У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция Причины возникновения игры неизвестны

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.4.2025

№ 70. Основные виды социальной деятельности человека.

Игра и её роль в жизни человека

Основные виды деятельности человека.

1. Трудовая.

2. Познавательно-эстетическая (у животных аналог - поисковая деятельность).

3. Игровая.

4. Коммуникативная.

Лекция. Причины возникновения игры неизвестны. Гипотез существует несколько.

1. Подготовка к «трудовой деятельности» (тренировка мускулатуры, появления навыков).

2. Игра возникла от избытка энергии.

3. Гедонистический принцип: игра доставляет позитивные эмоции.

НВ считает, что это бред.

Генезис игры все-таки неясен. Игра - биологически непонятный вид деятельности.

Игра - это свободная, осознаваемая как нереальная с точки зрения практической пользы деятельность внутри намеренно ограниченного пространства и времени (Хейзинга).

В игре обязательно должна быть система правил, обязательная к выполнению.

Игра - это субъектно детерминированная, внутренне инициированная, непрагматичная (немеркантильная) деятельность с системой всеми принятых правил внутри условного пространства и времени (НВ).

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Теория игры К. Грооса довольно хорошо известна и была широко распространена в первой четверти XX в. Давая ей самую общую характеристику, Гроос называет ее теорией упражнения или самовоспитания. Резюмируя свои рассуждения о значении игры, Гроос пишет: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть. По Гроосу, игра есть «предупражнение к деятельности».

Фрейд объясняет природу детской игры, «выставляя на первый план экономическую точку зрения, то есть тенденцию получения удовольствия». Удовлетворение, получаемое ребенком при воспроизведении неприятного для него события в игре, связано с тем, что он ставит себя в активную роль. Вся игра ребенка находится под влиянием желания, доминирующего в его возрасте, — стать взрослым и делать так, как это делают взрослые. В рамках психоанализа игра рассматривается как проективная и катартическая активность ребенка, служащая замещению заблокированных потребностей и обеспечивающая достижение удовольствия. В частности, в концепции Э. Эриксона игра трактуется как форма самовыражения ребенка при столкновении с влиянием общества.

До появления работы Ф. Бойтендайка теория К. Грооса оставалась господствующей. Ф. Бойтендайк представил новую, оригинальную попытку создания общей теории игры.

По Бойтендайку, игра — тренировка молодого организма для будущей деятельности, это проявление избытка жизненной энергии, свойственного молодому существу.

Два главных возражения Бойтендайка против теории предупражнения К. Грооса. Во-первых, Бойтендайк утверждает, что нет никаких доказательств того, что животное, которое никогда не играло, обладает менее совершенными инстинктами. Упражнение, по мысли Бойтендайка, не имеет для развития инстинктивной деятельности такого значения, какое ему приписывают. Психомоторная деятельность, по мысли Бойтендайка, не нуждается в том, чтобы быть «проигранной» для готовности функционировать, как цветок не нуждается в игре для того, чтобы прорасти.

В работах Ж. Пиаже игра интерпретируется в контексте развития интеллектуальных операций. Она проходит три стадии: сенсомоторную, имеющую в своей основе упражнения, символическую, основанную на воображении различных ролей, и стадию игры по правилам, которая с появлением социализированных и объективизированных символов — знаков.

Впервые проблему создания теории детской игры поставил Выготский Л. С. Он определяет игру как исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Выготский считает, что игра есть целевая деятельность; по мере развития осознается цель игры, рассматривая в качестве подтверждения этого положения спортивные игры, т. е. игры с вырожденной мнимой ситуацией. Мнимость в теории Выготского является центральным моментом игры. Она и определяет сознание играющего ребенка, двойной план этого сознания.

Это выделение легло в основу теории Эльконина Д. Б. По его мнению, "человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности." Игра связана с социальным взаимодействием, и поэтому он считает игрой в чистом виде ролевую игру. Первичным, важнейшим и неразложимым элементом игры, по мнению Д. Б. Эльконина, является игровая роль, определяющая действия игрока. Именно в значении роли проявляется социальная сущность игры. Игры не возникает там, где нет ролей.

Фабри. Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты)

Концепция игры животных как развивающейся психической деятельности и классификация игр животных. Согласно этой концепции, игры животных представляют собой не особую категорию поведения, как принято считать, а основное содержание определенного периода онтогенеза - ювенильного (преадультного, игрового), свойственного только высшим позвоночным (птицам и млекопитающим). Иными словами, игра — это совокупность специфически преадуальных проявлений общего процесса развития поведения в онтогенезе животных, это — адуальное поведение в процессе его становления. По сравнению же с предшествующим, ранним постнатальным периодом игра составляет новое содержание поведения, определяющее дозревание первичных элементов поведения и их преобразование в поведение взрослых (половозрелых) животных.

Классификация форм игры у животных на основе характера устанавливаемых ими связей с компонентами среды. При описании игр мы пользуемся следующими условными обозначениями: И — индивид; И(И) — индивид, замещающий естественного игрового партнера; О - биологически значимый объект; О(О) — объект, замещающий биологически значимый объект; О(И) - - объект, замещающий игрового партнера; С — субстрат игровой активности. Стрелками обозначаются активно устанавливаемые играющими животными связи.

Существуют одиночные (индивидуальные) и совместные игры. Они бывают разных видов.

Одиночные.

Неманипуляционные игры.

1. Локомоционные игры при которых устанавливаются только непосредственные связи индивида с субстратом игровой активности.

Манипуляционные игры.

2. Манипуляционные игры с пищей, гнездостроительным материалом и тому подобными биологически значимыми объектами; устанавливаются непосредственные связи индивида с объектом игры.

3. Устанавливаются связи, аналогичные связям в предыдущих категориях, но иногда встречаются также элементы имитации обратной связи.

Совместные

Неманипуляционные игры.

5. Устанавливаются непосредственные обоюдные связи с игровыми партнерами.

6. С замещающим игровым партнером — животным или человеком — устанавливаются связи, аналогичные связям в категории 5.

Манипуляционные игры.

7. С объектом устанавливаются связи одновременно двумя или более партнерами.

8. Манипуляционные игры, при которых предмет, однако, не замещает биологически значимый объект или игрового партнера, а служит средством общения между партнерами; между последними при этом устанавливаются сложные, опосредствованные предметом, обобщенные связи.

Культурология

Оригинальная концепция культуры Игры развернута в труде Й. Хейзинги Homo Ludens (1938), что в переводе означает "Человек играющий".

Й. Хейзинга считает, что "человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра".

Основные контуры культурологической концепции Игры.

Исходный тезис заключается в том, что "Игра старше культуры", а животные вовсе не "ждали" человека, чтобы он научил их играть. Все основные черты игры можно наблюдать у животных. Всякая игра имеет определенные правила, выполняет определенные функции, приносит удовольствие и радость.

Человеческий мир значительно увеличивает функции Игры, расширяет диапазон проявлений. Игра как разрядка жизненной энергии; как вид отдыха; как тренировка перед серьезным делом; как упражнение в принятии решений; как реализация стремлений к состязанию и соперничеству и поддержания инициативы - таковы лишь некоторые аспекты объяснения необходимости Игры в жизнедеятельности человека.

Однако эти подходы еще не дают ответа на вопросы: Как Игра становится элементом культуры? Как она закрепляется культурой? Какие виды и формы Игры характерны для культуры?

Для ответа на эти вопросы Й. Хейзинга анализирует главные признаки Игры. Всякая Игра есть прежде всего свободная деятельность. Игра по принуждению, по приказу становится навязанной имитацией, лишается главного смысла и назначения. Игрой заняты в свободное время, она не диктуется необходимостью и обязанностью, а определяется желанием, личным настроением. Можно вступить в Игру, но можно и не делать этого, отложить это занятие на неопределенный срок.

Игра обособляется от обыденной жизни местом действия и продолжительностью. Она разыгрывается в определенных рамках пространства. Это тоже признак Игры. Игра не может длиться бесконечно, у нее есть свои рамки начала и конца. Она имеет замкнутый цикл, внутри которого происходит подъем и спад, завязка и финиш. Поэтому в игру вступают, но и заканчивают. Фиксированность и повторяемость Игры определяют ее место в культуре. "Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, передается далее как традиция и может быть повторена в любое время", - пишет Й. Хейзинга. Во всех формах Игры повторяемость, воспроизводимость является важным признаком. 

Далее. Любая игра протекает внутри определенного пространства, которое должно быть обозначено. Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, храм, сцена, экран, судное место - все это особые территории, "отчужденные" земли, предназначенные для совершения игрового действа. Внутри игрового пространства царит собственный, безусловный порядок. Это очень важный признак Игры. Он имеет непреложный характер, запрещающий нарушать правила Игры. Всякое отклонение от установленного порядка лишает Игру самоценности, воспринимается игроками как вероломство, обман. Правила игры обязательны для всех без исключения, они не подлежат сомнению или оценке. Они таковы, что стоит их нарушить, как Игра становится невозможной. Нарушители правил изгоняются из Игры с позором и наказанием. Игра - это святое и играть надо "честно и порядочно" - таковы ее внутренние законы. Игра всегда требует сообщества, партнерства. Группировки, корпорации, ассоциации обладают способностью к самосохранению и консервации, обособляясь от прочего мира, используя игровые формы для укрепления. "Клуб идет игре, как голове шляпа", - отмечает Й. Хейзинга Для того чтобы усилить принадлежность к Игре, используются ритуалы и церемонии, тайные знаки, маскировка, эстетическое оформление в виде особого костюма, символики. Участие в Игре имеет свой сценарий, драматическое действие; оно разыгрывается как спектакль с завязкой, кульминацией и развязкой. Категория Игры может рассматриваться как одна из фундаментальных в исследовании духовной жизни. Для науки о культуре, - пишет Й. Хейзинга, - важно понять, что именно означают образные воплощения в сознании народов. Проникнуть в тайные и явные смыслы Игры - задача культуролога.

“Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознание "иного бытия", нежели "обыденная жизнь"”.

Поскольку Игра обнаруживается во всех культурах, всех времен и народов, это позволяет Й. Хейзинга сделать вывод, что "игровая деятельность коренится в глубинных основах душевной жизни человека и жизни человеческого общества". Культ разворачивался в священной Игре. Поэзия возникла в Игре как словесное состязание. Музыка и танец были изначально Игрой; тоже относится к другим видам искусства. Мудрость, философия, наука также имели игровые формы. Даже боевые столкновения содержали игровые элементы. Отсюда вывод: "Культура в ее древнейших фазах "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она развивается в игре и как игра". Но если это утверждение справедливо для древних эпох, то характерно ли оно для более позднего исторического периода?

Й. Хейзинга отмечает тенденцию постепенного, но неуклонного уменьшения игрового элемента в культуре последующих столетий. Колизей, амфитеатры, ипподромы в Римской империи, турниры и церемониальные шествия в Средневековье, праздничные карнавалы и маскарады Ренессанса, стиль барокко и рококо в Европе, парады модного костюма и париков - вот те немногие новые формы, которые вошли в европейскую культуру в минувшие века. В XX в. на первое место в Игре выдвинулся спорт. Состязания в силе, ловкости, выносливости, искусности становятся массовыми, сопровождаются театрализованными зрелищами.




1. Аудит расчетов по налогу на прибыль (на примере ООО Тандем)
2. англ объединяют группу заболеваний человека вызываемых грамотрицательными аэробными факультативно внут
3. Различают два пути обнажения почек- внебрюшинный и чрезбрюшинный
4. Статистический анализ данных
5. Измерение базальной температуры Показания- невозможность измерения температуры в подмышечной област
6. Система цен и действующий порядок ценообразования в промышленности
7. лекциям Эйнгорн Не смотрите на размер- вопрос большой и много схем которые съедают половину размера
8. тема Двухпалатная парламентская система Функционирование одной па
9. Становление административной системы в городе Новосибирске
10. Начиная примерно со второй половины XX века т