Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE \* MERGEFORMAT 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………..……………………………..… 3
РАЗДЕЛ І. ………………………....6
ВЫВОД І РАЗДЕЛА…………………………………………………………..14
РАЗДЕЛ ІІ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ………………15
ІІ.1Развитие личности……………………………………………..……….15
ІІ.2. Художественная культура общества ….………………………..……21
ВЫВОД ІІ РАЗДЕЛА…………………………………………………….........23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………….………………………………..26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время исследованием различных аспектов творчества заняты философы, психологи, педагоги. Оценивая степень разработанности проблемы, следует отметить, что сделано многое для углублённого понимания основных характеристик творческой деятельности, её структуры и противоречий. Вместе с тем, нельзя не отметить, что степень изученности проблемы не соответствует её значимости для решения теоретических и практических задач художественного развития личности.
Цель . Проанализировать состояние и основные положения проблемы художественного развития, которое является частным аспектом общепедагогической проблематики развития творческих качеств личности и должна опираться на методологические разработки в данной области. Быть личностью означает не только обладать творческим потенциалом, но и постоянно проявлять её в деятельности. Деятельность - это основная сфера проявления личности, её дарований, способностей, и один из главных факторов, определяющих её развитие. Отсутствие деятельности ведёт к снижению художественных возможностей, угасанию и разрушению
личности, потере не только приобретённых способностей, но и врождённых наклонностей.
Проблема художественной деятельности, развития художественно-творческих возможностей наталкивается на противоречие между необходимостью творческого столкновения личности и условиями учебно-воспитательного процесса, ориентированного на всех. Тем самым большое значение приобретает сохранение индивидуальности каждого.
Художественно-творческая деятельность на высоком уровне связана с созданием качественно нового, неповторимого, оригинального и уникального, что предполагает такой уровень развития творческих возможностей, чтобы человек мог моделировать новую реальность в соответствии с прогрессивными потребностями и возможностями, личными и общественными.
Важную роль в творческом развитии личности играет собственная художественно-творческая деятельность. В процессе создания и исполнения произведения искусства происходит глубокое проникновение в их строение, в природу искусства. Это развивает навыки восприятия и оценивания произведений искусства, формирование художественно-психологической
установки. Художественная активность это способ овладения законами искусства, выявления природной одарённости, развития специальных и общих способностей, существенных сил человека. В процессе художественного творчества познаётся сладость вдохновения, открывается интерес к созиданию, воспитывается целенаправленность характера и воли к достижению цели.
Комплексность в творческом развитии личности предполагает тесную взаимосвязь интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития. Все компоненты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на развитие творческих способностей, формирование активного отношения к окружающей реальности. Хороших результатов можно достичь лишь тогда, когда это будет главной задачей всех предметов и факультативов.
Именно комплекс разнообразных педагогических воздействий на различные грани человеческой психики обеспечивает разносторонность, гармоничность, целостность формирования личности.
Предметом исследования является изучение особенностей художественного развития личности, его факторов и этапов.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из двух
разделов, каждый из которых имеет по два подраздела, выводы разделов,
общий вывод, списка использованной литературы, которая насчитывает 30
книг. Общий объем работы 27 стр.
РАЗДЕЛ І
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека.
Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.
Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Известный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:
1. разумность,
2. ответственность,
3. свободу,
4. личное достоинство,
5. индивидуальность.
Личность - это социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»,- так К.Д. Ушинский понимает одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек - биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду.
Индивид - это отдельная особь, человеческий организм с присущими только ему особенностями. Индивид соотносится с человеком, как особенное с типическим и всеобщим. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Индивидуальность так же соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности.
Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении.
Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности - отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое - целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально - исторического и онтогенетического развития человека.
А.Н. Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность - это особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям.
Личность - особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе.
Отсюда вопрос о структуре личности. Религиозные учения видят в личности низшие пласты (тело, душа) и высшие - дух. Сущность человека духовна и изначально задана верховными сверхчувственными силами. Смысл человеческой жизни - приближение к богу, спасение через духовный опыт.
В отечественной психологии выделяются четыре подструктуры личности:
биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные особенности;
психические процессы: внимание, память, воля, мышление и пр.;
опыт: умения, навыки, знания, привычки;
направленность: мировоззрение, стремления, интересы.
Из этого видно, что природа личности биосоциальна: в ней есть биологические структуры, на основе которых развиваются психические функции и собственно личностное начало. Как видно, разные учения выделяют в личности примерно одинаковые структуры: природные, низшие, пласты и высшие свойства, однако объясняют их происхождение и природу по-разному.
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений.
Личность - это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать воздействие на окружающий мир по социальным программам.
Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.
Следует различать два подхода к развитию личности. Первый, собственно психологический - что уже есть у развивающейся личности и что может быть в ней сформировано в данной конкретной социальной ситуации развития. В рамках этого подхода понятно, что в пределах одного и того же возраста различные по типу деятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития. Второй, собственно педагогический подход - что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социальным требованиям. В рамках этого подхода некоторая социально-одобряемая деятельность всегда выступает как: ведущая для развития личности, опосредствуя ее отношения с социальной средой, общение с окружающими, конституируя "социальную ситуацию развития". Однако это не будет один "ведущий тип деятельности" для каждого возраста.
Развитие личности не может и не должно на каждом возрастном этапе определяться всего лишь одним "ведущим типом деятельности". В подростковом и раннем юношеском возрасте развитие интеллекта обеспечивается учебной деятельностью, и для этой цели она является ведущей; социальная активность задается деятельностью, обеспечивающей адаптацию в различающихся группах; физическое совершенство - спортивной деятельностью; нравственное развитие - взаимодействием с референтными лицами, дающими возможность подростку осваивать образцы поведения. Очевидно, что чем больше расширяются социальные связи, тем более они перекрещиваются между собой.
Задача развития личности не предполагает необходимости для того или иного возрастного периода и соответственно для каждого ребенка данной возрастной группы выделить одну-единственную ведущую деятельность как личностнообразующую, оставив за другими роль ее сателлитов. В противном случае нельзя не опасаться, что будет происходить однобокое формирование личности, что возникнет некая гипертрофия одной из ее сторон, тормозящая развитие и противоречащая ее гармонизации.
В качестве личностнообразующей ведущей деятельности на каждом возрастном этапе необходимо сформировать комплексную многоплановую деятельность или, точнее, динамическую систему деятельностей, каждая из которых решает свою специальную задачу, отвечающую социальным ожиданиями, и в которой нет оснований выделять ведущие или же ведомые компоненты.
Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств.
Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям, которые воспроизводятся относительно независимо от особенностей той группы, в которой он протекает. Они вновь и вновь будут повторяться, но каждый раз наполняясь новым содержанием. Их можно назвать фазами развития личности. Этих фаз три.
Первая фаза становления личности. Человек не может осуществить свою потребность в персонализации раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и не овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены.
Это достигается (одними более, другими менее успешно), но, в конечном счете, при переживании некоторой утраты своих индивидуальных отличий. Ему может показаться, что он полностью растворен в "общей массе". Происходит нечто вроде временной потери личности. Но это его субъективные представления, потому что фактически человек зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, имеющими значение именно для других людей, а не только для него самого. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить для других как личность.
Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между необходимостью "быть как все" и стремлением человека к максимальной персонализации. Что же, приходится искать средства и способы для осуществления этой цели, для обозначения своей индивидуальности.
Но вот, справившись, наконец, с трудностями адаптационного периода, поняв, что для этой компании он "свой", иногда смутно, а иногда остро он начинает осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность в какой-то мере себя утрачивает, потому что другие не могут в этих обстоятельствах его разглядеть. Не разглядят из-за его неприметности и "похожести" на любого.
Третья фаза - интеграция - определяется противоречиями между уже сложившимися стремлением человека быть идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху и т. д.
Каждая из этих фаз порождает и шлифует личность в ее важнейших проявлениях и качествах - в них протекают микроциклы ее развития. Представим, что человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития - у него, скорее всего, будут складываться качества зависимости, безынициативности, соглашательства, появится робость, неуверенность в себе и своих возможностях. Он как бы "пробуксовывает" на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к ее серьезной деформации.
Человек на протяжении своей жизни входит не в одну, а во многие группы, и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции многократно воспроизводятся. У него формируется достаточно устойчивая структура личности.
Сложный, как это очевидно, процесс развития личности в относительно стабильной среде еще больше усложняется в связи с тем, что она в действительности не является стабильной, и человек на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, далеко не совпадающие по своим социально-психологическим характеристикам.
ВЫВОД І РАЗДЕЛА
Человек - существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.
В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального «Я».
Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Главными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная социализация и формирование личности.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь, человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.
РАЗДЕЛ ІІ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
2.1. Развитие личности
Социологически ориентированные направления рассматривают среду как определяющий источник развития человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Ученые выделяют некоторые группы средовых факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам относят космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы - отдельные социальные группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы - семья, сверстники. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. В педагогике, как было сказано, оно близко к понятию воспитание в социальном значении.
Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются под воздействием среды и воспитания. При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания обеспечивает развитие. Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем, что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации. Это же относится и к обучению как части целостного педагогического процесса: обучение ведет за собой развитие.
Этот главный закон развития личности, сформулированный Л.С. Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его направленности и организованности.
Следовательно, развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами. Происходит он:
во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,
во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.
Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.
Каждый человек живет как бы в постоянно расширяющейся для него действительности. Вначале сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его внутренний мир.
Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание.
С середины 20 века, однако, активно развивается несколько иной взгляд на развитие личности. Гуманистическая психология (А. Маслоу и др.) утверждает, что становление личности не в меньшей мере зависит от активности самого человека. Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших смыслов существования, к самореализации, часто вопреки окружающей среде, нивелирующей, подавляющей индивидуальность. А. Маслоу, К. Роджерс и др. считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально ему присущи. На таком понимании личности и ее развитии в последние десятилетия строятся воспитательные концепции на Западе, а в недавнее время и в нашей стране. В более традиционных для отечественной науки терминах такая позиция означает, что активность самого ученика, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутреним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее структуры, формируются под воздействием воспитания в первую очередь. Но в ходе жизни ребенка сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим объясняется отчасти, что под влиянием одних и тех же воспитательных и средовых условий ученики вырастают разными. Это ставит вопрос о важности самовоспитания и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше.
Развитие личности может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д.
Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на основе "сужения" потребностей и интересов происходит утрата индивидом былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры, упрощение форм деятельности и т.п. Жизненное пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как беду.
В процессе развития личности одни качества к ней приходят, приобретаются, занимая свою нишу в ее структуре, другие уходят, утрачивая было значение, третьи остаются, открываясь нередко с новой, порой неожиданной стороны. Такого рода изменения происходят постоянно, вызывая переоценки устоявшихся ценностей, сложившихся стереотипов.
Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может.
Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития".
Воспитание, идущее впереди развития вверх - признается, а по прямой - нет. Поэтому задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.
Личность вовсе не является продуктом только внешних влияний. Свою биографию она во многом "пишет" сама, проявляя самостоятельность и субъективную активность. В известной мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. Он не является простой "калькой" внешних условий среды, а выступает как результат индивидуального взаимодействия со средой. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно, принимая одно и отвергая другое. Более того, человек активно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями. С помощью лопаты и экскаватора, например, человек выполняет одну и ту же работу. Однако землекоп не может просто бросить лопату и пересесть в кабину экскаватора. Он должен научиться пользоваться новой техникой, овладеть навыками обращения с нею. Иначе говоря, человек - не только объект воздействия извне, но и субъект, творец своей собственной жизни, своего развития.
Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Так, физически современный человек мало чем отличается от того, который жил 50 тысяч лет назад, хотя физическое развитие организма человека в это время также происходило. Развитие же его интеллекта, разума за это время было поистине колоссальным: от примитивного первобытного состояния мышление сделало гигантский скачок вперед, достигнув высот современного уровня. Возможности разума человека в этом отношении безграничны. Как, впрочем, не имеет границ и развитие личности в целом.
Межнаучный анализ проблемы развития личности приводит педагогику к следующим выводам методологического характера. Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса. Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного образования. Разработка такого взгляда требует как от ученых, так и от педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный, деятельностный, технологический.
2.2 . Художественная культура общества
Художественная культура общества как совокупная деятельность включает деятельность личности, одухотворяющей создание художественных произведений и их «оживление». В структуре художественной культуры личности можно выделить следующие базовые компоненты:
1) Культурологическая составляющая осознание мира художественного как сферы отражения культурной динамики; понимание специфики культурных ценностей и смыслов, имеющих свою художественную объективацию.
2) Духовная понимание способности художественного выражать духовные потребности, общечеловеческие ценности; проникновение в духовные истоки художественной деятельности.
3) Эстетическая включает эстетические чувства, эстетические знания, вкус, эстетические суждения, взгляды, нормы, идеал, которыми обладает личность, что способствует пониманию сути художественных явлений.
4) Психологическая охватывает процессы восприятия, представления, осознания, понимания, интерпретации, порождающие мотивацию действий, закладывающие уровень восприятия и освоения личностью созданных художником произведений искусства.
5) Социокультурная понимание личностью сути накопленных обществом художественных ценностей, содержащих идеи, концепции, взгляды, смыслы, оказывающие воздействие на художественное развитие личности. 6) Диалогическая обеспечивает коммуникацию с историко-культурным контекстом эпохи, с представленными идеями и взглядами, со спецификой творческой интерпретации мастера.
7) Семиотическая включает личность в понимание специфики знаковых систем, раскрывающих глубинные сущности мира художественного.
Все представленные компоненты способствуют взаимосвязи личности с искусством центральным звеном феномена «художественная культура», и с формирующими поликультурную ткань процессами динамики. Это дает основание в настоящей работе рассмотреть возможности этих компонентов как внутренних структурных составляющих и способов связи с внешним искусством, обеспечив личности то, в чем она сейчас особенно нуждается: поликультурные ориентации, креативность, диалоговое сознание. В поликультурные ориентации как совокупность характеристик личности входят:
1. Понимание культурного многообразия современного мира как отражения взаимопроникновения культур;
2. Признание права существования культуры «другого», с «другими» представлениями, ценностями и традициями;
3.Осознание необходимости межкультурного диалога как продуктивного способа коммуникации;
4. Освоение знаний о культурных особенностях, ценностях, верованиях, традициях разных культур;
5. Овладение умениями осуществлять культурные контакты с представителями разных культур на основе общих тем, интересов, потребностей;
6. Определение собственной культурной позиции в поликультурном мире.
Данные аспекты расширяют культурный опыт личности, формируют ее способность понимать нынешние реалии. Художественная культура личности по своей сути есть способность художественного восприятия и осознания, которые формируются в процессе воспитания человека и получают дальнейшее становление на всех этапах образования.
ВЫВОД ІІ РАЗДЕЛА:
Личность - высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение, при котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того, чтобы этого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву», на которую падает воспитательное воздействие.
Таким образом, развитие личности - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел бы себя видеть.
В самом общем виде развитие личности есть становление особой формы целостности или, как говорил Флоренский, "единомножия", включающего четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и субъекта самосознания.
Иначе говоря, становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляя себя перед самим собой.
ВЫВОДЫ
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Методы социализации личности в каждой культуре отличаются. Обратившись к истории культуры, мы увидим, что в каждом обществе была своя идея воспитания. Сократ считал, что воспитать человека значит помочь ему «стать достойным гражданином», тогда как в Спарте целью воспитания считалось воспитание сильного храброго воина. Согласно Эпикуру, главное - независимость от внешнего мира, «безмятежность». В Новое время Руссо, пытаясь сочетать в воспитании гражданские мотивы и духовную чистоту, пришел в конце концов к выводу о несовместимости нравственного и политического воспитания. «Изучение человеческого состояния» приводит Руссо к убеждению в том, что можно воспитать либо «человека для него самого», либо гражданина, живущего «для других». В первом случае он будет находиться в противоречии с общественными учреждениями, во втором со своей собственной природой, поэтому приходится выбирать одно из двух воспитывать или человека, или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно и того, и другого. Через два века после Руссо экзистенциализм со своей стороны разовьет его идеи об одиночестве, о «Других», которые противопоставлены «Я», об обществе, где человек находится в рабстве норм, где все живут так, как принято жить.
Сегодня специалисты продолжают спорить о том, какой же фактор является главным для процесса формирования личности. По-видимому, все они в комплексе осуществляют социализацию личности, воспитание человека как представителя данного общества, культуры, социальной группы. В соответствии с современными представлениями, взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность. К этому следует добавить и роль самовоспитания, т. е. собственных усилий личности на основе внутреннего решения, собственных потребностей и запросов, честолюбия, волевого начала сформировать в себе определенные навыки, способности, умения. Как показывает практика, самовоспитание выступает мощнейшим инструментом в достижении личностью профессиональных навыков, карьеры, материального благополучия.
Необходимо учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и - включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения". В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Добреньков В.И. Социология./В.И. Добреньков, Ю.Г. Волков и др.- М.: Мысль, 2000 - с.52.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., переруб. и доп./Л.Г. Ионин - М.: Логос, 2000 - с.19-24.
3. Куликова С.Т. Культура и личность. - М., 2002.
4. Кон И.С. Социология личности/ И.С.Кон М., 1999 - с.113-116.
5. Леонтьев А.Н. К теории развития личности/А.Н.Леонтьев М., 1992 - с. 402.
6. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов Ф.И. Минюшев - М.: Академический проект, 2004- с. 34-38.
7. Соколов Э.В. Культура и личность/Э.В.Соколов - Л., 1999 - с.51.
8. Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР в 2-х тт.- Т.2 Здравосмыслов А.Г., Ядов В.А. М., -1996-с.71.
9. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры // Социологическийжурнал, № 1-2, 1999
10.Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб., 2000. - 544с.
11.Мелик-Пашаев А.А. У истока искусств. Опыт приобщения подростков к художественной культуре // №1. 2004
12.Мелик-Пашаев А.А. Для чего нужно искусство в школе? // Пути модернизации начального и среднего образования. Вып. 6. - М., 2002.
13.Мелик-Пашаев А.А. У истока искусств. Опыт приобщения подростков к художественной культуре // “Искусство в школе”, №1. 1999.
14.Неменский Б.М. Культура - Искусства - Образование. Цикл бесед. - М.,1994.
15.Мосолова Л.М., Щедрина Г.К., Валицкая А.П. История мировой художественной культуры // В кн.: Культурологическое образование. СПб., 1998. С. 53. Блок М. Антология истории. М., 1999. С. 8-9.
16.Пешикова Л.В. Организация общения на уроках мировой художественной культуры как средство эстетического развития школьников. Автореферат канд. диссертацию. - М.,1999.
17.Проблемы творческого воспитания личности: культурологические размышления. Сб. тезисов / Моск. гос. ун-т культуры и искусств,2000.
18.Профильное обучение на старшей ступени общего образования: Аннот. Библиогр. Спб.: ЛОИРО,2003.
19.Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К. Чухман.- М.: “Педагогика” ,2005.
20.Соболев П.В. Художественная культура личности. Л., 1996.
21.Философские проблемы искусства и теории культуры. СПБ,1994.
22.Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М., 1999.
23.Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Художественная культура и развитие личности. - М., 2001. - 223 с.
24. Багданов Г.Т. Искусству жить, 2004
25. Веселова Ю.Г. Духовно-нравственный потенциал русского народа. - М., 2003.
26. Викторов Е.А. Личность. Индивидуальность. Творчество. - СПб.: Искусство, 2005
27. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях любительского коллектива. - СПб., 2004.
28. Зимина Л.Т. Духовное возрождение России. - М., 2000.
29. Калинина С.А. Духовная культура России. - М., 2004.
30. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. - М.: Просвещение, 2000.