Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема4. ТРУД КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
4.1. Теоретический материал
План
1. Социальная сущность труда.
2. Социально-экономический закон разделения труда.
3. Социально-экономические группы с точки зрения доходов.
Социальные факторы доходов.
4. Социальные взгляды на бедность и богатство.
5. Социально-экономические группы с точки зрения категорий общественного мнения.
1. Социальный характер труда
Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой- законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являються социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности.
Общественный труд представляет собой сложное образование. Вследствие этого он является предметом изучения целого ряда наук, в числе которых и социология.
Так что же такое труд? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться на первый взгляд. Одни понимают под трудом работу по найму на каком-либо предприятии, при этом деятельность предпринимателя зачастую трудом не признается. Людей, занимающихся физическим трудом, вряд ли удастся до конца убедить, что деятельность художника, поэта или музыканта тоже называется трудом, хотя она и требует немалых физических и эмоциональных затрат. Женщины воспринимают работу по дому как тяжелый труд, а мужчины в большинстве своем не склонны это признавать.
Миллионы россиян после трудовой недели отправляются«отдыхать» на приусадебные участки, где большую часть времени тратят на сельскохозяйственные работы. Споры относительно рассматриваемого понятия проистекают оттого, что оно содержит в себе значительный ценностно-идеологический компонент. Термин «труд» в русском языке имеет положительную окраску. Трудиться это долг каждого человека. Того, кто не трудиться, называют тунеядцем. В идеологическом плане до сих пор не отошли в прошлое споры о том, чей труд важнее для общества. От ответа на этот вопрос зависит оценка деятельности тех или иных социальных групп: предпринимателей и наемных работников, представителей умственного или физического труда, заняты в той или иной отрасли. Человеку свойственно смотреть на окружающий мир «со своей колокольни». Каждый из нас, прекрасно осознавая различные нюансы собственной деятельности, как правило, недооценивает труд других людей.
Важно отметить, что воспроизводство человека как члена общества не ограничивается удовлетворением простейших физиологических потребностей, а непременно включает социальные элементы. Для социального признания человеку необходимо не просто укрывать тело, а носить общепринятую одежду, не просто иметь крышу над головой, а располагать жильем определенных параметров, не просто пополнять запас калорий и витаминов, а соответствовать неким стандартам потребления пищи. На данном этапе это приводит к следующему определению: труд целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовних благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека и общества в целом.
Социология труда как наука выполняет три важные функции: позитивную, нормативную и социально-технологическую. Позитивная функция заключается в выявлении реальных закономерностей протекания каких-либо процессов, взаимосвязи различных явлений. Например, изучение того, как функционирует рынок труда, факторов, определяющих производительность труда, и т.п. Но человек не привык мириться с существующим положением вещей, если оно противоречит его ценностям. Такие явления, как высокая безработица или острые социально-трудовые конфликты, вряд ли можно считать нормальными, даже с учетом объективных причин их существования и невозможности полного искоренения.
Нормативная функция науки определяет «как должно быть», что является наиболее желанным, соответствующим общественным идеалам. Выполняя нормативную функцию, наука помогает обществу в определении приемлемого уровня безработицы, объема трудовых прав и социальных благ, которые должны быть гарантированы каждому человеку. Необходимо также определить, кто несет за это ответственность: государство, бизнес, гражданское общество?
Социально-технологическая функция науки заключается в конкретних технологиях и решениях, которые способны превратить желаемое в действительное. Для этого надо определить методы воздействия на рынок труда, способы организации труда на современном предприятии и разрешения конфликтных ситуаций.
Трудовая сфера очень актуальна, напрямую связана с жизнью каждого человека, в которой сталкиваются интересы и ценности различных субъектов (государство, бизнес, работники, общественность и т.п.). Поэтому социология труда является острополемической областью науки.
Труд представляет собой, с одной стороны, взаимодействие между человеком и природой, а с другой взаимодействие между самими людьми в процессе труда. В этом и заключается его социальный характер.
Если рассматривать труд как взаимодействие человека и природы, то можно выделить несколько важных составляющих такого взаимодействия:
• Предметы труда сырье (необработанное вещество) и полуфабрикаты (частично обработанное вещество);
• Средства труда (орудия труда, средства производства) инструменты, станки, оборудование и т.п.
• Продукт труда вещество природы, вещь, подвергнутые обработке.
При помощи средств труда человек осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда и получает продукт труда определенного вида.
В процессе трудовой деятельности человек неизбежно оказывает влияние на окружающую его природу, которое далеко не всегда имеет положительный характер. Так, в результате бурной хозяйственной деятельности человека существенно ухудшилось состояние природной среды: загрязняются атмосфера и природные воды, исчезают леса, отдельные виды животных и растений. Истощаются ресурсы земли, создававшиеся в ее недрах в течение многих миллионов лет.
Посмотрим на труд с другой стороны. Человек не существует изолированно, отдельно от других людей, а значит, и труд является социальным феноменом или, иначе говоря, имеет общественный характер, то есть трудовой процесс развертывается во взаимосвязи людей между собой: в рамках определенных социальных групп, общества в целом. В этом и заключается его важная особенность двойственный характер, то есть труд подразумевает как производство товаров и услуг, так и определенные социальные отношения между его субъектами.
Современный человек проводит на работе значительную часть своей жизни. В трудовом коллективе проходит социализация процесс становления личности, когда человек учится взаимодействовать с другими людьми в процессе труда, усваивает трудовые ценности и нормы.
Отношения, складывающиеся в трудовом коллективе, становятся для человека настолько значимыми, что люди не могут представить себя вне привычных сообществ. Многие ученые считают, что отношения между людьми в процессе труда и по поводу его результатов являются стержнем социальных отношений в целом. И хотя не все с этим согласны, вряд ли кто-то станет отрицать важное место этих отношений в общественной жизни.
2. Труд в исторической перспективе
Роль труда в жизни человека и общества не оставалась неизменной на протяжении исторического развития. Вместе с формами и мотивами трудовой деятельности менялись и представления о труде.
Значительная часть человеческой истории связана с так называемым традиционным, или доиндустриальным, типом общества. Традиционным оно названо потому, что жизнь в нем строилась по обычаям, традициям, образцам поведения, заветам предков. Жизнь людей основывалась на общинных принципах, так было легче выжить.
В традиционных обществах человек, как правило, не был волен выбирать себе занятие, а занимался тем же, чем и его предки. Люди верили, что и судьба, и вид хозяйственной деятельности предначертаны им свыше. Профессиональные приемы передавались из поколения в поколение.
Труд человека в основном был связан с получением благ непосредственно от природы, а большая часть населения была занята в сельском хозяйстве. Основу хозяйства составляло самообеспечение, а приобретение продуктов на стороне (через обмен или торговлю) хотя и практиковалось, но не играло такой важной роли, как сейчас. Подобный тип хозяйства называется натуральным.
На протяжении многих столетий хозяйственная жизнь человека и труд, в частности, не являлись предметом специального рассмотрения. Кроме того, труд как таковой для мыслителей и философов древности не был привлекательным объектом анализа. Они занимались прежде всего проблемами бытия и познания, значительно меньше интересуясь практической деятельностью человека, которая была уделом низших слоев общества или же вовсе рабов.
Таким образом, отношение к труду формировалось на основе общин представлений о мире, Боге и человеке, которые проповедовали те или иные религиозные или философские учения. В этих учениях большое внимание уделялось нормативному (этическому) компоненту представлениям о должном. Ради чего трудится человек? Что есть сам труд наказание или призвание, проклятие или благо? Какие виды трудовой деятельности угодны Богу?
Длительное время в истории общества труд в силу неразвитости орудий требовал большого физического напряжения и для многих был непосредственно связан с выживанием. Поэтому труд считался наказанием, его стремились избежать или переложить на других. Для свободных граждан античной эпохи было характерно презрение к физическому труду, которым занимались рабы. Свободные граждане посвящали себя политической деятельности, культурному творчеству, активному досугу, то есть свобода понималась прежде всего как свобода от необходимости работать.
В традиционном обществе основным регулятором жизни людей и их трудовой деятельности, в частности, выступала религия. Раннее христианство и Римско-католическая церковь периода Средневековья практически не интересовались мирской деятельностью человека. Церковь была погружена в теологические проблемы природы человека, его общения с Богом, спасения души и т.п. На этом уровне значение мирской деятельности человека было минимальным.
Труд в христианстве рассматривается прежде всего как наказание за первородный грех человека. Христианское понимание труда как наказания божьего основывается на том, что своим трудом человек может обеспечить себе только биологическое существование, но не может достигнуть конечной цели спасения души. Подлинное духовное существование человека дается через отвлеченное созерцание. В этом отношении идеалом духовной жизни становится монашеская аскеза. В целом труд воспринимался лишь как данность мироустройства, с которой приходится мириться.
Христианством также долгое время гневно осуждалась хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Средневековый теолог и философ Фома Аквинский (1225-1274) замечал, что «торговля имеет в себе нечто постыдное».
XVI век был отмечен важным событием, так называемой церковной «реформацией», в результате которой от католической церкви отелилось особое направление христианства протестантизм. В связи с этим возникли коренные изменения в отношении к труду. Протестантизм требовал от всех верующих, чтобы они подтверждали свою веру не только молитвами, но и трудом. При этом чем более деятельность человека угодна Богу, тем больше она вознаграждается уже в этой земной жизни. Успех, состоятельность, преуспевание являются показателями избранности для спасения. Таким образом, труд, прежде не входивший в число приоритетных ценностей, возвышается до уровня высочайших религиозных ценностей, наполняется нравственным содержанием, рассматривается как призвание.
Очень важно, что в отличие от прежних времен протестантские учения сформировали отношение к предпринимательству как к общественно полезной и богоугодной деятельности. Предпринимательство подразумевало рациональное ведение хозяйства в форме предприятия в соответствии с этическими принципами и строгой законностью. Высокие прибыли рассматривались как важный показатель успеха в предписанной Богом деятельности. Однако сам предприниматель ни в коем случае не должен был наслаждаться плодами богатства, помня, что труд религиозная обязанность.
В результате получилось так, что моральные требования протестантизма в целом соответствовали необходимым условиям экономического развития, предполагающим превышение инвестиций над потреблением. Новая этика, с одной стороны, зажала в железные тиски аскетизма личное потребление, а с другой развязала руки безграничному производству ради производства. На смену традиционному обществу постепенно приходит индустриальное общество, которое с полным правом можно назвать «обществом труда». Индустриальным его называют потому, что в центре экономической системы находится промышленное производство (вторичная переработка) в отличие от добывающего характера доиндустриальных (аграрных) обществ. В этот период хозяйственная деятельность в жизни человека и общества из средства выживания или поддержания привычного уровня потребления становится главной целью существования, основным типом человеческой деятельности.
С возникновением и развитием индустриального (капиталистического) общества намечается крутой поворот в анализе труда.
Во-первых, именно в этот период активно происходит формирование и становление большинства важнейших общественных наук (включая экономику и социологию), в которых труд становится объектом специального научного анализа. В экономической науке он становится важной аналитической категорией, осмысливается как фактор производства. В рамках социологии начинают изучаться общественная роль труда, социальные процессы, с ним связанные.
Во-вторых, в это время происходит формирование «армии наемного труда», или «рабочего класса», состоящего из бывших крестьян, лишенных возможности получать средства к существованию от собственного участка земли и вынужденных предлагать за вознаграждение свою способность к труду. Разворачивается процесс урбанизации и концентрации трудящихся масс в местах работы. Тяжелые условия существования работников выдвинули на повестку дня так называемый «рабочий вопрос». Глубокая поляризация общества обострила социальные отношения, то и дело принимающие форму открытых столкновений. В результате повышенное внимание ученых, политических деятелей и общественности стало уделяться проблемам социального консенсуса и регулирования социальных отношений как на уровне предприятия, так и на уровне общества в целом.
В-третьих, получила развитие прикладная функция науки. Традиционное общество было ориентировано на поддержание сложившегося порядка вещей. Способы выполнения работ и организация совместного труда передавались из поколения в поколение, а периодически возникающие инновации носили случайный характер. В индустриальном обществе совершенствование производственного процесса было поставлено на систематическую основу и стало одной из важных задач науки. Усилия ученых сконцентрировались на вопросах эффективности производства, максимальной отдачи, повышения производительности труда, решения возникающих социальных проблем.
В индустриальную эпоху «труд» и «профессия» становятся основой человеческого существования, определяя положение человека в обществе, доход, образ жизни, круг общения и т.п. Профессиональный статус отодвигает на второй план такие, некогда первостепенной значимости понятия, как религиозная и этническая принадлежность, знатность рода и т.п.
Сегодня общество переживает новую глобальную трансформацию становление постиндустриального (информационного) общества. Постиндустриальным новое общество называют потому, что перерабатывающая промышленность как локомотив экономического развития и капитал как основной фактор производства теряют свою роль. Все большая часть народного богатства создается в непроизводственной сфере или сфере услуг, причем услуг высококвалифицированных, связанных с современными технологиями. Знания, информация и основанный на них высококвалифицированный труд становятся сегодня основным производственным ресурсом. Отсюда и второе название общества информационное. Знания и раньше облегчали человеку его труд, однако они выполняли при этом скорее вспомогательную функцию. Сегодня же именно знания определяют львиную долю стоимости продуктов и услуг, которые становятся все более«интеллектуальными». Работники, занятые производством, передачей и использованием знаний, информации, становятся в постиндустриальном обществе доминирующей группой в общем числе занятых, превысив группу индустриальных рабочих.
В конце ХХ века возросший уровень благосостояния и образования основной части населения в развитых странах снизил экономическую составляющую в мотивации хозяйственной деятельности. Человек все более ощущает потребность в интересной работе, которая стала бы для него не только источником средств к существованию, но и сферой самореализации личности. Жесткие границы между трудом как внешней необходимостью и трудом как внутренней потребностью, присущие индустриальному обществу, все больше размываются. Новые методы организации труда предоставляют все больше свободы на рабочем месте, так как экономический успех фирмы сегодня во многом зависит от притока новых идей, повышения ответственности работника и его заинтересованности в конечном результате.
3. Экономический и социологический взгляды на труд: сравнительный анализ
Двойственный характер труда определил интерес к нему двух фундаментальных социальных наук экономики и социологии. Но каждая из них традиционно уделяет основное внимание лишь своему предмету изучения.
Экономическая теория занимается проблемой распределения ресурсов для удовлетворения разнообразных и поэтому конкурирующих между собой потребностей человека.
Для экономиста труд один из факторов производства (наряду с землей и капиталом). Благодаря тому, что в обществе существуют спрос на труд и его предложение, в их взаимодействии формируется рыночная цена.
Экономиста прежде всего интересует эффективное использование трудовых ресурсов. Процесс труда выглядит овеществленным в потоках затрат и доходов, подчиняется экономическим закономерностям. Отношения между людьми в этом процессе сводятся к отношениям «продавец покупатель», а личность как субъект труда зачастую вообще выпадает из рассмотрения.
Поэтому основными понятиями для экономиста являются: трудовые ресурсы, рынок труда, спрос и предложение на труд, производительность труда, заработная плата, рабочее время и т.п.
Социология изучает социальную реальность, то есть формы взаимоотношений между людьми и их группами. Социолог рассматривает труд как форму совместной деятельности людей, определенные отношения между ними. При этом трудовая деятельность подчиняется специфическим социальным закономерностям. В социологии больше внимания уделяется субъектам труда, которые различаются тем, что принадлежат разным социальным слоям, имеют разные интересы, могут не только мирно трудиться, но и конфликтовать. Поэтому основными понятиями для социолога являются: трудовые отношения, трудовой контроль, социальная стратификация (социальное неравенство), трудовой коллектив, трудовой конфликт, мотивация труда, отчуждение труда, социальное партнерство, производственная демократия и т.п.
Субъект труда человек. Что же им руководит, каковы мотивы его трудовой деятельности? И чем они определяются? Без ответа на эти вопросы вряд ли удастся понять сущность труда, его проявления, отношения в процессе труда.
Экономика и социология дают две полярные модели человека.
Экономист исходит из того, что человек самостоятелен в принятии своих решений, нацелен на максимизацию собственной выгоды, расчетлив и последователен в своих действиях, обладает всей необходимой информацией. Социолог, напротив, исследует общественные ценности и нормы, которые определяют действия человека, не соглашается с исключительно эгоистическими мотивами этих действий, сомневается в желании и возможностях все просчитывать в условиях постоянного недостатка информации. Применительно к трудовой сфере важно отметить, что экономическая модель предполагает мобильность человека, его способность к смене места работы и места жительства при изменении ситуации на рынке труда. Социологи в этом случае указывают на существование сложившихся сообществ и множества социальных связей, от которых человек отнюдь не спешит освободиться.
Экономисты считают, что созданный ими образ «экономического человека» характеризует человека как такового, его сущность, природу. Поэтому в экономических теориях присутствует некий абстрактный, универсальный человек, неизменный во времени и пространстве. Социологи не упускают из виду, что человеческие потребности, ценности и нормы исторически и культурно обусловлены, а сам«экономический человек» - продукт современного западного общества.
Естественно, что в «чистом виде» таких людей не существует. Модель то мыслительная конструкция, научная абстракция, «идеальный тип». Та или иная наука уделяет повышенное внимание одним аспектам и абстрагируется от других. Поэтому о том, какая модель правдивее, реалистичнее, спорить бесполезно. Однако вышеописанные логические полюса образуют систему координат для анализа реального человеческого поведения.
В настоящее время общество труда в полной мере начинает испытывать на себе парадоксальные результаты своего функционирования: неустанный труд в конечном счете ведет к исчезновению труда как такового.
В условиях научно-технического прогресса стремительно повышается производительность труда, и как результат снижается потребность в рабочей силе. Благодаря автоматизации производства, развитию робототехники своеобразные безлюдные производства уже не выглядят утопией. Все меньшее количество людей может производить все большее количество товаров и услуг. Создаваемое техническим прогрессом некоторое число новых рабочих мест в новых производствах на деле оказывается неизмеримо меньше того числа рабочих мест, которое ликвидируется. Но при снижении потребности в рабочей силе и сокращении занятости растет безработица.
Если при этом учитывать, что население земного шара продолжает увеличиваться, можно заключить, что безработица постепенно становится одной из глобальных проблем современности.
Жертвами трудосберегающих технологий могут стать не только промышленные рабочие. Компьютерные технологии сокращают число клерков в банковском деле, страховании, бухгалтерском учете и т.п. Например, такая новая технология, как «телебанкинг», не требующая физического присутствия клиента для совершения операций, позволяет существенно сократить сеть банковских филиалов, а значит, и их служащих.
Наиболее радикальные футурологи утверждают: человечеству пора задуматься не о будущем труда, а о будущем без труда.
Сокращается трудовая биография человека. Вследствие увеличения продолжительности образования отодвигаются границы вступления человека на рынок труда. Одновременно приближаются сроки выхода на пенсию. В стремительно развивающейся постиндустриальной экономике с возрастом становится все труднее конкурировать с молодыми, высококвалифицированными работниками. Для многих трудящихся активная профессиональная жизнь уже заканчивается в возрасте около50 лет.
«Будущее без труда» - скорее всего преувеличение, но ясно, что мир труда в том виде, в котором мы его знаем, действительно существенно изменяется. Такие характеристики, как единственное место работы, полный рабочий день, непрерывный рабочий стаж, могут стать скорее исключением, чем правилом. Поэтому неизбежно возникнет необходимость отказаться от философии единственной карьеры по принципу«одна работа на всю жизнь» и самостоятельно формировать«портфель работ» и управлять им. Сегодня все более распространенным явлением становится не просто периодическая смена рабочего места, но и смена профессии, рода занятий. И это не стоит рассматривать как исключительно негативную тенденцию, связанную с разрушением стабильности человеческой жизни. Ведь человек получает возможность полнее реализовать себя в разных качествах, разнообразить свою жизнь, получить новые впечатления.
Возможно «общество труда» действительно приближается к своим историческим границам и привычная трудовая этика и уклад жизни вскоре станут достоянием истории также, как трудовая этика крестьянства или средневекового ремесленника. Тогда профессиональный труд уже не будет представлять единственную ось существования человека. Наблюдается отход от понимания труда как призвания, характерного для протестантской этики.
Люди вновь обретают когда-то утерянные представления, что народное хозяйство не является единственной сферой приложения жизненной энергии и творческого потенциала, и направляют свою активность за пределы традиционного труда, обращаясь к детям, семье, общественной работе, политической деятельности, духовному самосовершенствованию.
Все вышесказанное означает, что многие привычные положения о роли труда, организации труда, трудовых отношениях, управлении персоналом, занятости и безработице, государственной политике должны быть пересмотрены.
1. Объект, предмет, функции социологии труда
Социология труда представляет собой специальную дисциплину, содержание которой - законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В качестве специальной социологической дисциплины она раскрывает специфику общественного труда как социального процесса и совокупность факторов, влияющих на этот процесс. Предметом социологии труда являются социально-типичные процессы, которые находят свое выражение в отношении человека к труду, его производственной активности. Поэтому типичной для социологии является постановка вопроса о массовом проявлении такого отношения к труду и таких форм социальной активности, которые соответствуют определенному содержанию и характеру труда.
Изучение взаимосвязи содержания и характера труда - основных категорий социологии труда - имеет важное методологическое значение. Оно позволяет понять, что развитие труда невозможно без качественных сдвигов в его содержании в ходе научно-технического прогресса.
По своему содержанию труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы.
Труд как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. При этом трудовой деятельности присущи, как отмечал К. Маркс, опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники.
Изучение труда в процессе его исторического развития показывает, что наиболее примитивный ручной труд сочетался с личной принадлежностью раба рабовладельцу(рабский труд); ручной ремесленный труд (допускающий самостоятельность и творчество, но на низком уровне развития технологии) характерен для феодального общества; с развитием механизации и повышением качества производительной силы труда началось развитие капиталистического общества с наемным трудом. Обобщая, можно заключить, что экономический закон соответствия уровня развития производительных сил состоянию производственных отношений проявляется в сфере труда в виде закона соответствия содержания и характера труда, его сущности и его социально-экономической формы.
Для феодального общества был характерен ремесленный труд, основанный на применении ручного инструмента и эмпирической технологии. Квалификация ремесленника непосредственно зависела от сложности предмета труда, а, следовательно, и функций по его обработке.
Кто желал быть мастером, вынужден был овладеть ремеслом во всей его полноте. Особенности труда ремесленника обусловливали и специфику его подготовки, которая фактически исключала теоретическое обучение и приобретала характер практического ученичества, растянутого на долгие годы.
Универсальность трудовых функций влекла за собой высокую ремесленную квалификацию. Однако эта квалификация сочеталась с низким культурным уровнем работника, обусловленным низким уровнем тогдашних знаний о мире, а также тем, что общее образование для большинства ремесленников было непродолжительным или вовсе отсутствовало. Успех дела в ремесленном производстве зависел прежде всего от таланта ремесленника, его личностных качеств и способностей. Приобретая высокую профессиональную культуру путем многолетней выучки, являясь производителем и предпринимателем, производящим и продающим свой товар, ремесленник выступал субъектом, творцом культуры, но на той низкой культурной и технической основе, которая обусловливала чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие.
Переход к машинному производству вызвал развитие капиталистических отношений, связанных с использованием наемного труда.
В содержании труда рабочего произошли глубокие качественные изменения, в которых реализуется важнейшая закономерность технического прогресса, а именно - передача опосредствующих функций от человека машине.
Машинное производство знаменует собой начало превращения науки в непосредственную производительную силу и приобщение рабочего к научно-техническим достижениям, необходимым для управления машиной.
Эмпирический опыт в труде продолжает играть значительную роль, но ограничиться им рабочий уже не может. От него требуется известный уровень общего, среднего специального и высшего образования, определенный объем профессиональных знаний, а наряду с этим, владение достаточно сложными навыками физического труда. В современных условиях, когда значительно больше прибыли "выжимается" из квалификации, нежели из физической силы, объективно необходимо формировать универсальную рабочую силу с высоким уровнем образования.
Технический уклад отечественного производства в нынешних условиях неоднороден. В технике, технологии и организации труда сосуществуют и переплетаются, во-первых, остатки прошлого- значительные объемы ручного неквалифицированного и тяжелого физического труда; во-вторых, основа нынешнего производства комплексно-механизированный труд, в-третьих, генеральная цель научно-технического прогресса - автоматизированный труд. Это обусловливает разнотипность труда совокупного работника с точки зрения его содержания и вместе с тем сохранение в современном производстве тех типов труда, которые исторически сменяли друг друга в ходе научно-технического прогресса.
Если в основе смены типов труда лежит технический прогресс, то главная причина их сосуществования- его неравномерность, переплетение в техническом базисе производства техники прошлого, настоящего и элементов техники будущего. Неравномерность развития техники, технологии и организации производства в разных отраслях, на различных промышленных предприятиях обусловливает сохранение массивов неквалифицированного ручного и тяжелого физического труда, не способствующего социальному и профессиональному развитию трудящихся.
Общественная ситуация такова, что на нынешнем этапе отечественное производство пока что нуждается в 70 % носителей преимущественно физического и в30 % преимущественно умственного труда. Деление на эти роды труда при современном уровне производительных сил пока что имеет место, и различие по роли в общественной организации труда работников, занятых указанными родами труда, выступает в нынешних условиях как различие социальное и культурное. Социальность различий проявляется прежде всего в том, что физический и умственный, квалифицированный и неквалифицированный труд диктуют различные требования к уровню общего и специального образования и профессиональной подготовки работников, их профессиональной культуре, и создают различные возможности для реализации профессиональных и личностных способностей в процессе трудовой деятельности.
Исходя из понимания предмета социологии труда, одна из основных категорий этой дисциплины - отношение к труду. В социологии принята точка зрения, что отношение к труду не ограничивается связью индивида с непосредственным его занятием. Оно выражает фундаментальную связь индивида с обществом, проявляется через общественную оценку труда - престиж профессии, труд как высшую ценность и способ признания человека в обществе - и получает субъективно-индивидуальное выражение в высказываниях и поступках человека.
Отношение к труду определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы - это содержание и характер труда, определяющие профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на то или иное к нему отношение. В ходе эмпирических исследований выявлено, что именно под воздействием социально-экономических условий труда (возможность служебного продвижения, возможность повышения квалификации, возможность повышения заработной платы) у работников складываются расположенность, позитивные и негативные ценностные ориентации на труд.
Создавая ощущение перспективности работы, социально-экономические условия активно формируют совокупность ценностных ориентации на эту Перспективность и способствуют повышению производительности труда.
Субъективные факторы - это система ориентации и мотивов трудовой деятельности. Мотивационное ядро отношения к труду включает три уровня: отношение к труду как к ценности; отношение к профессии как определенному виду труда; отношение к работе как к специфическому виду трудовой деятельности в конкретных условиях. В 80-е годы социологами ставился вопрос о неадекватности ценностно-нормативной и деятельностной сторон субъекта труда, о необходимости рассмотрения отношения к труду, как в плане мотивации, так и в плане фактической продуктивности работника, зависящей от условий и организации труда, от субъективной готовности реализовать свой фактический "деловой" потенциал.
Таким образом, отношение к труду связывается с социальной активностью человека и выражается в его поведении и трудовой деятельности. Методологическое решение вопроса о личностном аспекте социальной активности мы находим в высказываниях К. Маркса о том, что при изучении указанного феномена необходимо "исходить именно из действительного субъекта и делать предметом своего рассмотрения его объективирование". Следование этому методологическому решению позволяет избежать ошибок в содержательной трактовке понятия "социальная активность". Во-первых, односторонности, которая выражается в том, что социальная активность людей рассматривается либо как их отношение, либо как деятельность. Во-вторых, разрыва между "внутренней" активностью людей, активностью их сознания и активностью их поведения, между внутренне подвижным, возбужденным состоянием человека и его внешним проявлением.
Исследования социально-экономических и социально-психологических факторов пробуждения и развития социальной активности работающих- актуальная задача специалистов в области социологии труда. Особенно важна своевременность обнаружения и использования социальных резервов, которые, будучи невостребованными, иссякают либо вызывают даже негативные последствия. Например, подавленная активность может перерасти не просто в пассивность работников, а в скрытое сопротивление всяким нововведениям, которые сделаны или одобрены без их участия.
2. Специфика социалистического подхода к изучению труда
Необходимость объяснения трудового поведения индивидов и социальных групп вызвала появление концепции диалектики взаимосвязи мотива и стимула. Мотив в общих чертах определяется как объяснение причин действия, способствующих принятию решения о его начале.
Регулирующая роль мотива базируется на определении цели действия и предназначенной для этого программы, создающей основу для принятия решений о действии. Ставя вопрос таким образом, можно определить мотив как вербализацию цели и программы, дающую возможность определенному лицу начать определенную деятельность. Факторами, побуждающими к действию, будут, в этом понимании, некоторые состояния напряжения, связанные с потребностями человека.
Процессы инициации и реализации действий, направленных на достижение данной цели и определяющих то, что человек совершает тот или иной поступок, являются процессами мотивации. Поэтому изучение мотивационных процессов есть по сути дела изучение личности в ее действии.
Для социологического анализа проблем мотивации принципиальное значение имеет вопрос о соотношении мотивов и стимулов. Стимул понимается как внешнее воздействие на организм, индивида или группу людей. Если придерживаться этимологической трактовки стимула как палки или бича, то стимулирование становится сугубо внешним принуждением, вызывающим не мотив, а только негативную реакцию если не прямого сопротивления, то приспособления, конформизма. Стимул от своей этимологической основы сохранил только одно то, что это действительно внешнее побуждение. Под стимулом понимается любой внешний объект (материальный предмет, образ, в том числе и образ некоего состояния), который проектирует для себя индивид и делает этот объект целью своих устремлений.
Каждый человек окружен стимуляционным полем. Это могут быть и объекты естественной среды (лес, море, горы и др.), и духовные ценности, и материальные предметы, и предлагаемые обществом знаки внимания, отличия, образцы поведения, групповые символы. Это не просто окружающий мир, а мир, "пропущенный" через сито полезности, значимости для субъекта. Стимуляционное поле личности подвижно и динамично. Оно меняется с развитием потребностей (то, что было стимулом раньше, со временем может перестать играть такую роль) и с изменением набора объектов. Если необходимых для стимуляции объектов нет, то вектор цели сворачивается, деятельность обессмысливается, социальная активность гаснет. Возникают разного рода антистимулирующие эффекты, когда-то, что предлагается обществом в качестве стимула, дает противоположный результат.
Стимулы дистанцированы от индивида. Чтобы овладеть стимулом, индивиду необходима соответствующая настройка, как инструментальная (навыки, умения, знания, средства деятельности), так и психолого-мировоззренческая. Такая настройка индивида означает переход стимула в мотив как внутреннее побуждение к действию по достижению цели - овладению объектом-стимулом. В этом случае мотив выступает как внутреннее побуждение индивида, группы, индуцированное стимулом. При отсутствии реальных, действенных стимулов мотивы возникнуть не могут.
Сама по себе потребность такую роль выполнять не способна. Данный методологический подход позволяет по-новому рассматривать систему мотивации в бывшем советском обществе, где действовала планово-административная система управления трудом. Нельзя сказать, чтобы советская система не была заинтересована в развитии творческой активности, повышении производительности труда. По-своему она настойчиво добивалась этого, но средства обесценили усилия, постепенно разрушая остатки традиционных элементов мотивации и не предлагая взамен ничего нового. Прежде всего, система породила иллюзию высокой эффективности принуждения. Практика взяла на вооружение "концепцию мотивации", которая покоилась на трех"китах": 1) человек всегда стремится к более высокой должности, большему вознаграждению; 2) наиболее эффективно человек трудится в рамках регламента, зная что его работу можно проверить; 3) при социализме личные интересы подчинены общественным.
В трудные послевоенные годы эмпирическая достоверность данных положений представлялась очевидной. Но, начиная уже с середины 60-х годов, практика управления оказалась не в состоянии задействовать огромные социальные резервы, составляющие на современном предприятии до 40 % всех резервов. Рост материального благосостояния снизил личную зависимость работника, экономическую необходимость интенсивного труда ради средств к жизни; возросший образовательный, культурно-технический уровень существенно повысил стремление к творческой работе, к самостоятельности. Что же касается соотношения личных и общественных интересов, то оно по самой своей сути диалектично, а это значит, что они (интересы) образуют единство, но не тождество. Вытекающие из их самостоятельности различия не только не исключают, но и предполагают противоречия между ними, и способом их разрешения не может быть доминирование общего над личным или жертвенность личного общему.
Действительное их разрешение означает реализацию одного через другое, взаимовоплощение в ином, с возвращением к собственной основе. На новом уровне. Принятые постулаты в принципе не могли обеспечить адекватную мотивацию, а значит, неизбежность кризиса коренилась в них самих.
Для нынешнего периода трансформационных процессов в обществе наиболее характерным типом мотивации является инструментальный, иными словами, ориентация на зарабатывание. Усилению этого типа мотивации способствуют: инфляция и падение жизненного уровня населения, растущая безработица, трудности индивидуальной интеграции в рыночные отношения с непривычными экономическими критериями. При столь высоких темпах экономических изменений подавляющее большинство населения потеряло многие критерии "нормального" существования. Окончательно разрушена связь заработной платы с уровнем и содержанием квалификации, уровнем профессионализма, произошло изменение самого смысла понятия "профессионализм в работе"; обострилась застаревшая и очень болезненная проблема, когда на промышленных предприятиях более ценится физический труд, нежели умственный (основа которого- как минимум, среднее специальное образование и высокая квалификация).
Если прежде заработная плата не стимулировала существенной трудовой мотивации в силу своего уравнительного характера, то теперь она антистимулирует трудовую мотивацию в силу потери связи с качеством и количеством труда и даже в силу возникновения обратной связи между ними: чем более профессионален труд, чем больше лет он требует на овладение данной профессией, тем хуже он оплачивается. Таким образом, заработная плата стала антистимулом трудовой мотивации в стимуляционном поле человека при разрушении в этом поле остальных мотиваторов профессионального, квалифицированного труда. А это означает научно-технический и социальный регресс и ведет к возникновению и усилению люмпенского по своей природе сознания в тех или иных социальных группах. Конечно, такая ситуация должна измениться с приведением механизма оплаты труда в соответствие с критериями прибыли, экономической эффективности и вклада в нее, осуществляемого работником или подразделением. Но это возможно лишь при введении системы глубокого хозрасчета в условиях стабилизации новых экономических отношений.
В связи с резкими и часто непредвиденными изменениями в конкретной общественной ситуации, особое значение приобретает концептуально обоснованная система социологических показателей, с помощью которых:
1. Определяется достигнутый уровень развития явлений и процессов, составляющих предмет социологии труда - социально-типичные установки на трудовую деятельность. При этом совокупность тех или иных показателей, их уровень должны адекватно выявлять происходящие общественные изменения, отражать изучаемые явления в связи со всем процессом общественного развития, с сосредоточением внимания на возникающих проблемах.
2. Определяются факторы, воздействующие на явления и процессы в сфере формирования ценностного отношения к труду. При этом речь идет в первую очередь о факторах, с помощью которых можно целеустремленно влиять на социальные процессы, побуждающие естественную потребность в труде. Это, прежде всего формирование в труде характерных особенностей личности и положительно-заинтересованного отношения к труду, проявление различных форм социальной активности.
3. Определяются тенденции изменений в содержании и характере труда, его социально-экономических, гигиенических и психологических условиях, а также в социальном качестве рабочей силы с целью прогнозирования тех или иных изменений в отношении к эффективному высокопроизводительному труду.
Основные условия совершенствования социологических показателей вообще, и в сфере труда в частности, - это уточнение концептуального видения предмета исследования в плане большей адекватности концепции трансформационным процессам в обществе. В методическом плане это уточнение процессов операционализации основных понятий в рамках социологической модели, используемой для объяснения изучаемого явления.
В эмпирическом аспекте - это поиск новых объективных и субъективных показателей, адекватных реально протекающим процессам в момент и на этапе проведения исследования.
3. Человек в управлении трудовой деятельностью
В процессе трудовой деятельности работники, совместно реализующие цели производству материальных или духовных благ, объединяются в социальную организацию с определенными правилами и процедурами. Такое объединение работников трудовой коллектив. С одной стороны, трудовой коллектив социальный институт, то есть одна из форм совместной деятельности людей, а с другой же социальная общность, выступающая элементом социальной структуры, общества. Коллектив (от лат. collectyus собирательный) специфическая организованная общность, осуществляющая общественно-полезную, целенаправленную деятельность на основе общественной(общей, совместной коллективной или частной) собственности на средства производства и общих условий собственной деятельности. Дополняя и развивая определение, можно отметить, что трудовой коллектив организационно и юридически оформленное объединение тружеников, совместно работающих на предприятиях и в организациях, кооперативах различных отраслей производственной и непроизводственной сферы.
Определение трудового коллектива позволяет выделить основные свойства, признаки: коллектив формируется там, где определенная численность индивидов объединена совместной деятельностью и их взаимодействием. В системе социологии американский социолог Питирим Сорокин склонен признать, что совместная деятельность индивидов выступает основой коллектива тружеников, что для коллектива характерно постоянство контактов индивидов, довольно жесткая организация и дисциплина. Но такие признаки коллектива определяют его лишь внешне. С точки же психологической содержательная, психологически-оценочная характеристика коллектива начинается с признания специфических внутригрупповых и внешних связей, отношений. Понятие коллективность фиксирует не только совместность действий, но и такую их согласованность, которая выражает сплоченность, сознательное взаимодействие, основанные на общности интересов и целей деятельности. Отсюда и различие в содержании понятий коллектив и коллективность. Если бывают различные коллективы и характеризуются типичными признаками, ТО коллективность определяется степенными различиями. В зависимости от объективных и субъективных условий в разных коллективах коллективность находится на различных уровнях.
Понятие коллектив отличается от содержания близкого ему понятия группа. Различие понятий состоит в том, что группа строго формальное объединение, абсолютно безразличное к любому содержанию. Коллектив же объединение людей с общими целями и интересами, потребностями, хотя и группа тоже объединение, но люди в коллективе объединены для решения совместных Проблем, целей, удовлетворения потребностей. Они формируют особый тип межличностных отношений, характеризующихся разной степени сплоченностью и т. п. Сплоченность осознание членами коллектива цели и готовности к ее осуществлению, убежденность в значимости цели для коллектива и для каждого его члена, определяющее место цели в системе ценностных ориентации коллектива, осознание перспективы. Сплоченность выражает степень единства коллектива. Ее основа реально существующие и субъективно значимые внутри коллективные связи, единство взглядов (морально-политическое единство), общая точка зрения на пути и средства реализации, целей коллектива, взаимопомощь членов коллектива.
Трудовой коллектив ячейка общества, в которой люди объединены конкретным видом общественно-полезной деятельности и возникающими в процессе деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами и нормативами поведения.
Трудовой коллектив имеет две основные функции: производственно-экономическую и социальную.
Производственно-экономическая функция предполагает максимальную оптимизацию трудовой деятельности, охватывает техническое совершенствование производства, правильный подбор и расстановку кадров, проведение оптимальной системы материального и морального стимулирования и т. п.
Социальная функция трудового коллектива направлена на совершенствование и обогащение содержания отношений между людьми в коллективе, удовлетворение потребностей в общении, повышении социального статуса, освоение норм поведения, формирование ценностных ориентации, участие в общественной жизни и т.п.
Трудовой коллектив социальная общность складывается из разных социальных слоев, групп и существует рядом с семьей, этносом и т.п. В коллективе зарождаются те социально-психологические процессы, благодаря которым осуществляется«переход» от общества к отдельной личности. Именно в коллективе формируется личность, развиваются ее ценностные ориентации характера. И если формальная структура коллектива отражает его производственные функции (взаимоотношения членов коллектива регулируются должностными инструкциями, приказами, директивами и т. п.), то неформальная структура коллектива основывается на неофициальных отношениях, которые значительно зависят от симпатий и антипатий людей. Такая структура, по праву, считается сущностной, внутренней, внешне невидимой, и возникает на основе видимых объективных связей между людьми.
Совместный труд, если он связан с сознательной взаимной помощью в достижении общей цели, становится силой сплочения людей, объединяя при определенных условиях индивидуальные умы и воли в монолит мозговой и волевой энергии. Совместный труд способствует воспитанию психологии коллективизма, которой присуще понимание и признание силы коллектива.
Трудовой коллектив в развитии проходит три стадии: стадию первичного синтеза; стадию дифференциации (расслоения); стадию синтеза.
Соответственно устанавливаются и три уровня развития коллектива: низший, средний и высший. Субъективные условия, формирующие коллектив, включают некоторые общие элементы: «притирка» членов групп друг к другу в том или ином отношении; формирование взаимопонимания между ними вплоть до установления единства взглядов и убеждений; возникновение благоприятного нравственного микроклимата; превращение заданной цели в коллективную цель; способность разрешать конфликтные ситуации в самом коллективе в интересах и коллектива, и каждого его члена; ориентация большинства членов коллектива на соотнесение коллективных интересов с более широкими и социально значимыми интересами общества.
Формирование коллектива происходит под влиянием, во-первых, целенаправленного воздействия общества; во-вторых, воздействия соединенных в социальные общности индивидов, выступающих уже не в качестве «человеческого материала», а как активно действующие сознательные личности; в-третьих, внутреннего микроклимата, определяемого совокупностью, социально-психологических (по форме) и морально-деловых (по содержанию) связей между членами группы; в-четвертых, многообразием внешних межколлективных связей. Только при определенном характере соотношения субъективных условий и оптимальных объективных связей определенная группа, уже представляющая известный уровень организации, становится коллективом.
Коллектив рождается в деятельности. Должен быть накоплен опыт совместной деятельности, чтобы группа превратилась в коллектив.
Очевидно, общественно-полезная деятельность отличает коллектив на всех этапах, однако меняется его отношение к деятельности, меняются ее мотивы, ее целенаправленность и в конечном итоге ее эффективность. В обществе деятельность трудового коллектива, обусловленная определенной общественной потребностью, не ограничивается только достижением максимально эффективного результата по удовлетворению потребности.
Сформированный коллектив становится важнейшим и невосполнимым, незаменимым ничем иным фактором формирования личности.
2. Социально-экономический закон разделения труда Теория разделения труда, обмена и денег А. Смита
Разделение труда занимает ключевое место в экономической системе А. Смита. Основополагающее значение этого элемента А. Смит мотивировал, во-первых, тем, что разделение труда является причиной, стимулирующей производительность. Он считал, что разделение труда повышает производительность тремя способами:
• увеличением ловкости каждого отдельного рабочего;
• сбережением времени при переходе от одного вида деятельности к другому;
• стимулированием изобретения и производства машин, облегчающих и сокращающих человеческий труд.
Развитие же производства определяет все благосостояние страны. Во-вторых, он видел общую совокупность индивидов, эгоистичных по своей сущности, и единственным звеном, которое соединяет их в систему, считал разделение труда, возникшее из-за природной склонности человека к обмену.
В теории разделения труда А. Смит отобразил тенденцию к развитию машинного производства. Он утверждал, что объем производства и потребления продуктов определяется двумя главными факторами: долей населения, занятого производительным трудом, и уровнем производительности труда.
Будучи объективным наблюдателем, он отобразил процесс превращения рабочего в специализированную машину, резкое ухудшение условий его труда. Чтобы прервать данную тенденцию, грозящую вырождением значительного числа населения, А. Смит был согласен даже прибегнуть к помощи государства, хотя в принципе был против его вмешательства в экономику.
Однако А. Смит не замечал принципиального различия между разделением труда внутри мануфактуры и разделением труда в обществе, между предприятиями и отраслями. Все общество представлялось ему гигантской мануфактурой, а разделение труда - всеобщей формой сотрудничества индивидов.
Тема денег органически связана с темой разделения труда, т.к. у А. Смита деньги выступали в качестве средства обмена ("великого колеса обращения").
А. Смит подчеркивал стихийное возникновение денег как специфического товара. Он выводил деньги и кредит из нужд производства и обращения, видел их подчиненную роль. Но А. Смит недооценивал обратное влияние денежно-кредитных факторов на производство. Слабым местом в концепции денег было и занижение других их функций. Кредит же А. Смит рассматривал лишь как средство активизации капитала.
Подводя итог, можно сказать, что многое у А. Смита, как в теории разделения труда, так и в теории денег, верно и сейчас. Однако главной ошибкой А. Смита стало предположение, что разделение труда возникло из-за обмена, а не наоборот. Концепция же денег, его трактовка их возникновения в результате действия стихийных сил обмена, понимание денег как товара представляет собой серьезное достижение экономической науки рассматриваемого периода.
3. Социально-экономические группы с точки зрения доходов. Социальные факторы доходов. Социальные взгляды на бедность и богатство
4. Социально-экономические группы с точки зрения категорий общественного мнения
4.2. Вопросы для обсуждения
1. В чем заключается двойственный характер труда?
2. Какова роль труда в жизни человека и общества?
3. Ради чего трудится человек?
4. Что есть сам труд наказание или призвание, проклятие или благо?
5. Почему труд как таковой для мыслителей и философов древности не был привлекательным объектом анализа?
6. В какой исторический период труд, прежде не входивший в число приоритетных ценностей, возвышается до уровня высочайших религиозных ценностей, наполняется нравственным содержанием, рассматривается как призвание?
7. Почему с возникновением и развитием индустриального (капиталистического) общества намечается крутой поворот в анализе труда?
8. В какую эпоху«труд» и«профессия» становятся основой человеческого существования, определяя положение человека в обществе, доход, образ жизни, круг общения и т.п.?
9. Возможно ли«будущее без труда»?
10. Экономическая модель предполагает мобильность человека, его способность к смене места работы и места жительства при изменении ситуации на рынке труда. Прокомментируйте данное утверждение.
4.3. Темы докладов и рефератов
1. Что же такое труд?
2. Труд как взаимодействие между человеком и природой.
3. Социальный характер труда.
4. Социализация в процессе труда.
5. Труд в исторической перспективе.
6. Экономический и социологический взгляды на труд: сравнительный анализ.
7. Труд как форма совместной деятельности людей, определенные отношения между ними.
8. Сущностные характеристики трудового коллектива как социальной общности.
9. Типы трудовых коллективов.
10. Человек в управлении трудовой деятельностью.
11. Социально-экономический закон разделения труда.
12. Социально-экономические группы с точки зрения доходов.
13. Социальные факторы доходов.
14. Социальные взгляды на бедность и богатство.
15. Социально-экономические группы с точки зрения категорий
общественного мнения.