаний социальной структуры и институционального устройства общества, четкого представления особенностей функционирования социальных институтов и процессов;
- освоение методологических основ социального/социологического анализа современных социально-экономических процессов, происходящих в обществе;
- овладение практическими навыками и методами конструирования программы социологического исследования.
Реализация изложенных задач позволит студентам, обучающимся по направлению «Экономика», овладеть социологическими знаниями и использовать их для эффективного решения профессиональных задач.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Всего часов |
Сем. |
Всего часов |
Сем. |
Всего часов |
Сем. |
Форма обучения |
очная |
заочная сокр. |
заочная |
|||
Общая трудоемкость дисциплины |
72 |
2 |
32 |
2 |
70 |
1 |
Аудиторные занятия (всего) |
36 |
2 |
6 |
2 |
12 |
1 |
В том числе: |
||||||
Лекции |
18 |
2 |
4 |
2 |
6 |
1 |
Практические занятия (ПЗ) |
||||||
Семинары (С) |
18 |
2 |
2 |
2 |
6 |
1 |
Лабораторные работы (ЛР) |
||||||
Самостоятельная работа (всего) |
36 |
2 |
26 |
2 |
58 |
1 |
И(или) другие виды самостоятельной работы ˗˗ проект программы социологического исследования |
36 |
2 |
26 |
2 |
58 |
1 |
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) |
зачет |
2 |
зачет |
2 |
зачет |
1 |
Разделы дисциплин и виды занятий
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
|||||
Очная форма обучения |
Заочная форма обучения |
Сокращен. форма обучения |
|||||
Лек. |
Сем. |
Лек. |
Сем. |
Лек. |
Сем. |
||
1. |
Социология как наука, специфика ее объекта и предмета. Методы социологического познания. |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
2. |
Понятие личности в социологии. Статусно-ролевая теория личности. |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
3. |
Проблема и критерии типизации общества. Традиционное, индустриальное, и постиндустриальное. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
4. |
Стратификация. Её факторы и механизмы слоеобразования. |
2 |
2 |
||||
5. |
Социальное взаимодействие. Социальная коммуникация. |
2 |
2 |
2 |
|||
6. |
Культура и цивилизация. |
2 |
2 |
||||
7. |
Социальные институты: понятие и признаки. |
2 |
2 |
2 |
|||
8. |
Глобализация и модернизация обществ. Теории модернизации. Понятие открытого общества. |
2 |
2 |
||||
9. |
Программа социологического исследования и технология её разработки. |
2 |
2 |
||||
ИТОГО: |
18 |
18 |
6 |
6 |
4 |
2 |
|
Самостоятельная работа |
36 |
58 |
26 |
||||
ЗАЧЕТ |
Тема 1. Социология как наука, специфика ее объекта и предмета. Методы социологического познания
Объект, предмет и методы социологии. Функции социологии. Социология в системе обществознания, её связь с философией, экономикой и отличие от этих и других наук об обществе. Учение О. Конта о «социальной физике». В.Зомбардт, М. Вебер, К. Маркс. Основные понятия социологии, структура социологического знания и специфика социального познания. Социологическое исследование.
Тема 2. Понятие личности в социологии.
Статусно-ролевая концепция личности
Социальная типология личности, структура личности. Социализация личности. Десоциализация и ресоциализация. Основные социологические подходы к пониманию личности. Личность с точки зрения статусно-ролевой теории. Сходство и различие социологического и психологического подхода к личности. Теории трудовой мотивации и стилей руководства. Иерархия потребностей А. Маслоу. Конкурентоспособная личность и конкурентные преимущества. Девиантная личность и формы девиации. Роль этического кодекса в формировании профессионально ориентированной личности.
Тема 3. Проблема и критерии типизации общества.
Традиционное, индустриальное и постиндустриальное
Формационный и цивилизационный подходы к проблеме общественного прогресса. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Теория прогресса. Междисциплинарный подход к изучению общества. Органицистский подход. Структурно-функциональный метод исследования общества (Т. Парсонс).
Распределительная и процедурная концепции.
Тема 4. Стратификация. Её факторы и механизмы слоеобразования
Понятие страты. Причины и сущность неравенства и стратификации. Экономические факторы неравенства. Социальные группы, общности и их многообразие. Разновидности социальных общностей. Функционалистское и конфликтологическое направление стратификационного анализа. Марксистский подход к стратификации и понятие класса. Виды и формы социальной мобильности. Проблема неравенства и механизмы слоеобразования. Теория стратификации П. Сорокина. Бедность и богатство, их черты и специфика. Средний класс и его ценностные ориентиры. Средний класс и бизнес-слой. Средний класс и независимый предприниматель. Феномен маргинальности и «социальное дно». Пути преодоления бедности государством и обществом.
Тема 5. Социальное взаимодействие.
Социальная коммуникация
Социальное действие и его мотивация. Типы социальных действий по М.Веберу. Субъект-объектное взаимодействие. Социальная связь и теория обмена. Виды социальной коммуникации. Интегративные и деструктивные социальные процессы. Д. Хоманс и Дж. Г. Мид. Социальная роль в трактовке Т. Парсонса. Сотрудничество, партнерство, противодействие. Социальная защита населения ˗˗ связь между государством и обществом. Социальное взаимодействие в бизнес-среде. Взаимодействие внутри малой группы. Малая группа и трудовой коллектив.
Тема 6. Культура и цивилизация
Многообразие человеческих общностей и культур. Функции культуры. Культура и цивилизация. Формирование культурных стереотипов и локальных общностей. Замкнутые и открытые культуры. Язык и его формы как ретранслятор культурных тенденций. Развитие форм общественной морали и социальное значение культуры. Социальная ответственность бизнеса как элемент общей социальной культуры и партнёрских отношений. Связь политики, экономики и культуры. Предпринимательская среда как потребитель и заказчик культурных ценностей.
Тема 7. Социальные институты: понятие и признаки
Понятие и функции социальных институтов. Социальные институты и организации. Институциональный подход к рассмотрению общества. Базовые и вторичные социальные институты. Государство, религия, семья, образование, экономика. Школа, тюрьма, армия. Трансформация социальных институтов. Социальный контроль и его инструменты в функционировании институтов. Институт собственности; его трансформации в различных обществах.
Тема 8. Глобализация и модернизация обществ.
Теории модернизации. Понятие открытого общества
Теория прогресса и теория модернизации. Понятие «открытого общества». К. Поппер и его критика традиционных обществ. Традиционное и модернизационное общества. Глобализация и её разновидности: экономическая, политическая, культурная и проч. Мондиалистская теория и теория цивилизационных конфликтов. Перспективы вестернизации и демократизации. ТНК как агенты экономической и культурной глобализации.
Тема 9. Программа социологического исследования и технология её разработки
Понятие программы социологического исследования. Функции программы. Структура и характеристика основных частей программы.
Методологический раздел программы. Формулирование проблемы исследования. Определение цели и задач исследования. Объект и предмет социологического исследования. Логический анализ основных понятий и их операционализация. Гипотезы исследования.
Методический раздел программы. Обоснование выборки. Описание методов исследования. Логическая структура инструментария. Обработка и анализ социологической информации.
Сущность выборки. Основные понятия выборочного метода. Типология выборки. Простая случайная выборка. Систематическая выборка. Квотная выборка. Многоступенчатые способы формирования выборки. Ошибки выборки: случайные и систематические. Способы устранения ошибок.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие 1.
Социология как наука, специфика ее объекта и предмета.
Методы социологического познания
Вопросы для обсуждения
Литература
Семинарское занятие 2.
Понятие личности в социологии.
Статусно-ролевая теория личности
Вопросы для обсуждения
Доклад: «Типология личности Т. Парсонса».
Литература
Семинарское занятие 3.
Проблема и критерии типизации общества.
Традиционное, индустриальное, и постиндустриальное общества
Вопросы для обсуждения
Доклад: «Социальные изменения».
Литература
Семинарское занятие 4.
Стратификация. Её факторы и механизмы слоеобразования.
Вопросы для обсуждения
Доклад: «Проблема неравенства в современном мире».
Литература
Семинарское занятие 5.
Социальное взаимодействие. Социальная коммуникация
Вопросы для обсуждения
Доклад: «Социальная аномия».
Литература
Семинарское занятие 6.
Культура и цивилизация
Вопросы для обсуждения
Доклад: «Социальный контроль».
Литература
Семинарское занятие 7.
Социальные институты: понятие и признаки
Вопросы для обсуждения
Доклад: «Функционирование института семьи (по выбору образование, религии, собственности и др.) в современном российском обществе».
Литература
Семинарское занятие 8.
Глобализация и модернизация обществ. Теории модернизации.
Понятие открытого общества
Вопросы для обсуждения
Доклад: «Перспективы социальных изменений общественной жизни в России: социальные тенденции, национальная экономика, политика, образование и технология».
Литература
Семинарское занятие 8.
Программа социологического исследования и технология её разработки
Вопросы для обсуждения
Доклад: «Роль социологических методов исследования в маркетинге».
Литература
ЛИТЕРАТУРА
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЯЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Помимо перечисленных, студент вправе пользоваться любыми электронными источникам для подготовки к экзамену по данной дисциплине.
Вопросы к зачету
ТЕСТЫ
Вопрос 1
Какое из перечисленных ниже знаний относится к научному знанию:
Вопрос 2
Какое определение не является объектно-предметной областью социологии:
Вопрос 3
Какое из приведенных ниже суждений в набольшей степени применительно к тому, чем занимается общая социология как научная дисциплина:
Вопрос 4
Кто считается родоначальником социологии как науки:
Вопрос 5
Социальным статусом называется:
Вопрос 6
Социальная мобильность это:
Вопрос 7
Социальная роль это:
Вопрос 8
Какие из приведенных суждений характеризуют социальную стратификацию:
Вопрос 9
Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:
Вопрос 10
Малая группа это:
Вопрос 11
К современным обществам относятся:
Вопрос 12
Какой признак не характерен для постиндустриального общества:
Вопрос 13
Социальные действия бывают:
Вопрос 14
Сотрудничество, соперничество, партнерство это:
Вопрос 15
Главным агентом первичной социализации является:
Вопрос 16
Институт социальный это:
Вопрос 17
Личность, дающая ответы на вопросы социологического опроса называется:
Вопрос 18
Аграрный сектор занимает наибольший удельный вес в структуре занятости:
Вопрос 19
Девиантное поведение это ни что иное, как :
Вопрос 20
Укажите, кто считается создателем теории социального конфликта:
ГЛОССАРИЙ
АНОМИЯ (букв. безнормность) состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение.
Понятие введено в социологию Э. Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида.
В дальнейшем понятие аномии было расширено американским социологом Р. Мертоном, который связал проблему аномии с несоответствием между определяемыми культурой целями и доступностью институциализированных средств их достижения. При ограниченности возможностей достижения широко распространенных и постоянно подчеркиваемых целей (в США богатства) с помощью доступных средств индивид использует иные средства достижения цели, даже если эти средства незаконны. В рамках определенных социальных групп такие средства могут считаться нормальными. Мертон выделил пять возможных вариантов индивидуальной адаптации в обществе, где имеется разрыв между определенными культурными нормами и одобряемыми средствами их достижения, доступными отдельным индивидам или целым социальным группам:
1) конформизм подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения;
2) инновация использование социально осуждаемого средства достижения социально одобренных целей;
3) ритуализм попытка продолжать использовать одобренные средства без ожидания успеха (обесценивание цели);
4) ретритизм отказ и от одобряемых целей, и от одобряемых средств их достижения;
5) восстание (бунт) стремление изменить систему (т.е. отказ как от принятых целей, так и от средств их достижения и выдвижение новых).
В концепции Мертона аномия рассматривается не только как источник социальных проблем, но и как источник социальных изменений.
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Ее члены взаимодействуют на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга. От социальной группы следует отличать социальную категорию людей, обладающих одной или несколькими сходными характеристиками (возраст, пол и т.п.), но не вовлеченных в социальные взаимодействия. Группы различаются по степени кооперации и солидарности, по степени социального контроля. Когда каждый член группы идентифицирует себя с ней (появляется чувство "мы"), формируются устойчивое членство в группе и границы социального контроля. В социальных категориях и случайных объединениях людей (типа толпы) эти характеристики отсутствуют. Каждый индивид входит в несколько групп разных в разные периоды своей жизни. Он является членом семьи, класса, студенческой группы, трудового коллектива, группы друзей, членом спортивной команды и т.д. Социальные группы могут быть различными по размеру малыми и большими, а также формальными и неформальными. Малые группы формируются в пределах охвата межличностными отношениями. В больших группах личные контакты между всеми членами уже невозможны, однако такие группы имеют четкие формальные границы, контролируются определенными институциональными отношениями, чаще всего формальными. Большая часть социальных групп существует в виде организаций. Группы принадлежности индивида называются ингруппами (моя семья, моя компания и т.п.). Другие группы, к которым он не принадлежит, называются аутгруппами. В традиционном обществе доминируют малые группы, построенные главным образом на отношениях родства. В современном обществе структура групп и основания их формирования усложняются и разнообразятся. Индивид принадлежит одновременно ко многим группам, в связи с чем возникает проблема групповой идентичности.
Существуют также большие группы, члены которых не связаны ни межличностными, ни формальными отношениями и не всегда могут идентифицировать свое членство они связаны только на основе близости интересов, образа жизни, стандартов потребления и культурных образцов (имущественные группы, группы происхождения, должностного статуса и т.п.). Это группы, членство в которых основано на близости или совпадении социального статуса статусные группы.
ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ одна из преобладавших в конце 19 начале 20 вв. теорий социальной эволюции, заимствовавшая у Ч. Дарвина соответствующую терминологию и пытавшаяся объяснить социальные процессы по аналогии с биологическими. Теоретики социал-дарвинизма, такие как Г. Спенсер, У. Самнер, Л. Гумплович и др., описывали социальные процессы через конфликты между социальными группами и отдельными индивидами. В этих конфликтах выживают более удачливые и обладающие более высокой адаптацией (принцип "выживания наиболее приспособленных"). В качестве основного механизма в обществе действует механизм естественного отбора, который отбирает случайные изменения. Таким образом, общественное развитие носит не детерминированный, а случайный характер.
Социальный дарвинизм использовался для поддержки самых разных политических идей, прежде всего для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности общественного развития и свободного от государственного вмешательства рыночного капитализма. Его самые реакционные варианты связаны с расизмом (Вольтман в Германии, Лапуж во Франции и др.), с попытками связать социальное неравенство с различиями рас.
В современной социологии применение модели случайного отбора к эволюции общества считается некорректным, поскольку она не в состоянии объяснить высокий темп социальной эволюции, не оставляющий времени для действия дарвиновского механизма отбора и обычно очень далекий от слепой случайности.
ДЕВИАЦИЯ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т.д.) Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые "наклеивается ярлык" девиантных.
Социология изучает девиацию как социально обусловленное явление, поскольку представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируют в различных обществах и даже субкультурах. "Действия не являются естественно хорошими или плохими; нормальность и девиация определяются социально". "Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к "нарушителю". (Х.С. Беккер)
Определение действия как девиантного предполагает наличие в обществе некоторого нормативного консенсуса фундаментального согласия по базисным ценностям. Однако современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие между нормой и девиацией становится неопределенным, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, "наклеивает ярлык" девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения.
Социология изучает девиацию в связи с механизмами социализации. Девиация является продуктом определенных социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из "нормальных" ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры. Результатом становятся девиантное самоопределение и "девиантная карьера" , которые ведут к социальной изоляции, еще более увеличивающей вероятность дополнительной девиантности.
ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ важнейшее понятие теоретической социологии. Введено в социологию М. Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Таким образом, по Веберу, социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого.
Известная веберовская классификация типов социального действия основана на различной степени сознательности и рациональности, характерной для его различных типов: целерациональное действие это действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмыcленными средствами, обеспечивающими ее достижение; у Вебера этот тип социального действия играет роль рациональной "модели" человеческого действия; ценностнорациональное действие это действие, цель которого воспринимается действующим субъектом как безусловная ценность, как нечто самодостаточное, не требующее сравнения различных средств его достижения; чем больше абсолютизируется ценность, на которую ориентируется действие, тем значительнее иррациональный компонент; традиционное действие это действие ,основанное на привычке и получающее в связи с этим почти автоматический характер, действие, почти не требующее осмысленного целеполагания и потому рассматриваемое Вебером в качестве "пограничного случая" социального действия вместе с четвертым типом социального действия аффективным действием. Это действие, определяющей характеристикой которого является доминирующее эмоциональное состояние действующего субъекта: любовь или ненависть, ужас или прилив отваги и т.п. Оно фиксирует меру минимальной осмысленности социального действия, за которой оно уже перестает быть социальным. Вебер выделяет эти типы социального действия как идеальные типы, реальное же действие может представлять собой смесь двух или более типов.
Вебер определял социологию как науку, которая пытается интерпретировать смысл действия (отсюда название "понимающая" социология) и объяснить социальную действительность как производное от индивидуальной осмысленной деятельности. Однако в социологии существует и другое понимание социальной деятельности как производной от социальной структуры. В рамках этой традиции существует тенденция превращать социальное действие и взаимодействие в понятия производные, остаточные, менее важные, чем социальная система в целом. Вопрос об отношении индивидуального деятеля к социальной системе одна из основных проблем социологии.
ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ одна из основных проблем в социологии. Для ее изучения используются различные методологические подходы. Эволюционные теории социальных изменений развивались Контом, Спенсером, Дюркгеймом и др. социологами. Согласно эволюционизму, общество проходит в своем развитии определенные стадии, прогрессируя от простых форм к более сложным и дифференцированным. Подобным же образом и структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) рассматривает социальные изменения как эволюционный процесс адаптации системы к окружающей среде на основе дифференциации и увеличения структурной сложности. Противоположный подход к социальным изменениям был развит К.Марксом, который подчеркивал значение классовых противоречий и классовой борьбы, порождаемых противоречием производительных сил и производственных отношений. Согласно марксизму, развитие общества происходит путем революционного перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Социальная революция это коренной, качественный переворот во всей структуре общества. Такой переворот невозможен без политической революции завоевания государственной власти прогрессивным классом, способным осуществить революционные преобразования всего общества. Теории индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер и др.), исходящие из методологических установок технологического детерминизма, решающую роль в социальных изменениях отводят технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций (неолитическая революция, промышленная революция 1819вв, научно-техническая революция 50 60-гг. 20в., информационно-компьютерная революция конца 20 в.). На этом основании выделяют три стадии исторического процесса доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу это долговременный революционный процесс кардинального изменения всех сфер общества (социальной структуры, всей системы общественных отношений, образа жизни и уровня жизни людей, культурных и моральных ценностей). Если социология модерна исходит из убеждения о направленном прогрессивном развитии человеческого общества от одной стадии к другой, то в социологии постмодерна утверждается представление о незаданности вектора общественного развития, его многовариантности.
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Э. Дюркгейм называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений".
Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые, наиболее важные нормы, закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Таким образом, социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Когда та или иная деятельность людей упорядочивается описанным образом, говорят о ее институциализации. Таким образом, институциализация это превращение спонтанного поведения людей в организованное ("борьбы без правил" в "игру по правилам"). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты (См. конфликт социальный ). Однако в любом обществе существует определенная доля поведения, не подчиняющегося институциональному регулированию.
Обычно выделяют пять основных комплексов социальных институтов. Это институты родства , связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства и аскриптивных признаках, характерных для традиционного общества, к институтам, основанным на формальных отношениях и достижительских статусах. В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы.
Р. Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции это "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно ( когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации ). Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России).
Любые общественные трансформации осуществляются через изменение институциональной системы общества, формирование новых "правил игры". Прежде всего изменению подвергаются те социальные институты, которые определяют социальный тип общества (институты собственности, институты власти, институты образования).
КАСТА замкнутые, эндогамные (см. экзогамия и эндогамия) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. статус социальный) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая неприкасаемые. С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной.
КЛАСС понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:
1) для обозначения социальных страт, составляющих особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус, "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;
2) как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (высший, низший и средний классы);
3) как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории марксистская и веберовская.
В марксизме класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия "класс в себе" это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" класс, выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме классы это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных.
Веберовская теория класса альтернативна марксизму. Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е. как и у Маркса, классы у Вебера это "экономические классы". Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. Классом, по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные "возможности жизни", прежде всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и т.п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах. (См. стратификация социальная).
В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения классов. Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как "постклассовое", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако, несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.
КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ это совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям.
Механизмы и средства социального контроля чрезвычайно многообразны. Социальный контроль осуществляется в обществе прежде всего через социализацию, в процессе которой происходит усвоение индивидами социальных ролей и интернализация ценностей и норм данного общества. Э. Фромм отмечал, что в результате социализации члены общества "достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества". Таким образом, через социализацию социальный контроль осуществляется как внутренний контроль личности за своим поведением.
Внешний контроль осуществляется прежде всего через механизмы группового давления, поскольку каждый индивид включен в группу (и не в одну), в которой существуют собственные культурные нормы, свой кодекс поведения. Отклонение от них немедленно карается соответствующими санкциями от осуждения до исключения из группы.
Внешний контроль помимо неформального группового контроля осуществляется и через механизмы формального административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия. Во всех обществах, включая и современное, насилие является важнейшим средством социального контроля. В современном обществе единственным легитимным институтом насилия признается государство. Экономическое давление также является мощным инструментом социального контроля, который используется не только собственно в сфере производства, на рынке труда, но и в других общественных сферах (экономическая мотивация в системе образования, искусстве и т.п.).
Таким образом, индивид включен в различные общественные отношения, которые обладают собственными системами социального контроля, определяющими область его возможного поведения практически во всех жизненных ситуациях.
КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий.
В социологии существует два направления, по-разному оценивающих природу и роль конфликтов в обществе. Еще в 19 веке сторонники социал-дарвинизма (Спенсер, Самнер, Гумплович) рассматривали конфликт как неизбежное явление в истории человеческого общества, как социальную форму борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития. К.Маркс предложил модель классового конфликта, который носит антагонистический (непримиримый) характер и разрешается социальной революцией, разрушающей существующий строй. В 5060-е гг.20 века оформилась общесоциологическая концепция, получившая название "теория конфликта" (Р. Дарендорф, Л. Козер). Она исходит из представления о конфликтной природе социума. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта. Однако, в отличие от Маркса, он считает, что основной конфликт в обществе возникает по поводу распределения власти и авторитета, а не собственности. Конфликт рассматривается как результат сопротивления существующим в любом обществе отношениям господства подчинения, следовательно, как неустранимый. Сторонники данной концепции считают, что конфликт выполняет позитивную функцию, способствуя стабилизации общества и сохранению существующего порядка. В сложных плюралистических обществах он не сводится к противоборству двух классов, а имеет "перекрестный" характер, когда противники в одном вопросе являются сторонниками в другом. Снижение остроты и количества классовых конфликтов, которые на ранней стадии капиталистической индустриализации носили угрожающий характер, теоретики конфликта объясняют институциализацией конфликта. Постепенно в обществе сложились специализированные институты (такие, как профсоюзы, арбитражные суды и т.п.) и соответствующие ценностно-нормативные системы, предназначенные для урегулирования конфликтов.
Другое направление, представленное Дюркгеймом и современными "теоретиками равновесия" (Парсонс, Мертон), рассматривает конфликт как дисфункцию в равновесной социальной системе, как патологию. Оно ориентировано не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.
В рамках теорий среднего уровня сложилось специфическое направление исследования социология конфликта. В ней разрабатываются теоретические проблемы и практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.
КУЛЬТУРА специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
В культуре воплощается прежде всего общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поведение человека детерминируется не столько природой, сколько воспитанием, культурой. Человек отличается от других животных способностью коллективно создавать и передавать символические значения знаки, язык. Вне символических, культурных значений (обозначений) ни один предмет не может быть включен в мир человека. Точно так же, как и ни один предмет не может быть создан без предварительного "проекта" в голове человека. Мир человека это культурно выстроенный мир, все границы в нем имеют социокультурный характер. Вне системы культурных значений нет разницы между королем и придворным, святым и грешником, красотой и безобразием. Главная функция культуры это внедрение и поддержание определенного социального порядка.
ЛИЧНОСТЬ система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства.
Индивид становится личностью лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определенные типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят". Э. Фромм, анализируя становление индустриального общества и характерный для него трудоцентризм, отмечал, что человек вынужден был превратиться в личность, которая жаждет направить основную часть своей энергии на труд с неведомой для большинства культур интенсивностью. Сформированные в процессе социализации социально типичные личностные качества ("социальный характер", по Фромму) , заставляли индивида "с любовью и со рвением" делать то, что он должен был делать ради целей экономической системы. Социальная необходимость в труде должна была превратиться во внутреннее побуждение. Помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям классовым, этническим, профессиональным и т.п.
МАКРО- И МИКРОСОЦИОЛОГИЯ два уровня социологического анализа, социологических обобщений. Макросоциология - уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем, фундаментальных социальных закономерностей и процессов (структурный функционализм, эволюционизм, теория конфликтов и др.). Базовые понятия этого уровня общество, социальная система, класс, власть и т.п. Микросоциология уровень социального анализа, основанный на изучении непосредственных межличностных взаимодействий повседневного уровня, на отношениях в группе (символический интеракционизм, этнометодология и др.). Базовые понятия этого уровня социальная группа, групповая динамика, лидерство и т.п.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ (от лат. мargo край) "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества.
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р. Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп. Это понятие появилось в американской социологии в 20-е годы ХХ века для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Однако маргинализация далеко не всегда приводит к "оседанию на дно". Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности. Обычно всплеск предпринимательства оказывается проявлением кризиса. Исследования в США показали, что около четверти основателей новых фирм были безработными. "Новая предпринимательская волна" в России также может быть объяснена подобными причинами.
МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации. Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию П.Сорокиным.
Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана с социальными перемещениями отдельных индивидов, групповая с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы). Выделяют также межпоколенческую (интергенерационную) мобильность различия между отцом и сыном, социально-экономическим классом или статусом семьи происхождения человека по сравнению с достигнутым им лично и мобильность внутри поколения (интрагенерационную) взлеты и падения индивидуальной карьеры.
В современной социологии существуют многообразные способы количественного измерения социальной мобильности, индексы мобильности, коэффициенты связи мобильности с полом, уровнем образования, национальностью и т.д. Это одно из основных направлений изучения социальной структуры общества, сравнительного анализа различных стран.
Различные типы обществ существенно различаются по характеру и уровню мобильности. Общества, обладающие ограниченными возможностями социальной мобильности, обычно называют "закрытыми". В качестве предельного варианта такого общества можно рассматривать кастовый строй в Индии, где социальная мобильность (теоретически) невозможна в принципе. В целом традиционные общества обычно считаются "закрытыми". Соответственно, "открытые" общества это общества с высоким уровнем и сложным характером социальной мобильности. Таково современное индустриальное общество. В постсовременном постиндустриальном обществе уровень и темпы социальной мобильности еще больше повышаются. В социологических исследованиях это проявилось в появлении "социологии жизненного пути" дисциплины, исследующей "биографическую мобильность", т.е. мобильность отдельных индивидов, уникальные жизненные пути (карьеры).
МОДЕРНИЗАЦИЯ процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Это более широкий социальный процесс, чем индустриализация или переход к капитализму.
Классические теории модернизации описывали так называемую "первичную" модернизацию, исторически совпавшую с процессом генезиса западного капитализма. Более поздние теории модернизации описывают модернизацию, получившую название "вторичной", или "догоняющей" модернизации, которая осуществляется в условиях существования "образца". Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования (или насаждения) западноевропейской либеральной модели модернизации практически без учета специфики условий модернизирующейся страны, ее исторических традиций и культуры. По сути такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной организации "универсальными" (западными) формами современности.
НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания "правильного", или "надлежащего" поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохранение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение это скорее "ожидаемое" поведение. Нормы предполагают наличие легитимности. Они осваиваются в процессе социализации индивидов на основе интернализации и обеспечиваются механизмами социального контроля. Отклонение от норм наказывается санкциями. По Парсонсу, нормы являются основой социального порядка, институциализированного в обществе и интернализованного индивидами.
ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.
Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (поло-возрастные общности) и др.
Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.
Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство "мы". Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, "класса в себе" в "класс для себя". См. класс).
Люди одновременно являются членами различных общностей с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ закрытая и иерархическая структура, создаваемая под определенные цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений.
Современные теории организации выросли из веберовской концепции бюрократии как идеальной формы организации. Сейчас бюрократическая система организации (в современной терминологии "механистическая") считается лишь одной из организационных форм, которая эффективна в стабильных ситуациях, характеризующихся неизменными технологиями и стабильными рынками. Поскольку сейчас такая ситуация крайне нетипична, доминирует другая форма организации небюрократическая, "органическая", которая эффективна в ситуациях нестабильных, требующих децентрализации принятия решений и инициативности всех членов организации. В таких системах организации очень важное значение приобретает организационная культура. Она рассматривается как объединяющая сила, обеспечивающая такую мотивацию членов организации, которая соответствует целям компании, определяемым высшим менеджментом (топ-менеджментом). Топ-менеджмент целенаправленно создает организационную культуру, формирующую у служащих чувство принадлежности к фирме, общности интересов, что компенсирует сокращение традиционных механизмов социального контроля. Именно с развитием организационной культуры связан успех японского менеджмента.
ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности.
Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.
ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе.
Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профессии. Если в период индустриального развития наиболее престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений. Вебер рассматривал престиж как показатель социальной репутации, "ресурс особого рода", наделяющий социальной значимостью определенные статусные группы. В современной социологии П. Бурдье выразил эту проблему в идее "символического капитала", который наряду с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ связанная с определенной позицией индивида в социальной системе (статусом социальным ) совокупность прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусно-ролевая структура.
Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор. Индивид, выполняющий всегда несколько (множество) ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей (например, ученика и члена дружеской компании). Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли продавец, кассир и т.п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных).
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ. В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж. Г. Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».
СОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни.
Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т.Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации (внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте с фигурой лидера и т.д.). В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того, выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей (а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д. Социализация двусторонний процесс, в котором активную роль играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества.
СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА ТЕОРИЯ. В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р. Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К. Маркса, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р. Дарендорф считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л. Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.
СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА ТЕОРИИ. Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж. Хоманс и П. Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.
СРЕДНИЙ КЛАСС слой в системе социальной стратификации, который расположен между высшим и низшим (или рабочим) классом. Понятие используется как описательное для обозначения положения в системе иерархических различий. Что касается теоретического определения среднего класса, то здесь общая позиция не выработана и используются различные критерии его выделения и определения. Самый простой экономический критерий средний для данного общества уровень текущего дохода, а также накопленного богатства ("стандартный" имущественный набор в виде дома или хорошей квартиры, машины, предметов длительного пользования и т.п.), в совокупности определяющие уровень общей материальной обеспеченности. Как показывают опросы населения, именно этот критерий используется в качестве основания самоотнесения к среднему классу. В развитых странах основная масса населения (6070%) имеет общий уровень материальной обеспеченности, близкий к среднему, число бедных и богатых относительно невелико. Для России характерна другая схема глубокая поляризация общества по уровню дохода и материальной обеспеченности в целом. Однако субъективно более 40% россиян относят себя к среднему классу, оценивая свое материальное положение как среднестатистическое.
С точки зрения классовых критериев (отношение к средствам производства и характер и содержание труда), к среднему классу относятся обладатели мелкой собственности на средства производства мелкие и средние предприниматели, торговцы, ремесленники и т.п. Это так называемый "старый средний класс". К нему же относятся и люди, занятые умственным трудом, который в иерархии статусов признавался более престижным и обеспечивал относительно благоприятную рыночную позицию для "белых воротничков". Однако сейчас позиции различных групп работников умственного труда существенно дифференцировались и "белые воротнички" без высшего образования утрачивают престиж на рынке труда (их теперь обозначают как "нижний средний класс").
"Высший средний класс" составляют преимущественно предста-вители так называемого "нового среднего класса", который растет быстрыми темпами и в западных странах достигает 2025%. Главным критерием его выделения является уровень образования и квалификация. К нему относят специалистов с высшим образованием профессионалов. Иногда группы профессионалов объединяют с менеджерами и административными работниками ("сервис-класс"). "Новый средний класс" связан со становлением постиндустриального, информационного общества, новыми технологиями. Поэтому по совокупности рыночных, трудовых и статусных позиций, по уровню престижа он занимает устойчивое "среднее" положение в обществе отличное от элитарных, но также и от нижних слоев.
С точки зрения социально-политических характеристик, средний класс обычно рассматривается как гарант стабильности в обществе, носитель центристских политических взглядов, опора эволюционного развития общества. Формирование среднего класса было одной из декларируемых целей российской реформы. Однако пока в российском обществе продолжается процесс социальной поляризации, "вымывающий" традиционные советские средние слои и затрудняющий становление "нового среднего класса".
СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ этот термин в социологии имеет два значения:
Статус индивида может быть приписанным (аскриптивным), т.е. определяться по рождению, полу, возрасту, расе и т.п., что характерно главным образом для традиционного, "закрытого" общества, а может быть достигнутым приобретенным посредством личных усилий, что наиболее характерно для современного, "открытого" общества. Приписанный статус интересует социологию только в том случае, когда он становится основанием социального неравенства, т.е. влияет на дифференциацию достигнутых статусов. В традиционных обществах социальный статус индивида был относительно устойчивым, закреплялся религией или законом ( см. касты, сословия). В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют оба вида статусов. Некоторые статусы, например гендерные, в основном пред-определены, другие достигаются в конкурентной борьбе. Достигнутый статус тоже в значительной мере определяется аскриптивными признаками. Так, возможность получения хорошего образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, может быть прямо связана с преимуществами семейного происхождения.
2. В теориях социальной стратификации статус рассматривается как синоним престижа, характеризующего позиции индивида или социальных групп в иерархической системе. Это понятие М. Вебером использовалось в качестве основания социальной стратификации, отличной от классовой. Статусы индивида в современных многомерных системах стратификации могут быть противоречивыми. Так, обладая высоким образовательным статусом, человек может довольно низко оплачиваться, т.е. занимать низкий статус по шкале доходов. Несоответствие различных измерений порождает тенденцию к выравниванию статусов, вплоть до радикального стремления к изменению системы социальной стратификации (борьба с привилегиями в Советском Союзе периода перестройки). В современной социологии обычно используют четыре основных измерения статуса: доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность.
СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ термин, который в социологии обозначает: 1) многомерную иерархически организованную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе; 2) процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства. Система социальной стратификации представляет собой определенную дифференциацию социальных статусов и ролей. Социальная страта ранговый слой в рамках иерархической системы социальной стратификации, социальных статусных позиций и ролей.
Для различных обществ характерны особые формы и основания социального неравенства и способы социального ранжирования, различные типы стратификационных систем. Так, существуют принципиальные различия между кастовой и сословной "закрытыми" системами социальной стратификации и современным классовым "открытым" обществом; между социальными характеристиками, которые определяют неравенство в этих стратификационных системах, и способами, которыми это неравенство утверждается и поддерживается (см. каста, класс).
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ система упорядоченных, устойчивых и типичных связей и взаимодействий элементов (индивидов, социальных групп).
Социальная структура определяется как всякая повторяющаяся модель социального поведения. Более конкретное содержание этого понятия зависит от теоретического подхода, в рамках которого оно используется.
К. Маркс выделял базис и надстройку как важнейшие компоненты социальной структуры, а также связанную с ними социальную структуру общества. Для представителей структурного функционализма основными элементами социальной структуры выступают социальные институты как совокупность организованных образцов социального поведения. Выделяют также статусно-ролевую структуру, т.е. структуру, элементами которой являются индивиды, занимающие определенные социальные позиции (статусы) и выполняющие соответствующие функции (роли).
Ориентация на выявление структурных взаимосвязей и взаимозависимостей является одной из основополагающих особенностей социологии (ее предмета и метода). Структурализм, т.е. анализ социальных явлений с точки зрения структуры, начиная с Э.Дюркгейма, является одним из основных методологических подходов в социологии. Однако представителями противоположного методологического подхода теории социального действия он критикуется как овеществляющий общество, отрицающий активность личности, поскольку структура жестко детерминирует ее поведение. Вместо такого понимания социальной структуры П. Бергером предложена концепция "социального конструирования реальности". В ней социальная структура характеризуется "не как нечто, способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Здесь социальная структура конструируется и переконструируется людьми в процессе их взаимодействий, и всегда можно объяснить, каким образом структуры конструируются в процессе социальной деятельности индивидов.
СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ. Наиболее полно основы этой концепции изложены американским социологом Т. Парсонсом, опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием структурализм. Во Франции его развивали М. Фуко, К. Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т. Парсонс считал эталоном и стабильность которого расценивал как большое достижение.
Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм, который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами. Р.Мертон, пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил изменение «средним» уровнем уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей.
СУБКУЛЬТУРА система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д.
ЭЛИТА СОЦИАЛЬНАЯ высшие слои в системе социальной иерархии, обладающие властью над другими группами и влиянием в обществе.
В классической социологии выработаны различные подходы к изучению элиты. Наиболее распространено понимание элиты как меньшинства, обладающего монополией на власть и принятие решений (К. Маннгейм, А. Этциони и др.). Г. Моска, Г. Дюпре и др. определяют элиту как людей, осуществляющих наиболее важные функции в обществе. В.Парето, Ж. Боден, Х. Ортега-и Гассет и др. под элитой понимают людей, достигших наивысших показателей в своей деятельности, обладающих интеллектуальным и моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности.
Элита рассматривается как необходимый элемент социальной структуры общества, которому отводится решающая роль в управлении обществом. При этом отношению элит и масс в современных обществах также придается определяющее значение. Элита как вершина пирамиды общества разделяется на различные группы. Выделяют политическую элиту, связанную с функциями политического управления, экономическую элиту, контролирующую основные финансово-экономические структуры страны (в России это руководители государственных предприятий ("директора") и негосударственных структур "бизнес-элита" как специфическая элитная группа), научную, культурную, военную и др. группы элит.
Учебное издание
Зинченко Ярослава Геннадиевна
кандидат социологических наук, доцент
Рогов Илья Игоревич
кандидат философских наук, доцент
Социология
Учебно-методический комплекс
Подписано в печать
Формат 60x84/16
Бумага офсетная. Объем п.л .
Тираж 100 экз. Заказ №
Издательство Южно-Российского института-филиала РАНХиГС
344002, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70
Ризограф Южно-Российского института-филиала РАНХиГС
344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70