Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Введение6

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-30

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 7.5.2024

Содержание  

Введение                                                                                             2

Теоретические аспекты обучения лепке в начальной школе        3

Конспект урока                                                                                  11

Введение

Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из глины и пластилин а проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. «…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. [1]

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Теоретические аспекты обучения лепке в начальной школе

Скульптура обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматривается как самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал.

Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому, не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач. Это необходимо учитывать при планировании работы с детьми.

В школах чаще всего используется лепка из пластилина, так как при работе с глиной требуются дополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий. Поэтому такие занятия лучше проводить в студиях на внеклассной работе. Но приемы и методы для лепки из глины и пластилина идентичны. В нашей работе мы за основу берем работу с пластилином.

Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, глицерина, жиров, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина.

Выделяют особенности работы с пластилином:

  1.  мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);
  2.  работа идёт сразу в цвете;
  3.  позволяет создавать дополнительные цвета;
  4.  материал практически не требует дополнительной подготовки;
  5.  позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;
  6.  при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.

По содержанию лепка бывает - предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика – «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира. «Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к образному строю детских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность восприятия окружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения.

Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф).

По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), с натуры.

По способу организации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.

Основными способами лепки являются - конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано – уже в 2 – 3 года – и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма – основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе.

Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 – 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы – это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.

Приёмами отделки формы можно назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры

Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования.

Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способом. Базовые элементы лепки – основные формы, лежащие в основе будущих образовшарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы – капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.

Техника в переводе с греческого «techne» обозначает – искусство, мастерство, а в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае, техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала.

Можно выделить следующие техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.

В технике пластилиновая живопись можно создавать целые картины, как декоративного, так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков,

Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещали детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином-«краской» впервые, охотно выполняют эту работу.

Варианты ведения работы:

1) Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином "налепами" выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый. В данном случае работа ведётся «послойно» и очень эффективна при изучении пейзажа (идём от дальнего плана к ближнему; ближе – четко, ярко, загораживает, дальше – нечётко, загораживается), изображении элементов пейзажа, декоративных рельефных панно, изразцов.

2) На картоне намечаются контуры будущего образа, которые заполняются пластилином необходимого цвета - внутри контура, а цветом фона – снаружи. Здесь необходима аккуратность и точность заполнения, чтоб не нарушить границы рисунка. При изучении рисования от пятна, силуэтного изображения в жанрах натюрморта, портрета, пейзажа, анималистическом жанре. Данный вариант можно затем использовать как фон для первого варианта и процарапывания.

3) Комбинированный вариант, когда объединяются первый и второй вариант.

Основой для картин может служить картон, оргстекло, ДВП.

В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко.

Смешивание пластилина бывает: полное (смешивание до образования причудливых разводов и пятен) и неполное (смешивание до получения нового цвета или оттенка).

Знакомство с получением новых оттенков и цветов в пластилине можно провести, как открытие, опирающееся на уже имеющийся опыт смешивания красок или одновременно: поэкспериментировать с красками и выдвинуть предположение о подобной возможности в пластилине. Далее следует открытие рациональной операции смешивания. Главное правило - не смешивать одновременно много цветов, а в остальном, смешивая даже два цвета, но в разных пропорциях, можно получать огромное количество оттенков.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из глины и пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.


Тема: «Лепка из целого куска»

Цели: познакомить учеников с новым приемом лепки из пластилина - вытягиванием; закрепить уже имеющиеся знания учеников о приемах лепки; расширять кругозор учеников; воспитывать трудолюбие и аккуратность; применять здоровьесберегающие технологии (релаксация, физкультминутка); знакомить с детскими музыкальными произведениями.

Оборудование: клеенка, пластилин, тряпка, стеки, дощечка, газета, бисер, нити, бросовый материал, магнитофон, кассета с записью «Песенки о жирафе» (Ю. Чичков, Ю. Энтин) и песни «Чунга-Чанга»; карточка с изображением приемов работы с пластилином (на основе Приложения 1); оформление класса напоминает Африку; на доске карта с изображением Африки; фишки.

Ход урока

I. Закрепление пройденного материала.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Рассмотри и расскажи». Я буду показывать фигуры, а вы рассказывать, как они сделаны.

2. Работа с карточками.

Пример: морковка. Чтобы сделать морковку, нужно скатать жгутик или колбаску, отрезать цилиндрик от нее, положить на доску и катать указательным пальцем только одну сторону цилиндрика. (И далее см. Приложение 1.)

- Молодцы, ребята, хорошо поработали! А сейчас я предлагаю вам прогуляться по (указкой очерчивается все поверхность Африки) африканским просторам.

II. Проверка домашнего задания.

- Какое задание было дано на дом? Верно, прочесть самим или чтобы родители прочли вам сказку «Слоненок». Где происходят события сказки? Каких животных вы можете назвать в этом произведении? Кто написал эту сказку? Какими словами можно описать характер слоненка? За что его все били? Кто помог слоненку? Для чего слоненку такой большой хобот? Кто вытянул слоненку нос? Правильные ответы отмечаются фишками.

III. Объяснение нового материала.

1. Объяснение учителя.

- Сегодня на уроке мы изучим новый способ работы с пластилином. Возьмите в руки кусочек пластилина, согрейте его в ладонях, разомните и попробуйте оттянуть немного пластилина в сторону. Представьте, что ваши пальцы - крокодил, а кусочек пластилина - слоненок. Такой прием работы с пластилином называется вытягивание. Подумайте и назовите те предметы, которые можно вылепить из пластилина с помощью вытягивания. Каждый верный ответ отмечается фишкой.

2. Работа с учебником.

- Откройте учебник на с. 12-13. Рассмотрите внимательно картинки. Какие приемы лепки использованы на этих иллюстрациях? Какие вылеплены вытягиванием?

IV. Выполнение практического задания «Жираф».

1. Изготовление «жирафа».

1.1. Сделайте большую заготовку в виде толстой закругленной морковки.

1.2. С помощью вытягивания оттяните узкую часть морковки еще сильнее, получится шея жирафа.

1.3. Затем загните небольшую часть шеи вперед - получится голова. Пальцами доработайте, придайте форму голове (см. с. 12).

1.4. Для того чтобы сделать ноги, вырежьте часть пластилина ножом, затем сделайте продольный разрез и пальцами промните ноги.

1.5. Остается сделать рожки, уши, глаза, гриву, хвост, рисунок на коже.

1.6. Траву сделать 2-ярусную, можно двумя оттенками зеленого. Как получить оттенки, если зеленый цвет один? (Смешать с белым.)

- Каким приемом вы воспользуетесь при лепке травы?

- Молодцы, ребята, хорошо потрудились, а теперь отдохнем. Представьте, что вы оказались в Африке. Посмотрите на свои работы и на оформление класса.

2. Релаксация.

- А теперь, ребята, закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом-теплом песке, светит горячее солнышко, вам тепло, от удовольствия вы закрыли глаза. Солнечный лучик щекочет вам щечки. Даже хочется петь! (Можно включить звукозапись песенки «Я на солнышке лежу» из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню»).

V. Физкультминутка «Чунга-Чанга».

- Молодцы, вот мы и побывали в Африке, а карта, наши работы и веселая музыка нам в этом помогли.

VI. Задание на дом.

- К следующему уроку необходимо приготовить все те же принадлежности, которые нам понадобились сегодня.

VII. Уборка рабочего места.




1. латук во льду доставили самолетом в Европу и очень скоро пароходом отправят восвояси
2. планирования Реализация стандартных западных методик по медиапланированию предполагает наличие специа
3. Феномен самооценки в философии и психологии [3
4. А все больший интерес для финансовоэкономической деятельности представляют аналитические информационные.html
5. Нижегородский государственный университет им1
6. Размещение объектов инфраструктуры Украины
7. В. Арутюнян Л.М. Дробижева А.html
8. Введение и постановка задачи 2 Выбор способа формообразования элементов 3 Топологические расчеты 4 Выбор
9. Імпресія Схід сонця
10. 1Понятие разрешения единица разрешения
11. Утверждаю Руководитель Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздр
12. тема языка достаточно устойчива и расшатать её непросто
13. Организация труда в бригадах
14. Економіка та підприємництво напрями підготовки ~ 6
15. Тема исследования
16. Реферат- Основы моделирования производственных процессов
17. Психология интеллекта в журналистике
18. Роль политических партий в современной России
19. тема объектов интеллектуальной собственности Интеллектуальную собственность можно определить как закреп
20. денежный рынок