Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Культура античного Рима- ее заимствования и достижения

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

      3. Культура античного Рима: ее заимствования и достижения.

Культура древнего Рима. Мифоритуальное единство культуры. Высшие силы и место человека в мироздании. Абсолютизация волевого начала в культуре. Государство и человек. Римские государственность и право. Культурные предпосылки римских завоеваний. Культура имперского Рима. Идея империи, ее культурное значение. Человек в культуре имперского Рима. Греческие культурные заимствования. и судьба римских идеалов. Заимствования и синтезы в культуре Рима. Пантеон, мультирелигиозность в Риме. Художественные особенности римской культуры, памятники искусств, их культурный смысл. Значение культуры Древнего Рима для человечества.

Литература:  

1. Античная цивилизация. М., 1973

2. Велишский Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

3. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990 .

5. Платонова Э.Е. Десять лекций по античности. М., 2000.

6. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971 .

Глава 6. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО РИМА

 Особенности возникновения и развития Рима. Рим, который за тринадцать веков прошел долгий путь от маленькой общины до мировой державы, далее развил античную культуру и сделал ее доступной всем народам Средиземноморья. В истории Рима выделяются два периода: полисная культура царского и республиканского времени (от основания города в VIII в. до н.э. до 30 г. до н.э.) и культура императорского Рима (с 30 г. до н.э. по 476 г. н.э.).

Согласно легенде город Рим был основан Ромулом и Ремом, потомками спасшегося при разрушении Трои Энея. С первых же дней своего существования Рим испытывал огромное влияние двух мощных соседей: с севера — загадочных этрусков, оставивших огромное количество памятников, в том числе до сих пор окончательно не расшифрованную письменность, а с юга — греков, заселивших южную часть Италии и Сицилию.

Римляне перенимали все важнейшие культурные достижения соседей. В области государственного устройства они заимствовали у этрусков многие атрибуты власти (курульное кресло, ликторов и т.п.). А по своей сути римское государство было идентично греческим полисам. Зачастую римляне украшали свой город за счет военных трофеев, захваченных у своих учителей. Так, при взятии только одного этрусского города Вейи в IV в. до н.э. они вывезли 2500 скульптур; а после завоевания Греции — 250 повозок со статуями и картинами. Даже ставшая символом города Рима знаменитая скульптура Капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема, была произведением этрусских мастеров, ввезенным в Рим в качестве военного трофея. В римском обществе шло интенсивное усвоение культурных ценностей соседних народов и выработка своего оригинального пути в рамках античной цивилизации.

 Римская религия. Религиозные представления и сама религиозная организация римского общества также отмечены рядом заимствований. Важнейшие жреческие коллегии — понтифики, гаруспики, весталки и т.д. — вместе с их функциями были восприняты от этрусков. Под влиянием этрусской религии широко распространились гадания по полету птиц, печени жертвенных животных, поведению священных птиц, клюющих зерно.

Первоначально римские божества длительное время были безликими, и только под воздействием греческой религии в Рим проникают образы олимпийских богов. Юпитер был уподоблен Зевсу, Юнона — Гере, Марс — Аресу, Венера — Афродите, Минерва — Афине, Вакх — Дионису, Меркурий — Гермесу. Но яркая греческая мифология осталась чуждой для римской религиозной системы.

Религиозный культ в Риме отличался практицизмом и деловитостью. Все религиозные обряды и жертвоприношения совершались с целью получить от богов конкретную помощь по принципу, выраженному в поговорке: "Даю, чтобы ты (божество) дал". Исповедь и очищение души, как на Востоке, отсутствовали. Такая религия не порабощала душу, но и не давала душевного покоя.

Другое отличие римской религии — это широкое распространение культа умерших предков, которые после смерти превращались в божества (лары и пенаты), покровительствовавшие дому и членам семейной общины (фамилии).

Римская религия никогда не была замкнутой системой. Римляне легко включали в свой пантеон чужеземных богов, полагая, что это укрепляет их общество и обеспечивает покровительство небесных сил. Так, римский император Александр Север поклонялся изображениям Юпитера, иудейского Яхве, иранского Митры и Иисуса Христа. В эпоху империи в Римской государстве распространился культ правящего императора.

Римское общество было в основном земледельческим, что привело к обилию культов с красочными празднествами после окончания сельскохозяйственных работ. В них входили пиршественная трапеза, игры и представления различного рода. Игры устраивались в честь основания города Рима, в честь отдельных божеств — Флоры, Аполлона, Кибелы; проводились особые плебейские игры в память о победе плебеев.

 Категория пространства в римской культуре. Для римского образа жизни была характерна теснота. Это проявлялось в организации жизненного пространства, в частности жилища. Комнаты хозяев и каморки челяди тесно примыкали друг к другу. В Риме впервые появились многоэтажные жилые дома — инсулы, в которых комнаты уподоблялись ульям. Теснота заметна и в организации городской жизни. Центральная площадь Рима, куда ежедневно стекалось почти все миллионное население города, была невелика: Римский форум — 80 Ѕ 180 м, форум Цезаря — 43 Ѕ 125 м. В домах, на улицах, в общественных зданиях царили теснота, скученность. Но теснота эта воспринималась в республиканскую эпоху как общезначимая ценность, как наглядное проявление в реальной жизни демократизма, простоты и равенства. Теснота не подавляла, а, наоборот, вызывала в человеке чувство социального оптимизма в результате ощущения сопричастности с жизнью коллектива равных себе.

 Литература. В Древнем Рима рабство получило настолько широкое распространение, что практически вся интеллигенция, создавшая римскую культуру, состояла из рабов. Врачи, учителя, скульпторы, архитекторы набирались из числа образованных слоев покоренных Римом народов. Это привело к тому, что основателем римской литературы стал раб Ливий Андроник, переведший на латинский язык Гомера. И произошло это довольно поздно — в III в. до н.э.

Однако древнеримская литература быстро избавилась от подражания иноземным образцам и создала самобытные произведения в прозе и поэзии. Расцвет последней связан с творчеством трех крупнейших поэтов — Горация, Вергилия и Овидия, создавших литературную "золотую латынь". Перу Горация принадлежит стихотворение "Памятник", где осмысливаются место и роль поэта в обществе. Этому произведению на протяжении веков подражали многие поэты Европы, в том числе и русские (Г.Р.Державин, А.С.Пушкин). В мировую литературу Горация вошел как образец поэта — учителя жизни.

Вергилий создал поэму "Энеида", прославляющую Рим и его основателей — династию рода Юлиев, к которому принадлежали также Юлий Цезарь и первые римский император Октавиан Август. Многие сюжеты его поэмы были затем использованы Данте в "Божественной комедии". Своим творчеством Вергилий учил познанию мира и его осмыслению.

В поэзии Овидия преобладают мотивы любовной лирики, то ироничные и шутливые, то серьезные и страстные. По-видимому, именно воспевание фривольной чувственности стало одной из причин ссылки поэта в далекий город Томы — небольшое селение на берегу Черного моря, где он и провел остаток жизни.

 Архитектура и ее достижения. Древние римляне восприняли формы греческой ордерной архитектуры и создали множество прекрасных памятников. Храмы возводились из белого известняка и благородного мрамора. Таков, например, круглый храм Весты. В строительстве стал широко применяться кирпич, что отличает римскую архитектуру от греческой. Первый римский император Август ставил себе в заслугу, что он принял Рим кирпичным, а оставил мраморным.

Применение кирпича и цемента широко использовалось в строительстве купольных, сводчатых перекрытий и главным образом арок и арочных конструкций. На их основе сооружались виадуки, предназначенные для движения пешеходов, повозок и войск, и акведуки, снабжавшие города водой из источников, отстоявших от них порой на десятки километров. Арочные своды и конструкции использовались и при строительстве амфитеатров, где проводились различные представления, в том числе и гладиаторские игры, собиравшие по нескольку тысяч зрителей. И, конечно же, собственно триумфальные арки (ставшие впоследствии элементами архитектурного убранства всех европейских столиц, включая Москву), так же как и триумфальные колонны, подобные высящимся до сих пор в Риме колоннам в честь императоров Траяна и Марка Аврелия, распространились по всей Римской империи.

В Риме появляются и купольные сооружения, самым известным из которых стал Пантеон (храм всех богов); его купол будет вдохновлять архитекторов эпохи Ренессанса. В культурной жизни Рима особую роль играли термы. Это были не просто бани с горячей и холодной водой, но и места, где проводили досуг римляне — в беседах, чтении литературных произведений, спортивных занятиях.

 Римский портрет. Появление реалистического скульптурного портрета во многом было обусловлено культом предков, развитым в Древнем Риме. С умерших снимали посмертные маски, которые хранились в ларарии (домашнем святилище). Затем стали изготавливать бюсты предков, которые выставлялись на всеобщее обозрение в особенно торжественных случаях в жизни римских фамилий. Искусство создания бюстов достигло совершенства: наиболее талантливым художникам удавалось глубоко проникнуть в психологию, внутренний мир своих героев и точно, порой даже натуралистично, передать портретное сходство. Римский портрет заложил основу европейского скульптурного портрета.

 Римское право. Юридическая мысль древности нашла свое наивысшее выражение в римском праве. В нем было полно представлено публичное право, но наиболее глубоко и полно римские юристы впервые в истории человечества разработали нормы частного права, которые регламентировали все стороны функционирования частной собственности и взаимоотношения между различными агентами оборота.

В той или иной степени римское право послужило основой для формирования всех последующих правовых систем, а латинский язык превратился в язык юриспруденции и науки.

Перечислить все достижения античной культуры, воспринятые в последующие эпохи, здесь невозможно, так как античная культура стала основанием для всей современной европейской культуры, и античность органично и широко присутствует в нашем мире.

ВОПРОСЫ

1. В чем особенность формирования культуры и религии в Древнем Риме?

2. Как теснота влияла на культуру античного Рима?

3. Место и значение древнеримской литературы.

4. Достижения древнеримской архитектуры и скульптуры.

5. В какой сфере древнеримская юридическая мысль достигла наивысшего развития?




1. на тему - разрушенные памятники культуры Выполнил-
2. Сущность международной экономической интеграции 1
3. Профетизм современной философии
4. Дипломная работа- Пути повышения конкурентоспособности предприятия
5. правовых норм регулирующих общественные отношения по поводу установления и взимания налогов и сборов в бюд
6. Тема 7. Збір інформації за допомогою опитування
7. ИО Предыдущее Ф
8. ROM необходимо будет запомнить а лучше записать что находилось в первом пункте изначально; нажимаем XX и к
9. рефератов по дисциплине Мировая экономика Этапы становления и развития
10. О причинах отсутствия самостоятельной науки о власти в традиционной структуре знаний Поскольку указанны.html
11. МЕНЕДЖМЕНТ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО Предпринимательская деятельность- основная сущность задачи и при
12. тема отбора персонала
13. Проблемы нравственности в современной литературе
14. На тему- ldquo;Финансовый менеджмент- наука и практика в условиях перехода к рыночной экономикеrdquo;.html
15. Прости но это гораздо мощнее того что я испытывала к тебе Как уже испытываЛА Оу.html
16. разному абсолютно разным было и творчество
17. Достижения иконописи в XVI веке
18. Пензенский государственный университет ФГБОУ ВПО ПГУ Организация и проведение итоговой государс
19. Руки человека
20. Поняття конфлікту 2