Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Философия в системе познания

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024

Вопрос1. Философия в системе познания. Объект и предмет ее исследования.(сидоренко)

Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-

мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия,

каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора и Гераклита, смысл

философии – в поиске истины. Главная задача философа у софистов (Формально

кажущееся правильным, но ложное по существу умозаключение, основанное на

преднамеренном, сознательном нарушении правил логики; законность

противоречий) - научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача

философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению

Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее

предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является

единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет

«знание и понимание ради самого знания и понимания». В итоге, одни мыслители

видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить,

приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу,

другие -  на землю. Таким образом, сформировалось философии - особая форма

общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об

основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих

сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и

духовной жизни.

Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на

особом, философском типе мышления, лежащем в основе философии познания, и на

самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же

предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет

философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания

как, например биология, геология... Однако предмет у философии есть, и

принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его

специфическую особенность. Что именно является предметом философии, зависит

от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. «Что такое философия?» “что

первично: дух или материя?”.

4 раздела онтология (учение о бытии)

Гностология (учение о познании)

Человек и общество.

Общими для всех философских систем являются:

проблема бытия – как существует мир; из чего все состоит; Онтология

учение о бытии – центральный раздел философской системы. Система взглядов на

мышление, его формы и законы называется логикой.

проблема познания (окружающего мира и человека) – познаваем ли мир, который нас

окружает; как складывается процесс познания; из чего он состоит; что есть

истина; Гносеология – философское учение о познании (эпистемология).

проблема человека – философская антропология – свободен ли человек в своей

деятельности; смысл жизни человека; подчиняется ли жизнь человека каким-либо

законам;

проблема общества – социальная философия;

3. Основные облики философии и ее функции

На значение философии лучше всего указывают ее функции:

1. Мировоззренческая(онтологическая). Суть ее в

том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека.

Формируя мировоззрение людей, философия помогает им ориентироватся в сложном

природном, информационно-техническом мире. В зависимости от  того, научной или

ненаучной является философия, определяется и характер мировоззрения. Оно также

может быть научным или ненаучным.

2.Познавательная функция

. (гносеологическая функция) Философия решает проблему познаваемости мира,

раскрывает процесс его познания; то как он совершается, а также решает вопрос о

границах познания мира.

3.Методологическая функция. Заключается в том, что

философия выступает в качестве метода познания мира, общества, человека. В

качестве такого метода выступает, например, диалектика как учение о развитии

мира и его познании. Методологическая и познавательная функция философии

органически связаны.Методология: а) учение о методах научного познания –

философия создает учение о методах познания. б) система наиболее общих методов,

применяемых во всех областях научного познания.

Раз у философии предельно-широкая область изучения, то и методы имеют широкое

(универсальное) значение, применяемых во всех областях научного познания

человеческого знания.

4.Прогностическая функция. Создавая

целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает

выявить источники и направления тех или иных явлений природы и общества. Этим

она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать их.

5.

Существует функция логотерапия («смыслолечение»). Речь

идет о лечении смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь

человеку справится с теми страданиями, которые вызваны непониманием того, что

происходит в его жизни и жизни общества. Из-за тех или иных социальных причин у

отдельных людей наступает духовный или душевный кризис, и человек «мучается

вопросом о том, имеет ли смысл его дальнейшая жизнь». Речь идет о

фундаментальных проблемах бытия, о смысле жизни, религиозных проблемах и т.д. В

данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или каких-то других,

которыми должен руководствоваться человек, чтобы выйти из душевного кризиса и

утвердить себя в обществе. В этом ему должна помочь философия.

6)

аксиологическая функция – "учение о ценностях" – обоснование и

критика систем ценностей.

7) критическая функция

критический анализ структур нашего мышления – почему сейчас мы думаем так, а не

иначе. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуется

многими философами.

8)Школа теоретического мышления и мудрости

. Особенно это касается изучения истории философии

.9)Социальная

функция. Задача – объяснить социальное бытие и

способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться

изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить.

10)Гуманитарная функция. Философия должна играть

жизнеутверждающую роль для каждого индивида.

Все функции философии взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и,

так или иначе, включает их.

    

Вопрос 5 Философы «физиса». Гуманисты

Физис -первоначало (то из чего все происходит и то, во что все разрешается). Существовали 4 разыне школы: 1) Фалес, Анаксемандр, Анаксемен, Гераклит Милетская школа. 2)Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс- Элеаты. 3)Пифагор, Алкмеон - пифагорейцы. 4)Демокрит, Левкипп- анатомисты.

Все они были натуралисты (псевдоматериалисты). Материальное начало, кот. они брали за основу имело божественную сущность. Фалес считал первоначалом воду (например, питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр- апейрон (безграничное, беспредельное, вечно движущееся, кот. определяется посредством воздействия на него некой высшей субстанции (происхождение кот. не требует доказательств)). Анаксемен - воздух (бесконечный, вечный, подвижный. Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь превращается в огонь). В его учении видна идея перехода количества в качество. Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению элемент бытия). Ксенофан - в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущности бога (приписывание ему человеческих качеств и свойств. Прогресс этого был в том, что он первый понял, что божество - безразличная миру сущность, кот. не может быть наделена свойствами, присущими тем, кто его пытается рассмотреть). Парменид - основатель онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против учения Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Все движение, кот. сущ-т - это лишь иллюзорная видимость. Первый встал на путь чистого рационализма, т. е. он говорил, что познать мир возможно только рациональным путем (путем умозаключений) и все чувственное относил к ложному. Отрицал сущ-ие небытия. Зенон- последователь Парменида. На доводы оппонентов, утверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил “парадоксы”, ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движения. Для него бытие непротиворечиво. Пример “парадокса”: стрела, выпущенная в другую точку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относительно начальной точки. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей. Считали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геометрических фигур. Анатомисты считали, что все тела состоят из атомов (конечная неделимая единица). Атомы+пустота - это основа всего сущего. Так, по своей природе атом неизменен, то и сущность всего неизменна. Посредством столкновения атомов возник весь мир. Два столетия позже- Эпикур. Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи. Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутренне обусловленного отклонения движение атома от прямой линии, что явилось основой более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности.

Гуманисты

Названы так потому, что в центр их философии положено исследование человека.

    Сократ. Произвел поворот античной мысли от прежней натурфилософии к

человеку и к моральной философии. Сократ не искал натурфилософских истин,

потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса – откуда

взялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия

исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод.

Говорил: “Я знаю только то, что я ничего не знаю”. Добавлял: “Некоторые не

знают и малую долю того, что знаю я”. На вид был невзрачен. Был простолюдин,

сын каменотеса. Ничего не писал. Все его идеи известны из работ его учеников –

Платон и Диоген (из Синопа). Сократ считал, что сущность человека –

его душа. Она формируется всей жизнью, большое значение здесь имеют образование

и воспитание. Сократ считал, что не следует сразу говорить ученикам выводы.

Идея должна зародиться в сознании ученика, сформироваться и им же быть

высказана. Это майевтика. Сократ – автор метода иронии (метод

вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям,

что мешает думать обязательно предопределенным образом) или ученого

незнания. Также автор рационалистической этики античности. Считал,

что причина зла – незнание, и если люди знают, что это зло, то они так

поступать не будут. Общество долго не сможет обойтись без насилия, но насилие

должно быть в рамках закона. Смерть Сократа (суд за «развращение молодежи» и

«непочитание богов»), помимо известных вещей показала, что у людей, играющих

грязными методами, чисто выиграть нельзя. Учение Сократа – поворот от

материалистической натурфилософии к идеализму. Агностицист, знать

можно только самого себя: “Познай самого себя”. Задача знания – не

теоретического, а практического – искусство жить.

Вопрос 7. Эллино-римский период античной философии.

Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм)

Своеобразие философии эллинизма определяют те философские школы, которые

обращаются, прежде всего, к проблемам личной жизни человека: скептицизм,

стоицизм, неоплатонизм.

Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни

приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму.  Учение

скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Основатель

скептицизма Пиррон утверждал, что единственный подобающий философу способ

отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было

суждений.

Большим авторитетом пользовалось также учение стоиков, основателем которой

был Зенон. Высшей целью человека стоики считали достижение счастливой жизни.

Высшее человеческое счастье – это жизнь, согласная с природой человека как

существа духовного, разумного, способного осуществлять свой выбор. Путь к

счастью лежит через апатию, т. е. через искоренение страстных чувств,

аффектов. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так

и невзгоды. Если на его долю выпали какие-то испытания, то сделать он с этим

ничего не может. Есть 2 выхода:

1.          сломаться ( потерять к себе уважение, а трудности так и останутся)

2.          не сломаться, выстоять, не согнуться. (правильный путь).

Наиболее яркое и глубокое учение поздней античности – неоплатонизм выразил

глубочайшие характеристики своей эпохи: ее универсализм и катастрофизм.

Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти,

отрешиться от всего земного, что было характерно для философского учения

неоплатонизма.

Неоплатонизм. Выразил глубочайшие характеристики своей эпохи. «Назад, в милую

общину!» - восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и

всей античной философии, Плотин (204-270 н.э.) имея в виду небеса, вечное

божественное бытиё. Плотин был последователем философии Платона, но не

простым его эпигоном, а творческим мыслителем, обогатившим платонизм новыми

идеями. Высшей ступенью бытия по Плотину, его субстанцией являются не идеи,

как у Платона, а божественное Первоеденение или Единое, которое может быть

определено только как самовладеющее первоначало, лишённое всяких свойств.

«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Платона:

Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим

ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно

эманирует в Ум, где происходит его дифференциация на равносущее множество

идей. Ум эманирует в Душу, где появляется чувственное начало и образуются

иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются

умственный и чувственный Космос. Первая онтологическая субстанция этой

триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Его философская

задача заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного

первоединства градацию всего существующего в мире. В философии Плотина

продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основаны его идеи, а

не сама философская схема. Наиболее значимые из философских идей Плотина

следующие:

- ценностный подход к бытию на основе его иерархизации;

- признание высшего бытия как творческого начала;

-идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация.




1. ТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Б
2. Розробка схеми електричної принципової годинника-будильника-термометра з ІЧ ПК
3. титриметрически было определено что в 1 мл данного раствора содержится 00292 г кислоты борной
4. описательный серед 16 ~ начало 18в товароведнотехнологический нач 18нач 20 веков товароведноформирующий.
5. 134Шумілова І.Ф. канд.html
6. расчленяюрассекаю
7. Разговоры о свете и любви Часть первая- Свидетель действий силы 11
8. Он ехал проселочной дорогой
9. ПГС3 Схема 20 числовые данные- двутавр 22 уголок неравнобокий 12
10. Введение1
11. тема Гормоны увеличивающие теплопродукцию--- адреналин тироксин-- инсулин глюкагон-- тестостерон эс
12. Палетка фараона Нармера
13. а соответствует только один собственный принцип производства
14. Міжнародне співробітництво в реалізації глобальних екологічних проектів
15. Курсовая работа- Упрощенная система налогообложения
16. Изучение Галактик
17. Это было сложное по структуре ведомство занимавшееся не только делами собственно внешней политики отношен
18. Два урока Анны Васильевны Басовой
19. Списка псевдоправославной литературы1
20. Азиатская идея в планах и идеях политиков государств Азии