Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Предмет и задачи риторики это наука о теории, мастерстве и законах искусства красноречия.
Соотношение риторики и философии без философского осмысления невозможно решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать проблему в глобальном, философском ключе-это значит придавать ей общечеловеческое значение, поднимать ее на более высокий нравственный и духовный уровень, повышать ценность речи.
Соотношение риторики и логики логика-это наука о законах правильного мышления. Логическая цепочка повествования и доказательств должна быть безупречно точной, чтобы люди поверили вам безоговорочно. Чтобы слушатель вам поверил, нужны точная последовательность и безупречность доказательств.
Связь этики и эстетики с риторикой-Этика-наука о законах нравственности и морали общества. Эстетика-это наука о законах красоты.
Использование методов психологии в риторики это наука изучающая законы психической деятельности человека. Надо знать и изучать законы психики, законы психического поведения человека, все, что связанно с нервной деятельностью человека, его душевным состоянием.
Как реализуется в риторике данные языкознания и орфоэпии Языкознание наука о законах языка. Грамотная речь вызывает у слушателя уважение и к оратору, и к тому что он произносит. Правильная речь может передать не только что любую мысль, но и самый тонкий оттенок мысли и чувства. Орфоэпия наука о законах правильного произношения и ударения. Неприятно, тяжело слушать человека, коверкающего знакомое слова, неверно ставящего ударение.
Время и причины формирования риторики Античная риторика родилась а Древней Греции из героического эпоса и драмы, но в отличие от этих жанров речи были необыкновенно актуальны и помогали решать именно те вопросы и проблемы, которые возникали в данный момент жизни греков. Причем красноречие взяло от других жанров самое лучшее: эмоциональность высокую художественность, привнесло в искусство силу логики и убедительность.
Кем являлись в Древней Греции Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен? Их вклад в развитие риторики Горгий (480-380гг.до. н.э.) разработал приемы риторической художественной прозы, используя для повышения ее психологического воздействия поэтическую выразительность. Он сознательно применят определенные стилистические средства украшения (горгианские фигуры). Лисий (435-380гг.до.н.э.) афинский оратор и логограф. Умел отражать в речи особенности характеров своих клиентов. Благодаря простой манере изложения он считался великим мастером речи. Исократ (436-338гг. до.н.э.) афинский оратор, учитель риторики, публицист, логограф. Представитель торжественного, пышного красноречия. Сам публично не выступал. Имел свою школу риторики. Демосфен (384-322гг до.н.э.) афинский оратор и политический деятель. Страстные речи против македонского царя Филлипа II за свободу Греции вошли в историю человеческой культуры как филлипики. Его манеру речи отличало эффективное применение риторических средств. Для его речей характерны воодушевление и проникновенная страстность, покоряющая логика и острая аргументация.
Основные черты древнегреческой риторики Платона и Аристотеля Платон (427-347гг до.н.э.) один из выдающихся греческих мыслителей. Обобщил опыт мастерства речи на примерах выдающихся ораторов, в том числе Сократа. Аристотель (384-322гг. до.н.э.) великий древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Полагал, что риторика должна развивать способность убеждения. Он возражал против смещения разных стилей
Древнеримское понимание риторики (Цицерон, Квинтилиан) Цицерон (106-43гг. до.н.э) философ, оратор, политический деятель и писатель. Цицерон был самым крупным представителем римского классического красноречия, достигшего в его лице совершенства. Квинтилиан (35-100гг. н.э.) оратор, ритор. Написал “Наставление оратору” в 12 книгах, начиная с элементарных основ, с изложением всей риторической теории. Теоретик литературного классицизма, реформатор литературного стиля своей эпохи.
Гомилетика как отрасль риторики церковное, богословие красноречие, унаследовавшее основные принципы античной науки.
Основы древнерусского красноречия были народные традиции.Существуют тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи “Золотое слово Святослава”(Слово о полку Игореве), “Поучение Владимира Мономаха” (Поучение чадам своим) и др.Древнерусские произведения до монгольского нашествия свидетельствуют,что старинному русскому красноречию были присущи: высокое уважение к книжному слову,мудрой речи, словесному мастерству.
Значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской риторики первые русские руководства по риторики XVI I века написана вологодским епископом Макарием одним из создателей Славяно-греко-латинской академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем.Первые риторические труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую направленность они служили пособием для овладения особым проникновенным, выразительным голосом, интанациями,принятыми в церковной службе, речитативом.
М.В.Ломоносов и его вклад в русскую риторику XVIII века наиболее заметный след в развитии теории риторики XVII века оставило “Краткое руководство к красноречию”.Оно предназначалось для нужд просвещения,образования,несколько раз переиздавалось для молодежи жаждущей знаний.Он понимал значение красноречия в языковой культуре народа и связал риторическую систему со стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил античную традицию).Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией, русской наукой.
Стилистические или риторические фигуры это зафиксированные обороты речи,являющиеся подлинным ее украшением, поднимающие речь на высокий эмоциональный уровень.Они используются для усиления выразительности высказывания обогащают и разнообразят текст.
Синтаксический параллелизм как средство художественной выразительности это одинаковое построение соседних предложений или их частей. Используются в афоризмах, пословицах там, где требуется краткость, лаконичность.
Анафора и эпифора как средство художественного синтаксиса эпифора это концовка или повторение слов или их сочетаний в конце конструкции.
Антитезы и оксюморон 1.Это противопоставление контрастных положений, понятий, образов. В ее основе лежат антонимы.Обычно антитеза может ограничиваться всего двумя словами, как правило в заглавиях: “Войны и мир”, “Волки иовцы”.2. Как и антитеза, строится на противоположностях, но они не противопоставлены, а слиты и отражают противоречивость явлений жизни, они парадоксальны: “Смех сквозь слезы”, “Пышное природы увяданье”.
Что относится к понятию “Культура речи” - под ней понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: 1. Богатство ( разнообразие) речи; 2. Ее чистота.3. Выразительность. 4. Ясность и понятность. 5. Точность и правильность.
Что в риторике понимается под словом этос это нравственно-ценочный критерий речь в котором должна быть правдивой, соответствовать истине, должна преследовать благородные цели, служить добру.
Какими средствами достигается выразительность речи в устном варианте речи это богатейшие по истине неисчерпаемые возможности интонации, ударений, пауз, тона, тембра, темпа, и силы звука. Выразительность имеет свою шкалу: от того минимума внятности, правильности, который обеспечивает понимание текста, до многоцветного артистического исполнения, в котором расскрываются новые глубины смысла и чувства.
Основные правила чтения книг во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены раннее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы. Верный признак понимания прочитанного умение передать его содержание своими словами. Пересказ прочитанного своебразноя тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуются лекторское мастерство.
Для чего нужна целевая установка в речи - она облегчает восприятие речи. Говорящий должен ясно представлять для чего, с какой целью он произносить речь, какой реакции слушателей добивается.Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.
Что в риторике понимается под композицией речи под ней понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Основные правила и приемы композиции - 1.Пересекающиеся сюжетные линии; они соприкасаются: например линии семейств Болконских, Ростовых, Безуховых.2. Временный перенос места действия; повествование начинается не сначала, а с итога жизни героя к примеру “ Мцыри”. 3.Обрамление текста документами (записки, переписка). 4.Приемы поэтического творчества.5.Рассказ в рассказе.
В чем различие монолога, диалога и полилога - в монологе один участник общения говорит, а другие молчат, они воспринимают речь первого.В диалоге каждый из двоих участников общения, в сущности, произносят небольшой монолог, и они все время меняются ролями.И полилог т.е. разговор многих обычно нескольких человек, обменивающихся по очереди небольшими монологами.
Основные способы подготовки речи 1.Запись текста.2. Выступление с опорой на текст.3.Выступление без записей.4.Выступление экспромтом.
Назначение и особенности развлекательной речи она не содержит иной цели кроме заключающейся в ней самой.Она сама по себе должна развлекать и потешать слушателя.В ней шутка и серьезная мысль, правда и вымесел.Она проникнута единством связного повествования, или состоит из анектодов.В ней юмор много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура преувеличения.
Назначение информационной речи она пробуждает любознательность и дает новое представление о предмете.Она может быть повествованием, описанием,объяснением.Информационная речь должна отвечать следующим требованием : 1.В ней ничего не должно быть спорного;2.Она должна вызывать пытливость;3.Она должна удовлетворять запросы слушателя.4.Сообщение должно быть актуально.
Особенности убеждающей речи она логическими доводами доказывает или опровергает какое-либо положение.В этих речах любимыми методами логическими или иными оратор убеждает согласится с ним в спорном вопросе.Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но она не призваает к непосредственному действию.
Что представляет собой призывающая к действию или агитационная речь она заставляет слушателя почувствовать потребность делать то, о чем просит оратор.Можно призвать к действию новому, к продолжению или прекращению прежнего.Призыв к действию бывает прямым и косвенным.
Что такое стилистика это учение о стилях их разграничении о выборе выразительных средств языка.
Деление устно-разговорных стилей они делятся на : литературно-разговорный это речь образованных людей в учебных заведения, в деловом производственном общении, в учреждениях культуры; разговорно-бытовой это речь в домашних условиях, на отдыхе., на улице; тут встречаются не строгие обороты речи и слова, выходящие за границы нормы литературного языка; ораторский-строгий вариант устной-публичной речи: на конференциях,собраниях,лекции,доклады, сообщения пр.;этот стиль находится в рамках литературной нормы.
Риторические функции и определения - бывают трех видов: 1.Классификационные , где определение при помощи классификации указывает род, которому принадлежит понятие и его видовые отличия.2.Определение при помощи синонимов и антонимов вряд ли требует объяснения.3.Обычно самым выразительным способом определения является пример, конкретный и характерный случай, который типичен для нуждающегося в определении понятия.
Виды авторских утверждений бывают трех видов 1.Утверждения основанные на авторитете самого автора, и лучший способ убедить всех в действительности обладать качествами, внушающими доверие, т.е. быть добросовестным, прямолинейным, объективным и хорошо знать предмет.2.Убеждение на основе общественного мнения является вторым по своему значению.3. Утверждение следующих лиц, авторитетное мнение вопрос не только доходчивости речи, но и этики оратора.
Композиционные части конспекта 1.Введение(подход к теме и конкретная цель, пояснение и предварительный обзор основных пунктов главной части).2.Главная часть.3.Заключение.
Основные требования предъявляемые к тезису тезис должен быть достаточно подкреплен вспомогательными пунктами, расположенными под ним.В речи агитационного характера тогда достаточно подтезисов, когда понятно, что можно подвести слушателя к тому или иному убеждению.
Для чего нужно редактирование конспекта оно необходимо чтоб он был ясным, конкретным, кратким и отвечал специфике вопроса.Конспект не может и не должен заключать все богатство самой речи.Но вдумчивое словесное его оформление составляет первое условие, которое определит в конечном итоге впечатляющую силу речи при ее признесении и будет также необходима для оратора как партитура для музыканта.
Какая разработка делается на основе двух предметов разработка делается на основе уподоблений и противопоставлений двух предметов.
Перечислите зрительно воспринимаемые элементы речи во время выступления слушатели присматириваются к оратору: как он стоит, какое унего выражение лица,какая походка,что он делает руками.
Основные виды жестов их несколько видов1.Выразительные.2.Описательные.3.Указывающие.4.Подражательная жестикуляции.
Строение голосового аппарата он состоит из четырех частей: дыхательных органов,вибраторов,резонаторов и артикуляторов.
Значение интонации, основные недостатки интонирования она создает общий мелодический склад речи,т.е. рисунок речи.По тону мы можем определить не только чего хочет человек , но и искренен ли он или издевается, заинтересован или скучает,доволен или огарчен.
Тембр,темп как голосовые характеристики - это характерная окраска звука, он определяется плотностью,формой и размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями среды в которой оно вибрирует.
Какие требования предъявляются к артикуляции она связана с требованием членораздельного,отчетливого произношения.От неправильного произношения можно избавится систематически и тщательно изучая словари и внимательно прислушиваясь к речи окружающих, а в особенности образованных людей.
Что такое неориторика это современная , обновленная риторика, прямое продолжение риторики классической.
Смысл понятий коммуникатор и перципиент 1.Это говорящее лицо или отправитель речевых сигналов.2.Это лицо принимающее речевой сигнал.
Назовите ситуации побуждающие к высказыванию 1.Бригадир дает задание рабочим строителям.2.Я решил написать письмо другу.3.Науроке географии ученик вызван отвечать урок.4.Встретились друзья и рассказам нет конца.5.Преподавателя истории попросили выступить с лекцией “О крещении Руси”. 6.Журналист берет интервью у известной актрисы.
Что такое мотивация это потребность высказывания превратившаяся в конкретную цель, она начинает руководить действиями автора.
Мастерство оратора и понятие ораторской этики оценка слушателями языкового риторического мастерства оратора или собеседника, которая проявилась в выступлении.Его ошибки в ударениях, орфоэпии, выборе слов, образовании падежных форм и т.д.раздражают слушателя;примитивный уровень речи разочаровывает.С другой стороны, мастерство, остроумие, уместный намек, яркий художественный образ вызавают уважение к выступающему и следовательно к его речи.Если цель выступления- убеждение слушателей, то результат этого убеждения главный критерий мастерства оратора.Этика -это учение о морали,система норм нравственного поведения.Этикет установленный, принятый обществом порядок поведения, отраженный в речевых формах. Эитек этичен только тогда,когда отражает душевное богатство личности.