Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ф.н.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


протокол № ______ от

«____» ________________ 2013 года


I. Цели и задачи занятия

УЧЕБНАЯ :      Дать основное представление о философском анализе социального бытия. Познакомить с современными представлениями и концепциями движущих сил и источников развития общества, рассмотреть основные проблемы социального бытия.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:  Формировать критичный, научный взгляд и философское мировоззрение.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Совершенствование навыков  анализа и конспектирования лекций, публичных выступлений.

II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия
Время, мин
ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
Учебные вопросы

1. Понятие общества и социальной действительности

2. Проблема возникновения и основные свойства социального бытия.

3. Общество и его структура. Основные сферы человеческого бытия.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

III. Литература

Основная:

1. Бучило Н.Ф. Философия: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н.Чумаков.-5-е изд.,    перераб. и доп.-М.: Проспект, 2010.-480с.

2. Налетов И.З. Философия: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2010, - 400 с.

3.Философия: учебник для вузов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 735 с.

Дополнительная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 592 с.

2. Губин В.Д. Философия: учеб. – М.: Проспект, 2010. – 336 с.

3.Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова [и др.]; под ред.А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: Изд-во Проспект, 2009. – 336 с.

4. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2012. – 561с.

5. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. В 2 ч.: часть 1: учебник / Под общ. ред. Ф.Д. Демидова - М.:РАГС, ИНФРА-М, 2010.-432с.

6. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 560с.: ил.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор.     

2. Демонстрационные плакаты, схемы.

V. Текст лекции

1. Понятие общества и социальной действительности

1.1 Когда говорят об отношении общества к природе, то слово «природа» при этом может употребляться в двух смыслах: во-первых, как синоним понятия «материальный мир», и, во-вторых, как обозначение «природной среды» или «естественных условий», в которых общество возникает и существует.

В первом смысле общество есть часть природы. Во втором смысле общество выделяется из природы как вне природное образование.

Именно этот второй смысл имеют в виду, когда ставят вопрос об отличии общества от природы, об их взаимодействии, о «гибели природы» в результате пагубных последствий человеческого вмешательства в естественный ход природных процессов и т. д. Следует всегда учитывать контекст, в котором идет речь о природе, чтобы не смешивать разные смыслы этого слова.

Характеризуя общество как часть природы (понимаемой в первом из указанных смыслов), приходится считаться с тем, что оно есть часть совершенно особого рода. Это такая часть природы, которую -- в отличие от всех других -- нельзя представить в виде некоего множества материальных объектов. Несомненно, она включает в себя материальные объекты: люди, созданные ими предметы и сооружения, отходы производства и многие другие продукты человеческой деятельности. Но общество не есть просто множество человеческих тел и вещественных результатов человеческих действий. Жизнь общества не сводится лишь к вещественно-энергетическим процессам, которые в нем происходят. В нем, кроме того, есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни -- невидимые процессы, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание.

Общество локализуется в пространстве и времени вместе с относящимися к нему людьми и вещами: оно существует в каких-то территориальных и хронологических границах. Но оно не поддается наблюдению с помощью каких-либо физических приборов: наблюдать можно лишь его отдельные материальные элементы, но не его духовную жизнь и не общество как целое. И тем не менее это «ненаблюдаемое» общество оказывает ощутимое воздействие на соседние с ним части природы.

Отличие человеческого общества от всех других природных объектов и позволяет противопоставлять его природе, видя в нем особый, вне природный или над природный тип реальности.

1.2. Специфика социальной реальности

Социальная реальность -- это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования.

Социальная реальность складывается из множества явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами.

Социальные факты -- особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они, с одной стороны, отличаются от явлений природы: социальные факты всегда содержат в себе какую-то исходящую от человека духовную составляющую, которой нет в физических, химических, биологических фактах. А с другой стороны, социальные явления с их вне индивидуальной, объективной данностью отличаются и от фактов сознания, от субъективных «состояний души» индивида. Особенностями, отличающими социальный факт от психического, являются:

ь его внешнее существование по отношению к индивидуальным сознаниям;

ь принудительное воздействие, которое он оказывает на индивидуальные сознания.

Конечно, есть разница между принудительным воздействием на человека, которое оказывается с помощью топора, пистолета, денег или слова. Однако в любом случае, говорит Дюркгейм, социальные факты узнаются по той внешней принудительной власти, которую они имеют над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, по санкциям, которые грозят индивиду, или по сопротивлению, оказываемому при попытке индивида не подчиниться принуждению. «Мы чувствуем их сопротивление, когда стараемся освободиться от них. А мы не можем не считать реальным то, что нам сопротивляется. Все, следовательно, способствует тому, чтобы заставить нас видеть в них истинную социальную реальность».

Согласно Дюркгейму, социальные факты нужно рассматривать как вещи. Однако это вещи, принципиально отличные от всех вещей, существующих в природе.

Явления природы, рассматриваемые в их собственном, независимом от человека бытии, обладают какими-то объективно свойственными им характеристиками. Эти характеристики составляют их материальную определенность, и кроме нее никакой другой определенности они сами по себе не имеют. Иначе обстоит дело в социальной реальности.

В отличие от природных вещей все вещи, принадлежащие к ней, обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, тоже есть материальная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе, отдельно от человека, и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, все явления социальной реальности имеют еще и иную, духовную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта духовная определенность появляется у них потому, что человек «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т. д.

Иначе говоря, люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них то, что вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и не может быть. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное» свойство -- способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа.

Таким образом, смыслом обладают не только слова и высказывания. Смыслом так или иначе проникнуто все, что делают люди как разумные общественные существа: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, учеба и спорт, и т. д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается прежде всего в его предназначении, роли, функциях, информации, которую он в себе несет. Смысл станка -- в том, что он нужен для производства, автомобиля -- в его использовании как средства передвижения, предметов домашнего обихода, мебели и посуды -- в возможности удовлетворить с их помощью бытовые потребности и привычки. А помимо этого, названные вещи могут иметь и иной смысл. Скажем, главным смыслом автомобиля для владельца роскошного «мерседеса» может быть престижность этой марки.

Оба слоя определенности -- материальный и духовный -- являются необходимыми атрибутами любого явления социальной реальности. Если духовное содержание не воплотится в материальную оболочку, а останется лишь в голове индивида, оно не войдет в социальную реальность. Самая гениальная идея, не будучи выраженной в звуках речи или письменных знаках, в мраморе или металле, не окажет никакого реального воздействия на общество. И материальный объект не приобретет социальной значимости и не станет элементом социальной реальности, если он не несет в себе какого-то смысла.

Так, по рассказам путешественников, посетивших Южный Судан, у местного племени азанде измельченные зубы крокодила считались ценным лекарством, и все племя удивлялось тому, что европейцам они не нужны; т. е. объект, социально значимый для азанде, не имел никакого социального значения для европейцев.

1.3. Состав социальной реальности

Социальная реальность складывается из множества разнородных, но взаимосвязанных явлений, систематизация которых является трудной задачей. Не ставя такой задачи, выделим лишь некоторые важнейшие компоненты социальной реальности.

Сами люди, их объединения, отношения, действия -- это главная составляющая социальной реальности, созидающая ее сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя. Двухслойное -- материальное и духовное -- содержание социальной реальности есть след, оставляемый им на всем, что имеет место в человеческом мире. Помимо того, что каждый индивид должен решать «для себя» вопрос о смысле своих действий и своей жизни вообще, в обществе его поведение и он сам приобретают смысл «для других». Люди и группы людей становятся социальными символами, носителями особого смысла, поскольку они выступают не просто как живые существа, а как кинозвезда, писатель, политический вождь, представитель той или иной профессии и т. д.

«Болезненный человек, провозглашенный монархом или папой, становится могущественным и священным "Величеством" или "Святейшеством". Если же он свергнут, он лишается своей социокультурной ценности и его могущество, функции, социальное положение и личность коренным образом изменяются: из величества или святейшества он превращается в презренного и ненавидимого изгнанника».

2. Проблема возникновения и основные свойства социального бытия.

Термины «общество», «общественный», «социальный» широко распространены, но весьма многозначны, несмотря на то, что еще в XIX в. возникла наука социология, имеющая своим предметом исследование общества. Ее основоположник О. Конт считал социологию «социальной физикой» и «позитивной моралью», способной стать новой религией всего человечества. В этом же столетии общество называли и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Латинский глагол «социо» означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение слова «общество» — общность, союз, сотрудничество. Аристотель называл человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество — это так или иначе самоуправляющая общность.

К. Марксом и его последователями была разработана диалектико-материалистическая концепция общества, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывается объективно, т. е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия «социального организма». Из формы материального производства «вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе». Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим. История в марксистской концепции предстает как «естественно-исторический процесс», где действуют объективные «законы тенденции» в сочетании с субъективным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой «чувственно-сверхчувственной» природе «социальной материи», о двойственности бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от  друга).

Однако некоторые положения этой концепции не получили четкого подтверждения в реальной общественно-исторической практике XX в. В частности, не увенчался успехом грандиозный социальный эксперимент построения социалистического общества в одной стране (группе стран) в условиях капиталистического окружения.

Продолжается развитие концепций, основанных на натуралистическом подходе к объяснению феноменов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяется ритмами Космоса и солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями природно-климатической среды (Л. Мечников), эволюцией природной организации человека его генофонда (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не самое удачное творение природы, а человек как самое несовершенное живое существо, генетически отягощенное стремлением к разрушению и насилию.

В идеалистических моделях развития общества сущность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т.п. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм), равно как и национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство), имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни. С наибольшей силой идеалистический подход к обществу и истории выражен в философской системе Г. Гегеля, где Абсолютный Дух выражает себя в «сознании свободы» в человеческой истории. Последняя является для Духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень.

Следует упомянуть о концепциях общества в философской мысли Запада XX в. Здесь трудно выделить какой-то один доминирующий подход. Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим и воздействующая на человека на основе идеи общественной солидарности. М. Вебер создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал феномен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма». К. Поппер ввел понятия «социальная технология» и «социальная инженерия», полагая, что ход истории не подвластен проектированию. Он обосновал концепцию «открытого общества» и указал на опасности тоталитаризма.

В целом все названные модели общества не могут претендовать на абсолютную истину, а выражают определенные грани той сложнейшей реальности, которая определяется термином «общество». Так или иначе, при любом подходе для философского его понимания нужно решить двуединую задачу: 1) понять место общества как системы в общем устройстве мира и 2) уяснить общие инварианты социального устройства на всем протяжении его исторического развития.

3.  Общество и его структура. Основные сферы человеческого бытия.

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество - объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

2» Общественное бытие имеет две стороны:

1. объективную - то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

2.  субъективную - сознание и воля людей,  их отношение к обществу,

стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные - воля и сознание людей.

Основными сферами жизни общества являются:

-экономическая;
- социальная;

- политическая;

- духовная.

Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя: производство;

распределение;
- обмен;

потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах:

- экономическое пространство - то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

- деятельность институтов управления экономикой;

- способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

- производительные силы;

- производственные отношения.

Производительные силы - люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

- орудия труда;

- сырье и материалы;

-  здания,   сооружения;

-  транспорт и т. д.

Производственные отношения - отношения между людьми в процессе

производства.

К ним принадлежат:

- отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений - поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

- отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

- отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

Значение материального производства (экономической сферы жизни

общества) в том, что оно: t/  создает материальную базу существования общества;

способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

влияет на политические процессы;

влияет на духовную сферу - как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

     Социальная сфера - система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основными элементами социальной структуры общества являются:

-классы;

-страты;

-сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и

на традициях); люди города и деревни; представители физического и умственного труда;

- социально-демографические  группы   (мужчины,  женщины,   старики,

молодежь); национальные общности.

По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:

- классовый, согласно которому все общество делится на большие группы -

классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;

стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп - профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии. Особое значение имеет социальная мобильность - возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина - в число рабочих, рабочего - в число интеллигенции, интеллигента - в число предпринимателей и т. д.).

Социальная мобильность - основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

С другой стороны,  высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ. Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:

страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Италия, Япония;

страны со средним уровнем мобильности - Канада,  Великобритания;

страны с крайне низким уровнем мобильности - Голландия, Швейцария, Дания.

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, "занятостью" мест в обществе. Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество - общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Тенденцией развития современного общества является:

- превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;

 -     усложнение структуры, дробление страт до микроуровня - так называемых "малых групп".

Политическая сфера общества - совокупность учреждений и организаций,  которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются:

государство и государственные органы;

политические партии;

1/ общественные организации; 2/ профсоюзы; 3/ иные институты.

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является государство - система органов, осуществляющих государственную власть. Основными функциями государства являются:

- представительная (представлять интересы различных политических, со-

циальных групп);

- регулятивная - поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

 -   охранительная - охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

-.внешнеполитическая;

- интеграционная.

Основной вопрос политической жизни - вопрос о власти.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

- духовная деятельность;
- духовные ценности;

- духовные потребности людей; / духовное потребление;

- индивидуальное сознание;
- общественное сознание.

Духовная деятельность - деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном  мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Индивидуальное сознание человека - восприятие им отдельных сторон бытия.

Общественное сознание - возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами общественного сознания являются:

- обыденное и теоретическое сознание;
- общественная идеология и психология;
- формы общественного сознания.

Обыденное сознание - непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание - высшее обобщенное восприятие бытия. Общественная психология - чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

Общественная идеология - система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.

Формами общественного сознания являются:

-политическое;

-правовое;

-моральное;

-научное;

-религиозное.

Разработал

Преподаватель кафедры

гуманитарных дисциплин,

старший лейтенант внутренней службы,

к.ф.н.                                                                                                                А.А. Туманов

«04»  сентября 2013




1. Разработка многопользовательской информационной системы ведения документации по аренде
2. это обозначения способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от од
3. В транспортных машинах вибрации и удары поступают от контакта с дорожным полотном; от работающего двигателя
4. Безопасность рабочего места
5.  КОНСТРУКЦИЯ БУДКИ
6. .Культура речи ~ это особая научная дисциплина изучающая и регламентирующая правила связанные с функционир
7. Контрольная работа- Стратегический менеджмент на предприятии
8. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук.2
9. Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях
10. Тема- Табличний процесор Excel
11. Мова така ж жива істота як народ що її витворив і коли він кине свою мову то вже буде смерть задля його душі
12. Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретно
13. Бизнес план журнала Резюме Настоящий проект предусматривает появление и функционирование в течение пе
14. Первоначальная летопись или Несторова летопись наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских ле
15. Методика развития силовых способностей у начинающих спортсменов в пауэрлифтинге
16. Функциональные особенности просторечий в текстах печатных СМИ
17. Testen Dilekten der deutschen Sprche z~hlt mn Byerisch Schw~bisch S~chsisch Plttdeutsch Niederdeutsch
18. В него входят креатин протеин различные гейнеры и аминокислоты которые свободно продаются в магазинах сп.html
19.  Сущность Под предварительно напряженными понимают железобетонные конструкции элементы изделия в которы
20. Вища школа Издво при Львовском унте 1975 с