Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 125132.
Иванников В.А. Понятие личности в психологии
Иванников Вячеслав Андреевич доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, профессор факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, vaiv@mail.ru
В статье ставится вопрос о необходимости понятия «личность» для психологии. Рассматриваются реальности жизни человека, которые трудно объяснять без этого понятия. Предлагается понимание личности как человека, способного делать осознанные и намеренные выборы своего поведения с учетом последствий своих действий для других людей. Вводится понимание человека как многомерного существа, одновременно функционирующего как организм, единица вида, природный индивид субъект природных отношений, социальный индивид субъект общественных отношений, личность как субъект нравственных или безнравственных отношений с другими людьми, обществом и природой.
Ключевые слова: субъект отношений, личность, нравственное или безнравственное поведение, уровни функционирования человека.
V.A. Ivannikov. The notion of personality in psychology
The paper examines the necessity of the notion of personality in psychology, analyzing aspects of human life which would be difficult to explain without the notion. The author suggests an understanding of personality as a person capable of making conscious and unconscious behavioral choices with respect to possible consequences of their actions for other people. A human being is treated as a multidimensional creature which functions as an organism, a unit of a species, a natural individual a subject of natural relations, and a social individual a subjects of social relations, a personality a subject of moral relations with other people, society and nature.
Key words: subject of relations, personality, ethical or unethical behavior, levels of functioning of man.
Сегодня интерес к исследованиям личности вышел в психологии на первое место, что понятно и оправданно. Однако при этом сохраняется парадоксальная ситуация с неопределенностью понятия «личность». Остается неясным, как можно объединять [126 ↓] результаты исследований личности, если под личностью понимаются несовместимые друг с другом реальности. Исследователи никак не могут договориться о том, какую реальность называть личностью и есть ли вообще такая реальность.
Наиболее часто встречающееся понимание личности связано с обозначением этим термином уникального набора (комплекса) врожденных и приобретенных качеств (свойств, возможностей) человека. Часть исследователей либо ограничивают этот набор качеств только социальными по происхождению качествами, либо понимают под личностью особое системное качество (свойство) человека, либо сводят личность к набору мотивов человека и их иерархии.
Сторонники понимания личности как уникальности игнорируют факты наличия неповторимого набора качеств у животных, а между тем эти факты требуют признания наличия личности и у «братьев меньших». Не замечается представителями такого понимания и несовместимость понимания личности как какого-то качества или их набора у человека с обсуждением ими проблем межличностных отношений, межличностного общения и конфликтов, личностных выборов и поступков личности. Понятно, что общаются и конфликтуют, совершают поступки и делают выборы не качества человека, а сами люди, поэтому либо нельзя говорить о личности как о том, что имеется у человека (его качество), либо нельзя обсуждать проблемы отношений между личностями, если личность понимается как пусть и особое, но свойство человека.
Более предпочтительным видится понимание личности как человека с особыми качествами (возможностями). Однако и при таком подходе личность чаще всего понимается как индивид с неповторимым набором (комплексом) рахчичных качеств, который иногда сводится к набору только социальных по происхождению качеств.
Конечно, можно принять и такое понимание личности. Вопрос лишь в том, что нового оно вносит в понимание человека, его жизни и деятельности по сравнению с понятием человека как общественного существа. В этом случае понятие «личность» превращается просто в удобный термин, обозначающий человека как социального индивида. Между тем нам надо понять, чем отличается человек, которого мы признаем личностью, от того, кто, по нашему мнению, личностью не является (например, ребенок).
Возможно, к понятию личности можно подойти при обсуждении другого вопроса: все ли в жизни и поведении человека как природного и социального субъекта определяется его природными и общественными отношениями, в которых человек вынужденно находится? Исчерпывается ли понимание человека понятиями «организм», «представитель (единица) вида», «субъект природных и общественных отношений»? Всегда ли его поведение укладывается в рамки природной и социальной целесообразности и адаптивности (полезности, выгоды)? Другими словами, надо поставить вопрос о необходимости введения в психологию понятия «личность». Нужно ли это понятие психологии, а если да, то зачем? Какие факты жизни и деятельности человека нельзя объяснить без понятия «личность» и существуют ли такие факты?' Эти вопросы означают, что личность сегодня есть не более чем гипотеза и мы не должны строить догадки о том, что это такое.
Ответ на вопрос о фактах жизни, плохо объясняемых без понятия «личность», имеется это нравственное поведение человека, а именно бескорыстное поведение на основе норм морали, которые не совпадают, а часто и противоречат задаче достижения природной и социальной пользы (выгоды), т.е. удовлетворению природных и социальных потребностей. Это поведение ориентировано не на достижение нужного субъекту действия содержательного (предметного) результата, а на недопущение вреда другим людям (или оказания [127 ↓] помощи им); поведение, в котором нет природной, социальной или личной пользы (это излишество, которое ни эволюция, ни социальная успешность поддерживать не должны). Между тем оно существует и требует своего объяснения.
Необходимо сразу оговориться, что не всякое бескорыстное поведение (деятельность) является нравственным личностным поведением: художественное и научное творчество бескорыстно в своих истоках, и этот факт не снимается возможностью «рукопись продать». «Вдохновение не продается», и, как известно, величайший мыслитель Б. Спиноза зарабатывал на жизнь не продажей своих философских рукописей, а шлифовкой увеличительных стекол, и многие великие художники и композиторы умерли в нищете.
Человек как коллективное существо всегда включен в различные отношения с другими людьми и обществом в целом, и среди этих отношений есть особые, на которые указывал С.Л. Рубинштейн: «Почти всякое человеческое действие есть не просто техническая операция по отношению к вещи, но и поступок человека по отношению к другому человеку, выражающий отношение к нему» [8; 366].
Нравственное или безнравственное поведение реализует особые отношения людей отношения по поводу последствий действий друг для друга. Не существует ни природной, ни социальной необходимости в нравственном поведении, ориентированном на соблюдение интересов других людей и бескорыстной помощи им. Ссылки на помощь родителей своему потомству или элементы взаимопомощи в семейном сообществе животных (прайд, стая, стадо) означают не наличие взаимопомощи у животных, а лишь возможность иметь поведение, обеспечивающее преимущество не отдельной особи, а сообществу или виду в целом как проявление видовых потребностей. Не совпадают с нравственным поведением и кооперация усилий и взаимопомощь внутри совместной трудовой деятельности, которая с необходимостью требует достижения успеха, в том числе и через согласованные усилия участников труда или выполнения части работы за другого.
Нельзя сказать, что нравственное поведение неадаптивно. Однако особенность личностной адаптивности заключается в том, что она соотносится не с природными или социальными требованиями, а с требованиями человека к самому себе. Нравственное поведение детерминировано не внешними событиями, не природными и социальными потребностями, а личными решениями человека, принимающего на себя ответственность за свое поведение. Есть деятельность субъектов природных и социальных отношений, и есть поступок поведение человека, относящегося к другим людям как к самоценности, как к представителям рода человеческого[2].
Конечно, человеку выгодно, чтобы действия других людей не ущемляли его интересы, не мешали ему решать свои жизненные задачи, а еще лучше, чтобы эти действия помогали ему в этом. Выгодно нравственное поведение и обществу, что и признается существованием норм морали, которые могут быть ориентирами и знаками интересов других людей. Однако для этого действующие люди должны не только осознавать возможные последствия своих действий для других, но и принимать или не принимать решение ориентироваться на интересы других людей.
Нравственное поведение не возникает автоматически; нормы морали как личностные ценности являются не побудителями, а регуляторами поведения. Нравственное поведение отличается тем, что: а) оно ориентировано на интересы других людей, б) выбор поведения осуществляется на основе знания этих интересов и признания других людей достойными учета их устремлений и переживаний, в) субъект поведения берет на [128 ↓] себя ответственность за последствия своих действий для других людей.
Человека, конечно, можно вынудить действовать определенным образом, в том числе и помогать другим людям, но такое поведение не будет нравственным, ибо оно совершалось по принуждению. Принуждение может быть физическим, когда человек как физическое тело подчиняется физическому воздействию (поток воды, ураган); биологическим (как раб своих потребностей); социальным (социальные потребности и экономическое, административное, политическое и др. воздействие); психическим (фанатичные идеи и желания). Однако человек как личность должен иметь возможность выбора своего поведения, ибо личность, как точно заметил гениальный поэт М.Ю. Лермонтов, начинается не с успехов деятельности и не с интеллектуального развития человека, а с самоотдачи. Понятно, что самоотдача не может быть задана генетически такая задача противоречит биологической адаптации.
Наличие нравственного или безнравственного поведения означает, что человек намеренно и добровольно принимает на себя либо ограничения для своих адаптивных прагматических действий, либо необходимость помощи другим людям. Этот факт ставит вопрос о детерминации поведения человека как личности и свободе его решений [7].
Мы не будем обсуждать здесь проблему детерминации и свободы в общем виде. Отметим только, что абстрактная постановка вопроса может дать только абстрактный ответ. Нас же интересуют конкретные вопросы детерминации и свободы поведения живых существ. Свобода в чем? Свобода от чего? Что означает детерминация поведения и что детерминируется в поведении человека?
Детерминация поведения означает наличие причины его выбора и осуществления. Детерминированное поведение может быть вынужденным, например поведение человека в потоке воды или в гравитационном поле без опоры. Детерминированная деятельность живого существа может быть обязательной для него, например, деятельность по удовлетворению биологических по природе потребностей. Обязательная деятельность не является вынужденной, ибо если у субъекта актуализированы одновременно две потребности, то сам субъект выбирает содержание деятельности. Если при актуализированной потребности условия, в которых деятельность должна осуществляться, содержат угрозу жизни субъекта, то деятельность не начинается. При обязательной деятельности появляется выбор, что снимает вынужденность поведения. Деятельность социального существа детерминирована не только его потребностями, социальными по происхождению и содержанию, но и требованиями и правилами, установленными обществом (государством). При этом нарушение требований и правил наказывается, и поэтому поведение человека становится должным.
Деятельность всегда определяется задачами живого существа и зависит от возможностей организма и субъекта, а также от условий, в которых она осуществляется. Иными словами, в деятельности всегда детерминируются ее содержание и способы осуществления, в том числе время и место начала деятельности и отдельных действий.
Если детерминация поведения понимается как определение его содержания, то за этим должны стоять потребности живого существа. Именно они становятся основанием для деятельности человека, создавая необходимость решать свои жизненные задачи (биологическая и социальная обязательность).
Если детерминацию понимать как необходимость считаться со своими возможностями и с условиями поведения (учитывать их для успешности поведения), то в этом случае большинство обстоятельств допускает несколько успешных вариантов [129 ↓] (способов) поведения и у субъекта появляется возможность (свобода) выбора способа действия. Если условия деятельности остаются все время постоянными, то в этих условиях можно выделить один успешный способ поведения и закрепить его генетически, что и создает иллюзию прямого определения поведения живых существ средой (физико-химическими воздействиями). При изменчивости среды субъект активности сам должен найти адекватный способ поведения, выбрав его из нескольких возможных. И хотя сам выбор, как правило, детерминирован, он есть признак свободы и проявление управляющей активности субъекта. Поэтому появляются действия одновременно и детерминированные в чем-то, и свободные в чем-то.
Человек способен выбирать не только способы деятельности и действий, но и существующие у него желания как субъективные презентации потребностей. Однако намеренно «снять» желание, как и породить его, человек не может. Намеренно он может создавать только цели, планы и мечты.
Вместе с тем, несмотря на обязательность деятельности, исходящей от актуализированной потребности, человек в состоянии по своему решению не осуществлять желаемую деятельность и при этом даже осуществлять другую деятельность. Такой факт жизни человека требует объяснения, и возможность такого объяснения может быть дана через представление о человеке как многомерном по своей организации существе.
Человек одновременно является и организмом, и единицей своего вида Homo sapiens, и субъектом природных отношений (природной деятельности) природным индивидом, и субъектом общественных отношений (социальной деятельности) социальным индивидом [4].
Субъект природной деятельности начинает управлять процессами организма в интересах как субъекта, так и организма (хотя в отдельных случаях, например при употреблении наркотических веществ или алкоголя, действия природного индивида могут наносить вред организму) точно так же, как организм управляет работой своих органов (сердце, печень, почки, легкие и др.) при решении общих задач организма. В свою очередь субъект природных отношений (природный индивид) управляется решениями социального субъекта (например, религия и социальные обычаи накладывают запреты на определенную, вполне съедобную и подходящую природному индивиду и организму пищу, на способы и средства удовлетворения потребностей).
Поведение природного индивида становится свободным по отношению к себе как организму, а поведение социального индивида свободным по отношению к природному индивиду, хотя на своем уровне оно остается детерминированным своими жизненными задачами и принимаемыми субъектом задачами общества.
Поскольку нравственное поведение не порождается на уровне социального адаптанта, задача которого добиваться социального успеха, приспосабливаясь к имеющимся условиям, нам необходимо выделить новый особый уровень функционирования человека, способного управлять собой как социальным существом (т.е. поведением социального субъекта как социального адаптанта), и обозначить этот уровень. Наше предложение заключается в том, чтобы этот уровень функционирования человека, на котором принимаются намеренные добровольные решения о реализации природно и социально недетерминированных нравственных действий, обозначить как уровень личности. В этом случае личность будет пониматься как человек, способный производить выбор своей деятельности, действии и способов их осуществления с учетом интересов и переживании других людей как самоценностей, а также принимать на себя ответственность за свой выбор намеренного игнорирования интересов других людей. У человека нет [130 ↓] потребности становиться личностью, но его деятельность создает последствия для других людей, которые могут осознаваться субъектом действий и вынуждать человека занимать какую-то позицию по отношению к другим людям.
Выбор поведения предполагает наличие у человека критерия выбора, на основании которого он осуществляется. Человек либо самостоятельно вырабатывает критерии выбора, либо принимает критерии, представленные в нормах морали или намеренно навязанные ему кем-то.
Личность свободна выбирать действия с учетом их последствий, но она несвободна по отношению к своим ценностям, которые она принимает как необходимые для ее жизни. Личность не совсем свободна по отношению к себе как человеку, являющемуся одновременно и организмом, и природным субъектом, и социальным субъектом. Жизнь человека как личности основана на сохранном функционировании более низких уровней человека, и личность должна это учитывать при принятии решений. Особенно сильно на решениях личности сказываются позиции общества и государства, которое поощряет определенные идеи и поведение людей (например, расизм, национализм и др.). Поэтому человек как личность может искренне считать навязанные ему ценности своими и нравственными, становясь, при иллюзии свободы своих решений, несвободным.
Однако если ценности личности вступают в противоречие, в конфликт с задачами человека как организма, природного и социального субъекта, то человек как личность должен принимать решение о том, какими интересами он будет жертвовать. Способность человека делать выбор не в пользу природной или социальной выгоды (пользы) и есть свидетельство того, что он действует на том уровне своего существования, который можно обозначить как уровень личности, живущей в особом пространстве нравственных и безнравственных отношений, в пространстве духовной реальности [11.
Нравственное поведение не существует физически как особая физическая активность оно виртуально по форме своего существования. Оно реализуется как особый план активности либо в рамках какого-то прагматического действия или намеренного действия помощи другому, либо через торможение действия, желанного для себя, но имеющего плохие последствия для других людей (активная намеренная пассивность). Нравственная составляющая такой активности человека проявляется только в особом ее смысле и в отсутствие плохих последствий для других (безнравственная - в причинении зла другим).
Личность тоже не физическая реальность; это реальность, основанная на работе сознания и самосознания, «переросших» первичную задачу обслуживания адаптивного поведения и ставших высшим уровнем регуляции жизни человека, функционирующего на основе не только природных и социальных потребностей, но и особых (личностных) ценностей. Последние действуют не как побудители, а как регуляторы поведения, ибо ценности не побуждают поведение, а лишь ставят перед человеком задачу выбора поведения и его способов. Это закономерный путь развития психики от служанки поведения к представительству человека как личности. Субъект нравственных и безнравственных отношений становится регулятором активности более низких уровней функционирования человека и тем самым выступает «хозяином» других уровней.
Осознание необходимости выбора своих действий и их способов осуществления неизбежно приводит к самооценке своих действий и деятельности в целом по новому параметру не по успеху или неуспеху, а по критерию «нравственно безнравственно». Так начинают оцениваться результаты действий, да и [131 ↓] то в особых условиях (вспомним феномен горькой конфеты), затем сами действия и деятельность в целом и, наконец, мотивы и потребности, ради которых и совершается деятельность. Иначе говоря, человек начинает оценивать себя по критерию «нравственно безнравственно», что может порождать чувства стыда, вины, обиды, раскаяния, оправдания себя и пр. Эти оценки в итоге могут приводить к осознанию задачи или необходимости изменения не только своего поведения, своей ведущей деятельности, но и самого себя, т.е. иерархии своих мотивов, отношения к своим потребностям, к принятию определенных ценностей, принятию себя и других и т.д. Если животные и человек как природные и социальные существа меняются под влиянием различных обстоятельств, то человек как личность впервые получает возможность менять себя намеренно и целенаправленно («строить себя», по Л.С. Выготскому [3]); тем самым он намеренно и свободно создает новые основания для своей деятельности в мире (А.Н. Леонтьев [6]).
Становление человека как личности означает появление нового пласта, новой сферы активности сознания, а именно пласта оценки и принятия или отвержения своего поведения и себя, эмоционального переживания по этому поводу, реакций на оценки себя другими людьми, защиты и оправдания себя, отстаивания своих ценностей, поиска смысла своей жизни и т.д. В силу различных причин такая работа сознания и самосознания может приобрести гипертрофированный характер, когда вся сознательная жизнь человека замыкается на личностных эмоциональных переживаниях в связи с самооценкой и поисками своего места среди людей, что может потребовать терапевтической психологической помощи.
Осуществление действий, лишенных потребностного побуждения, и действий, конфликтующих с побуждениями, которые исходят от природных и социальных потребностей, а также торможение желанных для действующего человека, но нравственно неуместных в данной ситуации действий предполагает наличие у человека особого способа побуждения и регуляции поведения. Со времен античности такой способ побуждения действий и их регуляции получил название волевой регуляции. Волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции обеспечивает и дополнительное побуждение к действию, лишенному потребностного побуждения, и торможение нравственно неуместных действий, и настойчивость при отстаивании личностью своих ценностей. Воля в этом случае понимается как психологический механизм реализации личностью своих решений, как средство личностного поведения [5].
Наряду с ситуативной волевой регуляцией действий, осуществляемой через намеренное изменение смысла действий (обычно описываемой как проявление волевых усилий), человек приобретает возможность регулировать свою деятельность на основе личностных ценностей. Личностная регуляция деятельности человека проявляется в развитии волевых качеств (свойств) личности и твердости убеждений (вере) личности в правильности и нравственности принятых ею ценностей, что и позволяет рассматривать этого человека как волевую личность.
Становление человека как личности предполагает наличие не только способности к волевой регуляции отдельных действий и деятельности, но и, прежде всего, развитого сознания и самосознания, а также способности человека к пересмотру и переоценке своих действий и деятельности, своих мотивов и ценностей, т.е. самого себя как личности, способности устанавливать новые смыслы своей жизни и понимать смыслы действий других людей.
Богатство и особенности личностных ценностей и смысловой сферы [132 ↓] придают самобытность и индивидуальность каждой личности, которые наряду с телесными и нейродинамическими особенностями создают неповторимую уникальность каждого человека как целостного, но многомерного существа, живущего одновременно (а) в пространстве физико-химических условий как организм, (б) в экологической видовой нише как единица вида, (в) в этологическом (поведенческом) пространстве предметных условий как субъект природных отношений, (г) в пространстве общества как субъект общественных отношений, (д) в пространстве культуры как личность. И как личность человек принимает или не принимает себя в качестве данного организма, природного индивида и субъекта общественных отношений, намеренно меняя по своему решению свое тело, свое поведение, свои потребности, мотивы и деятельности и самого себя как личности.
Личность, становясь «хозяином» себя как человека, устроенного многомерно (организм, единица вида, природный и социальный индивид), задает нижним уровням функционирования человека нравственные критерии их активности, при необходимости выбирая, управляя и контролируя их поведение, учитывая, в свою очередь, возможности и собственные задачи более низких уровней жизни человека.
Поступила в редакцию 15.V 2012 г.