Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Франсуа Гизо. Жизнь и творчество
Франсуа Гизо (1787-1874) один из выдающихся французских историков эпохи Реставрации, видный представитель либеральной мысли первых десятилетий 19 в., активный политический деятель. Трудно однозначно ответить на вопрос, что доминировало в Гизо качества политика или историка. Скорее всего, Гизо политик дополнял Гизо историка и наоборот.
История интересовала его потому, что он пытался понять перспективу развития человеческого общества. В историю цивилизации он всматривался не как бесстрастный исследователь, а как политик, пытавшийся найти ответ на чрезвычайно актуальный для того времени вопрос: как достичь «свободного правления» и в чем его суть.
Франсуа Пьер Гийом Гизо родился на юге Франции, в городе Ниме, 4 октября 1787 года, в буржуазной протестантской семье. Возможно, именно протестанскому воспитанию обязан Гизо созданием своей исторической концепции убежденности в целесообразности всего хода истории, взаимозависимости и взаимообусловленности исторических эпох и, как следствие, признанию закономерностей исторического развития.
Отец Гизо адвокат по профессии в апреле 1794 года погиб на эшафоте за участие в революционных событиях на стороне федералистов. В 1798 году его вдова с детьми переехала в Женеву, где Гизо и получил образование. Особое внимание будущий историк уделял изучению иностранных языков и риторики, в университете он прослушал курсы по словесности, юриспруденции, философии. Впоследствии Гизо назвал Женеву своей «интеллектуальной колыбелью».
В Швейцарии собралась многочисленная французская эмиграция, центром которой было имение мадам де Сталь замок Коппет. Гизо лишь несколько раз посетил ее дом, но сумел познакомиться со многими представителями французской либеральной мысли. Однако общество эмигрантов Гизо мало удовлетворяло, его манил Париж, куда он отправляется в сентябре 1805 года, не имея ни средств, ни знакомств. Он поступает домашним учителем и секретарем в семью Стапфера (министр наук и искусств Гельветической республики). Вечера, которые устраивал Стапфер, собирали лучших представителей интеллигенции Франции, на одном из них Гизо познакомился с писательницей Полиной Мелан, ставшей впоследствии его женой. Связи семьи Мелан с правительственными кругами открыли Гизо дорогу в политическую деятельность.
В 1811 году Гизо получил место мелкого чиновника в министерстве иностранных дел, а в 1812 году Ройе-Коллар видный политический и государственный деятель, адвокат, профессор философии предложил Гизо место преподавателя истории в Сорбонне. На это предложение Гизо воскликнул: «Историю? Но я же не знаю ее!» и получил ответ: «Ничего, вы узнаете ее в процессе преподавания». Гизо начал усердно заниматься. В итоге, к 1830 году он сделался одним из самых уважаемых профессоров Сорбонны, аудитории во время его лекций были полны, студентов потрясала эрудиция преподавателя, свободное знание греческого, латинского и четырех европейских языков. Гизо оперировал огромным количеством фактов и документов. Все современники отмечали ораторский талант Гизо, однако подчеркивали, что этот талант сочетается у него с некоторым высокомерием: Гизо как бы поучал, говорил не на равных со слушателями.
Несмотря на успехи в науке, Гизо мечтал о политической карьере. Он примкнул к наиболее умеренному крылу либеральной оппозиции, которую представляли конституционалисты-роялисты «доктринеры». Группа доктринеров была малочисленной, их количество никогда не превышало 10 человек. Первоначально главой этого направления был Ройе-Коллар, но с середины 20-х годов его лидером стал Гизо. Он являлся и теоретиком группы, написал огромное количество брошюр: «О представительном правлении и современном положении Франции», «О заговорах и политической правосудии», «О средствах правительства и оппозиции в современных условиях Франции» и мн. др.
Доктринеры выдвинули тезис об исторической правомерности Французской революции, ее прогрессивности с точки зрения тех принципов, которые она утверждала, и брали под защиту рожденный ею бессословный гражданский строй. Их воззрения были связаны с верой в исторический прогресс, в основе которого лежит развитие личности, ее культурный рост, расширение ее прав и свобод. Они проповедовали идею того, что революция стадия вековой эволюции, ведущей к установлению общества более совершенного, нежели предыдущее.
Политические размышления. Поиск мер, которые обеспечили бы Франции стабильность, привели локтринеров к идее легитимной монархии. Сохранение династии Бурбонов, считал Гизо, стало бы спасением Франции, пережившей революцию. Гизо верил в необходимость сохранить идеалы 1789 года, отделить их от революции и соотнести с королевской властью. Гизо защищал Хартию 1814 года, поскольку в ней были заложены основные принципы нового общества во Франции и закреплены результаты революции. Гизо ратовал за улучшение отношений между монархией и народом путем укрепления во Франции конституционно-правового порядка.
В апреле 1814 года Гизо становится генеральным секретарем министерства внутренних дел. Находясь на этом посту он участвует в подготовке проекта закона о свободе печати и реформы народного образования.
Возвращение Наполеона заставило Гизо оставить государственную службу и покинуть Париж.
Середина 20-х-середина 40-х гг. стали временем активной литературной деятельности Гизо, когда им были написаны такие работы, как: «О смертной каре по политическим мотивам», «История представительного правления», «Опыт истории Франции», «История английской революции», «Курс новой истории» (в 6 т.), «История цивилизации в Европе», «История цивилизации во Франции» и др. В 1824 году доктринеры во главе с Гизо основали газету «Глоб», в 1827 году Гизо стал руководителем еще одного периодического издания «Ревю Францез». Статьи этого журнала были посвящены проблемам истории, философии, литературы и одновременно, как замечал сам Гизо, проникнуты духом политики.
Рассуждая о смертной казни по политическим мотивам, он не отвергает эту меру полностью, однако, называет ее чрезвычайно опасной для правительства часто к ней прибегающего.
Идеальным общественным устройством Гизо считал представительное правление, в основе которого лежит разделение властей, выборность и публичность действий. Крайние политические течения в обществе способна, по мнению Гизо, примирить только сильная королевская власть. Поэтому для Франции, считал Гизо, главное заключается в том, чтобы король смог подняться над политическими страстями и найти в себе силы не становиться на чью-либо сторону. Когда же король увлекся политической борьбой, Гизо перешел в оппозицию к режиму Реставрации.
Гизо много работал над историей Английской революции 17 в., сравнивал ее с революцией во Франции.
Значение «Истории цивилизации в Европе» и «Истории цивилизации во Франции» заключается прежде всего в стремлении подойти к пониманию закономерностей исторического развития, в проникновении в диалектику развития исторических эпох. Гизо доказывает то, что общество никогда не распадается раньше, чем в его среде не возникает новое. Само понятие «цивилизация» означало для Гизо прежде всего идею непрерывного прогресса и нравственного совершенствования самого человека.
В 1827 году, в период правления Карла X (1824-1830), Гизо основал общество «На Бога надейся, а сам не плошай», в состав которого вошли члены школы доктринеров. Общество активно вело работу по подготовке выборов в палату депутатов, его цель состояла в том, чтобы конституционными методами добиться победы либералов на выборах. В результате уже в 1827 году либералы получили относительное большинство мест в палате депутатов.
Революцию 1830 года Гизо воспринял довольно противоречиво. Политический режим, рожденный революцией, считал он, плод не закона и разума, а страстей и политических интриг. Поэтому главную задачу он видел в преодолении революционного духа и восстановлении свободы и порядка во Франции. Вину за революцию он возлагал на Карла X и его окружение, которые изменили Хартии 1814 года.
Деятельность Гизо в 30-е гг. была многогранна. В январе 1830 года он был избран в палату депутатов, в ноябре возглавил министерство внутренних дел (занимался разработкой Хартии 1830 года), с 1832 по 1837 год был министром образования (разработал реформу народного образования, в основу которой положил принцип расширения его социальной базы и доступного начального образования для всех), с 1839 по 1840 год являлся послом Франции в Англии, с 1840 года был министром иностранных дел и фактическим главой правительства, а с 1847 года вплоть до революции 1848 года был премьер-министром. С началом революции Луи Филипп дает отставку Гизо, который, испугавшись размаха народных выступлений в Париже, бежит в Англию.
После революции Гизо вернулся во Францию и в 1849 году выдвинул свою кандидатуру на выборах в Законодательное собрание, но потерпел неудачу. Больше в политику он не возвращался, предпочитая заниматься литературной деятельностью. Умер Гизо 12 октября 1874 года в Валь-Рише.
Использованная литература:
Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1892
Федосова Е.Н. Франсуа Гизо: историк и государственный деятель/Новая и новейшая история. 1997. №2. С.57-68.