Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛНАЯ РАБОТА»»
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные понятия
Гражданское общество совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.
Институционализация образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах.
Профессионализм это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.
Секуляризация (от франц. secularisation, от позднелат. saecularis мирской, светский) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.
Социальная адаптация приспособление граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.
Социальная защита стратегия государственной политики в переходный период в 1990-е гг. в РФ по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения, таких как дети, инвалиды, пенсионеры, женщины, малоимущие, и др.; система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.
Социальная поддержка предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (переобучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Социальная помощь система государственного попечения для наименее защищенных групп населения. Основные виды социальной помощи: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная.
Социальное обеспечение система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потере кормильца и других случаях; историческая парадигма помощи и поддержки нуждающихся, пришедшая на смену «общественному призрению».
1.1. Методологические проблемы институционализации исторических моделей социальной работы
Социальная работа представляет собой когнитивный комплекс духовно-исторических практик, сложившийся в процессе социально-исторического развития (рис. 1.1).
Практика помощи
Концепты помощи
Духовные, моральные ценности
Рис. 1.1. Когнитивный комплекс духовно-исторических практик
В процессе институционализации происходит расширение системы практик и теоретических представлений о сущности помощи и поддержки нуждающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а позднее, на этапе профессионализации данной работы, оформляется система подготовки специалистов.
Пройдя цикл исторических трансформаций, в XXI в. социальная работа понималась как:
Процесс становления и оформления практики социальной работы в науку начинается с родового общества, когда формируются механизмы редистрибуции (перераспределения) и реципрокации (взаимообмена), историческое подтверждение которых можно обнаружить с первых этапов развития цивилизации, начиная с самых древних времен (XXIV в. до н.э.) и продолжающихся по сей день.
Достаточно широкий географический ареал этих проявлений наблюдался от Египта и Месопотамии до Античной Греции и Рима, от цивилизации инков до периода расцвета и упадка Каролингов в Европе и т.д. Этот процесс имеет свое развитие и в наши дни, образуя профессиональную глобальную сеть социальной работы в мировом сообществе.
Социальная работа как теория проходит свой путь развития, непосредственно отражаясь на практике помощи. На сегодняшний день не существует однозначного мнения о том, что явилось началом становления теории социальной работы.
Одни исследователи считают, что первым теоретическим «кирпичиком» социальной работы послужил вышедший в свет в Европе «Декретум» (1100) первое католическое руководство для священников по практике благотворения. В России таким официальным документом являлись «Наставления Владимирского собора» (1238). По мнению других ученых, теоретическая основа социальной работы начала закладываться еще во времена Платона, Сократа и Аристотеля. Третьи связывают становление теории социальной работы с практической деятельностью благотворительных организаций в начале XX в.
Социальная работа как область образования начинает формироваться в начале XX в., а в отдельных странах Европы, как, например, в Голландии, учения о благотворительности появляются раньше, в 80-е гг. XIX в. Однако мировая система школ социальной работы начинает складываться во второй половине XX столетия.
Сформировавшись в социальную услугу, когнитивно-духовный комплекс практик начал проявляться в различных сегментах государственного хозяйства от образования и здравоохранения до промышленности и сферы свободного времени, что не только усложнило, но и дифференцировало виды практики. Эти изменения вызвали потребность в появлении новой группы профессионалов, социальных работников, имеющих специальное образование и обладающих определенными компетенциями, в том числе знаниями, позволяющими адекватно реагировать на социальные изменения.
1.2. Родовые модели помощи в мировой цивилизации
В процессе исторического развития можно выделить несколько этапов развития данного познания практики. Развиваясь от древних мифологических представлений о мире, где языческие боги определяли степень и меру помощи, а люди лишь принимали и следовали этим принципам, научная и практическая основа социальной работы усложнилась до ранних государственных форм помощи и поддержки, на основе обычного и государственного права. С точки зрения цивилизаций и исторического пространства можно выделить такие формы практик, как маат в Египте, филантропию в Греции и Риме, минку в государстве инков.
Система исторических смыслов раскрывается в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Родовые модели помощи
Субъект помощи |
Социальные изгои |
Практика помощи |
Этические смыслы |
■ фараон; |
■ вдова; |
■ поддержка |
■ справедливость; |
■ государст-вен |
■ бедный; |
в период голода; |
■ спасение; |
ные чиновники |
■ неимущий; |
■ организация |
■ благополучие; |
■ дочь бед- |
работ; |
■ милосердие; |
|
няка |
■ утешение плачущих; ■ обогащение жителей; ■ раздача продуктов питания; ■ кормление |
■ отказ от мести за причиненное зло |
1.3. Античная модель помощи и поддержки
Данная модель зарождается и развивается в период античности. Для нее характерно оказание помощи и поддержки свободным гражданам, а также появление гражданских традиций в городах-полисах, проявляющихся в виде бесплатной раздачи зерна, вина, реже денежных выплат.
В Римской империи существовали аналогичные практики, когда властью жаловалась определенная сумма денег населению или внесенным в списки отдельным гражданам. Такие мероприятия могли проходить периодически или быть приуроченными к каким-либо важным событиям или памятным датам.
1.4. Конфессиональная модель помощи и поддержки
В период оформления мировых религий и усложнения общественных отношений, концепты когнитивно-помогающих практик претерпевают значительные изменения. Речь идет о появлении сложных духовных комплексов на основе религиозных представлений о мире, роли и положении человека в этом мире, его отношении к Богу. Именно в этот период формируются новые системы помощи и поддержки, а также когнитивные комплексы, связанные с практикой применения нормативных канонов помощи в жизни, с точки зрения требований религий. Такие подходы наблюдаются в буддизме в концептах даны, в иудаизме при описании цдаки, христианстве принципы милосердия, в исламе садака и закят.
Данная модель помощи и поддержки связана с деятельностью церкви и развитием местного самоуправления в городах, формированием государственных законов, регламентирующих помощь различным сословиям.
Церковная помощь в западной цивилизации главным образом осуществлялась через монастыри, которые выступали в качестве благотворительных учреждений. Примечательным является тот факт, что в монашеских орденах в деле помощи существовала специализация: тринитарии те, кто занимался освобождением пленных, сепулькринки те, кто покровительствовал найденышам и больным детям. Также можно отметить деятельность религиозных братств из мирян средних и низших слоев населения, которые оказывали помощь вдовам, сиротам, больным и умирающим. В городах среди ремесленников организовывались цеховые фонды взаимоподдержки.
Далее появились государственные подходы в отношении регламентации профессионального нищенства, вышли законы о нищих, помощи бедным, введении общенациональных налогов на бедных.
В Древней Руси деятельность русских князей была связана с практикой благотворительности церкви. Для данной модели характерна опека некоторых слоев населения, которые законодательно брались под княжеский и церковный патронаж. В эту категорию входили не только люди церкви, но и изгои, не связанные кровно-родственными отношениями, а также вдовы и старики. Основной задачей попечения было «питание», т.е. сохранение образа жизни подопечного. Форма поддержки носила спонтанный характер, не имела закрепленных финансовых механизмов и находила свое выражение в изменении объема «десятины», которая жертвовалась князьями. Постепенно возник новый вид помощи на основе остаточного принципа, когда поддержка оказывалась исходя из «избытка чего-либо».
В связи с неразвитой системой хозяйствования помощь на уровне власти носила временный, непостоянный характер. Однако, возможно, она была адресной и конкретной, поскольку действия князя были регламентированы определенными традициями и законами. Также следует отметить, что в те времена церкви и монастыри предприняли первые шаги в организации институтов поддержки, таких как больницы, богадельни, и заложили основы медицинской помощи и просветительской деятельности.
1.5. Государственно-административная модель помощи социально уязвимым слоям населения
В период Реформации в Европе процессы секуляризации привели к десакрализации моделей помощи. Закрепление концептов социальной справедливости со стороны светской государственности, концентрация внимания на антропоцентризме в научной сфере, а также переход ряда церковных функций к гражданскому обществу внесли новые принципы и объяснительные схемы в систему помогающих практик.
Когнитивно-духовные помогающие практики, став частью государственного механизма и гражданского общества, где приоритеты последнего в деле помощи и поддержки были существенно значимы, впоследствии претерпевают изменения, когда капитализация отношений ставит вопрос о необходимости помощи как функции и атрибута государства, выведение ее до уровня необходимой и легитимной социальной услуги.
В данный период происходит разрушение церковно-монастырской системы благотворительности. Оформляется система государственных превентивных мер в деле локализации профессионального нищенства: законы, налоги, полицейские меры, система образования и воспитания.
Начинают оформляться первые школы профессиональной подготовки добровольных благотворителей. Складываются территориальные модели локализации социальных патологий, такие как эльберфельдская система в Германии, оформляется закрытая (в специальных учреждениях) и открытая (помощь на дому) системы помощи в Англии. Государство начинает проводить мероприятия по локализации проблем нищенства, вводя и распространяя систему страхования.
В России секуляризация монастырских хозяйств была связана не только с формированием абсолютизации власти, но и со средневековой урбанизацией, когда городам были необходимы определенные слои населения, обеспечивающие их процветание. В этой связи характерны первые запреты на постриги «людей торговых и мастеровых».
Власти стремятся через законодательные меры инициировать деятельность церкви по помощи нищим, убогим, создать институт социальной помощи нуждающимся. Государство берет под контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих.
Растет роль государства в деле борьбы с голодом. В этих целях организуются различные приказы (например, Житный приказ ведал житными дворами, где хранился запас зерна на случай голода). Издается ряд законов, регламентирующих действие местных властей, церкви, феодалов и «скудных людей» в период голода. В частности, предусматривалось введение государственной монополии на цены, раздача хлеба в долг, право перехода от феодала в другие земли.
Под государственный контроль переходят мероприятия по выкупу из неволи пленных, казна собирает определенный налог, делаются первые шаги в оказании поддержки вдовам и детям, чьи мужья и отцы погибли на «государевой службе».
Постепенно складываются территориальные подходы к помощи и поддержке нуждающихся, происходит формирование определенных институциональных стандартов обслуживания, которые сводятся к обязательному минимуму институтов помощи.
Развиваются благотворительные общества и организации, которые, как и приказы,- находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение не ограничивается только социальной помощью различным категориям нуждающимся, но и включает в себя меры по воспитанию и профессиональному, сословному обучению, интеграции женщин в различные сферы деятельности, образованию и профессиональному обучению инвалидов. Для данной модели характерны децентрализация в области финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, волюнтаризм в вопросах социальной поддержки, периодический характер деятельности.
В то же время наблюдаются новые виды поддержки: земская, городская, оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения. Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, оказывающие не только сословную поддержку, но и решающие достаточно большой спектр проблем: от борьбы с безработицей до воспитания малолетних преступников, от борьбы с социальными болезнями до создания системы искусственного вскармливания младенцев. Неразвитая налоговая система, отсутствие государственного финансирования, децентрализация социальных акций в проведении мероприятий в области социальной политики характерные черты данной модели.
На развитие профессиональной социальной работы в XX в. оказали влияние следующие важнейшие факторы.
Макрофакторы эволюции:
Мезофакторы эволюции:
Микрофакторы эволюции:
В данный период организуется сеть профессиональных заведений, которые охватывают все мировое пространство. Сегодня имеются не только национальные школы социальной работы, но и национальные модели помощи и защиты. Социальные службы формируют не только определенный сектор права, экономики, но и общественных связей. Социальная помощь осуществляется в агентствах, школах, армии, церкви. К этой деятельности подключены государственные, общественные, благотворительные организации, объединения.
Российская Федерация переходит к практике социальной работы только в начале 1990-х гг. Особенностью концепции государственной социальной политики в эти годы становится ее направленность на стабилизацию уровня жизни граждан, тогда как в предшествующее время она строилась на распределительной и перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.
В социальной сфере как особой области государственного патернализма намечен ряд приоритетов и стратегий в здравоохранении, образовании, культуре, жилищной сфере, науке, физической культуре и спорте. В этой связи в системе социального обслуживания населения уже осуществляется отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защиты. В зависимости от трудоспособности граждан и их материальной обеспеченности предполагаются дифференцированная поддержка и социальное обслуживание. Приоритетными учреждениями социального обслуживания становятся нестационарные учреждения (специализированные отделения социальной помощи на дому, учреждения социального обслуживания семьи и детей и т.д.). Бесплатное социальное обслуживание сохраняется только для отдельных групп населения в соответствии с утвержденным перечнем, а основной акцент делается на привлечении средств граждан.
В области реформирования социальных выплат предполагается разработка единых принципов и критериев их предоставления, при назначении пособия предусматривается учет среднедушевого совокупного семейного дохода и т.д.
На рисунке 1.2 показан процесс институционализации, становления социальной работы как практической деятельности, теории и системы профессионального образования.
XXI в. до н.э. Практика социальной работы XXI в.
*>
IV в. до н.э. Теория социальной работы XXI в.
XIX в. Социальное образование XXI в.
Социальная Социальная Социальная
Р А Б О Т А
►
Рис. 1.2. Историческая динамика процесса институционализации социальной работы
Общие выводы
Процесс институционализации социальной работы имеет тенденцию постоянного развития и обновления. В процессе исторического развития когнитивно-духовнопознавательных практик постепенно происходило становление практического, теоретического и образовательного комплекса социальной работы, приобретая контуры глобальной профессии.
Контрольные задания
Литература
1.Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.,1992.
М., 1995.
6. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М.: Академический проект, 2008.
ТЕМА 2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
2.1. Глобальный мир как контекст социальной работы
Основные понятия
Глобализация исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.
Глобальные проблемы наиболее насущные, животрепещущие проблемы, которые: а) затрагивают жизненные интересы всех народов; б) для своего решения требуют коллективных усилий мирового сообщества. Глобальные проблемы человека совокупность социально-политических, экономических и экологических глобальных проблем, затрагивающих человека.
Глобальные социально-политические проблемы комплекс негативных явлений, угрожающих международной безопасности и миру, партнерству и добрососедству между народами.
Глобальные социально-экологические проблемы комплекс проблем, связанных с взаимоотношением общества и окружающей среды; комплекс проблем, связанных с экономической отсталостью стран, демографическими процессами, производством и потреблением продовольствия и ресурсов.
Менеджмент социальной работы выявление и оценка потребностей клиента, а также организация и координация комплексной помощи, оказываемой клиенту группой специалистов.
Приватизация социальной сферы передача значительной части социальных услуг в частный сектор.
2.1.1. Понятие глобального мира и глобализации
Современный мир неоднороден. Его многообразие обусловлено как различным уровнем технико-экономического развития стран, так и разнообразием культур. Но при этом в мире действуют мощные интеграционные процессы, связывающие воедино народы планеты. Эти процессы называют глобализацией, а мир соответственно приобретает характер глобального.
Представление о всемирном единстве всех людей существовало не всегда. Оно появилось только в XX в. Мировые войны, землетрясения, международные конфликты дали почувствовать людям общность своей судьбы, зависимость друг от друга. Ничего подобного в прежние века не происходило. Еще 500 лет назад трудно было говорить об объединении людей, проживающих на земле, в некую единую систему. В прошлом человечество представляло собой чрезвычайно пеструю мозаику, составленную из изолированных образований орды, племена, царства, империи, имевших независимую экономику, политику и культуру. С тех пор процесс создания единой мировой системы резко ускорился.
В становлении глобального мира можно выделить три этапа.
Первый этап феномен всемирной истории. К. Маркс справедливо считал, что всемирная история это результат, который достигнут благодаря развитию капиталистического производства и возникновению мирового рынка. На протяжении нескольких последних столетий глобализация наполнялась все более разнообразным содержанием: Великие географические открытия, развитие мировой торговли, образование колониальной системы, вывоз капитала в другие страны, создание международных корпораций и транснациональных компаний, мировые войны, возникновение двух мировых социальных систем (и рынков), распад одной из них, прекращение холодной войны.
Второй этап возникновение проблем, затрагивающих все страны мира и требующих объединения народов для их совместного решения. Эти проблемы получили название глобальных. Их можно дифференцировать на три категории (табл. 2.1).
Третий (современный) этап характеризуется тенденцией к единообразию. В социальном, политическом и экономическом смысле планета представляет собой единое пространство. В политическом плане существуют наднациональные единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиция правящих групп («Большая семерка»), континентальные объединения (Европейское сообщество), всемирные международные организации (ООН). Очевидны уже контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и Интерпола. Усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, растет роль многонациональных и транснациональных корпораций, которые нередко обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства.
Таблица 2.1
Глобальные проблемы |
||
Проблемы взаимоотношений общества и личности |
Проблемы отношений между обществами |
Проблемы взаимоотношений общества и природы |
1.Демографическая проблема. 2. Проблема голода, 3.Негативные последствия научно- 4.Проблема опасных болезней. 5.Защита социокультурной среды и культурного |
1.Проблема войны и мира. 2.Проблема взаимоотношений наций, этносов, рас. 3.Преодоление экономической социо - культурной отсталости 4.Проблема освоения Мирового океана и космос |
1.Экономические проблемы. 2.Энергетические проблемы. 3.Климатические проблемы. 4.Сырьевые проблемы |
Средства массовой информации (СМИ) превращают нашу планету и единое информационное пространство. Жители разных стран становятся свидетелями событий, происходящих в различных уголках планеты, миллионы приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, международные музыкальные фестивали и т.д.), что унифицирует вкусы людей. Повсюду в ходу одни и те же потребительские товары. Миграция, работа за границей, туризм и т.д. знакомят людей с образом жизни и нравами других стран. Оформляются интернациональные языки (английский, немецкий, французский и др.). Компьютерные технологии распространяют свои программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются. Наш мир постепенно превращается в глобальную коммуникационную систему, в которой общества распадаются на отдельные группы, перетекающие, в зависимости от меняющихся жизненных приоритетов, из одной социальной сети в другую.
Таким образом, в понятии «глобализация» заложена идея о том, что мир стал более интегрированным с точки зрения экономики, политики и культуры.
2.1.2. Глобализация социальных проблем
Можно выделить следующие главные факторы бедственного положения стран:
отсталость производственной базы (аграрный характер экономики, не проведена индустриализация, примитивность техники и технологий, низкая продуктивность и т.д.);
неэффективность применения трудовых ресурсов (высокая безработица, низкая производительность труда, нехватка специалистов и энергичных предпринимателей, невысокий уровень организации и слабое стимулирование труда и т.д.);
неэффективность государственного управления обществом (бюрократизм, некомпетентность чиновников, коррупция, торможение земельной, законодательной, рыночных и других прогрессивных реформ);
неблагоприятные условия для развития стран (нехватка пахотных земель и природных ресурсов, тяжелые климатические условия, диспаритет цен во внешней торговле (страны вынуждены сбывать свою продукцию по заниженным ценам и приобретать товары у развитых государств по завышенным), огромные государственные долги, перенаселенность, неграмотность, родоплеменные и кастовые пережитки, гражданские войны, отсутствие желания к развитию у многих людей и т.д.).
В результате отсталые страны попали в своего рода порочный круг неустроенности: они бедны, потому что имеют отсталое и неэффективное производство, которое в свою очередь обусловлено бедностью страны и отсутствием средств для инвестиций.
Демографическая проблема порождается двумя демографическими тенденциями:
Если к началу XX в. население планеты было чуть более 1,6 млрд. человек, то к концу XX в. оно составило уже около 6 млрд. человек. При этом наибольший прирост населения приходится на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Это вызывает неравномерность распределения населения мира по отношению к жизненным ресурсам, усиливается миграция населения и неоправданная урбанизация (чрезмерная скученность людей в городах). Недопроизводство населения характерно снижением рождаемости и имеет отрицательные последствия: старение населения, сокращение в его составе доли трудоспособных людей, увеличение доли пенсионеров. Недопроизводство населения может вести к депопуляции, т.е. к уменьшению численности коренного населения, а также к возможности исчезновения отдельных этносов.
Также в результате демографического взрыва в слаборазвитых странах структура мирового населения резко меняется в сторону преобладания жителей и выходцев из бедных стран с невысоким уровнем образования, повышенной ожесточенностью, отсутствием положительных жизненных ориентиров и привычки к соблюдению норм цивилизованного поведения. Со временем это может значительно снизить общий интеллектуально-творческий потенциал человечества и привести к еще большему распространению в обществах преступности, наркомании, тунеядства, бродяжничества и других асоциальных явлений.
Продовольственная проблема заключается: в острой нехватке продуктов питания во многих развивающихся странах (более 70 из них вынуждены ввозить продовольствие); недоедании и голоде людей (в мире от 500 до 800 млн. голодающих и недоедающих людей); несбалансированности и неполноценности питания; низкой продуктивности производства. В целом современная высокоэффективная индустрия продовольствия способна прокормить все нынешнее население Земли. Однако сосредоточена она в развитых странах. В слаборазвитых странах производство отличается малопродуктивностью, в то время как население угрожающе увеличивается. В результате одна часть человечества озабочена перепроизводством продуктов и проблемами ожирения, а другая страдает от недоедания и голода.
Проблема природных ресурсов: нельзя постоянно увеличивать объемы добываемых у природы ресурсов, поскольку многие из них близки к исчерпанию, а массированная добыча наносит огромный ущерб окружающей среде.
2.1.3. Проблемы человека в контексте глобализации
Глобальные проблемы тесно взаимосвязаны и в конечном итоге отражаются на человеке. Ведь в первую очередь именно люди страдают от вражды, войн и насилия, эгоизма и просчетов политиков, невысокого уровня развития экономики, нехватки продовольствия, гибели природы, экологического кризиса и т.д. Можно выделить следующие группы таких проблем:
горе и страдания от войн и насилия: гибель, увечья, потеря близких, разрушение жилья и другие несчастья, происходящие в результате войн, насилия, бандитизма;
рознь и вражда между людьми: националистический, религиозный и идеологический фанатизм;
ущемление прав и свобод граждан: ущемление прав и свобод личности, дискриминация женщин (к примеру, в Афганистане женщинам запрещено учиться и работать; во многих странах женщины почти не представлены в органах власти, за одинаковый труд получают меньшее вознаграждение, чем мужчины, подлежат увольнению в первую очередь и т.д.), национальных и религиозных меньшинств;
материальная и духовная необеспеченность жизни: безработица, голод и нищета; беженство и бродяжничество; неграмотность, невежество и низкий уровень духовности людей;
физическое и психическое нездоровье человека: эпидемические, пандемические заболевания (грипп, «возродившийся» туберкулез, СПИД синдром приобретенного иммунодефицита, от которого на планете уже погибло более 6 млн. человек, и др.); нездоровый образ жизни (наркомания, пьянство, алкоголизм, курение, неправильное питание, гиподинамия, отравление «плохой экологией» и т.д.), а также психическое нездоровье человека (подавленность, депрессия, ожесточенность, недружелюбие, агрессия, злоба, ненависть, склонность к насилию и т.п.).
В России некоторые из вышеперечисленных проблем в последние годы проявили себя особенно остро. В результате этого резко снизился показатель средней продолжительности жизни россиян, особенно у представителей мужского пола. Данная разница на данный момент составляет 1314 лет. Главным фактором этого феномена, по мнению специалистов, является пьянство и алкоголизм.
Глобальный характер проблем человечества проявляется и в том, что, обостряясь в одних странах, они неизбежно затрагивают другие. Так, потоки беженцев, общее число которых достигает во всем мире уже более 50 млн. человек в год, порождают целый ряд трудностей для десятков стран (обеспечение мигрантов питанием, жильем, их трудоустройство, столкновения с местным населением и т.д.). А такие проблемы, как преступность, болезни, наркомания, проституция, загрязнение атмосферы, окружающей среды в целом и т.д., охватывают сразу все народы мира.
Глобальные проблемы современного человечества порождены человеком. Здесь мы имеет дело с «эффектом бумеранга», когда результаты злоупотребления или непродуманной деятельности человека отражаются на нем же самом. Причины всех наших несчастий вызваны нами самими: в неразумных, недальновидных и безответственных действиях, в проявлении политической и социальной пассивности, пренебрежении к природе, стремлении к чрезмерному потребительству, непомерном эгоизме и взаимной разрушительной нетерпимости.
Глобализация является многоликим и многомерным процессом, который, несомненно, расширяется и углубляется. Сегодня глобализация становится ареной противоборства различных экономических, политических, информационных, национальных, региональных и множества других интересов и таким образом она осуществляется одновременно на объективном и субъективном уровнях.
2.1.4. Влияние процесса глобализации на социальную работу
Глобализация воздействует на социальную работу во всех своих трех аспектах: экономическом, политическом и социокультурном. Глобализация экономической сферы способствует приватизации социальной сферы, появлению частного, независимого сектора социального обслуживания населения в развитых капиталистических странах. Таким образом, можно говорить о расширении участников в сфере предоставления услуг. Передача ответственности за решение социальных вопросов из общественного сектора в частный происходит по двум направлениям:
Понятие «частный сектор» включает в себя не только частные коммерческие, но и некоммерческие организации, и внутрисемейные отношения.
Можно также констатировать заметные изменения в развитии организационных структур социальной работы. Происходит переход к более гибким моделям работы, что воздействует как на организацию социальной работы, так и на природу ее клиентской базы. Появляется менеджмент социальной работы, ключевой задачей которого является приобретение (покупка) социальных услуг у различного вида частных, добровольческих и некоммерческих организаций. Социальные работники вовлекаются в управление так называемым социальным пакетом (пакет помощи). Речь идет о «ведении случая» как о процессе выявления и оценки потребностей клиента, а также организации и координации комплексной помощи, оказываемой ему группой специалистов, т.е. командой.
Одним из существенных структурных изменений стало разделение крупных социальных организаций на более мелкие, концентрирующиеся на определенных вопросах помощи (как, например, в Великобритании). Происходит переход от общей практики к специализации, особенно в сфере диагностики и анализа.
Возрастает число некоммерческих и коммерческих организаций, занимающихся отдельными направлениям деятельности: проблемами защиты детей, психических заболеваний, геронтологии, молодежного права, оказывающих различные виды альтернативной помощи.
Сферы практики в значительной мере рассматриваются с точки зрения приоритетности, т.е. необходимости работать и финансировать тех, кто входит в группы особо нуждающихся и группы риска.
Глобализация социокультурной и политической сферы оказала влияние на социальную политику стран. Социальная политика, основанная на низком уровне налогов и бюджетном сокращении, снижает ресурсы, необходимые для социальных служб. Средства могут отвлекаться от высокозависимых групп на образование и обучение для привлечения крупных инвестиций.
Усиливается интеграция в сфере социального образования. С одной стороны, это привело к обобщению принципов и универсализации понимания социальной работы, в фокусе которого проблемы человека и общечеловеческие ценности, такие как свобода, ненасилие, права человека и др., которые через профессиональную деятельность претворяются во многих странах мира. С другой стороны, международная интеграция социальной работы сталкивается с противоречиями, порождаемыми неравномерностью социально-экономического развития стран. Поскольку глобализация несет в себе не только тенденции унификации, но и элементы нивелирования, размывания самобытности общностей в различных культурных регионах, перед социальной работой встает ряд задач, связанных с сохранением культурной идентичности. В условиях глобализации профессиональной деятельности усиливается роль социальной работы в сохранении, поддержании и развитии национальной идентичности в целях экономической и общественной безопасности стран.
Наконец, становится возможным развивать и усиливать обмен в сфере теоретических, практических и научных открытий между профессиональными сообществами социальных работников по вопросам решения различных социальных проблем охраны детства, демографии, преступности, наркомании среди молодежи, групп риска, физиологического и морального старения и т.п.
2.2. Социальная работа как составная часть общественного устройства глобального мира
Основные понятия
«Третий (общественный) сектор» совокупность негосударственных организаций и институционализированных групп, действующих на принципах самоорганизации, но в то же время выполняющих государственно значимые функции, связанные с удовлетворением социальных интересов и потребностей конкретных социальных групп, которые остаются неудовлетворенными в рамках государственного сектора и бизнеса.
Государство всеобщего благосостояния общество, где существует государственная ответственность за благосостояние граждан. Государство предоставляет льготы и решает проблемы социального обеспечения посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям, денежных доплат низкооплачиваемым работникам и т. п. Финансирование этих расходов осуществляется государственными страховыми программами и через систему налогообложения, которая уменьшает социальное неравенство посредством перераспределения ресурсов.
Гражданское общество совокупность отношений в сфере экономики, культуры и пр., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.
Неправительственные организации (НПО) частные организации, цель которых облегчать страдания, отстаивать интересы отверженных, заботиться об окружающей среде, предоставлять основные социальные услуги, поощрять развитие общества.
Профессиональная культура набор ценностных установок определенной профессии, соответствующий структуре этических норм данного общества.
Социальная поддержка система социальных выплат, осуществляемых из бюджетных средств без предварительных взносов граждан, но обычно с использованием процедуры оценки их материального положения.
Социальное благосостояние система программ, выплат и услуг, которые способствуют решению социальных, экономических, образовательных и медицинских проблем населения, обеспечивая тем самым основы функционирования современного общества.
Социальный статус профессии признание профессии обществом как нужной и полезной.
Универсальные паттерны культуры структуры, образцы, присущие всем культурам; структуры, образцы, свойственные одной определенной культуре.
2.2.1. Социокультурное измерение социальной работы: общее и особенное
Историческая справка
Известно, что социальная работа в самом начале своего развития опиралась на христианские традиции. Несмотря на то, что многие их них отражали общечеловеческие ценности, социальные службы многих стран, где господствовала другая религия (например, мусульманство), учитывали местные культурные традиции, т.е. несколько иное, чем в христианстве, понимание таких категорий, как равенство и справедливость, благотворение и воздаяние. Например, понимание попечения в западной и восточной культурах разительно различаются. Социальная работа в большинстве западных стран ориентирована на индивида, его личностное начало, индивидуальные права, и социальные службы изначально создавались по месту жительства людей и обслуживали в основном только тех, кто не имел другой возможности получить помощь. В восточной же культуре человек по традиции воспринимается в основном как элемент общества, коллектива, семьи, как часть малой группы, без акцента на индивидуальность или в качестве отдельной личности. В Индии, к примеру, социальная работа с семьей проводится в соответствии с их национальным пониманием функции этого института: прочные семейные связи непоколебимы на протяжении всей жизни человека, поэтому основная работа с семьей направлена на сохранение и упрочение этих связей, несмотря на возможное ущемление, по западным меркам, индивидуальных интересов личности. В США же, как и в большинстве европейских стран, социальная роль семьи состоит преимущественно в подготовке индивида к независимой от нее самостоятельной жизни в обществе. В соответствии с традицией западной культуры социальные работники поощряют многообразие, плюрализм посредством конкуренции, а в восточных и азиатских странах - руководствуются идеями единения, униформности, сплоченности, стараясь обходить острые углы, конфликты и жесткую конкурентную борьбу.
В каждом государстве социальная работа несет на себе отпечаток национальной культуры, сложившихся традиций, политической практики, что свидетельствует о ее уникальности. Разные культуры порождают свои ценностные ориентации, которые выражаются в специфическом отношении к природе, времени, пространству, характеру общения, личной свободе, природе самого человека. Понимание значений нормы, разумного, рационального может быть совершенно различным в различных культурах. Все эти особенности находят свое отражение в профессиональной деятельности, и существование многообразной практики социальной работы в разных странах тому подтверждение.
Вместе с тем имеются и универсальные черты, которые можно обнаружить во всех культурах. Американский культуролог Кларк Уислер выделил девять таких черт, присущих всем культурам: 1) речь (язык); 2) материальные черты; 3) искусство; 4) мифология и научное знание; 5) религиозная практика; 6) семья и социальная система; 7) собственность; 8) правительство; 9) война. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) народности, или иначе их называют культурными темами. Одни культуры основаны на таких темах, как равенство и социальная справедливость, другие на индивидуальной ответственности и денежном успехе, третьи на военной доблести и охоте и т.п.
Итак, анализ мирового опыта свидетельствует о том, что наряду с уникальностью, обусловленной, как отмечалось выше, социально-экономическими, идейно-политическими условиями, особенностями культуры и традициями каждой страны, социальной работе свойственны также и универсальные паттерны.
Они позволяют определить ее как всеобщее явление в контексте общественного развития современного мира, которому присущи формы уникального проявления в различных странах.
Такими универсальными паттернами в социальной работе выступают:
■общественное признание или социальный статус профессии.
Почему данные параметры являются общими, постоянными величинами?
Профессиональная культура: обычно при становлении или развитии той или иной профессии люди, ее практикующие, создают собственную культуру, т.е. определенный набор ценностных установок, соответствующий структуре этических норм данного общества и связанный с той функцией, которую призваны выполнять представители данной профессии как свое предназначение, свою роль в обществе. Ценностными установками всех разновидностей социальной работы является уважение чести и достоинства человека, неповторимости и уникальности его личности.
Международное определение социальной работы
«Социальная работа как профессия способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует активизации способностей людей к самостоятельному функционированию в обществе в целях повышения их благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа помогает взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы» (Глобальные образовательные стандарты по подготовке специалистов социальной работы (приняты на Генеральной Ассамблее МАШСР и МФСР в Аделаиде, 2004 г.).
История мирового сообщества свидетельствует о том, что возникновение социальной работы отвечало в большей степени интересам гражданского общества, нежели интересам отдельной личности. Речь идет о том, что социальная деятельность изначально впитала в себя общечеловеческие ценности, выходящие за рамки интересов конкретных людей конкретного общества. Эти ценностные основания во многом предопределяют цель социальной работы гармонизацию взаимоотношений между индивидами, между индивидами и социальными институтами общества, а также ее задачи способствовать утверждению социальной и экономической справедливости, защищать право человека на достойную и свободную жизнь.
Факты
Проблематика социальной работы как отрасли научного знания теперь является признанным полем академических исследований во многих индустриально развитых странах.
В Великобритании, например, проблемы социальной работы изучаются, прежде всего, на факультетах социального администрирования или социального развития автономных университетов, в то время как в США научные исследования в области социальной работы - неотъемлемая часть программы обучения на факультетах или в колледжах социальной работы. Те или иные теоретические аспекты социальной работы изучаются на факультетах политологии, социологии, экономики, государственной службы. Это объясняется междисциплинарным характером проблем социальной работы. Социальные стратегии в рамках социальной работы являются предметом изучения не только университетов, но и многих научно-исследовательских институтов, государственных и общественных исследовательских центров.
Система научных и практических знаний профессиональные знания социального работника: знания о природе человека и его социальном окружении, теории и методы социальной работы, специфические профессиональные знания и умения.
Хорошо отлаженная система знаний, навыков и умений социальной работы может помочь развитию общества, сглаживая конфликты и предлагая конструктивные методы социального развития. Развивающиеся на научной основе знания о потребностях человека и об их удовлетворении посредством системы социальных услуг, подкрепленные общественной и индивидуальной практикой, помогают обществу решать многие социальные проблемы и ускорять свое социальное, а вслед за ним и экономическое развитие.
Общественное признание, или социальный статус профессии (профессиональная подготовка и ответственность убеждать общественность в полезности социальной работы для общества в целом, профессиональная пригодность). Представители любой профессии стремятся к тому, чтобы социум признал ее как полезную и нужную, т.е. стремятся получить определенный статус в обществе. Как показывает социальная практика, добиться общественного признания можно лишь в том случае, если конкретной профессиональной деятельностью станут заниматься дипломированные специалисты. Однако для завоевания авторитета этого недостаточно. Необходимо также убедить общественность в эффективности и полезности практики социальной работы, как в отношении конкретных людей, так и общества в целом.
Этого можно достичь путем делегирования части контрольных функций над деятельностью социальных работников представителям общественности, что в определенном смысле обеспечивает социальную безопасность тем членам общества, которым оказывается помощь. Клиенту нужны гарантии качества социальной помощи, которые могут предоставить лишь дипломированные специалисты, не только наделенные теоретическими знаниями и имеющие достаточный уровень практических навыков и умений, но и обладающие особыми душевными качествами, способные и готовые помочь человеку, руководствуясь чувством милосердия и человеколюбия. Социальная работа это единственная профессия, в которой определяющим критерием профессиональной пригодности являются личностные качества (в первую очередь доброта и любовь к людям), а затем уже знания, навыки и умения.
2.2.2. Основные подходы к решению социальных проблем и их влияние на формирование моделей социальной работы
К началу XX века социальная помощь в основном осуществлялась через церкви, общины, семьи. Однако в результате происходящих процессов индустриализации, урбанизации и индивидуализации общественной жизни эти каналы начинают разрушаться. В связи с этим в первой половине XX столетия происходит перераспределение ролей: одним из главных гарантов социальной защищенности человека становится государство.
Историческая справка
Социальная работа как профессиональная деятельность формируется в конце XIX - начале XX в. Само понятие «социальная работа» производно от термина «социальный работник», который был предложен С. Паттеном в 1900 г.; в профессиональном значении оно впервые начало употребляться в Англии, США, а затем в разное время и в странах Западной Европы.
Интенсивное развитие капитализма, характеризующее этот период, сопровождалось включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием работников наемного труда и, как следствие, ростом революционных выступлений трудящихся.
Нарастание социального неравенства и отсутствие государственных механизмов социальной защиты способствовало социальным взрывам, потрясшим мир в первые десятилетия XX в. Революционные движения на Западе, три российские революции, мировая война, «великая депрессия» в Америке заставили власти западных государств искать адекватные меры по социальной защите населения, внедрять активную социальную политику. В XX веке развитие европейской и американской цивилизации характеризуется тем, что наряду с репрессиями появляется и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наемных рабочих и членов их семей.
Поиск теоретических решений возрастающих социальных проблем начался еще в XIX в. Возникают первые социальные теории и доктрины, которые и поныне определяют социальную политику некоторых государств. Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX начале XX в. в США и Западной Европе способствовали формированию понятий об ответственности и моральном долге государства перед личностью, о том, что наиболее рациональным способом решения возникших социальных проблем являются социальные реформы в совокупности с индивидуальным подходом к каждому человеку, нуждающемуся в помощи.
В результате этих теоретических изысканий сформировалось три подхода к решению социальных проблем.
Первый подход революционно-преобразовательный (марксистское направление). Суть его: решить социальные проблемы можно лишь революционным путем, преобразовав само общество. На практике такой подход нашел свое воплощение в бывшем СССР, странах Восточной и Центральной Европы и некоторых странах Азии и Латинской Америки в XX в.
Второй подход реформистский. Его представители также считали, что причины социальных невзгод заложены в обществе, но выход видели не в революционном преобразовании социума, а в его постепенном реформировании. Данный путь социальных преобразований и развития выбрало большинство стран с капиталистической системой хозяйствования. Особенно преуспели в этом процессе скандинавские страны.
Третий подход антропологический, сторонники которого исходят из положения, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Основатель этого течения Мэри Ричмонд, автор классической теории социальной работы, описанной в книге «Социальные диагнозы» (1917). Основываясь на американской идеологии индивидуализма, М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Человек выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.
Точка зрения
«В Великобритании дискуссия о том, что представляет собой социальная работа, ведется на протяжении многих лет и является предметом экзистенциальной важности. Ответы могут быть разными по сути - это финансируемая государством деятельность, связанная с рядом „тяжелых случаев", в отношении которых необходимо повседневно применять правила, законы, политику. Социальная работа усиливает права, которые не были замечены в другом месте, и обязанности, которые клиентура социальных работников отменила. Поэтому социальная работа является институтом, ориентированным на государство, а не на клиента» (Harris R. Beyond rhetoric: A challenge for international social work // International Social Work. 1990. 33 (3). P. 204-205).
В начале XX века благотворительные общественные организации стали пополняться уже профессиональными кадрами социальных работников, которых готовили многие высшие и средние учебные заведения. Так, постепенно оказание помощи незащищенным слоям населения теряет характер неорганизованной благотворительности и филантропии и приобретает профессиональное качество и соответствующее начинание под названием «социальная работа». Одновременно возникают новые формы деятельности: например, движение сеттльментов (The settlement house movement) организация поселений для иммигрантов в США и Англии, эльберфельдская система оказания помощи бедным (Elberfeld system) в Германии, Финляндии, Швеции, с частичным участием государственных служащих и др.
Но главным игроком на социальном поле, безусловно, становится государство. Во все большей степени оно начинает осознавать необходимость вмешательства в социальную сферу, а значит, и иметь на государственной службе профессиональных социальных работников. В первые десятилетия XX в. практически все развитые государства проводят активную экспансию в социальную сферу: выстраивают социальную политику, создают правовую базу, разрабатывают модели и системы социальной поддержки населения. В это же время вырисовываются и различия в моделях социальной поддержки населения в разных странах Запада.
Точка зрения
Считается, что в США социальная работа излишне сосредоточена на сфере микропрактики с индивидами и семьями, опираясь в этой сфере в основном на клиническую модель. В 1990 году американский теоретик социальной работы Г. Шпехт предостерегал: «Исходя из существующего положения дел, можно ожидать, что профессия будет полностью поглощена психотерапией в ближайшие 20 лет и функции социальной работы в государственных социальных службах станут незначительными... Психотерапия отвлекла социальную работу от ее первоначальной мечты, мечты о совершенствовании общества, создании „города прекрасного", „нового общества" и „новых границ"» (Specht Н. Social work and the popular psychotherapies // Social Service Review. 1990. 64 (3). P. 345).
В процессе исторического становления социальной работы сформировались три основные сферы практики.
В первой сфере социальная работа предстает как инструмент механизма государственного благосостояния. Внутри нее государство эффективно диктует конкретные направления практики, на которых профессия сосредоточивает свои силы. Кроме того, кадровый состав в своем большинстве также напрямую нанимается государством или государственными службами, которые основаны им и поэтому подотчетны государству. Эта сфера практики включает следующие конкретные направления социальной работы: оказание необходимой поддержки и осуществление контроля за условно осужденными, работу с несовершеннолетними правонарушителями и взрослыми преступниками в коррекционных учреждениях, социальное обслуживание семьи, защита и опека детей, работа в системе социального обслуживания, семейной помощи по различным направлениям социальной поддержки. В этой сфере работают сложившиеся механизмы социального контроля и защиты.
Вторая сфера практики связана с деятельностью по усилению социального функционирования индивидов и семей, которая напрямую выходит на работу с клиентами. Эта сфера практики имеет несколько ответвлений, включая клиническую социальную работу, семейную терапию, консультирование по вопросам брака, социальную работу в медицине, психиатрии и психотерапии. В данной области практики социальной работы специалисты работают с теми, кто становится их клиентами. Она охватывает как частные службы, так и государственные.
Третья сфера практики представляет социальную работу, направленную на повышение благосостояния людей, заботу об укреплении здоровья, сплоченности и дееспособности общества. Диапазон деятельности в рамках данной сферы широк: от развития микросоциальной среды до разработки макросоциальной политики. В целом ее можно определить как социальное развитие, поскольку основные цели деятельности здесь направлены на улучшение окружающей среды и общества, в которых развиваются и живут люди. Главной функцией социальной работы в этой сфере выступает служение обществу со всеми его контекстами, включая сообщества и социальные группы, этнические группы, регионы и нации. Кроме того, здесь отражается созидательная миссия профессии внесение вклада в строительство лучшего мира на различных уровнях. Большинство социальных работников, занятых в этой сфере практики, работают в общественных организациях, остальные в государственных учреждениях, в том числе в области социального управления, политики, планирования и программирования. И тех и других объединяют общие цели.
Реальный баланс между тремя сферами практики существенно различается в разных государствах.
Точка зрения
В странах Африки социальная работа подчинена государственной системе социального обеспечения и коррекционным подходам, а социальному развитию как направлению социальной работы уделяется лишь незначительное внимание: «Переход к социальному развитию как сфере практики социальной работы стал следствием низкой эффективности коррекционных подходов, которые в основном решают проблемы на микроуровне практики, а такие проблемы, как безработица, СПИД, беженцы, экология, укрепление порядка, остаются за пределами их воздействия» (Kaseke Е. A response to social problems in developing countries // Social Policy and Administration. 1990. 24 (1). P. 19).
В странах Европы существует множество структур, с помощью которых функционируют институты социальной помощи и поддержки. Они отличаются друг от друга, что отражает не только особенности функциональных позиций, которые они занимают в обществе, но и различные взгляды на роль государства в социальном обеспечении граждан, а также на ответственность семьи за выживание и благополучие зависимых ее членов.
В процессе институционализации социальной работы в современных обществах сложилось несколько ее типов:
Каждый из них имеет свои достоинства и проблемные стороны.
Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля над определением тех членов общества, которые нуждаются в помощи, и ресурсов, выделяемых на оказание поддержки. Минус такого типа социальной работы состоит в том, что помощь в данном случае перестает быть непосредственной этической обязанностью членов общества, а социальное положение нуждающихся неподконтрольно общественности.
Общественная организация, или самоорганизация, помощи нуждающимся представляется значительным явлением с точки зрения качества социокультурной жизни. В этом случае более сильная часть членов общества без побуждения со стороны государства берет на себя ответственность за поддержку более слабой. Реализуется не просто финансовая и материальная помощь, но осуществляется социализация нуждающихся в изменяющихся условиях, поиск путей адаптации, организация их социального участия.
Если ответственность за помощь нуждающимся в ней возлагать только на добровольные общественные организации, - их работа не будет носить регулярного характера, поскольку первоочередными для людей являются те основные социальные функции, выполнением которых они заняты постоянно. В отношении же маргинальных групп общественность сама по себе не будет осуществлять ни систематической помощи, ни постоянного контроля.
2.2.3. Основные модели социальной поддержки населения в современном мире
На сегодняшний день состояние социальной политики представляет собой продукт XX в. Предшествующие столетия заложили ее основы, выраженные в следующих постулатах:
■ нерешенность социальных проблем есть путь к социальной и политической дестабилизации и конфликтам.
В XX веке формируется широкий спектр программ, путей реализации социальной политики. Среди них примеры политики Швеции и Норвегии, Германии и Франции, Англии и США, СССР и стран бывшего социалистического лагеря, а также Латинской Америки, Азии и др.
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий, и, несмотря на сходство и однотипность решаемых задач, подходы, методы и организационное оформление весьма различны.
Точка зрения
Английский исследователь Р. Титмусс выделил три модели социальной политики, основу которых составляют различия по концептуальным подходам к роли государства в социальной сфере.
Исследователи социальной политики предпринимают попытки сформировать относительно строгую классификацию ее моделей, которые представляются собой некий теоретический образ, в той или иной мере применимый к реальной социальной ситуации определенной страны.
Следует отметить, что ни одной стране в мире не удалось воплотить свои модели социальной политики в чистом виде, поскольку экономические условия постоянно меняются, а с ними и подходы к решению социальных проблем. Потому можно сказать, что в мире существует столько описаний и видов социальной политики, сколько и стран мира. Тем не менее, во всем этом многообразии можно выделить определенные формообразующие критерии и схемы, образующие определенную модель.
Так, в XX в. совершенно отчетливо выделяется и занимает лидирующее положение социальная политика, основанная на концепции «государства всеобщего благосостояния» («социальное государство» в немецкоязычных странах). Суть концепции: государство обеспечивает благосостояние всех граждан, развивает систему социальной поддержки, широкий спектр социальных услуг. Финансирование этой системы осуществляется за счет перераспределения доходов через страхование и налоговую политику.
Историческая справка
Истоки государства всеобщего благосостояния восходят к социальному государству и заложены задолго до реального воплощения этой системы. Наследие Великой французской революции Декларация прав человека от 1789 г. представляется сводом основных положений политики государства всеобщего благосостояния и общественного договора. Первый вариант социального государства сложился в Германии в 1880-е гг. при Бисмарке. Ему удалось расширить и усилить систему социального страхования, приняв законы о несчастных случаях на работе и о пенсиях для рабочих и крестьян. Вслед за Германией с 1881 по 1903 г. 11 европейских государств (Швейцария, Австрия, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Дания, Италия, Франция, Нидерланды, Швеция, Бельгия) ввели подобные законы. Немецкий вариант программы социального государства позднее был использован Л. Джорджем в Великобритании в 1911 г. при осуществлении национального страхования от болезней и безработицы. Однако широкое вторжение государства в экономику и социальную сферу заметно усиливается лишь после Первой мировой войны. До этого государственный сектор был небольшим - в большинстве стран он составлял 5-10% от ВВП. В США в 1913 г. доля государства в ВВП составляла 9%, тогда как в Германии -18%, в Англии -13%. В России и Японии роль государства также укреплялась, что обеспечивало быстрый экономический рост. Но именно в Германии государство впервые стало социальным (Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модернизма к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы философии. № 7. 2005. С. 4).
Модель государства всеобщего благосостояния в каждой стране была своя, адаптированная к конкретным условиям и отличалась как способом, так и результатом решения проблем. Но общим для данных стран оставался принцип перераспределения ответственности за жизненный путь личности с самого индивида, семьи, общины, церкви, благотворительных организаций на институты государства.
В работе «Три режима капитализма всеобщего благосостояния» (1990) Г. Эспинг-Андерсен характеризует выделенные модели государства благосостояния, которые, собственно, и являлись основными способами осуществления социальной политики, существовавшие в экономически развитых странах Запада. Их основные характеристики отражены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Модели государства благосостояния
Модели |
Либеральная |
Социал-демократическая |
Консервативно-корпоративная |
Уровень декоммо- дификации (растоваривание) |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Стратификация общества |
Высокая |
Низкая |
Высокая |
Государственное вмешательство |
Регулирование рынка |
Прямое государственное обеспечение социальных программ |
Прямое предостав-ление финансового обеспечения и регулирования рынка |
Эти модели различались в первую очередь формой, в которой государство выполняло свою функцию социальной защиты: экономическая, социальная или семейная.
Либеральная модель (США) отдает безусловный приоритет экономическому или первичному распределению, которое обусловлено прямым участием человека в системе производства. Она предполагает высокий уровень занятости, характеризуется высоким уровнем расслоения с точки зрения неравенства доходов. Для государственного вмешательства более типично регулирование рынка, чем предоставление прямого социального обеспечения. В либеральной модели социальная форма распределения также присутствует. Однако она занимает весьма скромное место и действует по остаточному принципу, оказывается бедным и малообеспеченным слоям населения, неспособным самостоятельно добывать средства существования. Некоторые социальные риски покрываются частным страхованием. Либеральная модель существует на основе принципа «что ты имеешь», когда оказывается адресная поддержка тем гражданам, которые не имеют дохода. Обязанность государства предоставлять определенный минимум социальных гарантий всем членам общества
Социал-демократическая модель (скандинавские страны) характеризуется низкой степенью расслоения и прямым государственным обеспечением, регулированием и финансированием программ помощи малоимущим слоям общества. Она также предполагает высокий уровень занятости, особенно женской. Именно широкое вхождение женщин на рынок труда избавляет социальную защиту от перегруза и делает ее более эффективной. Исключительно важную роль играет социальное перераспределение доходов, действующее на основе всеобщих социальных прав, которые рассматриваются как прямое следствие гражданской принадлежности. Предоставляемые пособия охватывают практически все возможные риски, являются довольно щедрыми, хотя находятся под строгим социальным контролем. Весьма важным и широким является также спектр социальных услуг, особенно охрана детства и забота о пожилых. Социал-демократический принцип (который также называют либерально-социалистическим), первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада. В социал-демократической модели социальная поддержка реализуется на основе принципа «кто ты есть», где социальные услуги оказываются независимо от доходов и трудового статуса получателя. Все это делает социал-демократическую модель, воплощенную в скандинавских странах, наиболее эффективной и привлекательной.
Консервативно-корпоративная модель (Германия, Италия, отчасти Франция) характеризуется низким уровнем занятости населения, особенно женской его части. Ее система социальной защиты финансируется через социальные взносы с зарплаты наемных работников и прибыли нанимателей. Социальное перераспределение занимает важное место, но в меньшей степени, чем в скандинавском варианте. Профессиональный статус играет при этом определяющую роль в приобретении социальных прав. Большое значение имеет также семейный статус, а вместе с ним семейное перераспределение. Права трудящегося распространяются на членов семьи, размеры которой определяют число возможных пособий. Социальное страхование направлено на поддержание мужского типа семьи. Глава семейства, кормилец, играет центральную роль, поэтому развод наносит сильный удар, прежде всего по жене и детям. Консервативная модель выстраивается на принципе «что ты сделал». В ее основе сохранение жизненного уровня, достигнутого в течение трудовой жизни при выходе на пенсию, а также во время болезни или инвалидности. Система социального страхования, социальной помощи не преследует целей перераспределения и ликвидации бедности.
С середины 1970-х гг. активное использование концепции «государства всеобщего благосостояния» пошло на убыль. Исследования показывали, что многие принятые ранее формулировки должны быть пересмотрены.
Концепции и формы социальной политики различных стран претерпевают изменения. Для первой половины 1990-х гг. характерны общемировые тенденции, связанные с приспособлением социальной политики, ее концепций и инструментария к новым экономическим реалиям изменившимся условиям экономического развития, ограниченности ресурсов, высокому уровню безработицы. В целом они свидетельствуют о сближении концепций социальной политики в различных странах по следующим ключевым направлениям:
рационализация использования государственных инвестиций в социальную сферу отказ от универсальных программ (на все население) в пользу селективных (на определенные категории населения, например группы риска). Это программы материальной поддержки семей с низким уровнем дохода, программы адаптации к рынку длительно безработных и расширения занятости, программы льготного медицинского обслуживания пожилых людей и т.д.;
приватизация социальной сферы передача значительной части социальных услуг в частный сектор;
развитие социальных функций крупного бизнеса из пассивного донора финансовых ресурсов бизнес становится равноправным партнером в социальном развитии.
Перемены в социальной политике отражены в табл. 2.3.
Реконструированные системы социального обеспечения государств всеобщего благосостояния
Системы социального обеспе-чения |
Остаточная |
Промежуточная |
Институциональная |
корпоративная (социальное страхование) |
Характери- |
Ограничен- |
Мини- |
Относитель |
Высокий |
стики |
ный диапа- |
мальные |
но высокий |
диапазон |
зон социаль- |
пенсии, на- |
уровень со- |
социального |
|
ных выплат |
циональный |
циальных |
страхования |
|
и социально- |
контроль за |
дотаций |
||
го страхова- |
выплатами |
и выплат, |
||
ния |
и платежами |
подкреплен- |
||
нуждаю- |
ных законо- |
|||
щимся |
дательством |
|||
Страны |
Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Германия (остаточное обеспечение бедных) |
Великобритания |
Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, Голландия, Франция (высокие детские пособия) |
Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания Голландия, Австрия |
Итак, в социальной политике ЕС происходят существенные изменения. Раньше в ней преобладал англосаксонский неолиберальный подход. Теперь наметились новые тенденции, которые заметно усиливают социальную составляющую. Происходит, если не примирение экономического и социального, то их движение в сторону большего равновесия. Растет понимание того, что социальное не следует рассматривать как некий эпифеномен экономического или же, как нежелательные издержки, которые по возможности надо сокращать. Напротив, социальное необходимо рассматривать как самостоятельную цель и важную сферу продуктивного вложения в человеческий капитал, который по своему значению соперничает с финансовым капиталом.
Данные тенденции свидетельствуют о сближении социальной политики ЕС со скандинавской моделью занятости и социальной защиты.
2.2.4. Повышение роли гражданского общества в системе социальной защиты населения
Как идеал гражданское общество олицетворяет собой общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих свои потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае - когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам.
Современные модели социальной политики показывают, что в качестве ее самостоятельных и полноценных субъектов наиболее отчетливо позиционируются гражданские инициативы и институты общественного сектора.
В основном институты гражданского общества в сфере социальной политики имеют организационную форму общественных организаций и объединений. Они получили название «третьего или общественного сектора». Расширение и распространение деятельности общественных организаций, а также новые формы их деятельности указывают на существование в обществе специфических потребностей, которые не могут удовлетворить ни избранная демократическим путем власть, ни даже рынок, который обычно чутко реагирует на новые потребности в товарах и услугах. Особый социальный статус данных организаций сочетается с их специфическим экономико-правовым статусом, который заключается в том, что они:
■ самостоятельные, т.е. способные сами контролировать свою деятельность;
■ добровольческие, т.е. привлекающие немалое число добровольцев к непосредственной деятельности организации или к управлению ею.
Точка зрения
«НПО есть альтернатива, и даже оппозиция государственному сектору и его политике, что продолжает историческую традицию таких организаций. Задачи НПО:
Несмотря на то, что выделение общественного сектора в качестве самостоятельного субъекта социальной политики и общественной активности в целом произошло лишь во второй половине XX в., предпосылки и основы его функционирования были заложены гораздо раньше в виде разнообразных форм благотворительной деятельности, традиций меценатства и общественной взаимопомощи.
В истории развития НПО, работающих в сфере предоставления социальной помощи в Европе, можно выделить три основных периода их развития. В течение первого периода, начиная с конца XVIII в., европейские государства не брали на себя ответственности за решение социальных проблем, и потому опеку бездомных, обездоленных детей, больных и инвалидов взяли на себя и осуществляли неправительственные организации. Таким образом, предоставление социальной помощи развивалось первоначально из гражданской инициативы. Вплоть до второй половины XIX в. функции государства по социальной защите были весьма ограничены и подразумевали только выдачу некоторых пособий для бедняков. Вся остальная социальная работа перекладывалась на плечи благотворительных организаций.
Во втором периоде, с начала XX в., началось формирование государственной социальной политики. Государственный сектор принимает на себя больше ответственности за заботу о бедняках, начинает выплачивать универсальные пособия и предоставлять некоторые услуги, оставляя на попечении НПО лишь те социальные группы, помощь которым, в силу их специфических потребностей, тяжело регламентировать при помощи общих законов. В то же время государство начинает больше контролировать деятельность по оказанию услуг неправительственными организациями. Неправительственные организации и общественные движения получают средства и легитимируются политической системой. Поскольку государство берет на себя ответственность за благосостояние своих граждан и начинает создавать систему социальной опеки, деятельность НПО в этой области заметно сузилась и стала более ограниченной и конкретной.
Историческая справка
Неправительственные организации возникли задолго до появления государства, основанного на демократических ценностях. В XVIII веке в Европе заметно усилились различные организации и сообщества, при помощи которых население стало принимать участие в решении различных общественных вопросов и социальных проблем. Эти организации и сообщества преследовали общественные цели, в них собирались люди, движимые общими интересами и желанием принести пользу обществу. Здесь обсуждались экономические, культурные, социальные проблемы, определялись цели и разрабатывались программы по их достижению. В конце XVIII века в любом городе Англии или Франции, население которого превышало 10 тыс. человек, было несколько таких общественных (гражданских) организаций, а в начале XIX в. в Англии каждый второй взрослый мужчина был членом какого-либо сообщества (Wendt W.R. Geschichte der sozialen Arbeit. Stuttgart, 1990).
Во время третьего периода, в конце XX в., значение НПО в сфере оказания социальных услуг снова начинает расти. Расширение роли сектора неправительственных организаций в области социальных услуг можно объяснить рядом причин: увеличение требований и стандартов и соответственно издержек на предоставление услуг; увеличение количества нуждающихся в социальной опеке в связи с демографическими изменениями и изменениями в структуре семьи.
Однако возрастание потребности в деятельности НПО не означает возврата в XIX в., когда такие организации оказывали помощь беднякам, без всякого вмешательства и регламентации их деятельности со стороны государства. В современных условиях, создавая и развивая рынок социальных услуг, в рамках которого эти услуги могут предоставляться как государством, так и неправительственными или частными организациями, государство по возможности старается регламентировать эту деятельность. В силу этого на рынке социальных услуг, с одной стороны, увеличивается возможность получения неправительственными организациями помощи от государства для оказания социальных услуг, с другой стороны, такая помощь означает большую возможность государства влиять и контролировать процесс предоставления услуг такими организациями.
В настоящее время общественные организации являются не только дополнительной, но и весьма действенной силой в реализации социальной политики. Они выступают в качестве средства преодоления, как изъянов рынка, так и недочетов государства в социальной сфере. К числу отличительных особенностей НПО можно отнести следующие:
Общественные организации способствуют вовлечению индивидов в социальную деятельность, в результате чего осуществляется процесс их превращения из нуждающихся пассивных объектов, ждущих помощи извне, в активных самостоятельных субъектов социальной деятельности. Именно этими особенностями НПО определяется то, что одной из основных сфер их активности является социальная сфера.
Общие выводы
на концепции государства всеобщего благосостояния, претерпели за последнее время значительные изменения. Современные развитые страны ищут более эффективные альтернативы прежним моделям. Во многих случаях политические и экономические интересы перевешивают общественные потребности, надежды, обязательства.
■В системе социальной политики общественный сектор занимает значительное место и выступает в качестве ее высоко статусных субъектов. Его социальная роль признается современным обществом в качестве существенной, а ответственность за решение социальных вопросов все более смещается от государства в сторону НПО.
Контрольные вопросы и задания
10. Прокомментируйте следующие высказывания:
«Из взаимодействия и взаимопереплетения государственной деятельности и общественной самодеятельности способна вырастать социальная производительность более высокого и качественно нового уровня» (Й. Штрассер);
«...гражданская самоорганизация выступает альтернативой и дополнением государственной организации» (А. де Токвиль).
Литература
3.Зарубежный и отечественный опыт социальной работы : учеб.- метод. пособие. - М., 1999.
1994.
2001.
8.Российская энциклопедия социальной работы / под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой: в 2 т. М., 1997.
9.Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие / отв. ред. Е.И. Хо-
лостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004. Раздел VI.
Проблемно-тематический сборник. - М.: ИНИОН РАН, 1999.
15.Шишкин СВ. Экономика социальной сферы: учеб. пособие. - М.: ГУ-ВШЭ, 2003.