Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Часть2 1) Каналы восприятия информации человеком. Органы чувств и способы передачи информации. Известно, что у человека есть два независимых канала восприятия зрительной информации интегрированный и дифференцированный. С помощью интегрированного канала человек распознает ситуацию в целом, без анализа деталей наблюдаемой сцены и вырабатывает цель действий. С помощью дифференцированного канала человек воспринимает детали наблюдаемой сцены, их координаты и реализует поставленные цели. Способы передачи информации: звуковой, оптический, тактильный. |
||
Часть 2 2)Закон Фехнера и его интерпретация. Порог восприятия. Закон Фехнера гласит, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражения. R=C*lg(S/S0) ,где S0 пороговое значение интенсивности раздражителя: если S < S0, раздражитель совсем не ощущается. Порог восприятия - минимальная сила раздражения, достаточная для возникновения ощущения. Таким образом, в логарифмической шкале, которую в соответствии с законом Фехнера нужно взять для интенсивности раздражения, разрешающая способность оказывается постоянной, как только раздражение превзойдёт пороговое значение. |
Часть 2 3) Закон Вебера. Расчет количества различимых уровней интенсивности раздражителей. Разрешающая способность рецептора. Закон Вебера гласит, что разрешающая способность, т.е. способность воспринимать раздельно два различных раздражения, пропорциональна интенсивности раздражения. Если через S обозначить интенсивность раздражения, а через dS разрешающую способность, т. е. минимальное изменение раздражения, которое приводит к еще улавливаемому различию; ощущений, то закон Вебера утверждает, что dS = k*S Количество уровней шкалы восприятия: (вроде тут формула?) Так, люстра, в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То есть, количество лампочек должно увеличиваться в несколько раз, чтобы нам казалось, что прирост яркости постоянен. И наоборот, если прирост яркости постоянен, нам будет казаться, что он уменьшается. Например, если добавить одну лампочку к люстре из 12 лампочек, то мы практически не заметим прироста яркости. В то же время, одна лампочка, добавленная к люстре из двух лампочек, даёт значительный кажущийся прирост яркости. |
Часть 2 4) Измерение громкости, единицы измерения громкости. Громкость звука субъективное восприятие силы звука. Единицей абсолютной шкалы громкости является сон. Уровень громкости звука относительная величина. Она выражается в фонах и численно равна уровню звукового давления (в децибелах дБ). Уровень громкости обычно измеряется в децибелах и выражается через десятичный логарифм от отношения амплитуды колебания давления воздуха S при распространении звука к пороговому уровню S0: Уровень [дБ] = 20 * log10(S/S0) |
Часть 2 5) Особенности зрительного восприятия. Источники избыточности изображений и способы устранения избыточности.
Можно указать на следующие особенности зрительного восприятия человека: - Психофизические эксперименты подтверждают тот факт, что человеческое зрение менее чувствительно к утрате высокочастотных компонент в спектре, нежели низкочастотных. - Для человеческого глаза низкочастотные компоненты содержат больше информации, чем высокочастотные, которые очень часто соответствуют малозначительным деталям или вообще шуму. Данные особенности активно используются в алгоритмах сжатия, которые приводят к потерям (в смысле невозможности абсолютно точного восстановления), в частности, в стандартах сжатия JPEG (для статических изображений) и MPEG (для видео). |
Часть 2 6) Сжатие без потерь и сжатие с потерями. Сжатие без потерь метод сжатия информации, при использовании которого закодированная информация может быть восстановлена с точностью до бита. Сжатие без потерь используется, когда важна идентичность сжатых данных оригиналу Сжатие данных с потерями это метод сжатия данных, когда распакованный файл отличается от оригинального, но «достаточно близок» для того, чтобы быть полезным каким-то образом. Этот тип компрессии часто используется в Интернете, особенно в потоковой передаче данных и телефонии. |
Часть 2 9) Психоакустическое маскирование и его практическое использования в алгоритмах сжатия звуковых сигналов. Психоакустическое маскирование используется для сжатия акустических сигналов. Говорят, что слабый звук маскируется, если он становится неразличим в присутствии более громкого звука. Одновременная маскировка: Любые два звука при одновременном прослушивании оказывают влияние на восприятие относительной громкости между ними. Более громкий звук снижает восприятие более слабого, вплоть до исчезновения его слышимости. Временная маскировка: Это явление похоже на частотную маскировку, но здесь происходит маскировка во времени. При прекращении подачи маскирующего звука маскируемый некоторое время продолжает быть не слышимым. В обычных условиях эффект от временной маскировки длится значительно меньше. Время маскировки зависит от частоты и амплитуды сигнала и может достигать 100 мс. |
Часть 2 7) Сруктура алгоритма JPEG. Название данного алгоритма является аббревиатурой Joint Photographic Expert Group, которой и был утвержден в 1992 г. стандарт сжатия цветных и нецветных изображений. Необходимость разработки данного стандарта была обусловлена следующими причинами. - Значение коэффициента сжатия изображений с использованием алгоритмов без потерь (методом Хаффмана, например) крайне невелико, в особенности, когда гистограмма распределения значений точек изображений стремится к равномерной. Алгоритм JPEG использует спектральные преобразования для кодирования, поскольку: - Значительная часть изображений изменяется относительно медленно вдоль всей площади, т.е. редко встречается случай, когда значение интенсивности уменьшается или увеличивается несколько раз подряд в пределах небольшой области, скажем, размером 8 x 8 точек. - Психофизические эксперименты подтверждают тот факт, что человеческое зрение менее чувствительно к утрате высокочастотных компонент в спектре нежели низкочастотных. Структура алгоритма кодирования JPEG 1. ДКП (Дискретное косинусное преобразование) необходимо для перехода от пространственного к спектральному представлению. 2. Квантование 3. Сканирование методом "Зигзага" 4. ДИКМ (дифференциальная импульсно-кодовая модуляция) кодирование постоянных составляющих 5. КДС (кодирование длин серий) кодирование гармонических составляющих 6. Энтропийное кодирование по методу Хаффмана. |
Часть 2 8)) Особенности слухового восприятия. Источники избыточности в звуковых сигналах и способы устранения избыточности. Особенности слухового восприятия • Частотный спектр воспринимаемый человеком (примерно) от 20 Гц до 20 кГц, наибольшая чувствительность в диапазоне от 2 до 4 Гц. • Общеизвестно, что человек в состоянии различить изменение частоты на 0.3% на частоте порядка 1 кГц. • Если два сигнала различаются менее чем на 1 дБ по амплитуде - они трудноразличимы. • Звуки различной частоты распространяются в воздухе с разной скоростью. В результате высокочастотная часть спектра от источника находящегося на удалении от слушателя несколько запаздывает. • Человек не в состоянии заметить внезапное исчезновение высоких частот, если оно не превышает порядка 2 мс. • Некоторые исследования показывают, что человек в состоянии ощущать частоты выше 20 кГц. С возрастом частотный диапазон сужается. Частотный спектр, несущий информацию в человеческой речи: от 500 Гц до 2 кГц • Низкие частоты - басы и гласные • Высокие частоты - согласные |