У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

доклад ldquo;Функции и поле речи и языка в психоанализеrdquo;1953г

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

33.Психоаналитическая интерпретация культура в школе Жана Лакана.

 Жан Лакан (1901-1981)-это основатель “Парижской школы фрейдизма”, теоретик и практик так называемого “структурного психоанализа”. Своей целью Лакан провозгласил “возврат к Фрейду”.

Программной работой Лакана является его обширный доклад “Функции и поле речи и языка в психоанализе”(1953г.). В ней он особо подчёркивает роль символических структур  и языка для анализа бессознательного, указывая, что оно представляет собой символический язык.

 В истолковании структуры психического аппарата Лакан следует Фрейду, хотя и модифицирует Фрейдовскую схему. Первая инстанция психического аппарата человека – это решение, имеющее важное значение.

 Исходной движущей силой человеческой психики Лаканом считается некоторая “нехватка бытия”, связанная с возникновением раскола между “Я” и “не-Я”.

 Каждый человек имеет некоторый образ самого себя, и человеческое “Я” обозначается Лаканом как воображаемое. Формирование “воображаемого” происходит у ребёнка на “стадии зеркала”(6-8 месяцев).

 Следуя Фрейду, Лакан считает, что “желание” подчиняется принципу удовольствия. Однако полное удовлетворение “желанию” приводит к его исчезновению, а потому само существование человека, считает Лакан, невозможно без возникновения всё новых и новых “желаний”. Но эти вещи сами по себе выполняют функцию лишь посредников, позволяющих реализовать главную потребность человека – слияние с миром.

 Иными словами, человек, согласно Лакану, хочет не владения конкретными объектами, а того, чтобы другой человек нуждался в нём и жалел его. Так появляется понятие Другого, выступающего в качестве носителя символического. Под “символическим” в концепции Лакана понимается совокупность социальных норм, установлений, идеалов, предписаний, запретов и тд.

 Понимание бессознательного в качестве языка представляет собой главную задачу Лакана.

 Бессознательное у Лакана выводится за пределы чисто биологической интерпретации и становится феноменом культуры.

Бессознательное перестаёт рассматриваться в духе Фрейда как нечто стихийное и неупорядоченное. Бессознательное становится той областью, где происходит усвоение индивидом социальных норм и культурных ценностей, т.е. социализация личности. С другой стороны, Лакан по-своему понимает и символы культуры. “Символическое” считается представленным в материальных формах языка – устной и письменной речи, в первую очередь.

 Субъектом может считаться лишь субъект бессознательного, существующего в речи, но не в её явных формах, а в её разрывах.

 Таким образом, Лакан сделал бессознательное полноправным объектом культурологического исследования.

 Идеи Лакана оказали заметное влияние и на психоанализ, и на психоаналитическую концепцию культуры, и на постструктурализм.

34. “Аналитическая психология” К.Г. Юнга и архетипы коллективного бессознательного

 Если Фрейд и Лакан говорили об индивидуальном бессознательном, то главным понятием концепции швейцарского психолога и философа культуры Карла Густава Юнга (1875-1961) становится коллективное бессознательное.

 У Юнга, психика понимается в качестве закрытой энергетической системы. Следовательно, количество энергии, которым она обладает, должно оставаться постоянным, и все энергетические процессы в ней подчиняются принципу компенсации. Иными словами, уменьшение энергии в одной части означает её увеличение на точно такую же величину в другой части, и наоборот.

 Таим образом, все процессы сознательной и бессознательной жизни человека рассматривается Юнгом в качестве проявлений психической энергии – либидо.

 Из своей психиатрической практики Юнга узнал, что в сознании больных могут возникать такие образы, которые, с одной стороны, они не могут почерпнуть извне(из книг, кинофильмов, личного опыта и тд.), а с другой – которые входят в фонд основных символов великих  и очень часто экзотических(с точки зрения европейца) цивилизации – например, цивилизаций майя, ацтеков. Так Юнг приходит к своему понятию архетипа. Архетип – это своеобразный коллективный осадок исторического прошлого, воспринимаемый только интуитивно. Архетипы – это не конкретные образы, а схемы образов.

 Одним из наиболее важных архетипов считается “мандала” – круг, в который вписаны различного вида кресты, квадраты, ромбы, что является символом самодостаточности.

 Вслед за Фрейдом Юнг понимает психическое бытие в качестве сложного единства взаимосвязанных систем.

 Количесво систем Юнга:

-“Маска” т.е. некоторая индивидуальная система приспособления к миру.

-“Тень” т.е. некоторая низшая часть личности “Тень” включает в свой состав совокупность всех личностных и коллективных элементов.

-“Анима” и ”Анимус” – это образ женщины вообще в бессознательной психике мужчины, а “Анимус” – соответственно образ мужчины вообще в бессознательной психике женщины.

-“Самость”, т.е. архетип целостности личности в качестве жизненной цели человека, его императива в процессе развития.

 Подлинной задачей культуры, считает Юнг, является индивидуация, т.е. определённой уравновешивания сознательного и бессознательного начал. Цель культуры состоит не в том, чтобы полностью избавиться от архетипов, а в том, чтобы осуществлять толкование архетипической символики и тем самым облегчать процесс индивидуации.

 Поздние работы Юнга посвящены будущему человеческой культуры, и их вряд ли можно назвать в полном смысле оптимистичными. Проблема зла, его происхождения и сущности становится одной из центральных тем этого периода. Современное ему состояние культуры он осмысляет как кризисное.

35. Интерпретация культуры структуралистской антропологической концепции К. Леви-Строса

 Термин “структурализм” используется в качестве названия целого ряда направлений в социальной и гуманитарном познании, основанных на рассмотрении объекта исследований в качестве структуры. Под структурой понимается совокупность отношений между элементами некоторого целого, которые сохраняют свою устойчивость при  внешних и внутренних изменениях. Устойчивые структурные отношения выявляются в языке и литературе, в общественных отношениях, социальных установлениях и традициях. Развитие структуралистского подхода началось в лингвистике и связано с именем швейцарского учёного Фердинанда де Соссюра (1857-1913). Структурализм перестаёт быть только методом научного исследования и превращается в особую философскую систему и даже особое мировоззрение. Одним из ведущих представителей этого научного и философского движения является французский этнолог, культуролог и философ Клод Леви-Строс.

 Одним из первых он применил методы структурной лингвистики и математические методы теории информации. Особый интерес вызвали у него правила брака, системы  родства, ритуалы, мифы, тотемизм, маски в качестве особого рода языков, к которым могут быть применены методы структурного анализа.

В концепции Леви-Строса речь идёт о двух структурах. Во-первых, это структура человеческого разума, а во-вторых – структура окружающей человека физической реальности.

 В возникновении различий между структурами природы и разума виновато историческое развитие, всё больше отдаляющее человека от его природных первоистоков.

 Леви-Строс подчёркивал человеческий аспект своей концепции и даже назвал её структурной антропологией. Современный человек, считает Леви-Строс, живёт в ситуации глубокого раскола между культурой и природой, и именно это делает его несчастным.

 Современная цивилизация, согласно Леви-Стросу, запрграмирована на то, чтобы сделать человека несчастным. Современные философия и наука, считает он, ненамного возвышают его над уровнем дикаря, жизнь которого тем не менее гармоничнее именно в силу неразрывной связи с природой. В конечном счёте идеалом Леви-Строса оказывается романтическое представление о нерасчленённости, изначальной целостности существования первобытного человека. Тем не менее конкретные результаты, полученные Леви-Стросом, а также разработанные им методы имеют очень важное значение. Они “работают” в современной науке и продолжают оказывать плодотворное воздействие на многих исследователей.

36. Анализ структуры предметов  и установлений современного европейского общества в концепции Р. Барта

 Бессознательная структура разума является предметом исследования и другого представителя структурализма – французского литературоведа культуролога Ролана Барта (1915-1980). Однако центр тяжести исследовательских интересов Барта смещается к современным проблемам. Для Барта характерен обострённый интерес к языку, но Барт, в отличие от других исследователей, попытался в первую очередь выявить в каждом слове следы тех смыслов, которые оно приобретает в контексте своего употребления.

 В языке существуют не только общеобязательные нормы, но и различные социальные смыслы, появившиеся  процессе использования языка многими поколениями людей. Эти смыслы приводят к тому, что каждый национальный язык расслаивается на множество различных способов знакового закрепления социокультурных представлений.

 Барт обозначил эти способы с помощью термина “типы письма”. В свою очередь, “письмо”  понимается им в качестве некоторой идеологической “системы координат”.

 Отдельный человек заимствует свой язык из различных “типов письма”, и именно “типы письма” определяют его картину мира.

 Главное, что увидел Барт в “письме”, - это его принуждающая сила. Если язык не только выражает определённое содержание, но производит новые системы, приобретающие принудительный характер, то ни язык, ни “письмо” нельзя мыслить и толковать независимо от власти, и в частности от политики.

 Барт указывает, что наиболее интересными являются литература и мода, поскольку в этих элементах культуры их вещественная основа может меняться до неузнаваемости, но форма сохраняется неизменной.

 Как и у Лакана, и у Леви-Строса, бессознательное у Барта становится существенным компонентом его концепции. И так же как они, Барт устанавливает связь бессознательного с языком. Одновременно устанавливается и связь языка с желанием.

 Барт считает, что текст начинает жить собственной жизнью, фокусируются уже не в личности автора, а в личности читателя. Единство текста – н в его происхождении, а в его предназначении. Беда в том, что за пределы языка нет выхода: это замкнутое пространство.

 Так, литература становится у Барта аналогом социальной революции, разрушающей и нейтрализующей власть. Однако Барт не может не признавать, что само расслоение языка, о котором говорилось выше, является результатом расслоения самого общества.

Тема письма и власти, власти и языка становится ведущей и у других представителей структурализма.  




1. Вступление Свыше девяти лет назад двести двадцать семь человек в числе которых был и я покинули Зем
2. Виды ревизий
3. 2013 примечание - распределены по районам а не по чемпионатам некоторые играют в соседних чемпионатах
4. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА Базовые понятия фин математики применяемые в фин менеджменте1
5. Тема 8. кредитування підприємств
6. Зарубежная печать в котором были представлены 3840 газет и журналов из 204 государств
7. Реферат- Источники излучения в интегрально-оптических схемах
8. тема экономических отношений которая включает совокупность форм и методов формирования целевых фондов ден
9. Доклад Из варяг в греки
10. Тема 5. Бюджетний процес Дослідити бюджетний процес на державному та місцевому рівнях за 20092011 роки
11. БОБРУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ УТВЕРЖДАЮ Зам.
12. ПО СОГЛАШЕНИЮ ОТКАЗАТЬСЯ ПО ЗАКОНУ Л
13. Ибо специалист знает что под хорошим наездником лошадь не встанет на дыбы
14. Система управления предприятием
15. ВВЕДЕНИЕ Одной из важнейших проблем стоящих перед автомобильным транспортом является повышением эксплуа
16. Реферат- Державне регулювання ринку нерухомості в Україні
17.  Краткие теоретические сведения Свойства полупроводниковых приборов зависят как от чис тоты испол
18. Гаучо легендарные латиноамериканские ковбои
19. либо затратами Прибыльпоказатель эффективности.
20. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку