Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Главным социальным процессом, через который осуществляется взаимодействие между личностью и обществом, является процесс социализации.
Социализация - это развитие человека от индивидуального к социальному под непосредственным или опосредствованным влиянием таких факторов социальной среды, как совокупность ролей и социальных статусов, социальные общности, в рамках которых индивид может реализовать определенные социальные роли и получить конкретный статус; система социальных ценностей и норм, которые доминируют в обществе и наследуются младшими поколениями от старших; социальные институты, которое обеспечивают производство и воспроизводство культурных образцов, норм и ценностей и оказывают содействие их передаче и усвоению и тому подобное.
Благодаря социализации человек вовлекается в общество путем усвоения обычаев, традиций и норм определенной социальной общности, соответствующих способов мышления, присущих данной культуре, языка, образцов поведения, форм рациональности и чувственности. Процесс социализации охватывает все возможности приобщения к культуре, воспитанию и обучению, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность принимать участие в социальной жизни. Упрощенной является трактовка социализации как одномерного, однонаправленного процесса воздействия социальных факторов на конкретного человека, где индивиду отводится пассивная роль объекта влияния.
Характеристика социализации личности
К влиянию социальной среды человек относится выборочно на основе сформированной в его в сознании системы ценностей.
Сама индивидуальность личности, ее потенциальные возможности освоить культурный пласт общества, ее потребности и интересы, направленность социальной активности выступают важнейшими факторами ее социализации. Агентами социализации являются семья, соседи, ровесники, воспитатели и учителя, коллеги и знакомые, средства массовой информации, социальные институты, в первую очередь культурно-воспитательные, референтные группы и тому подобное. Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека - с детства через зрелость к старости включительно - и разделяется на первичную (социализация ребенка) и вторичную (социализация взрослых). Это происходит потому, что условия жизни человека, а значит, и она сама постоянно изменяются, требуя вхождения во все новые и новые социальные роли и соответствующих изменений статуса (иногда коренных, например, переход от статуса ребенка к статусу социально зрелого лица).
Но если во время социализации ребенка главным для него выступает социальная адаптация, то есть приспособление к общественной среде, то для социализации молодого и даже социально зрелого человека основную роль играет интериоризация, или формирование внутренней структуры человеческой психики, перевод элементов внешнего мира во внутреннее "Я" личности. Результатом интериоризации становится индивидуальность личности.
Адаптация (от лат. adaptatio - приспосабливаю) - приспособление индивида к условиям существования различных социальных структур и общностей, вследствие чего он усваивает существующие в них нормы, ценности и идеалы.
З. Фрейд выделяет такие механизмы социализации:
• имитацию (осознанные попытки ребенка копировать и подражать поведению взрослых и друзей);
• идентификацию (усвоение детьми поведения родителей, социальных ценностей и норм как своих собственных);
• чувство стыда и вины (или отрицательные механизмы социализации, которые запрещают и подавляют некоторые модели поведения: стыд, как правило, ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили, а вина связывается с внутренними переживаниями и мучениями совести).
Конечно, эти механизмы срабатывают преимущественно на стадии детства. Но идеи Фрейда были приспособлены некоторыми социологами и к стадии взрослой жизни личности. Так, Т. Парсонс употребляет фрейдистские понятия в социологической теории социального действия. Для него имитация - это процесс усвоения элементов культуры путем скорее простого наследования, чем сознательного выбора, а идентификация - проявление отношения к социальной среде и её составляющим, принятие ценностей определенных социальных групп и общностей, способ осознания своей принадлежности к ним. Степень идентификации определяется силой и характером приверженности к этим формам человеческого общежития.
Теория социализации исходит из того, что человек как общественный деятель - это один из факторов, который создает условия и обстоятельства как своей собственной, так и общественной жизни в целом. Его действия органично вплетены в механизм функционирования разнообразных социальных систем (предприятие, город, поселок и тому подобное). Личность - объект и субъект социального взаимодействия. Взаимодействие же социальной системы и личности осуществляется с помощью определенных механизмов влияния как на социальные качества индивида со стороны социальных систем, так и наоборот. Первая группа трактуется как механизм социализации индивида, вторая - как механизм изменения социальной системы.
На процесс интеграции личностью определенной социальной роли важное влияние оказывают "ожидания" и "требования" других индивидов. В систему личности как бы включаются специально выработанные способы поведения, которые отвечают требованиям, выдвигаемым социальной системой и ее членами, и составляют социальный характер личности.
Влияние социальной системы, преломляясь сквозь "внутреннее Я" человека, проявляется в изменении его поведения, которое начинается с нарушения равновесия в его адаптации к особенностям данной системы и заканчивается стабилизацией, но уже на новом уровне. Действие механизмов динамики социальной системы выражается в появлении или исчезновении определенных элементов, в изменении внутренних и внешних связей этих элементов. Факторами, которые определяют социальные изменения, выступают объективные предпосылки (в первую очередь экономические), а также индивидуальные особенности личности и специфика ее взаимодействия с социальной системой. Социальной средой, или социальным пространством, функционирования как личности, так и социальной системы выступают социальные общности.
Украинское общество характеризуется определенными трудностями относительно корректировки процесса социализации. В 1997 г. в стране было выявлено 34 тыс. детей, лишенных опеки родителей. Из них 14 тыс. выросли в неблагополучных семьях, а 18 тысяч - профессиональные бродяги. возросли в неблагополучных семьях, а 18 тысяч - это профессиональная бродяга. К этому можно добавить такие печальные цифры: 53 тыс. подростков и детей находятся на учете в милиции, а 19 тыс. несовершеннолетних осуждены на различные сроки заключения. (Особенности демографической ситуации в Украине (коэффициент рождаемости, смертности, природное движение населения. См.: Украина: аспекты труда. - 1997 - № 1-6).
В зависимости от возраста индивида различают три основных этапа первичной социализации:
1. Социализация ребенка.
2. Социализация подростка (промежуточная или нестойкая, псевдостойкая).
3. Длительная (концептуальная) целостная социализация (переход от юности к зрелости в период от 17-18 до 23-25 лет).
4. Социализация взрослых.
Анализ совокупности разнообразных факторов на каждом из этапов позволяет выделить "критические периоды", особенно важные для социализации. Для первичной социализации - это первые 2-3 года и поступление в школу; для социализации подростка - превращение ребенка и подростка в юношу; для длительной - начало самостоятельной жизни и переход от юношества к зрелости.
Социализация взрослых нацелена на изменение поведения в новой ситуации, тогда как у детей акцент делается на формировании ценностных ориентаций. Кроме того, взрослые, опираясь на свой социальный опыт, способны оценивать нормы и воспринимать их критически, в то время, как дети в состоянии лишь усваивать их. И, наконец, социализация взрослого помогает ему приобрести необходимые привычки (часто конкретного характера), а социализация ребенка связана в большей степени с мотивацией.
Таким образом, социализация личности по сути специфическая форма присвоения человеком тех общественных отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. В содержание социализации входит освоение индивидом языка социальной общности, соответствующих способов мышления, присущих данной культуре, форм рациональности и чувственности, восприятие индивидом норм, ценностей, традиций, обычаев, образцов и приемов деятельности и тому подобное. Индивид социализируется, включаясь в разнообразные формы социальной деятельности, усваивая характерные для них социальные роли.
В этом плане социализацию личности можно рассматривать как восхождение от индивидуального к социальному. Вместе с тем социализация допускает индивидуализацию, поскольку она необходима для перемещения к индивидуальному. Человек усваивает мир культуры выборочно, через свои интересы, свое мировоззрение. Усваивая культуру, человек формирует свои способности, потребности, ценности, поэтому нет социализации без индивидуализации.
Благодаря социализации человек приобщается к социальной жизни, приобретает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация не одноразовый и кратковременный, а продолжительный и многоактный процесс. С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и пр. С другой - на протяжении своей жизни многократно изменяется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет людям ощущать себя в обществе, социальной жизни уверенно и комфортно. Вместе с тем социализация - самый важный фактор стабильности общества, его нормального функционирования, необходимой преемственности его развития.
Процесс, обратный социализации, называется десоциализацией. Вследствие этого процесса человек может частично или полностью утратить нормы и ценности, которые усвоил. Условиями для этого могут быть: изоляция человека, унификация, ограничение общения и возможностей для повышения культурного уровня и пр.
В обществах переходного типа довольно часто приходится встречаться с явлением ресоциализации. Этот термин означает ситуацию коренного изменения социальной среды и необходимость личности приспосабливаться к измененным социальным обстоятельствам, новым нормам и ценностям. Это чрезвычайно болевой для человека процесс, примерами которого могут служить полнейшая смена взглядов на общество и переоценка своей прошлой жизни, разрушение основ старого мировоззрения и осознание необходимости построения нового миропонимания, вынужденный разрыв с традиционными культурными ценностями и стремление быть "современным", играя иногда совсем несоответствующую своим желанием социальную роль и т.д.
4.Понятие социального статуса и социальной роли.
Выяснение места и роли личности в системе социальных общностей возможно через раскрытие понятия "социальный статус".
Социальный статус личности - это ее позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе или общности, совокупностью ее социальных ролей и качеством и степенью их выполнения.
Социальный статус охватывает обобщающую характеристику положения индивида в обществе: профессию, квалификацию, образование, характер реально выполняемого труда, должность материальное положение, наличие определенного объема власти, партийную и профсоюзную принадлежность, деловые отношения, принадлежность к отдельным демографическим или этническим группам (национальность, религиозность, возраст, семейное положение, родственные связи), то есть все то, что Р. Мертон называет "статусным набором". Социальные статусы разделяются на присвоенные, или полученные независимо от субъекта, зачастую от рождения (раса, пол, возраст, национальность), и достигнутые, или приобретённые собственными усилиями индивида (семейное положение, профессионально-квалификационный уровень и тому подобное). Среди статусов можно выделить интегральный и вспомогательные статусы, причем иногда их взаимодействие может быть причиной конфликтов внутри личности.
Социальная роль - это типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом, которое не вызывает отрицательной реакции социальной среды.
Человек в общественной жизни, как правило, выполняет несколько социальных ролей, которые образовывают, по терминологии Р. Мертона, "ролевой набор". Социальные роли конкретного человека-личности могут закрепляться формально (через посредничество закона или иного правового акта) или носить неформальный характер (например, моральные нормы поведения в том или ином обществе).
Одна из первых попыток систематизации социальных ролей принадлежит Т. Парсонсу. По его мнению, каждую роль можно описать пятью основными характеристиками:
Для реализации конкретных социальных функций на человека возлагаются обществом или государством определенные обязанности и даются определенные права. Понятие роли касается таких ситуаций социального взаимодействия, когда продолжительный период регулярно воссоздаются определенные стереотипы поведения. Конкретные индивиды выступают во многих ролях. Следовательно, роль выступает как отдельно взятый аспект целостного поведения, с нею связаны такие понятия, как институциализированные ролевые ожидания (аспектации), ролевой конфликт, ролевая напряженность, ролевой набор, адаптация к роли и тому подобное.
Разногласия между отдельными социальными ролями порождают ролевые конфликты, как внутриличностные, так и межличностные. Они часто выступают как борьба мотивов деятельности, в которой преобладает доминантный мотив. То есть существует не только иерархия социальных статусов, но и иерархия социальных ролей.
Свободный выбор лицом первоочередности реализации тех или иных мотивов очень относителен, поскольку человек находится под давлением социальных функций, статусов и ролей, образующих механизм, благодаря которому человек становится частью общества или социальной общности. Совокупность социальных ролей, которые выполняет личность, отображает социальные отношения и связи внутри общества. Социальный статус и социальная роль являются основными понятиями в границах ролевых теорий личности.
Ролевые теории личности (Д. Мід, Р. Мертон и пр.) признают зависимость социальной роли человека как существа социального от ожиданий других людей, связанных с их пониманием социального статуса конкретной личности. Расхождение между представлениями о социальной роли той или иной личности и ее реальным поведением выступает основой социальных конфликтов, которые обычно носят межличностный характер. Вследствие выполнения человеком нескольких социальных ролей, несовместимых между собою, может произойти внутренний конфликт личности. Его последствием, как правило, является стресс.
Как раз в выявлении предконфликтных и предстресовых ситуаций или оснований для их появления, а также в поисках конкретных путей гармонизации социальных ролей и состоит роль социологии.
С этими теориями тесно связаны теории социальной установки, в которых личность представляет собой результат установок, которые формирует общество самим фактом постоянного повседневного действия, влияний, давления на индивида. Накопление человеком на протяжении его жизни разнообразных установок приводит к тому, что он привыкает быть личностью; у него складывается принципиальная установка на то, чтобы быть личностью.
В современной науке эти исходные положения получают свое дальнейшее развитие в диспозиционной теории саморегуляции социального поведения личности.
Диспозиция личности - склонность лица к определенному восприятию условий деятельности и определенному поведению в этих условиях.
Диспозиции разделяются на высшие, среднего типа и низшие. Высшие диспозиции регулируют общую направленность поведения личности и содержат ее концепцию жизни, ценностные ориентации, обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, а также ситуативные социальные установки (то есть склонность личности к конкретному типу поведения в данной ситуации, которая непосредственно сложилась, в конкретной предметной и социальной среде). Диспозиции среднего типа дифференцируют восприятие и реакцию личности на различные группы и совокупность объектов и явлений социальной действительности. Низшие диспозиции - это склонность к поведению в некоторых сферах деятельности и направленность действий и поступков в обычных типичных ситуациях, которые не требуют привлечения высших ступеней сознания.
Структурно диспозиции содержат три компонента:
Немало современных исследователей разрабатывают теории референтной группы. Поскольку расширенные социальные образования, по мнению некоторых ученых, не способны обеспечить комфортное самочувствие и существование личности во всем его многообразии, они признают, что референтные группы больше соответствуют стремлениям, интересам и потребностям личности, поскольку она сама избирает их и стремится к ним относиться.
Под референтной группой в социологии понимается социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение, к которой относился в прошлом, относится сейчас или хотел бы относиться в будущем.
Референтными группами могут выступать различные социальные общности - от семьи до класса, от религиозной общины до производственного кооператива или политической партии.
В регуляции жизнедеятельности личности важную роль играют нормы (от лат. - правило, образец) - способы социальной регуляции и контроля деятельности субъектов социального бытия.
Социальные нормы непосредственно влияют на процессы мышления и характер действий личности, определяя содержание установок или диспозиций, влияют на процесс социализации личности.
Большое внимание развитию личности уделяют в концепции системного подхода, управления, теории "человеческих отношений" и т.д. Однако отдельные подходы не раскрывают полноты механизмов жизнедеятельности личности, ибо каждый из них базируется на "частичных" понятиях.
Еще одно направление исследования личности связано с изучением феномена активности личности, то есть с анализом личности как субъекта собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности социальных групп и общества в целом. Здесь значительное место занимает исследование жизненной позиции личности. Ж. Пиаже и Р. Мертон, анализируя социальную адаптацию личности, настаивают на том, что это - двухсторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Включаясь в общественную жизнь, личность сохраняет свободу выбора - социальных ролей, социальных общностей, ценностей, форм и видов деятельности. Тем не менее, свобода социальной активности человека зависит от общества, которое ограничивает свободу личности выбора. Ведь даже в суженных условиях тоталитарных режимов человек старается проявлять активность, выбирать варианты реализации поставленной цели.
Социальная активность личности - системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, то есть глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъект общественных отношений.
Основными критериями активности личности являются: направленность на определенные интересы, потребности, ценности; характер и уровень принятия интересов, потребностей, ценностей; характер и уровень реализации интересов, потребностей, ценностей.
В общем виде жизненная позиция личности - это многомерный конструкт, функциональное динамическое качество личности, которое интегрирует в динамике всю личностную структуру и обеспечивает человеку определенный уровень включенности в жизнедеятельность социальной среды и ее самоопределение как субъекта своего жизненного пути и образа жизни. Объектом позиции личности является социальное положение личности, ее жизненный путь в обществе. Причем позиция личности формируется и реализуется в ситуациях самоопределения.
Показателем активности личности выступает личностный параметр, который можно определить как жизненный контроль. Он является характеристикой личности как субъекта деятельности, то есть это показатель роли личности в решении как ее собственных вопросов, так и проблем окружающего ее мира через определение внешнего и внутреннего контроля.
Жизненная позиция личности как социальный феномен тесно связана с образом жизни как всей своей целостной структурой, так и отдельными компонентами. Это характеристика человека как субъекта определенного образа жизни. Данное понятие дает возможность зафиксировать специфические особенности и направленность деятельности отдельного человека, определенной общности людей в разнообразных сферах жизни, таких как семья, работа, общественная деятельность, занятия в свободное время.
Жизненный путь личности определяется как детерминированный обществом и свободным выбором человека процесс поэтапного привлечения его к системе общественных отношений, последовательного изменения способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и самоутверждением.
Таким образом, личность и ее место в обществе в условиях развития традиционных высокоразвитых стран, особенно в переходные периоды в жизни стран, которые ищут выход из посткоммунистического пространства, становится объектом углубленного научного интереса, в том числе и социологического. Проблематика человека является центральной в любой социогуманитарной науке. Но в социологии антропологические проблемы в теоретических концепциях тесно связаны с ее социальной практикой - социология сегодня непосредственно занимается поиском путей решения наиболее сложных проблем социальной жизни современного человека, существа одновременно всемогущего и бессильного, свободного и отчужденного, общественного и беспредельно одинокого.
Вопросы и задания.