У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ПО ТЕМЕ 1 - ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ Разделы философского знания- Философская антропология ~ ра

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ 1 :  

«ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ФИЛОСОФИИ»

Разделы философского знания:

Философская антропология – раздел философского знания, занимающийся проблемами человеческого существования. Этот раздел изучает человека в его связи с природой, обществом  и культурой.

Онтология – раздел философского знания, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия.

Гносеология – раздел философского знания, учение о познании. Этот раздел исследует возможности и закономерности  познания.

Социальная философия – раздел философского знания, изучающий общество как систему и закономерности его развития.

История философии – раздел философского знания, изучающий философию в процессе её предистории, возникновении, становлении и развитии.

Аксиология – раздел философского знания, учение о ценностях и их природе.

Этика – раздел философского знания,  исследующий происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе, нравственности и морали.

Эстетика – философское учение, изучающее сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.

Логика – наука о законах и формах мышления.

Исторические формы мировоззрения:

Мифология – самая ранняя, исторически первая, универсальная и единая форма мировоззрения, состоящая из совокупности мифов, легенд, сказаний, преданий о наиболее значимых фактах, событиях, явлениях в человеческой жизни. Мифология характеризуется тем, что она позволяет воспринимать и осознавать мир в синкретическом, нерасчлененном виде, порою смешивая в одно целое реальную действительность и выдумку. Архаичность мифологии состоит в том, что в ней отсутствуют систематизированные знания, не раскрывается разница между естественным миром, который мы ощущаем, и сверхъестественным миром, в который можно только верить.

Религия – историческая форма мировоззрения и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божеств, определяющих судьбы людей, а также совокупность специальных действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека со сверхъестественными силами и соответствующие (церковные) объединения и сообщества.

Философия – это историческая форма мировоззрения (известна дата её возникновения – VII-VI вв. до н.э.), рационально оформленная система взглядов человека на мир в целом, на себя   и на отношение к  миру.

Наука – это историческая форма мировоззрения, особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, общезначимых, системноорганизованных и обоснованных знаний о мире.

Обыденное мировоззрение - знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей. Обыденное мировоззрение является совокупностью социальных стереотипов своего времени. Главной чертой обыденного мировоззрения является его несамостоятельность. Человек — носитель обыденного мировоззрения — находится под влиянием массы людей. И это влияние сопровождает его всю жизнь, проникая в глубины бессознательного.

Второй чертой обыденного мировоззрения есть его некритический характер. Обладатель обыденного мировоззрения всегда принимает на веру все исходящее из значимой для него социальной среды. Третья особенность состоит в  том, что обыденное мировоззрение не является творческим и не обладает способностью к саморазвитию. Это приводит к его бессистемности, делая хаосом из постоянно меняющихся и часто несогласующихся целей и установок.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ (по Ф. Энгельсу)

В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, всех философов принято делить на материалистов и идеалистов.

Идеализм – общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, Бог, сознание, разум, логос, душа, идея и т.д.)

Материализм – общее название философских учений, признающих первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Парадигма –  в науке – одна (или несколько) фундаментальная теория, которой в определенный период придерживается большинство ученых.

Рефлексия – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения; направленность мышления на сам процесс мышления – его формы, причины, следствия.

Антропоморфизм – одно из свойств мифологического мышления; наделение предметов (животных, явлений природы, Богов и т.д.) человеческими свойствами, т.е. уподобление их человеку; объяснение происхождения и существования мира по аналогии с человеком.

Синкретичность – одно из свойств мифологического мышления, сочетание разнородных воззрений, нахождение их в единстве и нерасчлененности: правды и вымысла, субъекта и объекта, человека и природы.

Категории – с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, «родовые понятия», от которых происходят остальные понятия, с другой стороны – первоначальные и основные формы объектов познания. Например, бытие, сущность, движение, время, субстанция и т. д.

Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем.

   (Учебник под общей редакцией дфн, профессора В. В. Миронова)

Философия есть запечатленное в слове неповторимое мыслимое и духовное переживание великой личностью своего присутствия в свете Абсолюта. Философия – дело индивидуального опыта, а не знание почерпнутое из книг и полученное в школах.

 (Г. Г. Майоров Философия как искание Абсолюта)

Философия — это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия.

(Канке В. А.  Философия. Учебное пособие.)

Философия – это запечатленный в тексте самостоятельный рефлексивный акт личности, который является результатом индивидуального духовного опыта. Исторически возникнув, философия проявляет себя в культуре как форма мышления, способная проблематизировать действительность, порождать традицию и связанна с выработкой целостного и систематического взгляда на мир и места человека в нем.

ФИЛОСОФИЯ – это рационально оформленная система взглядов человека на мир в целом, на себя и на отношение к  миру.

(Определение в Интернет-экзамене)

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ 2:

«ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА»

Упанишады – с древнеиндийского переводится как «сидеть у ног учителя с целью познания истины»;  трактаты философско-религиозного характера, примыкающие к Ведам и определявшие духовное развитие древнеиндийской культуры приблизительно с 800 до 500 до н.э.

Ортодоксальный – неуклонно придерживающийся какого-либо направления, учения, мировоззрения.

Брахман –понятие индийской философии, обозначающее высшую объективную реальность, некое безличное Абсолютное начало, из которого возникает и в котором растворяется всё мироздание.

Атман – понятие индийской философии, означает высшее субъективное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой – тождественно ему.

Манас – собственно сознание, накопленное данным человеком, его жизненный опыт, личностное мировидение. В момент смерти погибает только Манас, Атман же продолжает свое шествие по времени в последующих перерождениях.

Майя – термин индийской философии, означает иллюзию, мираж, космическую силу, создающую объективный мир. В философских текстах индийских мыслителей употребляется для обозначения материального бытия, которое считается объективно воспринимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реальностью является только высшее духовное существование (Брахман-Атман).

Рита – понятие индийской философии, означает первооснову мира и действующих в нем законов. Власть Риты распространяется и на богов и на людей. Рита регулирует законы человеческой жизни и противодействует угрожающему всему хаосу.

Сансара – в индийской философии круг постоянных странствований или перевоплощений человеческой души.

Карма – в индийской философии закон воздаяния. В философских учениях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо настигают последствия его добрых и злых мыслей, слов и деяний. Карма определяет условия не только настоящей, но и будущей жизни (жизней) человека.

Дхарма – одно из основных этических понятий индийской философии – моральный закон, долг, духовное учение.

Мокша – освобождение от мира объектов и страстей; постоянное нравственное совершенствование.

Буддизм – этико-философское учение, возникшее в Древней Индии. Основатель – принц-отшельник Сиддхартха Гаутама (Будда). Неортодоксальная школа.

Нирвана – в буддийской философии высокое состояние духа человека, предполагающее достижение духовных сфер надземного бытия. Из-за буквального понимания корневой основы слова («угасание», «затухание») нередко ошибочно трактуется как «полное угасание всякой жизни». В действительности означает лишь угасание пламени чувственных желаний и привязанности к материальному, земному миру.

Санкхья – одна из ортодоксальных школ древней индийской философии, придававшая особое значение изучению природы, рассматриваемой в процессе космического развития.

Пракрити – в индийской философии материальная природа или субстанция как противоположность духовной природы (Пуруши).

Пуруша – в индийской философии духовный аспект мироздания; духовный прообраз человека – «небесный человек»; иногда – высшее духовное «Я» человека.

 

Инь-ян – парные понятия китайской философии, выражающие идею двойственности бытия. Инь-ян – диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизаций этой абстрактной двойственности: тьма-свет, покой-движение, земное-небесное, холод-тепло, женское-мужское начала, смерть-жизнь и т.д.

Тянь – понятие китайской философии, означает «Небо», которое воспринималось как некая высшая духовная сила, управляющая Миром.

У син – понятие китайской философии, которое означает пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода.

Дао – букв. «путь»; одно из важнейших и многозначных понятий китайской философии. Означает:  а)всеобщий космический закон;

                 б)естественный, природный ход вещей;

                 в)Абсолют как высшее состояние бытия – начало и конец всех вещей;

                 г)символ высшей космической гармонии.

Дэ – понятие китайской философии, во многом близкое понятию «Дао». В «Дао дэ дзин» говорится: «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает (их)». Дэ – это трансформированное Дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В даосизме человек с «высшим дэ» - это совершенномудрый человек.

Конфуцианство – одна из самых влиятельных философских школ в Древнем Китае, признающая незыблемость традиций, ритуалов, уклада жизни. Основана мудрецом Конфуцием в VI веке до н.э.

Жэнь – основное этическое понятие конфуцианства. Означает «гуманность», «милосердие», «человечность». Жэнь – одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный человек.

И – понятие китайской философии, означающее «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и – моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.

Ли – понятие китайской философии, означающее «ритуал», «церемония», «этикет». Ли – это всевозможные нормы религиозного, светского или семейного поведения.

Сяо – один из этических принципов конфуцианства – «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо – значит служить родителям по правилам ли.

Чжи – понятие китайской философии, означает – «мудрость», «знание», «ум», «интеллект».

Цзюнь-цзы – понятие китайской философии, означает – «совершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы – конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами (совершенными качествами) – жэнь, и, ли, сяо, чжи.

Даосизм – философская школа в Древнем Китае,  представители этой школы были сторонниками учения о Дао и Дэ. Возникла в Китае в 6-5 вв. до н.э. Основоположником учения считается древнекитайский философ  Лао-цзы, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью.

Увэй – «не-деяние» - одно из основных понятий даосизма, означает следование естественным  законам и ненарушение их своей волей. Увэй в понимании даосов это не полное бездействие, а, скорее, действие особого рода, когда поступки человека сгармонизированы с законами природы и естественной необходимостью.

Ци – понятие китайской философии, означает «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Введение этого понятия приписывают древним даосам.

Словарь по теме 3: «Античная философия»:

Философская школа – это сообщество людей в отношении учитель-ученик, возникающее тогда, когда у основателя определенного философского учения появляются последователи, продолжающие развивать его идеи. Представителей философской школы сближает согласие по базовым положениям, но различие в решении проблем.

Натурфилософия – философия природы; философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.  Совокупность философских попыток толковать и объяснять  природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы.

Апейрон – (греч. Apeiron  - неограниченное) – бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи.

Бытие – реальность, существующая независимо от человека; всякое существование вообще.

Детерминизм – (от лат. Determinare – определять) – учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира. Противоположность детерминизма – индетерминизм. Сторонником крайнего детерминизма был Демокрит.

Космоцентризм – специфическая черта античной философии (особенно ранней), основная проблематика которой была связана с космосом (поиском первоначала).

Космос – в античной философии – упорядоченное, конечное бытие как противоположность хаосу – бытию неорганизованному и бесконечному. Первоначально то же самое, что порядок, устроение. Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию.

Хаос (от греч. Chainein – зиять) – открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреческой космогонии – первобытное состояние или первовещество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос.

Спекуляция (от лат.speculari – рассматривать издалека) – попытка исключительно мысленным путем получить знание о вещах, лежащих по ту сторону опыта.

Геоцентризм – учение о строении Солнечной системы и вселенной, согласно которому их центром является Земля. Было разработано древними мыслителями: математика – Эвклид, физика – Аристотель, астрономия – Птолемей, поддерживалось христианской церковью.

Диалектика – учение о противоположностях и о развитии.

Метафизика – 1)название сочинений Аристотеля, в которых рассматривается то, что познаваемо нами только после природы (потому что лежит «позади» нее), но само по себе является первым; ПОЭТОМУ МЕТАФИЗИКУ НАЗЫВАЮТ ТАКЖЕ «ПЕРВОФИЛОСОФИЕЙ»; философское учение о сверхчувственных основах бытия;

                        2)способ понимания мира, противоположный диалектики.

                        3)противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Метафизика – результат односторонности в познании, абсолютизации отдельных сторон и моментов познавательного процесса.

«Архэ» - (греч. Arche – начало) – первопричина, принцип, термин натурфилософского периода античной философии.

Логос – первоначально – слово, речь, язык; позже, в переносном смысле – мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон; у Гераклита и стоиков – мировой разум, идентичный с безличной, возвышающейся даже над богами закономерностью Вселенной, с судьбой.

Софисты – философы, первые профессиональные учителя мудрости. Так первоначально в классической Греции, назывались мыслители и мудрецы, позднее – учителя красноречия; благодаря их стремлению добиваться победы любой ценой они превратили спор в пустую, хитроумную, кажущуюся мудрость (софистика).

Софист (нарицательное) – беспринципный полемист, способный в корыстных целях отстаивать то, что в данный момент ему представляется выгодным.

Софизм – логически ошибочное рассуждение (двусмысленность, уловка), выдаваемое за истинное; видимость доказательства.

Релятивизм – философская, гносеологическая точка зрения, впервые отчетливо представленная софистом Горгией, согласно которой все знания рассматриваются лишь как относительно правильные, ибо они обуславливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от своего индивидуального телесно-душевного состояния. Методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность человеческого познания. Характерен для мировоззрения софистов.

Эристика – искусство спорить обо всем (все подвергать сомнению и доказывать что угодно).

Ирония – (от греч. Eironeia – притворство, отговорка) – первоначально манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим, несмотря на свое знание, или говорит нечто обратное тому, что он в действительности думает или считает (однако это должно быть понято интеллигентным слушателем). Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они наконец могли из своих заключений (устами других) узнать о своем невежестве и глупости и направить свои усилия к истинной мудрости.

Майевтика – метод Сократа; искусство помочь родиться знанию. Предложенное Сократом искусство извлекать  скрытое в человеке правильное знание с помощью наводящих вопросов.

Образ пещеры – платоновское сравнение (в «Государстве») человеческого существования с пребыванием в подземелье. Закованный, повернутый спиной ко входу в пещеру, человек видит только тени вещей, которые он принимает за единственные реальности. Если его освободить от оков и вывести из пещеры на свет, в мир с его действительными вещами, то глаза его сначала будут слезиться и он будет считать свой мир теней действительным, а настоящий мир – недействительным. Только постепенно, шаг за шагом он привыкнет к истине. Но если он возвратится в пещеру, чтобы освободить других людей из заточения, избавить их от химер, то они не поверят ему, сильно разгневаются и, возможно, даже убьют его.

Социальная утопия –  Утопия (от греч. Ou – не и topos -  место) – «место, которого нет»; проект (модель) совершенного общественного устройства, воплощение которого в текущий исторический период считается невозможным.

Скептицизм – философское течение (школа) античной философии, эллинско-римского периода, выдвигает сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

Стоицизм – философское течение (школа) античной философии, основными идеями которого были: жить в согласии с природой, фатализм.

Фатализм – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

Эпикуреизм – материалистическая школа античной философии. Основатель – Эпикур. Учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто не задумываясь отдает предпочтение материальным радостям жизни.

Неоплатонизм – одно из самых влиятельных философских течений поздней античности. Было основано на смешении учений Платона, Аристототеля, стоиков и пифагорейцев с элементами восточной мистики и христианства.

Эманация – (от лат. Emanation истечение) – истечение из единого, целого. По учению неоплатоников и гностиков, мир есть эманация божества, которое, однако, при этом остается неизменным. Все низшее, согласно этому учению (эманизм), вытекает из высшего, которое обозначается не только как «Бог», но и как «первоединое», «одно и все».

Перипатетики (от греч. Peripatoi – «крытая галерея», служившая лекционным залом.) – ученики и последователи Аристотеля, философская школа Аристотеля.

Калокагатия – (греч. – великодушие) термин, которым Платон обозначил идеал воспитания у греков, сочетание благородства, физических и духовных способностей. Немецким идеализмом понимается как совокупность хорошего физического и духовного воспитания и соответствующего образа жизни. У греков Калокагатия была не этико-эстетическим, а социально-этическим понятием, ибо калокагатос (человек, воспитанный в духе калокагатии) должен был предоставить себя в распоряжение общества (полиса).

Демиург (греч. demiurgos – свободно занимающийся общественным ремеслом) – у Платона обозначение Бога как создателя мира из извечно существующего первобытного хаоса, или первовещества; противоположность христианскому Богу, который создает мир из ничего.

Основные выводы по теме «Античная философия»

Космологический период:

1.Существует безличный мировой порядок – космос. Он заставляет вещество в замкнутой Вселенной проделывать один и тот же путь от первоначального единства через разнообразие опять к единству. Познав закон этого порядка, мы получим ключ ко всем тайнам природы и человека.

Антропологический период:

1.Переход от миропознания, т. Е. Изучения окружающего мира природы, к самопознанию, к  изучению человеческой жизни.

Софисты:

1.Удовлетворяли потребность греков в широком образовании.

Систематический период:

1.Философия должна исследовать не природу и не собственно человеческий мир, а идеальные прообразы того и другого. Именно этот мир (другая реальность) признается за истинное бытие, познаваемое при помощи особого метода, который Платон назвал «диалектическим».

СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ 4: «СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Теоцентризм – специфическая черта мировоззрения эпохи Средних веков, в котором центром культуры и философии являлся Бог.

Экзегеза (греч.) – разбор, объяснение, истолкование, в особенности текста Библии; метод истолкования текстов называется экзегетическим, а средневековые философы – экзегетами.

Креационизм (от лат. Creare – создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; в патристике и схоластике – точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом.

Откровение – обнаружение, раскрытие истины, самовыявление Бога, божественного, духа. Откровение воспринимается не рассудком, а сердцем. Сущность откровения заключается в том, что восприятие его свободно от заблуждения. Согласно заявлениям религии, в особенности христианства, к откровению могут быть причастны только немногие избранные, да и то лишь в редкие мгновения, например, авторы Библии, Моисей, Христос.

Догма – положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям.

Ортодоксия (греч.) – правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью. Ортодоксии противостоят иноверие и ересь.

Ересь (греч. – особое вероучение) – различные отклонения от официального вероучения в области догматики и культа, враждебные ему. Первые христианские ереси возникли еще в период Римской империи, но наибольшего развития достигли в средние века (гностики, манихейство, павликиане, катары, богомилы, вальденсы, альбигойцы, лоллары, табориты, арии и т.д.)

Апологеты (от греч. Apologeomai  - защищаю) – собирательное название раннехристианских писателей-философов, защищавших в своих трудах принципы христианства от критики со стороны нехристианских, языческих правителей и ученых. В своих посланиях апологеты обосновывали преимущества моральных принципов своего вероучения, возможности принятия христианства в качестве государственной религии.

Патристика (от лат. Pater – отец) – философия и теология отцов церкви до 7 века. Обычно проводят следующее деление:

1)Апостольские отцы, примыкающие непосредственно к апостолу Павлу.

2)Апологетические (защищающие) отцы 2 века, пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христианского учения с греческой философией, причем иногда они представляли христианство в виде новой философии. (Юстин) Ко 2 веку относится спор с гностиками, на позиции которых переходит Тациан. Завершает этот период Тертуллиан.

3) 3 век и начало 4 в. характеризуется первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения.

4)В 4 веке и начале 5 века христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догма о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку.

5)С конца 4 века, т.е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после ее признания в 323 императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики.

Теология (от греч. Theos – Бог и logos – учение) – богословие, учение о Боге.

Теодицея – (от греч. Theos – Бог и dike – справедливость) – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле, оправдание, которое пытались осуществить теологи или теологизирующие философы.

Теизм (от греч. Theos – Бог) – вера единого, индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего вне и над миром, Бога, который рассматривается как творец, хранитель и властитель мира.

Троица – триединство. Согласно христианской догме, Троица рассматривается как факт единства Бога в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, причем такая троичность совершенно не вредит этому единству. Учение о Троице, которого нет в Библии, появилось не раньше 5 в.

Символ веры – это краткий свод главных догматов, которые составляют основу христианского вероучения. Должен приниматься слепо, на веру, без доказательств. Состоит из 12 частей. В первых восьми говорится о троичности Бога, «вочеловечении» Иисуса Христа и искуплении грехов. Четыре последних посвящены церкви, крещению и вечной жизни.

Символ веры. Верую во единаго Бога Отца, Все держителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Госпола Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося  от ДухаСвята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресение мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Провиденциализм (от лат.providentia –провидение) – понимание истории как проявления воли внешних по отношению к процессу сил, провидения, Бога. Введенный еще Августином провиденциалистский путь к «царству Божию» лег в основу всей средневековой схоластики. Религиозно-идеалистическое воззрение, пытающееся объяснить ход исторических событий не их внутренней закономерностью, а волей провидения (божества).

ЭСХАТОЛОГИЯ - учение о "последних днях", о "конце света", о финальных итогах для отдельных человеческих душ, всего человечества и мира в целом. "Эсхатология в собственном смысле складывается там, где становится возможным положительное решение личных и вселенских судеб как чего-то абсолютного" (С.Аверинцев). Ею охотно занимались не только теологи, но и религиозные философы.

Грехопадение, или Первородный Грех – событие, которое согласно Библии отдалило человека от Бога и исказило человеческую природу. Грехопадение есть нарушение Божественной воли первыми людьми, которые соблазнились словами змея, уверившего их, что вкусив от запретного Древа, они станут «как боги, знающие добро и зло». Изобличенные в грехе, люди не раскаялись и были изгнаны из Эдема. Их отдаление от Творца привело к тяжким последствиям: к борьбе против человека сил зла, к нарушению гармонии между людьми, а также между человеком и природой. Лишившись доступа к Древу Жизни, человек утратил способность к бессмертию.

Томизм – философия Фомы Аквинского  и его последователей, томистов. Томизм представляет собой соединение философии Аристотеля с христианским (католическим) мировоззрением. Его представители проповедуют подчинение воли разуму, известную свободу воли и глубокую идею о наличии ступеней в строении мира и познаваемости Бога только по результатам его действий в видимом мире.

Схоластика (от лат. Schola – школа) – школьная философия и наука, школьное движение в период западнохристианского средневековья.

Универсалии (от лат. Universalis – общий) – в схоластике общие понятия, идеи, которые, имея самостоятельный смысл, существуют телесно, «до вещей»   (Иоанн Скот Эриугена) или «в вещах»  (Фома Аквинский), либо же они существуют только в виде умственных построений «после вещей» (Локк) или являются просто «именами вещей», словами (Росцеллин, Оккам).

Реализм – течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существование общих понятий (универсалий). (Боэций, Фома Аквинский).

Номинализм (от лат. Nomen – имя, название) – философское воззрение, согласно которому всеобщие понятия, универсалии, не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только субъективные формы мысли. Для номинализма универсалии, т.е. всеобщие понятия, являются простыми словами, именами, которые служат знаками вещей и их свойств и вне мышления ничего, никакой объективной действительности выражать не могут. (Иоганн Росцеллин, Уильям Оккам).

Концептуализм – философское воззрение, согласно которому универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь материальные вещи, но при этом универсалии получают некоторую реальность в сфере ума, обобщающего отдельные качества вещей, благодаря свойственной уму способности к абстракции. (Пьер Абеляр)

Двойственная истина – возможность для одного и того же научного положения быть одновременно истинным или ложным, в зависимости от того, что лежит в его основе. Учение о двойственной истине сыграло большую роль в средние века, когда возникла необходимость рационального подтверждения религиозных истин. Номинализм пытался разрешить эту апорию (затруднение) утверждением, что нечто может быть истинным с философской, но ложным с теологической точки зрения. (У. Оккам)

В произведениях христианских философов Евсевия и Иеронима (IV в.) всемирная история первые стала рассматриваться как часть библейской священной истории. В трудах бл. Августина (прежде всего в «De civitate Dei») было показано, что движущей пружиной исторического процесса является Божественная воля: история развивается по Божественному плану, имеющему конечной целью торжество ценностей Нового Завета и достижения всеми верными Царствия Божьего. Августин дал христианскую периодизацию истории: от сотворения мира до Христа и — после Христа; по шести «возрастам мира» (по аналогии с библейскими шестью днями Творения); по четырём «мировым» монархиям.

России в XIX в. По резкой оценке Н.Бердяева, "эстетизм есть претензия на рай а грехе".

ЭСХАТОЛОГИЗМ (от греч. eschatos - "последний" и logos - "слово") - возведение *эсхатологии во что-то абсолютное, страстное желание рассматривать все происходящее в мире и в личной жизни человека с точки зрения грядущего конца света, долженствующего наступить в близком или ближайшем будущем. В эсхатологизме скрытно присутствует противление воле Творца: нежелание принимать несовершенство сотворенного мира как он есть, его неполноту и изуродованность злом, желание покончить с миром. Н.Бердяев различал эсхатологизм пассивный и активный. Ожидая пассивное ожидание Суда, Бердяев настаивал на активном участии каждого христианина в его "творческом уготовлении" с надеждой и доверием к Богу.

ЭТИКА (от греч. ethos - нравственный характер) - область философских исследований, где определяют, что является добром в его отличии от зла, какие поступки человека нравственно оправданы и каковы исходные принципы, позволяющие сформулировать критерии этических оценок. Этика настаивает на объективном характере своих принципов и норм, на недостаточности просто "жить как все" или же "быть в согласии с самим собой" в нравственных вопросах и руководствоваться только личным вкусом, разумением и интуицией. Представители атеистической философии утверждают, что этика должна быть безрелигиозной и в этом ее высшее достоинство - формировать волю к добру без обещаний награды за доброту поступков и действий в земной жизни и за ее пределами. В религиозной философии принимается, что содержание этики - не автономно, а задается свыше и что мотив награды в вечности не является средством для поддержания корыстного интереса человека - он нужен для того, чтобы нравственная жизнь осуществилась во всей своей полноте. Неавтономность религиозной этики связана еще и со следующим: 1) личностное достоинство человека вытекает из христианской веры в то, что человек создан по образу и подобию Божию; 2) свобода воли и разумность человека, без которых нет этики, тоже раскрываются и обосновываются в религиозной антропологии; 3) осуществление подлинной нравственной жизни предполагает содействие благодати в силу слабости человеческой природы.

"ЭТОСТЬ" (лат. haecceitas) - у И

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ:

«ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Возрождение – переходный период от Средних веков к Новому времени. Сам термин введен в употребление в 19 веке для обозначения периода 14-16 вв., в который происходит возрождение интереса к античной культуре: философии, религиозно-мистическим учениям, к античной литературе и изобразительному искусству. Возрождение античного образа жизни, способа мышления и чувствования, идеалов античности.

Гуманизм –в переводе с латинского «человечность»; сам термин появился сравнительно недавно, в 19 веке.

1)мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности; Главная цель: гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к другим людям и ко всему творению.

2)культурное движение в Европе в период раннего Возрождения.

Антропоцентризм (от греч. anthtropos – человек и лат. сentrum – центр)-воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

- мировоззрение, в котором центром культуры и философии объявляется человек.

Гилозоизм –1)учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством первичной субстанции и отвергающее границу между «живым» и «неживым».

2)философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную); воззрение, согласно которому «материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух – без материи» (Гёте). Гилозоистами были ионийские натурфилософы, позднее – Джордано Бруно, Дидро и др.

3)возникшее в древнегреческой философии учение о всеобщей одушевленности материи; гилозоизм ошибочно приписывает всем формам материи чувствительность и жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить, свойственные только высокоразвитой материи.

Спекулятивный – основанный на спекуляции; умозрительный. Спекулятивная философия – философские системы, основанные на спекулятивном типе построения знания, т. е. на выведении его без обращения к опыту.

Спекуляция – созерцание, умозрение.

Натурфилософия – умозрительная философия природы; совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познание связей и закономерностей явлений природы.

Картина мира – в отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс).

Максимум и минимум – наибольшее (наивысшее) и наименьшее (самое низкое). Отсюда: максимальный и минимальный. Для Николая Кузанского и Джордано Бруно «Бог», т.е. единое, из которого происходит все, является максимумом и одновременно минимумом: он находится как в величайшем, так и в мельчайшем.

Мистика (от греч. mystikos – таинственный) – первоначально название для тайных религий или тайных религиозных организаций, в которые принимались и посвящались только избранные, позже понятие, обозначающее вообще стремление постигнуть сверхъестественное, трансцендентное, божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубину собственного бытия, стремление соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге – мистическое единение.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Свойственен позднему Возрождению. Представитель Мишель Монтень.

Герметизм – одно из течений древней религиозно-философской мысли, близкое эзотерической традиции познания. Развивалось в Древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Европе примерно с I тыс. до н.э. до сер I тыс. Позже герметизм сливается с другими религиозными и философскими учениями. Герметические тексты имели широкое хождение и влияние среди гуманистов эпохи Возрождения. Их авторство приписывали Гермесу Трисмегисту (Трижды величайшему – «величайшему философу, величайшему жрецу и величайшему царю») – одному из древнейших богословов, сообщивших людям сокровенную божественную мудрость. Гермеса Трисмегиста часто отождествляли с Моисеем. Духовными преемниками Гермеса Трисмегиста назывались все наиболее прославленные мудрецы и философы древности, вплоть до Платона и его последователей. Именно через Египет приобщались они к сокровенному божественному знанию, родственному тому, что было преподнесено в Моисеевом Пятикнижии. Сам Гермес Трисмегист изображался в эпоху Возрождения не просто мудрым мужем, как в писаниях раннехристианских авторов, но древнейшим религиозным учителем и пророком, причастным абсолютному, богооткровенному знанию. Его «слова» с благоговением обсуждали в академиях, почтительно цитировали с университетских кафедр, толковали в ученых кружках, политической и религиозной публицистике, астрологических прогнозах, излагали в литературных диалогах, в поэзии на латинском и новоевропейских языках; его образ старались запечатлеть ренессансные художники; была даже предпринята попытка заново открытое герметическое учение превратить в своего рода религиозный культ. В герметизме гуманисты нашли отчетливые монотеистические тенденции, заботу о спасении и поиск подлинного знания как пути к нему, идею богочеловечества, апокалиптическое состояние духа, пророчества и покаянные призывы, указание на бессмертие души и концепцию божественной Троицы. Герметизм, признававший живое единство и взаимозависимость всех частей универсума, не мог не служить оправданием для алхимии, магии и астрологии, а с ними вместе — обоснованием особой роли человека в мире, который ему доступно освоить и преобразить. Герметизм подразумевал, прежде всего, превознесение человека. Названный третьим богом, человек в герметических писаниях трактуется как существо универсальной природы, как образ Божий и владыка всех тварей, а вместе с тем и как падший эон-андрогин. Это прославление человека, его универсальности и космических функций — впоследствии излюбленный мотив многих рассуждений ренессансных гуманистов. Человек, созданный по образу Божию, производя неразрывную связь чувственного и умопостигаемого, кои в нем заключены как противоположные начала, есть средоточие и соединение всего творения; он причастен всякому виду сущего, разумеет как ангел, мыслит как человек, чувствует как зверь, обладает жизнью как растение; словом, он образует синтез реальности, содержит в себе все разнообразие тварного мира. Отсюда понятно, почему «достоинство человеческой сущности» выше любой другой, а во вселенной, созданной ради человека, он занимает столь же первенствующее положение, какое царь — в своем царстве, а господин — в своем хозяйстве.

Эта акцентировка, преимущественно перед всеми другими, онтологических оснований человеческого достоинства через Николая Кузанского была усвоена, а в дальнейшем еще более усилена философской мыслью Возрождения. Расположенный на горизонте времени и вечности, на верхней ступени чувственной и на нижней ступени умопостигаемой природы, человек — повторяет Кузанец  — является связующим звеном универсума  и заключает в себе свернуто мир сущего, за что назван древними микрокосмом.

Геоцентризм – учение о строении Солнечной системы и Вселенной, согласно которому их центром является Земля. Было разработано древними мыслителями Аристотелем и Птолемеем и поддерживалось христианской церковью.

Гелиоцентризм – учение о строении Солнечной системы и Вселенной, согласно которому их центром является Солнце. Появилось в древности (в пифагорейской школе, Аристарх Самосский), было развито польским астрономом и натурфилософом Николаем Коперником в 16 веке.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу. Согласно пантеизму, Бог не является личностью или неким существом, а представляет собой активное духовное начало – силу (энергию), пронизывающую мир в каждой частице.

- учение о том, что все есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ CЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ:

«ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ»

Эмпиризм (сенсуализм) – философское направление (гносеологическая концепция), признающая чувственный опыт единственным или важнейшим источником человеческого познания.

Рационализм – философское направление (гносеологическая концепция), признающее разум основной способностью познания человека.

Секуляризация – освобождение общества от власти церкви и религии.

                            - освобождение от церковного влияния общественной и умственной деятельности, нравов, обычаев и идеалов.

Субстанция – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреческой философии (главным образом начиная с Аристотеля). Позднее у схоластов, а также у Декарта и Спинозы. В то время как Декарт, кроме абсолютной субстанции (Бога), предполагает еще и две другие сотворенные субстанции, у Спинозы имеется только одна бесконечная субстанция, которую можно назвать также Богом или природой.

Атрибут – свойство, составляющее характерную особенность субстанции, необходимо ей подобающее или присущее. Атрибут есть качество, без которого субстанция не может ни быть, ни мыслиться.

Модусы – случайные свойства субстанции, и в этом смысле они называются акциденциями.

Акциденция (от лат. – случай, случайность) - несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи).

Монада (от греч.- единица, единое) – понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия.

-единица, единое. В широком смысле некая духовная частица – основа космического или индивидуального существования (например, в учении Лейбница). У Джордано Бруно физический и одновременно психический элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах (монадологии) является Лейбниц.

«Монадология» – произведение Лейбница, написанное в 1714 г. на французском языке в форме тезисов, популярно излагающих основы его философской системы объективного идеализма. Центральное место в «Монадологии» занимает учение о монадах, бестелесных «простых субстанциях», «истинных атомах природы», «элементах вещей»: монадам приписываются отрицательные свойства неделимости, неуничтожимости, нематериальности, неаффицируемости («монады не имеют окон»), неповторимости (нет двух одинаковых монад) и положительные свойства самодостаточности, саморазвития, психической активности, состоящей в восприятии и стремлении. Сообразно  уровням развития воспринимающей способности все монады делятся на примитивные (бесконечно малые перцепции), монады-души (смутные перцепции, сопровождающиеся ощущением и памятью) и монады-духи (отчетливые перцепции, сопровождающиеся сознанием-апперцепцией).

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу. Согласно пантеизму, Бог не является личностью или неким существом, а представляет собой активное духовное начало – силу (энергию), пронизывающую мир в каждой частице.

Монизм (греч - один, единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположности монизму – дуализм, признающий два независимых начала и плюрализм, исходящий из множественности начал.

– точка зрения, согласно которой мир имеет только одно первоначало (субстанцию). Учение о всеединстве, согласно которому действительность едина и в своем качестве однообразна. Сущность этого качества толкуется по-разному, поэтому нужно различать множество видов монизма. Разновидности монизма: материалистический, идеалистический, пантеистический. Например, учение Спинозы.

Дуализм – признание существования двух различных, несводимых к единству субстанций, лежащих в основе мира. Например, Декарт признавал две независимые субстанции: дух и материя, мышление и протяженность.

Плюрализм (субстанций) – точка зрения, согласно которой мир имеет множество первоначал. Например, монады в учения Готфрида Лейбница.

-философская (метафизическая) точка зрения, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализмом является атомизм (понимаемый в абсолютном смысле) и монадология.

Деизм – представление о Боге, согласно которому Бог творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий.

-форма веры, в основе которой лежит признание, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия; ни чудеса, ни послание его сына на землю не имеют отношения к миру. Сторонники деизма называются деистами.

Интуиция – иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия.

Индукция – логический метод вывода умозаключений от «частного» к «общему».

Дедукция – логический метод вывода умозаключений от «общего» к «частному».

Врожденные идеи – представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (например, математические и логические аксиомы, моральные ценности).

Картезианство – философия приверженцев и продолжателей Декарта. Исходным пунктом полагается самодостоверность сознания (cogito, ergo sum), а также последовательный дуализм тела и души и рационалистический математический метод.

Картезий  - латинизированная форма фамилии Декарт.

Принцип индивидуации или принцип многообразия, дифференцированности – принцип учения Лейбница о монадах: «Каждая монада необходимо должна быть отлична от другой. Ибо никогда не бывает в природе двух существ, которые были бы совершенно одно как другое  и в которых нельзя было бы найти различия внутреннего или же основанного на внутреннем определении».

Ставка Паскаля  - аргумент, выдвинутый Паскалем в пользу религиозной веры. «Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть, если Вы выиграете, то выиграете все, если проиграете, то не проиграете ничего. Поэтому не колеблясь ставьте на то, что Бог есть».

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ:

«НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Агностицизм – гносеологическая концепция, отрицающая (полностью или частично) возможность объективного познания мира человеком.

«Коперниканский переворот» - принципиально новая ориентация или переориентация исследователя (в связи с поворотом Коперника от геоцентрического к гелиоцентрическому пониманию мира). Для Канта такой «коперниканский переворот» заключался в его переходе от эмпирически данного назад, к субъекту, сознание которого предписывает предметам их законы и тем самым делает их составными частями мира этого сознания; благодаря этому «обратному переходу» в субъект достигается то, что Кант называет «трансцендентальным», а именно лежащее до и над фактическим, отдельным, могущим быть полученным из опыта: априорные основы и условия всякого опыта вообще.

Ноумен  (греч. noumenon) – объект мысли, разума, интеллигибельный предмет, например, у неоплатоников. Согласно кантовской критике разума, ноумен относится только к сфере мысли, но не к объективной действительности. Это понятие без предмета: ноумен представляет собой нечто только мысленное, с материальной же стороны он ничто; ноумен – голая идея, которой не соответствует никакой предмет (негативный ноумен). В практической философии (этике) Кант придает большое значение позитивному ноумену, которому присуще уже не эмпирическое созерцание, а созерцание иной формы, например, нравственное. Противоположность ноумена – феномен.

Феномен (от греч. phainomenon – являющееся) – явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена.

Вещь в себе – по Канту, вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, «истинное» бытие, «проявления» которого суть эмпирические вещи и на которое именно эти «проявления» и указывают.

Аналитическое суждение – суждение (утверждение, предложение), истинность которого устанавливается путем чистого логического анализа.

Аналитика (от греч. analytike – искусство анализа) – искусство расчленения понятий, логика (у Аристотеля). Трансцендентальная аналитика, по Канту, выделяет «элементы чистого рассудочного познания, без которых вообще немыслим ни один предмет».

Антиномия  (от греч. antinomia – противоречие в законе) – противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу. В «Критике чистого разума» Канта содержится специальное учение об антиномиях. Кант различает четыре антиномии – две математические и две динамические, - состоящие из тезиса (утверждения) и антитезиса (отрицания), выбор которых зависит от исходных посылок.

Апостериори (лат. а posteriori – из последующего) – понятие теории познания Канта, противоположное априори. Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.

Априори (от лат. a priori – предшествующий) – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называют взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время; однако только  с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания.

Апперцепция  (от лат. ad – при и  kuperceptio – восприятие) – в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта, то же самое, что осознанное восприятие (трансцендентальная апперцепция).

Аффицировать  (от лат. afficere – наделять) – возбуждать, влиять. По Канту, предмет должен известным образом аффицировать душу, чтобы совершилось познание.

Эстетика трансцендентальная – у Канта, если употреблять понятие «эстетика» в его первоначальном значении, есть учение о чувственности, т.е. о чувственном восприятии и его роли в понятийном познании. По Канту, к трансцендентальной эстетике относится также и учение о пространстве и времени как априорных формах «чистой» чувственности.

 

Категорический императив – требование, приказ, закон; с появлением кантовской «Критики практического разума» императив – это общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях; категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении. Категорический императив, или императив нравственности, формулируется Кантом следующим образом: «Поступай так, чтобы максима своей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства».

Трансцендентный (от лат. trascendere – переступать) – «перелетающий» (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы  человеческого сознания. Противоположность – имманентный.

Трансцендентальный (от лат. trascendere – переступать) – в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство основных определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. Обычно различают шесть трасценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое. Сущее – вещь в себе; при отрицания деления оно есть единое, отделенное от др. сущих, - нечто; в отношении к познанию оно истинно, в отношении к воле – добро, без учета воли – совершенно. Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта, - в таком случае речь шла бы о трансцендентном, - а то, что хотя и предшествует априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание. Трансцендентальную философию Кант разделяет на трансцендентальное элементарное учение (состоящее из трансцендентального учения о чувствах и трансцендентальной логики) и трансцендентальное учение о методе, определяющее формальные условия завершенной системы чистого разума.

Абсолютный Дух – в философской системе Гегеля конечное звено развития духа, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию. В своем развитии дух постигает абсолютную идею через созерцание и чувства в искусстве, затем через эмоциональное переживание – в религии и, наконец, адекватно формирует идею как мыслящее себя понятие в философии. Актуализированный абсолютный дух, т.о., становится сознательным, свободным и бесконечным самотворчеством, способным к саморазвитию.

Субъективный Дух – по Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида).

Объективный Дух – согласно Гегелю, это дух, воплотившийся в праве, морали, нравственности, обществе и государстве; напротив, в искусстве, религии и философии дух, по Гегелю, выступает как абсолютный дух.

СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ: «СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ»:

Экзистенционализм – философия существования, одно из крупных западных философских течений в XX веке. Выдвигает на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий. Представители: Россия – Лев Шестов (1866 – 1938), Н. Бердяев; Германия – М. Хайдеггер (1889 – 1976), К. Ясперс (1883 – 1969); Франция – Ж.-П. Сартр (1905 – 1980), А. Камю.

Экзистенция – человеческое существование. Термин введен С. Кьеркегором.

Экзистенциалии – способы человеческого существования, категории человеческого бытия. Например, страх, забота, понимание, настроенность, заброшенность.

Позитивизм – философское течение, возникшее в Европе в начале XIX века, признающее приоритет «позитивного» знания, естествознания. Основатель – Огюст Конт. Это направление философии возникло в сер. 19 в. и уже на заре своего существования выступило с претензией на разработку философии науки.

Неопозитивизм – течение в европейской философии первой половины XX века. Один из этапов развития идей позитивизма. Начинается с работ участников Венского кружка – научного семинара, в Венском университете. Представители: Мориц Шлик (1882 – 1936) – австрийский философ, физик и логик, организатор и руководитель Венского кружка, Р.Карнап.

Постпозитивизм – третья волна позитивизма, 60-е – 70 –е гг. XX века.  Представители: Карл Поппер «Логика и рост научного знания»; Томас Кун «Структура научных революций»; Лакатос, П. Фейерабенд.

Парадигма –  в науке – одна (или несколько) фундаментальная теория, которой в определенный период придерживается большинство ученых.

Марксизм – философское и социально-экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса (XIX  в.), направленное на революционное преобразование общества в сторону социального равенства и свободы. В XX веке было развито В. И. Ленином и получило широкое распространение в мире.

Философия психоанализа – направление современной западной философии, основанное на теории З. Фрейда (1856 – 1939) – австрийского психолога, невропатолога и психиатра. Объясняет роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Ближайший соратник З. Фрейда Карл Густав Юнг (1875 – 1961).

Аналитическая философия – понятие, охватывающее многообразные теории западной философии XX века, сложившееся в рамках аналитической традиции. Эта традиция утвердилась в Великобритании, США, Канаде, Австралии, получила распространение в Скандинавских странах и Нидерландах.  Для них характерно: перевод философских проблем и решение их на основе анализа языковых средств и выражений; «семантический акцент» - акцентирование внимания на проблеме значения; «методологический крен» - противопоставление метода анализа всем другим формам философской рефлексии и использование его с целью превращения философии в «строгое» и «аргументированное» знание; тенденция к «нейтрализму», освобождению от историко-философских предпосылок; размывание граней между философскими и частно-научными – логическими, лингвистическими, методологическими и научными проблемами. Основоположником А. Ф. является Бертран Рассел (1872 – 1970).

Герменевтика – 1) теория и практика истолкования текстов;

2) течение в современной философии. Основы герменевтики как общей теории интерпретации заложены Фридрихом Шлейермахером (1768 – 1834) – немецким теологом и философом. Представители: Дильтей В., Гадамер Х. Г.

Феноменология - одно из основных направлений в западной философии и  культуре XX века. Основатель - Эдмунд Гуссерль , непосредственные предшественник - Франц Брентано. Ядро феноменологии – идея интенциональности и учение о времени. Идеи этого направления повлияли на экзистенционализм, персонализм, герменевтику и другие философские учения.

«Философия жизни» - философское направление, сложившееся в последней трети XIX века главным образом в Германии и Франции. Его представители – Ницше Ф., Дильтей В., Зиммель, Бергсон А., Шпенглер Освальд (1880 – 1936).

Философская антропология – течение западной философии XX века, преимущественно немецкое. Представители: Макс Шелер (1874 – 1928), Гельмут Плеснер, А. Гелен, Ротхакер. Философская антропология  соединяет конкретно-научное, предметное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Представители этого направления исходят из положения о человеке как недостаточно развитом биологическом существе. Гелен А. писал: «В противоположность всем высшим млекопитающим, человек морфологически определяется главным образом через недостатки, которые в строгом биологическим смысле в зависимости от обстоятельств следует обозначить как неприспособленность, неспециализированность, примитивность; т.е. его нужно определить как неразвитое существо…» Именно «биологическая недостаточность» явилась причиной, побудившей человека восполнить эту недостаточность единственно возможным и уникальным способом – действовать. Поэтому человек есть «действующее существо» - посредством рук и разума.

СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ: «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ».

ДВОЕВЕРИЕ — исторически сложившееся понятие, прилагаемое к определению православно-языческого синкретизма; свойство многополюсного общественного сознания, характеризуемого разнообразием смешанных мировоззренческих форм; мощный идейный фактор, оказывавший воздействие на развитие духовной культуры общества и в значительной степени предопределивший своеобразие древне-русской мысли.

ОНТОЛОГИЗМ - одна из характерных черт русской философии, состоящая в трактовке познания не как самодостаточного процесса, а как части и функции бытия человека в мире. Многие русские философы, в том числе и те, кто специально занимался гносеологическими вопросами, не раз подчеркивали эту онтологическую направленность русской мысли, возводя ее к учению о вере и "живом знании" старших славянофилов, теории цельного знания Вл. Соловьева, объяснявшего его возможность тем, что познающий субъект находится во внутренних связях с миром благодаря бытийственной укорененности в Абсолютном как "всеединстве".

РУССКАЯ ИДЕЯ - символ-понятие, означающее в самом широком смысле слова совокупность специфических черт, присущих русской культуре и русскому менталитету на протяжении всей истории. В более узком смысле Русская идея означает уровень национального самосознания в каждый данный момент истории. Причем, поскольку сам термин Русская идея возник лишь в XIX в., применение его к истории более ранней оказывается результатом той или иной ее интерпретации. В еще более узком - социологическом - смысле Русская идея есть способ сосуществования старых и новых элементов общественно-социального, культурного, политического и т.п. развития России (в т.ч. и способ сочетания интересов и принципов).

ЗАПАД И РОССИЯ - теоретические конструкции, рассмотрение которых проходит через всю русскую философию истории (историософию), а в некотором смысле и всю традицию философствования в России. При этом речь идет о задании параметров размышления о самобытности России, путях ее развития, сходстве и несходстве 3апада и России.

Проблема соотношения  3апада и России в их отличии, прежде всего в различии их религий, издавна была предметом русской мысли (напр., положение инока Филофея о Москве как третьем Риме), но в отчетливой и ясной форме как насущная проблема, требующая решения, была поставлена П.Я. Чаадаевым. Размышление Чаадаева о 3ападе и России задает ракурс рассмотрения этой проблематики всей последующей русской мысли, а в некотором отношении вся русская философия истории отвечает на вопросы, им заданные.

В дальнейшем тема 3апада и России развивается в течениях русской мысли, за которыми закрепились устойчивые названия "западников" и "славянофилов". Общее для этих течений - попытка нарисовать такой путь развития России,   который смог  бы, с одной стороны, сохранить ее самобытность, а с другой - найти такой способ отношения 3апада и России, который бы подчеркивал ее предназначение для разрешения проблем, стоящих перед Европой.

Славянофильство – идейное течение русской общественной мысли, противостоящее западничеству, его представители являются сторонниками самобытного пути развития России. Возникло в конце 30-х гг. XIX в. и было представлено воззрениями И. В. Киреевского, П. В. Киреевского, А. С. Хомякова, К. С. Аксакова, Ю. Ф. Самарина, А. И. Кошелева и ряда других писателей, ученых-фольклористов, общественных деятелей. В этом виде славянофильское направление существовало до начала 60-х гг. Славянофилы считали, что главная цель истории состоит в воссоздании братского единства человечества на основе православия. В связи с общей историософской концепцией Славянофильство разрабатывало вопрос о соотношении европейской и русской культур, различии их исторических корней, которое виделось в следующем. На Западе преобладает начало индивидуалистическое, в России - общинное, Европа возникла как результат завоеваний одних народов другими, Россия - мирным путем; на Западе утвердился рассудочный католицизм (затем и протестантизм), в России - цельная христианская вера. В сфере политической Славянофильство  было ориентировано против государственно-бюрократической системы. Славянофильству свойственна идея, что государство, всегда основанное на насилии, - зло, но самодержавие, которое избавляет народ от активной политической деятельности, - наименьшее из зол. Философия культуры Славянофильства основывалась на мысли, что религия и национальная психология определяют бытие народа. Отсюда возникает и философия культуры Славянофильства, тесно связанная с философией религии. Одно из главных понятий Славянофильства -соборность.

Перед Россией как главным оплотом православия стоит великая, как ее понимал Хомяков, сверхзадача:  не только перестроить свою жизнь на подлинно христианских началах, но донести идею свободного единения на принципах любви до своих братьев на всей Земле. Россия должна указать человечеству дорогу к соборности.

Исторические судьбы Славянофильства противоречивы. Позднее Славянофильство все более и более политизировалось, эволюционируя в сторону панславизма и национализма. В творчестве таких значительных мыслителей, как Н.Я. Данилевский или К.Н. Леонтьев, идеи Славянофильства кардинально переосмысливаются в русле теории культурно-исторических типов. Однако многие темы Славянофильства оказали колоссальное влияние на крупнейших представителей русской религиозной философии: B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина и др.

Соборность - центральное понятие философии Хомякова А. С. (1804 – 1860), усвоенное последующей русской религиозной философией. Слово «соборность» связано со словом «собор» не только в значении «главная церковь в городе», но и как «сбор», «собрание» («вселенский собор» - сбор всех епископов, «поместный собор» духовенства или же светский «земский собор»). По словам Хомякова, «собор» «выражает идею собрания, не обязательно соединенного в каком-либо месте, но существующего потенциально без внешнего соединения. Это единство во множестве». В его понимании «соборность» - прежде всего имеет религиозный смысл, с особой силой выявленный в православии. Соборность – это свободное единство людей на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Сплотить может только любовь.

Западничество – течение в русской мысли середины XIX века, считавшее, что развитие России должно осуществляться по общеевропейскому сценарию. У истоков западничества стоял Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856). Представители: Н. В. Станкевич (1813 – 1840); В. Г. Белинский ; А. И. Герцен.

Идея «Москва – третий Рим» - историософская концепция периода образования Русского централизованного государства; идея о избранности русского народа. Окончательно оформилась в 16 веке в посланиях старца псковского Елеазарова монастыря Филофея (ок. 1465 – 1542). Филофей говорил, что римская церковь перестала быть истинной вследствие проникновения в нее аполлинариевой ереси, церковь «Второго Рима» - Константинополя – сокрушена турками в 1453 году. Светоч православия отныне переместился в Москву, и цари русские сделались его первой опорой и защитой. Филофей пишет великому князю Василию III, Ивану Грозному и др. адресатам. Филофей обращается к Василию III как единому христианскому царю: «Хрини и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Соответствующие мотивы присутствуют в сочинениях апокрифического характера XV-XVI вв.  ("Сказания о князьях Владимирских", "Сказание о Вавилоне", "Повесть о белом клобуке" и др.)

В историософической концепции "М. - т. Р." выявляются два аспекта: 1) религиозный - со ссылкой на Византию: Москва воспринимается как преемственница истинной православной веры, "новый Иерусалим"; 2) политический - через имперский Рим: Москва предстает как институциализированная, государственная столица мира.

Тезис о «непротивлении злу силой» - знаменитый тезис Л. Н. Толстого (1828 – 1910). В этом тезисе Толстой выступает как непримиримый противник всяческого насилия, даже насилия по отношению ко злу. Основа толстовской этики – это проповедь любви к ближнему и дальнему. В этом Толстой следует христианской этике. Этот тезис выводится из Евангелия. В противовес ветхозаветному  принципу «око за око и зуб за зуб» Христос провозгласил в нагорной проповеди : «Не противься злому» (Мф. 5, 39). Само насилие – несомненное зло, совершаемое даже «во имя блага многих», недопустимо, ибо это и означает реализацию иезуитского принципа цель оправдывает средство. Немало людей провозглашало необходимость следования принципу непротивления, но этот нравственный принцип получил всемирную известность прежде всего благодаря Толстому и был излюбленной мишенью противников толстовства.

Философия творчества – концепция творчества Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948). Он считал, что оправдать существование человека в мире может только творчество. Под творчеством Бердяев понимает «не создание культурных продуктов, а потрясение о подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию».  Само творчество оправдано тем, что «мир творится Богом». Но и «человеческая природа – творческая, потому что она есть образ и подобие Бога-Творца». «Антропологическая истина» и состоит в том, что «образ и подобие Творца не может не быть творцом». И к Богу, и к человеку относится закономерная связь творчества и свободы: «Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит». «Тайна творчества есть тайна свободы». Этой теме посвящена книга Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека».

КОСМИЗМ РУССКИЙ - течение в религиозно-философской и естественнонаучной мысли. Терминологическое словоупотребление "Р.К." сложилось в современной философии в 70-е гг., главным образом, в связи с изучением и интерпретацией наследия К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, а затем и Н.Ф. Федорова, а также представителей софиологического направления в русской религиозной философии. Для большинства ее представителей характерны космоцентризм (или антропокосмизм), убежденность в наличии смысловой установленности космически целого и определенной (космической по природе и значению) миссии человека. Смысловая структура (содержание) космоса выступает и как основание этического, смысложизненного (или культурно-исторического) самоопределения человека и человечества. Наряду с этим для многих космистов характерно принятие идеи эволюционизма в самом широком смысле этого слова, отчетливое тяготение к началам органического мировосприятия. Важный элемент, характеризующий некоторых представителей русского космизма, заключен также в выдвижении на передний план практически-деятельного начала человека, проникнутость онтологически-бытийственным (космическим) смыслом науки и научного знания.

 




1. Помидорка Вызываются двое желающих
2. Робеспьер
3. Тема- Дарсонвалізація
4.  Лексика
5. внутрішньоямкові абсцеси місцями дисплазія та І тип кишкової метаплазії повна або тонкокишкова залозис
6. Організація тимчасового зберігання документів, підготовка до передавання справ до архіву
7.  Понятие ценн бумаг
8. Развитие подходов к исследованию компетенций6 1
9. МЕТА ПРОВЕДЕННЯ поглиблення знання теорії та методики викладання хортингу; вивчення кваліфікаційної
10. Робота з таблицями у текстовому процесорі
11. 3 Лабораторна робота 1
12. РЕФЕРАТ ДИСЕРТАЦІЇ НА ЗДОБУТТЯ НАУКОВОГО СТУПЕНЯ КАНДИДАТА ТЕХНІЧНИХ НАУК Миколаїв~
13. экономических показателей в различных отраслях экономики города
14. Экономика и жизнь
15. Утверждаю
16. продажи на рынке- Р потребительских тов и услуг Р факторов прва недвижимости земли информации денежный ц
17. по теме Манипуляции в общении Основные понятия Понятие манипуляций в общении
18. Состав и содержание правовой охраны государственного природно-заповедного фонда Российской Федерации
19. на тему- Биосфера и научнотехнический прогресс Выполнил- студент группы АТПбзс132
20. Лабораторна робота 7 ldquo;Встановлення мережної операційної системи Windows NT Serverrdquo; Виконав-